Готика чертежи зданий
Готическая архитектура невероятно впечатляет, начиная с витражей и заканчивая сложной резьбой по камню. Особенно с учетом того, что многие элементы были созданы вручную. Неудивительно, что эти потрясающие конструкции вдохновили Фиби Атки на ее не менее впечатляющие работы.
От арочного входа в Страсбургский собор до знаменитых розовых окон Нотр-Дама — Атки рисует вневременную красоту самых знаменитых зданий Европы. Молодая художница-самоучка воссоздает каждую утонченную деталь с невероятной точностью и идеальными пропорциями. Для всех своих работ девушка использует комбинацию ручки и карандаша, сохраняя при этом палитру монохромной. Благодаря правильным затенениям и бликам некоторые части рисунка кажутся трехмерными. Когда смотришь на них, создается впечатление, что ты можешь просто протянуть руку и коснуться каменной поверхности здания.
- Стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг.
Общее описание готической архитектуры
Внутреннее пространство, бесплотная воздушная среда, в которую вступает человек, приобрела в готическом соборе ту силу художественного воздействия, какую на Востоке имели тяжелые каменные массивы, в Греции — выточенные из камня архитектурные формы.
Своей вместимостью и высотой готические соборы значительно превосходят самые большие романские соборы.
Строительная схема готического собора
Наиболее бросающимися в глаза техническими средствами, которыми пользуется готика, являются стрельчатые арки и каркасная система с ребристым сводом. Они придают собору особый внешний вид и устойчивость. Контрфорсы и аркбутаны входят в наружную каркасную конструкцию собора, являясь не только украшением, но и несущим элементом, воспринимая серьезную нагрузку от наружных стен.
История возникновения готической архитектуры
Готика зародилась в XII веке в северной Франции. В последующие столетия она распространилась во многих европейских странах.
В XI и XII веках формирование городской буржуазии стало толчком для развития культуры и экономики. На этой волне, в городах, развернулось широкое строительство строений нового архетипа, который, спустя пару веков начали называть готикой. Название данного стиля принадлежит итальянскому архитектору, живописцу и писателю Джорджо Вазари. Таким образом, он выразил своё отношение к архитектурному стилю, казавшемуся ему, грубым и варварским.
Готические соборы строились не без податей горожан. Нередко, строительство прерывалось на десятилетия во время войн и стихийных бедствий. Многие соборы так и остались незаконченными. Некоторые соборы начинали строиться в одном стиле, а заканчивали в другом. Например, Шартрский собор (1145-1260), украшенный двумя стилистически разными башнями.
Основное предпочтение отдавалось строительству больших соборов, церквей и замков.
В архитектуре Западной Европы, готику можно разделить на 3 вида, соответствующие разным временным отрезкам:
1. Ранняя готика или стрельчатая (1140-1250 гг.) . Переход от романского стиля к готическому. Происходит это с середины XII в во Франции, Англии и Германии . Для него характерны мощные стены зданий и высокие арки.
2. Высокая (зрелая) готика. XIII-XIV вв. (1194-1400 гг.) Усовершенствование ранней готики и признание её городским архитектурным стилем Европы. Зрелой (высокой) готике присуща каркасная конструкция, богатые архитектурные композиции, большое количество скульптуры и витражей.
3. Поздняя готика (пламенеющая). XIV в. 1350-1550. Название происходит от похожих на языки пламени узоров, применявшихся при оформлении зданий. Это высшая форма готической архитектуры, где главное внимание уделяется декоративным элементам. Орнаменты в форме «рыбный пузырь». Для этого периода характерно развитие скульптурного искусства. Скульптурные композиции не только воспитывали у людей религиозные чувства, изображая сюжеты из Библии, но и отражали жизнь простого народа.
В отличие от Германии и Англии, поздняя готика во Франции, разоренной Столетней войной, не получила широкого развития и не создала большого числа значительных произведений. К наиболее значимым сооружениям поздней готики относятся: церковь Сен-Маклу (Сен-Мало), Руан, Кафедральный собор в Мулене, Миланский собор, Севильский кафедральный собор, Нантский собор.
На родине готики, во Франции, выделяют следующие этапы этого стиля:
1. Стрельчатая готика (ранняя) (1140-1240 гг.)
2. Лучистая готика или Rayonnant – «сияющий стиль» (1240-1350 г.г.)
Стиль готической архитектуры, сложившийся во Франции после 20-х годов XIII века, называют “лучистым” — в честь типичного для того периода орнамента в форме солнечных лучей, украшавшего изящные окна-розы. Благодаря техническим инновациям формы ажурного каменного декора окон стали богаче и изысканнее; сложные узоры теперь выполняли по предварительным чертежам, сделанным на пергаменте. Но несмотря на возросшую сложность орнаментов, декоративная структура по-прежнему оставалась двухмерной, лишенной объема.
3. Пламенеющая готика (поздняя) (1350-1500 гг.)
Кафедральный Собор Нотр Дам де Руан. Пламенеющая готика Кафедральный Собор Нотр Дам де Руан. Пламенеющая готикаВ Англии и Германии выделяют несколько иные этапы готического стиля в архитектуре:
1. Ланцетовидная готика. 13 век. Характерным элементом являются расходящиеся пучки нервюр сводов , напоминающих ланцет.
Интерьер собора в городе Дареме. «Распускающиеся пучки» нервюр. Ланцетовидная готика Интерьер собора в городе Дареме. «Распускающиеся пучки» нервюр. Ланцетовидная готика2. Украшенная готика. 14 век. Декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок.
3. Перпендикулярная готика. XV век. Преобладание вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, — такой свод и называют веерным. Перпендикулярная готика просуществовала до начала XVI в.
Ульмский Собор. Вид с птичьего полета. Перпендикулярная готика Ульмский Собор. Вид с птичьего полета. Перпендикулярная готика Ульмский Собор. Вид с роста человека. Перпендикулярная готика Ульмский Собор. Вид с роста человека. Перпендикулярная готика5. Зондерготика (от нем. Sonder – «особая») – позднеготический стиль архитектуры, бывший в моде в Австрии, Бавариии и Богемии в XIV-XVI веках. Для стиля характерны массивные величественные здания, тщательно вырезанные из древесины детали внутреннего и внешнего декора.
Особенности ранней готики. Главные отличительные признаки.
- Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)
- Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов
- Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности
- Важные росписи по стеклу
- Членение стен 4-х зонное
- Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами
- Богатая орнаментика капителей
Исключительно стрельчатые арки
Особенности зрелой готики. Главные отличительные признаки.
- Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые
- Членение стен 3-х зонное
- Тонкие разделяющие стены
- Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов
- Колонны составные (пучкообразные)
- Арки полуциркульные
- Свод 4-частный
Крыши башен ажурные
Особенности поздней готики. Главные отличительные признаки.
- Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом
- Более высокие аркады
- Более декоративно насыщенная (стиль «Изабелла с 1475, стиль «платереско» — соединение восточных и мавританских влияний)
- Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)
- Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В германии поперечный неф вовсе отсутствует
- Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого
- Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах
- Арки больших размеров — килевидная (уже ренессансная)
- Звездчатый или сетчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем
- Трифорий отсутствует
Крыши с куполами
Окна в готической архитектуре
Стены-перегородки травей и хоров заполняются окнами с цветными стеклами, а фронтонные стены главного и боковых нефов — розетками. Особенно большую роль в архитектуре играет ажурный орнамент готики (массверк).
Готическая архитектура развивалась в западной и центральной Европе с конца 12-начало 16 века.
В готическом стиле в основном возводили соборы , религия в тот период была главным рычагом власти, люди нуждались в церкви, собор был самым посещаемым местом в городе ,даже в недостроенном виде люди могли приходить в собор, он был сердцем города.
Разберем основные элементы, которые ввелись в архитектуру.
Важное изменение пришло на каркас здания, в готике он вынесен наружу и удерживает силу расспора.
На картинке показан фасад в разрезе , где мы можем увидеть контрфорс и аркбутан, вместе составляющие конструкцию берущую на себя силу распора .
Контрфорс-вертикаль,принимает на себя силу расспора от сводов несущей стены.Сверху контрфорсов пинакль(башенка, для утяжеления и предотвращения сдвига контрфорса)
Аркбутан-полуарка, которая передаёт силу распора от сводов к контрфорсу(о сводах мы говорили в прошлой статье)
! Также использование крестовых сводов, но с выступающим ребром -нервюрой, которая тоже позволяет облегчить силу расспора.
На самом деле пока писала подумала о том где сейчас в архитектуре можно применить подобные конструкции. можно, но не в таких количествах, в готике каркас здания, это отдельная особенность стиля.
Фронтон , завершающий порталы и арки, остроконечный и декорированный называется вимперг
Работа по проектированию и строительству здесь шли рядом. Сначала был сделан эскизный проект. Сразу за эскизным проектом на стройку отправились чертежи котлована и фундамента. Время, в которое шло строительство, использовалось мной для уточнения чертежей следующего строительного этапа. За фундаментом следовали чертежи тех-подполья, затем кирпичная кладка до пола, потом до верха кубышек, затем триглиф и так далее.
Параллельное проектирование и строительство позволяет иметь максимум времени на обдумывание деталей, внимательно следить за стройкой, понятно и точно объяснять рабочим последовательные этапы строительства. Оглядываясь назад, я не знаю, как можно было запроектировать этот проект иначе. Ведь если бы я выдал на стройку все эти чертежи разом, то рабочие могли бы просто запутаться или ошибиться. Объясняя рабочим чертежи сделанные год назад, я бы мог забыть множество деталей проекта которые полезно упомянуть. А сделать такой проект быстро, это значит упустить всё самое интересное.
Еще одним преимуществом параллельного проектирования и строительства является то, что архитектор видит как происходит строительный процесс. Если в проекте есть технологические недостатки, то их можно увидеть в самом начале и далее не допускать. С другой стороны, рабочие самоорганизуются и изобретают новые способы строительства подходящие для конкретного случая. Такие удобные способы можно заметить и дальше учитывать в проекте.
Полезным для проекта, так же, является видеть результат строительства предыдущих этапов при проектировании этапов следующих. Это помогает точно представлять масштаб и настроение проектируемых частей. Подбирать правильные размеры и формы для архитектурных элементов.
Конечно, у метода параллельного проектирования и строительства есть и недостатки. Например, трудно заранее определить цену, сроки строительства. Бывают случаи, когда чертежи немножко опаздывают. Однажды заказчик мечтал о том, что было бы лучше сначала, сделать все чертежи, а только потом начинать строительство. Может быть. Но каждый конкретный случай строительства является особенным. Эти особенности проявляются в конечном результате, и если они украшают его, то я думаю, все было сделано правильно.
Читайте также: