No mans sky факты
Скажи ещё лет пять назад, что некий проект от малоизвестной независимой студии будут ждать не меньше, чем игры за авторством гигантов вроде EA или Ubisoft, — мало кто бы в такое поверил. Но сейчас пришло время инди: подобные проекты всё чаще оказываются в центре внимания. Однако релиз No Man’s Sky всё равно случай особый — подобного ажиотажа не было уже давно.
Впрочем, причины на то имелись весьма веские. Мало кто мог остаться равнодушным, ознакомившись с обещаниями разработчиков. Космическая «песочница» с каким-то невообразимым количеством планет, доступных для посещения. Разнообразная флора и фауна, битвы в космосе и на земле, добыча ресурсов, «крафтинг», мультиплеер… Скриншоты и видеоматериалы, довольно неохотно показываемые публике, ещё больше подогревали интерес, но пощупать игру самостоятельно обычным смертным удалось только после релиза, ставшего одним из самых обсуждаемых в этом году.
Сейчас, когда штормы, бушевавшие в Сети по поводу выхода игры, понемногу улеглись, можно взглянуть на No Man’s Sky трезво.
Путешествие начинается
Чужое небо над головой, разбитый космический корабль неподалёку и весьма занятная местность вокруг — именно такой пейзаж встречает нового звёздного странника. Бегло осмотревшись, начинаешь изучать окружающую среду на предмет созданных игрой случайным образом объектов, ведь не зря же разработчики так часто упоминали эту самую процедурную генерацию. Надо сказать, что тут они явно не обманули: удивительные растения и животные, залежи минералов, пещеры и горы или, наоборот, поля, уходящие за горизонт, — глаза разбегаются от такого великолепия.
Впрочем, игра ненавязчиво подталкивает к изучению основ геймплея — успеешь, мол, ещё насмотреться на зверушек, иди чини звездолёт, а то так тут и останешься. Придётся приниматься за работу, попутно исследуя новый мир: всё внове, обращаешь внимание на каждую мелочь, а любая встреча ещё с одним представителем животного мира или обнаружение чего-то интересного заставляют чувствовать себя настоящим первооткрывателем. Кроме местной флоры и фауны порой попадаются на глаза и предметы, явно чуждые этому миру, — обломки какой-то техники, загадочные обелиски, а то и потерпевшие крушение космические корабли.
С миром можно полноценно взаимодействовать — ломать растения, убивать (или, наоборот, подкармливать) животных, разбивать валуны для добычи ресурсов. Практически каждый элемент окружающей среды содержит то или иное вещёство, начиная от привычного нам углерода, заканчивая совсем уж экзотическими химическими соединениями. Собирать их необходимо как для банального выживания, так и для создания «апгрейдов» костюма, звездолёта и мультитула. Эти три вещи чрезвычайно важны: костюм обеспечивает защиту и позволяет переносить кое-какой груз, собственный корабль нужен для космических путешествий и сражений, а без мультитула вообще никуда. Он полностью оправдывает своё название — это и оружие, и анализирующий сканер, и геологический инструмент…
Рано или поздно находиться на стартовой планете наскучит даже самым усидчивым игрокам (которые, к слову, даже на ней могут весьма неплохо «проапгрейдить» своё снаряжение). Корабль в порядке, топливные баки и грузовой отсек забиты под завязку, пора двигаться дальше — к новым звёздам и новым планетам.
Истина где-то рядом
Несмотря на пресловутую процедурную генерацию, отвечающую за случайность всего окружающего игрока мира, в No Man’s Sky нашлось место и сюжету. Как и ожидалось, история подаётся небольшими частями в виде встреч с представителями инопланетных рас, при обнаружении архивных записей и древних руин. Строгих линеек квестов с чётко заданными условиями нет, если не считать таковыми побочные задания вроде «изучить сигнал бедствия». Мы не читаем книгу — скорее, перед нами огромное полотно, которое приходится открывать небольшими частями.
Видно, что разработчики старались избавиться от вечного бича подобных «песочниц»: однообразия и примитивности истории. Небольшие, но приятные мелочи в наличии — например, с самого начала нам неизвестен ни один инопланетный язык, но новые слова можно изучать, находя заброшенные монументы той или иной расы или анализируя архивы. Последние, кстати, частенько содержат отсылки к известным научно-популярным произведениям — намёки на лемовский Солярис вполне к месту на океанической планете.
Тем не менее на сюжет можно и не отвлекаться вовсе, найдя себе другое развлечение, нежели следование по одному из трёх путей, которые предлагает игра. Ведь здесь так много занятий: исследование новых планет, добыча ресурсов на их поверхности для полёта к другим звёздным системам, бои с пиратами или, наоборот, ограбление караванов для добычи ресурсов, переименование живых видов, найденных в свободное от добычи ресурсов время, обычное любование окрестностями и, само собой, добыча ресурсов. Ах да, чуть не забыл — добыча ресурсов, конечно же! Для чего так много ресурсов? Чтобы полететь в новую систему и заняться там… да-да, именно тем самым делом каждого игрока в NMS — сбором ресурсов.
«Здесь был Вася»
На самом деле, в постоянном дефиците топлива для корабля и зарядки для костюма и мультитула на старте путешествия весёлого мало. Но такова суровая реальность — поговорка про саночки и любовь к их возвращению на исходную позицию здесь кстати. Конечно, можно запастись припасами впрок, но это не избавит от возможности в самый неподходящий момент обнаружить отсутствие, к примеру, варп-ячеек для гипердвигателя. Полный кошелёк тоже не спасёт — даже если повезёт наткнуться на богатую ценными ресурсами планету и быстро пополнить счёт на парочку миллионов, далеко не факт, что на ближайшей торговой точке удастся найти нужный товар.
Если никуда не торопиться и задержаться надолго на одной планете, то её однообразные пейзажи быстро наскучат. Местности даже на противоположных концах отдельно взятого глобуса мало чем отличаются, «точек интереса» понатыкано на каждом углу (что на корню убивает всю атмосферу изучения неизведанного), а составление полного каталога живого мира нагоняет совсем уж дикую тоску. Какой толк от того, что удалось открыть всех животных на планете (это, кстати, та ещё задачка на усидчивость) и назвать их так, как душа пожелает? Всё равно вероятность того, что кто-то сможет оценить старания по достоинству, близка к нулю.
Какого-то сборника интересных открытий или аналога «Споропедии» из Spore здесь нет — нельзя даже банально обмениваться картинками средствами игры. Если повезёт найти уже посещённую кем-то локацию, то удастся лишь узнать имя первооткрывателя и оценить его остроумие, проявленное при переименовании объектов. Хотя генератор изредка выдаёт действительно интересные вещи, вроде причудливых животных или великолепных пейзажей, любоваться ими приходится в одиночестве — обещанного мультиплеера на самом деле нет.
И это ещё не всё. Перечисленное выше — далеко не главные недостатки No Man’s Sky. К примеру, космические бои унылы настолько, насколько это возможно, — виной тому как ужасное управление, не дающее полной свободы действий, так и отсутствие какой-либо надобности думать для победы. Сражаться приходится скорее с мышкой или геймпадом, чем с противником, а масштабные схватки с участием «капшипов» остались там же, где и мультиплеер, — в обещаниях разработчиков.
Космос нехотя старается выглядеть полным событий, но получается у него это так топорно, что становится тошно. Тошно от появляющихся из ниоткуда и исчезающих в никуда кораблей, от абсолютно одинаковых космостанций, от встреченных на них пилотов, которые спустя пару минут будто бы улетят по своим делам (а на самом деле просто исчезнут в безднах алгоритма, отвечающего за подобные встречи).
Генерируется не огромная живая вселенная, а лишь небольшой кусочек событий вокруг игрока, чтобы тому не было скучно. Всё вокруг — лишь декорации, исчезающие, стоит отвернуться, и появляющиеся в том же виде вновь, стоит обратить на них внимание. Конечно, никто не обещал настоящей сложной структуры, живущей по своим законам, — здешние масштабы вряд ли это позволят. Но почему эти самые декорации вокруг так дёшевы, а режиссёр этого спектакля даже не пытается сделать вид, что вокруг всё «по-настоящему»?
Так, может, No Man’s Sky вовсе не про это? Может, глупо искать в ней проработку мира на уровне «Космических рейнджеров», в которых когда-то спасённый от пиратов торговец мог вспомнить об этом спустя годы? Или здесь нет места космическим сражениям из Freelancer и экономике из серии X, а игра совсем о другом?
Но о чём же? Если присмотреться, то генератор животных мало чем отличается от того, что мы увидели в Spore почти восемь лет назад. Посадка на планеты? Тоже было — взять хотя бы вторую и последующие части Elite, не говоря уж о множестве современных инди-проектов, находящихся сейчас на той или иной стадии готовности. Космические системы и планеты в бесчисленных количествах? Если сравнить с красотами и глубиной проработки Space Engine (пусть это пока и не совсем игра), то No Man’s Sky на фоне этого великолепного планетария покажется просто жалким уродцем.
И так везде: куда ни ткни, какой геймплейный элемент ни возьми, всегда можно будет найти пример лучше. Даже такие чисто технические аспекты, как графика или удобство интерфейса, оставляют желать лучшего — наслаждайтесь подгрузкой текстур на расстоянии в пару десятков метров и «кривым» управлением как на геймпаде, так и на клавиатуре и мышке. Разве что музыка не подкачала — она здесь действительно космическая, во всех смыслах.
Наверное, замысел разработчиков и состоял в том, чтобы соединить все перечисленные детали в единое целое и создать действительно самую масштабную «песочницу», в которой можно заниматься чем угодно, не боясь повторений. Но получившийся монстр буквально разваливается на глазах: комфортно играть не дают совершенно отвратительная оптимизация, ошибки и «вылеты» в самый неподходящий момент вкупе с далеко не самой приятной глазу графикой. И если подобные проблемы в PC-версии ещё можно объяснить скверным портированием, то точно такая же ситуация на PS4 говорит о том, что с руками у разработчиков проблемы. Уж позвольте позлорадствовать и над этим: Шон Мюррей (Sean Murray) вполне заслужил такое отношение к своей персоне (вспомните хотя бы историю с мультиплеером, который «есть, но мы вам его не покажем»).
Жаль, но, смастерив работающий генератор вселенной, создающий звёздные системы и травинки, червяков и огромных динозавров, Hello Games так и не смогла сделать из этого богатства игру. Как ни странно, это вовсе не помешало No Man’s Sky стать одним из самых удачных стартов на PS4 и надолго прописаться в топе продаж Steam. Печально, но факт: для коммерческого успеха оказалось достаточно огромного ажиотажа в период разработки да четырёхзначного ценника.
Плюсы: огромное разнообразие локаций и их обитателей; музыкальное сопровождение.
Минусы: технические проблемы; в огромной галактике нечем заняться; поверхностная проработка геймплея; отсутствие обещанных разработчиками игровых механик.
В сентябре 2021 года, спустя пять с лишним лет после релиза, No Man’s Sky наконец доросла до рейтинга оценок в Steam «В основном положительные». Это случилось, конечно же, благодаря активной поддержке игры — за годы она получила целый ряд крупных добавок, включая ездовых животных, механику руководства поселением, расширенное строительство, новые задания, VR-режим и улучшенную графику. Несмотря на хвалебные отзывы об апдейтах, рейтинг NMS долгое время оставался на отметке «Смешанные» из-за огромного количества отрицательных рецензий, написанных ещё на релизе.
По словам Шона Мюррея, после провального выхода игры разработчиков завалило гневными посланиями, в том числе такими, авторы которых угрожали девелоперам смертью. Сотрудники Hello Games были напуганы и постоянно связывались со Скотленд-Ярдом и полицией.
На Game Developers Conference 2017 игра удостоилась приза за инновации. Во время вручения награды случился конфуз — получать её оказалось просто некому, потому что разработчики были абсолютно уверены в том, что победил кто-то другой, и перед самым ответственным моментом отошли перекусить.
Добросовестностью авторов No Man’s Sky заинтересовалась даже организация Advertising Standards Authority, контролирующая соблюдение рекламных норм в Великобритании. Она провела собственное расследование, но не углядела в маркетинговых материалах со страницы в Steam никакого криминала — дескать, всё, что показано в трейлерах и на скриншотах, либо можно воспроизвести в самой игре, либо не особо критично.
По мнению босса Sony Worldwide Studios Шухея Йошиды (Shuhei Yoshida), No Man’s Sky так разочаровала пользователей потому, что у разработчиков из Hello Games не было специалиста по связям с общественностью, который бы занялся грамотным продвижением игры и не позволил авторам наобещать с три короба.
Для многих пользователей No Man’s Sky стала огромным разочарованием. И неудивительно — в игре не оказалось многих элементов и возможностей, обещанных разработчиками: разнообразных моделей кораблей, продвинутой системы фракций, враждующих друг с другом, мультиплеера, взаимодействия между животными… Волна народного интереса ожидаемо схлынула: меньше чем за две недели после релиза на PC онлайн упал на 91 % — с двухсот с лишним тысяч человек до девятнадцати тысяч.
Хотя PC-версия игры оказалась, мягко говоря, далека от идеала, а первые отзывы пользователей были скорее отрицательными, чем положительными, No Man’s Sky добилась удивительных успехов на персональных компьютерах — в час пик первого дня продаж космические просторы бороздил 212 321 астронавт. Подобными достижениями могут похвастаться лишь такие колоссы индустрии, как Grand Theft Auto V, Fallout 4, Counter-Strike: Global Offensive и Dota 2!
Несмотря на слова разработчиков о том, что шанс пользователей встретиться друг с другом в столь огромном мире слишком мал, буквально в первый день после релиза два посетителя форума Reddit заметили, что находятся на одной планете. Вот только увидеться в виртуальной реальности им не удалось — у каждого в его версии мира было собственное время суток и происходили собственные события, то есть об общем онлайновом пространстве и речи не было. После этого многие назвали Шона Мюррея вруном и даже сравнили его с Питером Молиньё (Peter Molyneux).
После выхода игры пользователи совершили больше миллиона открытий всего за час, а в течение первых суток нашли десять миллионов видов живых организмов — это больше, чем описано на настоящей Земле!
Разработчики призывали не судить об игре по ранней, предрелизной версии, уверяя, что патч первого дня внесёт множество важных изменений. Не обманули — после обновления в No Man’s Sky появились новые виды небесных тел и погодные явления, мир расширился, интерьеры космических станций, а также фауна и её поведение сделались разнообразнее, а агрессивность пиратов стала зависеть от ценности груза, который вы перевозите.
Как это обычно бывает, среди игроков нашёлся тот, кто решил проверить заявления разработчиков об огромном мире и многих часах геймплея на прочность. Раздобыв копию No Man’s Sky ещё до официального релиза, пользователь под ником daymeeunh добрался до центра виртуальной вселенной всего за тридцать часов. Впрочем, вряд ли этот результат станет рекордным — в игре парень успел позаниматься и кучей других дел.
В «Твиттере» Шон Мюррей рассказал, что Hello Games потратила три года на то, чтобы получить возможность легально использовать слово Sky в названии игры. Всё это время разработчики таскались по судам из-за того, что права на упомянутое слово принадлежат британской телевизионной компании Sky, которая, например, заставила корпорацию Microsoft переименовать облачное хранилище SkyDrive в OneDrive.
Очередной перенос даты релиза игры настолько огорчил пользователей, что, по словам основателя Hello Games Шона Мюррея (Sean Murray), он даже получил несколько смертельных угроз. Судя по шутливому тону «твита», в котором разработчик сообщил об этом, столь болезненная реакция игроков его, к счастью, не испугала.
Во вселенной игры уместилось 8 446 744 073 709 551 616 миров.
Почти все объекты игры создаются усилиями процедурной генерации.
Игровой мир сохраняется, пока продолжается игра, так что нельзя загрузить какой-то определенный момент. В случае смерти происходит возрождение, соответствующее тому же времени, начинать все заново не придется.
Для разнообразия окружающего мира используется специальная таблица химических элементов.
У каждого игрока есть собственная «сборная энциклопедия» из просканированных им и загруженных на сервер существ.
Игра не является ММО, однако есть возможность находить следы воздействия на вселенную других игроков, которые находятся очень далеко друг от друга.
Несмотря на направленность именно на изучение космоса, в игре есть возможность остановится на одной планете и обосноваться там.
Игра представляет собой одну огромную вселенную для всех.
У каждого игрока будет собственная солнечная система, с которой он будет начинать, так что взаимодействие с другими людьми на начальных этапах очень маловероятно.
Все планеты имеют всего 10% шансов развития жизни на них, так что планеты с развитыми формами жизни или прекрасные сады на них — большая редкость.
Сами разработчики говорят о своей игре так: «В каждой солнечной системе будет одна важная вещь, сделав которую, можно существенно изменить всю систему. И это событие затронет всех игроков. И люди могут выбирать — делать это или нет. Существует ряд механизмов такого рода, которые придают важность геймплею».
У каждой планеты есть свое латинское название, но игроки имеют возможность дать второе название, которое будет располагаться под оригинальным маленьким шрифтом.
Во время создания игры, с разработчиками из студии Hello Games произошло досадное — офис смыло штормом, обрушившимся на Соединенное Королевство под Рождество. Все остались живы и целы. Кроме техники, которая продемонстрировала неплохие способности к плаванию.
На E3 2014 No Man's Sky получила получила награды в категориях «Лучшая оригинальная игра» и «Лучшая инди-игра».
Глава Hello Games рассказал, что первый год игру разрабатывали всего 4 человека. Причем занимались они этим за закрытыми дверями маленькой комнаты, и остальная команда не знала, что проект вообще создается.
Поскольку в игре случайным образом генерируется огромное количество контента, отсмотреть его весь совершенно не представлялось возможным. Разработчикам пришлось написать небольшого бота, который непрерывно «играл» в свежую версию No Man's Sky, улетал в дальние части галактики и сохранял оттуда GIF-изображения. Уже их впоследствии анализировала команда.
Неизвестно, как вы отреагируете на это, но на момент написания главной наградой игры «No Man's Sky» являлась «Самая спорная видеоигра всех времен». Мнения на Metacritic смешиваются, тысячи жалуются на «недостающие черты», которые были бы более уместными в грядущей «Call of Duty: Infinite Warfare», пока остальные тем временем довольствуются наблюдением за смешными существами.
Как бы вы ни думали, а Hello Games совершила вполне выдающееся достижение. Смесь недоступных интервью и заманчивых трейлеров (вместе с алгоритмами, которые по-настоящему украшают вселенную вокруг) дают понять, что на самом деле «No Man's Sky» предоставляет возможность изучить широту и глубину самого пространства.
Игра начинается с разбитого корабля, который нуждается в ремонте, а также ценности принятия существ и инопланетян галактики. Вы, скорее всего, знаете, как охотиться, собирать вещи, но могу поспорить, вы не знаете, как.
16. Совершать прыжок с продвижением
Во-первых, очень просто. Будем надеяться, что Hello Games не спишет это на ошибку и удалит его, ведь прыжки с продвижением – это самый быстрый способ гулять вне корабля.
Для этого просто нажмите R1 во время движения, чтобы выполнить рукопашную атаку, и сразу бейте, удерживая X, чтобы создать ранец. Когда персонаж будет двигаться вперед, а ранец зажжется и начнет работать, вы пролетите быстрее и дальше, чем на обычных прыжках.
Вы увидите, как ваш персонаж встряхнется, указывая, что такой способ игры не сулит ничего хорошего, но трудно отрицать его эффективность.
15. Залезать на любую поверхность (даже на вертикальные обрывы гор)
Если полететь прямо в стену, то случайно сделать это будет затруднительно.
Лучше направьте свой ранец на любую стену/скалу, продолжайте удерживать X, и он перейдет в другой режим, в котором вы якобы «восходите» на поверхность и не тратите при этом топливо.
Можно использовать это, чтобы избежать пещер и/или глубокие туннели, где можно заблудиться. Или просто, чтобы взмыть на высоту и просканировать существ издалека.
14. Включить фонарик
Еще одна простая фишка, о которой забыл упомянуть: нажав на крестовину, можно включать и выключать фонарик.
Идеально подходит для пещер и слабо освещенных участков. Не получится использовать его, чтобы спугнуть существ или ослепить раздражающих Стражей, но с его помощью можно дальше углубиться.
Включите пару наушников, зажгите фонарик и приготовьтесь к межгалактическому исследованию пещер: лучше точно не станет.
13. Избежать сноса каждые 5 минут
Выбраться с планеты с карманами, полными блестящими предметами и сокровищам, только чтобы тебя обстреляли в небе?
Это случается с лучшими из нас.
Эти, казалось бы, случайные враждебные столкновения на самом деле вызваны тем, что у вас так много побрякушек. Они разработаны так, чтобы сделать игрока целью мародерства космического пирата, но пока вы не модернизируете свой крейсер лучшими щитами и пушками, скорее всего, вас будут постоянно сбивать несколько минут подряд, отправляя в атмосферу.
12. Купить почти любой увиденный корабль
Когда вы, наконец, выберетесь из первой планеты и перейдете к соседней звездной системе, сможете приземляться на разных космических станциях, которые плавают вокруг. Внутри торговых суден можно поторговаться, если не ходить влево или вправо и через всякие двери, а ждать другие приземляющиеся корабли.
Поднимитесь наверх и выходите с ними на контакт, так будете иметь возможность поторговаться предметами с пилотами и даже самими кораблями. Это неплохая возможность в космической эре: выбрать конкретный понравившийся корабль, когда он приземлится, и забрать его из лап/рук владельца в течение нескольких секунд.
Только проверьте, чтобы было достаточно единиц, которые помогут вам с.
11. Заработать миллион единиц за считанные минуты (что значат золотые звезды)
Не только золотые звезды при торговле указывают, что определенный элемент стоит много денег, чаще всего можно приобрести указанные материалы у пилотов, приземлившихся на космической станции.
«Покупай дешево, продавай дорого» — эта поговорка живет в торговле еще с незапамятных времен, но здесь она имеет куда больший смысл. Сначала сходите направо от станции и посмотрите, какие ресурсы имеют золотые звезды, а потом вернитесь в ангар и ждите суден.
Поговорите с пилотами и купите необходимые материалы (по значительно сниженной цене), а потом вернитесь к первому терминалу торговой сети и продайте их, чтобы получить здоровенную прибыль.
Как отмечает один пользователь, он смог «заработать 2 миллиона каждые 15 минут», что довольно необычно. К счастью, многие из более дорогих судов, как правило, стоят около трех миллионов, так что лучше копить.
10. Расстреливать астероиды для Ресурсов
Я делал это просто из досады, но при полете с места на место не стесняйтесь разряжать свои пушки или лазеры на встреченных по пути астероидах.
Они быстро взрываются Ресурсами, которые пришлось бы веками добывать с помощью инструмента. Theranium9 самый распространенный, но он все равно будет нужен, чтобы запускать двигатели и ускоряться (так что не забудьте запастись им), также вы найдете огромные метеоры никеля и алюминия.
Бонусный (веселый) совет: Держите круг, чтобы набрать полную скорость, и взорвите один из больших метеоров. Через пару секунд после столкновения выпустите несколько плазменных взрывов и идите дальше: они создадут дыру, когда вы приблизитесь, что позволит попасть прямо на другую сторону одним махом.
Идеально подходит для побега от преследователей.
9. Получить больше слотов с инвентарем
Космический инвентарь вначале очень ограничен, будет только бедное обновление.
На самом деле, чтобы получить любое обновления инвентаря для своего Экзо-костюма, вам нужно найти особенные коконы, похожие на те, что на изображении. Они могут быть скрыты за знаками вопроса на планетах, а если у вас есть AtlasPass V1 на какой-нибудь космической станции, зацепите его слева и войдите в ранее запертую дверь.
Внутри можно обновлять свой костюм на станции каждой новой системы, но будьте осторожны: каждое обновление стоит 10 000 юнитов, поэтому проверьте наличные деньги, прежде чем активировать.
8. Подружиться с существами, чтобы найти редкие Ресурсы
Мы додумались кормить здешних существ, ведь они не только будут следовать за вами и — в зависимости от их настроения/способностей — помогать вам в бою, но главная причина дружбы с ними — чтобы найти более редкие материалы.
Просто подойдите к любому существу, которое не сразу пытается укусить, и вы увидите надпись «Покормить» (Feed). Разные животные требуют разные продукты (все они ресурсо-типы типа плутония, железа и т.д.), и как только вы покормите их, появится значок «смайлика».
Теперь просто отойдите и наблюдайте за происходящим: все чаще ваш новоприобретенный друг будет срываться в случайном направлении, чтобы раскопать более ценный товар.
Большие, медленные существа тоже будут находить вам вещи, и это так прелестно. Только подумайте, какой новый Multi-Tool вы приобретете себе в конце всего этого.
7. Собирайте свой инвентарь в форму для бонусов
В игре «No Man's Sky» соединение обновлений в формы принесет дополнительные фишки.
Теперь включаем смекалку и думаем, какие предметы усовершенствования будут находиться в одной «семье». Например, возьмем плазменную пушку с корабля, добавим апгрейд дополнительного урона рядом, но только в L-образную или Т-образную форму, добавим еще несколько обновлений, и вы получите общий бонус.
Многие предметы придется разбивать и собирать снова, так как не получится перемещать их, но в следующий раз можно подумать, что добавить к костюму, кораблю или Multi-Tool, и найти что-то более подходящее для комплекта.
6. Спринт с L3 (и сканирование с R3)
Владельцы ПК будут использовать замену кнопок в своих играх, но для PS4 с настройками Специальных возможностей есть небольшие проблемы.
«No Man's Sky» – это первая игра за последние примерно десять лет, которая требует нажимать правую кнопку, несмотря на то, что в предварительном просмотре была указана левая. Странно.
Но все равно это легко поменять. Перейдите в раздел Настройки (Settings) > Специальные возможности (Accessibility) > Enable Custom Button Assignments и поменяйте местами кнопки. Теперь вы можете делать спринт с L3 и сканировать с R3.
Имейте в виду, что изменение функции доступности меняет L3 / R3 для каждой игры.
5. Сканировать умерших существ
Хотя есть и другие преимущества. Как отметил один пользователь, если какие-либо более быстрые существа, типа птиц или более мелких животных, хочется просканировать, просто намотайте вокруг них несколько кругов и посмотрите на их тушки на секунду вместо того, чтобы убивать их.
4. Перезаряжать оружие компонентами drag-n-drop
Если ты пешим ходом, вполне правдоподобно согнуть колено и воспользоваться моментом, чтобы перезарядить свое оружие или костюм драгоценными ресурсами. Но вот в бою, то есть когда вас разрывают со всех сторон в межзвездном воздушном бою, приходится заходить в меню, выбрать часть корабля, где большое количество боеприпасов, выделять компонент и нажимать на эти не самые лучшие системы.
Хотя есть небольшое исправление. Вместо того чтобы переходить к компонентам, которые нужно пополнить, найдите сначала ингредиент (например, углерода / плутония), нажмите X, чтобы переместить его и X еще раз на то, что нуждается в пополнении.
Это сохранит драгоценные секунды при переходе между меню, которые могут хотя бы просто спасти вас от очередного полета в небо.
3. Нужен углерод для общения с пришельцами? Он уже есть
Хотя нельзя попросить повторить вопрос, вы можете поговорить с этими сидящими персонажами несколько раз, для этого вам предоставлено достаточно углерода. Чтобы пополнить запасы, найдите растения, которые всегда стоять в офисе этих существ.
На космических станциях, в частности, всегда хватает на еще парочку взаимодействий с ними.
2. Проламывайте себе путь из любой пещеры
У вас в доступе должен быть хотя бы апгрейд Plasma Grenade к вашему Multi-Tool, и тогда терраформинг пейзажа будет возможен.
В «No Man's Sky» нет почти ничего, основанного на физике, так что вам не стоит беспокоиться об обрушениях туннелях. Просто направьте свое оружие на скалы или любую часть пещеры, ударьте L1 и проделайте любое количество отверстий, ведущих прямо на другую сторону.
Можно стрелять и под водой, так что если вы окажетесь в тупике, некуда будет бежать, просто проделайте себе путь.
Я как-то выстрелил вверх несколько раз, чтобы вернуться на поверхность. «No Man's Sky» похожа на оригинальную «Red Faction» или любую 3D-игру Worms в плане деформации местности, так что пошумите и увидите, что можно найти.
1. Призывать корабль к себе
Ладно, ладно, не каждый раз точно к вашему местоположению, но не бойтесь оставлять свой корабль слишком далеко и знайте, что его можно призывать обратно чаще, чем вы думаете.
Во время вашего исследования вы будете случайно встречать небольшие терминалы рядом с форпостами и базами, для активации которых нужны «Bypass Chips».
Снабдите один из таких чипов и железом, и плутонием, а затем используйте его, чтобы вызвать ваш корабль, и не придется идти обратно через все земли.
Эти маяки появляются довольно часто, пробирайтесь туда и исследуйте, будь уверенные, что ваш корабль все равно вас найдет.
Помните фантастические произведения нашего детства? Отважные покорители космоса, без тени сомнения на лице направляли свои фотонные звездолеты в самые глубины Вселенной, где встречались с загадочными цивилизациями и выходили победителями изо всех передряг. Эти книги писались в середине ХХ века и серьезно подтолкнули развитие настоящей космонавтики. Любопытно, что тогда не открыли еще ни одну планету у других звезд.
Потом космонавтика сказала свое слово: планеты есть, но жизни на них не наблюдается. И в обозримом участке Вселенной не видно никаких признаков деятельности цивилизации хотя бы сравнимой с нашей. Писателям-фантастам пришлось поумерить свой пыл, но на их смену пришло новое поколение мечтателей - разработчиков космических игр. И все тайные желания стать покорителем космоса, разведчиком-первопроходцем, первооткрывателем экзотических форм жизни, планет пригодных для колонизации, остатков древних инопланетных цивилизаций можно воплотить в игре No Man's Sky.
Обещания команды разработчиков No Manʼs Sky были очень нескромными. Они обещали бескрайние галактики, неприличное количество планет со случайно сгенерированными условиями и формами жизни, головокружительные приключения, торговлю с разумными расами, перестрелки с космическими пиратами. Многое из этого действительно в игре есть, если продраться через многочисленные ошибки, сумбурный интерфейс и неочевидный процесс сбора ресурсов. Нам же, однако, больше интересен вопрос, насколько далека реальность от того, что рисует No Manʼs Sky.
Экзопланеты
В игре: Суть No Manʼs Sky — бороздить виртуальный космос в поисках более или менее пригодных для приземления и изучения планет. Их здесь якобы 18,6 квинтиллиона (квинтиллион — единица с 18 нулями). На любую можно сесть и попытаться найти приключения.
На самом деле: «Согласно последним данным, сейчас подтверждена 3501 планета за пределами Солнечной системы в 3215 планетных системах. Большинство из них обнаружено косвенными методами, и лишь десяток удалось сфотографировать при помощи телескопов. С Солнечной системой пока тоже не все ясно. После «разжалования» Плутона в карликовые планеты у Солнца осталось восемь планет, но в начале 2016 года американские ученые заговорили, что, возможно, существует еще одна планета размером с Нептун. Только она слишком далеко, и там темно и холодно, поэтому ее до сих пор не нашли».
Визуализация того, как могла бы выглядеть «двоюродная сестра Земли» — планета Kepler 186f © NASA
На самом деле: «Поиском экзопланет занимаются несколько космических и наземных обсерваторий. Самый продуктивный «ловец планет» — космический телескоп NASA Kepler, его задача — непрерывно смотреть на крупное звездное скопление и регистрировать моменты, когда между ним и каждой из тысяч звезд проходят планеты. Такой метод называется транзитным. Потом на эту звезду смотрят уже с Земли и пытаются определить, был ли прав Kepler. Если данные сходятся, планету признают. Кстати, стать первооткрывателем планеты может любой, так как результаты работы Kepler открыты, и существует специальный сервис Planet Hunters, позволяющий искать экзопланеты. Однако открытие не дает возможности выбрать название своей планете, вся честь достанется телескопу.
Телескоп Gaia обещает превзойти успехи Kepler, TESS будет искать экзопланеты в «окрестностях» Солнца — в радиусе 100 световых лет, а JWST сможет рассмотреть ближайшие экзопланеты напрямую. Сейчас наибольший интерес для ученых и общественности представляют землеподобные планеты в так называемой «зоне жизни» — участке в окружении звезды, где возможно поддержание жидкой воды. Таких нашли уже несколько, но пока нет никаких подтверждений их обитаемости».
Названия космических тел
В игре: Называть планеты и вообще любые космические новинки можно как душе угодно, и это пользователи восприняли с восторгом. В космических глубинах No Manʼs Sky теперь степенно вращаются планеты Большая Ж**а и Бутово, а также Trump, Donʼt Go Here и Sandyʼs Fat Face.
На самом деле: «У исследователя космоса есть лишь один способ оставить свою фамилию в небе: открыть новую комету. Астероиды, планеты, спутники и другие объекты нельзя называть как заблагорассудится. Первооткрыватель может лишь предложить название и объяснить причину выбора, а мировое сообщество астрономов рассмотрит его предложение. Если, например, астероид называют в честь какого-либо человека, то это должен быть заслуженный ученый или общественный деятель, который способствовал прогрессу человечества, то есть никак не связан с военной службой.
Для некоторых объектов существуют еще более узкие параметры выбора имени. Например, кратеры Меркурия называют по именам выдающихся деятелей культуры: писателей, художников, композиторов. На Венере почти все названия позаимствованы у женских мифологических персонажей мира, есть даже Баба-яга и Снегурочка. Названия крупным объектам Солнечной системы тоже стараются подбирать из имен мифических персонажей.
Звезды, как правило, получают названия по созвездию, в котором они находятся, или по каталогу, в который внесены. Покупка «звезды в подарок» не имеет никакой официальной силы — это просто забавный сувенир, о котором не известно никому, кроме его владельца, дарителя и продавца соответствующего сертификата».
Яркие цвета и красочные закаты
В игре: No Manʼs Sky невероятно приветлива для созерцателей. Цвет «неба» здесь меняется в зависимости от условий конкретного тела, в нем нередко всходят и заходят сразу несколько «солнц».
Закат, снятый марсоходом © NASA
На самом деле: «Для человеческих глаз космос довольно тусклый. Мы с трудом можем рассмотреть даже свою собственную Галактику — Млечный Путь, для этого надо ехать подальше от городских огней, лучше в пустыню или горы. Но и оттуда она будет казаться черно-белой и невзрачной. А причина в накоплении света. Матрица камеры может собирать фотоны доли секунд и минуты. Космические телескопы могут накапливать свет неделями, результатом становятся «глубокие обзоры», когда видны совсем уж далекие галактики. Наш глаз такого не может в принципе, поэтому, чтобы увидеть всю красоту космоса, потребуются какие-нибудь дополнительные космические средства.
С другой стороны, атмосферы планет действительно смогут удивлять и поражать наше воображение. Например, на Марсе днем бежево-черное небо из-за пыли и тонкой атмосферы, но в закатные и рассветные часы оно расцветает красками от голубого до фиолетового и сиреневого. На Титане можно было бы увидеть инфракрасную радугу, если б наши глаза могли регистрировать свет в этом диапазоне».
Центр Галактики и черные дыры
В игре: Цель — двигаться к центру Галактики, где пользователя якобы ждет нечто важное.
На самом деле: «В центре Галактики действительно немало загадок, хотя из того, что мы о нем знаем, следует, что лететь в это место не стоит. Центр Галактики — это самый интенсивный источник рентгеновского и гамма-излучения в нашей Галактики. Обилие звезд, плотные газовые облака, высокое излучение способствуют коллапсу старых звезд и рождению новых. А в центре скрывается сверхмассивная черная дыра, которая не прочь закусить пролетающими звездами, что способствует еще более интенсивным выбросам космических лучей в окружающее пространство. Ученым интересно это космическое горнило и процессы в его недрах, но их пока стараются изучать издалека: при помощи инфракрасных, рентгеновских, гамма- и радиотелескопов. На поиски обитаемых планет туда тоже не стоит лететь, поскольку тамошние условия не способствуют развитию известных нам форм жизни».
В игре: Черная дыра тоже фигурирует в списке игровых объектов. В одном из заданий в нее предлагают ни много ни мало залететь.
Космические корабли
В игре: Главный друг и помощник героя игры — его космический корабль. В нем он перемещается, в нем же хранит запасы, в нем и воюет против пиратов. Выглядят звездолеты No Manʼs Sky как в любой космической фантастике: кабина, крылья, гигантские сопла.
На самом деле: «Игровые корабли выглядят так, будто они передвигаются за счет реактивной силы. На сегодня это единственный применяемый в практике способ управляемого перемещения в космосе. Есть еще возможность добиться приращения силы за счет гравитационных маневров у крупных космических тел, но аппарат без ракетного двигателя все равно будет неуправляем. В то же время мы уже сейчас понимаем, что реактивная тяга имеет довольно ограниченное применение. Нам хватает едва-едва передвигаться между планетами нашей системы, ни о каких звездах, даже ближайших, речи не идет. Если мы хотим набирать большую скорость при помощи реактивной силы, то нам либо потребуется колоссальный запас топлива, чтобы его можно было выбрасывать через сопла. Либо нужен колоссальный источник энергии, чтобы выбрасывать топливо с достаточно большой скоростью. В идеале скорость истечения топлива из сопла должна приближаться к скорости света, в таком случае мы уже сможем посягнуть на межзвездные расстояния, но все равно это будут лишь окрестные звезды, на перемещения между которыми будут уходить десятки лет.
Визуализация того, как минизонды полетят к системе Альфа Центавра
Альтернативный способ перемещения, который тоже потребует огромной энергии, но не противоречит современным знаниям физики, — это парусники. Солнечный парусник-отражатель уже выводили в космос с экспериментальными целями. Солнечный свет оказывает кое-какое давление, но его не хватает для существенного прибавления скорости. Эффективнее парусники можно использовать, если построить на Земле и окрестных планетах гигантские лазерные установки. Тогда на парусах-отражателях можно концентрировать пучки света высокой интенсивности и придавать серьезное ускорение. Такой проект уже начали разрабатывать всерьез, при поддержке бизнесмена Юрия Мильнера и физика Стивена Хокинга. Впрочем, там предполагают запускать однограммовый космический аппарат, который должен добраться до ближайшей звезды за двадцать лет. Для запуска такого аппарата потребуется «лазерная пушка» диаметром 10 километров. Поэтому до реализации этой идеи еще далеко».
Межзвездные путешествия
В игре: Само собой, тут смело оперируют понятиями вроде «гиперпространственный двигатель». За его сборкой и заправкой вы проведете несколько первых часов, если решите заняться No Manʼs Sky.
На самом деле: «Гипотетически можно предположить двигатель на искривлении пространства, вроде фантастического «варп-двигателя». Возникновение «червоточины» в пространстве не противоречит общей теории относительности, и можно представить космический корабль, который создает перед собой такую «кротовью нору» и захлопывает ее позади. Но пока никто не знает, как этот процесс перенести с меловых досок хотя бы в лаборатории, не говоря уже о космосе.
Есть еще некоторая разработка, именуемая EMDrive, которая уже существует и даже способна выдавать мизерную тягу без выброса топлива, но пока никто не может объяснить физический принцип работы этого двигателя, и до серьезных исследований дело не дошло».
Полезные ископаемые в космосе
В игре: Расслабляться в виртуальном космосе некогда. На поддержание работы защитного костюма требуются ресурсы. Еще нужно постоянно заправлять звездолет, правда, полезные ископаемые добываются прямо из пролетающих мимо астероидов.
На самом деле: «Идея брать компоненты топлива из окружающей среды, а не везти с собой, была воплощена в теоретической разработке «прямоточного звездолета Бассарда». Там перед космическим аппаратом с помощью магнитного поля формировалась огромная воронка, которая собирала разреженный межзвездный газ и направляла в термоядерный реактор. Газ превращался в узкую и сверхбыструю струю плазмы, которая толкала звездолет. Для такой конструкции очень важное значение имеет концентрация этого межзвездного газа. Он мог бы эффективнее применяться в газовых облаках и туманностях, но по иронии судьбы Земля находится в большом разреженном пузыре пространства, в котором газа в десять раз меньше, чем в среднем по Галактике. Тем не менее «прямоточник Бассарда» наиболее близок конструкцией к тем звездолетам, что нарисованы в игре».
В игре: В No Manʼs Sky почему-то в цене золото. Оно появляется на поверхностях планет в виде блестящих гор, которые нужно пилить с помощью лучевого бура и потом продавать на висящих в пространстве станциях.
На самом деле: «Если говорить вообще о космических полезных ископаемых, то их полезность определяется конкретными потребностями. Например, на Земле глина — довольно бесполезное ископаемое. Кое-где она применяется, но в целом залежи не представляют большого интереса для промышленников. На Марсе же местная глина может оказаться основой марсианского сельского хозяйства, поскольку она богата двуокисью азота, содержит органические вещества, воду и имеет малую примесь вредных солей. Для будущей лунной базы грунт, в котором содержится 10% воды, будет представлять наибольшую ценность как источник воды, а содержащийся в реголите гелий-3 когда-нибудь станет термоядерным топливом для первого звездолета или основой термоядерной энергетики Земли будущего.
С точки зрения современной земной промышленности в космосе нет ничего, что представляло бы существенный интерес или высокую стоимость. Ископаемые космоса станут тогда полезными, когда в них возникнет потребность в самом космосе. На Землю же оттуда везти нечего — у нас всегда можно найти такое же или изобрести замену».
Космические сражения
В игре: Без космических перестрелок с классическими яркими «пиу-пиу» No Manʼs Sky окончательно превратилась бы в симулятор бурильщика. Поэтому они есть и ничем не отличаются от сражений в фантастических фильмах.
На самом деле: «Насколько мне известно, не написано еще ни одной книги, не снято ни одного фильма или мультфильма, не написано игры, где достоверно показали бы космический бой. В большинстве случаев это воздушные бои, перенесенные в космос. Когда идет речь о больших космических кораблях, тогда показывают трехмерный морской бой, причем времен Первой мировой войны или вообще каравелл. У меня есть мечта собрать десяток баллистиков и специалистов по космической навигации и описать-таки первый достоверный космический бой.
Конечно, в космосе можно применять современное оружие: ракеты и пулеметы, но они будут эффективны только в весьма ограниченном диапазоне. Например, если два противника находятся на одной орбите и имеют практически равную скорость. Но если наклонение орбиты отличается или столкновение проходит на встречных траекториях, то эффективность пулеметной очереди снижается до броска горсти шариков от подшипника. Другими словами, для успешного ведения космического боя потребуется не ловить противника в перекрестье прицела, а затрачивать колоссальные вычислительные мощности на моделирование его траектории и орбиты, учитывать внешние воздействия, собственное положение в пространстве, проводить траекторные измерения, сверяясь с картой звезд, пульсаров или квазаров».
Следы цивилизаций пришельцев
В игре: Здесь придется общаться с представителями других рас и искать осколки древних цивилизаций. Даже учить язык пришельцев!
На самом деле: «Со времен развития радиоастрономии в послевоенные годы человечество надеется услышать сигналы разумных цивилизаций. С этой целью создана программа SETI — поиск внеземного разума. Сейчас она уже снята с государственного финансирования, но продолжается при поддержке частных меценатов. Поиски осуществляются мощнейшими радиотелескопами и ведутся профессиональными учеными. Пока ничего убедительного не услышали. Недавно разгадали даже сигнал Wow, который оставался загадкой на протяжении трех десятилетий, — оказалось, тоже обошлось без инопланетян.
Менее известны другие направления деятельности SETI, например, исследования поверхности планет и спутников при помощи космических аппаратов. Снимки космических тел делаются с различными научными целями, но в рамках SETI на этих кадрах ищут признаки деятельности инопланетных разумных существ. Подобной деятельностью занимаются многие энтузиасты, но без научной подготовки можно стать жертвой собственного воображения, так появляются в новостях обнаруженные на Марсе женские статуи, хомяки, лягушки и даже голова Обамы. Правда, на самом деле это просто камни».
В какие видеоигры играют астрономы на самом деле?
«Если говорить об играх, приближенных к реальности, то тут пальма первенства принадлежит Kerbal Space Program. Она далека от полного реализма, но зато позволяет в весьма приближенной форме познакомиться с принципами орбитальной механики и конструирования ракет и космических аппаратов. Гораздо ближе к реальности, а значит, дальше от доступности и увлекательности игры находится Orbiter. В него обычно играют те, кто по своему образованию или интересам близок к космонавтике, но карьера сложилась в другой сфере».
Послесловие автора
Надеюсь среди фанатов No Man's Sky найдутся те, кто решит пойти в настоящую космонавтику, чтобы воплотить в реальности свое стремление к открытию новых миров. Но сразу предупреждаю: это намного сложнее чем в игре, и сенсационные открытия требуют колоссальных усилий. Секреты Вселенной придется раскрывать не покупкой обновленного скафандра или скорострельного пистолета, а работой, долгим и скрупулезным накоплением знаний, классификацией, определением причинно следственных связей и построением непротиворечивых выводов.
Читайте также: