Готика и неоготика отличия
The terms “Gothic” and “Neogothic” in the context of Literary History
The article deals with the problem of Gothic style in Western literature. The main part of the text is devoted to the issues of its origin and cultural background, the origin of the term itself and its application to fiction, the main stages of the classical Gothic novel and the rise of the Neo-gothic tradition. The main points of the article are illustrated by the examples from most typical Gothic texts, from Walpole’s ‘Otranto’ to Lewis’s ‘The Monk’, alongside with the crucial aesthetic and philosophical ideas of the period, the concept of the Sublime, developed by Burke, included. The article also touches upon the problems of academic studies of the Gothic literature and its reception by undergraduate audience.
Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Разумовская Оксана Васильевна
Статья посвящена проблеме готического стиля в западноевропейской прозе. Рассматриваются истоки готической традиции, история термина в литературоведении, основные этапы развития классического готического романа и возникновение феномена неоготики. В статье дается обзор важнейших для данного стиля произведений, от «Отранто» Уолпола до «Мельмота-скитальца» Мэтьюрина, с анализом ключевых философских и эстетических идей эпохи, оказавших влияние на формирование жанра (в частности, концепции возвышенного, сформулированной Эдмундом Берком). В статье также затрагиваются вопросы изучения классической готической литературы и ее восприятия студенческой аудиторией.
Текст научной работы на тему «Понятие о готическом и неоготическом стиле в контексте истории литературы»
ПОНЯТИЕ О ГОТИЧЕСКОМ И НЕОГОТИЧЕСКОМ СТИЛЕ| В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Кафедра русской и зарубежной литературы Российский университет дружбы народов Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена проблеме готического стиля в западноевропейской прозе. Рассматриваются истоки готической традиции, история термина в литературоведении, основные этапы развития классического готического романа и возникновение феномена неоготики. В статье дается обзор важнейших для данного стиля произведений, от «Отранто» Уолпола до «Мельмота-скитальца» Мэтьюрина, с анализом ключевых философских и эстетических идей эпохи, оказавших влияние на формирование жанра (в частности, концепции возвышенного, сформулированной Эдмундом Берком). В статье также затрагиваются вопросы изучения классической готической литературы и ее восприятия студенческой аудиторией.
Ключевые слова: эстетика, жанр, стиль, готический, просветительский, мистика, предро-мантизм.
История зарубежной литературы является неотъемлемой частью современной программы профессионального высшего образования по специальности «Филология». В ходе изучения этой дисциплины студенты знакомятся с основными этапами западноевропейского литературного процесса, получают понятие о жанрах, стилях, эстетических концепциях, зачастую не имеющих аналогов в отечественной культуре. Однако при самом полном и богатом учебном плане некоторые формы западноевропейской словесности не получают достаточного освещения, изучаются только ознакомительно. В частности, курс истории зарубежной литературы XVIII века, как правило, не оставляет времени для подробного и тщательного рассмотрения такого явления, как предромантизм, не говоря уже о его частном проявлении — готическом романе. Одной из возможностей удовлетворить интерес студентов к этой захватывающей теме является спецкурс. Он позволяет более подробно рассмотреть произведения тех авторов, которые обычно не входят в основную программу — например, Анны Рэдклифф и М.Г. Льюиса, Ч. Мэтьюрина и Ш. ле Фаню, а также малоизученные тексты классиков, такие, как повесть «Вампир» Дж.Г. Байрона, мистические рассказы Диккенса и Элизабет Гаскелл.
Многие студенты, выбирающие спецкурс по готической литературе, ассоциируют сам термин «готический» с произведениями о вампирах, рассказами о привидениях и прочими жанрами «литературы ужасов», переживающей очередной пик популярности, особенно среди молодых читателей. Кроме того, в студенческой аудитории адекватному пониманию данного термина препятствует его использование применительно к музыке и молодежной субкультуре, распространившейся на Западе в конце 1970-х годов, а в России — после 1990-х. Таким образом, одной из первых задач спецкурса является уточнение термина и выявление тех его значений, которые обладают актуальностью в контексте современного литературоведения.
Первое употребление слова «готический» в эстетическом контексте приписывают Джорджо Вазари, который попытался этим определением обозначить границу между средневековым, варварским искусством северных народов и классическим стилем итальянского Ренессанса [1. C. 83—84].
Под его полными негодованиями тирадами в адрес мрачного средневекового искусства могли бы подписаться и классицисты XVII века, и многие мыслители эпохи Просвещения. Только в трудах представителей предромантизма, в частности Ричарда Херда, термин «готический» утрачивает негативное значение и перестает быть синонимом слова «варварский». Ричард Херд в своем сборнике эссе «Письма о рыцарстве и рыцарских романах» (Letters on Chivalry and Romance, 1762) полемизирует с неоклассической эстетикой, объявляя средневековую литературу значимым в истории культуры периодом, послужившим источников вдохновения для многих гениальных поэтов последующих эпох (Ариосто и Тассо, Спенсера и Мил-тона). Херд проводит сопоставление античной и средневековой культуры, находя в последней неизмеримо более богатое воплощение поэтической фантазии, нежели в произведениях классической античности. При этом сам термин «готический» Херд использует расширительно, фактически как синоним понятия «средневековый».
Хотя «Замок Отранто» претендует на некие исторические декорации — действие происходит «между первым и последним крестовым походом», — средневековый фон в повести выглядит не более убедительным, чем мистические мотивы в виде оживших портретов или гигантских призраков. Воссоздание подлинной картины выбранного периода не входило в задачи Уолпола; колоритная эпоха крестовых походов привлекла его именно своей удаленностью от века Разума, в который пришлось жить автору. Эта временная дистанция усугубляется выбором места действия, в качестве которого выступает некая полумифическая провинция в Италии. Посредством своего текста Уолпол полемизирует с философским и эстетическим догматизмом своей эпохи, требующей от художественного произведения непременной назидательности и правдоподобия: «It was an attempt to blend the two kinds of romance: the ancient and the modern. In the former, all was imagination and improbability; in the latter, nature is always intended to be, and sometimes has been, copied with success. Invention has not been wanting; but the great resources of fancy have been dammed up, by a strict adherence to common life. But if in the latter species nature has cramped imagination, she did but take her revenge, having been totally excluded from old romances. The author of the following pages thought it possible to reconcile the two kinds» [2. C. 7].
Ранний готический роман, особенно в его женском варианте — у Рэдклифф, Клары Рив, Шарлотты Смит, Софии и Гарриет Ли — во многом сближается с сен-тименталистским: тексты изобилуют описаниями природы и подробным изложением переживаний героев, а их злоключения, как правило, заканчиваются благополучным финалом. Что же позволяет выделять эти романы в особую группу, отделяя их от просветительского «мейнстрима» и объединяя под общим названием «готических»? Уже не связь со Средневековьем, пусть даже условная, но еще не сверхъестественные мотивы, мистика или ужасы, с которыми ассоциирует литературную готику современный читатель. Отдельные исключения, построенные на преобладании таинственного или ужасного, изредка встречаются в английской литературе второй половины XVIII века — «Замок Отранто», «Ватек» Бефорда, «Монах» Льюиса. Большая часть готических романов этого периода сохраняет свою имплицитную связь с этикой и эстетикой сентиментализма, и стремится к умеренно пугающему или возвышенному варианту ужаса, определяемому как terror, который противопоставляется шокирующему и отталкивающему horror. Сверхъестественные образы «Замка Отранто» исчезают в переработке повести Кларой Рив (Old English Baron, 1777), а шокирующий инфернальными мотивами и сценами насилия роман «Монах» вызывает к жизни сдержанного «Итальянца» (The Italian, or the Confessional of the Black Penitents, 1797) Рэдклиф, написанного через год после скандального романа Льюиса.
Одной из жанрообразующих черт готического романа становится особый хронотоп. Сформировавшийся к концу XVIII столетия типичный топос готического романа включает в себя ряд таких элементов, как потайной ход и/или комната,
лабиринт коридоров и лестниц, иногда ведущих в подземелье, комната с секретом, в качестве которого нередко выступает загадочный портрет. Среди прочих тайн, скрытых в недрах готического замка, особняка или монастыря, — следы чудовищных преступлений или потустороннего вмешательства, свидетельства родовых проклятий. Герой вынужден пройти весь многоуровневый лабиринт готического топоса, ведущий его к раскрытию роковой тайны и одновременно к познанию себя — своих корней, происхождения, подлинного характера.
Еще одной общей чертой для первых текстов готической традиции, независимо от наличия или отсутствия мистики, исторических декораций или традиционного набора мотивов «героиня-злодей-замок-зловещий секрет», становится интерес к неведомому и запретному. Готические романы, повести и драмы нередко обращаются к таким «проблемным» темам, как душевные болезни, религиозный фанатизм, тяга к насилию, инцест, сексуальная развращенность, а также иррациональные и мистические явления. Готические тексты отмечены явственным стремлением приоткрыть тайны, которые просветительской мыслью игнорировались или рассматривались в другом, чаще всего социально-психологическом свете.
Желание войти в лабиринт, проникнуть в запертую комнату, заглянуть за черный занавес характерно не только для героев готических романов, но — в метафорической форме — и для их создателей. Не случайно история написания некоторых готических произведений стремительно обрастает почти мистическими подробностями, словно вовлекая самих авторов в созданный ими же мир: причудливый особняк Строберри-Хилл, имитирующий готический замок так же, как «Замок Отранто» имитирует исторический роман, навеял своему владельцу замысел его повести; последние годы жизни Рэдклифф, проведенные в творческом безмолвии, овеяны слухами (в частности, о том, что выдуманные романисткой кошмары лишили ее рассудка). Скудость биографической информации о Кларе Рив заставляет спустя столетия додумывать ее историю, превращая писательницу в героиню весьма скандального романа (Леони Харгрейв, Clara Reeve, 1975).
Еще одной объединяющей чертой готических романов — как ранней классики, так и современных образцов жанра — является стремление автора погрузить читателя в состояние парализующего страха. Об этом свойстве литературной готики рассуждает Говард Лавкрафт, творчество которого может рассматриваться не только в контексте неоготики, но и как пример уникального готического маньеризма — или декаданса. В эссе «Сверхъестественный ужас в литературе» Лав-крафт пытается найти формулу подлинно готического страха: «The true weird story has something more than secret murder, bloody bones or a sheeted form clanking chains according to rule. A certain atmosphere of a breathless and unexplainable dread of the outer, unknown forces must be present; and there must be a hint, expressed with the seriousness and portentousness becoming its subject, of that most terrible conception of the human brain — a malign and particular suspension or defeat of those fixed laws of Nature which are our only safeguard against the assaults of chaos and the daemons of unplumbed space» [4. C. 19].
Источники страха в раннем готическом романе были весьма предсказуемыми, и сводились, в основном, к ужасам, которые могут поджидать молодую беззащитную девушку на полном опасностей жизненном пути. Однако смена культурной
парадигмы на рубеже веков и глобальные исторические потрясения, такие, как Великая французская революция, приводят к необходимости пересмотра художественного арсенала готики, в соответствии с более взыскательными вкусами публики. Призраков и таинственных силуэтов в ночи уже недостаточно, чтобы напугать пресыщенного читателя. В эстетике готического романа рубежа веков происходят существенные перемены, он становится более кровавым и откровенным, и провозвестником этой метаморфозы можно считать «Монаха» Льюиса. Одновременно происходит размывание границ жанра, поскольку пришедший на смену просветительскому неоклассицизму романтизм благосклонно воспринимает как средневековые, так и мистические мотивы, однако не слишком приветствует «роман классический, старинный, отменно длинный, длинный, длинный».
На смену многостраничным произведениям Рэдклифф и ее последовательниц приходят небольшие по объему, но динамичные и куда более устрашающие новеллы, рассказы и даже поэмы с готическим колоритом: «Застроцци» Шелли (Zast-rozzi, 1810), «Кристабель» Кольриджа (Christabel, 1816), «Вампир» Полидори и Байрона (Vampyre, 1819). На фоне этого процесса «дробления» формы нельзя не отметить два крупных и значимых романа, каждый из которых по-своему развивает традиции литературной готики — «Франкенштейн» (Frankenstein: or, The Modern Prometheus, 1818) Мэри Шелли и «Мельмот-скиталец» Мэтьюрина (Mel-moth the Wanderer, 1820). Самобытность этих произведений при сохранении типичных для готического романа черт — поэтики таинственного, особом хронотопе — позволяет говорить о стремительной эволюции готики как стиля в литературе и завершении первого, классического этапа в становлении самого жанра. Последующая его история — это история проникновения готических мотивов в другие жанровые формы, их интеграция в романтическую традицию, затем — в викторианскую, в сенсационную и детективную прозу.
Параллельно этим процессам начинает формироваться канон литературы ужасов как таковой — прозы о вампирах, призраках и привидениях. Классиками этого жанра являются Шеридан ле Фаню и Монтегю Родерик Джеймс. С точки зрения ранней готики их произведения кажутся «квинтэссенцией» ужасного, но вместе с тем проза такого рода превращает готический стиль из своеобразного «андеграунда», каковым были первые готические романы на фоне просветительской традиции, в явление массовой культуры. Разнообразие кошмарных образов в этих произведениях не в состоянии заменить собой тонкую нюансировку страха, вызванного движением занавески в безветренную ночь, как его описывала Рэдклифф. Эстетика возвышенного сменилась категориями собственно ужасного и отталкивающего.
В своей классической форме, как порождение эпохи Просвещения и одновременно форма ее критики, классический готический роман просуществовал менее полувека, прежде чем превратиться в источник интереса и вдохновения для последующих эпох. Почти все английские писатели XIX века, от Диккенса до Оскара Уайльда, в том или ином виде отдали дань мистическим и сверхъестественным мотивам в литературе. В XX столетии готика превращается в метажанро-вое явление, распространяя свое влияние не только на литературу и кинематограф, но также на музыку, мультипликацию и компьютерные игры. У готического стиля
[1] Vasari Giorgio, Maclehose Louisa S., Brown Gérard Baldwin. Vasari on Technique: being the introduction to the three arts of design, architecture, sculpture and painting, prefixed to the lives of the most excellent painters, sculptors and architects. — Dover: Dover Publications, 1960. — 328 p.
[3] Leland Thomas. Longsword, Earl of Salisbury, v. 1. — London: W. Johnston, 1762. — 236 p.
[4] Lovecraft H.P. Supernatural Horror in Literature and Other Essays. — Holicong: Wildside Press, 2011. — 132 p.
[5] Encyclopedia of the Gothic Literature. The Essential Guide to the Lives and Works of Gothic Writers / ed. Mary Ellen Snodgrass. — NY: Facts On File, 2004. — 480 p.
[6] Hurd Richard. Letters on Chivalry and Romance. — London: A. Millar, W. Thurlbourn, and J. Woodyer, 1762. — 120 p.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.Key words: aesthetics, genre, style, Gothic, the Enlightenment, mystery, preromanticism.
В рамках обзора исторической британской архитектуры и ее влияния на современное домостроение, мы уже рассмотрели крепости романского стиля. Следующим историческим стилем стала готика и она обосновалась на территории Европы ни на один век.
Ее идеологическими предпосылками был отказ от массивных форм романского стиля и религиозные мотивы. В те времена архитектура развивалась в первую очередь в рамках храмовых построек, и зодчие на пару со священнослужителями решили, что узкие, устремленные вверх формы готики будут олицетворять стремление к лучшему – к Богу, то есть.
Основные особенности готического стиля
Вытянутые, устремленные ввысь формы. Пожалуй, это самая главная особенность готики – каким бы ни был ее подвид, эпоха или страна, она всегда будет стремится вверх и чем-то напоминать упорядоченное насаждение узких каменных образований.
Множество острых элементов. Эта особенность связана с предыдущей. Готике свойственно быть "колючей", иметь угловатые и острые как общие формы, так и декор.
Разнообразный декор. Основным отличием готики от романского стиля стало то, что готика активно использует декор. В основном он реализуется в виде статуй, изящных узоров и редких барельефов.
Конечно, помимо этих, у готики множество иных особенностей, вроде стрельчатых окон, обилия повторяющихся элементов, каркасной системы и так далее. Но так как нам интересен этот стиль в основном с точки зрения влияния на современность, рассматривать стоит общие тенденции.
Виды готики
Как мы упомянули, готический стиль просуществовал на территории Европы вообще и Англии в частности, ни один век и, естественно, со временем он видоизменялся. И помимо классической ранней готики имеет смысл выделить два подвида:
Тюдорский стиль. Это стиль поздней готики, которая впитывала в себя элементы итальянского барокко – и это единственная "площадка", где итальянская архитектура сумела достучаться до британской архитектуры. Особенности этого стиля в том, что формы готики стали более плавными; в декоре чаще стали появляться барельефы; а сами мотивы прекратили быть такими суровыми.
Неоготика. А этот стиль развился почти в современности – ХIX век, времена правления королевы Виктории (из-за чего его часто называют викторианским)..Появился он благодаря периоду скучной классики: архитекторы, в поисках вдохновения обратили свои взоры в сторону исторических построек и стали черпать вдохновение в них. В отличие от классической готики, неоготика менее мрачная, смелее играет с цветами, менее пресыщена декором. По сути неоготика – это некоторое романтизированное представление о жизни позднего средневековья.
Готика в современном строительстве
В современном мире готическая архитектура в чистом виде практически не используется. Могут быть задействованы какие-то элементы, более-менее уместная стилизация встречается в разного рода развлекательных заведениях, типа пабов и баров. Но там, как понятно, обязывает атмосфера.
Готика в загородном домостроении
Готика – стиль храмов, замков, крепостей. И реализовать его при строительстве загородного дома полноценно просто невозможно. Да и не нужно – от дачного коттеджа ждут уюта, удобства, домашней атмосферы, а не гневно нависающей статуи горгульи, которая напоминает о прегрешениях. Потому загородное домостроение берет от готики только элементы: вертикальную направленность, форму окон, аккуратные башенки. Зато добавляет много своего: дерево, светлые и приятные тона, элементы фахверкового стиля. Вот несколько домов, которые на загородный лад преобразовывают готические каноны, но при этом удерживаются в их рамках:
Заключение
Несмотря на всю суровость готического стиля, многие находят в нем определенное очарование, особенно если правильно подойти к вопросу интеграции. В нашем архитектурном бюро ТопДом профессиональные дизайнеры и архитекторы знают толк в таких вопросах – и могут сделать для вас архитектурный проект стильного, уютного и удобного загородного дома с элементами готического стиля. А там недалеко и до непосредственной реализации строительства, которое вы также можете заказать у нас.
Читать другие статьи раздела
Купить или построить дом с нуля – неизбежный вопрос, когда возникает желание приобрести частную недвижимость за городом. Чтобы ответить, нужно четко понимать: для чего.
Подробнее о готовых и построенных загородных домах.
Ситуацию, когда у вас есть и добротный коттедж с коммуникациями, и городская квартира, можно назвать идеальной. Но на практике обычно приходится выбирать, куда вложить средства – в постройку собственного дома или.
Подробнее о выборе между домом и квартирой.
Владельцу предстоит решить вопрос: купить готовый типовой вариант или заказать индивидуальный. В том и в другом случае есть факторы, влияющие на.
Далее об авторских проектах домов.
Современная малоэтажная застройка в России представлена как типовыми архитектурными решениями, популярными за счет доступности материалов и быстроты возведения, так и эксклюзивными проектами, где ценится.
Далее о красивых домах.
Из всех минималистичных (или интернациональных) стилей, конструктивизм особенно крепко прижился на территории Советского Союза.
Подробнее о конструктивизме.
Неоготика апеллировала к традициям традиционной средневековой готики. В неоготическом стиле строились многочисленные католические соборы в различных городах – в Нью-Йорке, в Мельбурне.
По своему внешнему виду неоготика практически схожа с традиционной готикой – те же самые патетические колонны, массивные своды, шпили. Однако современники решили взглянуть на них по-новому, видоизменить их, вследствие чего и появилась неоготика.
Возрождение готической архитектуры произошло благодаря английским магнатам и аристократам. В те времена в Британии существовало множество разнообразных соборов, замков, построенных в стиле готики, которые относились к культурному наследию страны. Новые постройки также нередко повторяли черты готического стиля.
О недавних стилях (неороманика, неоготика) и их отличии от аутентичной средневековой культуры
Мне показалось, что неспециалистам будет интересно почитать об отличии псевдоисторических стилей от средневековой романики и готики. Турист, приезжая в город, хочет сразу понять, к какому стилю относится понравившийся мост или собор. Но он мыслит цельно, и если на табличке выбито, что собор заложен в 12 в, человек и воспринимает его как объект 12 в, хотя облик сооружения не имеет с архитектурой 12 в ничего общего. Специалист мыслит протяженностью во времени, понимает, что готика возникла на основе романики (крипта), что она уничтожалась, разрушалась, строительство продолжалось в годы господства новых стилей. Большинство утверждающих, что любят готику, на самом деле любят неоготику, но не подозревают об этом. Если вы увидите аутентичное средневековое здание, скорее всего, вы не обратите на него внимание: оно не смазливое и скромное. Мне захотелось рассказать о распространенных заблуждениях.
2. Знаменитые химеры собора Парижской Богоматери. Если бы это сделал кто-то другой, закидала бы я его камнями, но Виолле-ле-Дюку "всё можно". Он изучил готику, вернул уважение стилю, многое восстановил, наживал врагов, воюя за свои романтические идеи. И он был одаренным человеком. Химеры созданы по его рисункам. Друг Виолле-ле-Дюка нанял 15 скульпторов, которые и выполнили пластику для собора. Они выразительны, но никакого отношения к средневековому храму не имеют. Специалисты не любят неоготику: она подражает готике в декоре, но не сохранила сложных конструкций готического стиля, часто декор присутствует на здании современной планировки. Я неоготику люблю: она избыточно декоративна, украшает улицы и площади. Химеры Виолле-ле-Дюка реабилитировали неоготику: скульптуры парижского собора стали одними из самых известных статуй в мире.
3. Период утрированной декоративности в русской архитектуре - 17й в. Это моя любимая Ильинская церковь Ярославля: сразу два шатра, и они разные: ажурный с окошками для России типичен, а вот второй напоминает декоративные шатры готических соборов. Но самые красивые европейские шатры - не готика, а всё та же неоготика.
Собор Кёльна.
4. Такие навершия крыш вошли в моду в эпоху модерна и неоготики. Они декоративны, сказочны. Но если вы видите похожую ковку на кровле, здание никак не может быть средневековым, его можно смело датировать началом 20го в.
5. Мой любимый собор св Вита в Праге - первая готика, которую я "пощупала" руками. У него замечательный замшелый северный фасад с гаргульями. И великолепная абсида с капеллами и мощными аркбутанами. Но.
Господа, наверняка вы все любите св Вита за фасад с порталами. А это неоготика, и возведен он сравнительно недавно. Отсюда и обилие декора. Поэтому я и не могу поставить экстерьер этого храма на "призовое место". На южном фасаде у него имеется дополнительная боковая башня. Чем больше башен - тем лучше, но завершение у башни барочное, и это добавляет эклектичности собору, и без того "подмоченному" неоготикой западного фасада.
6. Одна из моих любимых церквей - Saint-Ouen в Руане. Этот город - музей готики, но у данной церкви сохранилось много средневековых элементов, практически всё. кроме главного фасада. Церковь двухбашенная, с розой, довольно ажурная. Но западный фасад - неоготика.
7. Собор Регенсбурга (Бавария) компактный, аккуратный в длину. Готики в Германии мало (сперва была романика, затем рококо, потом пошли скромные лютеранские кирхи). Но для меня этот храм интересен не только как пример малочисленной германской готики, но прежде всего тем, что его достраивал оклеветанный и погубленный прагматиками Людвиг Баварский, прославившийся своими замками, такими как Нойшванштайн. Талант архитектора король унаследовал от своего деда, Людвига Первого. Еще до массового увлечения готикой, до наступления эры романтизма баварский правитель в 1828 - 41 гг очищал собор от барочных элементов, стремясь воссоздать его средневековый облик. Хороший вкус подталкивал его добиваться чистоты стиля. Реконструкция, осуществленная Людвигом Первым, была капитальной: были восстановлены даже крестовые своды. Его несчастного внука Людвига Баварского не спасло от ненависти подданных даже то, что он подарил народу завершенный собор, в котором доделал шатры, витражи и портал. У портала собора колонна вынесена вперед, поддерживая 2 стрельчатые арки, которые "смотрят друг на друга под углом", что не типично для аутентичной готики. Т. е. подобный портал - не характерная деталь средневековой церкви, а отсебятина достраивавшего собор архитектора. Храм интересен своими витражами, относящимися к разным эпохам, посетитель может сравнить старые и современные образцы.
8. Милый собор в Брно (Моравия) похож на симпатичное насекомое с усиками. Камни его стен сразу заявляют о своей старости, декор у него готический. Но средневековой готики никогда в этом сооружении не было. Он был построен в стиле романика (ее в Чехии немало). Позже его приукрасили, добавив неоготический ажур. Брно - епископство, поэтому деньги на переделку храма имелись.
9. Особенностью португальской готики является присутствие в ее декоре мавританских мотивов. Рядом находится Марокко, и Португалия не могла противиться соблазну позаимствовать орнаменты легендарного Магриба. Я не могу воспринимать португальскую готику как чистый стиль, а туристам витиеватое оформление португальских сооружений нравится. Интересный элемент готического собора - внутренний двор, обнесенный галереей. Стрельчатые арки галерей часто красиво решены. На картинках португальская Баталья.
10. Испанцы - самые доброжелательные, гостеприимные и приветливые люди, какие только могут быть, но не люблю я Испанию, братцы. За ее корриду, инквизицию, душившую все светлые начинания, инсценировки аутодафе и папу Александра Борджиа, очернившего и казнившего порядочного Савонаролу. В архитектуре испанцы слишком любят барочный декор, которым они "приукрасили" все готические постройки. Но есть в Испании два храма, которые попали в мою десятку самых красивых готических культовых экстерьеров.
Собор в Бургосе. Светлый, легкий. И его интерьер, в котором от готики почти ничего не оставили. К экстерьеру тоже есть определенные претензии. Здесь не видны порталы, а их тимпаны скучны. Конечно, готическую скульптуру надо смотреть во Франции. И я специально разместила снимок не эффектного западного фасада с волшебными башнями и плетением между ними, а боковой фасад с убивающей меня стеной, за которой скрываются капеллы. Конечно, у собора должен быть обзор, позволяющий любоваться им со всех сторон, как это происходит в Кёльне. Но готика - французское детище, испанцам сотворить готический храм труднее: это для них не столь органично. Поэтому существование подобного артефакта вызывает уважение. В данном случае привожу снимок интерьера, чтобы туристы не путали классические и барочные мотивы с готикой. Интерьеры, сохранившие готическую стилистику, находятся преимущественно в Англии. И приходится помнить, что даже при наличии красивого готического средневекового экстерьера, присутствие в этом храме готического же интерьера встречается довольно редко.
11. Собор св Креста и св Евлалии в Барселоне. Это собор архиепископства, который, к сожалению, туристы забывают посмотреть, поскольку их привлекает Саграда Фамилиа. А храм Евлалии и наряден, и интересен отступлением от традиции: на парадном фасаде возвышается средняя часть, а не две фланкирующие ее башни. Но устремленность в небо сохраняется. У этого собора дело с обзором с 4х фасадов тоже обстоит не лучшим образом, но особенно угнетают башни, напоминающие минареты. Хочется их достроить.
мария, присоединяюсь к благодарности Nadin. Информация и впрямь интересная.
Помимо "влияний времени" существуют влияния других стилей, от этого нельзя отмахиваться. Поэтому я упомянула влияние мавританского стиля на готику Португалии и "подпорченность" испанской готики присутствием элементов барокко.
Bellum Qqq, предвижу Ваш гневный пост, но итальянскую "готику" называют "готикой" столь условно, что я вообще не буду ее рассматривать.
А вот еще один возмутительный для Вас факт. Английскую готику серьезные специалисты не считают готикой вообще.
И об этом речь в следующем посте.
12. Английская готика, которую по большому счету считать готикой нельзя, поскольку она является слишком упрощенным подражанием французской готике.
Это необыкновенно интересная тема. Дело в том, что английские готические интерьеры - песня моей души, англичане молодцы: бережно сохраняют своё наследие. Именно они придумали нервюрный свод, который усложнялся с годами, создавая неповторимые рисунки потолков в английских зданиях. Англичане любят и чувствуют дерево, и резных элементов с готическими орнаментами у них масса. Но всё это относится исключительно к дизайнерской тематике.
А в том, что касается архитектуры, прагматичные британцы повели себя очень хитро. Они упростили себе задачи по максимуму. Многие их соборы сильно вытянуты и похожи на отдыхающего удава. Дело в том, что они дорвались занимать пространства, пустующие в полях. Французы строили готику на маленькой территории монастыря, стараясь уместить храм на старой крипте. Англичан традиция территориально не лимитировала. Результат - экстерьер проигрывает в своих эстетических качествах. Если рассматривать неф как путь к алтарю за покаянием, то ясно, почему неф длинный. Но британцы забыли о требованиях архитектурной композиции. С архитектурными формами они разобрались весьма нахально. Лежит призма. Ее пересекает другая призма. В средокрестии торчит призма - башня. Всё. От такой наглости у меня дух захватывает. Бедные французы возводят тяжелые в строительстве круглые в плане объемы: башни, капеллы, полукруглую абсиду. Каждый такой объем получает отдельную кровлю. Англичане, ничтоже сумняшеся, ставят квадратную в плане башню. И своё творение из кубиков величают готикой. Нет, в Англии есть здания с круглыми башнями, но их мало. А вместо абсиды мы зрим плоскую стену. Зато с красивым большим окном. Крупные оконные проёмы необходимы: дождливо, пасмурно. Если не будет больших окон, в храме воцарится мрак. И крайне редко вы увидите в Англии аркбутаны. А раз нет изощренных конструкций, это не готика. Сложная французская система опор, вынесенных за пределы интерьера, позволяла возводить высокие и широкие базилики с верхним светом. Англичане, которым верхний свет был нужнее (это диктовал климат), оказались ленивыми.
Интерьер Эксетерского собора. И экстерьер Саутваркского "собора из кубиков".
Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Разумовская Оксана Васильевна
Готический роман и зарождение неоготического направления в культуре Интертекстуальные стратегии в «Готических» текстах (на материале английской прозы XVIII века) 2012. 01. 004. Блум К. Готические истории: склонность к ужасам с 1764 г. До наших дней. Bloom C. gothic histories: the taste for terror, 1764 to the present. - L. ; N. Y. : continuum, 2010. - VIII, 211 p i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.Читайте также: