День снятия блокады картинки черно белые
Сегодня, 27 января, в России отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Начавшаяся 8 сентября 1941 года блокада города-героя длилась 872 дня и была полностью снята 27 января 1944 года. Несмотря на то, что город оказался отрезанным от остальной территории СССР, в нем начался голод, не было электричества и теплоэнергии, ленинградцы продолжали противостоять врагу. Регулярные артобстрелы и авианалеты не могли нарушить работу предприятий, выпускавших все необходимое для фронта. Отстоять Ленинград удалось очень большой ценой - погибло от 650 000 до 1 000 000 человек, а численность населения сократилась до 800 000, в то время как к началу войны в городе и пригороде проживало 3 000 0000 человек. Далее небольшая подборка фотографий, рассказывающая о жизни жителей блокадного Ленинграда.
Жители покидают дома, разрушенные немцами
У водоразборной колонки, установленной на углу улицы Дзержинского и Загородного проспект
Противотанковые надолбы по Московскому шоссе
После обстрела города немецкой артиллерией
Объявления об обмене вещей на продукты
Школьники блокадного города за сборкой пулеметов на заводе
Жители города расчищают снег на Невском проспекте
После очередного артобстрела 1942-го года
Дорога жизни блокадного Ленинграда, 1943 год. Доставка грузов в осажденный город через Ладожское озеро
Прорыв блокады. Встреча бойцов и командиров Волховского и Ленинградского фронтов в Рабочем поселке №1, 1943 год
Во время артобстрела опасность поджидала людей на улицах осажденного города. На снимке: надпись на стене дома, предупреждающая об опасности, больше не нужна, 1944 год
Предлагаем вашему вниманию серию фотоколлажей, совмещающих в себе снимки современного Санкт-Петербурга и фотографии блокадного Ленинграда. Фотопроект "Блокадный альбом" был создан Сергеем Ларенковым к 75-летию снятия блокады Ленинграда. Талантливые работы Ларенкова возвращают зрителя не к абстрактным размышлениям о героическом прошлом, а связывают тяжелые воспоминания с конкретными местами, которые известны не только для самих петербуржцев, но и для всех, кто когда-то бывал в Санкт-Петербурге. Фотографии кликабельны.
Ленинград 1942-2016 Дзержинского-Гороховая, 43
Ленинград 1942 - Санкт-Петербург 2018. Невский 182 застывшие троллейбусы
Ленинград 1941 - Санкт-Петербург 2018 Ополченцы у Смольного
Ленинград 1941 - Санкт-Петербург 2018 Памятник Николаю 1 укрытый мешками с песком
Ленинград 1941 - Санкт-Петербург 2018.Строительство пулеметного гнезда в здании магазина на углу Невского и Полтавской
Ленинград 1941 - Санкт-Петербург 2018. Литейный 53
Ленинград 1944 - Санкт-Петербург 2018. Защитники города у Адмиралтейства
Ленинград 1942 - Санкт-Петербург 2018. Невский 160 после артобстрела
Ленинград 1942 - Санкт-Петербург 2018. Невский 160 Очередь за хлебом
Ленинград 1941 - Санкт-Петербург 2018. На Синем мосту
Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2018. Дети у Таврического сада
Ленинград 1945 - Санкт-Петербург 2018. Девочка с медалью За победу над Германией
Ленинград 1942 - Санкт-Петербург 2018. Владимирская площадь. Трамвай, разбитый прямым попаданием немецкого снаряда
Ленинград 1945 - Санкт-Петербург 2018. Измайловский проспект. Трамвай Победа
Ленинград 1941 - Санкт-Петербург 2018. Измайловский, 24. Баррикады
Ленинград 1941 - Санкт-Петербург 2018. Афиши у Екатерининского сада
Ленинград 1942 - Санкт-Петербург 2018. Бойцы милиции у Зимней канавки
Ленинград 1941-Санкт-Петербург 2018. Снятие коней Клодта с Аничкова моста
Ленинград 1943-Санкт-Петербург 2018.Танк Т34-76 на Невском проспекте. Н. Хандогин
Ленинград 1942-Санкт-Петербург 2018. Противотанковые ежи у Медного всадника
30 отличных детских костюмов для празднования Хэллоуина
95-летний ветеран получил новенький Chevrolet Corvette 2022 года всего через 30 дней после его.
Невероятное везение: цветочный горшок упал с 34 этажа рядом с ребенком
Минутка толерантности из Сочи: истеричный гей и охранник пляжа устроили разборки из-за чихуахуа
"21 тысяча за отопление!": пенсионеры в Уфе пожаловались на счета - им предложили рассрочку на тепло
Мужчина обнаружил застрявшую клювом в дереве птицу и спас её
Сломал систему: уфимец прошел в торговый центр по QR-коду с пачки чипсов
Потрясающие миниатюры, которые показывают всю сложность позиционной войны в Первую мировую
20 удивительных макрофотографий, которые позволят увидеть мельчайшие детали крошечных вещей
Американского миллионера приговорили к пожизненному сроку
Как сейчас выглядят места, где Гайдай снимал "Иван Васильевич меняет профессию"
Самый дорогостоящий нападающий в мире готов на все ради перехода в «Реал»
Авария дня. 5 погибших и 25 пострадавших из-за одного уснувшего водителя
Уменьшенные копии двигателей Ferrari: на создание каждого требуется больше года
В Пыть-Яхе толпа кавказцев едва не линчевала полицейских из-за аварии с автомобилем диаспоры
Русская Рапунцель: сибирячка отращивает волосы уже 23 года
Американец не послушался совета жены и стал миллионером
Игроков позабавила странная отдача при стрельбе в новом Battlefield
Болельщица, ставшая причиной массовой аварии на Тур де Франс, предстала перед судом
Бесплодная Амазония и раскаленная Индия: ученые предсказали, как изменится климат к 2500 году
Порто-Флавиа: столетняя шахта, аналогов которой нет нигде в мире
В ИК-1 Владикавказа бунтуют и крушат инвентарь заключённые
Начинающая автомобилистка сбила девушку на пешеходном переходе в Симферополе
Владимир Александрович Фролов родился, жил и всю жизнь работал в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде. До 1917 года имя Владимира Фролова гремело на всю Россию — он в собственной мастерской делал лучшие мозаики в стране, собрал уникальную коллекцию декоративно-прикладного искусства.
Первая в России частная мастерская была основана художниками-мозаичистами отцом и сыном — Александром Николаевичем и Александром Александровичем Фроловыми в 1890 г. А.А.Фролов попытался внедрить "венецианский" способ набора, изученный им в заграничной командировке в Мозаичном отделении Императорской Академии Художеств, но, не встретив поддержки, покинул стены Академии, и вместе с отцом основал собственную Мозаическую студию.
В мастерской Фролова мозаики набирали "обратным", или "венецианским" способом. Этот метод был рассчитан на исполнение масштабных композиций, воспринимаемых с большого расстояния. Живописный оригинал калькировался на плотную бумагу в зеркальном отображении. Рисунок разделялся на части, на каждую из которых наклеивали лицевой стороной кусочки смальты. Готовую мозаику окружали рамой и заливали цементным раствором. Мозаичные блоки крепились к стене. Швы между ними заполнялись мастикой, по которой композиция "добиралась" уже прямым способом набора.
В конце XIX века фамилия Фроловых была хорошо известна в художественных кругах России. Его сыновья Александр и Владимир не только продолжили дело отца, но и, усовершенствовав технологический процесс набора мозаик, создали собственную мастерскую. Это были годы расцвета предприятия, у мастеров которого окончательно выработался свой творческий почерк.
В 1895 году Комиссия по строительству объявила конкурс на исполнение мозаик для храма Воскресения Христова. В нем участвовали мозаичное отделение Академии художеств, немецкая фирма "Пуль и Вагнер", итальянские фирмы "Сальвиати" и "Societa Musiva" и первая частная мозаичная мастерская А.Фролова, которая и стала победителем.
Мозаичисты Фролова не ограничивались государственными и частными заказами. В 1897 году они реставрировали древнерусские мозаичные орнаменты храма Софии Новгородской, а в 1899 году переложили на цементный раствор знаменитую "Полтавскую баталию" М.В.Ломоносова. Но главным делом для мастеров Фролова было и оставалось создание уникального мозаичного собрания храма Воскресения Христова.
Первыми крупными мозаиками нерелигиозного содержания стали тематические композиции на фасаде Музея А.В.Суворова. По существу, это большеформатные картины, переведенные в вечный материал. В русле поисков нового стиля, В.А.Фролов в 1902 году выполнил фриз особняка Е.И. Набоковой на Большой Морской улице. Стилизованные тюльпаны и лилии сплетаются в текучий узор разных цветовых оттенков. В 1904 г. появляется вывеска из мозаики, выполненная в мастерской Фролова, на фасаде Дома Зингера на Невском проспекте, дом 28.
Этапной вехой в творческих исканиях мастерской стало создание монументальных панно, установленных в 1905 году на фасаде доходного дома герцога Н.Н. Лейхтенбергского на ул. Большая Зеленина. Смелое новшество – многократное укрупнение набора – обусловлено расположением композиций на большой высоте. В панно нет и намека на "картину": мозаики сплошным фризом заполняют все поле верхнего этажа, поглощая в себя оконные проемы.
Мозаичная надпись на фасаде, выполненная мастерской Фролова – "Ora et Labora" ("Молись и трудись" с латыни) – гербовый девиз петербургского химика и фармацевта А.В.Пеля, расположена на фасаде его доходного дома и аптеки на 7-ой линии Васильевского острова.
В 1906 году в мозаичной мастерской В.А.Фролова создаются четыре иконы для фасадов Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости – изображения Иверской, Казанской и Федоровской Божией Матери и образ Спаса Нерукотворного – над входом в вестибюль.
В 2014 году после реставрации сняли леса с фасада здания бывшей церковно-приходской школы училищного совета Синода и типографии (сегодня здесь размещается Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения) и взглядам предстала открытая и отреставрированная мозаика мастерской Фролова "Христос, благословляющий детей".
Это далеко не полный перечень работ мозаичной мастерской в Санкт-Петербурге. А ведь были еще заказы в пригородах, в Москве, других городах России и за границей. Из стен фроловской мастерской выходили шрифтовые надписи и рекламы, облицовка глав и шпилей. Так расширялась сфера применения мозаики, так мозаика включалась в систему визуальной информации города, участвовала в его преображении.
Частная мастерская Фроловых в начале ХХ века завалена заказами, строится собственный дом: Васильевский остров, Большой проспект, 64. В нем и работают, и живут. Неожиданные в классическом дворе-колодце мозаики до сих пор украшают стены. "Мастерская находилась на втором этаже, а мозаики были размещены в порядке рекламы и визуальной информации", - пояснил внук Владимира Фролова Владимир Фролов.
А история — почему эти мозаики сейчас украшают станцию "Новокузнецкая" — была такова. После конкурса проектов станций третьей очереди за проектирование станции "Павелецкая" взялись архитекторы братья Веснины. Темой оформления они выбрали Донбасс — этому послужила близость станции к Павелецкому вокзалу, откуда отправляются поезда до Донецка. Станцию также предлагалось назвать "Донбасской". Проект станции был несколько похож на "Маяковскую" (те же колонны при глубоком заложении), и Веснины решили использовать смальтовую мозаику на своде центрального зала. Всего на станции предполагалось разместить 14 мозаик восьмигранной формы, 3 метра по диагонали. Для выполнения эскизов мозаик Веснины обратились к художнику Александру Дейнеке. Он согласился. Тема мозаик тоже была ясна, она называлась "Донбасс – Всесоюзная кочегарка". Через некоторое время эскизы были закончены. Рисунки были сделаны в таком же стиле, как и на "Маяковской" — пассажир как бы "подсматривал" за происходящим на земле и видел всё происходившее снизу, как из окна в потолке.
А в это время мозаичист Фролов остался один — молодые ученики ушли на фронт, старики умирали от голода. Он мог бы уехать в эвакуацию, Ленсовет принял решение о прекращении работ. Но тогда погибла бы мастерская и почти готовые работы. В жуткий холод в помещении с выбитыми стеклами мастер собирал свое последнее творение. Он смог даже упаковать огромное панно в несколько ящиков. "Оказывается, тогда еще не закрылась навигация", — рассказывает внук художника Владимир Фролов, - и мозаики вывезли по Ладоге на одном из последних кораблей. Они чудом не затонули во время обстрелов, да и вообще случайно попали на борт. Один матрос рассказал потом, как это было: "Судно уже отплывало, когда подъехал автомобиль, из которого вышли какой-то офицер и пожилой мужчина — это был мой дед. Он буквально умолял капитана вывезти из блокадного Ленинграда ящики с панно для московского метро. Говорил, что скорее всего больше не успеет сделать ни одной работы, что эта мозаика — последняя в его жизни. "
Был январь 1942-го. А 3 февраля Владимира Фролова не стало — он умер от истощения в блокадном городе. Ему было 68 лет, и он работал до последнего дня. Известный мозаичист скончался зимой от голода прямо в помещении Академии Художеств, в своей мастерской. Захоронен на Смоленском кладбище в братской могиле профессоров Академии художеств.
А в Москве тем временем было принято следующее решение: после изменения проекта "Павелецкой" — И.Г. Таранов, архитектор станции "Новокузнецкая", решил установить мозаики на своей станции. Это спасло часть мозаик. Из-за относительно небольшой длины центрального зала "Новокузнецкой" на своде удалось разместить шесть восьмигранных мозаик, и еще одну — "Парад физкультурников" — установили в наземном вестибюле.
27 января 2013 года, в годовщину снятия блокады Ленинграда, на станции «Новокузнецкая» была открыта мемориальная доска с надписью: «На этой станции установлены мозаики, выполненные в блокадном Ленинграде в мозаичной мастерской Всероссийской Академии художеств под руководством профессора Владимира Александровича Фролова».
Читайте также: