Маньяки в масках из реальной жизни
Вышел фильм «Красивый, плохой, злой» об убийце Теде Банди. Рассказываем об изменениях в образе типичного экранного маньяка.
На протяжении большей части истории кинематографа хорроры и триллеры всегда служили отражением реальных страхов обычных людей, а иногда и сами формировали образы в глазах обывателя. Именно поэтому фильмы о маньяках не теряют своей популярности уже многие годы.
Но интересно наблюдать, как меняется типичный облик маньяка в кино. И ещё более любопытно, что за последние пару десятков лет он стал намного обаятельнее и симпатичнее. И на самом деле это довольно полезно, поскольку образ привлекательного маньяка лучше отражает реальную опасность в жизни.
Первые маньяки в кино
Серийные убийцы появились в кино ещё в начале XX века. Первым фильмом принято считать картину 1909 года «Преступления Диого Алвеса» о реальном убийце начала XIX века. Правда, на современный взгляд, в семиминутном фильме смотреть особо не на что, однако именно он считается родоначальником жанра.
Началом следующей эпохи стал фильм 1931 года с лаконичным названием «М», предвосхитивший популярность нуарных детективов. Он тоже основан на истории реального маньяка Петера Кюртена, насиловавшего и убивавшего несовершеннолетних девочек. Но здесь сюжет больше посвящён поимке преступника и моральной дилемме, которая возникает перед теми, кто его схватил.
И, конечно же, следующей вехой в развитии образа можно считать фильм Альфреда Хичкока «Психо» о Нормане Бейтсе, который убивал посетителей отеля, переодеваясь в свою мать.
Он вышел в 1960 году, но во многом опередил своё время, поскольку значительную часть времени маньяк здесь показан обычным и даже весьма обаятельным человеком, которого трудно заподозрить в преступлении. К этому кинематограф и вернулся спустя годы, но сначала экраны заполонили совсем другие убийцы.
80-е годы: страшные маньяки
В конце семидесятых киностудии провели опросы и выяснили, что основными поклонниками фильмов ужасов стали подростки. И тогда продюсеры и режиссёры решили сменить атмосферу жанра и превратить напряжённый сюжет в весёлый кровавый аттракцион.
Этот период считается расцветом жанра слэшеров — то есть фильмов, где героев, среди которых, немало симпатичных девушек, поочерёдно убивают каким-нибудь причудливым способом. И он сформировал типичный для восьмидесятых образ киноманьяка: чудовище в маске (или с изуродованным лицом), вооружённое ножами, бензопилой или металлическими когтями.
Тут сразу на ум приходят такие франшизы , как «Техасская резня бензопилой», давшая сильный старт жанру, «Хеллоуин», «Пятница 13-е» и «Кошмар на улице вязов».
Маньяки в них могут отличаться какими-то деталями — Фредди Крюгер умер и приходит во снах, Джейсон появляется не в первом фильме, Майкл Майерс всегда молчит, — но, по сути, они одинаково жуткие и совершенно неестественные. И нужны они были, скорее, для того, чтобы отвлечь от реалистичных переживаний, чем напоминать о них.
Ведь за предыдущее десятилетие люди узнали о множестве ужасных маньяков: от жуткого клоуна Джона Уэйна Гейси и одного из самых страшных убийц в истории Педро Алонсо Лопеса до Чарльза Мэнсона и харизматичного Теда Банди. Маньяки в кино были проще, понятнее, и их было нетрудно узнать, хотя в реальности всё обстояло совсем иначе.
90-е годы: харизматичные маньяки
В 1990-м году на экраны вышел фильм «Молчание ягнят», ознаменовавший временный закат фильмов ужасов с маньяками в масках. На смену им пришли пугающие, но живые убийцы. Ганнибал Лектер появился в фильме всего на 15 минут, но Энтони Хопкинсу удалось создать действительно запоминающийся образ, который выглядел завораживающим и одновременно пугающим.
Сам актёр рассказывал, что ориентировался на записи интервью с реальными маньяками вроде тех же Чарльза Мэнсона и Теда Банди и перенял у них некоторые манеры. Например, Мэнсон почти не моргал во время разговора. Так у Лектера появился знаменитый пронзительный немигающий взгляд прямо в камеру.
Харизматичные маньяки были в кино и раньше. Например, Рутгер Хауэр сыграл в фильме «Попутчик» 1986 года, на первый взгляд, приятного, но совершенно безумного Джона Райдера, который преследует главного героя и убивает всех вокруг, требуя, чтобы тот его остановил.
И нельзя не вспомнить образ Кевина Спейси в фильме «Семь» 1995 года. Он появляется в кадре с середины фильма, но моментально перетягивает на себя всё внимание. У его героя даже нет имени — его называют просто Джон Доу (традиционное обозначение неизвестных в США). Он сохраняет абсолютное спокойствие даже в самый страшных ситуациях, и потому выглядит жутким на фоне естественной реакции всех остальных.
Даже классика о маньяках в масках вернулась не в своём стандартном виде. Фильм «Крик» вроде бы и продолжает эту тенденцию, но на самом деле деконструирует жанр, показывая, что под жуткими костюмами скрываются самые обычные милые парни, которые насмотрелись ужастиков. И именно тот образ постепенно перешёл и в новое время.
XXI век: обаятельные маньяки
Постепенно и жуткие холодные маньяки стали уходить в прошлое, уступив место совершенно обычным и зачастую милым преступникам. И эта тенденция выглядит одновременно и пугающей, и правдивой.
Ведь за многие годы, отчасти благодаря кинематографу, у зрителей сложился образ маньяка-убийцы как некоего пугающего монстра, который возникает из ниоткуда. Причём с первого же взгляда на него становится понятно, что он — злодей.
В реальности же Тед Банди долгое время пользовался именно своим обаянием, чтобы заманивать жертв, а потом избегал ареста, ведь очевидцы не могли поверить, что милый молодой человек с юридическим образованием может быть убийцей.
Так и появился на экранах Патрик Бейтман в фильме «Американский психопат». Он красив, привлекателен, следит за собой и всегда отлично одевается. Поэтому люди даже и не подозревают, что он может быть маньяком. Причём перед съёмками этого фильма актёра Кристиана Бэйла предупреждали, что такой образ может повредить его карьере. Но странным образом зрители полюбили героя, несмотря на то, что он воплощал на экране практически все возможные человеческие пороки.
Весь сериал подан от лица главного героя, которого сыграл обаятельный Майкл Холл. А закадровый голос даже озвучивает его мысли. И этот персонаж действительно понравился зрителям: ему сопереживали и верили, что герой действительно хороший человек. Что не отменяло главного: он убийца. Причём на протяжении всего сериала Декстер неоднократно срывается, убивая невинных людей. Но всё равно он кажется приятным.
И даже вернувшийся на экраны Ганнибал Лектер сильно изменился. Если в остальных полнометражных фильмах, вышедших после «Молчания ягнят», он так и оставался пугающе холодным, то в сериале «Ганнибал» его превратили в очень стильного и педантичного интеллигента.
Конечно, внешность Мадса Миккельсена специфична, но стилисты и дизайнеры здесь поработали отлично. В противовес главному герою Уиллу Грэму он буквально воплощает аристократичность в каждом движении. Достаточно сравнить нападение персонажа на охранника в « Молчании ягнят », где Лектер откусывал ему нос, и сцены приготовления еды из людей в «Ганнибале». Даже такой ужас подан стильно и где-то эстетично.
Но апофеоза этот подход достиг в сериале « Ты » о работнике книжного магазина Джо Голдберге, который влюбляется в девушку и начинает её преследовать. Сначала он ворует её телефон и читает переписку, потом следит за ней, а затем избавляется от её ухажёра, подруги и всех, кто мешает придуманной им любви.
В этом сериале авторы осознанно сместили акцент на обаяние главного героя, его искреннее желание помочь своей возлюбленной и глупость окружающих, которые ведут себя очень грубо. И даже сами съёмки в сериале часто напоминают романтические фильмы, где герои целуются на фоне света фонаря.
И странным образом это сработало: у маньяка появилось множество поклонников в Сети, которые стали утверждать, что он поступил правильно, а его жертвы сами виноваты. После этого исполнителю главной роли Пенну Бэджли даже пришлось напоминать зрителям о преступлениях героя.
От маньяков в кино к маньякам в реальности
Перечисленные проекты последних лет ярко подчёркивают, что зрители, иногда неосознанно, оправдывают героя, если он приятно выглядит. Пусть даже он и совершает ужасные поступки. Если бы Патрик Бейтман выглядел как Фредди Крюгер, а Джо Голдберг напоминал Харви Вайнштейна, авторам вряд ли удалось бы сделать их настолько привлекательными и противоречивыми героями.
И во многом эта задумка полезна. Подобные фильмы наглядно показывают проявления «гало-эффекта» — когнитивного искажения , когда приятного внешне человека по умолчанию считают более умным или добрым. Но в реальности, к сожалению, эффект иногда оказывается ровно противоположным.
И если в случае экранных злодеев это выливается только в забавные фан-клубы, члены которых утверждают, что он не такой уж и злой, то в обычной жизни это приводит к более пугающим последствиям.
У маньяка Теда Банди на суде образовалась целая группа поддержки из женщин — и всё из-за привлекательной внешности . Даже когда суд доказал, что он изнасиловал и убил несколько девушек, в том числе и одну несовершеннолетнюю, они продолжали верить в его невиновность и толпами приходили к зданию суда.
Словно бы в виде иронии над таким подходом на экраны сейчас выходит фильм «Красивый, плохой, злой», где на роль Банди взяли одного из главных красавцев Голливуда Зака Эфрона. Он действительно отлично вжился в образ реального преступника, чем вызвал ещё больше споров. Кто-то стал писать, что экранный Банди «горяч», другие же критиковали автора за слишком приятную внешность, а представителям Netflix даже пришлось напоминать зрителям, кто он…
Да и сам сюжет фильма обыгрывает версию его возможной невиновности. На протяжении всего действия не показывают его преступления , а он везде утверждает, что его подставили. И зрители, не знакомые с реальной историей преступника, вполне могут поверить ему и даже проникнуться симпатией к герою, оказавшись на месте всё тех же фанаток. Однако после просмотра стоит забраться в «Википедию» и почитать о том, как он насиловал, убивал и расчленял девушек. На его совести больше тридцати смертей.
И случай Банди, к сожалению, не единичный. Точно так же в начале 1990-х девушки признавались в любви маньяку-каннибалу Джеффри Дамеру, а в 2014 году массово писали комплименты преступнику Джереми Миксу.
Несмотря на многочисленные примеры, люди продолжают больше доверять тем, кто приятен внешне, даже если на это нет объективных причин. И увы, это иногда приводит к трагическим последствиям. Поэтому лучше лишний раз пересмотреть «Американского психопата» или «Ты», чтобы вспомнить: даже за привлекательной внешностью могут скрываться чёрные мысли.
Выслушав свой приговор - пожизненное заключение за убийство 7 человек - канадский серийный убийца Уэйн МакГрей заявил: "То, что вы закрываете меня от общества, не значит, что я не смогу убивать". Через десять лет в тюрьме он убил своего сокамерника.
Джейн Топпан
Медсестра Джейн Топпан была арестована в 1901 году за убийство 31 пациента. Она подливала пациентам яд и наблюдала за их смертью, нежно лаская умирающих. Однажды она отравилась сама - чтобы добиться сочувствия мужчины, который ей нравился.
Сэмюэль Грин
Родившийся в 1796 году Сэмюэль Грин - первый известный истории серийный убийца. Он убивал людей по всей Новой Англии, точное число его жертв до сих пор неизвестно. Грин был казнен в Бостоне в 1822 году и стал первым убийцей, садистские наклонности которого психологи сочли следствием жестокого насилия, пережитого в детстве.
Ирина Гайдамачук
Убийца из Красноуфимска лишила жизни семерых пенсионерок, забрав деньги убитых. Свои поступки Ирина объяснила просто: ей нужны были деньги на водку, а муж отказывался ей их давать.
Кэри Энтони Стейнер
Маньяк Кэри Стейнер, убивший четырех женщин в 1990 году,был старшим братом Стивена Стейнера, которого похитил маньяк-педофил и держал его в плену на протяжении восьми лет. По признанию убийцы, он чувствовал себя бошенным и нелюбимым, потому что родители отдавали слишком много сил поискам его младшего брата.
Роберт Берделла
Роберта Берделлу называли "мясником из Канзас-сити". Он заманивал своих жертв к себе в дом и убивал их после долгих пыток. В общей сложности, он лишил жизни 20 человек. Чтобы жертвы не кричали, он заливал им в горло жидкость для прочистки труб, сжигая им голосовые связки.
Харви Глатман
Харви Глатман представлялся своим жертвам, молодым девушкам, фотографом, который снимает натуралистичные комиксы для журнала, и предлагал им поучаствовать в съемке. Связав жертву, глатман фотографировал ее, а затем насиловал и убивал. За убийство трех девушек он был казнен в газовой камере.
Брюс МакАртур
Брюс МакАртур из Торонто - один из самых старых серийных убийц: он совершал преступления в 66-ленем возрасте. Зимой МакАртур подрабатывал Санта-Клаусом в одном из торговых центров Торонто, снимаясь с детьми и выслушивая их пожелания. В свободное от работы время он убивал мужчин-гомосексуалистов. На его счету - восемь жертв.
Арчибальд Холл
Шотландец Арчибальд Холл был высокопрофессиональным дворецким, которого не стыдились нанять на работу самые аристократические семьи Лондона. Обаятельный Холл втирался к хозевам в доверие, после чего убивал их и забирал семейные ценности. В общей сложности, дворецкий-убийца лишил жизни 5 человек.
Эрик Кук
Эрик Кук был отцом семерых детей. Это не помешало ему стать серийным убийцей, на счету которого - 20 попыток нападения на женщин, 8 из которых закончились смертью жертв.
Чжан Юнмин
Китайский серийный убийца Чжан Юнмин по прозвищу "монстр-каннибал" убил 11 человек, разделал их и продал их мясо на базаре под видом страусиного. Казнен за совершенные убийства в 2013 году.
Джон Бодкин Адамс
Джон Бодкин Адамс был популярным семейным врачом. За время его практики с 1946 по 1956 год 163 его пациента умерли при подозрительных обстоятельствах, при этом 132 из них завещали ему свое имущество или значительные суммы денег. Несмотря на подозрения, следствие не смогло доказать причастность Адамса ни к одной смерти. Он был наказан лишь за подделку рецептов. Он прожил долгую жизнь и умер в 84 года в богатстве и покое.
Гилберт Пол Джордан
Канадский серийный убийца Роберт Пол Джордан убил 10 женщин, заставляя их выпивать смертельную дозу алкоголя. Сам Джордан в день употреблял не менее 1,5 литров водки, при этом оставаясь в уме и памяти.
"Пивной убийца"
Неизвестный маньяк убил 6 человек в южной части Мумбаи в период с октября 2006 по январь 2007 года. Каждый раз рядом с трупом он оставлял пустую пивную бутылку, словно афтограф. Личность "пивного убийцы" до сих пор не установлена.
Петер Кюртен
Сексуальный маньяк, садист и убийца Петер Кюртен с 1913 по 1930 год, по его собственному признанию, убил 69 человек в разных городах Германии. Перед казнью на гильотине он спросил присутствовавшего врача, сможет ли он после того, как голова отделится от тела, видеть и слышать, как изливается из горла его собственная кровь? Как он заявил, если бы он мог услышать этот звук, это стало бы наивысшим удовольствием в его жизни.
Адольфо Констанцо
Мексиканец Адольфо Констанцо кубинского происхождения был накодилером и серийным убийцей. Он сотрудничал с мексиканскими наркокартелями и убивал для собственного удовольствия, отняв жизни примерно у 70 человек. Из органов жертв он делал зелья и артефакты для колдовских ритуалов. Он считал себя могущественным колдуном, и многие верили ему. Постепенно он создал вокруг себя собственный религиозный культ, который сам назвал наркосатанизмом. Констанцо был убит в возрасте 26 лет: по его собственной просьбе его застрелил один из сообщников после того, как дом Констанцо окружила полиция.
Карла Гомолка
Канадская убийца Карла Гомолка вместе со своим мужем убила троих малолетних детей, включая собственную сестру. Попав в тюрьму, Гомолка громко каялась и сваливала вину на мужа. В итоге, убийцу досрочно выпустили на свободу, она сменила имя, вышла замуж и родила троих детей, о которых мало что известно.
Егор Гайдар. Это серийный убийца и знаменитый экономист начинал как член КПСС, верный марксист-ленинец, редактор журнала "Коммунист". В дальнейшем стал либерал-капиталистом татчеровского типа. От его реформ в России сдохло несколько миллионов человек. Не только не сел в тюрьму, а жил в почете и богатстве. Сегодня ВШЭ выпускает каждый год новую плеяду молодых дипломированных гайдарят.
В жизни Маньяк всех времен и народов. Неизвестный, промышлявший в злачных районах Лондона между 1888 и 1891 годами. Жертвами его хирургически точного ножа стали около десяти женщин (в основном проститутки), у которых он вырезал внутренние органы. Прозвище Джек-потрошитель было ему присвоено после письма, автор которого взял на себя ответственность за убийства. Писем было много — с разными почерками и с жуткими орфографическими ошибками. Самое известное из них — так называемое письмо «Из ада», к которому была приложена почка одной из жертв. Однако большинство маньяковедов считают, что все это мистификация журналистов и подлинных писем от Джека-потрошителя не существует. Бытует множество версий того, кем же был Джек-потрошитель на самом деле, каждый вправе сам выбирать: свихнувшийся хирург, безумный писатель, сумасшедший польский эмигрант, мадам Рэд, внук королевы и даже Льюис Кэрролл. Кем бы он ни был, шуму он наделал столько, что споры не утихают до сих пор.
В кино Джек-потрошитель оказал огромное влияние на поп-культуру и, в частности, на кино — про него сняты десятки фильмов. Причем не только хорроры и триллеры, но даже и комедии. Потрошитель в качестве второстепенного персонажа появлялся еще на заре кинематографа в таких немых черно-белых фильмах, как «Кабинет восковых фигур» 1924 года и «Ящик Пандоры» 1929 года. В 1976 году Джека-потрошителя сыграл Клаус Кински в немецком «Джеке-потрошителе» . В 1979 году Потрошитель отправился в будущее с помощью машины времени в фильме «Эпоха за эпохой» , и в этом же году за маньяком гонялся Шерлок Холмс в фильме «Убийство по приказу» . В 1988 году вышел забавный телефильм с Майклом Кейном . В 2001-м Джонни Депп разгадывал его личность в экранизации графических новелл Алана Мура и Эдди Кэмпбелла, названных в честь того самого письма «Из ада» . В фильме «Плохая карма» Джек-потрошитель вовсе реинкарнируется в женское тело. Плюс у Стэнли Кубрика в фильме «Доктор Стрейнджлав» переполох с атомными бомбардировками устроил американский генерал, чье имя напрямую отсылает к Потрошителю — Джек Д.Риппер.
Карл Панцрам
В жизни Злющий мизантроп, матерый тюремщик, крайне живучий дегенерат и один из самых лютых убийц-рецидивистов в истории Америки. На счету Панцрама десятки побегов из тюрем и целая одиссея жестоких убийств и изнасилований на нескольких континентах. Вырос в набожной многодетной семье немцев из Миннесоты, уже в восемь лет стал доставлять проблемы окружающим: пил, буянил, сбегал из дома и отказывался читать Библию. С одиннадцати лет стал завсегдатаем каталажек, где многократные унижения сделали из юного Карла весьма озлобленного мальчугана. Он скитался по стране, воровал, устраивал поджоги, а после того, как его обесчестили четверо бродяг, сам начал насиловать и убивать мужчин и детей. Панцрам попал в бесконечный круговорот арестов: его сажали в тюрьму, он сбегал, совершал новые убийства и грабежи, его снова сажали. В 1920 году после очередного побега Панцрам умудрился, сам того не зная, обворовать дом бывшего президента США Уильяма Тафта. Награбленную сумму потратил с умом — купил яхту и отправился в кровавый круиз. Убивая, насилуя и грабя всех на своем пути, доплыл до самой Африки, где скормил крокодилам шестерых туземцев. Вскоре его все-таки изловили полицейские, суд приговорил к смертной казни путем повешения. Перед восхождением на виселицу крикнул палачу фразу, ставшую знаменитой: «Шевелись, ублюдок! За то время, пока ты возишься, я успел бы повесить дюжину человек».
В кино «Убийца: Дневник убийств» — спродюсированная Оливером Стоуном экранизация подробной автобиографии, которую Панцрама заставил написать тюремный надзиратель. В фильме маньяк в исполнении звезды саги «Однажды в Америке» Джеймса Вудса предстает чуть ли не положительным персонажем — все устроено так, чтобы зритель начал сопереживать главному герою. Кровожадные убийства вынесены за скобки, сам же Панцрам выставлен как жертва кровавого режима надзирателей — старательный зэк, читающий книжки и поступающий по совести.
Эдвард Гейн
В жизни Легендарный кожевник из нищего городишки в Нью-Джерси. Вечно улыбающийся отшельник в канонической клетчатой кепке, которого все соседи считали не более чем безобидным чудаком. Детство Эда было окрашено криками набожной деспотичной матери, нравоучениями о всеобщем разврате, пьянством отца, тяжелой работой на ферме, травлей одноклассников и сексуальным удовлетворением, которое он испытал при виде зарезанной свиньи. Гейн был клинически одержим анатомией, взахлеб читал истории о зверствах нацистов и некрологи в газетах. Частенько рассказывал соседским детям выдуманные истории про пиратов и индейцев, уделяя особое внимание кровожадным подробностям. Однажды Эд даже имел неосторожность показать одному мальчику свою домашнюю коллекцию отрубленных голов (впрочем, когда ребенок сообщил об этом взрослым, никто ему не поверил). В 1957 году после пропажи местной продавщицы полиция наконец додумалась обыскать дом Эда и сразу же наткнулась на уйму жутких находок: от миски с человеческими носами до одежды и масок, изготовленных из женской кожи. Позже Гейн признался, что убивал жительниц городка, а по ночам выкапывал из свежих могил тела женщин среднего возраста. Скромник и чистоплюй Эд Гейн клялся, что не производил никаких сексуальных манипуляций с трупами, потому что «они слишком плохо пахли». Почти двадцать лет назад неизвестные дотла сожгли дом Эда Гейна. Известия о пожаре заключенный Гейн прокомментировал коротко: «Так и надо». Маньяк был признан невменяемым, он скончался тихой, смиренной смертью в психбольнице в 1984 году.
В кино Эд Гейн хоть был по историческим меркам довольно скромным убийцей, но взбудоражил кино он не хуже Джека-потрошителя. Гейн стал прототипом для самых известных киноманьяков. В 1960 году Хичкок снял свой знаменитый «Психоз» по роману Роберта Блоха, который был вдохновлен делом Гейна (сам писатель то признавал это, то отрицал). Маньяк Буффало Билл из фильма «Молчание ягнят» был собирательным образом сразу трех известных убийц: Эда Гейна, Теда Банди и Гэри Хайдника. В конце концов, великий хоррор «Техасская резня бензопилой» 1974 года и его киноманьяк Кожаное Лицо были навеяны именно деяниями Эда Гейна (хотя тот никогда не был в Техасе). В 1993 году Стив Бушеми снялся в трэш-комедии «Эд и его мертвая мама» , где было немало отсылок и шуток по поводу пристрастий Гейна. Вменяемый байопик про Гейна сняли лишь в 2000 году — «В свете луны» , где главную роль исполнил Стив Рейлсбек и все основные детали дела были сохранены.
Зодиак
В жизни Важная фигура для Америки 60–70-х и самый известный непойманный маньяк XX века. Душегуб без мотивов и явного почерка, приписывающий себе чужие убийства и сочиняющий зашифрованные письма для журналистов. История Зодиака началась с двойного убийства зимой 1968 года: неизвестный расстрелял на автомобильной стоянке влюбленную парочку студентов. Через год некто позвонил в полицию, грубым мужским голосом сообщил о местоположении новых трупов и добавил, что «тех детишек в прошлом году» тоже убил он. С лета 1969 года в калифорнийские газеты стали приходить письма с шифрами, угрозами, издевками над полицией и признаниями в совершенных убийствах. Вместо подписи значилась эмблема — крест с кругом, как у американской фирмы часов «Зодиак». С тех пор почти все письма убийцы начинались фразой «Это говорит Зодиак» и завершались этим знаком. Последней из подтвержденных расследованием жертв Зодиака стал застреленный в затылок таксист из Сан-Франциско. Полицейские быстро прибыли на место и даже якобы столкнулись с Зодиаком, но не заметили следов крови на непримечательном прохожем в очках. Позже Зодиак прислал в редакцию The Chronicle кусок окровавленной рубашки таксиста и шифр со своим подлинным именем, который никто не сумел разгадать. Письма продолжали приходить, зачастую почерк в них менялся, отчего следователи предположили, что это были липовые Зодиаки. До сих пор неизвестно, сколько именно убийств совершил непосредственно сам Зодиак, а сколько осталось на совести имитаторов. Выдвигались версии, что под брендом «Зодиак» действовала целая организованная банда.
В кино В 1971 году вышел ничем не примечательный триллер категории «B» «Убийца Зодиак» , который рассказывал о похождениях Зодиака по свежим следам. В легендарном триллере «Грязный Гарри» образ циничного убийцы-интригана по прозвищу Скорпион, за которым охотится герой Клинта Иствуда, во многом списан с Зодиака — конечно, с массой вымысла, но основные детали узнаются. Скорпион захватил школьный автобус и в конце фильма получил по заслугам, тогда как реальный Зодиак лишь грозился расстрелять школьный автобус, а в итоге вовсе избежал справедливой кары.
В нулевых кинематографический интерес к Зодиаку вспыхнул с новой силой: в 2005 году вышел «Зодиак» с Джастином Чамберсом и Филипом Бейкером Холлом, а спустя всего два года более прославленный опус Дэвида Финчера с Джейком Джилленхолом и Робертом Дауни-мл. В комедии Мартина МакДонаха «Семь психопатов» постаревший истребитель серийных маньяков в исполнении Тома Уэйтса рассказал, что в молодости он вместе с женой зверски уничтожил Зодиака — когда тот разводил белых кроликов на ферме.
Тед Банди
В жизни Сам термин «серийный убийца» впервые был использован именно в отношении Теодора Банди. С ранних лет Тед увлекался психологией, читал литературу о преступлениях на почве секса и пристрастился к порнографии. Вскоре в колледже, где он учился, стали пропадать молодые студентки. Банди жестоко убивал и насиловал девушек во многих городах США, чудом ускользая от полиции. От прочих маньяков отличался благопристойным социальным статусом и привлекательной внешностью, на которую клевали его жертвы. Девушки соглашались помочь красавчику со сломанной рукой (Банди использовал поддельный гипс) донести вещи до машины, а там Банди оглушал их ломом, насиловал и душил. В суде Тед был обвинен в двух убийствах, а уже потом всплыли доказательства еще около тридцати эпизодов. Впрочем, адвокат Теда Банди до сих пор уверяет, что Банди лично рассказывал ему о более чем сотне убитых человек, причем не только женщин. За время судебных разбирательств Банди успел совершить два побега: выпрыгнул из окна библиотеки, пока изучал там юридические книги для защиты в суде, а после второго ареста похудел и протиснулся в проделанное в потолке отверстие. За время второго побега успел учинить бойню в женском общежитии во Флориде. После вынесения смертного приговора еще несколько лет прожил в тюрьме, получая письма многочисленных поклонниц и раздавая кучу интервью. Банди даже успел жениться и зачать ребенка во время законных супружеских свиданий. Уже перед самой смертной казнью признался в обезглавливании, эксгумации и некрофилии, а также в том, что до такой жизни его довело увлечение жестким БДСМ-порно. Уже идя по коридору к электрическому стулу, Банди взял на себя ответственность за убийство еще одной 15-летней девушки.
В кино Первый байопик маньяка появился на телеэкранах в 1986 году, когда Банди был еще жив, — из-за этого в фильме имена всех жертв (а также подруги Банди) были изменены. Двухсерийный «Осторожный незнакомец» рассказывал о том, что происходило с Тедом уже после того, как он начал убивать. Телефильм старательно избегал кровавых подробностей убийств и сосредоточился на теме двуличной жизни Банди. Актер Марк Хармон, исполнивший главную роль, был номинирован на «Золотой глобус». По словам адвокатов, Банди имел возможность посмотреть трансляцию этого фильма, но он предпочел проигнорировать эфир.
В 2000-е вышло сразу несколько фильмов, посвященных Теду Банди. Самым убедительным из них стал «Потрошитель» , где Майкл Рейлли Берк сыграл улыбчивого студента в бабочке, который изо всех сил старается быть нормальным, хотя его тянет на извращения и убийства. По сюжету у Банди даже есть девушка, с которой он поддерживает отношения до своего первого ареста (в реальности Банди расстался с ней гораздо раньше). В фильме содержится достаточно реалистичная сцена казни на электрическом стуле. Еще здесь забыли, что во время своего второго побега Банди носил усы, — но эту деталь почему-то упускают почти во всех фильмах про Банди.
В 2004 году был снят фильм «Убийство на реке Грин» , посвященный одному любопытному факту из последних лет жизни Теда Банди. В 1984 году заключенный Банди изъявил желание помочь поймать другого маньяка — убийцу с Грин-Ривер, который уже два года держал в страхе Сиэтл. Банди обратился к знаменитому детективу Роберту Ресслеру (расследовал дела многих известных серийных убийц) и пообещал составить психологический портрет. Но, рассказывая про другого убийцу, Банди начинает выдавать себя с потрохами, озвучивать собственные мотивы и подробную информацию об своих нераскрытых убийствах.
В 2008 году сразу на видео вышла лента «Адское наследие» , которая довольно сильно отличается от других фильмов о Банди. В фильме много сцен убийств, а Банди предстает циничным маньяком, который смеется над страданиями своих жертв. Сюжет фильма настаивает на том, что Банди стал женоненавистником после того, как его бросила любимая девушка.
«Лента.ру» продолжает цикл публикаций о маньяках, вписавших свое имя в криминальную историю СССР и новой России. Их преступления заставили содрогнуться страну. Извращенное сознание серийных убийц толкало их на новые и новые расправы, при этом жизни они забирали без жалости и сожаления. По кровавым следам шли лучшие оперативники, но охота на маньяков порой растягивалась на многие годы. А когда они наконец попадали в руки правосудия, приговор для них был один — расстрел или пожизненный срок.
Читайте также: