Средневековый оракул с мировым именем
В середине 15 века великий итальянский гуманист и историк Флавио Бьондо впервые ввел термин "Средние века"( medium aevum ). Итальянские гуманисты восхищались и преклонялись перед культурными достижениями античного мира.
Эпоха Средневековья для них - это упадок, варварство, невежество.
Эпоха Возрождения - это возрождения античности. То есть тут уже изначально есть негативный импульс, отрицательное отношение к Средним векам, которое продолжалось довольно долго.
Например, Вольтер в середине 18 столетия писал: "Средние века нужно изучать только для того, чтобы их презирать" . И такая "черная легенда" сохранялась в умах людей до начала 19 века.
На смену "черной легенде" приходит "золотая легенда". Почему? 19 век для Европы стал эпохой романтизма: восторжение прошлым, поиск идеалов в своих культурных корнях.
Вольтер - французский философ-просветитель XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк и публицист Вольтер - французский философ-просветитель XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк и публицистВ трудах историков романтического направления (Мишле, Савиньи) возникает преклонение перед благородством средневековых рыцарей, перед высокой духовностью средневековых религиозных деятелей, перед образностью и символизмом средневековой культуры.
Только к середине 19 века выработался научный подход к изучению эпохи средних веков. И данный подход развенчал обе легенды о средневековье.
Знаменитый исторический роман Вальтера Скотта "Айвенго". Во всю красу отразилась в нем "золотая легенда" о Средних веках Знаменитый исторический роман Вальтера Скотта "Айвенго". Во всю красу отразилась в нем "золотая легенда" о Средних векахСредние века - это не золотые века человечества, но они не были без времени. Данный период был важен. Это закономерный этап в развитии человеческого общества.
Жак Ле Гофф (французский историк-медиевист, один из ярчайших представителей «Новой исторической науки") писал: "Средние века - это детство Европы". В эту эпоху формировались важнейшие черты современной европейской цивилизации.
Рыцари ниже по рангу служили в этих дружинах со своими отрядами, появляясь по первому зову хозяина. На нижних уровнях рыцарской иерархии стояли безземельные рыцари, все имущество которых содержалось в военной выучке и оружии. Много кто из них путешествовал, примыкая к отрядам тех или иных командиров, становясь наемником, а нередко и просто промышлял разбоем
Согласно с распространением в рыцарской среде представлений, настоящий рыцарь должен был происходить из знатного рода. Уважающий себя рыцарь ссылался для подтверждения своего благородного происхождения на ветвистое генеалогическое древо, имел фамильный герб и родовой девиз.
Посвящение в рыцари (1322-1326). Симоне Мартини.
У рыцарей вырабатывался особенный тип психологии. Идеальный рыцарь обязывался иметь множество достоинств. Он должен быть внешне красивым и привлекательным. Поэтому специальное внимание уделялось одежде, украшению, телосложению.
Доспехи и конская сбруя, особенно парадные, были настоящими произведениями искусства. От рыцаря требовалась физическая сила, иначе он просто не смог бы носить доспехи, который весил до 60-80 кг. Доспехи начинаю терять свою роль только с изобретением огнестрельного оружия.
От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Свою доблесть нужно было все время подтверждать, и много рыцарей находились в постоянном поиске новых возможностей для этого.
Так, их участники должны были пользоваться одинаковым оружием. Чаще всего сначала соперники мчались один на другого с копьем наперевес. Если копья ломались, брались за мечи, потом за булаву. Турнирное оружие было тупым, и рыцари старались только выбить соперника из седла.
Во время войны между франками и сарацинами один из лучших рыцарей Карла Великого по имени Ожье вызвал на бой рыцаря сарацин. Когда же Ожье хитростью взяли в плен, его противник, не одобряя таких приемов, сам сдался франкам, чтобы те могли поменять его на Ожье.
Во время одной из битв в ходе крестовых походов Ричард Львиное Сердце оказался без коня. Его соперник Сайф-ад-Дин послал ему двух боевых коней. В том же году Ричард посвятил своего соперника в рыцари.
Высшим проявлением рыцарской любви к войне, агрессивного желания феодалов к захвату новых земель, поддержанным католической церковью, стали крестовые походы на Восток под флагом защиты христиан и христианских святынь от мусульман.
Вступая в орден, рыцари давали клятвы послушания и смирения. Они носили монашеские плащи поверх рыцарских лат. В агрессии против славянских народов главную роль сыграл Тевтонский орден.
Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию.
Усиление государственной власти, перевес пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружия и создание постоянного войска к концу средних веков превратили феодальное рыцарство в политическое сословие нетитулованной знати.
Лишение Рыцарского Достоинства
Помимо церемонии посвящения в рыцари, существовала также и процедура лишения рыцарского достоинства, обычно (но не обязательно) завершавшаяся передачей бывшего рыцаря в руки палача.
Церемония происходила на эшафоте, на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря (обязательно с изображённым на нём личным гербом), и сопровождалась пением заупокойных молитв хором из дюжины священников.
В ходе церемонии с рыцаря в полном облачении после каждого спетого псалма снимали какую-либо часть рыцарского облачения (снимали не только доспехи, но и например шпоры, являвшиеся атрибутом рыцарского достоинства).
После полного разоблачения и ещё одного заупокойного псалма разбивали на три части личный герб рыцаря (вместе с щитом, на котором он изображён). После чего пели 109-й псалом царя Давида, состоящий из набора проклятий, под последние слова которого герольд (а иногда лично сам король выливал на бывшего рыцаря холодную воду, символизируя очищение. Затем бывшего рыцаря спускали с эшафота при помощи виселицы, петля которой была пропущена под подмышками.
Бывшего рыцаря под улюлюканье толпы вели в церковь, где по нему проводили настоящую заупокойную службу, по окончании которой его передавали в руки палача, если ему не было уготовано по приговору иное наказание, не требующее услуг палача (если же рыцарю относительно «повезло», то всё могло ограничиться лишением рыцарского достоинства).
После исполнения приговора (например, казни), герольды во всеуслышанье объявляли детей (или иных наследников) «подлыми (дословно виланами фр. vilain/англ. villain), лишёнными чинов, не имеющими права носить оружие и появляться и участвовать в играх и турнирах, при дворе и на королевских собраниях, под страхом быть раздетыми донага и высеченными розгами, подобно вилланам и рождённым от неблагородного отца».
Особенно страшным подобное наказание было для германских министреалисов, так как они даже будучи рыцарями (с приставкой фон) формально считались «крепостными», и лишение рыцарского достоинства превращало их потомков в настоящих крепостных.
Рыцарские доблести:
-мужество (pronesse)
-верность (loyaut)
-щедрость (largesse)
-благоразумие (le sens, в смысле умеренности)
-утончённая общительность, куртуазность (courtoisie)
-чувство чести (honneur)
-вольность (franchisse)
Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, блюсти чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.
Позднее романы «Круглого Стола», труверы и миннезингеры поэтизируют утончённое придворное рыцарство XIII в. Среди всадников-министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам.
Долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, в основном замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника.
Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею «национальной чести» в среду рыцарей обеих враждебных стран.
Многие наверняка слышали слово «оракул», но мало кто придавал ему значение, не особо вникая в саму суть. А ведь для древних греков – оракул был гораздо больше, чем просто человек, умевший предсказывать будущее. Передача божественного знания от бога к смертному, также известная как прорицание, играла важную роль в древнегреческой религии. Гадание принимало различные формы, от изучения жертвенных внутренностей до интерпретации полёта птиц. Но, пожалуй, самой важной формой гадания была практика консультации с богом через посредника, и этот посредник был известен как оракул. Консультации оракулов проводились в постоянных местах и святилищах, разбросанных по всей Древней Греции. Царь богов, Зевс, имел престижных оракулов как в Олимпии, так и в Додоне. Были также оракулы Аполлона и в Дидиме, в Малой Азии и на острове Делос.
Однако самым известным и долговечным из них был Дельфийский Оракул Аполлона.
Дельфийский оракул на протяжении тысячелетий очаровывал цивилизации и как институт, и как концепция. Существует множество древних источников, которые ссылаются на оракула, от поэта V века до н. э. Пиндара до географа II века н. э. Павсания. Дельфы также пленили более поздних художников и писателей. Лорд Байрон даже оставил несколько граффити на камнях гимназии, когда посетил это место в 1809 году. Все это литературное внимание подчёркивает важность Дельф, но почему именно они занимали такое особое положение в древнегреческом мире?
Любой посетитель Дельфы сегодня будет поражён его замечательным расположением. По мере того, как туман рассеивается и священные руины являют себя любопытным странникам, появляется осязаемое ощущение потусторонности. Нетрудно понять, почему древние греки называли его «пупом Земли».
Одна история рассказывает о том, как Зевс выпустил двух орлов, по одному с каждого конца Земли. В том месте, где пересеклись орлы, он бросил камень, чтобы определить центр Земли. Камень приземлился в Дельфах. Считается, что этот камень представлен таинственным маркером, найденным на месте раскопок, известным как омфалос (омфал), или пупочный камень. Однако некоторые древние источники утверждают, что этот камень на самом деле был маркером гробницы Диониса.
Расположенные на скалистом хребте под горой Парнас, Дельфы - это место, которое не поддаётся человеческому заселению. Ведь по легенде оно принадлежит богам. Источники сильно различаются по происхождению Дельф. Некоторые утверждают, что Гея, богиня-мать Земли, была первой жительницей, задолго до Аполлона. Эта древняя родословная давала определённый уровень престижа этому месту.
Несмотря на своё высокое мифологическое происхождение, вполне вероятно, что Дельфы изначально представляли собой небольшое поселение. Однако город располагался на важном торговом пути из Коринфа в Северную Грецию. В VIII веке до нашей эры возросший уровень торговли вокруг Греции сделал Дельфы более посещаемыми. К V веку до нашей эры Дельфийский оракул стал самым известным священным местом в Греции.
Одной из многих причин, почему Дельфы стали столь важными, была их независимость. Расположение Дельф в Греции означало, что они не были связаны ни с одним из крупных и могущественных городов-государств, таких как Афины, Спарта или Коринф. Это позволяло городу сохранять нейтралитет, что, по крайней мере теоретически, делало его убежище доступным для всех.
Ко всему прочему, важность Дельф и растущее богатство делали город мишенью для нападений время от времени. Но он был защищён и управлялся советом, известным как Амфиктиония. Этот совет состоял из представителей со всей Греции. Среди ключевых членов были представители Фессалии, Афин и Сикиона. Амфиктиония играла важную роль в росте святилища на протяжении веков.
Доступ к Оракулу был на самом деле очень ограничен. Он был доступен для консультаций только в один день каждого месяца. В течение трёх месяцев в году, зимой, не было никаких консультаций. Считалось, что это произошло потому, что Аполлон искал более тёплый климат в холодные месяцы. Поэтому консультации были возможны только в течение девяти дней в году.
Даже в эти девять дней происходил дальнейший процесс, чтобы определить, был ли Аполлон счастлив получить консультацию. На жертвенного козла брызгали холодной водой. Если козёл вздрогнет, значит, Аполлон дал своё согласие, и день может идти по плану.
В каждый день консультаций стояла очередь из желающих задать свой вопрос и получить на него ответ. И все эти люди должны были очиститься в родниковой воде возле святилища. Первыми шли дельфийцы, за ними шли люди, имевшие своего представителя в Амфиктионии, а затем и все остальные греки. Не-греки были допущены последними.
Каждый пришедший к Оракулу должен был заплатить деньги и предложить пеланос, своего рода жертвенный пирог, перед консультацией. Ещё одна жертва была сожжена как приношение всем богам, а также жителям Дельф. После пройденной церемонии, каждый из очереди мог встретиться со жрицей Аполлона, иначе известной как Пифия и Дельфийский оракул.
К сожалению, о Пифиях мало что известно, за исключением того, что все оракулы должны были быть дельфийскими женщинами из уважаемых семей. Однажды избранные, они будут служить всю жизнь. К IV веку до нашей эры Пифия постоянно жила в доме при святилище. В дни консультаций она купалась в Кастальском источнике возле святилища. Затем она отправлялась в храм, где сжигала подношение Аполлону из лавровых листьев и ячменной муки.
Очевидно, что наибольшей привлекательностью Дельф был тот факт, что они открывали доступ, хотя и косвенно, к богу Аполлону. Гомеровский гимн Аполлону, написанный примерно в VII веке до нашей эры, даёт объяснение связи Аполлона с Дельфами. В поисках места для своего оракула он в конце концов остановился на Дельфах из-за красоты их расположения. Но сначала он должен был победить чудовищного дракона, который жил неподалёку. Убив дракона своими стрелами, он оставил его тело гнить под палящим солнцем. Греческое слово «гнить» означает «пифеин», и считается, что именно отсюда произошло название Пифии. Город Дельфы был ранее известен как Пифон в бронзовом веке.
Источники сильно расходятся в том, что произошло дальше. По общему мнению, Пифия принимала консультантов, сидя на треножнике во внутренней части храма. Более поздние древние источники упоминают о пропасти в полу храма. Из этого отверстия, по-видимому, поднимался какой-то пар, который Пифия вдыхала. Затем она входила в своего рода транс и произносила божественные слова Аполлона.
Но есть и другие версии этой истории. Алкей, лирик VII века до нашей эры, рассказывает о том, как Зевс приказал Аполлону установить оракул в Дельфах. Иная версия у Эсхила, который в своей трагической пьесе «Эвменид» объясняет, что Аполлон получил Дельфы по наследству от Геи.
Истории могут быть разными, но конечная точка каждой версии - установление места пророчества в Дельфах. Аполлон хорошо известен как греческий бог пророчеств, обладающий способностью заглядывать в будущее. Однако, возможно, более точно будет описать консультации в Дельфах как передачу божественного совета.
Желающие получить ответ на свой вопрос посещали Дельфы с запросами как от частных лиц, так и от имени целых городов-государств. Самые распространённые просьбы о помощи от людей касались личных вопросов, например, брака и перспектив работы. Иногда им хотелось знать, стоит ли пускаться в долгое и опасное путешествие. Просьбы о лекарствах от болезней и недугов также были распространены.
Люди, которые посещали Дельфийский оракул от имени своего города, часто искали совета по поводу серьёзных споров между общинами. Города также хотели знать, благосклонно ли Дельфы отнесутся к развитию их колоний за границей. Подъём Дельф, особенно в VI веке до нашей эры, совпал с ростом демократии и ростом городских районов по всей Греции. Одной из самых важных сильных сторон Дельф была их способность помогать устанавливать закон и порядок. Таким образом, Дельфийский оракул стал одним из главных звеньев и советчиков в развитии греческого мира.
Некоторые учёные считают, что жрецы, которые работали вместе с Пифией, помогали в процессе интерпретации. Но это не может быть окончательно доказано. Также неясно, были ли ответы записаны и затем переданы получателям для их интерпретации. Ясно, что в своей двусмысленности Оракул подчёркивал тот факт, что божественные слова изначально были непонятны смертным. Они не могли быть восприняты непосредственно, божественная мудрость должна была быть сначала тщательно истолкована.
На протяжении всей истории Дельф было много тех, кто впал в заблуждение из-за двусмысленности Оракула. Геродот, пишущий Историю в V веке до нашей эры, рассказывает о некоторых захватывающих эпизодах неправильного толкования в Дельфах. Возможно, самый известный из них - Крез, невероятно богатый царь Лидии.
Крез попытался проверить Дельфийский Оракул, попросив его сказать, что он делал в определённый момент времени в Лидии. Оракул правильно ответил, что Крез разрезал черепаху и ягнёнка, а затем поместил их в бронзовый котёл. Ободрённый такой точностью, Крез спросил Оракула, будет ли он успешен в военной кампании против Персии. Оракул ответил, что Крез «уничтожит великую империю». Крез высокомерно предположил, что это означает, что он добьётся успеха. Он не смог понять, что эта великая империя на самом деле была его собственной, и вскоре он был порабощён персами.
Имея дело с высокомерными личностями таким образом, независимо от того, насколько они были важны, Оракул утверждал свою власть. Примеры таких, как Крез, служили предостережением другим. Дельфийский оракул не любил манипуляций и небрежных толкований.
К V веку до нашей эры Дельфы стали самым важным оракульским святилищем в Греции. Он привлекал посетителей со всего греческого мира и за его пределами, из таких мест, как Малая Азия и Египет. Около 590 года до нашей эры первые Пифийские игры также проводились в Дельфах в честь Аполлона. Эти спортивные состязания стали одним из великих панэллинских игр-фестивалей Греции и заняли место на арене наряду с Олимпийскими играми.
Одной из причин, по которой Дельфы смогли завоевать свою репутацию и стать столь важными, было растущее богатство. Это место было опустошено пожаром в VIII и VI веках до нашей эры. Но, благодаря очень щедрой поддержке и пожертвованиям, впоследствии были построены большие и лучшие священные здания. Они включали в себя огромный храм Аполлона, а также многочисленные здания городской казны.
Богатство Дельф происходило от пожертвований и посвящений, сделанных отдельными людьми и городами-государствами. Многие из этих подношений поступали от восточных царей. Большое количество этих иностранных посвященных отражало международное значение Оракула. Крез Лидийский, например, подарил цельную золотую статую льва и большие чаши из золота и серебра.
Среди самых известных посвящений были две статуи архаического стиля, подаренные городом Аргосом в конце VII века до нашей эры. Эти статуи считаются либо близнецами Кастором и Поллуксом, либо братьями Клеобисом и Битоном. Клеобис и Битон принадлежали к аргивянскому мифу, в котором они проявляли большую преданность как своей матери, так и богине Гере.
Ещё одно невероятное подношение было сделано Иероном I, тираном Сиракуз. В 470 году до нашей эры Иерон выиграл гонку колесниц на Пифийских играх. В благодарность Аполлону он посвятил бронзовую колесницу в натуральную величину с четырьмя лошадьми и возницей. На сегодняшний день обнаружен только возничий. Сегодня статуя занимает почётное место в музее в Дельфах.
Прекрасные статуи и драгоценные предметы в Дельфах отражают желание людей и городов постоянно находиться в святилище. Для древних греков Дельфы были не просто священным местом. Оракул занимал непревзойдённое положение в обществе, которое длилось более тысячи лет. Дельфийский оракул, обладавший способностью влиять на могущественных людей, а также на крупные города-государства, сыграл решающую роль в развитии западной цивилизации.
В древние времена люди уделяли огромное внимание пророчествам. Пророчества обычно совершались в специальных храмах и собирали толпы страждущих. И хотя с оракулом общался только посредник (медиум), считалось, что его голосом говорит сам пророк. Одним из наиболее почитаемых пророков Древней Греции считался Дельфийский оракул, проводивший сеансы в храме Аполлона у подножья горы Парнас в Дельфах.
Здравствуйте, друзья!
Дельфийским оракулом на самом деле были греческие жрицы и прорицательницы. Их еще называли Пифиями по имени легендарного дракона Пифона. Пифии тщательно отбирались жрецами святилища. Когда одна Пифия умирала, ее место занимала другая, которая становилась верховной жрицей. Под воздействием ядовитых растений или испарений, поднимающихся из-под земли, Пифия впадала в божественный транс и просила бога Аполлона предсказать будущее. Хотя во всем мире существовали и другие оракулы, Дельфийская Пифия была самой почитаемой.
Как появился Дельфийский оракул
Расположенные примерно в 100 милях к северо-востоку от Афин, Дельфы считались у греков самым центром (пупом) земли. Многие эксперты сходятся во мнении, что между 1700 и 1400 гг. до н.э. в Дельфах существовало святилище, называвшееся Питоном, и это было место поклонения богине Гее - Матери-Земли, родившей богов.
Согласно древнегреческой мифологии богиня Гея выбрала место для своего святилища там, где в расщелине скалы из-под земли появлялся "пар пророчества " и повелела своему сыну Пифону - могучему змею (дракону) охранять его. Гея назначила своей пророчицей нимфу Дафнис . Это и был первый Дельфийский оракул. Дафнис вдыхала "пары пророчества", и могла предсказывать будущее.
Но бог Аполлон решил завладеть святилищем, обладавшим пророческой силой. Он убил Гею и ее сына Пифона, и стал единственным богом, которому должны были поклоняться.
Аполлон убивает змея Пифона - сына богини Геи (Общественное Достояние) Аполлон убивает змея Пифона - сына богини Геи (Общественное Достояние)На этом месте в 7 веке до н.э. был возведен Большой храм Аполлона, ставший самым важным сооружением в Дельфах. С тех по главную жрицу храма стали называть по имени дракона Пифией.
Слава Дельфийского оракула
Престиж и власть Дельфийского оракула достигли своего пика между 6 и 4 веками до нашей эры. И власть имущие, и простые люди совершали далекие путешествия, чтобы посетить дельфийскую пророчицу. Вначале главная жрица предсказывала будущее только один день в году - в день рождения Аполлона. Но, по мере того, как популярность оракула росла, уже две или три жрицы занимались пророчествами, сменяя друг друга в течение девяти месяцев в году.
Зимой, как верили греки, Аполлон покидал святилище и отбывал в теплую Страну Гиперборейцев. А без своего бога провидицы будущее предсказать не могли.
Храм Аполлона в Дельфах был резиденцией Пифий, которые давали пророчества за определенную плату. (Общественное Достояние) Храм Аполлона в Дельфах был резиденцией Пифий, которые давали пророчества за определенную плату. (Общественное Достояние)Обычно Пифии делали предсказания за определенную плату. Это были жертвоприношения животных или богатые дары храму. За хорошую плату любой мог услышать волю богов по интересующим его вопросам.
Дельфийское святилище - пуп земли.
Для греков, веривших, что через оракулов они напрямую общаются с богами, дельфийское святилище было неотъемлемой частью их религии. Они верили, что это место было выбрано самим Зевсом.
Чтобы найти середину мира, Бог-отец выпустил двух орлов, полеты которых пересеклись в Дельфах. Священное место в виде большой скалы украсили декоративными мотивами и нарекли омфалом (что означает пупок).Омфал был важным символом Аполлона и представлял собой "пуп" древнегреческого мира. Фигура вырезана из камня. (Общественное Достояние) Омфал был важным символом Аполлона и представлял собой "пуп" древнегреческого мира. Фигура вырезана из камня. (Общественное Достояние)
Вокруг священного места в Дельфах возникло целое поселение. Кроме Храма Аполлона здесь было святилище Афины, театр, спортивная арена, кладбища и сокровищницы, в которых хранились особо ценные предметы и военная добыча.
Однако именно пророчицы - Пифии сделали это место знаменитым .
Как работал Дельфийский оракул
Перед совершением таинства Пифия совершала омовение и принимала паровую ванну, а затем спускалась в подземную камеру (адитон), стоявшую прямо над трещиной. Из трещины поднимались пары воздуха, возможно, увлекавшие за собой вулканические газы. Пифия садилась на треножник, в одной руке она держала ветку лавра (лавр - священное дерево Аполлона), а в другой - чашу с водой из протекающего здесь бурлящего ручья. Под воздействием поднимающихся паров Пифия впадала в транс и начинала бессвязную речь. В обязанности других жриц входило превращение этой речи в осмысленный текст, который потом подвергался толкованию.
Дельфийский оракул впадает в транс, приводящий к бреду и безумию (Общественное Достояние) Дельфийский оракул впадает в транс, приводящий к бреду и безумию (Общественное Достояние)До наших дней дошли многие свидетельства древних мудрецов, посвященные загадкам Дельфийского оракула. В их числе можно назвать Плиния, Платона, Цицерона, Плутарха, Страбона.
Так географ Страбон (64 - 25 г. до н.э.) писал:
"Говорят, что Пифия сидит на треножнике прямо над глубокой и довольно узкой каверной, через которую наверх поднимается пневма (газ, пар). Пифия вдыхает пневму и начинает пророчествовать".
Плутарх (46-120 г. н.э.) рассказал о таинственном ритуале более подробно. По его словам, в святилище складываются определенные отношения между богом Аполлоном, Пифией и пневмой:
Аполлон уподобляется музыканту, Пифия - инструменту, на котором бог играет, а пневма - плектре (косточке для игры на струнных инструментах). С помощью плектры Аполлон заставляет звучать свой инструмент (Пифию).
При этом Плутарх подчеркивал, что пневма источает запах "сладкого аромата", который ощущается не только в адитоне (камере пророчества), но и в предшествующем ему помещении, где собираются жрецы в ожидании выхода к ним Пифии.
Испарение пневмы было слабым и нерегулярным, что, по мнению философа, снижало достоверность предсказаний.
Обычно Пифия пророчествовала в состоянии слабого транса. Она сидела на треножнике довольно долго, поскольку к ней выстраивалась длинная очередь. Бывало даже, что одну Пифию сменяла другая, затем третья. На протяжении всего "сеанса" Пифии выслушивали вопросы посетителей, давали им ответы, причем говорили измененными голосами и даже напевали свои пророчества.
По словам того же Плутарха, после "сеанса" Пифии выглядели изможденными, а иногда даже впадали в безумие.
Что за пар был под Оракулом?
Казалось бы, "дурманящий газ" - это чисто мифологическое явление. Вплоть до 19-го века ученые не воспринимали всерьез версию древних о вулканических газах, поскольку археологические раскопки в Дельфах не подтверждали наличия под храмом Аполлона каких-либо тещин или утечек газа.
Но в 1996 году геологи обследовали фундамент храма, и обнаружили широкую трещину. Ученые предположили,что "дурманящим газом" в Дельфийском храме мог быть углекислый газ или смеси газов. Как выяснилось, в храм действительно поступают токсичные газы истекающие из грота в основании строения. Они выделяются при трении слоев известнякового туфа. В состав газа входят метан, этан и этилен. Этилен имеет сладковатый запах, а его небольшая концентрация может вызвать состояние транса.
По мнению токсиколога Спиллера, ощущения от вдыхания этилена совпадают с ощущениями от вдыхания пневмы, описанными в различных исторических источниках.
Пророчества Пифий и конец святилища
Как бы там ни было, а Пифии впадали в транс и начинали свои пророчества, зачастую намеренно двусмысленные. И вот почему: отсутствие ясности и деталей помогало сохранять авторитет оракула. Лучше быть неопределенным, чем откровенно ошибаться. Возможно, именно эта стратегия и держала Оракула в Дельфах в большом почете в течение многих лет.
Читайте также: