Чем заменить nexus в fl studio 20
Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:
Каждому, кто посвятил пусть даже малую часть своей жизни созданию музыки на компьютере, известно, что потенциал цифровых рабочих станций неисчерпаем.
Любая DAW — многофункциональная программная среда, которую можно расширять дополнительными средствами. В их роли выступают плагины, подключаемые программные модули, которые выполняют задачи от эмуляции знакомых тембров редкого винтажного синтезатора до обработки звука на этапе сведения и мастеринга.
FL Studio много лет держит верхние строчки в списках популярных DAW, к которым обращаются продюсеры всех уровней. Своей популярностью FL Studio обязана не только стараниям компании Image-Line, но и сторонним разработчикам, которые регулярно выпускают новые плагины на любой лад. Отраслевым стандартом считается формат Virtual Studio Technology. Под аббревиатурой VST обобщают любые плагины, но если конкретизировать и называть корректно, VST — собственно плагины эффектов, а VSTi — виртуальные инструменты.
В этой подборке собраны 11 плагинов, с которыми работают продюсеры во всем мире.
Native Instruments Kontakt
Семплирование, то есть использование отрезков готовых композиций или отдельных звуков при написании новых, встречается в любых музыкальных стилях.
Логично, что и этот список открывает мощный семплер, равных которому нет среди железных аналогов. В сердце Kontakt 6 бьется мощный звуковой движок с передовой модульной архитектурой, пригодной как для воспроизведения первоклассных комплектных семплов, так и для создания персонального аудиокаталога во встроенном редакторе. Продукт Native Instruments содержит гигантскую заводскую библиотеку с 55 Гб детализированных и выразительных семплов более 1000 инструментов. Материал можно редактировать, обрабатывать интегрированными эффектами модуляции, варьировать и настраивать по собственному усмотрению.
Spectrasonics Omnisphere
Omnisphere — флагманская разработка Spectrasonics, которая объединяет несколько типов синтеза в одном отлично звучащем синтезаторе. В основе Omnisphere лежит уникальный движок Steam, который работает с гранулярным, FM-синтезом, полифонической кольцевой и фирменной системами модуляции Fix-Mod, а также семплами.
Обширная библиотека на 14000 звуков размером более 50 Гб, где кроме стандартных инструментальных тембров собрана экзотика наподобие жужжания ламп накаливания и потрескиваний горящего пианино, приводит саунд-дизайнеров в восторг.
В актуальной версии Omnisphere добавлен таблично-волновой синтез с поддержкой импорта звуков, которые в дальнейшем преобразуются в синтезаторные патчи. Владельцы аналогового оборудования непременно оценят новаторскую функцию Hardware Synth Integration, которая позволяет интегрировать 65 известных моделей аппаратных синтезаторов с виртуальной средой Omnisphere.
Native Instruments FM8
Отцом FM-синтеза называют американского композитора и изобретателя Джона Чоунинга, обнаружившего в конце 60-х, что управление амплитудой и частотой модулятора динамически влияет на спектр несущего сигнала. Считается, что операторный тип достаточно сложен для программирования, но только не для специалистов немецкой фирмы Native Instruments.
Делая упор на простоту использования, их FM8 — апогей алгоритмов частотно-модуляционного синтеза, перенесенных в удобное программное средство и даже больше. Плагин имеет наглядный интерфейс с понятными элементами управления и автоматической регуляцией более сложных параметров, харизматичные эффекты, библиотеку, богатую детализированными пресетами цифровых пианино, духовых, а также преднастроенными средствами морфинга.
Reveal Sound Spire
Spire — дебютный и пока что единственный программный полифонический синтезатор от команды музыкантов и программистов Reveal Sound. Методы, примененные в Spire, правильнее всего отнести к субтрактивным, поскольку доступные параметры сложнее, чем у большинства реальных аналоговых устройств и скорее являются гибридом волно-табличного синтеза и волновых огибающих. Звуковые возможности раскрывает четверка многомодовых полиморфных осцилляторов, каждый из которых способен функционировать в семи режимах. Их сигнал направляется на блок модуляции, состоящий из четырех огибающих, четырех НЧ-генераторов, двух степ-секвенсоров и матрицы маршрутизации.
Секция эффектов, компрессор и эквалайзер прилагаются. Spire прекрасно справляется с созданием лид и басовых партий для танцевальной электроники, а фанаты олдскульного транса оценят режим унисон, добавляющий каждому осциллятору девять голосов.
reFX Nexus
Первый билд Nexus вышел в 2007 году и сразу нашел одобрение среди продюсеров, искавших производительный ромплер. Тогда же reFX встала на путь регулярных обновлений, улучшений и расширений. Версия Nexus под порядковым номером 3 готова похвастать полностью переработанным минималистичным дизайном интерфейса.
Навигация по гигантской библиотеке на 160 Гб разворачивается в трех столбцах по центру рабочей области плагина, а для поиска можно вводить теги и названия в соответствующем окне.
Есть визуализация сигнальной цепи, арпеджиатор работает с паттернами длиной до 256 шагов, а интуитивно понятный секвенсор, напоминающий Piano Roll из FL Studio, позволяет легко писать сложные мелодии. Особенно стоит отметить усилия reFX по оптимизации кода. В отличие от многих VST-плагинов, которые буквально сжирают вычислительные мощности компьютеров, Nexus обходится с центральным процессором весьма бережно.
Native Instruments Massive
Тяжеловес из семейства плагинов Native Instruments, который сама фирма позиционирует как синтезатор, определивший bass-музыку. Такие громкие слова не беспочвенны: программный цифро-аналоговый инструмент вошел в рэки виртуальных студий таких известных продюсеров, как Bonobo, Mouse On Mars и, наиболее говорящего имени в списке, Skrillex. Он поможет как создать мягкие атмосферные пэды, так и накрутить резкие басы и лиды, которые мы слышим в стадионном EDM. Основанный на принципах таблично-волнового синтеза, плагин формирует звук тремя волновыми осцилляторами с отдельными элементами управления положения, высоты тона и формы волны.
Сигнал осцилляторов пропускается через два отдельных фильтра, затем на выходе формируется четырьмя разными огибающими с ADSR-настройками, дальше следует на генератор кольцевой и фазовой модуляции.
Генератор шума обеспечивает дополнительный источник сигнала, который можно подмешивать к остальным для создания интересных эффектов. Удобные макросы для мгновенной кастомизации любых пресетов и органичная компоновка элементов управления для живых выступлений предопределили востребованность Massive.
Не стоит путать Massive и Massive X, релиз которого состоялся в 2019 году и получил неоднозначную реакцию. Последний хоть и развивает идеи базового Massive, но является принципиально новым инструментом, и далеко не вся аудитория Massive сумела к нему адаптироваться.
Native Instruments Reaktor
Высокотехнологичная виртуальная альтернатива габаритным модульным системам, созданная для продвинутых саунд-дизайнеров. Фактически, Reaktor — огромная творческая лаборатория, потенциал которой ограничен только фантазией и навыками пользователя.
В ней можно спроектировать любой инструмент, о чем не понаслышке знает многочисленная пользовательская база VST, выставляющая плоды своих трудов в свободный доступ на постоянно растущей Reaktor User Library.
Дружелюбный интерфейс и заводские пресеты надолго увлекут тех, кто еще не готов броситься с головой в глубокие эксперименты синтеза.
Те, для кого соединение и маршрутизация компонентов — это рутина, тоже не заскучают: виртуальный патчинг, графическое отображение сигнального тракта, последовательная обработка событий, параметров, MIDI и OSC данных, которые есть в Reaktor, обеспечат удобную среду для проецирования кастомных DSP.
U-He DIVA
К названию своего главного плагина U-he подошли с изрядной долей юмора. На русский язык DIVA (т.е. Dinosaur Impersonating Virtual Analogue synthesizer) можно расшифровать как «динозавр, выдающий себя за виртуально аналоговый синтезатор». Дальше все на полном серьезе. Diva воплощает в себе наследие пяти десятилетий аналогового синтеза. Осцилляторы, фильтры, огибающие легендарных монофонических и полифонических синтезаторов прошлого были тщательно смоделированы для достижения аутентичного аналогового звука.
DIVA сочетает эмуляцию схем аппаратных синтезаторов в реальном времени с нулевой задержкой. Цена этого звука — довольно высокая нагрузка на процессор, но затраченные ресурсы того стоят.
В основе плагина — пять классических фильтров и осцилляторов, которые имеют опции модуляции, а также традиционные регуляторы среза и резонанса. Все генераторы делят общие элементы управления: выбор формы волны, диапазон октав, микширование, регуляторы выходной громкости, источник шума. Разные модули можно комбинировать по своему, таким образом создавая новые гибридные виртуально-аналоговые инструменты.
Xfer Records Serum
Виртуальный таблично-волновой синтезатор c классным звуком и удобным графическим интерфейсом давно стал неотъемлемым элементом виртуального рига EDM-продюсеров.
Встроенный редактор позволяет создавать пользовательские волноформы разными методами: импортом аудиофайлов, рисованием огибающих, гармонически-спектральным морфингом и линейной интерполяцией.
Создать необычный звук в реальном времени получается быстро, без сложных манипуляций в меню. Возможность использовать до 16 голосов на осциллятор и рэк с 10 модулями встроенных эффектов делает обработку простой и быстрой.
Native Instruments Guitar Rig
Guitar Rig — полная эмуляция тракта усиления электрогитары. Виртуальный гитарный процессор реалистично воспроизводит звучание винтажных и современных усилителей, кабинетов и эффектов.
В последней итерации движка Guitar Rig использована новаторская технология машинного обучения, которая воспроизводит поведение аппаратных устройств с нуля и делает саунд еще реалистичнее. Несмотря на то, что уже в самом названии плагина явно указан основной инструмент для которого он рассчитан, цепи эффектов и обработки сигнала Guitar Rig также подойдут при работе со струнными, ударными и синтезаторами.
IK Multimedia AmpliTube
AmpliTube от IK Multimedia — близкий аналог Guitar Rig. Отличается понятным интерфейсом и библиотекой из нескольких десятков кабинетов, усилителей и педалей от известных брендов.
AmpliTube представлена в четырех версиях. Даже бесплатной базовой Custom Shop хватит, чтобы оценить тот обстоятельный подход, которого придерживались специалисты IK Multimedia во время разработки продукта. В бесплатной версии у пользователя есть свободный доступ к 39 единицам оборудования.
Заключение
Навык находить нужные плагины приходит с опытом. Поначалу ориентироваться в их изобилии нелегко, поэтому лучше останавливаться на известных программах.
Разработчики софта предусмотрительно предлагают пробный период для плагинов или выпускают бесплатные базовые комплектации, чтобы пользователь не выбирал инструменты вслепую. Не сомневаемся, что любой из представленных в списке плагинов увлечет вас на долгие часы и поможет добиваться лучших результатов.
Как преподаватель по созданию музыки, я ежедневно сталкиваюсь с тем, как вы неэффективно используете FL Studio.
Чтобы облегчить вам жизнь и в разы ускорить работу в FL Studio, я пишу для вас эту статью.
В статье используются сокращения: ПКМ, ЛКМ, СКМ — это правая, левая и средняя кнопки мыши соответственно.
Средняя кнопка мыши — колёсико. Его можно не только крутить, но и нажимать.
Открой Playlist (F5) или Piano Roll (F7), нарисуй клип или ноту, щёлкнув ЛКМ. Представь, что её нужно разрезать пополам.
Раньше для этого нужно было найти глазами панель инструментов в верхнем левом углу, перевести туда курсор, выбрать инструмент нарезки Slicer, вернуть мышь обратно и разрезать. А потом - снова все те же операции, чтобы поменять Slicer обратно на Кисточку.
А теперь можно прямо на месте, рядом с нотой или клипом нажать ПКМ по пустому месту и удерживать её нажатой, пока кисточка не превратится в Slicer. А дальше, не отпуская ПКМ, провести по клипу или ноте в том месте, где нужно разрезать. Отпускаешь ПКМ - Slicer снова становится Кисточкой.
Это очень ускоряет процесс нарезки сэмплов / паттернов / нот.
Двойной щелчок ПКМ по пустому месту в плейлисте / пиано ролл активирует инструмент Mute. Он позволяет заглушать отдельные клипы / ноты, если вы не хотите их удалять насовсем.
При этом, как и в предыдущем пункте, не обязательно выбирать инструмент Mute в панели инструментов. Всё делается прямо на месте. Удобно.
Если у вас нет MIDI-клавиатуры или она не подключена, можно использовать обычную печатную клавиатуру для игры на синтезаторах / сэмплерах (Ctrl+T или кнопка 1 на рисунке).
Нажимаешь шестерёнку в левом верхнем углу плагина и ставишь галочку Keep focus в разделе настроек:
Обычно мы записываем первоначальную идею в одном паттерне.
Чтобы разбить партии инструментов по отдельным паттернам, есть одна хитрая команда: Split by channel из контекстного меню списка паттернов.
Удерживая Ctrl, можно обвести несколько нот/паттернов, чтобы их выделить. Не нужно менять инструмент «кисточка» на инструмент «выделение», просто удерживайте Ctrl и обводите.
Точно так же, нет нужды включать инструмент «лупа». Прокручивая колёсико мыши с зажатой клавишей Ctrl, можно уменьшить/увеличить масштаб там, где стоит курсор. В плейлисте можно ещё и вертикальный масштаб менять, удерживая Alt при прокрутке.
Когда хочешь назвать семпл по-другому, раскрасить канал микшера, переименовать паттерн или добавить картинку к названию инструмента, проще всего - щёлкнуть СКМ по названию.
Это работает где угодно в FL Studio. Позволяет переименовать, задать цвет и картинку любому инструменту / семплу / паттерну / плагину / каналу и т. п.
Для популярных инструментов - есть заготовки названий в левом нижнем углу текстового поля переименования.
Если сразу назвать и расставить инструменты, то потом можно двумя командами из пунктов 5 и 6, распределить их по каналам микшера и паттернам с теми же названиями.
Представьте: вы играли на MIDI- или компьютерной клавиатуре и получалось круто. Жаль, только, не записывалось. А повторить уже вряд ли получится. Знакомая ситуация?
Тогда загляни в меню Tools. Там имеются весьма полезные функции.Функция Dump Score Log To Selected Pattern возвращает в текущий паттерн запись всех MIDI-событий, которые происходили на протяжении от 2 минут до получаса назад. Круто?!
Хватаешься за голову от хаоса в проекте? Руки опускаются при попытках всё это упорядочить? Давай удалим семплы, которые не участвуют в аранжировке.
Функция Tools --> Macros -->Select Unused Channels выделит всё, что отсутствует в плейлисте, но занимает место в стойке инструментов. Теперь можно удалить выделенные инструменты из стойки с помощью Alt+Delete.
Edison записывает звук с канала микшера. Можно записывать голос с микрофона или семплировать игру на синтезаторе.
Чтобы быстро добавить Edison, уже готовый к записи, открой микшер (F9), выдели канал микшера и нажми Shift+E. Теперь осталось лишь нажать Play в транспортной панели сверху (общей, а не в эдиссоне), а после записи — отключить красную кнопку Record в Edison.
Помните кнопку, которая превращает печатную клавиатуру в MIDI-клавиатуру? Нажмите по ней ПКМ и откроется меню выбора ладов/аккордов. Выберите, к примеру, блюзовый лад или арабский.
Нажимайте всё подряд, любые клавиши на компьютерной клавиатуре. Все ноты будут попадать именно в выбранный лад. Удивительно, но вы не сможете ошибиться! Это очень облегчает создание мелодий и живые выступления.
В режиме major chordmap или minor chordmap вы нажимаете одну клавишу, а играет - аккорд, даже если вы не учили сольфеджио и не умеете строить аккорды. Полезно, когда сочиняешь последовательность аккордов.
Найдите всего 4 клавиши, которые красиво следуют друг за другом, причём так, чтобы за последним снова хотелось услышать первый. И получите красивую гармонию.
Несколько раз повторите эту последовательность. А записать нотами сыгранную живьём последовательность поможет пункт 10 этой статьи!
Используйте функции Piano Roll для автоматического создания арпеджио, быстрой нарезки ритмических рисунков, выравнивания и т. д. Меню с этими функциями открывается кнопкой гаечным ключом.
К примеру, вы записали 4 аккорда. Теперь их можно быстро нарезать в произвольном ритме с помощью комбинации Alt+U или превратить с помощью Alt+A в арпеджио. После чего ноты окажутся сгруппированными, но это не беда — комбинация Alt+G поможет разгруппировать их.
Автоматическое выравнивание нот по сетке (квантизация) включается тоже из этого меню (Alt+Q). Кстати, горячие клавиши можно всегда подсмотреть в этом меню и старайтесь использовать именно их. Эта привычка ускоряет рабочий процесс.
Если требуется быстро дотянуть все ноты друг до друга, воспользуйтесь функцией Legato из этого же меню (Ctrl+L). Удерживайте Shift для того, чтобы быстро двигать границу между двумя (и более) нотами. Вместо 4 действий (выделить, сократить, выделить, переместить), вы делаете всего одно движение.
Чтобы изменить общую громкость нескольких нот, не меняя соотношения громкостей между нотами внутри этой группы, нажмите Alt+X.
Это далеко не полный перечень фишек и хитростей, применяемых в FL Studio для быстрого воплощения самых смелых музыкальных идей.
В следующей статье я раскрою ещё 15 секретных фишек и приёмов работы, которыми обычно делюсь только со своими учениками.
Кстати! Если хочешь действительно совершить прорыв в написании музыки, прокачать и вывести на новый уровень своё звучание, изучить саунддизайн, сведение, мастеринг и даже научиться монетизировать творчество и сделать работу со звуком своей профессией, я с радостью научу всему, что знаю и умею сам. Вне зависимости от жанра музыки, возраста и опыта.
Просто запишись на пробный индивидуальный урок со мной в студии (если вы из СПб) или по Skype / Zoom, если вы из другого города.
Подписывайся на этот блог, чтобы не пропустить следующую часть этой статьи
Читайте также: