Магистериум золотой компас
На BBC One начался сериал по фэнтези-трилогии Филипа Пулмана. И он, определенно, удачнее фильма «Золотой компас», считает Марат Шабаев.
Детское фэнтези — привлекательная ниша для продюсеров, которые держат в уме кассовые сборы «Гарри Поттера». Правда, не всякая сказка имеет счастливый финал. В нулевые New Line Cinema решила сделать свой киносериал, опираясь на трилогию Филипа Пулмана «Темные начала», увидевшую свет в то же десятилетие, что и романы Джоан Роулинг. Большие звезды вроде Дэниэла Крэйга, Николь Кидман и Евы Грин, дорогущая графика и эпический масштаб привели «Золотой компас» к «Оскару» за лучшие визуальные эффекты. и неутешительному бокс-офису (сборы в США — всего 70 миллионов при 180 миллионах бюджета). После этого провала New Line Cinema была поглощена Warner Bros.
Во многом причины неудачи следует искать в самом первоисточнике — неудобных книгах Филипа Пулмана, которые вроде бы играют на одном поле с поттерианой, но на деле бьют в другие ворота (подробнее о воинственном атеисте Пулмане и его философии читайте тут). Персонажи его трилогии неоднозначны и сложны, как могут быть сложны реальные люди (а не сказочные персонажи, которым приходится быть либо хорошими, либо плохими), они совершают как подвиги, так и подлости.
Однако сейчас сложные фэнтези-истории снова в моде. Главным мировым сериалом до недавнего времени была далекая от радужного идеализма «Игра престолов», через месяц Netflix выпускает эротически-мясного «Ведьмака». Неудивительно, что новая экранизация Пулмана появилась именно в 2019 году. За воплощение сказки в жизнь отвечают BBC One и HBO. Британцы не раскрывают точных цифр, но намекают, что для них «Темные начала» стали самым дорогостоящим шоу.
Предыдущая экранизация попыталась уложить продуманный и сложный роман Пулмана в стандартный хронометраж (и отрезала у него самое драматичное — финал), но повторять эту ошибку никто не намерен. «Темные начала» состоят из восьми эпизодов, действие которых развивается неспешно (но без провисаний!), и следуют духу и в целом букве первоисточника. Сериал открывается информационной плашкой с некоторыми вводными данными, на всякий случай повторим их, поскольку опасения HBO по поводу спойлеров свидетельствуют, что канал явно надеется привлечь и публику, не читавшую Пулмана.
Осторожно: далее в тексте есть незначительные спойлеры!
Действие происходит в альтернативном мире, одном из многих существующих. Люди тут имеют физическое воплощение своей души, так называемых деймонов, пожизненных спутников-покровителей в образе животных. Высшая власть принадлежит Магистериуму, религиозно-идеологическому институту типа Ватикана (конечно, со своей инквизицией). Магистериум тщательно отслеживает все проявления ереси и сурово карает вольнодумцев, свобода мысли возможна только в стенах университета, находящегося там, где у нас — Оксфордский; он официально именуется Схоластическим убежищем.
Роман Пулмана и полнометражный фильм по мотивам изображали Англию конца XIX — начала XX века, где диковинные технологии (не магия в привычном смысле этого слова, а скорее, альтернативные научные изобретения) соседствовали с дирижаблями. Сериал BBC и HBO решил немного обновить сеттинг — сейчас это больше похоже на Британию эпохи ар-деко. Но дирижабли тоже имеются.
В оксфордском Иордан-колледже живут сирота Лира Белаква (молодая звезда Дафни Кин, блеснувшая в «Логане») и ее деймон Пантелеймон, который пока не обрел постоянного облика, поэтому предстает попеременно то кошкой, то куницей, то хорьком, то птицей или даже бабочкой. Из того же предуведомления в начале мы знаем, что Лира — ребенок с великой судьбой, но сама девочка пока об этом не в курсе. Двенадцать лет назад во время грандиозного потопа ее тайно доставил сюда взвинченный ученый Азриэль (Джеймс МакЭвой в типажной роли советского полярника из 1930-х). После этого Азриэль махнул куда-то на север, где обитают ведьмы и бронированные медведи. Там он занимается экспериментальной теологией (аналог квантовой физики) и исследует мистическую Пыль — частицы, которые пронизывают все мироздание.
«Темные начала» стартуют с его очередного возвращения с севера: Азриэль предстает перед учеными мужами в оксфордском колледже, притащив в аудиторию замороженную голову своего коллеги, сгинувшего в предыдущей полярной экспедиции, и выступив с сенсационным (а потому еретическим) докладом о чудо-свойствах Пыли и наличии иных миров (один из таких он увидел на фото северного сияния).
Тем временем происходит что-то странное: по всей стране пропадают дети (преимущественно из цыганских таборов), в их число попадает и лучший друг Лиры. Следы ведут ее за пределы родных оксфордских стен, к тому же в жизни девочки возникает таинственная чиновница Мариса Колтер (Рут Уилсон), которая обещает помочь в поисках, но сама оказывается не последней фигурой в этом заговоре. Из Оксфорда Лира взяла с собой чудо-прибор — алетиометр (тот самый золотой компас), который может предсказать будущее, если внимательно интерпретировать его сложную знаковую систему.
Фанаты Пулмана знают, как дальше будет развиваться история. Действие постепенно переместится к Северному полюсу, где разворачиваются основные события первой книги трилогии. Впрочем, тут есть место и неожиданностям, особенно для тех, кто первоисточник не читал. HBO не зря просит критиков воздерживаться от спойлеров: секреты (устройства вселенной, происхождения Лиры и т. п.) тут начинают раскрываться с какой-то головокружительной скоростью. Но, кроме поворотов сюжета, в сериале есть еще и своя атмосфера — странный микс поттерианы, «Властелина колец» и взрослой мрачной драмы вроде «Острых предметов». Тут очень много сцен физического страдания и насилия, отчаяния и экшена. И персонажей. Команда героев стремительно обрастает новыми участниками (бронированный медведь Йорек Бирнисон как раз из их числа), а причудливая ретрофутуристическая эстетика несколько напоминает «Лемони Сникет: 33 несчастья» (показательно, что серия книг Дэниэла Хэндлера тоже сперва получила неудобоваримую полнометражную экранизацию, а лишь затем удачный сериал на Netflix). И уж совсем недетским выглядит один из основных конфликтов этого мира, разворачивающийся в гулких коридорах Магистериума. Это уже форменный политический процедурал!
За производство «Темных начал» отвечают преимущественно британские кадры. Шоураннером выступил Джек Торн, британский сценарист, который знает, как планомерно выстраивать долгоиграющую историю с множеством персонажей (он написал несколько телепродолжений культового фильма «Это — Англия»). Режиссеры эпизодов — мастера вроде Тома Хупера («Король говорит!»), Эроса Лина («Шерлок») и Отто Батхерста («Черное зеркало», «Острые козырьки»). Отдельная удачная фишка — милые компьютерные деймоны (кому не нравятся пушистые зверьки?), которые и выполняют функции няшного аттракциона, и играют роль бойцовых животных (сцены психологической борьбы между персонажами тут сняты как реальные дуэли между деймонами, выглядит это достаточно жестко).
Полнометражная экранизация Пулмана слишком торопилась устроить эпическое снежное побоище, не позаботившись о проработке персонажей или правдоподобном мироустройстве, к тому же «Золотой компас» так и оборвался на полуслове, не получив продолжения. «Темные начала» от такой проблемы избавлены: сериал уже продлен на второй сезон, в котором появится всеобщий любимчик Эндрю Скотт. В его основу положен второй роман («Чудесный нож»), где главную героиню ждут куда более взрослые и опасные приключения.
В России «Темные начала» можно смотреть с 5 ноября на «Амедиатеке» и КиноПоиск HD по подписке «КиноПоиск + Амедиатека».
В обычной жизни Лира проводит свои дни на улицах города Оксфорд с мальчиком Роджером, однако её жизнь радикально меняется после того, как она вместе со своим «деймоном» по имени Пантелеймон, предотвращает попытку убийства её дяди, могущественного Лорда Азриэла, и случайно слышит тайный разговор о таинственных частицах под названием «Пыль», грозящих уничтожить все миры. Вскоре в её руки попадает удивительный артефакт, внешне похожий на компас, под названием алетиометр: с его помощью можно узнавать истину о неведомых вещах, однако его нелегко прочитать.
Лира и Уилл притягивают к себе Пыль. Обложка японского издания, 2004 г.
Деймон умершего Бенджамина де Рёйтера превращается в Пыль.
Пыль, (англ. Dust) — элементарные частицы.
Другие названия:
Содержание
О Пыли [ ]
В «Золотом компасе» много загадок, но ни одна из них не завораживает так, как тайна «Пыли». Пулман нигде не объясняет, что это такое: просто показывает, как Пыль воздействует, или что думают о ней разные люди.
Открытие Пыли [ ]
Продолжение исследований [ ]
Через 50 лет после открытия Русакова Лорд Азриэл демонстрирует учёным-гуманитариям из Иордан-колледжа фотографии, которые он сделал на фотограмме нет ничего необычного. Но потом Лорд Азриэл показывает другое изображение, полученное им с помощью эмульсии нитрата серебра. И на этот раз все потрясены, ибо на снимке. изображение сильно затемнено, а фигура человека окружена ореолом светящихся частиц, которые притягиваются его телом. Эта фотограмма стала первым очевидным доказательством реального существования «частиц Русакова».
Фотограмма взрослого с ребёнком
Но фотограмма демонстрирует еще один факт, куда более удивительный. В то время, как тело мужчины буквально купается в потоке светящихся частиц, вокруг фигуры стоящего рядом ребёнка нет никакого ореола.
Эти явления Русаков обнаружил в ходе своих экспериментов.
Отношение к Пыли [ ]
Магистериум [ ]
Открытие Русакова заинтересовало членов Магистериума, которые стали искать способ его объяснения — в терминах богословия. Почему частицы притягиваются только к телам взрослых, а не детей, деймоны которых ещё способны менять свою форму? В конце концов Церковь придумала такое объяснение: частицы указывают на греховность. Человек, как известно, грешен, а теперь Всемогущий дал явное доказательство его греховности. Церковь также дала название этому явлению. Частицы назвали «Прахом», ссылаясь на библейскую книгу Бытия: «Ибо прах ты, и в прах возвратишься» (гл. 3, ст. 19). В доказательство истинности нового догмата Церковь приводила тот факт, что тела детей не притягивают к себе Пыль, ибо дети невинны и ещё не обременены знанием.
Итак, есть две противоположные установки по отношению к Пыли. Одни связывают её с греховностью, другие видят в ней источник мудрости. В книге Пулмана эти крайние точки зрения представлены фигурами Лорда Азриэла и Марисы Колтер.
Мариса Колтер [ ]
Мариса Колтер понимает, что все опасаются Пыли, и видит в этом возможность приобрести огромную власть и влияние. Она становится специалистом в этом вопросе и заключает договор с Магистериумом.
Как сохранить невинность детства — это её важнейшая задача. Мариса уверена, что этого можно добиться, и она знает, каким способом. Он — страшный и мучительный, но она решилась его испробовать.
Лорд Азриэл [ ]
У Лорда Азриэла — противоположная позиция. Он убеждён, что Пыль — предвестник мудрости и просветления. Кроме того, он подозревает, что Пыль указывает на иной образ жизни, на возможность другого общества, и даже на совсем другой мир. Он говорит Лире, что хочет выяснить происхождение Пыли и раскрыть его тайну даже ценой того, что ему бесконечно дорого.
Тёмная материя [ ]
Допустимо ли считать Пыль познаваемой и реальной величиной? Или это нечто фиктивное? Или идея Пыли как и многие другие образы и сюжетные линии книги в какой-то степени опирается на данные современной науки.
В изображаемой Пулманом Вселенной, наряду с хорошо знакомой физикам материей, повсеместно существует Пыль - нечто, обладающее массой, как и материя, но неощутимое без специальных средств/навыков. При этом Пыль олицетворяет разумное начало. В противовес материи, для которой характерно самопроизвольное упрощение (нарастание энтропии), Пыль обладает свойством самопроизвольно усложняться, образуя всё более сложные комплексы. Сущности, называемые у Пулмана ангелами - именно такие комплексы из Пыли, концентрирующие в себе мудрость и опыт. В опыте Мэри Малоун оборудование, регистрирующее "скрытую массу", после настройки может выводить её состояние в виде текста на экране. С его помощью Мэри ведёт диалог, по сути, с Пылью, которая представляется, как "ангелы".
Несмотря на её "неощутимость", комплексы из Пыли могут вступать во взаимодействие с материей: ангелы видимы; они также признаются Мэри, что неким образом стимулировали происхождение и развитие жизни и разума в материальной Вселенной. Более того, среди ангелов (комплексов Пыли) нет единства и идёт борьба партии Властителя и "повстанцев".
Одним из средств, позволяющих регистрировать Пыль в материальном мире, является алетиометр. В нескольких местах встречается прямое указание, что "пыль движет стрелкой алетиометра". Остаётся неясным, почему он всегда говорит правду и почему на его показаниях не отражается взаимное противостояние и борьба "ангелов". Возможно, передача в материальный мир накопленных сведений - настолько фундаментальное свойство Пыли, что не может быть этим затронуто.
Некоторые новые сведения о Пыли можно извлечь из книги "Тайное Содружество". В разговоре с Лирой алхимик Агриппа говорит, что алетиометр - лишь один из способов общения с "миром скрытых вещей и отношений", и при этом не самый лучший. А алхимик Мейкпис утверждает, что нашел средство регистрировать некое трудноуловимое поле, и собирается изучать его свойства.
Есть вероятность, что деймоны мира Лиры, как и явления/существа, относящиеся к Тайному Содружеству - тоже формы проявления активности Пыли.
В повествовании три контрапункта: Мариса Колтер хочет уничтожить Пыль. Лорд Азриэл хочет им воспользоваться в своих целях, а Лира хочет его сохранить — и на фоне противостояния этих трёх несовместимых устремлений разворачивается история Золотого Компаса.
Деймоны превращаются в пыль
The Golden Compass
«За пределами нашего мира есть и другие.
Компас укажет дорогу.»
Режиссёр: Крис Уайтц
Сценарий: Крис Уайтц, Филип Пуллман (роман)
Продюсеры: Билл Карраро, Дебора Форте
Исполнительные продюсеры: Тоби Эммерих, Эндрю Миано, Марк Ордески, Пол Уайтц
Оператор: Хенри Брэм
Художник: Деннис Гэсснер
Композитор: Александр Деспла
Монтаж: Энн В. Коутс
Костюмы: Рут Майерс
В ролях:
Дакота Блю Ричардс — Лира Белаква
Николь Кидман — Мариса Колтер
Ева Грин — Серафина Пеккала
Дэниел Крэйг — Лорд Азриел
Фредди Хаймор — Пантелеймон (голос)
Иэн Маккеллен — Йорек Бирнисон (голос)
Иэн Макшейн — Король Рагнар Стёрлуссон (голос)
Сэм Эллиотт — Ли Скорсби
Клэр Хиггинс — Ма Коста
Джим Картер — Король Джон Фаа
Кристин Скотт Томас — Стельмария (голос)
Кэти Бэйтс — Хестер (голос)
Кристофер Ли — Первый Верховный Советник Магистериума
Дерек Джакоби — Эмиссар Магистериума
«Золотой компас» рассказывает о начале приключений необычной девочки Лиры Белаква в мире, где ведьмы правят небесами Севера, где белые медведи - самые отважные воины и где у каждого есть свой персональный «деймон» — животное, сопровождающее человека всю его жизнь, и где наука, теология и магия тесно связаны друг с другом.
В обычной жизни Лира проводит свои дни на улицах города Оксфорд с мальчиком Роджером, однако её жизнь радикально меняется после того, как она вместе со своим «деймоном» по имени Пантелеймон предотвращает попытку убийства её дяди, могущественного Лорда Азриела, и случайно слышит тайный разговор о таинственных частицах под названием Пыль, грозящих уничтожить все миры. Вскоре в её руки попадает удивительный артефакт, внешне похожий на компас, под названием алетиометр: с его помощью можно узнавать истину о неведомых вещах, однако его нелегко прочитать.
Тем временем в стране начинают пропадать маленькие дети. В этот же момент в Оксфорде объявляется загадочная и могущественная миссис Колтер, которая берёт Лиру под свою опеку. В определённый момент Лира узнаёт, что Миссис Колтер состоит в некоем Жертвенном Совете и причастна к пропаже детей.
Лира сбегает от миссис Колтер и попадает к цыганам, которые больше остальных пострадали от деятельности Совета. Одновременно Лира выясняет, что в городе Больвангар готовится нечто страшное, там же томятся и похищенные дети и среди них лучший друг Лиры — Роджер. Лира вместе с цыганами отправляется на Север, чтобы разыскать и спасти несчастных детей. В помощь к девочке приходят клан северных ведьм под предводительством прекрасной Серафины Пеккала и огромный бронированный медведь. На пути их стоят зловещая миссис Колтер и армия её монстров, охраняющих Больвангар.
Ну вот )) теперь уже можно будет составлять не просто Нарния vs Поттер. а еще прибавлять Темные начала. )
то же и в литературном разделе ;)
Читайте также: