Какая совесть в ворде
Совесть - это. Определение понятия, значение слова совесть
СОВЕСТЬ – это чувство моральной ответственности за своё поведение; внутренняя оценка своих поступков, нравственные принципы.
СОВЕСТЬ – это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие морально должному.
СОВЕСТЬ – это внутренняя оценка человеком своего поведения, самооценка, постоянный мысленный разбор успехов и неудач, достойных и недостойных (умных и глупых, правильных и неправильных и т.п.) поступков.
Сочетаемость со словом «совесть»
Иметь совесть, мучает совесть, совесть говорит, потерять совесть, хватило совести, забыть о совести, отягощать совесть, взывать к чьей-либо совести, заговорила совесть, терзает совесть, грызёт совесть, совесть проснулась, пробудилась, позволяет совесть.Муки совести, угрызения совести, укоры совести, голос совести, суд совести, вопрос совести, остатки совести.
Эпитеты (прилагательные) к слову «совесть»
Спокойная совесть, чистая совесть, рабочая совесть, гражданская совесть.Понятие «совесть»
Слово «совесть», видимо, происходит от «со-ведать», то есть «знать вместе с другими». Подразумевается знание о себе. Личность подконтрольна своей совести, которую не так-то просто «уговорить», «успокоить», если некто «слышит» ее осуждающий голос, испытывает угрызения совести. Можно попытаться заглушить в себе ее голос, можно на время «забыть» о ней, но полностью искоренить ее невозможно. Тот, кто живет не по совести, испытывает глубокий внутренний разлад, который, оставаясь даже неосознанным, так или иначе, нередко весьма серьезно, а иногда пагубно, сказывается на его душевном и телесном здоровье.Истоки совести
Феномен совести подтверждает, что нравственность является органической частью человеческой личности, и поэтому можно считать вполне обоснованным определение человека разумного вместе с тем как человека морального. Люди нравственны в разной степени, но вряд ли можно найти психически нормального человека, абсолютно лишенного каких-либо моральных начал.Органичность нравственности для человека ярко выражается в том, как проявляется переживание чувства стыда: он краснеет, ему становится жарко, душно, он не знает, куда себя деть, отводит глаза и т. п.
Виды совести:
Э. Фромм выделял два вида совести: авторитарную (выражает нашу подчиненность внешнему авторитету) и гуманистическую («голос» самого человека, лучшего начала в нем).Функция (роль) совести
Драгоценным достоянием человечества является создание представлений о совести. Оно обязывает человека ставить себя на место своего ближнего, позволяет ему и даже понуждает его сделать все возможное для облегчения состояния и участи окружающих людей. Чувство совести обязывает человека осуществлять моральный самоконтроль, формулировать для себя нравственные обязанности, контролировать свои помыслы и действия, осуществлять строгую самооценку вплоть до состояния угрызения совести.
Совесть — мерило сознательности. Разум дает один вариант поведения. Чувство — другой. И пусть разные побуждения руководят человеком в выборе решения или действия, раз в нравственном дуэте ведет совесть, исход будет правильным.
Совесть обладает воспитательным воздействием, поскольку она заставляет человека быть требовательным по отношению к самому себе, не удовлетворяться наличным состоянием.
Совесть выполняет контролирующую функцию по отношению к любым поступкам и целям индивида, его поведению. Эта функция может выражается в угрызениях, укорах, сожалении по поводу уже содеянного или выступать активным волевым элементом морального сознания (предупредительная функция), удерживая индивида от совершения каких-л. поступков или заставляя его совершить какое-л. действие, поступок. Положительной ценностью обладает именно вторая, поскольку благодаря ей удается избежать зла, любых проявлений аморализма, не уронить собственного достоинства и чести. Она также может побуждать человека к совершению конкретных морально одобряемых поступков.
Требовательна и непреклонна совесть. Она велит осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, производить самооценку совершаемых поступков — анализировать, взвешивать, пропускать через фильтр разума свое поведение, желания, стремления. В таком рационализме, такой рассудочности мораль предшествует расчету, а не расчет морали.
А если моральные критерии — основа, то это верная гарантия невозможности для человека ни приспособления к злу в любом его обличье, ни сделки с совестью, даже тогда, когда человек поставлен в крайне затруднительные ситуации.
Совесть — одно из выражений нравственного самосознания и самочувствия личности. Совесть представляет собой своеобразный сплав рационального осознания, чувственного переживания и волевого усилия в психике человека. Совесть «включается» только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их («морально невинен»), то совесть в нем не может заговорить. Чтобы переживать по поводу собственного отступления от моральных ценностей, нужно их знать и принимать как личностно значимые. Совесть наиболее остро выражает ощущение моральной удовлетворенности или неудовлетворенности («чистая» и «нечистая» совесть), выступает в форме глубоких эмоциональных переживаний личности (угрызения совести, муки совести).
Совесть сформировала у людей чувства участливости, сострадания, милосердия.
Сознание совести занимает особую роль в духовной жизни, в поведении человека. Не случайно человеку непорядочному бросают такой упрек: “У тебя совести нет!”. Совесть в таких случаях становится синонимом всей морали. Конечно, нравственный мир человека не сводится только к сознанию совести. Но очевидно, что именно совесть во взаимодействии с долгом является, пожалуй, главным регулятором движений человеческой души, стимулирует многие ее другие нравственные чувства и устремления. Совесть человека отделяет доброе от злого, порождает чувство стыда за недостойные поступки, побуждает помнить о необходимости оставить о себе добрую славу. Совесть предполагает способность человека взглянуть на себя со стороны и оценить свои поступки с точки зрения других людей.
Тема совести в литературе (примеры)
В.К. Железников "Чучело"
М.Е. Салтыков-Щедрин "Пропала совесть"
Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"
Л.Н. Толстой "Война и мир"
М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
А.С. Пушкин "Капитанская дочка"
А.С. Грибоедов "Горе от ума"
А.П. Чехов "Душечка"
А.С. Пушкин "Евгений Онегин" и др.
Многомудрый Литрекон представляет два варианта итогового сочинения по направлению «Разговор с собой» на тему: Что значит быть «совестливым человеком»? Литературные аргументы он взял из книг «Капитанская дочка», «Гроза», «Преступление и наказание», «Евгений Онегин». Приятного просвещения!
Вариант 1
Таким образом, совестливый человек не только испытывает чувство вины, когда нарушает нормы морали, но и контролирует свое поведение, стараясь не совершать ошибок. Чтобы мир был лучше, таких людей должно быть больше, ведь всем будет приятно жить в окружении честных и преданных родственников, друзей и коллег.
Вариант 2
Образ совестливого человека мы встречаем в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой стал жертвой теории о вседозволенности, согласно которой одни люди могут властвовать над другими лишь потому, что проливают кровь без сожалений и колебаний. Родион позволил обмануть себя и решил приобщиться к «право имеющим», пройдя своеобразное «боевое крещение». В качестве «пробы» он избрал злую и жадную ростовщицу. Однако после убийства он отнюдь не чувствовал себя власть имущим. Наоборот, совесть замучила новоявленного «Наполеона». Он заболел лихорадкой, слег в постель и видел кошмары. Раскольников страдал до такой степени, что даже не мог общаться с семьей, боясь оскорбить ее близостью к преступнику. Однако свое спасение он нашел именно в угрызениях совести. Они вынудили его последовать совету Сони Мармеладовой и сдаться с повинной. Через наказание Родион обрел прощение и исцеление души. Его можно назвать совестливым человеком, потому что чувство вины не позволило ему спокойно жить после преступления.
Таким образом, совестливые люди никогда не смогут пойти на компромисс со своими убеждениями. Они требовательны к себе и другим: чувство вины вынуждает их принимать нелёгкие решения, которые позволяют выйти на правильный путь. Чтобы жить по совести, каждому из нас необходимо развить в себе этот нравственный ориентир.
Совесть является важным качеством человека, играющим далеко не последнюю роль в социуме. Она часто заставляет испытывать страдания, однако, лишаться её совсем не нужно. Отсутствие совести – одна из самых нелестных характеристик человека. Быть совестливым значит быть настоящим человеком. Когда же совести нет, человек становится морально ущербным, даже чудовищным. У всех ли есть совесть ? И зачем она нужна?
Совесть и социум
Надо отметить, что совесть не всегда была присуща людям. И в современном обществе она есть не у всех. Есть индивиды, лишённые этого полезного чувства. В чём тут дело? Совесть очень тесно связана с такими качествами личности, как ответственность и самокритика. Если индивид не развился в личность, совесть в нём находится в зачаточном состоянии, она не развита. Если человек по определённым обстоятельствам утерял качества личности из-за алкоголизма, к примеру, то совесть тоже может быть утеряна.
У малышей совесть вырабатывается постепенно, в процессе развития личности. Поэтому у пятилетнего ребёнка лучше развито другое чувство – стыд, который формируется с раннего возраста. В первобытном обществе именно стыд был единственным субъективным, моральным ориентиром в жизни. Стыд и совесть близки, хотя между ними есть определённая разница, которая может объяснить раннее появление стыда.
Совесть и стыд
Говорить, что у каждого есть совесть , нельзя. Общество характеризуется общепринятыми нормами. Нарушать их нельзя, так как это плохо, а выполнять – надо, и это хорошо. Если человек делает вещи, выходящие за рамки общепринятых норм, он испытывает вину перед другими за это, ему стыдно. В стыде также присутствуют досада, обида. Эти чувства направлены вовне.
Совесть – это, можно сказать, стыд перед самим собой. Здесь есть ощущение предательства себя, своих личных принципов, отступ от личных идеалов, которым хотелось бы соответствовать. Всё это переживается глубоко внутри. Умение человека рефлексировать, критически оценивать свои поступки говорит о развитой совести. Высокий уровень развития этого качества свидетельствует об ответственности человека перед самим собой, уважении других людей.
Главная суть совести
В чём основная задача совести? Почему нужно испытывать её муки? Потому что таким образом можно сохранить собственное достоинство. Есть люди без совести , которые даже не пытаются ее обрести. Они могут совершенно спокойно наносить вред людям и нисколько об этом не переживать и не жалеть. Однако тот, кто по каким-либо причинам потерял совесть, но вернул ее, достоин уважения, поощрения.
Какой может быть совесть ? Э. Фромм разделяет совесть на авторитарную и гуманистическую. То, о чём упоминалось выше, относится к гуманистической. Авторитарная совесть – способность подчинения внешнему авторитету, божественному или какому-либо иному.
Современному человеку очень важно иметь совесть, ведь в обществе это качество считается одним из самых важных. Высокого уровня развития это качество достигает, если человек умеет распознавать эмоции людей, сопереживать и сочувствовать. Этот навык легко приобрести или улучшить с помощью курса Викиум «Эмоциональный интеллект». Он учит понимать свои эмоции, управлять ими, а также распознавать эмоции других.
Чтобы не заниматься переливанием из пустого в порожнее, на тему причин того, почему СТОИТ избавиться от совести, я перенаправлю вас на мою прошлую статью. В текущей же статье хотелось бы сделать акцент на методологии избавления от совести.
Во-первых, мне стоит сразу же оговориться, что совесть я рассматриваю как систему установок, навязанную ребенку извне (внешний локус контроля) социальным окружением. Притом навязанную из самых разных побуждений. От идеи «хочу, чтобы ребенок стал ЧЕЛОВЕКОМ» и до желаний получить эффективный и быстрый способ воздействия на поведение ребенка. Сверх того, совесть переедается ребенку от родителей еще и с эмоциональным довеском - чувством вины, основная задача которого заставить ребенка страдать в момент совершения ошибки (с точки зрения все того же социального окружения). Последняя «опция» носит блокирующий характер для того или иного поведения. В противовес совести я предлагаю ставить нравственность, как систему установок с внутренним локусом контроля. То есть систему установок, которую вы выбираете, исходя из своего собственного уровня развития и своих убеждений. При этом, я отдаю себе отчет в том, что все установки в голове отдельно взятого человека появляются (опять-таки) из социального окружения. Но хотел бы сделать акцент на двух принципиальных преимуществах нравственности:
1) нравственность рождает ресурсные переживания, совесть – рождает грызущее чувство вины.
2) нравственность расширяет ваши возможности к достижениям (за счет формирования чувства опоры в сложных жизненных ситуациях). В то время как совесть блокирует ваш потенциал: психологически (лишая вас возможности радоваться), поведенчески (ставя препятствия на определенные шаблоны поведения) и, даже, гормонально (за счет блокирования выброса дофамина).
Собственно алгоритм действий.
Шаг 1й. Выделить шаблон, связанный с чувство вины.
Условно этот шаг можно разбить на два этапа. На первом этапе, вам необходимо удостовериться, что вы испытываете именно чувство вины.
Это можно сделать на уровне телесных ощущений, на уровне некоего набора мыслей, на уровне эмоционального образа. Например, телесные ощущения вины, которые чаще называют клиенты – это перехватывание дыхания, горящие щеки, удар в солнечное сплетение, напряжение в плечах и т.п. Картинки и мысли возникают на тему своей личной ответственности, потери ощущения своей «хорошести». Или же происходит «накручивание» себя на тему того, «как же я мог допустить эту ошибку». Важно быть уверенным, что вы испытываете именно чувство вины, иначе вся технология летит псу под хвост.
На втором этапе, совершенно механически, вы наблюдаете за повседневными ситуациями или вспоминаете жизненные события, наполненные виной. Отдельно обращу ваше внимание на то, что эти события (чаще всего) не выходят за рамки чего-то ординарного и обычного. Например, многие испытывают вину за:
- указания на свои ошибки и оплошности
- конфликты и споры с близкими людьми
Шаг 2й. Унижение вины.
Когда вы столкнулись с вашей виной и удостоверились, что это именно она, ваша задача определить для себя любой способ, который был бы наполнен чувством презрения к собственному чувству вины. Ругательство, обесценивание, сарказм, возвеличивание себя, критика чувства как такового. Да, даже, банальное «фууу» подойдет.
Обращу внимание на две вещи:
1) Вы демонстрируете презрение НЕ СЕБЕ, а своему чувству. То есть согласно старой доброй модели «Я – это не мои чувства». Ведь, изначально, у вас не было чувства вины – она является продуктом навязывания. И у вас не было ни одного шанса НЕ получить ее в свою жизнь. Зато есть шанс от нее избавиться.
2) Данное действие не должно быть логическим или эффективным, ведь, по сути, оно является этаким переключателем между отслеживанием чувства и непосредственным переходом к нравственности.
Шаг 3й. Переключение на нравственность.
Я далек от веры в победу разума над чувствами…но я за то, чтобы влиять на эмоции за счет своего разума…или сводить одними эмоциями (запускаемыми разумом) на нет вред других эмоций (в данном случае - вины). Поэтому этот шаг – это и работа разума, и работа ваших чувств. Что вы делаете:
На подготовительном этапе вы садитесь и моделируете каждую возможную ситуацию, в которой у вас возникает чувство вины. И к каждому приступу вины вы подбираете несколько своих ценностей в противовес. Что такое ценность? Это качество, которое соответствует следующим (ориентировочным) критериям.
Ориентировочные критерии ценности
- она вызывает у вас ресурсную эмоциональную реакцию
- вы тратите не нее свое время
- вы тратите не нее свое время ресурсы
- вы готовы ее отстаивать
- вы готовы хвалить свою ценность
Приведу несколько примеров.
Вариант 1й. Вы испытывает чувство вины в момент, когда вынуждены кому-то отказать. Ценности в противовес могут быть связаны с преимуществами прямого отказа. Так, это может быть честность. Умение договариваться. Или умение смотреть на ситуацию под разными углами. Умение совместно с другими людьми моделировать ситуацию.
Вариант 2й. Вы испытывает чувство вины в момент после повышения голоса (скорее на значимых, близких людей). Ценностной альтернативой может быть искренность и честность, решение проблем сразу по мере их возникновения. Или это может быть справедливость. Или желания взять ответственность за ситуацию на себя.
Вариант 3й. Вы испытывает чувство вины в момент, когда не работаете, а отдыхаете (или ленитесь). Ценностной альтернативой может быть бодрость, энтузиазм, высокая работоспособность и высокий КПД, возможность делать несколько задача одновременно (все описанное можно получать в результате сознательного отдыха).
Вариант 4й. Вы испытывает чувство вины в момент, когда тратите деньги. Ценностной альтернативами могут быть капитальные вложения, уют, комфорт, ваша лояльность к какому-либо бренду или людям у которых вы покупаете, спонтанность.
Обратите свое внимание на то, что в указанных примерах указан не какой-то единственно правильный набор ценностей, а лишь некий горизонт возможных вариантов. Так же важно уточнить, что у поиска и переключения на ценности не стоит задача как-то оправдать ваш поступок. Собственно, если вы при помощи своего набора ценностей пытаетесь себя оправдать, то все также продолжаете быть на побегушках у своей совести.
Также стоит осознавать, что ваши ценности не всегда перевешивают (количественно или качественно) ваш поступок (позже наполненной виной). Но! Задача перехода от совести к нравственности лежит в плоскости расширения своих возможностей и повышения своего энергетического потенциала. И не предполагает идеального решения всех возможных жизненных ситуаций. Так что – экспериментируйте и делитесь своим мнением и ощущением от предложенного в статье ниже в комментариях.
Буду благодарен вам за выражение одобрения этой публикации в форме "сказать спасибо" - чуть ниже. Также было бы занятно услышать конструктивную критику в комментариях.
Читайте также: