Rome total war варианты
Рим в серии Total War - город, который вечно вмешивается в дела других. Medieval славился Папами; они организовывали крестовые походы и старались поддерживать мир среди братьев-католиков. В случае нехорошего поведения зажатого среди единоверцев монарха Папа мог отлучить его от Церкви. Даже завоевав Рим, избавиться от назойливого понтифика было трудно.
Здесь же в Вечном городе заседает римский Сенат. Играя за один из римских родов, вы постоянно будете иметь с ним дело. Неуязвимый и нахальный Сенат отдает вам приказания, указывает, что делать, казнит и милует. Быстро решить эту проблему не получится: даже поссорившись с Сенатом, игрок не сможет напасть на Рим или на другой римский род. Возможность избавиться от сенаторов станет реальностью лишь тогда, когда плебс скажет свое решающее слово.
До тех пор вам придется по возможности поддерживать с Римом хорошие отношения. Потакая старикам, вы сможете выгадывать для семьи денежные суммы, войска и ценные должности. С деньгами и войсками все понятно, а что дают должности? Для того чтобы занимать их на регулярных голосованиях, надо лишь нравиться Сенату. Каждая должность - от простого квестора до понтифика - дает персонажу полезные качества. Даже после того, как член семьи уйдет на покой, у него остается титул (например, ).
Советую регулярно читать сводки об отношениях Сената с разными странами. Если какой-то народ у него не в чести, то с помощью дипломата можно заставить жадных сенаторов раскошелиться под предлогом . Правда, делать этого очень часто я не советую - обвинят в обмане и разлюбят.
Это интересно: если вы возьмете город по указке Сената, оккупируете его, а потом выведете из него войска, то город окажется в руках повстанцев. Есть большая вероятность того, что Сенат тут же снова отдаст приказ взять город. Такой финт можно проделывать несколько раз, и каждый раз получать от Рима награду.
Если ваши войска вдруг оказались на территории нейтральной суверенной страны и не определились с началом войны в течение двух-трех ходов, то Сенат прикажет убрать войска с чужих земель. Сделайте это немедленно, иначе вас ограбят: Рим пришлет аудитора и избавит бюджет семьи от огромной суммы. Если денег в казне и так немного, семья вполне может уйти глубоко .
Со временем, когда ваша семья наберет себе провинций, а ее лидер станет популярным в народе, официальный Рим начнет остывать по отношению к вам. Сделать с этим ничего нельзя - вас не любят, потому что боятся вашей силы. Когда народ объявит, что готов принять вас с распростертыми объятьями, можно смело идти на захват Рима. Только помните при этом, что две другие римские семьи при этом станут вашими врагами. Если вы проигнорируете мнение народа, Сенат немного подождет, а потом сам развяжет войну, эдиктом объявив семью вне закона.
Агент - это специально обученный человек на службе империи. Он передвигается по карте в одиночку и выполняет задания, набирая при этом опыт, качества и личную свиту (например, к дипломатам часто пристают переводчики).
Каждый дипломат - это ваши уста в чужой стране. Амбассадор передвигается по территории, напасть на него армия не может. Если ни один убийца не доберется до неприкосновенной дипломатической тушки, то только смерть от старости может прервать дни специалиста по международным отношениям.
Чтобы начать переговоры с другой державой, надо подвести дипломата к ее городу, дипломату или генералу. Сгодится и отряд крестьян.
Успешные и в меньшей степени неуспешные действия повышают у дипломата параметр влияния. Лучше и безопаснее всего растить навык своему дипломату, как и генералу, - с помощью повстанцев.
Влиятельный посол - это не только возможность выгадать более выгодные для вашей страны условия договора. Нет, дипломат в стане врага может быть опаснее самого злого генерала с двадцатью отрядами головорезов. Древняя пословица гласит, что город не считается неприступным, если в калитку можно провести осла, груженого золотом. В Rome: Total War дипломаты могут брать города (при определенных условиях), подкупать армии и сманивать чужих генералов.
Трудно переоценить возможности подкупа, особенно если с экономикой у вас все в порядке. Два-три хороших дипломата могут на войне заменить целую армию, просто перекупая все идущие в вашу сторону войска. Только с главой страны и с наследником могут возникнуть определенные сложности ( ). Всех остальных членов семьи влиятельный посол купит с потрохами. Перекупленный генерал вместе со своим отрядом телохранителей вливается в вашу семью. А что происходит с другими отрядами?
Они становятся вашими, только если вы в принципе можете тренировать такие же. Это значит, что римлянам подкупать слонов Ганнибала можно, но при этом слоны просто пропадут, отряд будет распущен. Греки могут подкупить македонскую армию и из-за сходства набора отрядов у Греции и Македонии получить большую часть армии в свое распоряжение. Во время гражданской войны все еще проще. К примеру, дипломат Юлиев, подкупив армию Брутов, Сципионов или Сената, получает ее для себя в полном (или почти в полном) составе! Гражданская война, таким образом, может быть выиграна лишь с помощью подкупленных армий. Их можно и не щадить в бою, тем более что каждое купленное войско ложится тяжелым бременем на бюджет.
Чтобы уберечь своего дипломата от вражеских убийц, старайтесь держать рядом с опытными посланцами таких же опытных шпионов. Обезопаситься от подкупа целого города можно, если посадить в него губернатора, шпиона или дипломата.
Шпион - ваши глаза и уши в стане врага. Что делается в чужом городе? Каким войском владеет во-он тот генерал? Шпион может открыть вам вражеских агентов - убийц или таких же шпионов.
Перед каждой акцией (проникновение в город, в армию, слежка за агентом) вы сможете оценить примерные шансы на успех в процентах. Чем больше шансов провала и даже гибели агента, тем быстрее растет его опыт в случае успеха.
Если перед атакой успешно внедрить в город шпиона, то появятся вероятность (три из десяти) на то, что городские ворота будут открыты!
Шпион может за один ход пытаться выполнить только одно действие.
Убийца - это просто! Он убивает людей: дипломатов, шпионов и генералов. Перед тем как бросить рыцаря кинжала в атаку, оцените его шансы. Если они невелики даже против неученого посла, то незадачливому нужна тренировка. Лучшие - чужие дипломаты. После этого можно заняться и генералами. Попробуйте перед боем убить вражеского полководца - в случае успеха армия будет деморализована. Однако даже самые сильные убийцы могут спасовать перед королями или их наследниками.
Забравшись в город, убийца с помощью шпиона может устроить акт саботажа, но, на мой взгляд, это стратегически бесполезно. Истребление вражеских агентов и генералов - лучшее применение убийце. Как и шпион, он может за один ход выполнять лишь одно действие.
Дипломатия и взаимоотношения между странами в Rome: Total War - настолько глубокая и неисчерпаемая тема, что ей можно посвятить целое . За такое редактор вполне может наслать на автора тучу убийц, поэтому подробно раскрывать тему придется в следующих номерах , в . Здесь я опишу лишь то, что надо знать каждому.
_ Дипломатическое окно открывается, когда ваш дипломат обращается к городу, армии или агенту другой страны; или наоборот - чужой дипломат обращается к вам.
_ Обмен картами, их продажа или покупка - очень простой и удобный способ начать дипломатические отношения с другими странами в начале игры. Хорошо подкованный дипломат может продать карту за десятки тысяч монет - но только один раз одной стране.
_ Между странами возможны следующие отношения (по порядку уменьшения ): союз с правом прохода армии, союз, торговый договор, нейтральные отношения, прекращение огня, война. Особняком стоит протекторат.
_ Дипломатический диалог выражается в форме предложений одной стороны. В ответ другая сторона может принять предложение, отвергнуть или выставить встречное предложение.
_ Успех или неуспех ваших предложений зависит от изначальных отношений между двумя странами, от выгодности предложения для другой стороны, от степени влияния дипломата и от соотношения сил сторон. Принимается во внимание еще и дипломатия, то есть действует принцип и наоборот.
_ Чтобы задобрить другую сторону, можно использовать подарки. Однако в случае вконец испорченных отношений подарки, даже очень ценные, могут быть отвергнуты. Искусственный интеллект понимает, что означает выражение .
_ Дипломаты могут подкупать генералов и армии (подробно об этом я писал выше);
_ В качестве в диалоге можно использовать деньги, провинции, карты. Предложения и просьбы можно комбинировать ( ).
_ Дипломатическими методами можно заставить одну страну атаковать другую. Правда, проконтролировать выполнение условия нельзя никак.
_ одна страна можно потребовать от другой провинции и денежную дань (единовременную или в рассрочку на несколько ходов).
_ В особых случаях можно попытаться заставить другую сторону принять ваши условия, угрожая войной. Для этого необходимо, чтобы в анамнезе ваших отношений была война и ваша победа.
_ Предложить статус протектората можно только в состоянии войны! Попав под ваш протекторат, страна становится союзником и позволяет вашим войскам топтаться по их земле. Таким образом, протекторат - это лишь силовое навязывание союза и права прохода армий.
Это баг: многие жалуются на то, что когда статус протектората принимается другой стороной, из казны бесследно и в неизвестном направлении пропадают крупные суммы денег. Будьте осторожны.
Чудес не бывает?
Чудеса света - снова заимствование из (как вариант - из Rise of Nations или Call to Power). Все семь чудес стоят в разных местах карты: пирамиды, Тот Самый Маяк, Колосс из Родоса, сидящий Зевс и так далее.
Владение провинцией с чудом света дает свое преимущество. Например, пирамиды мирят с вами египетский народ, сады Семирамиды дают прибавку к аграрным доходам, а Зевс утихомиривает население.
Правда, многие игроки жалуются на игровой баг: после овладения чудом света его эффект может через несколько ходов бесследно пропасть. Уж не намекают ли нам разработчики на то, что бесплатных чудес не бывает?
Cервируя праздничный стол, вы мучительно пытаетесь сообразить, что ставить на фланг - салат или салфетки.
Двадцать признаков того, что вы переиграли в Rome: Total War
Когда армии встречаются на поле боя, когда из леса выскакивают германские воины, а легионы идут на приступ города, стратегия отходит на второй план. На ее место приходит тактика - расстановка войск, точные команды, энергичные маневры и яростный бой. Вы можете плохо управлять городами, совершать стратегические ошибки и спустя рукава собирать войско. Но если вы знаете основы тактики, умеете соотнести сильные и слабые стороны отрядов и вовремя отдать нужный приказ - у вас всегда будет шанс вырвать победу у врага.
При желании можно обойтись вообще без тактических умений, если грамотно пользоваться стратегией и пропускать сражения. Но делать это - значит просто обкрадывать себя, лишая возможности увидеть свои армии в действии.
Быстрее. Еще быстрее!
Ветераны Total War наверняка заметили, что скорость передвижения отрядов по местности увеличилась. Это сделано для того, чтобы не затягивать бои. Если обычный предел для сражения в Shogun и Medieval - полчаса, то в Rome большая часть полевых боев легко укладывается в десять минут, а города берутся за двадцать.
Ускорился и ход сражения - солдаты истребляют в бою друг друга намного быстрее прежнего. Все это сработало в пользу конницы, поскольку основной удар она обычно наносит в те несколько секунд, пока врезается на полном скаку во вражеский отряд. Теперь за это время всадники могут уничтожить добрую треть отряда, а еще две трети - сбить с ног. Для легкой пехоты конница стала намного страшнее - это вполне правдоподобно. Даже фаланга, встретившись лицом к лицу с конницей, попадает в трудное положение (этого, конечно, в истории не было).
Жестче стал таймер, отмеряющий время боя. Особенно лютует он в режиме штурма городов. Взять город с каменными стенами за жалкие двадцать минут очень сложно. Этим разработчики решили искусственный интеллект, слабоватый в обороне городов.
Это интересно: игроки, пытаясь отключить таймер в настроечных файлах, столкнулись с упрямством игры - при каждом включении она проверяет этот параметр и, в случае чего, заново его включает.
Безвестная доблесть
Давным-давно, когда игроки обнаружили в Shogun: Total War недокументированную возможность записывать и воспроизводить битвы, радости их не было предела. Несмотря на то, что иногда записи глючили, ими можно было обмениваться, соревноваться и, само собой, хвастаться.
В Medieval: Total War записи битв стали официальными. Любое сражение могло попасть в архивы. После этого игрок долгими зимними вечерами мог любоваться своими победами над сарацинами.
После выхода Rome: Total War в среде игроков началось задумчивое почесывание голов. По всему выходило так, что записывать можно только самостоятельно собранные сражения, одиночные или многопользовательские. В исторических битвах и кампаниях функция записи была принудительно отключена (хотя сама кнопка в меню присутствовала). То есть теперь никаких вам записей, никаких конкурсов на и никаких свидетельств удачных сражений в кампаниях. Странно.
Внятных объяснений этому загадочному факту разработчики так и не дали. Похоже, при реализации системы записей битв в кампаниях они столкнулись с большими сложностями, которые так и не смогли преодолеть. В пользу этого говорит и то, что даже те записи, которые можно сделать, иногда чудят. Некоторые при записи и не воспроизводятся. Иногда возникает проблема синхронизации: воспроизводимая битва может закончиться иначе, чем это было в оригинале.
Вы знаете хотя бы один игровой сериал, в котором каждая следующая часть лучше предыдущей? Постоянно поднимать собственноручно установленную планку качества все выше и выше – задача, практически непосильная для большинства разработчиков игр. Но есть еще порох в пороховницах. Точнее, валуны для онагр.
Rome: Total War.
Раскрою с ходу все карты – игра просто великолепная. Божественная легкость геймплея в купе с потрясающей воображение графической оболочкой заставляет игрока дни и ночи напролет выстраивать шеренги воинов и развивать свои города. Достойных аналогов проекту просто нет. Глобальные стратегии вроде Civilization проигрывают Rome в плане графики и отсутствия тактических боев. Псевдоисторические стратегии вроде Age of Empires уступают в реализме и исторической достоверности происходящих событий, ну, а тактические шедевры вроде Myth и рядом не стоят в виду микроскопических масштабов боев. Кто может встать в одну шеренгу с Rome? Старинный Centurion, простенький Defender of Crown и устаревшие Shogun и Medieval. Все. Без вариантов – Rome: Total War – лучшая стратегия глобальных масштабов.
Выдав первую порцию дифирамб, раскрою секрет успеха игры. Холмистая местность материковой Греции, разрезанная шеренгой гоплитов, дрожит под ударами копыт «конницы друзей». Солдаты в ожидании противника переминаются с ноги на ногу, поправляя шлем и перебрасываясь парой фраз с соседом по фаланге. Тучи огненных стрел вылетают из-за их спин – лучники осыпают смертоносным дождем всадников македонцев. Кому-то не повезло – стрела попала в грудь бойца и он рухнул с лошади, объятый пламенем. По приказу полководца, гоплиты опускают копья – камера пролетает над построением, медленно разворачиваясь и демонстрируя тысячи бойцов. Затем она взмывает вверх и показывает, как македонцы, подобно двум струйкам воды, текущим из одного ручья, разделяются на два отряда и клиньями врезаются во фланги греков…
Возможно, описание звучит несколько примитивно – но вчитайтесь в подробности: блики металла, одетого на солдат, топот копыт, огненные стрелы и тысячи солдат – полное 3D потрясает воображение. В любой момент мы вольны остановить бой и сотворить с камерой что угодно: любите смотреть на происходящее с высоты птичьего полета? Пожалуйста. Хочется приблизиться и посмотреть на схватку двух воинов? Нет ничего проще. Хотите снять кадр, которому позавидует «Спартак», «Царство Небесное», «Гладиатор» или «Храброе сердце»? Элементарно. Слегка отклонившись от темы графики, скажу, что интерфейс иначе как чудом назвать невозможно: возможность ускорения времени, пауза, для раздачи приказов, различные построения, формации и объединения отрядов в одну группу – такой легкости управления может позавидовать любая игра, но в Rome все выглядит очень привычно и мило – по-домашнему, как будто всю жизнь в него и играл – а ведь это признак первоклассной игры.
Но самое главное, конечно же, графика. Являясь адептом культа «графика в игре – не главное», признаю, что представить Rome иным, нежели он есть сейчас – невозможно. Игра требовательна к ресурсам: на слабеньких машинах вы увидите существ, отдаленно похожих на людей, переступающих колышками ног (именно так – без ступней и ботинок) на месте. Но стоит включить на максимум все возможные настройки и перед вами возникнут легионы солдат Рима, готовые самым реалистичным образом броситься на врага. Да-да, на низкопроизводительных системах вам придется управлять маленькими отрядами солдат, но стоит улучшить начинку своего системного блока и численность каждого отряда возрастет в n-раз, делая бои в игре во истину кинематографичными. Воспевать графика Rome можно бесконечно, так что рекомендую всем убедиться в качестве видеоряда самостоятельно, благо – это сплошное удовольствие.
Как вы поняли, после Европы и Японии середины прошлого тысячелетия, серия Total War сделала огромный скачок назад и нам предстоит примерить тогу античного императора. Главная сюжетная кампания игры предоставляет нам возможность встать во главе одной из трех влиятельнейших семей Рима и заняться прославлением Рима за границами государства. Юлиям уготована честь повторить путь своего знаменитого родственника Гая – при желании можно завоевать не только Галлию, но и Германию, Испанию, Британию… Брутам изначально противостоит союз греческих городов (почему-то со столицей в Спарте) и Македония (которая почему-то обзавелась Коринфом). А великим Сципионам предстоит уничтожить Карфаген (впрочем, стирать города с лица земли нам не позволили – очень жаль). Постепенно расширяя свои владения, мы должны добиться расположения сената и народа Рима. Очевидно, что то, что радует плебс, раздражает патрициев и наоборот, поэтому каждое ваше действие глобального масштаба в различных слоях населения столицы Рима произведет различный эффект. Иногда сенат будет вам поручать различные задания, от исхода которых и зависит его к вам отношение. Только высокие значения популярности позволят вам позариться на титул Цезаря, а в случае, если вас уличат в предательстве идей республики – готовьтесь к кровопролитным гражданским воинам с вашими бывшими лучшими друзьями – другими римскими семьями.
В плане боевых единиц и тактики Rome совершил скачок вперед. Конечно, визжащие женщины и голые кельты не особо вписываются в картину, которую рисует воображение, когда я слышу слово «античность», однако вряд ли это можно считать серьезным недостатком. Баланс доведен практически до совершенства: если фалангиты выстроились ромбом, значит в бою даже против превосходящих сил, имеющих в своем распоряжении конницу, они не потеряют ни одного бойца. Тяжелая пехота сминает построения ополченцев, лучники выбивают с огромных расстояний лучших солдат противника, а онагры одним залпом уничтожают половину отряда. И лишь боевые слоны сметают почти все на своем пути – естественно крестьян им топтать легче, а вот с копейщиками у них могут возникнуть серьезные проблемы, вплоть до впадения в «ярость боя». Это состояние никак не связано с общими моральными кондициями войск, которые перекочевали в Rome из предыдущих частей сериала, но опасно тем, что неуправляемые слоны с одинаковым успехом начинают топтать не только солдат противника, но и пехотинцев союзников, и наших – в том числе. Что действительно радует – победить можно практически в любой ситуации: лучники могут истребить всех слонов противников, пехота способна заманить слонов в лес, где их ждет мучительная смерть, а конница практически всегда найдет слабое место в построениях: тыл, фланг или стык отряда. Конечно, если бойцы ничем не отличаются друг от друга, от поисков стыков особых смыслов нет, но в других случаях имеет смысл учитывать качество войск противника, их настрой на битву, опыт и вооружение.
В связи с этим хочется отметить, что противник стал значительно умнее, пытаясь концентрировать удар на слабых участках наших построений (как и прежде, бегство одного отряда негативным образом сказывается на морали остальных бойцов), маневрируя конницей и старательно избегая наших рейдов к нему в тыл. Конечно, поймать противника на перестроении не сложно, но ведь ситуации бывают разные.
Например, шедевральные осады поселений. Тысячи солдат в едином порыве толкают тараны и осадные башни, несут лестницы и строят подкопы, обстреливая противника огненными снарядами из катапульт и онагр, в едином же порыве получают по башке кипящим маслом, тучами стрел наших лучников и дозорных, которые, видимо, навечно заточены в городских башнях. Такого мы действительно еще не видели – честно забирающиеся по лестницам солдаты (не скользящие – а забирающиеся), честно раскачивают таран, который честно бьет ворота осаждаемого города, за что они же и получают заслуженную порцию честно вылитого кипятка – шедевр игрового моделирования боев – это совершенно точно и обсуждению не подлежит. Конечно, можно просидеть указанное количество ходов и изморить врага голодом или же расстрелять укрепления осадными орудиями (самим же потом и восстанавливать), но лучше все-таки увидеть этот маленький шедевр под названием «штурм поселения в Rome: Total War». К сожалению морские бои в игре представлены кнопочкой «рассчитать итоги боя». Что ж, не в этот раз…
Однако не тактикой единой – глобальная составляющая успеха Rome также внушает уважение: захватывайте провинцию и начинайте развивать ее инфраструктуру, продвигаясь по простенькому древу технологий. Можно, конечно, и не развивать самостоятельно, а отдать все на откуп искусственному интеллекту (и наем бойцов, и постройку зданий, и сбор налогов), но… конечно, если вам нужен Rome из-за его потрясающих батальных сцен – это вариант, но тогда вы потеряете значительную часть удовольствия, которую получает игрок, развивающий деревню со зданием старосты в центре и одной лужей, называемой «полем», до уровня огромного города с высокими стенами и величественными сооружениями.
Но если вам удастся наладить экономику страны – успех в глобальных масштабах вам обеспечен. Потому что ни десятки генералов, каждый со своими характеристиками и различными талантами к управлению или командованию, ни легионы преторианцев, не могут в Rome: Total War сделать то, что может сделать дипломат, убийца и шпион богатого государства. В Total War продаются все: полководцы, армии, города, дипломаты. Предложите оппоненту обеспеченную старость – и вы получите еще одного члена семьи (с сомнительными характеристиками, так как от предавшего однажды можно ждать новых предательств), а лучше – убейте упрямого жадину и подкупите жителей его города, получив взамен новую провинцию. Однажды, играя за Египет, мне удалось сколотить состояние, которое позволило мне без единой битвы покорить территории от Месопотамии до Гибралтара. Впечатляет? Противник еще только прикидывал шансы на успех, как мой дипломат уже бежал навстречу полководцу, высланному против меня. Через ход все юниты уже были куплены с потрохами, а удачливый переговорщик направлялся к ближайшему вражескому городу…
Добавьте ко всему вышеперечисленному великолепную озвучку и… вы все равно не составите верного впечатления о игре. Да, звуки сражений будто скопированы из батальных сцен голливудских исторических саг, а торжественная музыка возбуждает в уме имперские идеалы, но при всем при этом игра гораздо лучше, нежели вы можете себе представить.
Игра совершенна. Но как ее описать? Как метром измерить Вселенную? Как словом описать истину? Как подобрать аналог, игру-заменитель для Rome: Total War? Никак – у этого шедевра нет конкурентов, он наголову выше их. Ворвавшись в города Civilization и Age of Empires, Rome разрушил их до основания, уничтожил мужчин, женщин и детей, выстроил всех выживших в шеренгу, искалечил и оставил умирать в страшных муках.
Следует сразу уточнить. Правила для битвы назначает создатель хоста (игры). Если вы не согласны с ними, никто не мешает вам создать игру самому. При входе в созданную игру на сервере Game Spy, рекомендуется спросить о ограничениях, с которыми будет проведена битва. Так как языком общения обычно является английский,
то первым вопросом обычно бывает "Hi, rules?". Что в переводе на русский звучит примерно "Привет, правила?". Ответ бывает разный. Например "no rules", что означает игру без правил. То есть набор юнитов ничем (кроме денег, естественно) не ограничен. Но бывают и другие ответы. Приведу наиболее часто встречающиеся варианты, потому как у новичков часто возникают вопросы по английским сокращениям в правилах.
no ele - без слонов; no art - без артиллерии; same - одинаковые; max - максимум; fa (foot archers)- пешие стрелки; ha (horse archers) - конные стрелки; cav - кавалерия; missle - стрелки (все, включая конных) zerks - германские берсерки.
Пример правил (подлиннее постарался)
rules:
no art no ele 6 same max 2 ha 2 zerks 8 cav 8 missle
без артиллерии, без слонов, 6 одинаковых, максимум: 2 конных лучника, 2 берсеркера, 8 отрядов кавалерии, 8 стрелков
"6 одинаковых" означает, что вы можете набрать не более 6 одинаковых юнитов. То есть 6 отрядов преторианской кавалерии + 2 отряда римской кавалерии не является нарушением правил, потому что конных отрядов всего 8, но при этом 6 одинаковых. Конные стрелки обычно считаются только кавалерией и их количество оговаривается отдельно. Колесницы и слоны также являются конницей. Причем слоны с лучниками на спинах идут еще и как конные стрелки.
Важно! Стрелками (missle), обычно считают отряды, которые используют приспособления для стрельбы (луки, пращи). Поэтому к примеру метатели голов у Британии, разного рода пельтасты-велиты и метатели дротиков не считаются стрелками. Поэтому и когорты Рима не являются стрелками, хотя и имеют запас пилумов для стрельбы.
Много вопросов, что же такое правила CWB для Rome Total War. При игре с англоязычными бывает, что вам вместо стандартного no art no ele. пишут CWB rules. Чтобы было меньше проблем, вот эти правила. (CWB расшифровывается Clan War Belt)
1. Карта.
Обычно игры проходят на карте "Степная равнина" - это не даёт ни одной стороне преимущества в местности.
2. Финансы
Игры проводятся на сумму 15 000 или 12 500 динариев. (Чаще всего турниры играют на 12 500)
3. Юниты
Максимальное количество одинаковых юнитов – 6.
Максимальное количество стрелковых отрядов без учёта конных стрелков – 8.
Максимальное количество кавалерии, включая конных стрелков – 8.
Максимальное количество конных стрелков – 2.
Артиллерия и слоны – использовать запрещается.
По разным вариантам конные стрелки не считаются, либо считаются за стрелковый отряд. (впрочем, если это отдельно не оговаривать, то конных лучников не нужно считать стрелками). Стрелками считаются только юниты, которые используют приспособления для стрельбы - лучники и пращники. Поэтому метатели копий (велиты), метатели голов у Британии, а также когорты не считаются стрелками, хотя и имеют метательное оружие.
Запрещается использовать красную линию для прикрытия флангов и тыла. Красная линия считается использованной, если затруднен или невозможен обход войск с фланга или тыла.
Правила являются международным стандартом.
Если вы что-то проглядели, взяв по ошибке или недосмотру лишний отряд, то хорошим тоном считается извиниться и приказать лишнему отряду отступить (выкинуть белый флаг). Это иногда случается со всеми.
В целом правила нужны для более интересного сражения, в котором можно проявить свой талант полководца в Rome Total War. Если вы их нарушите, то не получите особого преимущества - обычно сбалансированная армия более сильна. Однако играть с вами перестанут навсегда. Нет никакого смысла в расстреле онаграми из "коробочки фаланг" - ни вы ни противник, кроме раздражения, никаких чувств не испытаете.
Никто не мешает вам создать собственный хост (игру) и самому устанавливать правила, однако если вы присоединились к чужой игре - будьте любезны уважать соперников.
Будьте вежливы с соперником и не отвечайте на возможную грубость.
Ну и соблюдайте правила!
Будучи за римскую фракцию Юлия (средний уровень игры и боёв, аркадные сражения; версия продукта 1,5,0,0):
1. Переобучение и переформирование армий и флотилий.
Переобучение отрядов осуществляется в городах при наличии там соответствующих построек. Отряды нужно ввести в город, а корабли причалить в порт города и поставить их в очередь на переобучение, если ещё и населения в городе хватит. Сделав ход, побитые войска полностью восстановятся.
Переформирование осуществляется так. Соединённые одинаковые отряды (неважно где) можно перетаскиванием изображения одного отряда на другой солдат перемещать между этими отрядами.
(-) Если из более лучшего отряда (более опытного) перемещаете солдат в худший отряд, то последний лучше не станет, а если наоборот, то лучший станет худшим.
(-) При переформировании отрядов становится меньше, а восполнить количество отрядов сможете вербовкой новых отрядов, у которых, естественно, нет никакого опыта.
Переформирование кораблей осуществляется также.
2. Захватить город с помощью союзников.
Если город осаждается союзником (может быть иными фракциями), то подведите свои войска и тоже осадите этот город. Как только появится возможность штурмовать - штурмуйте, не дожидайтесь, когда штурм начнут союзники. Пробейте стены и ворота, если союзные войска этого не могут сделать сами, и они ринутся в город. Пусть они бьются с защитниками города, а Вы на расстоянии немного помогайте им своими стрелками, но примите активное участие в разгроме врага на центральной площади, оставайтесь там и город ваш с минимальными потерями.
Я так греческий Родос захватил, который осаждался моими союзниками - брутами и фракийцами. Только после этого, по-видимому, фраки обиделись и объявили мне войну, осадив этот город. Но я подождал, сделал ход, армия брут оставалась рядом с Родосом, и сделал вылазку. Так как фраки не имели осадной техники и слонов, они стояли на месте и не атаковали. Но бруты атаковали их по центру и по левому флангу, мне осталось пару незначительных отрядов на правом фланге и вражеский генерал, которых быстро побил, потом добивал остатки фраков.
Так захватил Родос, разгромил крупную армию фракийцев, потерял не более ста своих отважных солдат и втянул брутов в войну против фракийцев (дипломатическими путями брут ни за какие деньги не хотел атаковать их).
3. Начнём войну вместе.
Можно одну фракцию (союзную точно) втянуть в войну против другой.
Пошла моя армия по испанским дорогам и остановилась на полпути, попала в ловушку. С одной стороны - галлы (в нейтральных мы), а с другой стороны - испанцы (союзники мои и враги галлов). Я сделал ход, и испанцы сразу атаковали галлов, втянув мои войска в бой. Могли отступить (белый флажок действовал), но истинные римляне не отступают, да и галлов все равно надо громить. Помогал испанцам на расстоянии стрелками, а в непосредственный бой вмешался только мой генерал, когда от галлов мало чего осталось. Так, галлов побили без потерь, и генерал свиту какую-то приобрёл, характеристики улучшил.
4. Хочешь мира - плати.
Можно у врагов потребовать 100 денег, они могут предложить дань и потребовать перемирия. Сделайте встречное предложите перемирие и потребуйте однократную сумму.
Мои дипломаты так зарабатывали каждый раз по 5000, 7000, а то и по 10000 деньжищ, тем самым окупая все затраты на ведение войн против этих и других вражеских фракций. Через некоторое время опять войну объявляли, и такой трюк несколько раз получался с одними и теми же фракциями.
5. Нужны деньги - потребуй!
У союзных римских, нейтральных (Карфаген) фракций можно потребовать уплатить в Казну 100 динариев, они предложат встречное в большем размере, бывает более 3500 д. Бывают, отказывают и лучше не злоупотреблять у союзников. Не римские союзники (Испанцы, Германцы и прочие) за такие требования могут обидеться и расторгнуть союз, который потом будет сложно заключить снова. Со временем обиды забываются, тем более, если ситуация в мире меняется, ранее обиженные с удовольствием опять заключают союз.
6. Чтобы открыть всю стратегическую карту игры ("чтоб свет озарил весь мир") не нужно вводить никаких кодов. Достаточно установить дип. отношения со всеми фракциями, предлагая обмен информацией по своим картам.
7. Чтобы не было проблем с деньгами в первую очередь стройте экономические объекты: торговец, порт, дороги (но после того как отстроите стены, а то по вами же отстроенным дорогам быстро подойдёт враг) и т.д. Потом начинайте ведение военной деятельности.
8. Чтобы было меньше расходов на зарплату, нужно меньше соединений держать за пределами городов и меньше флотилий, то есть меньше командиров и адмиралов. Чтобы было меньше расходов по коррупции, в каждом городе должен быть правитель без отрицательных характеристик и свиты.
9. Лучше всего строить храмы Юпитера, от него больше эффект правопорядка чем от Цереры. От Бахуса ещё больше правопорядок, но правитель такого города спивается и получает плохую свиту (пьяный дядюшка, собутыльник). Бах годится для отдалённого города, в котором не будет правителя (типа пьяное население меньше буянит).
10. Пора на пенсию.
Если генералу или правителю исполнилось 55 лет, то его свиту нужно передавать молодым членам семейства. Потеря свиты для опытных мужей незначительна, а молодцам повышает престиж. Чтобы молодцы изначально имели хорошее влияние и навыки управления, в городах должны быть "умные постройки" (скрипториумы и так далее).
11. Хороший союзник - Испания, но она предаст и нападёт, как только не станет карфагенян.
Британцы норовят воевать против германцев и союзничать с галлами, германцы постоянно разрывают союзы со всеми.
12. Блокада мостов.
Возьмите по 2-3 отряда лучников и гастат или им подобные. Выделите их соединение, щёлкнув левой кнопкой мыши, а правой, удерживая её, наведите зелёный указатель их пути на середину моста или рядом с ним, отпустите кнопку, и армия блокирует мост. Никто, кроме своих персонажей (агентов, армий, генералов), не сможет пройти, даже многочисленные вражеские армии.
На боевой карте гастат ставим у самого моста, лучников по бокам и позади гастат, которые будут сдерживать противника, не давая ему сойти с моста на ваш берег и развернуть свои силы вширь. На мосту будет немереная толпа вражеских солдат, которых лучники могут спокойно массово истреблять. Если стрелы поджигать, то вражеские отряды будут убегать, не дожидаясь, когда от них единицы останутся в живых, но это если против вас идёт очень большая армия. Моё войско в одной такой битве на мосту побило более 900 врагов, потеряв около 300 своих солдат. В чистом поле я бы проиграл. Ещё лучше, если использовать онагры, горящие снаряды, да в такую толпу врагов.
Читайте также: