В день своего выбора на драфте он стал самым молодым европейским баскетболистом подписавшим контракт
Тяжелый форвард Джален Льюис (206 см, 95 кг) заключит контракт на сумму более 1 млн долларов с новой лигой «Овертайм Элит».
Как сообщает инсайдер Шэмс Чарания, после подписания соглашения 16-летний игрок станет самым молодым профессионалом в истории американского баскетбола.
Льюис считается одним из талантливейших баскетболистов США в своем возрасте. Его хотели заполучить такие известные университетские программы, как Кентукки, Дьюк и UCLA.
«Овертайм Элит» – лига, о создании которой спортивная сеть Overtime объявила в марте 2021 года. Организация обещает платить элитным молодым баскетболистам зарплату в 100 000 долларов и также будет предлагать долю в компании. Для подписания контракта игрокам придется отказаться от традиционного школьного или студенческого баскетбола.
Все, что вы хотели знать о драфте, но боялись спросить.
Текст-ликбез был впервые опубликован перед драфтом-2016
Сегодня состоится драфт НБА – событие, которох многих привлекает даже больше финальной серии, особенно болельщиков команд, не попавших в плей-офф или выбывших на ранних стадиях.
Насколько круто выбирать под первым номером?
Конечно, чем выше твой номер на драфте, тем больше шансов получить лучшего игрока. В разные времена под первым номером выбирались такие великие баскетболисты, как Карим Абдул-Джаббар, Мэджик Джонсон, Шакил О’Нил и ЛеБрон Джеймс (на фото).
Тем не менее, первый номер – не гарантия успеха: из последних 30 первых номеров драфта только пятеро пока что стали чемпионами, причем лишь двое (Кайри Ирвинг и Тим Данкан) – в составе команды, которая его выбрала (ЛеБрона также когда-то выбрал «Кливленд», но он уходил в «Майами», а вернулся уже как свободный агент).
Кроме того, достаточно часто бывают случаи, когда под высоким номером выбирают баскетболиста, который не оправдает надежд. Драфт и оценка перспектив игроков – это не точная наука, и тут постоянно бывают промахи, поскольку заглядывать в будущее спортивные менеджеры еще не научились.
Зачем он нужен?
Основная идея драфта – дать всем клубам шанс получить в состав сильного баскетболиста. Вся философия НБА строится на том, что изначально возможности всех команд равны. Драфт делает невозможным ситуацию, к которой мы привыкли в европейском спорте, где богатые клубы покупают лучших звезд, а в их академии и молодежные команды стоит длинная очередь из перспективных спортсменов. В НБА любой клуб может получить шанс получить права на будущую звезду, взяв ее на драфте.
А если игрок откажется играть за клуб, который его выбрал?
У баскетболиста нет никаких рычагов по выбору клуба – он либо играет за ту команду, у которой есть права на него, либо не играет в НБА вообще. Но подобных скандалов не было давно – ни разу в XXI веке. Если игрок по какой-то причине не хочет выступать за выбравший его клуб, ему лучше полюбовно договориться с командой и своим агентом о том, чтобы его потом обменяли в другой клуб. А рисковать репутацией и портить отношения с НБА еще до своего дебюта никто не хочет. На кону теперь слишком большие деньги, чтобы так легко от них отказываться.
Что такое драфт?
Драфт – в переводе с английского «призыв» – проводится каждый год по окончании сезона в НБА. На церемонии, которая традиционно проводится в Нью-Йорке (до 2010 драфт проходил в легендарном Мэдисон-сквер-гардене, с 2011 – на домашней арене «Нетс», сначала в Нью-Джерси, теперь в Бруклине), клубы НБА по очереди заявляют свои права на молодых баскетболистов.
Если вам привычна европейская система спорта, где из детей делают спортсменов в академиях и секциях, вы можете не сразу понять идею драфта. Но в Америке существует четкая вертикаль спорта, который интегрирован в систему образования: школы – университеты – профессиональный спорт. В разных видах спорта есть свои нюансы, но в баскетболе схема самая простая. После школы лучшим игрокам предлагают спортивные стипендии в университетах, соревнования которых курирует ассоциация NCAA, а уже оттуда студентов драфтуют команды НБА.
С 2022 года НБА планирует вновь разрешить игрока выставляться на драфт прямиком из школы, минуя колледж, как это делали Кобе Брайант, Кевин Гарнетт, Леброн Джеймс и другие в 1995-2005 годах.
Задрафтованные игроки будут в следующем году играть в НБА?
Совсем не обязательно. Клуб обязан подписать на контракт выбранного на драфте игрока, если сам баскетболист требует этого, но команда может договориться с игроком о том, что он проведет год в другой лиге, а в НБА подпишется позднее. Права на игроков не истекают, пока игрок не подпишет контракт, поэтому, например, у «Атланты» до сих пор есть права на 51-летнего Аугусто Бинелли, выбранного 30 лет назад, но так и не приехавшего в НБА, а у «Сакраменто» есть права на легендарного Деяна Бодирогу, завершившего карьеру еще в 2007 и считающегося лучшим игроком современности, так и не попробовавшим свои силы в НБА.
В большинстве случаев так называемые баскетболисты-«стэши» (to stash – копить) играют в Европе (Латинской Америке, Китае, Австралии), пока не понадобятся в НБА: у «Сан-Антонио» есть права на десяток европейцев, от молодых Милутинова и Лаланна до ветеранов Лорбека и Принтезиса, которые уже не приедут в Северную Америку. Но в последние годы клубы НБА стали изредка для этих целей использовать и свою американскую фарм-лигу (Джи-лига).
Но вот вернуться в колледж после драфта игрок уже не может – правила студенческой NCAA не позволяют баскетболистам, выходящим на драфт, изменить свое решение после определенной даты (в этом году дату – до 29 мая). Так что игрок, который выходит на драфт, после него обязательно становится профессионалом – в НБА или другой лиге. Он может продолжить обучение в колледже (если найдет на это время в плотном графике НБА), но лишится спортивной стипендии, будет вынужден сам платить за обучение и не сможет больше выступать за спортивные команды университета.
Русские есть на этом драфте?
Только те, что выходят автоматически, поскольку они 1997 года рождения. Ни у кого из них нет шансов быть выбранным.
Как игроки попадают на драфт?
На драфт можно попасть «автоматически», а можно подать заявку. Рассмотрим оба варианта подробнее.
Во сколько завтра драфт и где его смотреть?
Церемония драфта начнется в 2:30 ночи c четверга на пятницу по Москве, а смотреть можно, оформив подписку на сервис NBA League Pass.
Не только Дончич.
На последнем драфте парни не из Америки были представлены ограничено: Фрэнк Ниликина и Лаури Марканен ушли в первой трети первого раунда, под 25-м номером был выбран Анджейс Пасечник из Латвии, еще 8 человек появились во втором раунде.
Пока топ лучших европейцев (не считая украинца Михайлюка, играющего в NCAA) выглядит примерно так.
10. Арнольдас Кулбока («Орландина»)
Рост: 205 сантиметров
Довольно странная история. Кулбока – из Каунаса, он занимался в академии «Жальгириса», но потом перебрался в «Бамберг». А оттуда отправился в аренду в Италию, в клуб, который тащится в подвале лиги, неисправно платит игрокам и надеется на убитого Эрика Мэйнора. Это довольно необычный вариант для развития игрока, учитывая, что в «Жальгирисе» всегда кто-то вырастает.
Кулбока – типичный европеец этого драфта. Технически одаренный, хорошо работающий ногами, видящий площадку и умеющий бросать. При этом мягкотелый, не особенно атлетичный, не умеющий создать себе ситуацию самостоятельно и по-настоящему не примечательный ничем, кроме габаритов и умения бросать.
Давайте, подкиньте-ка мне сравнений с Дирком Новицки.
В отношении к четвертым номерам, умеющим бросать, в НБА больше не прослеживается былого пиетета. Но Кулбоке практически гарантируют выбор во втором раунде. Он кладет под 40% из-за дуги, и это слишком хорошо для определяющего современный баскетбол навыка. Даже несмотря на то, что остается куча вопросов по поводу его будущей адаптации в лиге.
9. Тадас Седекерскис («Невежис»)
Литовский комбо-форвард впечатлил прошлым летом на чемпионате Европы, где набирал 15,4 очка, 6,7 подбора и 4,9 передачи и попадал 62 процента бросков. Его карьере на родном континенте, где к молодым традиционно относятся настороженно, это, естественно, нисколько не помогло: права на Седекерскиса принадлежат «Басконии», и половину сезона он провел в «Бургосе», выходя в мусорное время, а потом переехал на родину в «Невежис», где стало повеселее.
Седекерскис не выделяется чем-то исключительно ярким, но привлекает разносторонностью и высоким игровым интеллектом.
В НБА как-то сложилась традиция, что люди без элитного навыка обречены. И поэтому в качестве ориентира для литовца чаще других называют Джо Инглса, вроде бы непримечательного австралийца, прошлой весной удивившего Дока Риверса многими гранями своего таланта.
Седекерскис уступает Инглсу в дриблинге. Но во всем остальном производит любопытное впечатление. Он опровергает стереотип в защите: достаточно сильный, чтобы противостоять четвертым номерам, и очень неуступчивый на своей половине. У него хороший бросок с дистанции (сейчас в «Невежисе» у него вообще 60% за 8 матчей). Он видит площадку и способен идти под щит.
Возможно, во втором раунде кого-то и заинтересует такой суповой набор.
8. Костя Мушиди («Мега Бемакс»)
Рост: 195 сантиметров
Немецкий защитник на прошлогоднем турнире Nike набрал 14 очков и сильно всех удивил, когда снял свою кандидатуру с драфта.
У Мушиди отличные данные: рост, рама, размах рук в 214 сантиметров, атлетизм, способность защищаться на позициях 2-4. При этом даже на своей половине он не выжигает – не всегда хватает скорости. А готовность периодически брать розыгрыш на себя в НБА ему вряд ли сильно пригодится. Так что его судьба на драфте зависит исключительно от одного компонента – умения исполнять трехочковый.
Пока ничего хорошего с ним в данной области не происходит, так что надежды подняться выше конца первого-первой половины второго раунда нисколько не оправдались. Тем более Мушиди на драфте-2018 уже будет 20 лет.
7. Абдулай Ндойе («Шоле»)
Главная фишка Ндойе вызывает повсеместное восхищение: при росте в 201 сантиметр его размах рук составляет 218 сантиметров. С таким комплектом (плюс быстрые ноги) француз – лучший оборонительный игрок среди молодых европейцев, который может закрывать позиции 1-3.
Скорее всего, Ндойе будет действовать по обстоятельствам. С такими данными его наверняка захотят попробовать перед драфтом, и если он докажет, что там есть потенциал для второго Андре Роберсона, то выставит свою кандидатуру. В противном случае он поедет на молодежный чемпионат Европы и будет стараться убедить скаутов с помощью большего игрового времени и более широкой роли.
6. Марко Cимонович («Сиена»)
Черногорский центровой заставил всех узнать, что легендарная «Сиена» теперь пребывает во второй итальянской лиге – на чемпионате Европы U18 прошлым летом в возрасте 17 лет он выдавал 17,7 очка и 8,4 подбора, а также обнаружил исключительную подвижность и добротный бросок из-за дуги (10 из 18).
Симонович поздно сформировался и пока остается совершенно сырым.
В защите у него толком нет позиции: ему не хватает физики и агрессии, чтобы противостоять взрослым семифутерам, а все более низкие оппоненты от него убегают.
В нападении он выходит рядом с двумя американцами (Девином Ибэнксом и Элстоном Тернером) и откровенно стесняется: Маркович сосредоточен на заслонах и подборах на чужом щите и практически не берет инициативу в свои руки. Его бросок – он держит мяч перед лицом – тоже при желании может попасть под подозрение.
Но, как это часто бывает с молодыми талантами, его умилительная неготовность наоборот привлекает и заставляет обращать внимание на достоинства неокрепшего организма: мобильных семифутеров с дальним броском и технической подкованностью не так много, чтобы от них можно было вот так отмахиваться.
Пока есть вероятность того, что Симонович, которому 19 исполнится только осенью, предпочтет выставить свою кандидатуру на драфт-2019. Многое, правда, будет зависеть от того, как он себя проявит на турнире Nike в апреле.
5. Гога Битадзе («Мега Бемакс»)
Лет десять назад по Битадзе не было бы никаких вопросов. Грузинский семифутер довольно резв для своих габаритов, любит обретаться в хай-посте и прилично бросает со средней.
Но современность предъявляет к центровым завышенные требования.
Бросок со средней Битадзе все никак не может трансформировать в приличный трехочковый. Он бодро себя показывал раньше в этом отношении, и все позволили себя заинтриговать, но с тех пор ему способствовал лишь регресс (17% в этом сезоне при 1,2 попытки за игру).
Качественный трехочковый для Битадзе тем более важен, что существует множество вопросов по поводу его защиты. Он лидирует в Адриатической лиге по блокам и обладает внушительным весом для пихания, но вот в отношении беготни за маленькими на периметре – тут все не очень складно.
Но все не совсем бесперспективно.
Да и вообще, большой упитанный парень по имени Гога – это то, чего явно не хватает НБА.
4. Исаак Бонга («Франкфурт»)
Самый удивительный парень из Европы с драфта-18, которого сравнивают понятно с кем: у Бонги 203 сантиметра роста и 213 сантиметров размаха рук, при этом немецкий конголезец играет на позиции разыгрывающего и уже умеет кое-как бросать (32% трехочковых в этом сезоне, 95% - штрафных).
При этом 19 полных лет ему исполнится только в ноябре. Журналисты уже вовсю говорят о самом молодом немце, выбранном на драфте НБА.
Бонга делает всего понемногу. У него широченные шаги, за счет которых он объезжает защиту. У него отличные данные, помогающие ему на своей половине и создающие иллюзию того, что он может опекать игроков других позиций. У него хорошее видение площадки и способность к созиданию.
Бонга сыроват. Это явно незаконченный продукт, который еще надо долго развивать и доводить до ума. Ему даже во «Франкфурте» не доверяют место стартового разыгрывающего и заставляют подносить воду партнерам.
При всем атлетизме ему еще предстоит наращивать мускулатуру, потому что в данный момент ее совсем немного.
И главное – не совсем понятно, насколько его навыки обращения с мячом, скорость, пас и вообще принадлежность к амплуа разыгрывающего трансформируются под агрессивным влиянием защиты НБА.
При этом Бонга настолько колоритен сам по себе, что хочется увидеть, как баскетбол обретает 203-сантиметрового разыгрывающего с бесконечными руками. Наверняка, генменджер «Орландо» утащит его в свою домашнюю коллекцию баскетбольных мутантов.
3. Родион Куруц («Барселона»-2)
Куруц всем понравился в прошлом году и должен был уйти в конце первого раунда. Это ему не подходило, и он снял кандидатуру, чтобы за этот год произвести более сильное впечатление на скаутов.
Вышло так, что этот сезон оказался еще более противоречивым, чем прошлый, испорченный разрывом мениска и операцией. Агент Куруца отказался переподписывать 4-летнее соглашение, которое истекает в 2019-м, и боссы «Барселоны» сделали все, чтобы окончательно испортить впечатление о латвийском форварде: его постоянно дергают между основной и второй командой и не дают скаутам возможности разглядеть его детально. Сам Куруц не особенно проявляет себя и на уровне второй команды, чем тоже не добавляет определенности.
В результате латыш превратился в таинственного героя с неясными перспективами.
В нем видели разностороннего комбо-форварда с отличными данными, броском, резким первым шагом и потенциалом для развития недостатков вроде ведения и видения площадки.
Но сейчас все это окружено красными флагами: у него было уже две серьезных травмы, его трехочковый так и не превратился в стабильное оружие, он не очень хорошо пасует и видит площадку, зачастую теряется на своей половине, физически он слабоват и не может противостоять старшим игрокам в защите и на подборе. И при этом так и не выступал на сколько-нибудь серьезном уровне.
В общем, все идет едва ли не к тому, что Куруц может пропустить и этот драфт и выйти на следующий уже тогда, когда контракт с «Барселоной» закончится.
2. Джанан Муса («Цедевита»)
Муса – едва ли не главный поклонник Кобе по эту сторону Атлантики. По крайней мере, мало кто из подобных ему с таким же желанием стрелял бы из всех положений и находил особенное наслаждение в том, чтобы ломать комбинации и форсировать свой бросок.
За это защитника можно недолюбливать. Из-за этого он периодически получает по шапке от старших товарищей. Из-за этого его минуты в клубе на скрупулезном контроле. Но глупо отрицать, что уже в 18 Муса – очень выразительный персонаж, нисколько не комплексующий из-за своего возраста: стычки с Мозговым и Телетовичем в прошлом году – характерный тому пример.
Муса остается игроком одной стороны, такой неатлетичной версией Кевина Мартина. Но за последний год босниец здорово прибавил в бросках издали, в розыгрыше, ведении, пик-н-роллах, быстрых атаках и проходах под кольцо (в Еврокубке у него 57% двухочковых и 37% трехочковых). Контроль тела, работа ног, мягкая кисть – все атрибуты снайпера у Мусы на высочайшем уровне. В идеальной роли он готов превратиться в зажигалку со скамейки, берущую на себя все броски, которые партнеры ему могут уступить.
Все это он делает на уважаемом уровне Адриатической лиги и Еврокубка, делает качественно и долго, и именно это заставляет клубы НБА присмотреться к нему во второй половине первого раунда.
Помимо вздорного характера, у Мусы есть и другие минусы.
Из туманных – история травм. Муса с ранних лет страдает из-за проблем со спиной, и только углубленное обследование может выявить, насколько они носят хронический характер.
У Мусы скромный контракт, который не потребует выкупа. И он совершенно помешан на НБА. Так что большая вероятность того, что наращивать мускулатуру и адаптироваться к лиге он будет уже непосредственно в НБА.
1. Лука Дончич («Реал»)
Баскетбольный интеллект Дончича уже давно позиционируется как эталонный – то, как он читает игру, создает атаку мадридской команде, помогает партнерам и принимает решения, восхищает настолько, что его называют одним из самых умных игроков, когда-либо выходящих на драфт.
В каком-то смысле это даже играет против него.
Более-менее понятно, как юные игроки могут преодолевать технические дефекты, избавляться от нестабильности и перепадов настроения и прибавлять в понимании баскетбола. А куда расти словенцу – неизвестно.
Дончич уже сейчас может быть лидером топовой команды: он играет в Евролиге на сложной позиции разыгрывающего, является лидером в одном из самых богатых клубов и претендует на звание MVP.
Дончич при своей рыхлой раме не имеет какого-то коронного приема, но одинаково универсален: он воспринял переход на место первого номера как нечто естественное, он умеет пользоваться своей рыхловатой рамой так, чтобы собирать больше 5 отскоков за матч, у него добротный бросок, в том числе и из-за дуги, даже в свои 18 лет он практически не теряется при жесткой опеке, он умеет создавать себе возможности для броска при обыгрыше один в один.
Дончич, в отличие от конкурентов по драфту, уже все доказал на профессиональном уровне: выиграл чемпионат Европы, где был одной из звезд, заменил Серхио Юля и справился с неизменным давлением, окружающим суперклуб, принял участие в тяжелом марафоне, в который теперь превратился сезон Евролиги.
Никто из тех, кто выходит на драфт, не может похвастаться ничем подобным.
И вот тут интеллект (который уже вроде бы и некуда развивать) выступает аргументом против него.
Потолок Дончича считается ограниченным, так как ограничены его физические возможности: он не особенно подвижен защите, у него нет выдающегося прыжка или размаха рук, нет феноменальной резкости.
Несмотря на то, что случилось со Стефом Карри, в сознании скаутов баскетбольное тело продолжает превалировать над баскетбольным интеллектом и навыками.
Было жарко! 🔥🔥🔥
В ночь с 29 на 30 июля состоится очередная церемония драфта НБА – клубы лиги выберут игроков, которые станут (или не станут) определять лицо лиги в ближайшие годы.
Интриги относительно того, кто уйдет под первым пиком, практически нет: защитник Кейд Каннингем из университета Оклахома Стэйт – большой фаворит ярмарки талантов. Всезнающий Эдриен Воджнаровски уже сообщил, что «Детройт», владеющий правом первого выбора, отдаст предпочтение именно этому парню.
Но некоторая неопределенность здесь все равно имеется. В течение недели, предшествовавшей драфту, «Пистонс» точно получали предложения по обмену первого пика (самое заманчивое пока что поступало от «Оклахомы», предлагавшей за право выбрать Каннингема Шея Гилджеса-Александера и свой пик под номером шесть), и наверняка получат еще – вопрос лишь в том, примут ли.
С резюме топ-проспектов драфта-2021 и очередностью выбора вы можете ознакомиться здесь:
Кроме того, по слухам, в день церемонии драфта «Филадельфия» предпримет решающую попытку с выгодой для себя обменять Бена Симмонса – звездного плеймейкера, провалившегося в минувшем плей-офф и до сих пор не подружившегося с трехочковым броском.
Вряд ли «Сиксерс» интересует только высокий выбор: эта команда построена, чтобы побеждать здесь и сейчас, и искать команда менеджеров во главе с Дэрилом Моури и Элтоном Брэндом будет не только драфт-пики, но и уже состоявшихся исполнителей.
Следим за одной из самых горячих ночей сезона вместе!
07:00. Пока генеральные менеджеры развлекаются, торгуясь пиками второго раунда и указывая пальцем на не самых очевидных проспектов, которые теоретически могут «выстрелить» (например, «Сакраменто» потратил 39-й выбор на португальского центрового Нимайяса Кету, игравшего вместе с украинцем Максимом Шульгой за университет Юта Стэйт и доминировавшего в слабенькой конференции Mountain West), будем подводить итоги ночи драфта.
Все затмил, безусловно, трейд Расселла Уэстбрука в «Лейкерс». Калифорнийское большое трио станет главной темой для обсуждения как минимум до открытия рынка свободных агентов.
Продуктивную ночь провел «Кливленд»: выменял Рики Рубио у «Миннесоты» и взял бигмэна Эвана Мобли под общим третьим пиком.
«Детройт» получил игрока, который, возможно, изменит судьбу всей организации – судя по пост-драфтовым интервью, Кейд Каннингем действительно готов биться за «Пистонс», и начало карьеры в одном из самых депрессивных городов НБА его не смущает.
Прилично пополнили собственный пул талантов «Хьюстон» (взяли аж четверых игроков в первом раунде) и «Оклахома», к которой присоединятся Джош Гидди и Тре Манн.
И, конечно, всем интересно, что теперь будет делать «Голден Стэйт» – организация, которой даже в чемпионских сезонах не всегда хватало глубины состава. Джеймс Уайзмэн, Джонатан Куминга и Мозес Муди – слишком интересные проспекты, чтобы хотя бы не попробовать поработать с ними в нормальном сезоне, с нормальной Летней лигой и нормальным тренировочным лагерем. А не тем кошмаром, что был во время пандемии.
06:40. Воджнаровски убивает главную преддрафтовую интригу – обмена с участием Бена Симмонса сегодня не будет.
«Филадельфия» требует слишком большую компенсацию за своего плеймейкера: игрока уровня Матча звезд (или максимально приближенного к нему) и несколько пиков первого раунда. Это останавливает любой клуб, пытающийся договориться с «Сиксерс», но тем некуда спешить – у австралийца есть действующий контракт аж до 2025 года.
Не самый удачный день получился и для «Сакраменто»: пристроить Бадди Хилда в «Лейкерс» по понятным причинам уже не выйдет. Придется искать другого торгового партнера, ведь защитников у «Кингз» становится слишком много.
06:30. Драфт-2021 получается весьма неплохим для неамериканских талантов: в первом раунде их было выбрано девятеро (это максимум за последние пять лет).
Два испанца, австралиец, немец, канадец, турок, доминиканец, конголезец и багамец – глобализация баскетбола продолжается.
06:20. Вот так поработали клубы во второй половине первого раунда (главное – не запутаться с обменами):
15. Кори Кисперт (легкий форвард, «Вашингтон»)
16. Альперен Шенгюн (центровой, «Оклахома», обменян в «Хьюстон»)
17. Трей Мерфи (легкий форвард, «Мемфис», обменян в «Нью-Орлеан»)
18. Тре Манн (разыгрывающий, «Оклахома»)
19. Кай Джонс (центровой, «Нью-Йорк», обменян в «Шарлотт»)
20. Джейлен Джонсон (тяжелый форвард, «Атланта»)
21. Кион Джонсон (атакующий защитник, «Нью-Йорк», обменян в «Клипперс»)
22. Айзея Джексон (тяжелый форвард, «Лейкерс», обменян в «Индиану»)
23. Усман Гаруба (тяжелый форвард, «Хьюстон»)
24. Джош Кристофер (атакующий защитник, «Хьюстон»)
25. Квентин Граймз (атакующий защитник, «Клипперс», обменян в «Нью-Йорк»)
26. Нашон Хайланд (атакующий защитник, «Денвер»)
27. Кэмерон Томас (атакующий защитник, «Бруклин»)
28. Джейден Спринджер (атакующий защитник, «Филадельфия»)
29. Дайрон Шарп (центровой, «Финикс», обменян в «Бруклин»)
30. Санти Алдама (тяжелый форвард, «Юта», обменян в «Мемфис»)
05:50. «Рокетс» собирают настоящий европейский легион: оба самых статусных баскетболиста из Старого Света на этом драфте начнут карьеру в НБА в Хьюстоне.
Но если за Шенгюна клубу пришлось поторговаться, то испанца Усмана Гарубу «Хьюстон» взял под своим 23-м пиком.
Это будет очень любопытная пара «больших». Альперен показал себя крутым бомбардиром, но он – отнюдь не феноменальный атлет и не мастер игры в обороне (сравнивают его преимущественно с Николой Вучевичем и Домантасом Сабонисом, что как бы намекает). Гаруба – полная ему противоположность: 19-летнего форварда из «Реала» даже позвали на Олимпиаду в Токио, чтобы он отрабатывал на своей половине за «дедушками» Пау и Марком Газолями.
05:45. Пока что самый курьезный момент драфта произошел, когда Сильвер решил рассказать публике о судьбе 22-го пика.
Он достался «Вашингтону» в результате блокбастера с «Лейкерс», но впоследствии был отправлен «Уизардс» в «Индиану» (а выбрали под ним центрового Айзею Джексона из университета Кентукки). Сильверу пришлось проявить чудеса дипломатии, чтобы не назвать в прямом эфире фамилию «Уэстбрук» – хотя и публика в зале, и телеаудитория уже прекрасно понимают, что произошло.
Но официально трейд Уэстбрука будет оформлен позже – скорее всего, уже после открытия рынка свободных агентов. Поэтому комиссар НБА не может себе позволить анонсировать самые яркие детали сделки.
05:15. Трогательный момент от Адама Сильвера – комиссар НБА сделал символический выбор Терренса Кларка, проспекта из университета Кентукки, который погиб в ДТП три месяца назад.
05:05. Лотерея закончилась – и манипуляции с пиками полетели буквально одна за другой.
Сэм Прести обменял 16-й выбор в «Хьюстон» на два пика первого раунда следующих драфтов (судя по всему – от «Вашингтона» из трейда с участием Уэстбрука и Джона Уолла), позволив «Рокетс» выбрать Шенгюна.
Турецкие бигмэны в команде из Техаса уже играли (помните Омера Ашика?), и это точно будет интересно. В свои 18 Альперен – действующий MVP чемпионата Турции, уже имеющий опыт игры во взрослых еврокубках.
«Нью-Йорк», в свою очередь, отдал 19-й выбор «Шарлотт», чтобы «Хорнетс» смогли задрафтовать форварда Кая Джонса.
04:30. Вторая половина лотереи оказалась полна сюрпризов.
Даже и не скажешь, какой из них главный – тот, что несколько команд прошли мимо Джеймса Букнайта (в итоге он отправился в «Шарлотт» аж под 11-м пиком, хотя Джонатан Гивони в своем моке, например, ставил его седьмым), или мини-серия решений от «Сан-Антонио» и «Индианы». «Сперс» и «Пэйсерс» поочередно выбрали самого молодого (Джошуа Примо) и самого возрастного (Крис Дуарте) баскетболистов из всего пула, которых объединяют две вещи – оба будут играть на позиции атакующего защитника и оба имеют отличный снайперский потенциал.
Доступными пока остаются и турок Альперен Шенгюн, и «дальнобойщик» Гонзаги Кори Кисперт, которым прогнозировали выбор в лотерее. Не сложилось.
03:55. «Орландо» не отказал себе в удовольствии забрать Джейлена Саггса из Гонзаги пятым (в большинстве моков он располагался на более высокой позиции), а «Оклахома» остановила выбор на австралийце Джоше Гидди – у «Тандер» есть время, чтобы поработать с талантливым универсалом, который умеет всего понемногу, обладает неплохими габаритами для «двойки» и прилично пасует.
Если Святослав Михайлюк, который выходит на рынок свободных агентов буквально через пару дней, останется в Оклахома-Сити, Гидди будет его прямым конкурентом по позиции.
«Голден Стэйт» до последнего обсуждал варианты обмена седьмого пика в другие клубы (хотя из переговоров по трейду Симмонса «Уорриорз» вышли, шокированные запросами «Сиксерс»), но о сделке не договорился и взял форварда Джонатана Кумингу – еще одного баскетболиста из G-League Ignite.
Два выбора в топ-7 – прекрасный результат для экспериментального проекта. Его явно стоит продолжать.
03:30. Первого сюрприза непосредственно на драфте-2021 пришлось ждать недолго – до четвертого пика.
Третьим в «Кливленд» ожидаемо ушел бигмэн Эван Мобли, который, как считают в «Кавальерс», спокойно сможет играть вместе с Джарреттом Алленом. А вот «Торонто» потратил четвертый пик на форварда Скотти Барнса из университета Флорида Стэйт, которого еще за пару часов до драфта никто не ставил выше пятой позиции.
Время Паскаля Сиакама в Канаде подошло к концу?
03:25. ТРЕЙД. Водж ворвался в эфир и отправил драфт-проспектов на второй план!
«Лейкерс» и «Вашингтон» окончательно согласовали обмен Уэстбрука – за Кузму, Колдуэлла-Поупа, Харрелла и 22-й пик этого драфта.
Теперь у калифорнийцев есть свое полноценное большое трио: с Рассом, Леброном Джеймсом и Энтони Дэвисом.
The Lakers and Wizards have agreed on the trade for Russell Westbrook, sources tell ESPN.
— Adrian Wojnarowski (@wojespn) 30 июля 2021 г.
03:16. Хьюстон тратит второй пик на Джейлена Грина – защитника, который не пошел в колледж, отдав предпочтение молодежному проекту G-League Ignite.
У парня уже сейчас более миллиона подписчиков в Instagram, и он достаточно талантлив для того, чтобы в один прекрасный момент стать лучшим бомбардиром лиги.
03:08. Церемония драфта НБА официально стартовала.
И «Детройт» нас не удивил – под общим первым номером «Пистонс» выбрали Кейда Каннингема.
Все самое интересное будет дальше.
02:30. ТРЕЙД. «Детройт» избавляется от контракта центрового Мэйсона Пламли (еще два года и почти 17 миллионов долларов).
Чемпион мира в составе сборной США отправляется в «Шарлотт» вместе с 37-м пиком драфта-2021, а «Пистонс» достается символический 57-й выбор.
В прошлом сезоне Пламли был стартовым большим команды из Города моторов и набирал в среднем 10,4 очка, 9,3 подбора и 3,6 передачи за игру.
01:45. Важная информация от всех инсайдеров мира во главе с Воджнаровски.
Если «Вашингтон» действительно обменяет Уэстбрука, в «Лейкерс», это не будет означать уход в полную перестройку и неминуемый при таком сценарии трейд Брэдли Била. Второй бомбардир прошлого сезона НБА остается в планах столичной организации – просто выстраивать боеспособную команду вокруг него теперь будут чуть иначе.
Есть все шансы, что после осуществления сделки у «Уизардс» даже появятся деньги под потолком зарплат для предметной работы на рынке свободных агентов.
01:40. «Кавальерс», как выяснили инсайдеры, выменивали Рубио не для того, чтобы использовать его в дальнейших сделках.
Клуб очень хотел заполучить надежного плеймейкера с большим опытом выступлений в лиге, чтобы он вел игру молодой команды, а главный тренер команды из Огайо Джей Би Бикерстафф уже работал с Рики в «Тимбервулвз» и очень высоко оценивает его таланты.
Учитывая скромный размер компенсации за испанца – хороший обмен от «Кливленда».
00:50. ТРЕЙД. Интересный обмен, которого мы точно не ждали.
«Миннесота» отправляет в «Кливленд» плеймейкера Рики Рубио, прямо сейчас играющего за сборную Испании на Олимпиаде в Токио (накануне провел отличный матч с Аргентиной с 26 очками и пятью точными «трехами»), и пик второго раунда драфта-2022, получая взамен форварда Торина Принса.
Контракт Рубио с гонораром в 17,8 миллиона долларов за сезон истекает следующим летом.
00:24. Но «Лейкерс», оказывается, уже хотят не Хилда, а Расселла Уэстбрука!
Шэмс Чаранья сообщает, что Кузма, Харрелл и Кентавиус Колдуэлл-Поуп вместе с пиком номер 22 могут отойти «Вашингтону», а лидер «Уизардс» отправится в Калифорнию. Переговоры якобы идут очень активно.
Это может быть мощно.
00:16. ТРЕЙД. Защитником «Бруклина» Лэндри Шэметом интересовались как минимум «Лейкерс», «Даллас», «Нью-Орлеан» и «Нью-Йорк», но продолжит карьеру он в «Финиксе».
«Санз» отдают за 24-летнего парня, который явно не раскроется в «Нетс» с суперзвездными Джеймсом Харденом и Кайри Ирвингом, плеймейкера Джевона Картера (семь эпизодических появлений в последнем плей-офф НБА) и 29-й пик драфта.
У «Бруклина» теперь собралось, кстати, аж пять пиков на предстоящей ярмарке талантов – под номерами 27, 29, 44, 49 и 59. За этот набор явно можно выменять полезного ролевика, если не парочку.
00:12. А вот и первая по-настоящему интересная новость вечера!
Центровой «Лейкерс» Монтрезл Харрелл активировал свой контракт на следующий сезон, за который ему причитаются 9,7 миллиона долларов.
Теперь калифорнийцам ничто не мешает провернуть трейд с «Сакраменто»: Харрелл и форвард Кайл Кузма станут основной частью компенсации за скорера Бадди Хилда.
23:58. Обменов, в которых были задействованы пики с драфта-2021, по окончании плей-офф НБА состоялось только два.
В результате одного из них, блокбастера с участием «Нью-Орлеана» и «Мемфиса», «Гриззлиз» получили десятый пик, отправив «Пеликанс» 17-й.
А «Сиксерс» несколько часов назад приобрели у организации из Луизианы 53-й выбор. Причем приобрели в буквальном смысле, за два миллиона долларов.
Зачем это Моури и Брэнду, мы узнаем, наверное, уже в ближайшие часы. Вариантов два – то ли «Филадельфия» видит потенциал в игроке из шестого десятка драфта, которого не замечают остальные, то ли один из лидеров Востока собирает недостающие активы для сделки с участием Симмонса.
Что такое автоматический выход на драфт?
Автоматом на драфт попадают две категории игроков:
- Те студенты, кто отыграл четыре сезона в NCAA – такими были Тим Данкан (на фото) в 1997, Дрэймонд Грин в 2012, в этом году – гигант Тако Фалл.
- Ранее не бывшие на драфте игроки, выступающие за рубежом, кому в год драфта исполняется 22 – то есть сейчас это баскетболисты из Европы, Азии, Латинской Америки, Австралии, Африки и так далее 1997 года рождения.
Также автоматически попадают на драфт те, кто отучился в американской школе или университете, а затем перебежал на профессиональный контракт за рубеж. После года выступления в профессионалах такие игроки выходят на драфт – случаи редкие, но не исключительные (Брэндон Дженнингс в 2009, Эммануэль Мудиай несколько лет назад).
Сколько человек будет выбрано сегодня?
Драфт НБА состоит из двух раундов (когда-то их число достигало десяти и более – команды выбирали, пока не надоедало, в 1988 году число раундов сократили до трех, а на следующий год – до двух). Поскольку в НБА 30 команд, то сейчас на драфте будет выбрано 60 человек. За каждым клубом закреплено по месту в первом и втором раундах.
Игроки из первого раунда драфта получают гарантированные контракты на два года в определенных суммах (у клубов также есть потом возможность продлить контракт на третий и четвертый сезоны), игроки из второго раунда подписываются с выбравшим их клубом на любые контракты, почти как свободные агенты.
Что происходит с теми, кого не выбирают на драфте?
Они становятся свободными агентами и вольны подписывать контракт с любой командой НБА, если та ими заинтересуется. Каждый год около 20 новичков, не выбранных на драфте, получают шанс сыграть в НБА.
Как определяются места на драфте?
На основании того, как клуб выступил в прошлом сезоне. Порядок драфта – обратный таблице регулярного сезона: чем ниже место в таблице, тем выше номер на драфте (также называемый «драфтпик» или просто «пик»), а выступление в плей-офф не имеет никакого значения. Впрочем, первые четыре номера драфта разыгрываются в «лотерее драфта».
Все клубы, которые не попали в плей-офф, имеют шансы получить один из первых четырех номеров драфта. Чтобы определить, кто будет выбирать первым, вторым и третьим, в мае проходит церемония лотереи. Во время этой церемонии жребием вытягивают четыре шарика из четырнадцати. Комбинаторика гласит, что число комбинаций четырех шариков из четырнадцати равно 1001. Для ровного числа одну резервную комбинацию («11-12-13-14») убирают, а остальные 1000 распределяют по командам. У трех худших клубов лиги есть 14% на победу в лотерее, у четвертого с конца – 12,5% и так далее; лучший клуб из тех, что не прошел в плей-офф, имеет всего 0,5% вероятности выиграть жребий. Количество побед не влияет на шансы, только место в таблице. Процедуру проводят четыре раза, определяя первый, второй, третий и четвертый номера. Если выпадает резервная комбинация или та, которая уже была (нельзя выиграть лотерею дважды в один год), то шарики вынимают из лототрона еще раз.
Для чего нужна лотерея?
Система, когда худшие команды выбирают первыми, изначально порочна – какой-то клуб может специально проигрывать как можно больше матчей, чтобы упасть на самое дно таблицы и выбирать первым. Эта стратегия на жаргоне называется «танкинг» («tanking»). До 1965 года в НБА существовало правило «территориальных драфтпиков», когда клубы могли вне очереди выбирать игроков из близлежащих колледжей. Но когда лига стала расширяться, это правило отменили, а право выбора первым определялось подбрасыванием монетки – у двух команд, занявших последние места в своих конференциях, было 50% шансов на первый номер. Так, монетка в 1979 году определила то, что Мэджик Джонсон попал в «Лейкерс», а не в «Чикаго».
В 1985 году лига пришла к решению, что слепой жребий будет определять, в каком порядке будут выбирать не только последняя и предпоследняя команды лиги, но вообще все команды, не попавшие в плей-офф. В 1987 году систему откорректировали – неплейоффные клубы все также имели равные шансы на первый, второй и третий номера драфта, но после розыгрыша первых трех мест остальные выбирали в стандартном обратном порядке.
В 1990 году утвердили действующую до сих пор систему, в которой вероятность победы в лотерее была тем выше, чем хуже было место в таблице регулярного сезона. Проценты вероятности менялись год от года, самая свежая система с наиболее ровными шансами была введена только в этом году и призвана снизить число команд, намеренно проигрывающих ради высокого номера на следующем драфте (раньше худшая команда получала 25% шансов на первый пик).
Как считается, реформа сработала – всего три команды в прошлом сезоне не выиграли 20 матчей, из них лишь худшая – «Нью-Йорк Никс» – выиграла лотерею, причем все равно опустилась с первой строчки на третью.
Как подать заявку на драфт?
Если же игрок не собирается учиться все четыре года или не хочет ждать, когда ему стукнет 22, он может подать заявку на драфт, которая именуется «early entry». Для этого он пишет в офис лиги официальное письмо с выставлением своей кандидатуры. Подавляющее большинство игроков – именно такие early entry, например, в этом году таковых 84 человека, и порядка полусотни попадет в число заветных 60 номеров.
Для подачи такой заявки игроку должно быть минимум 19 лет в год драфта – и он должен либо играть за рубежом, либо быть студентом. Студенты из NCAA могут подать заявку уже после первого курса. В последние девять драфтов под первым номером выбирались исключительно первокурсники.
Драфтовать школьников запрещено с 2006 года, но в 2016 году 19-летний Тон Макер смог обойти это правило, доказав, что он окончил школу год назад, а на 2015/16 остался в ней по собственному желанию на дополнительное обучение. С тех пор еще несколько человек – например, Митчелл Робинсон из «Никс» – переходили в НБА из «послевыпускных» классов школы, минуя колледж.
Игрок не может попасть в НБА, минуя драфт. Каждый человек либо выходит туда автоматически после окончания колледжа или по возрасту в 22 года, либо хочет сделать это раньше и подает заявку. Все игроки НБА – и вообще все люди старше 22 лет – были на драфте, просто кого-то выбрали, а кого-то нет.
А можно выбрать звезду под низкими номерами?
Конечно. Двукратный Самый ценный игрок НБА Стефен Карри был выбран лишь седьмым в 2009 году. Дирк Новицки – девятым в 1998. Кобе Брайант, один из самых популярных спортсменов в истории, когда-то упал до 13-го номера, как и легендарный Карл Мэлоун. Действующий чемпион и MVP финала НБА Кавай Ленард был выбран 15-м, уже после лотерейных пиков, как и Яннис Адетокумбо. Никола Йокич и Дрэймонд Грин вообще были выбраны лишь во втором раунде драфта, где стабильно каждый год появляется баскетболист, способный в будущем стать лидером команды.
То есть можно попасть на НБА и не через драфт?
Можно попасть в НБА, не будучи задрафтованным. Но все игроки были на драфте – просто их либо выбрали и закрепили за какой-то командой НБА, либо нет. О том, как именно баскетболисты попадают на драфт, рассказано чуть ниже.
Как проходит церемония драфта?
Представители всех команд собираются в одном месте и начинают выбирать игроков по очереди. На выбор игрока в первом раунде дается 5 минут, по истечении которых менеджеры клуба должны принять решение и сообщить его комиссионеру НБА Адаму Сильверу. После этого Адам выходит на сцену, объявляет о выборе, приглашает игрока на рукопожатие (если игрок присутствует в зале), а отсчет 5 минут начинается для другой команды.
Во втором раунде уставшего комиссионера меняет его заместитель, на выбор дается всего 2 минуты, и игроков больше не зовут на сцену.
Я могу подать заявку на драфт?
А кто должен стать звездой с драфта-2019?
Лучшими игроком набора-2019 признается форвард Зайон Уильямсон. Среди высоко оцениваемых также два защитника Ар Джей Бэрретт и Джа Морант. Кто-то из них сможет подтвердить ожидания, кто-то разочарует. А кто-то, кого даже не пригласили в «Зеленую комнату», сможет выстрелить и попасть на Матч всех звезд через несколько лет.
Как давно существует драфт?
Первый драфт НБА прошел после первого же сезона Ассоциации – в 1947 году. НБА взяла за основу систему любительского драфта из Национальной Футбольной Лиги, где та существовала с 1936 года: команды НФЛ распределяли права на футболистов, которые еще не были профессионалами. Если копаться глубже, то происхождение драфта лежит в бейсболе – с 1921 года клубы МЛБ проводили драфт игроков, выступавших в низших лигах.
А русских выбирали на драфте?
Еще в 1975 году на драфте в десятом раунде был выбран Александр Белов. Конечно, в НБА он из СССР не уехал. В 1986 году на драфте появились и другие легендарные советские баскетболисты – Cабонис, Волков, Тихоненко. Но иностранцы поехали в НБА только в 1988 году, и уже после распада Советского Союза клубы стали драфтовать наших соотечественников с конкретной целью пригласить в НБА.
Вот кто был выбран на драфте:
- 1994 – №36, Андрей Фетисов, «Бостон» (не играл в НБА).
- 1999 – №24, Андрей Кириленко, «Юта» (13 лет в НБА).
- 2004 – №21, Павел Подкользин, «Даллас» (2 года в НБА), №22, Виктор Хряпа, «Портленд» (4 года в НБА), №23, Сергей Моня (1 год в НБА), «Портленд», №57, Сергей Караулов, «Сан-Антонио» (не играл в НБА).
- 2005 – №12, Ярослав Королев, «Клипперс» (2 года в НБА).
- 2008 – №56, Саша Каун, «Кливленд» (1 год в НБА).
- 2013 – №19, Сергей Карасев, «Кливленд» (3 года в НБА).
Остальные, включая Шведа, Базаревича и чемпиона НБА Тимофея Мозгова, задрафтованы не были и подписывались как свободные агенты. Боломбой, Маккарти и Хансен становились россиянами уже через годы после драфта НБА.
Сколько раз игрок может выставлять заявку на драфт?
В драфте можно участвовать только один раз. Но игрок может подать заявку, отозвать ее до крайнего срока (29 мая в этом году для студентов из NCAA, 10 июня – для иностранных баскеболистов), затем подать ее еще раз в другой год – и при желании отозвать снова и дождаться автоматического выхода. В этом году было 90 человек, которые подали заявку, съездили на просмотры, пообщались с представителями клубов, а затем отозвали заявку, почувствовав, что на следующий год их шансы быть выбранными высоко будут лучше. Среди них и россиянин Никита Михайловский из «Автодора».
Что такое «зеленая комната»?
Перед сценой, откуда комиссионер НБА сегодня будет объявлять о выборах, есть зона под названием «Green Room», куда НБА персонально приглашает игроков, которых должны выбрать под наиболее высокими номерами. Обычно число приглашений варьируется от 15 до 20. Каждому игроку выделяет столик «в партере», где он сидит со своей семьей.
Почему у «Атланты» в этом году шесть пиков на драфте, а у «Лейкерс» – ни одного?
В НБА клубы не покупают баскетболистов у других команд, а обменивают на других игроков. У клубов НБА – как и в других американских лигах – есть возможность обменивать и будущие выборы на драфте на действующих игроков. Так, прошлым летом «Сан-Антонио» отдал в «Торонто» Кавая Ленарда, а взамен получил не только двух игроков, но и право выбирать на драфте-2019 под пиком «Рэпторс» в первом раунде. В прошедшем сезоне «Торонто» занял второе место в регулярном сезоне – и в 2019 году «Сан-Антонио» будет выбирать не только под «своим» 19-м пиком, но и под «канадским» 29-м. А «Лейкерс» в результате разных обменов отдал свои выборы на драфте 2019 года как в первом (еще не официальный, но уже обговоренный обмен Энтони Дэвиса), так и во втором раунде, и поэтому остался вообще без драфтпиков завтра.
Ежегодно около 10 пиков первого раунда и 15 пиков второго раунда меняют своих владельцев в результате прошлых обменов. Кроме того, в день самого драфта многие выборы тоже уходят в обменах: кто-то хочет «подняться» на драфте и меняет несколько более низких выборов на один более высокий, кто-то хочет получить молодого игрока и обменивает одного из своих баскетболистов на право выбора другого клуба на драфте.
Читайте также: