Кэти паранормальное явление
Дешевый и несердитый, страшно перехваленный, но, по большому счету, не худший ужастик в мире.
Paranormal Activity
детектив, триллер, ужасы
Режиссер: Орен Пели
В ролях: Кэти Фезерстон, Мика Слот, Марк Фредрикс, Амбер Армстронг, Эшли Палмер
Премьера: 5 ноября 2009 года
Смотрите в Okko за 1₽
Молодая пара, Мика и Кэти, вселяется в новый дом, где по ночам раздаются какие-то подозрительные стуки. Мика покупает видеокамеру, чтобы снимать на нее полтергейст.
Казалось, никаких шансов пробиться к зрителю у фильма не было: когда на студии Paramount посмотрели картину, восприняли ее как нечто вроде сценарной заявки, решили сделать ремейк за нормальные деньги, а оригинальную версию выпустить в дополнительных материалах на DVD. Но потом вспомнили про успех «Ведьмы из Блэр» и решили не мучаться, а прокатывать все как есть. Со своим бюджетом Пели может позволить себе ровно два спецэффекта: громко хлопнуть дверью (это происходит через час после начала) и неожиданно швырнуть в камеру что-нибудь тяжелое (это финал). Предсказать, что это будут самые зрелищные сцены в фильме, можно уже по ролику.
Рецензенты взахлеб пишут, что это чуть ли не самая страшная картина в истории и что сделана она и-зу-ми-тель-но. Пели уже считается одним из самых перспективных голливудских режиссеров. Он рассказывал в интервью, что с детства у него почти клиническая фобия: он смертельно боится демонов. Возможно, эта искренняя робость, это магическое сознание, эта абсолютно неподдельная вера в чертей, в то, что бесы гуляют по домам, когда мы спим, а стулья могут превращаться в жирафов, когда мы на них не смотрим, и делают «Паранормальное явление» всетаки удачным фильмом. Актеры по 500 баксов штука практически ничего не играют – просто както органично существуют перед камерой, как собаки, а по глазам их видно, что они правда боятся темноты и внезапно захлопывающихся дверей. Для такого фильма это куда важнее, чем мэрил-стриповские навыки.
В исторической перспективе «Паранормальное явление» может оказаться довольно вредной картиной: этак все студии рванутся снимать за 15 000 то, на что раньше тратили десятки миллионов. И уж точно эти студии столкнутся с наплывом сам-себе-режиссеров, решивших сделать блокбастер по цене видеокамеры, на которую он снят. С другой стороны, почему бы и нет. Большинству людей очень щекочет нервы таящаяся в глубине души первобытная уверенность, что из темноты на них может прыгнуть хищник. Можно издеваться над пелиевским нищебродством, но все равно ведь дверь, если захлопнуть ее умеючи, может стать источником самых острых и сильных зрительских ощущений.
Среднестатические американские молодожены – она заканчивает педагогический (Кэти Фезерстон), он скромно спекулирует на бирже (Мика Слот) – обживают свой новый гипсокартонный домик в пригороде Сан Диего. Совет да любовь омрачаются двумя вещами: купленной мужем навороченной видеокамерой и неуловимым чертом, преследующим жену с детства. Прикрученный к треноге включенный дивайс, сфокусированный на кровать, где ворочаются по ночам молодые люди, и утренний просмотр отснятого материала, на котором демоническая сущность заявляет о себе все более настойчиво, и составляют основной источник ужаса.
Пока черти входят в спальню к молодым, празднует именины сердца и жанр американского ужастика, за последнее время тоже ставший явлением почти неуловимым. В этот раз на него справедливо решили не тратить денег, ограничевшись трясущимся камкордером, купленным в магазине за углом. Ночью камера прикручена к полу и снимает страшное, днем ее таскает по дому муж, вначале настроенный скептически, но впадающий во все больший раж по мере накопления паранормальных видеоданных. Данные состоят из инфернальных охов, ночных теней и скрипящих в темноте дверей, то есть, самого страшного – вряд ли в зале найдется хоть один человек, не просыпавшийся среди ночи с холодными от ужаса ногами от непойми-чего, так что сопреживание гарантировано.
В такой же паранормальный раж, похоже, впадает в этом сезоне и бокс-офис: разница между потраченными на фильм копейками и заработанными золотыми горами достигла уже таких астрономических масштабов, что вселяет во всех продюсеров, ломающих голову, как заработать на хлеб с икрой, уже не ужас даже, а священный трепет.
С точки зрения бизнес-стратегии американцам действительно удалось повторить опыт «Ведьмы из Блэр» /Blair Witch Project, The/ (1999), с которой "Паранормальную активность", придуманную, снятую и собранную практически на одной коленке режиссера-дебютанта Орена Пели первым делом сравнивают. К зрительским кошелькам и тот и другой пробивали путь тоже сходным образом – через хоррор-фестивали, сарафанное радио с бесплатной раздачей DVD по выходе из зала, да блогосферу, где для "Паранормальной активности" придумали сайтик, предлагающий сочинить для фильма альтернативную концовку. Правда, концовку к фильму пришлось придумывать в итоге Стивену Спилбергу, в чьем доме, как гласит маркетинговая легенда, данный хоррор тоже вызвал какую-то паранормальную активность.
Удалось ли повторить этому пионерскому ужастику "Ведьму из Блэр" в плане открытий – по нам так вряд ли. Все-таки "Ведьма" для своего времени была художественным прорывом, а "Паранормальная активность" тянет больше на страшный анекдот. Правда, одно открытие "Паранормальное явление" сделало точно – когда камера просто смотрит на спящего человека, это само по себе необъяснимо жутко.
Второе "Паранормальное явление" оказалось вполне органичным продолжением первого фильма: снятое в той же псевдодокументальной манере, оно иногда пугает, иногда нагоняет скуку, но практически ни разу не теряет убедительности.
Трейлер
Paranormal Activity 2
ужасы
Режиссер: Тод Уильямс
В ролях: Дэвид Биренд, Брайан Болэнд, Молли Эфраим, Кэти Фезерстон, Сет Гинсберг
Премьера: 21 октября 2010 года
Сестра Кэти (главной героини первого «Явления») и ее супруг возвращаются с новорожденным Хантером домой, где их ждут дочка мужа от первого брака, няня-филиппинка и добродушная немецкая овчарка… Некоторое время спустя их запертое изнутри жилище громят какие-то особенно изворотливые вандалы, после чего семья решает установиться по всему дому камеры. Еще некоторое время и ряд странных проишествий спустя становится ясно, что дом разгромили не вандалы. Однако пока дочка гуглит полтергейста, а молодая мать вспоминает свою тревожную юность – отец семейства упорствует. Дверь захлопнулась из-за сквозняка.
В процессе работы над сиквелом прошлогодней хоррор-сенсации главной задачей продюсеров было – выражаясь в терминах общепонятных – не налажать. Показательным примером того, как не надо, должна была послужить вторая "Ведьма из Блэр", можно сказать, на корню загубившая многообещавшую франшизу. Перестраховываясь, студия Paramount, позвала в исполнительные продюсеры Акиву Голдсмана ("Оскар" за сценарий к "Играм разума") и наказала ему проследить за новым режиссером Тодом Уильямсом. Чтобы тот не поддался соблазну выйти за рамки, надо полагать, скучного в производстве "псевдодокументального жанра", а заодно и более чем скромного бюджета.
И в целом, вся эта система художественно-воспитательных сработала неплохо: второе "Явление" смотрится не только органическим продолжением первого, но и вообще настолько тесно переплетено с оригиналом, что зритель его не видевший рискует остаться после просмотра второй части в большом недоумении.
Бюджет второго явления составил 3 миллиона. На первое энтузиаст Орен Пели (здесь указанный только как создатель персонажей) якобы потратил 15 тыс.
Второй фильм выходит чуть меньше, чем через 13 месяцев, после старта первого.
Технически "Явление 2" можно назвать приквелом: его события начинается задолго до начала первого "Явления", а заканчиваются почти одновременно.
Одно время ходили слухи, будто бы Акива Голдсман собирается ставить фильм в качестве режиссера.
При этом, второй фильм существует и по всем законам сиквела: здесь мы имеем больший дом, большее число действующих лиц, значимые камбеки (причем сразу всех героев первого фильма числом две штуки) и даже кое-какое развитие истории. Впрочем, последнее происходит в русле вполне классическом: поселившиеся в доме темные силы метят, понятное дело, в младенца, – в известном смысле второе "Явление" можно считать современным (и посткризисным) переосмыслением спилбергова «Полтергейста» /Poltergeist/ (1982). Оператора сменила система домашнего видеонаблюдения, неуклюже нарисованные спецэффекты эволюционировали в пользу ловко спрятанных веревочек, а гробы, которые у Спилберга выплывали из выкопанной под бассейн ямы, уступили место то и дело выпрыгивающему из уже отстроенного бассейна очистителю. Оказался принесен в жертву времени и хэппи-энд. Причем, это не спойлер – ленту предваряет уже знакомый нам по первому фильму титр о том, что все пленки любезно предоставлены…
Кстати, и пугает "Явление 2" ровно по тому же принципу, что и его предшественник, а именно за счет предварительного нагнетания узнаваемого бытового однообразия. На практике прием снова имеет эффект амбивалентный: камеры жужжат, собака ворочается, героиня листает свой журнал – и только зритель мечется. Ему уже бояться или еще скучать?
Каким-то образом его фильм стоимостью 15 тысяч долларов собрал почти 200 миллионов долларов по всему миру.
Пели – дизайнер программного обеспечения израильского происхождения. В то время как его дебют в качестве оператора и сценариста создал прочную основу для фильма, вирусная маркетинговая кампания обеспечила его успех.
Сюжет фильма прост – молодая пара переезжает в свой первый дом и сталкивается по ночам с паранормальным присутствием в своей спальне. Молодые люди устанавливают камеру, чтобы зафиксировать происходящее, когда они спят.
И то, что происходит далее заставляет зрителей кричать от ужаса.Такой успех фильма – это мечта не только режиссера-новичка , но и любой киностудии.
«Паранормальное явление» – самый прибыльный фильм из когда-либо созданных
Фильм ужасов в документальном стиле был снят всего за 15 000 долларов. К концу проката фильм собрал по всему миру 193 миллиона долларов. На основе критерия рентабельности инвестиций эти цифры делают “Паранормальное явление” самым прибыльным фильмом всех времен.
DreamWorks отказались от запланированного ранее редактирования оригинальной версии Пели
Права на фильм были приобретены DreamWorks. Студия планировала переделать необработанный малобюджетный фильм с привлечением дополнительного бюджета. Однако, когда студия показала фильм ужасов тестовой аудитории, руководство студии передумало.
В середине просмотра несколько зрителей ушло, но не из-за скуки, а потому, что они были слишком напуганы, чтобы досмотреть фильм до конца.Основываясь на этой реакции, студия решила не переснимать фильм, а использовать оригинальный фильм Пели с небольшими изменениями, включая новую концовку.
Paramount Pictures использовала особую стратегию для продвижения фильма
После того, как Paramount Pictures поглотила DreamWorks, фильм застрял в производстве. Наконец, в 2009 году Paramount показала “Паранормальное явление” в нескольких студенческих городках. Их маркетинговая стратегия заключалась в том, чтобы сосредоточиться на социальных сетях и подтолкнуть людей, которые смотрели фильм, “ставить лайки”. Большинство ранних обзоров фильма были положительными, а кассовые сборы выглядели обнадеживающими.
Затем Paramount запустила кампанию “по требованию”. Если заинтересованный человек хотел посмотреть фильм в кинотеатре в своем городе, ему нужно было посетить веб-сайт фильма или страницу в Facebook и нажать кнопку «Запрос». И если фильм соберет миллион «требований», он будет выпущен в прокат на национальном уровне.
Прошло всего пять недель после показа фильма в США, чтобы он стал самым кассовым триллером 2000-х с особым рейтингом.Релиз трейлера на YouTube стал еще одним маркетинговым ходом
Трейлер перемежает отрывки из фильма кадрами испуганных зрителей, смотрящих фильм во время пробного просмотра. Их искренняя реакция только добавила интриги уже вызывающему ажиотаж ужастику.
У Пели совершенно не было опыта кинопроизводства
“Паранормальное явление” не просто ознаменовала дебют Пели в качестве режиссера художественного фильма – это был его первый раз, когда он вообще делал что-то кинематографичное. Программист никогда даже не ставил короткометражку. Тем не менее, Пели собрал группу друзей, 15 тысяч долларов и нанял актеров. Вся съемка длилась всего семь дней и проходила в доме режиссера в Сан-Диего .
Пели снял три разные концовки
Пели снял три альтернативные концовки “Паранормального явления”. Стивен Спилберг был одним из руководителей студии, которые настаивали на другом финале, нежели тот, который предлагал Пели. Каждый финал имеет совершенно разные кульминации для главных героев фильма.
У Пели также была четвертая концовка, но она была сочтена слишком сложной и жестокой, чтобы снимать ее.Пели получил идею этой истории из собственного опыта
Пели не утверждал, что в его доме был призрак, но с ним произошло несколько странных вещей, которым он не мог найти объяснений. С этой целью он установил камеры по всему дому, чтобы записывать то, что происходит в его доме ночью пока он спит. Так у Пели возникла идея своего полнометражного фильма:
Ночью люди во время сна наиболее уязвимы. Вы понятия не имеете, что происходит. Это затрагивает самый первобытный страх: если в вашем доме что-то скрывается, вы мало что можете с этим поделать.
Пели потратил год на исследования и подготовку
Фактическое создание фильма заняло всего семь дней. Но Пели провел год на этапе подготовки к производству, занимаясь исследованиями:
Я прочитал много книг по этой теме, много интервью, рассказов об изгнании нечистой силы и рассказов о домах с привидениями. Так что, теперь у меня есть большая библиотека, посвященная паранормальному. Из своего исследования я узнал, что наиболее жестокие сущности – это демоны. Я хотел быть максимально правдивым.
Фильм был снят на домашнюю видеокамеру
Пели решил снимать большую часть своего фильма на домашнюю камеру, обычно помещенную на штатив, чтобы кадры выглядели максимально реалистично:
Я хотел, чтобы это выглядело максимально реалистично и естественно, меня всегда привлекал этот стиль повествования. Это преодолевает ментальный барьер, когда зрители смотрят фильм и замечают движения камеры, они знают, что есть команда и есть актеры. Когда вы убираете все это, аудитория ощущает более высокую степень правдоподобия.
Пели не писал сценарий перед съемками
В «Паранормальном явлении» не использовался сценарий. Режиссер просмотрел несколько сотен актеров, прежде чем выбрать на главных героев Кэти Фезерстон и Мика Слоут. Но, по словам Пели, ни один из них не знал подробностей истории до начала съемок:
Диалога не было. Был только набросок сюжета, сценария актеры так и не получили. Они не знали? во что ввязывались. Все было спонтанно.
Пели взял на себя большую часть производственных обязанностей
Мы снимали ночью, снимали днем, и пока мы снимали, я постоянно просматривал отснятый материал, сам редактировал его. И в некоторых случаях мне приходилось применять визуальные эффекты, когда мы снимали сцены, в которых Кэти и Мика просматривали отснятый материал. Поэтому мне пришлось снимать видео, выполнять всю обработку, накладывать визуальные эффекты, чтобы персонажи могли просматривать его на своем ноутбуке. Это была напряженная неделя.
Режиссер не сразу смог заинтересовать своей работой
Когда Пели закончил работу над фильмом, он не знал какой сделать следующий шаг в поиске распространения и поддержки. Он участвовал в нескольких фестивалях, надеясь вызвать ажиотаж и заинтересовать студию. Пели даже представил свой фильм на престижном кинофестивале Сандэнс, но его работа была отклонена.
«Паранормальное явление» было замечено на фестивале фильмов ужасов Screamfest в 2007 году. Там это произвело впечатление на агентство Creative Artists Agency, которые взяли Пели в качестве клиента. CAA разослала копии фильма в перспективные студии, и в конечном итоге он попал в руки Стивена Спилберга из DreamWorks.
Новый фильм Пели «Зона 51» стал огромным кассовым провалом
Режиссерский дебют Пели, возможно, был самым прибыльным фильмом в истории кинематографа, но его следующий фильм « Зона 51», стал одним из крупнейших кассовых провалов в истории. Бюджет фильма ужасов оценивается в 5 миллионов долларов, но в прокате он принес лишь мизерные 7 556 долларов.
Читайте также: