Какая блудница из иерихона объявлена праведной
Раав или Рахав (широкий, обширный – отсюда существительное: свобода) (Нав. II:1, 3, VI:16, Мф. I, 5, Иак. II, 25, Евр. XI, 31) – одна из иерихонских жительниц, обыкновенно называемая Раав-блудница. Некоторые полагают смягчить это оскорбительное название и называют ее содержательницей гостиницы.
Раав слышала об израильтянах и о милостях Божиих, во множестве оказанных им Господом, о победах, одержанных ими над царями аморрейскими, Огом и Сидоном, знала и о том, что и Иерихон должен быть достоянием израильтян (Нав. II, 8, 11). Когда два соглядатая, посланные Иисусом Навином для исследования Обетованной Земли, пришли в Иерихон и остановились для ночлега в доме Раав, царь иерихонский узнал об их приходе и их цели и послал отыскивать их. Раав скрыла их на кровле своего дома в снопах льна, находившихся на кровле, и затем в удобное время спустила их по веревке в окно за городскую стену, к которой примыкал дом ее. Следуя ее указаниям, соглядатаи скрывались три дня в одной горе и затем, благополучно перешедши Иордан, возвратились к своему стану.
Раав и соглядатаи заключили между собою условие, что первая возьмет червленую веревку и прикрепит ее к окну, или к отверстию, через которое они скрылись, и когда город будет разрушен, то дом ее и все находящиеся в нем будут пощажены (Нав. II, 17–23). Известие, полученное от Раав, побудило Иисуса Навина немедленно приступить к осаде Иерихона; когда же город был взят и сожжен, Раав и ее род были пощажены, согласно обещанию, данному соглядатаями (Нав. VI, 17–25).
После сего Раав вышла в замужство за князя Салмона и вошла в родословную царя Давида и Христа Спасителя (Мф. I, 5). Вера Раав засвидетельствована два раза в Новом Завете, именно в соборном послании Иакова (Иак.2: 25) и в послании ап. Павла к Евреям (Евр.11: 31). Раав блудница, пишет ап. Иаков, не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев, и отпустив их другим путем? И ап. Павел пишет: Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.
Этой истории более трёх тысяч лет, но она остаётся актуальной в морально-этическом, назидательном и поучительном плане и сегодня, в XXI веке, особенно после распада советской империи и третьей, кромешной Смуты 90-х и нулевых годов.
О Раав - блуднице из Иерихона, обладавшей сказочной красотой рассказывается в одной из книг Ветхого Завета – в «Книге Иисуса Навина», названой по имени верного служителя и преемника Моисея, национального героя древних иудеев, вождя и полководца Израильского народа
Здесь в ровной повествовательной интонации рассказывается о цене измены и предательства, о том, что у отдельно взятых людей и у целых групп людей свой особый взгляд на ценность человеческой жизни, на природный альтруизм и отчизнолюбие, на жертвенную любовь и животный эгоизм. Это она, Раав, спрятала израильских лазутчиков(шпионов) у себя в доме, в Иерихоне, и тем самым спасла их от расправы бдительных патриотов-горожан. Это Раав, ради сохранения своей жизни и жизни своих родственников (матери, отца, сестёр и братьев), вывела ночью тайком из города шпионов Иисуса Навина в горы, а их преследователей направила по ложному пути. Спасла лазутчиков-шпионов, спасла себя, своих родных и близких, зато погубила свой родной город.
Эта библейская легенда, древнее сказание и быль поучительна для всех людей без исключения тем, что какой в итоге может быть весьма условной и символичной, высокой и ничтожной цена отдельной человеческой жизни и даже жизней десятков и сотен тысяч людей. Заодно легенда о блуднице Раав повествует нам о том, как можно унизить целый народ через высокую оценку жизни одной проститутки. Проститутка предала свой город в обмен на то, что она и ее близкие родственники останутся после войны в живых. Тайным знаком тому должна была послужить красная нить, свисающая из ее окна. Возможно, с этой нитью связано современное повальное увлечение талисманами из Израиля – красными ниточками. В итоге Иерихон, самый древний и цветущий город-государство (Город пальм) был сожжен дотла, жители его перебиты, а Раав и ее семья остались живы.
Предал Иисус Навин город Иерихон уничтожению, «предал заклятию всё, что в городе, и мужей, и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечём. А Раав же блудницу и дом отца её и всех, которые у неё были, Иисус оставил в живых, и она живёт среди Израиля до сего дня: потому что она укрыла посланных (лазутчиков), которых посылал Иисус для высмотрения Иерихона. В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон». (6 Иис. Нав. 20-25).
В книге Навина ничего не сказано о реальном отношении израильтян к предательнице своего народа. Скорее всего, оно было равнодушным. Никто из них не хотел иметь с ней дело. Она не была для них примером героизма. Но её боялись открыто осуждать и презирать, ведь она была для них по распоряжению Иисуса Навина персоной неприкосновенной.
Вряд ли блудница Раав мучилась укорами совести и помышляла о самоубийстве. Она жила в достатке и неге под покровительством израильского вождя. Таких продажных и готовых на всё политических жриц любви, как она, у нас сегодня миллионы. Привыкшие к ежедневному тотальному насилию, они согласны на любое насилие от кого угодно в любой извращённой форме за чечевичную похлёбку и кусок колбасы, за некий социальный статус и государственное обеспечение.
И среди них появляются политические блудники и блудницы новой формации, которые считают самым выгодным для себя бизнесом – торговлю своим Отечеством, своей Родиной, её природными богатствами и народным достоянием. Сегодня у Раав появилось много адвокатов со стороны церкви и светского государства. Для честных, ортодоксальных коммунистов-атеистов библейская проститутка Раав сродни сознательному пионеру Павлику Морозову, для которого советская власть и великий Ленин дороже отца родного.
Для служителей религиозного культа Раав – святая, она любовь к Богу ставила выше любви к Родине.
Для патриотов-либералов, у которых родиной является весь подлунный мир, Раав – мудрая и деловая, практичная и прагматичная бизнес-вумен, а «лихие и бандитские 90-е годы – это «святые годы» (Наина Ельцина). У каждого современного политолога свой взгляд на образ блудницы из Иерихона, обладавшей якобы сказочной, волшебной красотой, от одного имени которой зрелые мужи «изнывали половой истомой», а у юношей происходила поллюция. Однако никто из них, наших самозваных пророков-мыслителей и оракулов не примерял лично на себе и своих родных подлый поступок этой легендарной дамы. Трудно, а порой и невозможно героизировать, романтизировать и воспевать такого рода подвиги. Но когда в таком роде «подвигах» у властей появляется острая нужда, то сразу же, как грибы после дождя, возникает великое множество платных менестрелей-патриотов и «былинников речистых». И тогда начинается пропаганда нужного (советского или буржуазного) патриотизма. И тогда массовая бойня, насилие и кровь, грабёж и мародёрство, разрушение и хаос по заказу наследников пещерных людоедов становятся легендой, песней и поэмой, сокровищами мировой культуры. И тогда вспоминаются библейские блудницы-героини и подвиги наших «красных валькирий», демонов и бесов революции и героев братоубийственной гражданской войны, и такие менестрели Лубянки и Кремля, как лучший друг чекиста Ягоды (Орлова) Эдуард Багрицкий, как поэт-правдист и красный агитатор Александр Жаров, как поэт-романтик и тихий алкоголик Михаил Светлов:
Гремела атака, и пули звенели,
И ровно строчил пулемет…
И девушка наша проходит в шинели,
Горящей Каховкой идет…
Сегодня возмутительно и больно читать эти пошлые и романтические строки одного из платных менестрелей большевизма, свидетеля и участника братоубийственной гражданской войны в России. Сегодня трудно осознавать, как воспевать насилие, цветы зла и разрушения. Видеть гибель мира , как горят и превращаются в руины города и сёла, как гибнут мирные люди, старики, женщины и дети, как брат убивает брата и насилует младшую сестру и находить подобно безумному Нерону в этом вдохновение. На всё, что угодно пойдёшь, что что угодно совершишь и всякий вздор напишешь за круг домашней колбасы с чесноком под кружку подкрашенного чаем спирта в год голодомора и людоедства! За «совнаркомовский паёк», бутылку водки и хвост селёдки, поэт-агитатор готов стрелять из родной винтовки куда угодно и в кого угодно, хоть в родного брата, хоть в сестру: «Каховка, Каховка, родная винтовка, горячая пуля лети!». А эти воспетые Светловым хвалёные, бандитские «этапы большого пути» и позорный поход на Варшаву, закончившийся для красного маршала Тухачевского, усмирителя тамбовских крестьян с помощью газа, полным разгромом и позором? Как можно сидя за семейным или свадебным столом петь об этом гнусном и кровавом безобразии, петь задушевно песни? Это надо уметь, надо иметь особую творческую наглость, чтобы в стихах и песнях воспеть поражение как победу, а насилие и подлость как доблесть и героизм. А эта ротная боевая общая окопная подруга, «девушка в шинели», бездумная «честная давалка-комсомолка», готовая сеять вокруг себя смерть и разрушение, шагать к светлой жизни через трупы своих врагов, их жен, детей и внуков. Идейная подруга «красной Доры», Анки Пулемётчицы и Розы Беспощадной…
А этот его бронепоезд, который стоит «на запасном пути», якобы коллективная собственность советских «мирных людей», пламенных борцов за мировую революцию. Этот романтичный бронепоезд имени товарища Троцкого, сделанный в США за царские бриллианты и золото, оснащённый двумя спальными вагонами со всеми удобствами, кухней, туалетом и баней с душем. У демона революции и великого военного стратега-самоучки, председателя Реввоенсовета Льва Троцкого был самый лучший бронепоезд в мире. Бронепоезд его имени имел свою охрану из сытых крепких латышей в чёрных кожанках, артиллерийскую и пулемётную команды, свой телеграф и типографию, целый штат юных нимф, машинисток, стенографисток и телеграфисток, горничных и официанток. На платформах бронепоезда стояли два броневика, два легковых автомобиля и два складных самолёта последней модели. Таких героев и героинь революции, террора и войны трудно не воспеть даже за пачку папирос, за отказ могут поставить к стенке как «злую контру», как «врага народа».
Одним словом, чем больше узнаёшь горькой правды о легендарном героизме «валькирий революции» Шурочке Домонтович (Коллонтай) и Инессе Арманд, о подвигах главных демонов и бесов красной Смуты, о трижды и четырежды героях гражданской войны, и тем более о героях труда РФ, тем чаще вспоминаешь социально-политический «поступок» библейской ослепительной Раав-блудницы из Иерихона. Почему? Да потому, что жизнь проститутки в итоге оказалась дороже всех жителей родного города и даже всей страны…
Над этим сегодня стоит задуматься многим нашим современникам. Особенно «правильным» патриотам государственникам и патриотам-демократам. Молодым и старым, глупым и умным, богатым и бедным, удачникам и неудачникам, мудрым и не совсем мудрым, всем жертвам массовых заблуждений (Анатолий Апостолов, Метаморфозы легенды о Человеке. –ПРОЗА.РУ)
© Copyright: Анатолий Апостолов, 2020
Свидетельство о публикации №220120300516
Прежде, чем повести в Ханаан тысячи сынов Израиля, Иисус Навин послал туда еще двух соглядатаев. Они пересекли реку и отправились в дом хананеянки по имени Раав. Раав знала, что за ними придут от царя, и спрятала их в снопах льна, разложенных на кровле. Когда посланные пришли, она сказала, что разведчиков уже нет, и поторопила, прибавив: «Быть может, они еще в городе».
Потом она пошла на кровлю и сказала:
— Я знаю, как вам везло. Наверное, вы чтите очень сильного Бога. Он даст вам победу над Иерихоном. Спасите меня и мою семью за то, что я помогала вам. Они велели ей привязать к окну красную веревку и сидеть дома вместе с родными. Когда израильтяне будут брать город, они поймут, что там, где висит веревка, живет Раав.
Переход евреев через реку Иордан
(Книга Иисуса Навина, 3 — 4)
Соглядатаи вернулись в стан, и народ собрался у реки, готовый к переправе. Священники решили нести впереди ковчег. Когда они ступили в воду, она остановилась, и они встали там, где была середина течения. Бог сказал Иисусу Навину:
— Выбери двенадцать мужей, по одному из каждого колена, чтобы они перенесли на тот берег двенадцать больших камней. Посередине реки будут стоять священники.
Когда все были в безопасности, священники пошли на берег, и, только они на него ступили, река потекла снова. Народ расположился станом в Галгале. Из камней сложили памятник.
— Ваши дети и внуки спросят: что значат эти камни? – сказал Иисус Навин. – Поведайте им о чудесном дне, когда Бог разделил воды Иордана и дал перейти посуху. Он сделал это, чтобы все знали, как Он могуч.
Бог посещает Иисуса Навина
(Книга Иисуса Навина, 5)
Израильтяне радовались, что они в Ханаане. Они отпраздновали Пасху, вспоминая ночь, когда ангел прошел мимо их домов. Рады они были и тому, что в Галгале растет хлеб, им надоела манна. Теперь, на земле, где можно вырастить пищу, она уже не появлялась. Иисус Навин знал, как важно взять и занять Иерихон. Когда он думал над этим, ему явился муж с мечом в руке.
— Наш ли ты, — спросил Иисус Навин, — или из неприятелей?
— Я вождь воинства Господня, — отвечал прибывший.
Иисус Навин понял, что это – Сам Господь, и упал перед Ним. Вождь сказал, как говорил Моисею из неопалимого куста.
— Сними обувь. Это место святое.
Кто разрушил стены Иерихона?
(Книга Иисуса Навина, 6)
На седьмой день они начали обход раньше, ибо должны были пройти семь раз. Семеро священников трубили в трубы, а напоследок Иисус сказал:
— Вскрикните погромче, ибо Господь даровал нам победу.
Воины закричали – и стены рухнули с треском! Взяв Иерихон, израильтяне вспомнили о Раав с семьей и позаботились о них. Потом город сожгли, а драгоценности перенесли к сокровищам Божьим.
Почему Гай не поддался Израилю?
(Книга Иисуса Навина, 7)
Иисус Навин хотел завоевать Гай и послал соглядатаев узнать, хорошо ли он укреплен. Вернувшись, они сказали:
— Там мало войска, и нам не надо бояться, всего две-три тысячи людей.
— Зачем Ты привел нас в Ханаан, чтобы нас погубили? Теперь их племена не будут считаться с Тобой. Они нас погубят.
— Встань! – сказал Бог. – Так случилось, потому что один из вас ослушался. Он взял драгоценности из Иерихона, а Я приказал все уничтожить. Пусть все предстанут передо Мной, и Я укажу виновного.
Народ встал перед Ним, и Он показал на Ахана из колена Иудина. Тот признался:
В центре внимания – библейские истории четырёх женщин , упомянутых в родословии Иисуса Христа . В этих женских судьбах раскрывается нечто очень важное, то, что подводит нас к самой сути Евангелия.
Евангелие от Матфея, а с ним и весь Новый Завет, начинается с перечня земных предков Христа , то есть с Его родословия . Это было очень важно для читателей того времени, которые должны были убедиться: Тот, о Ком идет речь, действительно потомок царя Давида, плоть от плоти израильского народа.
В древнем Израиле, как и практически повсюду, родословия считались строго по мужской линии, поэтому женщин , строго говоря, упоминать было вовсе не обязательно. Но здесь среди множества мужских имен названы и четыре женских: Фамарь, Раав, Руфь и «бывшая за Урией». Почему упомянуты не самые властные царицы, не самые знаменитые красавицы, а именно они? Наверное, потому, что в четырех женских судьбах раскрывается нечто очень важное, нечто такое, что подводит нас к самой сути Евангелия.
Кто же они такие, эти женщины ? Что за истории связаны с ними? Это очень разные истории, но у них есть нечто общее. Во-первых, это скандальные истории — как раз такие, которые люди не любят рассказывать о своих предках. Но если бы дело было только в этом, их бы, наверное, и не упомянули. Значит, там есть что-то еще. Попробуем разобраться!
Но сначала — одна небольшая цитата, не только об этих женщинах , но и о родословиях вообще — о том, зачем нужны эти вереницы имен и история. Митрополит Антоний Сурожский говорил: «вглядимся в эти имена: это все были живые люди, люди плоти и крови, трепетные перед жизнью, порой измученные, а порой — ликующие и торжествующие, и все они живут в чуде Христовой человечности и Христова человечества. Христос все прошлое этой родословной так освятил, что все без остатка стали своими, родными Богу, родными в самом сильном смысле слова. И мы можем своей жизнью, трудом, подвигом, устремленностью к Богу, тоской по Нему, борьбой за Него, за Его победу в нас, осмыслить и оправдать все прошлое нашего рода и его принести Богу как дар, и став сами Ему родными, сделать Ему родными также и тех, которые порой Его не знали, а порой, зная, от Него отступали грехом, неверностью сердца и жизни».
Фамарь, жена своего свекра
Но не всё получалось сразу и просто, особенно в семействе Иуды. Его старший сын умер, не оставив потомства, и тогда он, по обычаю т.н. левиратного брака, отдал жену старшего сына за второго сына, чтобы род не пресекся. Но затем умер и второй его сын. Иуда заподозрил, что дело здесь в жене — Фамари — и не стал выдавать ее замуж за третьего сына, хотя именно этого и требовал обычай. Время шло, дважды овдовевшая Фамарь оставалась одинокой, а род Иуды так и не продолжился.
Тогда она пошла на обман, да на какой! Она нарядилась блудницей (в те времена продажные женщины покрывали лицо) и в таком виде села у дороги, по которой должен был проходить ее свекр. Действительно, его привлекла эта одинокая искательница приключений, и он провел с ней время, так и не узнав в ней свою невестку. В залог будущего «гонорара» она потребовала от него посох и печать, главные знаки достоинства (в наши времена это были бы паспорт и кредитная карточка).
А через некоторое время Иуде сообщили: Фамарь беременна! Иуда, даже не взглянув на распутную родственницу, вынес скорый приговор: за такой позор женщину следовало сжечь. Но в ответ Фамарь предъявила Иуде его вещи. И тогда Иуде пришлось признать: права оказалась Фамарь, а не он сам. Да, она пошла на подлог, и совершила явно предосудительный поступок, но. дело ведь не только в поступке, но и в его мотивах. Фамарь, в отличие от самого Иуды, заботилась о продолжении его рода.
У Фамари родилось двое близнецов, от них-то и пошло колено Иуды, самое многочисленное и сильное в древнем Израиле. Она, казалось бы, пошла на отвратительный обман и кровосмешение — но сделала она это не ради своего удовольствия, а ради будущего потомства, ради сохранения своего рода. И то, что выглядело грязной разнузданностью, на деле оказалось риском ради высокой цели.
Раав, блудница из Иерихона
Вторая история тоже связана с блудницей, причем блудницей профессиональной, да к тому же еще и язычницей. Она случилась, когда народ Израиля, избавившись от египетского рабства, приближался к границам обещанной Богом земли. Ему предстояло завоевать эту землю, и первым городом на их пути был Иерихон. Но прежде, чем идти на штурм, израильтяне отправили в город разведчиков (Ис Нав 2). К сожалению, их быстро обнаружили, выход из города был перекрыт — и тут их позвала к себе блудница, чей дом примыкал к городской стене. Женщину звали Раав, или Рахава, и в ее доме, конечно, присутствие молодых незнакомых мужчин не вызвало особых подозрений.
Но почему она, женщина с самого дна общества, решилась на это? Может быть, ей просто стало жалко этих парней? Или она понимала, какая угроза нависла над родным городом, и решила договориться с будущими победителями? Как бы то ни было, а именно это у нее и получилось. Она тайком спустила их прямо из своего окна по городской стене, а заодно получила от них твердое обещание: она и вся ее родня, собравшаяся в ее доме, будут оставлены в живых после взятия города.
Это обещание было исполнено. Более того, после этого ее поступка она стала полноценной израильтянкой. Для Бога не так важна национальность или прошлое человека — гораздо важнее готовность стать членом Его народа, принять на себя благое иго избранничества. И если человек готов это сделать, ничто, на самом деле, не может его остановить.
А мы видим здесь примерно то же самое, что и в истории Фамари — да, грязная, неприятная история, но снова риск ради высокой цели — риск, увенчавшийся успехом.
Руфь, необычная моавитянка
О следующей женщине, Руфи, рассказывает целая книга. Она тоже была не израильтянкой, а моавитянкой. О ее родном народе израильтяне ничего хорошего не думали: моавитяне произошли от дочери Лота, которая обманом переспала с собственным отцом, постоянно оказывались врагами израильтян и вовлекали их в языческие культы. Неудивительно, что их потомки вплоть до десятого поколения не могли стать полноправными израильтянами.
Но история Руфи — своеобразный контрпример к этим утверждениям о «моавитянах вообще». Руфь вышла замуж за израильтянина, который пережидал в Моаве голодные времена. Но и после его смерти она не захотела вернуться к родне и искать нового мужа, как следовало бы ей поступить по обычаям того времени. Нет, она осталась со свекровью и поклялась, что будет до конца своих дней принадлежать ее народу и поклоняться истинному Богу Израиля. Это был риск, и огромный риск — вместо того, чтобы остаться на родине и устраивать собственную судьбу, она отправлялась на чужбину, и рассчитывать на теплый прием ей не приходилось. В те времена, когда не было ни пенсий, ни собесов, вдова могла рассчитывать только на помощь родственников — но какие родственники могли быть у нее в Вифлееме, родном городе покойного мужа?
Впрочем, в родовом обществе существовали свои механизмы: о неимущих должен был позаботиться ближайший родственник. Бездетную молодую вдову он даже должен был взять в жены, чтобы родившийся первенец считался сыном умершего (тот самый левиратный брак, о котором мы уже говорили). Так обеспечивалась преемственность рода, но на практике, конечно, этот закон соблюдался не очень аккуратно: многим ли захочется брать замуж чужую вдову? Так в книге «Малыш и Карлсон» Малыш с ужасом ожидал, что вслед за ношенными вещами старшего брата к нему однажды перейдет и его жена.
Поэтому ближайший родственник покойного мужа Руфи не проявил к ней никакого интереса. Но она познакомилась с другим родственником, состоятельным человеком по имени Вооз. Сначала он разрешил ей подбирать на своем поле колоски, оставшиеся после сбора урожая (те самые колоски, за которые в сталинские времена давали срок). Именно этим зерном и питалась и Руфь, и ее свекровь. А потом свекровь подстроила романтическое свидание Вооза и Руфи.
Воозу очень понравилось, что молодая моавитянка не стала искать молодых и богатых, а хранила верность умершему мужу и стремилась исполнить обычай, о котором сами израильтяне часто забывали. Он взял ее в жены. Моавитянка стала не просто полноправным членом израильского народа, но прабабкой царя Давида, а значит — одним из предков Иисуса Христа. А семейная история этой простой женщины стала частью Священной Истории.
Что же можно сказать после этого о бессовестных и жестоких язычниках, моавитянах? Пусть они таковы, или, точнее, пусть такими их считали израильтяне, но теперь они не могли забыть и о Руфи. Все эти рассуждения о плохих народах — ничто по сравнению с живым человеком, который осознанно и целенаправленно делает свой выбор. И верность Богу и людям оказывается куда важнее заботы о внешних приличиях или холодного расчета.
Вирсавия, «бывшая за Урией»
Следующую женщину звали Вирсавией, и она даже была царицей. Но Евангелист называет ее «бывшая за Урией», и это не случайно. Он словно выставляет напоказ те страницы семейных хроник, которые обычно прячут подальше. Жизнь царя Давида была бурной и не всегда безупречной, но только об одном эпизоде Библия повествует как о страшном грехе, во многом изменившем всю его судьбу.
Итак, однажды царь прогуливался по плоской крыше своего дворца и увидел с высоты, как во дворе небольшого домика принимала ванну красивая молодая женщина. Он немедленно потребовал привести ее к себе во дворец, а потом, удовлетворив свою страсть, отослал обратно. Но вышло так, что женщина забеременела, и ее муж, преданный Давиду воин по имени Урия, как раз был в походе. Сначала царь попытался свалить всё на мужа: вызвал его на время из похода, но тот отказался идти к себе домой, когда его товарищи ночевали в боевом лагере. И тогда царь отослал его на войну с секретным приказом военачальнику: поставить Урию в самое опасное место во время боя, и бросить его одного. Так погиб верный воин, преданный своим царем, а царь получил себе новую жену.
Впрочем, Давид не остался безнаказанным — к нему явился пророк Нафан, обличил его, возвестил ему о грядущем наказании. Но Давид покаялся, и его покаянную молитву под названием 50-го псалма до сих пор часто повторяют христиане. А Вирсавия со временем родила другого сына, Соломона, которому и предстояло взойти на престол своего отца Давида, став самым славным и могущественным из царей Ветхого Завета.
Ступени к Евангелию
Зачем же здесь приведены все эти имена? Эти женщины, казалось бы, позорят своих потомков. В самом деле, одна родила от свекра, другая была блудницей, третья принадлежала к презираемому народу, четвертая стала невольной участницей страшного греха. Не лучше ли было навсегда забыть о них, вычеркнуть этот позор из семейной истории, а привести другие имена — тихих, скромных женщин, которые сидели дома, рожали детей, не попадали ни в какие приключения?
Нет, ведь Библия говорит о своих героях не только благоприятное — она говорит о них главное. Она не скрывает неприглядных деталей, но она показывает нечто гораздо более значительное: первые три женщины пошли на очень серьезный риск ради высокой цели, и риск их оправдался. Фамарь завлекла свекра к себе в постель — но так сохранилось колено Иуды. Раав приютила разведчиков из чужого народа, по сути, способствовала уничтожению собственного города — но так исполнился Божий замысел, и она нашла в нем свое место. Руфь рисковала всего лишь собственной репутацией, идя на ночное свидание с Воозом, но если бы вифлеемляне отвергли ее как распутницу, это означало бы для нее и ее свекрови нищенское существование до конца их дней, и, опять-таки, исчезновение их рода с лица земли.
За Вирсавию, впрочем, все решения принимал Давид. Но и она в полной мере испытала последствия его греховного выбора — смерть мужа, а затем и ребенка. Все начиналось грязно и страшно, но закончилось хорошо — именно от этого брака и родился царь Соломон.
Сквозь все четыре женские судьбы проходит одна и та же нить. Люди часто не знают, как им поступить, оказываются в страшных ситуациях, теряются перед выбором. Их судьбы, их жизненные обстоятельства могут выглядеть сомнительными, а порой и просто позорными. Но суть не в этом. Важно другое: стремятся они впустить замысел Божий в свою жизнь, или творят, чего хотят сами. Если стремятся — как Фамарь, Раав и Руфь, и даже как Давид с Вирсавией после покаяния Давида — всё образуется и встанет на свои места, и что казалось позором, послужит к славе, а что было грехом, будет прощено и брошено позади. Иногда Бог действует в этом мире через ангелов, но гораздо чаще — через людей, грешных, страстных, мятущихся и ошибающихся. Он может привести наши метания и сомнения к высокой цели, может преобразить нас и сделать нас такими, какими Он хочет нас видеть — если только мы доверим Ему это сделать.
А почему всё-таки женщины? Только ли потому, что мужских имен слишком много, и значимые теряются в ряду других, ничего нам не говорящих? Наверное, не только. Женщина может не быть вовлечена в великие события мировой истории, но семейная история — обязательно женская история. А ведь Рождество Христово, прологом к которому служат четыре женских судьбы — это прежде всего история одной семьи, история простой Девушки из Назарета, которая вопреки всем приличиям и ожиданиям окружающих приняла ту удивительную и по-своему страшную весть, которую принес ей архангел Гавриил. Это для нас она теперь Богородица, а тогда она, юная невеста Иосифа, соглашалась на внезапную беременность. В глазах всех окружающих, и даже жениха, единственной причиной могла быть только неверность, а за это ее полагалось побить камнями (милосердный Иосиф, правда, хотел ограничиться лишь тем, чтобы «отпустить» ее, то есть прогнать, расторгнув помолвку). Это был бы конец всему. и все-таки она приняла на себя эту тяжесть, пошла на этот риск — и так в мире воплотился Господь.
До Марии были Фамарь, Раав, Руфь и Вирсавия. Их поступки выглядят куда более сомнительными, чем решимость Марии, но дело даже не в этом. Они сумели довериться Богу, и не обманулись — из их трудностей и падений Он выстроил лестницу к осуществлению Своего Замысла.
В Новом Завете Христос говорит «порядочным людям» удивительные слова: «мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21:32). Их часто понимают в том смысле, что эти люди, при всей своей внешней приличности, на самом деле ничем не лучше воров и проституток — и это верно. Понимают их и в том смысле, что Господь прощает любой грех, в Царствии уже не важна тяжесть былых грехов, а только беспредельность нынешнего прощения — и это тоже правильно. Но слышится в этих словах и отзвук тех самых женских историй, о которых Евангелист напоминает нам на первой странице Нового Завета: где «порядочный» человек следует за приличием и обычаем, там отверженный грешник, которому нечего терять, может неожиданно бросить всё и пойти за Истиной.
Раав или Рахав (широкий, обширный – отсюда существительное: свобода) ( Нав. II:1, 3, VI:16 , Мф. I, 5 , Иак. II, 25 , Евр. XI, 31 ) – одна из иерихонских жительниц, обыкновенно называемая Раав-блудница. Некоторые полагают смягчить это оскорбительное название и называют ее содержательницей гостиницы.
Раав слышала об израильтянах и о милостях Божиих, во множестве оказанных им Господом, о победах, одержанных ими над царями аморрейскими, Огом и Сидоном, знала и о том, что и Иерихон должен быть достоянием израильтян ( Нав. II, 8, 11 ). Когда два соглядатая, посланные Иисусом Навином для исследования Обетованной Земли, пришли в Иерихон и остановились для ночлега в доме Раав, царь иерихонский узнал об их приходе и их цели и послал отыскивать их. Раав скрыла их на кровле своего дома в снопах льна, находившихся на кровле, и затем в удобное время спустила их по веревке в окно за городскую стену, к которой примыкал дом ее. Следуя ее указаниям, соглядатаи скрывались три дня в одной горе и затем, благополучно перешедши Иордан, возвратились к своему стану.
Раав и соглядатаи заключили между собою условие, что первая возьмет червленую веревку и прикрепит ее к окну, или к отверстию, через которое они скрылись, и когда город будет разрушен, то дом ее и все находящиеся в нем будут пощажены ( Нав. II, 17–23 ). Известие, полученное от Раав, побудило Иисуса Навина немедленно приступить к осаде Иерихона; когда же город был взят и сожжен, Раав и ее род были пощажены, согласно обещанию, данному соглядатаями ( Нав. VI, 17–25 ).
После сего Раав вышла в замужство за князя Салмона и вошла в родословную царя Давида и Христа Спасителя ( Мф. I, 5 ). Вера Раав засвидетельствована два раза в Новом Завете, именно в соборном послании Иакова ( Иак.II, 25 ) и в послании ап. Павла к Евреям ( Евр.XI, 31 ). Раав блудница, пишет ап. Иаков, не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев, и отпустив их другим путем? И ап. Павел пишет: Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Читайте также: