В среде программирования visual c можно следующие типы приложений
При изучении языка программирования С/С++ работа в средах программирования под DOS (например в BorlandC++ 3.1) сложностей не вызывает. Это объясняется простой одно файловой схемой получения исполняемого модуля: исходный модуль -> объектный модуль -> исполняемый модуль.
Современные компьютеры, как правило, оснащены мощными системами программирования под windows, такими, например как BilderC++, VisualC++, VatCom и т.д. И в таких современных средах программирования механизмы создания проектов, не требующих Window-интерфейса, несколько другие. Рассмотрим, как реализован такой механизм в Visual C++.
VisualC++(Developerstudio). Интегрированная среда разработки (Integrated Development Environment, или, сокращенно, IDE) — это программный продукт, объединяющий текстовый редактор, компилятор, отладчик и справочную систему.
Любая программа в среде Visual C++ всегда создается в виде отдельного проекта. Проект (project) — это набор взаимосвязанных исходных файлов и, возможно, включаемых заголовочных файлов, компиляция и компоновка которых позволяет создать исполняемую программу. Основу Visual C++ составляет рабочая область (project workspace). Она может содержать любое количество различных проектов, сгруппированных вместе для согласованной разработки: от отдельного приложения до библиотеки функций или целого программного пакета. Решение же простых (учебных) задач сводится к оформлению каждой программы в виде одного проекта, т.е. рабочая область проекта будет содержать ровно один проект.
Вид рабочего стола VisualC++. Консольное приложение. После запуска Visual C++ появляется главное окно программы, вид которого приведен на рисунке 1. (В зависимости от настроек Visual C++ его вид может несколько иным.)
Рисунок 1. – Главное окно Visual C++
Экран VisualC++ разделен на четыре основные зоны. Сверху расположены меню и панели инструментов. Кроме них рабочий стол Visual C++ включает в себя три окна:
Окно Project Workspace (окно рабочей области) – расположено в левой части. Первоначально окно закрыто, но после создания нового проекта или загрузки существующего проекта это окно будет содержать несколько вкладок.
Окно Editor (окно редактирования), расположено справа. Его используют для ввода, проверки и редактирования исходного кода программы.
Для кнопок панелей инструментов предусмотрена удобная контекстная помощь: если навести курсор мыши на кнопку и задержать на пару секунд, то всплывет подсказка с назначением данной кнопки.
Developer Studio позволяет создавать проекты различных типов, которые ориентированы на различные сферы применения. Большинство типов проектов являются оконными Windows-приложениями с соответствующим графическим интерфейсом. Но также предусмотрена работа и консольными приложениями. При запуске консольного приложения операционная система создает консольное окно, через которое идет весь ввод – вывод данных программы. Такая работа и представляет имитацию работы в операционной системе MS DOS или других операционных системах в режиме командной строки. Этот тип приложений больше всего подходит для целей изучения языка C/C++ так как не требует создания Windows-кода для пользовательского интерфейса. Рассмотрим приемы работы с консольными приложениями более подробно. (Рекомендуется для размещения проектов создать специальную рабочую папку.)
Создание нового проекта. Для создания нового проекта типа «консольное приложение» выполните следующие действия:
Выберите в строке меню главного окна команду File/New.
В открывшемся диалоговом окне New выберите вкладку Projects:
выберите тип проекта: Win32 Console Application;
введите имя проекта в текстовом поле Project Name, например lr1;
в текстовом поле Location введите имя каталога (полный путь к нему) для размещения будущих файлов проекта (если указанный вами каталог отсутствует, то он будет создан автоматически); Путь к будущему проекту можно выбрать щелкнув на кнопке, расположенной справа от текстового поля Location
щелкните левой кнопкой мыши на кнопке ОК.
Щелчок запустит встроенный мастер приложений: Application Wizard, который откроет диалоговое окно Win32 Console Application — Stepl of 1 с предложением определиться, какой подтип консольного приложения желаете создать:
выберите тип: An empty project(пустой проект);
и щелкните на кнопке Finish.
После щелчка появится окно: New Project Information(информация о новом проекте) со спецификациями проекта и информацией о каталоге, в котором будет размещен создаваемый проект:
Рисунок 2. – Вид рабочего стола после создания проекта
После выполненных шагов рабочий стол примет вид, показанный на рисунке 2, а в папке lr1, созданной мастером приложений - файлы First.dsw, First.dsp, First.opt, First.ncb и папку Debug (или Release — в зависимости от конфигурации проекта).
Краткое описание каждого из файлов:
First.dsw — файл рабочей области проекта, используемый внутри интегрированной среды разработки. Он объединяет всю информацию о проектах, входящих в данную рабочую область.
First.dsp — проектный файл, используемый для построения (building) отдельного проекта или подпроекта.
First.opt — файл, содержащий опции рабочей области проекта. Благодаря этому файлу при каждом открытии рабочей области проекта все параметры Developer Studio, выбранные во время последнего сеанса работы с данной рабочей областью, будут восстановлены.
First.ncb — служебный файл. Он создается компилятором и содержит информацию, которая используется в инструменте интегрированной среды под названием ClassView. Панель ClassView находится в окне Project Workspace и показывает все классы C++, для которых доступны определения в рамках данного проекта, а также все элементы этих классов. Debug — папка, в которую будут помещаться файлы, формируемые компилятором и сборщиком. Из этих файлов нас будет интересовать, в общем-то, только один — исполняемый файл, имеющий расширение *.ехе.
Как видно из рисунка 2 окно Project Workspace теперь открыто. В нем отображены две вкладки: Class View и File View. Вкладка Class View, как легко убедиться, пустая. Щелчком мыши переключаемся на вкладку File View. Она предназначена для просмотра списка файлов проекта. Щелкнув мышью на значке «+» откроем список First files. Появится дерево списка файлов, содержащее пиктограммы трех папок: Source Files(исходные коды), Header Files (заголовочные файлы), Resource Files(файлы ресурсов). Так как в консольных приложениях файлы ресурсов не используются, последняя папка всегда будет пустой. Первоначально и первые две папки пустые так как в качестве подтипа консольного приложения был выбран пустой проект (опция An empty project).
Добавление к проекту файлов с исходным кодом. При создании консольного приложения можно или добавить уже существующий файл с исходным кодом (lr1.cpp, т.е. чтобы исключить путаницу, желательно, чтобы имя файла с исходным кодом совпадало с именем проекта), который был создан при помощи других оболочек, или создать новый файл во встроенном текстовом редакторе среды программирования VisualC++.
Добавление существующего файла:
Скопируйте исходный файл (lr1.cpp) в папку рабочей области проекта (в данном случае — lr1).
Вернитесь к списку lr1 files в окне Project Workspace проекта и щелкните правой кнопкой мыши на папке Source Files.
В появившемся контекстном меню щелчком мыши выберите команду добавления файлов Add Files to Folder.
Создание и добавление нового файла. В этом случае необходимо выполнить следующие действия:
Выберите в строке меню главного окна команду File/New. В результате откроется диалоговое окно New.
На вкладке Files:
выберите тип файла (в данном случае: C++ Source File);
в текстовом поле File Name введите нужное имя файла (в данном случае: lr1.cpp);флажок Add to project должен быть включен;
После этого получим следующие результаты:
1) в окне Project Workspace раскроется папка Source Files списка файлов проекта и в нее будет помещен файл lr1.cpp;
2) окно редактора Editor станет белым, а в его левом верхнем углу будет мерцать черный текстовый курсор, предлагая ввести какой-нибудь текст.
Введем, например, такой текст:
В случае необходимости переключитесь на вкладку FileView. Открываем список rl1 files, папку SourceFiles и убеждаемся, что в проекте создан файл rl1.cpp с только что набранным кодом.
Рисунок З иллюстрирует вид главного окна Visual C++ после проделанной работы:
Рисунок 3. – Созданный проект
Компиляция, компоновка и выполнение проекта. Эти операции можно выполнить или через подменю Build главного окна, или при помощи кнопок панели инструментов или при помощи комбинации горячих клавиш. Данное подменю объединяет команды для компиляции, сборки и отладки программ.
Основные команды меню Build следующие:
Compile — компиляция выбранного файла. Результаты компиляции выводятся в окно Output.
Rebuild All — то же, что и Build, но компилируются все файлы проекта независимо от того, были ли в них произведены изменения или нет.
Execute — выполнение исполняемого файла, созданного в результате компоновки проекта. Если же в исходный текст были внесены изменения – то перекомпилирование, перекомпоновку и выполнение.
Операции Compile, Build и Execute соответственно первая, вторая и четвертая кнопки панели инструментов Build MiniBar, которая расположена на рабочем столе (рисунок 3) справа вверху рядом с системными кнопками.
Перечислим их слева направо с указанием комбинаций горячих клавиш:
lr1.exe - 0 error(s), 0 warning(s)
Теперь запускаем приложение на выполнение щелчком, например на кнопке Execute Program (Ctrl+F5). Появится окно приложения rl1, изображенное на рисунке 4.
Рисунок 4. – Выполнение проекта
Конфигурация проекта. Visual C++ позволяет строить проект либо в отладочной конфигурации (Win32 Debug), либо в итоговой конфигурации (Win32 Release). Начинать работу нужно в отладочной конфигурации, которая обычно установлена по умолчанию. Для того чтобы проверить какая текущая конфигурация в проекте, нужно выбрать в подменю Project пункт Settings. Откроется диалоговое окно Project Settings. Смотрим, какое значение установлено в окне комбинированного списка Settings For:. Если это не Win32 Debug, то переключитесь на нужное значение через команду меню Build/Set Active Configuration. Но в отладочной конфигурации даже минимальный проект имеет очень большие размеры. Так только что созданный проект rl1 имеет размер на диске более одного мегабайта. Поэтому после получения финальной версии проект нужно перекомпилировать в итоговой конфигурации (Win32 Release).
Как закончить работу над проектом? Можно выбрать меню File, пункт Close Workspace. А можно просто закрыть приложение Visual C++.
Как открыть существующий проект? Для того чтобы открыть существующий проект нужно проделать следующие действия:
Запустить на выполнение среду программирования Visual C++.
Выбрать в подменю File, пункт OpenWorkspace.
Или сделать так (если нужный проект был в работе не так давно):
Запустить на выполнение Visual C++.
Выбрать подменю File, навести курсор мыши на пункт Recent Workspaces.
На этом шаге мы рассмотрим типы проектов .
- Microsoft Corporation. Разработка приложений на Microsoft Visual C++ 6.0. - М.: Русская редакция, 2001. - 704с.
- Лейнекер Р. Энциклопедия Visual C++. - СПб: Питер, 1999. - 1152с.
- Мешков А.В., Тихомиров Ю.В. Visual C++ и MFC. - СПб: БХВ-Петербург, 2003. - 1040с.
- Секунов Н.Ю. Самоучитель Visual C++ 6. - СПб: БХВ-Петербург, 2003. - 960с.
Начиная с этого шага Вы познакомитесь с проектами Visual C++ и научитесь использовать AppWizard для создания проектов на базе Microsоft Foundation Classes (MFC) . Средства мастера AppWizard позволяюn создать каркас приложения, содержащий код и ресурсы, которые могут быть скомпилированы в исполняемую программу. Эта программа и послужит основой для разработки приложения.
В Visual Studio файлы с исходным кодом и ресурсами (меню, панелями инструментов и диалоговыми окнами) группируются в проекты . Проект позволяет редактировать входящие в него файлы и управлять взаимосвязями между ними.
Инструменты сборки проекта Visual C++ - компиляторы кода и ресурсов, компоновщик - настраиваются в диалоговом окне Project Settings . Для каждого проекта можно определить несколько независимых конфигураций их параметров. При использовании мастера AppWizard автоматически создаются конфигурации Debug и Release .
Проекты всегда находятся в рабочей области . По умолчанию одиночный проект создается в рабочей области, а обе его конфигурации называются одинаково. Для эффективной организации разработки иногда полезно сгруппировать связанные друг с другом проекты внутри одной рабочей области. Это позволит установить между ними взаимосвязи, таким образом обеспечив согласованную сборку проектов с общими файлами.
Хотя рабочая область может содержать несколько проектов, работать Вы имеете право только над одним, называемым активным .
Отправной точкой любой разработки в Visual C++ является диалоговое окно File | New , в котором перечислены типы проектов:
Рис.1. Диалоговое окно New в Visual C++
С помощью команды New можно создавать новые рабочие области, проекты, файлы с исходным кодом и ресурсами, а также пустые документы других приложений Microsoft , например Microsoft Word и Microsoft Excel .
Типы проектов Visual C++
-
Проект MFC . При выборе этой опции генерируется каркас программы на базе MFC , пригодный для разработки приложений, DLL -библиотек и элементов управления на базе ActiveX . Другие типы проектов, например созданные мастером Internet Server API (ISAPI) Wizard , также используют каркас MFC -приложения.
На следующем шаге мы рассмотрим создание проекта с помощью мастера AppWizard .
Один из способов повышения надёжности программ заключается в разбиении её на части, которые содержат только информацию необходимую для их работы. Набор взаимосвязанных процедур и тех данных, с которыми они оперируют, называются модулем, а подход построения программ - модульным стилем программирования. В языке Си модуль состоит из двух файлов: заголовочного (с расширением .h) и исходного (.срр). Заголовочный файл представляет интерфейс модуля, а исходный файл задаёт реализацию функций, содержащихся в интерфейсе. Файл пользователя, использующего только интерфейс модуля, не зависит от деталей его реализации.
Программа может состоять из нескольких модулей и файлов различных типов. Совокупность всех файлов и модулей программы образует проект (project).
В результате компиляции решения создается исполняемый файл в формате PE (PE-файл), который называется сборкой (assembly). Программист работает с решением, CLR - со сборкой. Решение содержит один или несколько проектов, ресурсы, необходимые этим проектам, возможно, дополнительные файлы, не входящие в проекты. Один из проектов решения должен быть выделен и назначен стартовым проектом. Выполнение решения начинается со стартового проекта. Проекты одного решения могут быть зависимыми или независимыми. В уже имеющееся решение можно добавлять как новые, так и существующие проекты. Один и тот же проект может входить в несколько решений.
Сборка представляет собой набор файлов, модулей и дополнительной информации, которые должны обеспечить простую установку приложения и последующую работу.
Структура проекта в среде Visual Studio
Visual Studio является многооконной, настраиваемой, обладает большим набором возможностей.
Рисунок 1.1 – главное меню Visual Studio
· Файл - открытие, создание, добавление, закрывание, печать и проч.
· Правка - стандартные команды правки: копирование, вставка, вырезание и
· Вид - команды для скрытия и отображения всех окон и панелей инструментов.
· Проект - команды для работы с проектом: добавление элементов, форм,
· Построение - команды компиляции программы.
· Отладка -команды для отладки программы.
· Окно - управление расположением окон.
· Справка - вызов справочной документации.
Под строкой меню расположена панель инструментов, содержащая вложенные панели кнопок, запускающих те или иные команды из определенной группы или управляющих средой разработки Visual Studio.
Поместить группу кнопок на панель инструментов можно при помощи пункта меню Вид / Панели инструментов.
Для создания нового проекта нужно выбрать в меню Файл команду Создать/Проект. Появится новое диалоговое окно создания проекта.
Рисунок 1.2. – Диалоговое окно создания проекта
При создании нового проекта в поле Имя необходимо указать имя нового проекта, а в поле Расположение - имя каталога, в котором следует сохранить файлы этого проекта. При этом в данном каталоге автоматически будет создан другой каталог, имя которого совпадает с именем проекта. По умолчанию проекты сохраняются в каталоге С:\Documents and Settings\Мои документы\Visual Studio\Projects.
В левой части диалогового окна можно выбрать тип проекта. Список типов проектов зависит от того, какие языки были выбраны при установке Visual Studio. В правой части окна можно выбрать один из предложенных шаблонов для данного типа проектов.
После выбора типа проекта и нажатия кнопки OK откроется основное окно визуальной среды Visual Studio (например, рис.1.3)
Рисунок 1.3 – Окно визуальной среды
Существует три основные части визуальной среды при разработке проекта. В центре находится главное окно для создания визуальных форм и написания кода. Слева размещается окно Обозревателя решений, а справа окно инспектора свойств. Окно Обозревателя решений позволяет увидеть, из каких проектов состоит решение и какие файлы входят в состав этих проектов. Окно свойств (Properties) содержит список атрибутов объекта, выделенного в данный момент. В левой части среды разработки может присутствовать панель элементов управления. Эту панель можно открыть выбором пункта меню Вид/Панель элементов или нажатием Ctrl-Alt-X.
Окно Обозревателя решений содержит древовидное представление элементов проекта, которые можно открывать по отдельности для модификации или выполнения задач по управлению (рис.1.4). В дереве отображаются логические отношения решения и проектов, а также элементов решения. Решение - это набор проектов, из которых состоит приложение. Компонентами проектов могут быть модули, а также другие файлы, которые
требуются для создания приложения. Если нужно отредактировать компонент проекта, следует дважды щелкнуть по его имени в окне Обозревателя решений.
Рисунок 1.4. – Окно обозревателя решений
Пункты контекстное меню окна обозревателя решений (вызывающегося нажатием правой кнопкой мыши) позволяют изменять содержимое проекта, а также добавлять новые компоненты. Помимо обычных программных модулей, можно с помощью команды Добавить/Создать элемент… создать в проекте самые разные компоненты (см. рис.1.5.) или командой Добавить/Существующий элемент… подключать к проекту уже существующий компонент, указав путь к этому компоненту.
Рисунок 1.5. – Шаблоны компонент проекта
В проекте Visual C++ взаимозависимости между отдельными частями описаны в текстовом файле проекта с расширением .vcproj. А специальный текстовый файл решения с расширением .sln содержит список всех проектов данного решения. Чтобы начать работу с существующим проектом, достаточно открыть в Visual Studio соответствующий sln-файл.
Visual C++ также создает промежуточные файлы нескольких типов:
.rc, .resX -поддержка просмотра ресурсов.
.res - откомпилированный файл ресурсов.
.ncb - поддержка просмотра классов. Этот файл создается и затем обновляется при каждом запуске программы. Он имеет самый большой объем среди всех файлов проекта.
.pdb - файл, используемый компоновщиком для записи отладочной информации о пользовательской программе с целью ускорения редактирования связей в режиме отладки.
.sln - файл решения.
.suo - поддержка параметров и конфигурации решения.
.vcproj - файл проекта.
.ico - файл содержит изображение иконки, которое на форме расположено в верхнем левом углу.
Выполнение
1. Загрузить Microsoft Visual Studio .
В результате будет создано окно с активной вкладкой Start Page (рисунок 1).
Рисунок 1. Окно Microsoft Visual Studio
2. Создание приложения типа Windows Forms Application
Чтобы создать новый проект (решение) на языке C++ , нужно выбрать последовательность команд (рис. 2):
Система Microsoft Visual Studio предлагает разные виды шаблонов приложения для программирования на языке C++ (рис. 2).
Рисунок 2. Вызов команды создания нового проекта
3. Основные элементы оконного интерфейса для работы с программой
В результате окно Microsoft Visual Studio примет вид как показано на рисунке 4.
В окне, в центре отображается основная форма приложения. На этой форме можно размещать компоненты. Компоненты размещаются на панели Toolbox (левая часть экрана).
Свойства формы или компонента отображаются в утилите Solution Explorer (правая часть экрана). Изменяя эти свойства, можно влиять на вид формы, поведение формы, реализовывать обработчики событий формы и прочее.
Рисунок 4. Основные элементы окна приложения
4. Вызов режима ввода кода
На данный момент активным есть режим проектирования формы. Чтобы перейти в режим набора текста программы, нужно вызвать команду Code с меню View (рисунок 5):
Рисунок 5. Команда перехода в режим набора текста программы
Другой вариант вызова команды перехода в режим набора текста, это клик на соответствующей кнопке в Solution Explorer (рисунок 6).
Рисунок 6. Кнопка перехода в режим набора текста программы
В результате отобразится текст программы.
Рисунок 7. Режим просмотра текста программы
При создании проекта, система Microsoft Visual Studio генерирует программный код, который сохраняется в различных файлах.
Объясним некоторые фрагменты кода в тексте программы.
В вышеприведенном тексте создается пространство имен MyApp01 с помощью оператора
В пространстве имен MyApp01 создается класс с именем Form1. Этот класс соответствует главной форме приложения Form1.
Класс содержит конструктор, который вызывает метод
В методе InitializeComponent() создается компонента-форма (переменная components ), которая есть контейнером. Это означает, что на форме могут размещаться другие компоненты (кнопки, метки, поля ввода и т.д.). Также в методе InitializeComponent() настраиваются параметры формы: название заголовка, размер (300 * 300 пикселей), шрифт по умолчанию.
Form1() уничтожает форму (переменная components ) с помощью оператора delete .
6. Файлы, которые создаются в проекте
После создания проекта типа Windows Forms Application система Microsoft Visual Studio создает несколько файлов.
Рисунок 8. Файлы C++ , которые создаются в проекте типа Windows Forms Application
7. Запуск проекта на выполнение
Для запуска проекта на выполнение используется команда Start Debuggin из меню Debug (клавиши F5).
Читайте также: