Додж берн в фотошопе что это
Ретушь женского портрета — дело деликатное, требующее особого подхода; необходимо устранить все недостатки кожи, сохранив при этом естественность. Для создания полного образа важны также блики на прядях волос, блеск глаз, блики от помады на губах. Все эти мелочи придают особую эстетику снимку и значительно улучшают общую картинку.
В этой статье мы рассмотрим технику обработки фотографий Dodge&Burn. Она удобна в работе и предоставляет достаточно возможностей для творчества. Поскольку данная техника включает в себя осветление некоторых участков фотографии, важно, чтобы съёмка была проведена при хорошем освещении. Иначе могут появиться неприятные шумы на изображении. В ретушировании кожи важна детализация картинки. Dodge&Burn подойдёт для снимков очень высокого разрешения. Для удобства постобработки рекомендую снимать в RAW.
Для данного урока использовались фотографии, снятые на камеры Nikon D700 и Nikon D800. Камеры Nikon делают снимки с низким уровнем шума даже в условиях недостаточной освещённости. RAW файлы, снятые на Nikon, легко поддаются обработке в теневых участках, что позволяет осветлять картинку без потери деталей. Кроме того, камера Nikon D800 позволяет получать снимки с очень высокой детализацией 36-мегапиксельного разрешения, что удобно для техники ретуши Dodge&Burn. Ведь ретуширование проводится с мелкими деталями на 100% увеличении.
Фотографии для ретуши предоставила фотограф Ольга Терехова.
Что такое техника ретуши Dodge&Burn?
Метод ретуши Dodge&Burn трудоёмкий, но при этом достаточно простой. Его достоинство состоит в том, что после обработки полностью сохраняется природная текстура кожи.
Закрашивание и штамповая перерисовка донорских участков кожи здесь не применяется. От инструментов Adobe Photoshop — Dodge Tool (Осветлитель) и Burn Tool (Затемнитель), соответственно локально осветляющих и затемняющих изображение, унаследовано название техники Dodge&Burn. Данная техника, кроме ретуши дефектов кожи, позволяет изменить светотеневой рисунок изображения для придания объёма (например, моделировать черты лица и фигуры).
Особенность техники Dodge&Burn
Любое изображение имеет цвет и яркость. Цвет — это цветовой тон и насыщенность, а яркость — количество света в изображении. То есть яркость представляет собой чёрно-белое изображение, точнее, его чёрно-белую составляющую. А монохромное изображение показывает количество света в том или ином цветовом тоне. На снимке мы видим фигуры объёмными за счёт светотеневых градаций. Это и есть вариация яркости на снимке. Выступы — более светлые участки, а углубления — более тёмные. Следовательно, любые дефекты кожи можно устранить, осветляя тёмные участки и затемняя светлые. Так тон становится равномерным, и сохраняется природная текстура кожи.
Осуществляется это несколькими способами: применение корректирующих слоёв с кривыми; использование нейтрального серого слоя; работа с уровнями. В этом уроке мы рассмотрим способ обработки с помощью кривых. Работает это следующим образом: создаются два дополнительных слоя с кривыми — один для высветления, второй для затемнения. Маски на корректирующих слоях инвертируются. С помощью кисти белого цвета проводится осветление или затемнение участков кожи на соответствующих слоях.
Dodge&Burn методом кривых
Рассмотрим пошагово: проведём ретушь дефектов кожи и придадим дополнительный объём снимку, добавив тени и блики.
Откройте фото, которое решили обработать. Нужно рассмотреть все неровности кожи, которые следует устранить. В данном варианте сразу заметны проблемные места.
Это далеко не всё. Чтобы провести качественную ретушь, снимок нужно рассмотреть на крупном увеличении — до 100% (сочетание клавиш Ctrl и +). Теперь легко заметить, что нужно устранить расширенные поры кожи, белые точки под глазами и маленькие углубления или бугорки.
Определившись с объёмом работы, можно приступать к ретуши. Итак, создадим два корректирующих слоя: для осветления и затемнения.
Первый слой. В нижнем правом углу в меню выбираем слой «Кривые».
Появится новый слой и окно с настройкой кривых.
Установите курсор посередине диагонали, проходящей через график. Там появится точка. Переместите ее примерно на одну клетку вверх, как показано на картинке ниже.
Изображение станет светлее. Вместо прямой на графике теперь вот такая кривая. Перейдите на имя слоя, двойным щелчком активируйте его надпись и переименуйте в «осветлить». Это для удобства работы, чтобы не запутаться.
Теперь нужно инвертировать маску слоя. Нужно просто кликнуть по маске и нажать сочетание клавиш Ctrl+I.
Изображение при этом вернётся к исходному виду — исчезнет эффект осветления.
Второй слой. Создаём слой для затемнения, для чего кривую уводим приблизительно на одно деление вниз.
Изображение станет темнее. Переименуйте слой, например, в «затемнение». Инвертируйте маску как в предыдущем слое; изображение вернётся в исходный вид.
Теперь создадим группу вспомогательных слоёв. Они нам нужны для удобства работы, чтобы легче увидеть светотеневые вариации.
Группу можно создать двумя способами: сочетанием клавиш Ctrl+G или в нижнем правом углу окна «Слои» нажать на изображение папки. Группа появится над вашими слоями.
В группе создадим новый слой. Для этого выделите папку «Группа» ваших слоёв и в нижнем меню нажмите на элемент создания слоя (либо сочетание клавиш shift+ctrl+N). Новый слой появится в вашей группе.
Если фоновый цвет в палитре у вас чёрный, то, нажав сочетание клавиш Ctrl+backspace, вы зальёте новый слой также чёрным цветом.
Если фоновый цвет у вас другой, то замените на черный: на панели инструментов по изображению нижнего слоя двойным щелчком откройте палитру и переведите чекер в спектре в чёрный участок.
Теперь нужно изменить режим наложения нашего чёрного слоя. Выбираем в списке режимов наложения «Цветность».
После смены режима ваше изображение станет чёрно-белым. Дублируйте этот слой сочетанием клавиш Ctrl+J. В новом слое режим наложения измените на «Мягкий свет». Если изображение будет слишком тёмным, можно изменить прозрачность слоя.
Теперь выберем и настроим кисть. Кисть должна быть максимально мягкой (жёсткость в ноль), непрозрачность не выше 10%. Можно уменьшить нажатие кисти.
Теперь увеличиваем изображение до 100% и, участок за участком, кистью исправляем всё, что нас не устраивает в изображении. Размер кисти уменьшаем до нужных размеров с помощью клавиш «х» и «ъ».
Как мы и говорили, выравнивание кожи будет происходить за счёт высветления тёмных участков и затемнения светлых. Для этого вам необходимо переходить на маску соответствующего слоя. Потому мы их предварительно назвали «затемнение» и «осветление». При каждом новом нажатии кисти на одном и том же участке вы сможете усиливать степень осветления или затемнения. Белый мазок кисти будет удалять участки маски, и эффект слоя, который вы задавали с помощью кривых, будет проявлен на изображении.
Рассмотрите теперь выбранный участок кожи.
На этом примере видно, какие именно тёмные и светлые участки стоит уравнять. В тёмных местах прорисовку делайте на маске слоя «осветление», в светлых — слоя «затемнение». Размер кисти должен быть чуть меньше пятнышка, которое вы сейчас закрашиваете. Тщательно проработайте весь участок кожи. Закончив его, проверьте результат и приступайте к следующему. Если отключить группу вспомогательных слоёв (нажать изображение глаза на группе), можно увидеть результат.
Результат до и после обработки.
Как видите, мы получили отличный результат, не потеряв при этом текстуру кожи.
Это вторая часть исчерпывающего руководства по технике Dodge&Burn. Для начала ознакомьтесь с первой частью, где были освещены фундаментальные понятия света и тени, применяемые в живописи.
Теперь, когда мы знаем, что именно блики и тени являются основными составляющими двухмерной картинки и придают объем и ощущение размера, мы можем перейти непосредственно к применению техники Dodge&Burn на практике.
В этой части урока мы поговорим о правильном выборе планшета и настройках кисти для корректной работы с техникой Dodge&Burn.
Мышка или планшет
Для начала хочу отметить, что вполне можно заниматься ретушью, используя простую компьютерную мышь, но мала вероятность того, что вам удастся достичь выдающихся результатов. Если вы хотите в разы ускорить свой прогресс и работать с комфортом, настоятельно советую приобрести графический планшет. Сегодня планшеты Wacom стоят в 5-7 раз дешевле, чем в то время, когда я только начинала заниматься ретушью, поэтому вас не должна пугать стоимость, если вы собираетесь заниматься этим делом всерьез.
Поначалу ретушь при помощи стилуса может показаться крайне неудобной, но вы привыкните в считанные дни. И как только это произойдет, вы никогда больше не захотите вернуться к мышке. Стилус в руке ощущается намного натуральнее. Вы можете контролировать толщину мазков, прозрачность и цвет при помощи чувствительности к нажатию. Чем выше эта чувствительность, тем более отзывчив планшет соответственно, а значит, вы обладаете большим контролем над процессом ретуши.
Размер планшета
Я считаю, что графические планшеты для ретушеров должны быть маленькими, поскольку ретушерам, в отличие от цифровых художников, во время работы достаточно перемещать только кисть, а не всю руку. Чем больше рабочая поверхность планшета, тем, соответственно, большие придется совершать движения рукой, чтобы сделать мазок, часто приподнимая руку, что в свою очередь будет перерастать в напряжение в области плеча и спины.
Поэтому я предпочитаю работать с небольшими планшетами, хоть и работаю на 27-дюймовом экране. Первой моей покупкой был планшет Intuos 3 среднего размера, я ошибочно предположила, что мне необходим большой планшет, но позволить себе смогла только планшет среднего размера (на тот момент он стоил $499). Затем я приобрела маленькую версию Intuos 4 и до сих пор работаю только на нем.
Прежде чем вы приступите к работе с новым планшетом, установите драйвер последней версии с официального сайта производителя и займитесь настройками самого планшета. Убедитесь в том, что в режиме работы вы выбрали Перо, а не Мышь. В настройках рабочая поверхность планшета должна соответствовать полному размеру экрана.
Затем настройте чувствительность пера. Лично я всегда выбираю самое мягкое перо, за счет чего мазки получаются мягкими и соответствуют размеру пера. Если вы зададите параметры для жесткого пера, то размер мазков окажется гораздо меньше выбранного размера кисти.
Настройки кисти в Photoshop
Чтобы открыть панель настроек Кисти в программе Photoshop, вы можете либо нажать клавишу F5, либо выбрать раздел Brush в меню Window или же выбрать соответствующую иконку в строке меню, как на иллюстрации, представленной ниже.
А теперь давайте ознакомимся с наиболее важными параметрами, представленными в панели Brush, и настроим кисть для наиболее эффективного и точного применения техники Dodge&Burn.
Для настройки кисти в данном случае имеют значение лишь несколько параметров: Форма отпечатка кисти (Brush Tip Shape), Динамика формы (Shape Dynamics), Передача (Transfer). Я покажу вам важность некоторых из этих настроек, включая Интервал (Spacing). И вместо того, чтобы тратить ваше время, рассказывая об остальных параметрах, я предложу вам скачать набор кистей, который был специально создан для этого урока.
Параметр Интервал (Spacing) отвечает за регулировку расстояния между каждым отпечатком кисти в штрихе и влияет на интенсивность мазка. Во вкладке Форма отпечатка кисти (Brush Tip Shape) установите значение для Интервала равное 25%: большее значение приведет к тому, что штрих превратится в ряд точек, а любое значение меньше сделает его гораздо шире.
Во вкладке Динамика формы (Shape Dynamics): Колебание размера (Size Jitter) – 0%, а в графе Контроль (Control) выберете Нажим пера (Pen Pressure). Если при изменении той или иной настройки появляется восклицательный знак, то значит, вам необходимо обновить драйвер для вашего планшета.
Минимальное значение для диаметра – 50%, однако, этот параметр зависит от ваших собственных предпочтений. При меньшем значении вы сможете создавать более тонкие штрихи, изменяя во время рисования силу нажима на перо. Увеличивая диаметр, мы получаем большие и мягкие штрихи. Таким образом, в большинстве случаев самым оптимальным вариантом является значение 50%.
Не забывайте отключать функцию Аэрограф (Airbrush) в панели настроек. В противном случае вы можете случайно затронуть большую площадь, чем необходимо, если будете долго держать перо в одной точке.
Вы можете скачать набор кистей, который я сделала для этого урока – эти кисти прекрасно подходят как для локального использования Dodge&Burn, так и для глобального.
Непрозрачность кисти и Нажим
Для работы с техникой Dodge&Burn желательно использовать кисть с очень низкой интенсивностью, благодаря чему возможно медленно и аккуратно выстраивать желаемый эффект при помощи множества штрихов. Для этого мы можем либо уменьшить непрозрачность, либо нажим кисти. Перед новичками всегда встает вопрос, какой же из этих двух параметров стоит регулировать.
Вкратце, это зависит от того, как вы работаете с пером. Что касается меня, я предпочитаю понижать Непрозрачность и оставлять Нажим на значении 100%, поскольку после каждого штриха я сразу отрываю перо от планшета. Это моя привычка. А другой ретушер понижает Нажим и оставляет Непрозрачность на 100%, так как добивается интенсивности эффекта, не отрывая перо от поверхности планшета.
Инструменты Dodge&Burn
Несмотря на то, что многие мои коллеги, как и я сама, не прибегают к использованию родных инструментов Dodge и Burn, они все-таки есть в программе Photoshop, и ими также можно пользоваться. Но существует несколько нюансов, о которых вы должны знать.
Говоря вкратце, инструмент Dodge осветляет пиксели, а Burn затемняет. Самый быстрый и простой способ использования этих инструментов – создать копию слоя и работать на ней. Вы можете переключаться между этими инструментами, удерживая клавишу ALT.
Но в работе с этими инструментами существуют некоторые недостатки. Они довольно агрессивны, и контролировать интенсивность их воздействия сложно. Их функционирование основано на алгоритмах Color Burn (Затемнение основы) и Color Dodge (Осветление основы), которые обычно катастрофически изменяют исходный цвет даже при самом незначительном воздействии. В конечном счете, вместо слегка осветленных участков вы получаете перенасыщенные, яркие пятна.
Однако, есть несколько способов сдерживать чрезмерное воздействие данных инструментов.
В первую очередь уменьшите значение Exposure (Экспозиция) для инструмента до 1-10%. Также вы можете снять отметку напротив графы Protect Tones (Защитить тона), чтобы предотвратить перенасыщенность в осветленных областях, но тогда существует вероятность того, что цвета претерпят некоторые изменения, поэтому лучше бороться с перенасыщенными областями на следующих этапах ретуши.
И еще одним контр-действием может быть использование нового слоя, заполненного 50% серым, с режимом наложения Мягкий свет (Soft Light). Это в разы сократит цветовое искажение и смягчит воздействие данных инструментов.
Чтобы быстро создать такой слой зажмите клавиши Shift + Command (CTRL) + N, в появившемся окне выберите режим Soft Light (Мягкий свет) и поставьте галочку напротив команды Fill with Soft-Light-neutral color (50% gray) (Заполнить мягким нейтральным цветом 50% серый).
Но даже при таком условии вы не спасетесь от проблемы перенасыщения, и будете вынуждены вносить исправления при дальнейшей работе. После завершения работы с инструментами Dodge&Burn используйте новый слой с режимом наложения Цветовой тон или Цвет, чтобы перекрыть перенасыщенные участки необходимыми цветами и тоном.
В следующей части урока мы, наконец, ознакомимся с самыми эффективными настройками и техниками Dodge&Burn.
После того, как вы завершили первый этап обработки, описанный в первой части урока, можно переходить к самой трудоемкой части ретуши фотографии. А именно к обработке с помощью техники Dodge and Burn. Техника эта не из легких и, для полного ее освоения, потребуется время и много практики.
Возможно, вы уже сталкивались с инструментами Dodge и Burn в Photoshop, которые локально влияют на экспозицию, осветляя и затемняя участки изображения при помощи кисти. Используя технику Dodge and Burn, мы сгладим все видимые неровности кожи, сделаем ее идеальной, но при этом оставим нетронутой текстуру кожи, это имеет колоссальную важность в профессиональной ретуши. Если раньше вы пользовались фильтрами и размывали кожу модели, убивая всю текстуру, делая ее лицо подобно маске, то забудьте об этих варварских методах.
Вот наглядный пример использования Dodge and Burn:
Вместо стандартных инструментов Dodge и Burn я пользуюсь кривыми, так как этот метод менее деструктивный и дает больший контроль над процессом обработки.
- Откройте выбранную фотографию и создайте новый корректирующий слой Кривые (Curves). Затем переместите точку, расположенную посередине кривой, как это показано на картинке снизу.
- Назовем этот слой Dodge. Кликнем по белой маске и инвертируем ее в черный цвет, нажав клавиши Ctrl+I (Cmd+I на Mac).
- Создадим еще один корректирующий слой с кривыми и снова переместим точку на кривой, как это показано на картинке ниже.
- Назовем этот слой Burn и также преобразуем белую маску в черную, нажав комбинацию клавиш Ctrl+I (Cmd+I на Mac).
Вот так должны выглядеть ваши кривые, слева слой Dodge, справа Burn.
Я продолжаю работу над фотографией, которую мы рассматривали в первой части урока. Выбираем мягкую кисть и устанавливаем ее плотность (Flow) около 1-4%, основной цвет – белый.
По черной маске мы будем рисовать кистью белого цвета, постепенно добиваясь нужного эффекта.
Чтобы осветлить участок кожи, мы используем слой под названием Dodge, а чтобы затемнить, соответственно, Burn.
Помните, в конце предыдущей части урока я обвел красным маркером темное пятно на подбородке девушки? Постепенно высветляем это пятно, рисуя по слою Dodge.
С минимальной плотностью кисти ощутимую разницу вы увидите далеко не сразу, но с каждым последующим кликом мыши эффект будет проявляться все больше и больше. Таким образом, вы полностью контролируете этот процесс ретуши, а результат проделанной работы оказывается по-настоящему качественным. Закрашивайте так все светлые и темные пятна на коже, постепенно, не торопясь и не увеличивая плотность кисти. Для светлых пятен и бликов переходите на слой Burn.
Если вам сложно различать области, которые необходимо высветлять и затемнять, то создайте черно-белый корректирующий слой (Black & White Adjustment Layer) и уменьшите значение Red (Красный) для создания контраста.
Увеличивайте фотографию, уменьшите размер кисти и работайте над мелкими деталями, например, если у модели широкие и заметные поры или мелкие прыщи, затемняйте блики и осветляйте тени.
Давайте посмотрим на До и После. Вот то, что мы получили после описанных выше манипуляций и благодаря технике Dodge and Burn:
Это тонкая и очень кропотливая работа, занимающая даже у профессионалов много времени, на обработку сложной фотографии уходят порой часы. Не рассчитывайте сразу получить превосходный результат, это техника, которая требует практики и мастерство достигается путем проб и ошибок.
Техника Dodge and Burn просто незаменима при работе с лицевыми портретами и при обработке фотографий для печати.
После того, как вы завершили первый этап обработки, описанный в первой части урока, можно переходить к самой трудоемкой части ретуши фотографии. А именно к обработке с помощью техники Dodge and Burn. Техника эта не из легких и, для полного ее освоения, потребуется время и много практики.
Возможно, вы уже сталкивались с инструментами Dodge и Burn в Photoshop, которые локально влияют на экспозицию, осветляя и затемняя участки изображения при помощи кисти. Используя технику Dodge and Burn, мы сгладим все видимые неровности кожи, сделаем ее идеальной, но при этом оставим нетронутой текстуру кожи, это имеет колоссальную важность в профессиональной ретуши. Если раньше вы пользовались фильтрами и размывали кожу модели, убивая всю текстуру, делая ее лицо подобно маске, то забудьте об этих варварских методах.
Вот наглядный пример использования Dodge and Burn:
Вместо стандартных инструментов Dodge и Burn я пользуюсь кривыми, так как этот метод менее деструктивный и дает больший контроль над процессом обработки.
- Откройте выбранную фотографию и создайте новый корректирующий слой Кривые (Curves). Затем переместите точку, расположенную посередине кривой, как это показано на картинке снизу.
- Назовем этот слой Dodge. Кликнем по белой маске и инвертируем ее в черный цвет, нажав клавиши Ctrl+I (Cmd+I на Mac).
- Создадим еще один корректирующий слой с кривыми и снова переместим точку на кривой, как это показано на картинке ниже.
- Назовем этот слой Burn и также преобразуем белую маску в черную, нажав комбинацию клавиш Ctrl+I (Cmd+I на Mac).
Вот так должны выглядеть ваши кривые, слева слой Dodge, справа Burn.
Я продолжаю работу над фотографией, которую мы рассматривали в первой части урока. Выбираем мягкую кисть и устанавливаем ее плотность (Flow) около 1-4%, основной цвет – белый.
По черной маске мы будем рисовать кистью белого цвета, постепенно добиваясь нужного эффекта.
Чтобы осветлить участок кожи, мы используем слой под названием Dodge, а чтобы затемнить, соответственно, Burn.
Помните, в конце предыдущей части урока я обвел красным маркером темное пятно на подбородке девушки? Постепенно высветляем это пятно, рисуя по слою Dodge.
С минимальной плотностью кисти ощутимую разницу вы увидите далеко не сразу, но с каждым последующим кликом мыши эффект будет проявляться все больше и больше. Таким образом, вы полностью контролируете этот процесс ретуши, а результат проделанной работы оказывается по-настоящему качественным. Закрашивайте так все светлые и темные пятна на коже, постепенно, не торопясь и не увеличивая плотность кисти. Для светлых пятен и бликов переходите на слой Burn.
Если вам сложно различать области, которые необходимо высветлять и затемнять, то создайте черно-белый корректирующий слой (Black & White Adjustment Layer) и уменьшите значение Red (Красный) для создания контраста.
Увеличивайте фотографию, уменьшите размер кисти и работайте над мелкими деталями, например, если у модели широкие и заметные поры или мелкие прыщи, затемняйте блики и осветляйте тени.
Давайте посмотрим на До и После. Вот то, что мы получили после описанных выше манипуляций и благодаря технике Dodge and Burn:
Это тонкая и очень кропотливая работа, занимающая даже у профессионалов много времени, на обработку сложной фотографии уходят порой часы. Не рассчитывайте сразу получить превосходный результат, это техника, которая требует практики и мастерство достигается путем проб и ошибок.
Техника Dodge and Burn просто незаменима при работе с лицевыми портретами и при обработке фотографий для печати.
Читайте также: