Джон фаа золотой компас
Я хотела написать рецензию уже после выхода первой серии первого сезона - первые впечатления, мол, самые правильные. Однако говорить о кино, не посмотрев его до конца - значит, дать ему априори необъективную оценку. Потом все это как-то подзабылось, но вот близится ноябрь 2020, а это значит, что скоро уже выйдет второй сезон. И я подумала, что неплохо бы освежить в памяти картинку, а заодно и поделиться впечатлениями с теми, кто еще в раздумьях: смотреть или не смотреть.
Не сказать, что я являюсь фанатом этого писателя, скорее, наоборот - его мировоззрение идет вразрез с моим, и та главная мысль, которую он достаточно мутно и размыто доносит через свои произведения (причем, не только через «Темные начала»), противоречит моим убеждениям.
Однако несмотря на это книга, которую я прочла лет в 14-15, сумела меня увлечь. И именно в этом я обнаружила уникальность произведений. И с превеликим удовольствием посмотрела первую экранизацию - «Золотой компас» (2007 год) Криса Вайца. А потому не сравнивать книгу, фильм и новый сериал просто не могу.
Еще одна особенность, через призму которой я смотрю новый продукт от трех мастодонтов массового кино - BBC Studios, New Line Cinema и Bad Wolf - практически напрочь забытый литературный источник. Честно говоря, для подростков эта книга сложновата, и лично у меня остались только воспоминания о сюжете, но никак не о подтекстах. Это чувства от прочитанного, эмоции, которые перполняли в момент путешествия по страницам книги. И я считаю, для рецензии эта ситуация - большое преимущество, потому как проще будет быть беспристрастной и не уподобляться тем странным людям, которые очень любят видеть на экране ксерокоприрование книги.
Вот такие книги читала я. Сейчас их можно найти только в библиотеках. Насколько я помню, издательство - "Росмэн". Вот такие книги читала я. Сейчас их можно найти только в библиотеках. Насколько я помню, издательство - "Росмэн".Со вступлением покончено, исходные данные озвучены, а теперь к делу. Итак, мы имеем новый сериал - первый масштабный проект после мартиновской «Санты-Барбары по-вестеросски». И, кстати, один из самых ожидаемых в своем жанре - круче, по-моему, только «Ведьмак» .
Честно сказать, ощущение, что сериал мне понравится, пришло уже в первые минуты. И оно было очень предвзятым - проект, где снимается Джеймс МакЭвой не может быть провальным. Хотя бы потому, что в нем есть Джеймс МакЭвой. Он великолепен как актер и точка. Понятно, что на нем одном целый сериал из десяти эпизодов по пятьдесят с лишним минут каждая не вытянешь, если все остальное в нем оставляет желать лучшего.
Джеймс МакЭвой в роли лорда Азриэла в сериале "Темные начала". Джеймс МакЭвой в роли лорда Азриэла в сериале "Темные начала".Кстати, в полнометражном фильме «Золотой компас» в роли заботливого дядюшки Азриэла не менее гармонично смотрелся Дэниэл Крейг. Что ни говори, а типажи и там, и там подобраны тонко и правильно - не придраться.
Дэниэл Крейг в роли лорда Азриэла в сериале "Темные начала". Дэниэл Крейг в роли лорда Азриэла в сериале "Темные начала".То же самое чувство удовлетворения кастингом возникает при созерцании Марисы Колтер. В фильме это была эффектная блондинка Николь Кидман, которая, по словам критиков, и вытащила весь фильм (хотя, это абсолютная неправда). В сериале это жгучая брюнетка Рут Уилсон. Мне, признаться, она была не знакома до этого сериала, однако несмотря на тотальные различия в типажа двух актрис, обе смотрятся в своих ролях вполне гармонично.
Лира Белаква уплывает на цыганами. Те направляются на детей, но их никто не искал. Полиция и Церковь были заодно с Жертвенным Советом. За Лиру была назначена награда в тысячу соверенов.
По прибытии на Болота , место Сходки, всем уже было известно, что пропавшая девочка прибыла вместе с цыганами. На Сходке повелитель западных цыган Джон Фаа объявляет, что они будут опекать Лиру, несмотря на то, что она — ребёнок земледёров. Так же они будут спасать не только своих, цыганских, детей, но и всех остальных детей, которых похитили Жрецы. Лорд Фаа предлагает послать на Север отряд бойцов.
Он отвёл Лиру в совещательную комнату и там познакомил с престарелым Фардером Корамом. Лира рассказывает им о подслушанном докладе Лорда Азриэла перед Учёными, о Пыли и Городе, которые были видны на фотограммах.
Оказывается, Фардер Корам был «видящим», он следил за всем, что касается Пыли, в т.ч. за самой Лирой, с самого её рождения.
Лира показывает свой алетиометр. Фардер Корам узнаёт этот прибор и рассказывает, как им пользоваться.
О чем этот сериал?
Сколько будет сезонов?
Кто играет в сериале?
В первых кадрах нам показали Оксфорд и Иордан-колледж, в котором Жила Лира Белаква. Иордан-колледж — один из старейших и самый богатый колледж в Оксфорде.
Лира Белаква
Лорд Азриэл
Мариса Колтер
Лира в Лондоне
Миссис Колтер делает Лиру своей помощницей. Вместе они отправляются в общество исследователей севера.
Магистр Иордан-колледжа
Магистр Иордан-колледжа предупреждает Лиру о возможных опасностях. Роль Магистра досталась американскому театральному актеру Кларку Питерсу. Сериальный образ сильно отличается от книги.
Магистр Иордан-колледжа дает Лире алетиометр — устройство, которое может предсказывать будущее.
Роджер Парслоу
Роджер Парслоу — друг Лиры по Оксфорду, которого неожиданно похищают.
Фардер Корам
Фардер Корам — еще один важный персонаж первой книги. В сериале его роль исполнил хорошо всем известны лорд-командующий Ночного дозора — Джеймс Космо.
Йорек Бирнисон
Доктор Ланселиус
Доктор Ланселиус — Консул ведьм, которого мы встретим в Троллезунде.
Лорд Бореал
Лорд Бореал отличается от книжного образа. И похоже, в новой экранизации ему отведена важная роль. Это один из самых загадочных персонажей книги. Этот персонаж сильнее всего отличается от своего книжного образа. Сложно сказать, как чернокожий смог стать лордом в Англии. Думаю, что в сериале будет этому объяснение.
Отец Макфейл
Магистериум
Магистериум — религиозная организация, которая исследует Пыль — загадочное вещество. Магистериму считает, что Пыль — это проявление первородного греха.
О чем этот сериал?
Сколько будет сезонов?
Кто играет в сериале?
В первых кадрах нам показали Оксфорд и Иордан-колледж, в котором Жила Лира Белаква. Иордан-колледж — один из старейших и самый богатый колледж в Оксфорде.
Лира Белаква
Лорд Азриэл
Мариса Колтер
Лира в Лондоне
Миссис Колтер делает Лиру своей помощницей. Вместе они отправляются в общество исследователей севера.
Магистр Иордан-колледжа
Магистр Иордан-колледжа предупреждает Лиру о возможных опасностях. Роль Магистра досталась американскому театральному актеру Кларку Питерсу. Сериальный образ сильно отличается от книги.
Магистр Иордан-колледжа дает Лире алетиометр — устройство, которое может предсказывать будущее.
Роджер Парслоу
Роджер Парслоу — друг Лиры по Оксфорду, которого неожиданно похищают.
Фардер Корам
Фардер Корам — еще один важный персонаж первой книги. В сериале его роль исполнил хорошо всем известны лорд-командующий Ночного дозора — Джеймс Космо.
Йорек Бирнисон
Доктор Ланселиус
Доктор Ланселиус — Консул ведьм, которого мы встретим в Троллезунде.
Лорд Бореал
Лорд Бореал отличается от книжного образа. И похоже, в новой экранизации ему отведена важная роль. Это один из самых загадочных персонажей книги. Этот персонаж сильнее всего отличается от своего книжного образа. Сложно сказать, как чернокожий смог стать лордом в Англии. Думаю, что в сериале будет этому объяснение.
Отец Макфейл
Магистериум
Магистериум — религиозная организация, которая исследует Пыль — загадочное вещество. Магистериму считает, что Пыль — это проявление первородного греха.
Вчера заходила в книжный, увидела любимую в юности серию книг, и решила поподробнее о ней рассказать, так как лично на меня она произвела ну очень большое впечатление.
Краткое описание сюжета первой части: главная героиня - Лира живёт в параллельной вселенной, чем-то похожей на нашу, в Оксфорде, в колледже Иордан, и вместе с другими детьми с утра до ночи пропадает на улочках Оксфорда. Лира сирота, её опекуном является полярный исследователь и её дядя лорд Азриэл. Однажды появляются слухи о Жрецах, тайной организации, которая похищает детей. Пропадает и лучший друг Лиры — Роджер. Поиски друга заводят девочку очень далеко. Сначала она попадает под власть некой миссис Колтер, красивой, властной и жестокой женщины. Ей удается бежать с помощью табора цыган, которые едут на север, чтобы освободить похищенных детей. По дороге она знакомится с ведьмой Серафиной Пеккала, бронированным медведем Йореком Бирнисоном, аэронавтом Ли Скорсби. С помощью новых друзей и алетиометра (артефакта, который дает ответы на любые вопросы, если уметь их понять) Лира узнает тайну Жрецов, находит Роджера и освобождает других детей.
В целом мир немножко стимпанковский, так как электричество у них популярностью не пользуется, но главное отличие мира Лиры от нашего - дЕймоны. Деймон - это душа человека, которая физически воплощена в форме говорящих животных или птиц. Деймоны детей могут менять внешний облик, в зависимости от необходимости или настроения, так например во время потасовки деймон может стать хищником типа куницы, а если настроение любопытное и нужно подглядеть что-то, может принять облик птицы или насекомого. У взрослых деймоны облик менять не могут и отражают внешним видом характер или основную черту своего человека (деймоны слуг чаще всего имеют вид собаки, к примеру). Человеку трогать руками чужого деймона строжайшее табу, но сами деймоны могут друг друга трогать любым образом и даже причинять боль. Если деймону причинить боль - человек ее так же ощутит. Так же у деймона есть ограничение на отдаление от своего человека, отойти друг от друга больше чем на несколько метров невозможно без причинения самим себе страданий и душевных мук (ведь деймон - это душа). Исключение составляют ведьмы. Они намеренно проходят через это, чтобы иметь возможность отдаляться друг от друга на любое расстояние без потери связи, это своеобразный обряд инициации девочек-ведьм (мужчин-ведьм нет). Также в этом мире деймон обычно противоположного пола. Исключения бывают, но очень редко и кстати у цыган (в том мире цыгане не клянчат бабло, а скорее похожи на американских индейцев, торгуют, курят, плавают на каяках, прикольно в общем то живут).
Деймонам в книге уделяется очень большое внимание, но иносказательно, то есть большое внимание уделяется душе человека, ее способностям, возможностям, уязвимостям и так далее. Вообще прослеживается теория тройственности "человек-душа-дух"). Душа живет рядом с человеком, дышит, разговаривает, является лучшим другом, важнейшим персонажем в жизни. Дух же - отпечаток человека, который, после смерти, в одиночку (без деймона) отправляется в мир мертвых. (Кстати спойлер: вместе с деймоном, рядом с человеком незаметно живет и его смерть))))
Лира, цыганский барон Джон Фаа и алетиометр, который, собственно, и называют иногда золотым компасом.
Теперь о первопричине всех этих событий, и тайной сути, той самой идее которая впечатлила меня в детстве. В Мире Лиры это называют Пылью. Пыль - это элементарные частицы сознания. О ней известно во многих мирах, она - та самая сила мысли, которая сделала из обезьяны человека, которая создала таких существ как Ангелы, она двигает стрелки алетиометра, она первопричина всего разумного во всех мирах и знает ответы на все вопросы. Церковь в мире Лиры считает ее грехом, так как именно по причине Пыли дети становятся взрослыми, а деймоны принимают окончательный вид, она дает детям разум взрослых, заставляет их думать своей головой и идти против всеобъемлющей власти Церкви. Тогда теологи задумываются, как оставить детей "невинными" и приходят к странному умозаключению: Пыль проходит через деймона в человека, и если отделить деймона от ребенка, он навсегда останется чистым. Экспериментальная станция по "разделению" похищает беспризорных детей, детей цыган, никому не интересных воришек, стараясь действовать максимально незаметно для общества. В дальнейшем их привозят на станцию, проводят всевозможные измерения, и проводят операцию по отделению тела от души (. ). Важную роль играет возраст ребенка, то есть пациенты должны быть в предпубертатном периоде жизни (т.е. до полового созревания, 10-12 лет).
Мы все знаем чем отличается мышление ребенка от мышления взрослого, это развитая фантазия, мечты о пони и радуге, охотное и бессовестное сочинение сказок о том, кто съел все конфеты из шкафа, непоколебимая вера в чудеса, волшебство и тд., и совершенное непонимание того, что такое влечение к объекту противоположного пола. Да дети безусловно умеют любить (маму, папу, кота и прочих тварей, даже мальчика из соседнего подъезда, который когда его чмокают в щечку корчит рожу и, рыдая, бежит вытирать слюни со своей многострадальной мордахи), но нет сексуального подтекста всех этих действий. Детям можно объяснить в красках как нужно заводить детей, но кроме отвращения или недоумения это ничего не вызовет, и появление "из животика" их вполне устраивает. То есть тайна плотской любви им не известна, и именно это, в понимании местной, Церкви считается чистотой.
Сама идея отделить человека от его души открывает нехилые такие перспективы: это и армия суперсолдат, бесчувственных и безэмоциальных, а главное беспрекословно подчиняющихся, и безгрешные дети, послушные и вечно невинные, а также безграничная власть над обществом посредством внушения абсолютного ужаса перед тем, что любого дерзкого могут душевно кастрировать. Чем-то напоминает сюжет фильма "Эквилибриум" или другую книжную трилогию "Дерилиум" (с медицинским делирием не связанную)).
Видимо придется мне делать серию постов, уж очень много важных деталей. На этом длиннопост №1 заканчиваю, в следующем напишу о таких артефактах как алетиометр и эзахеттр, играющих важную роль в развитии сюжета. Надеюсь, вам понравится)
Читайте также: