Как работает приложение recycle group
После павильона России в Венеции и Пушкинского музея в Москве Recycle Group (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов) этим летом запустили проект «Вас обманывали, на самом деле всё иначе» в формате дополненной реальности и в парижском Центре Помпиду. Суть его прежняя — нет никаких физических объектов, лишь виртуальные, видимые глазу только через созданное художниками специальное приложение для смартфонов.
О цифровых технологиях в искусстве, продаже того, что нельзя подержать в руках и повесить на стену, и жизни во Франции художники рассказали ARTANDHOUSES перед очередным открытием в Париже — 6 октября они станут участниками знаменитого фестиваля искусств Nuit Blanche.
О чем ваш проект «Вас обманывали, на самом деле всё иначе» в Центре Помпиду?
Андрей: О том, как бы выглядел музей в глазах машины, если бы она туда пришла и стала анализировать картины, объекты и всё остальное с точки зрения своего интеллекта, который управляется нейросетью. Понятно, что люди сами «пишут» для нее нейросеть, но тем не менее это всё равно машинный интеллект, который только базируется на источниках информации, указанных человеком, а сам постоянно дополняет и улучшает эту историю.
Потом она изучает какую-нибудь скульптуру и решает, допустим, копировать этот объект в облако, потому что логика машины в том, что всё физическое стареет, нуждается в реставрации, а всё, что сохранено в облако, это хотя бы однократное копирование, а не бесконечное репродуцирование одного и того же произведения.
Ты смотришь через приложение на объекты и видишь эту нейросеть, визуализацию ее работы, ее структуры. Она анализирует свойства произведения, а свой анализ выдает в виде текста. Наш проект — это выставка именно текстового содержимого на английском языке. Она не для вау-эффекта. Многие думают, что дополненная реальность базируется только на эффектах каких-то, но это заблуждение. Дополненная реальность — это инструмент. Ты как хочешь, так его и используешь. Для нас было важно обратить внимание на содержательность работ.
Какой текст возникает, если смотреть через ваше приложение, например, на произведение Кошута «Один и три стула»?
Андрей: У Кошута это фотография, сам стул и дефиниция, то есть определение в словаре. Но машина видит, что физически стул один. Она анализирует, какой состав цвета, сколько букв написано на бирке, сколько точек, запятых, сколько одинаковых слов. Типа «ищем совпадения» с титром, с названием работы. В итоге машина добавляет еще два стула.
Георгий: Это логичное продолжение всех наших проектов и тем, о которых мы говорим. Мы фиксируем появление третьего измерения. Если раньше были взаимодополняющие друг друга материальный и духовный миры, то теперь возникла виртуальная реальность, которая существует где-то между, и наполнить ее человек волен чем угодно. И в этом проекте мы говорим о том, что работы классиков могут служить маркерами, на которые будет наложено сверху вообще другое изображение или текст.
Сколько объектов из экспозиции Центра Помпиду вы включили в свой проект?
Андрей: Восемнадцать.
Георгий: И мы планируем периодически дополнять список. Думаю, будет больше намного.
Кстати, как отреагировали сотрудники Центра Помпиду на такое вторжение?
Георгий: Очень спокойно, сделали вид, что ничего не происходит, за что им спасибо.
То есть сделали вид, что не замечают вас?
Георгий: Ну, они сначала очень сильно интересовались. Когда мы начали водить экскурсии, они собирались небольшими группками за нашими спинами и обсуждали, что там происходит у нас в телефонах. Но никак не препятствовали.
Андрей: На самом деле они знали, были предупреждены. На открытии стояли люди в майках «Recycle Group assistants» прямо на входе на пятый этаж, давали бумажки с инструкциями и помогали с установкой приложения, рассказывали, как им пользоваться, если у кого-то возникали вопросы. Ну и мы там тоже тусили, с кем-то общались.
Сколько будет длиться показ проекта в Центре Помпиду?
Георгий: Бесконечно. Пока сами работы существуют. А если работу повезут в другой музей, ее виртуальная копия, тень, последует за ней.
Андрей: И пока существует наше приложение. Пока есть связь между глазом человека и экраном (любым, неважно, очки это, телефон или линза), и пока в этом экране есть камера (а камера теперь, очевидно, будет всегда), дополненная реальность будет работать. Единственное, что нужно иметь в виду, — приложение будет трансформироваться. Новые технологии требуют постоянного обновления. Приложение — это не что-то, что ты запрограммировал один раз, а история в развитии.
Часто выходят обновления для приложения?
Георгий: Раз в месяц — стабильно. Что-то улучшаем, что-то добавляем. Помимо контента, много технической работы. Например, чтобы сделать в приложении автофокус и хорошее качество камеры, потребовалось довольно много времени. Даже просто селфи-камеру внедрить не так просто. Следующий этап — появление дополненной реальности уже через очки, через линзы, когда ты реальность будешь перещелкивать одним касанием.
Андрей: По большому счету приложение может развиваться и кем-либо после нас. Художника нет, а его приложение продолжает кто-то адаптировать под новую современность.
Георгий: Каждый художник мечтает попасть в музей, в вечность. Но с появлением дополненной и виртуальной реальности место показа его произведений уже не имеет значения. Ты можешь попасть в музей, в банк, на улицу. Не имеет значения где, имеет значение только то, что ты делаешь и как.
Где будет ваша следующая «пиратская» выставка?
Андрей: Будет проект в Лондоне, где — пока не скажу, но тоже в музее.
Сколько человек уже используют ваше приложение?
Андрей: Больше двадцати тысяч. Самое смешное, что за прошлый год страна, которая больше всего скачала наше приложение, после России — это Китай.
Как зрители узнают об этом проекте?
Андрей: Мы публиковали информацию в своих аккаунтах в Instagram и Facebook, а вообще у нас есть галерея в Париже (группу представляет галерея Suzanne Tarasieve. — ARTANDHOUSES), которая рассылала релиз в медиа. На открытии мы встретили людей, которые тыкали в смартфоне на все кнопки подряд и не могли понять, что нужно делать. В конечном итоге все во всем разобрались, ходили по карте в залах, долго обсуждали. Это не так-то просто — расширить аудиторию на взрослых людей, чтобы это были не только молодые-юные-продвинутые.
Георгий: С новыми технологиями есть нюансы — тебе приходится тратить дополнительное время на то, чтобы просто посмотреть, как всё работает. Часто я замечал, как «наши» посетители ходили по музею, а другие обращали внимание на их смартфоны, открывали свои, ну и, естественно, ничего не видели — без приложения это не работает.
Есть ли возможность продавать такие виртуальные проекты?
Андрей: В том-то и прикол, что это инструмент. Хочешь — продавай, хочешь — нет. У нас вообще нет такой задачи. У нас есть задача показывать то, что мы хотим показывать. А у нашего галериста есть работы с дополненной реальностью, которые она продает.
И как продается дополненная реальность?
Георгий: В Лондоне мы недавно продали полностью виртуальную работу.
Андрей: Мы продали рисунок, паттерн, само по себе изображение. Покупатель стал экспонировать его на полу.
Как происходит такая продажа?
Георгий: Присылаешь по e-mail файл — вот у нас есть такая штука. Она одна.
Андрей: У нас есть много проектов, как те, что мы показывали в Пушкинском музее в Москве: физические рамки, а внутри через приложение можно увидеть виртуальный объект. Вот ты его купил — и через приложение смотришь.
Георгий: Вообще способов фиксации много. Один из них gps-маркер. Есть такие для брелоков, чтобы не потерять ключи. Их можно использовать для «включения» наших объектов. Можно «заливать» виртуальные изображения на стену или пол, и оно будет становиться видимым в ультрафиолетовом спектре или в инфракрасном. Или быть вообще невидимым, а отображаться только в гаджетах. Вариантов, как этот объект показать, много, а сам объект виртуальный. У него отсутствует физическая оболочка. У него есть контакт с физическим миром через «якорь», но «якорь» — это не сама работа, это просто связь виртуального произведения с материальным миром.
Вы планируете когда-нибудь совсем отказаться от материальных объектов?
Георгий: Нет. Просто поле дополненной реальности и виртуального искусства очень интересное и позволяет делать масштабные проекты. Мы совмещаем.
Вы давно живете в Париже с семьями. Чувствуете, что становитесь европейскими художниками?
Георгий: Мы цифрами руководствовались. Отсюда удобнее и в Америку работы возить, и в Лондон, и в Италию. И здесь очень много новых материалов, а 90% того, с чем мы работаем, это эксперименты с материалами.
Андрей: Точно так же удобно многие вещи в России делать. Мы совмещаем. Почему нет?
Георгий: И мы, конечно же, русские художники, и нас очень любят в Москве и по всей России. В Париже мы встречаемся даже с бóльшим количеством наших русскоязычных друзей, чем в Москве или Краснодаре. Поэтому, даже будучи в Париже, мы больше включены в российскую арт-жизнь.
Новый проект краснодарских художников без кураторов и реальных экспонатов покажет, как видит современное искусство цифровой алгоритм.
Проект Recycle в Центре Помпиду
Recycle Art Group
В Центре Помпиду с 26 мая заработает необычный проект «Вас обманывали, на самом деле все иначе» арт-дуэта Recycle Group, чьи выставки проходили в Европе и США. С помощью мобильного приложения Recycle Group художники Андрей Блохин и Георгий Кузнецов предлагают по-новому взглянуть на 18 произведений из постоянной коллекции парижского музея.
На экране смартфонов произведения Джозефа Кошута, Георга Базелица, Мишеля Журниака и других художников исказятся и дополнятся новыми элементами, демонстрирующими, как воспринимает искусство цифровая система. Первые версии проекта уже можно было видеть на выставке в павильоне России на Венецианской биеннале в прошлом году и на выставке в ГМИИ им. А.С.Пушкина, сообщает The Art Newspaper Russia.
В работе Кошута «Один и три стула» по соседству с реальным стулом появятся три идентичные копии
Recycle Art Group
В проекте почти нет инсталляций и скульптур: плоские изображения было проще считывать цифровому алгоритму, который, как говорят художники, полностью заменил кураторов. В сущности, он заменил и самих художников. Выбирая произведения для проекта, система основывалась на статистике посещаемости, совпадении фрагментов произведений в Сети, последствий физического старения используемых материалов, составе цвета. Эмоциональный фактор при этом полностью исключался.
«После проекта Blocked Content в павильоне России на Венецианской биеннале в 2017 году мы продолжаем размышлять о новой когнитивности. Мы сравниваем самые разные параметры, чтобы понять их корреляцию с миром как постоянно наполняющимся архивом. Информация остается информацией, пока она может быть считанной и расшифрованной. Вопрос в том, какая форма разума расшифровывает информацию и что она в ней видит», — поделился замыслом с TANR Андрей Блохин.
Проект Recycle в Центре Помпиду
Recycle Art Group
Новый проект целиком виртуален, и — на что особенно акцентируют внимание художники — его невозможно музеефицировать. «Не важно, исходила ли инициатива создания проекта от музея или нет. Такой проект просто существует. Его не запретить, не убрать и не отнести в хранилище», — подчеркивают создатели.
В ЦВЗ «Манеж» открыли большую персональную выставку Recycle Group — творческого объединения Андрея Блохина и Георгия Кузнецова, лауреатов премии Кандинского и участников Венецианской биеннале 2017 года. В пространстве выставили объекты дополненной реальности, скульптуры из пластика и оптоволокна, а на втором этаже и вовсе высадили искусственный лес.
«Бумага» осмотрела экспозицию и послушала художников. Читайте, как на выставке можно получить предсказание своего будущего, какие объекты невозможно увидеть без мобильного приложения и что включили в параллельную образовательную программу.
В Петербурге продолжается пандемия коронавируса. «Бумага» просит вас не забывать о рисках и мерах предосторожности и ответственно относиться к здоровью — своему и окружающих.
Время работы: с 16 июля по 10 октября
Билет: 300 рублей
Что можно увидеть на выставке?
Recycle Group — творческий тандем художников Андрея Блохина и Георгия Кузнецова. Это одна из самых известных российских арт-групп: в 2010 году авторов отметили Премией Кандинского, а в 2017-м они стали участниками Российского павильона на 57-й Венецианской биеннале современного искусства. Персональные выставки группы проходили в Москве, Лондоне, Париже, Нью-Йорке и других городах мира.
Название проекта появилось в 2008 году, после первой персональной экспозиции Блохина и Кузнецова в московском центре «МАРС». Ту выставку художники назвали «проектом Recycle» — экспонаты были сделаны из полиэтилена, винила, пластика и других материалов, предполагающих вторичную переработку. Участники Recycle Group используют их и сегодня — например, работа «Замкнутые системы» сделана из пластиковой сетки и металлического каркаса. Объект, представляющий собой кольца из скульптур в виде человеческих тел, вывесили на фасаде «Манежа».
Ищете достойную выставку, спектакль или концерт?
Подписывайтесь на культурный гид «Бумаги» 🎭
Со временем художники освоили и другие направления: от дополненной реальности до нейронных сетей. Выставка в «Манеже» показывает зрителям весь спектр творчества Recycle Group: так, работа «Контейнер. Медитация» — это пластиковая скульптура, в которой человеческая фигура с мобильным телефоном в руке как бы врастает в мусорный бак. Левее можно увидеть экспонат другого толка — объект из акрила «Шаблон человека. Facebookian». Осмотреть его полностью можно лишь в дополненной реальности: мобильное приложение позволяет увидеть, как на фоне акрилового камня появляется силуэт человека.
Как и прошлые выставки в «Манеже», экспозиция New Nature архитектурно разделена на несколько обособленных разделов. Начинается осмотр с аванзала — входной площадки со светящейся аркой, которая отражается в металлических листах на полу. Сама арка отсылает к воротам тории из японских синтоистских святилищ, а отражение дополняет физический объект: арка превращается в овал или ноль .
Остальное пространство первого этажа разбито на три сектора: левую и правую галереи, а также центральный зал. Слева можно увидеть, к примеру, акриловые скульптуры из серии Blocked content, показанной в Венеции в 2017 году. Это сложные геометрические формы, через которые «прорастают» фрагменты человеческих тел: руки, ноги, лица. Увидеть фигуры полностью можно только в дополненной реальности.
Справа посетители выставки могут увидеть более свежие работы Recycle Group — предметы из цикла «Открытый код», лайтбоксы из алюминия и пластика со светодиодной подсветкой. Это объекты сделаны из пластиковой сетки и поликарбоната: люди на фоне рубильников и проводов будто бы ведут борьбу за жизнь с роботами и искусственным интеллектом.
Второй этаж выглядит более цельным — всё пространство заняли несколько инсталляций, самой масштабной из которых стала работа «Лес истекших ссылок»: искусственный лес из пленки и пластика. Посетители могут прогуляться по аллеям, послушать пение цифровых птиц и полюбоваться яркими панелями по обе стороны от искусственных деревьев.
Андрей Блохин
художник, участник Recycle Group
— Очень благодарны Манежу: мы вместе работали несколько лет, это самый большой проект, который мы делали. Это выставка про сейчас и про завтра, про нашу жизнь и про этику, про взаимодействие человека с машиной.
Чем интересна экспозиция?
Выставка Recycle Group посвящена важным феноменам XXI века: виртуальной реальности, трансформации личности под влиянием новых технологий, сосуществованию людей и машин. В конечном счете, авторы обращаются к проблеме искусственности: чем темный лес на втором этаже выставочного комплекса отличается от настоящего леса и как отличить копию от оригинала?
Темы дублирования и гибридности подчеркивает обращение авторов к уже известным формам и произведениям искусства — например, Центральная галерея первого этажа отсылает к клуатрам, внутренним дворам средневековых монастырей. В центре этого импровизированного двора находится чаша — аналог «святых колодцев», сделанный из оптоволокна, светодиодов и акрила. Другими примерами этого подхода можно назвать «Сад расходящихся камней» на втором этаже и серию деревянных объектов «Ноев ковчег». Авторы переосмыслили классические символы (японский сад камней и библейское судно), поменяв материалы или форму объектов.
В работах Блохина и Кузнецова есть и другие отсылки: к примеру, дефрагментация человеческого тела похожа на нечеткие фигуры британского скульптора Генри Мура. Ярче всего это стремление художников разделить человека на части и обломки прослеживается в диптихе «Просветитель 12» — фрагменты человеческих фигур выступают из белого пластика, а сам сюжет очень напоминает футуристическую версию сонета Перси Шелли «Озимандия».
Павел Пригара
директор ЦВЗ «Манеж»
— Мы должны были делать эту выставку еще в 2020-м, но понятные обстоятельства перенесли ее на этот год. Мне кажется, из-за этого художественный проект стал только лучше и глубже. Важная особенность экспозиции — на ней нет текстов: полное впечатление можно получить только используя свои гаджеты.
Интерактивность — важная часть проекта. Многие работы Recycle Group не статичны: понаблюдать стоит, например, за работой в Центральной галерее, которая показывает путь невидимого человека. Кто-то оставляет следы на поверхности, но самого прохожего нет: ни в физическом, ни в виртуальном измерении.
Кроме того, в «Манеже» можно увидеть несколько скрытых от посетителей помещений. Одно из них оказывается муляжом: созданные по образу входной арки в одну из парижских церквей врата никуда не ведут. Еще одна дверь скрывает помещение, наблюдать за происходящим в котором можно только с помощью мобильного приложения.
А вот две двери в самом начале оказываются рабочими — за ними скрываются комнаты, где показывают предсказания будущего, основанные на вашем цифровом следе. Варианта два: можно дать приложению доступ к профилям в социальных сетях или загрузить в него свои фотографии . После этого нужно выбрать один из сценариев: позитивный или негативный. На основе загруженных данных нейросеть сформирует персонализированный видеоролик.
Почему это нужно увидеть?
New Nature — крупнейшая персональная выставка арт-группы за всё время ее существования. Работу над ней авторы вели вместе с командой Манежа, только Recycle Group привлекла к созданию экспонатов порядка 40 человек .
Экспозицию готовили около двух лет, а саму идею художники вынашивали еще дольше: концепция проекта несколько раз трансформировалась. В своих работах художники рассуждают о возможности взаимодействия естественного разума людей и искусственного разума машин: зрителя фактически ставят на место программы, алгоритма, который считывает информацию об окружающем мире.
К выставочному проекту Recycle Group подготовили обширную образовательную программу: с арт-медиациями для школьников, лекциями о космонавтике и экологии и другими событиями. С докладами, посвященными новому искусству, цифровым технологиям, глобальным изменениям окружающей среды и научным инновациям выступят художники и ученые: биолог Тимофей Глинин, искусствовед Александра Данилова и другие спикеры. Актуальное расписание лекций будут публиковать на сайте «Манежа» и на лендинге выставочного проекта.
Три факта о выставке
- Одна из первых выставок, в которой приняли участие художники, прошла тоже в Манеже — в 2006 году, еще до реконструкции выставочного зала. Это был VI Международный фестиваль экспериментального искусства инсталляции и перформанса.
- Recycle Group принимает участие еще в одной громкой петербургской выставке этого лета — с работами Энди Уорхола и российских авторов в «Севкабель Порту». Там представлена «Сцена из супермаркета», сделанная из пластиковой сетки. выставочного проекта публикуют снимки бэкстейджа. Фотографии монтажа экспозиции можно найти и в инстаграме «Бумаги».
Все самые интересные действующие выставки собраны в нашем приложении PaperApp 🖼️
Скачивайте, читайте советы «Бумаги» и пользователей, а также делитесь своими рекомендациями. Версию для Android можно найти тут, а для iOS — здесь.
Что еще почитать и посмотреть по теме?
Дополнительный контент — фото, видео и аудио — публикуют на сайте проекта, который будет работать вплоть до завершения выставки. Кроме того, стоит изучить сайт Recycle Group: там представлены фото других работ художников.
🔗 Читайте другие тексты «Бумаги» о петербургских выставках этого лета: ретроспективе Ивана Шишкина в корпусе Бенуа, работах Энди Уорхола в «Севкабель Порту» и сайнс-арте в Колтушах.
Этим сочетанием художники хотели показать синтез материального и духовного миров: «Место, в котором душа покидала тело, противопоставлено мусорному баку, в котором материальные фрагменты нашей жизни перерождаются в цикле переработки».
Отсюда и название работы — «Ноль». Это отсылка к двоичному коду, который используется в программировании: в основе сложных алгоритмов и программ лежат только два символа — ноль и единица.
Сад камней сделан из кварцевого песка, роботизированных платформ и пенополистирола
Форма деревянных «ковчегов» от Recycle Group кажется современной — один из них чем-то напоминает военный корабль
Загружать лучше около 10 снимков: так нейросеть получит больше данных
В создании работ Андрею Блохину и Георгию Кузнецову помогли их коллеги из разных мест: от родного для художников Краснодара до Франции, где находится офис Recycle Group.
Так называют диалог, возникающий между посетителями выставки при виде экспонируемых работ. Обычно этот процесс модерирует сотрудник музея или выставочного пространства — арт-медиатор.
Новый проект российских художников без кураторов и реальных экспонатов покажет, как видит современное искусство цифровой алгоритм
В Центре Помпиду с 26 мая заработает необычный проект «Вас обманывали, на самом деле все иначе» арт-дуэта Recycle Group, чьи выставки проходили в Европе и США. С помощью мобильного приложения Recycle Group художники Андрей Блохин и Георгий Кузнецов предлагают по-новому взглянуть на 18 произведений из постоянной коллекции парижского музея.
На экране смартфонов произведения Джозефа Кошута, Георга Базелица, Мишеля Журниака и других художников исказятся и дополнятся новыми элементами, демонстрирующими, как воспринимает искусство цифровая система. Первые версии проекта уже можно было видеть на выставке в павильоне России на Венецианской биеннале в прошлом году и на выставке в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
В проекте почти нет инсталляций и скульптур: плоские изображения было проще считывать цифровому алгоритму, который, как говорят художники, полностью заменил кураторов. В сущности, он заменил и самих художников. Выбирая произведения для проекта, система основывалась на статистике посещаемости, совпадении фрагментов произведений в Сети, последствий физического старения используемых материалов, составе цвета. Эмоциональный фактор при этом полностью исключался.
«После проекта Blocked Content в павильоне России на Венецианской биеннале в 2017 году мы продолжаем размышлять о новой когнитивности. Мы сравниваем самые разные параметры, чтобы понять их корреляцию с миром как постоянно наполняющимся архивом. Информация остается информацией, пока она может быть считанной и расшифрованной. Вопрос в том, какая форма разума расшифровывает информацию и что она в ней видит», — поделился замыслом с TANR Андрей Блохин.
Новый проект целиком виртуален, и — на что особенно акцентируют внимание художники — его невозможно музеефицировать. «Не важно, исходила ли инициатива создания проекта от музея или нет. Такой проект просто существует. Его не запретить, не убрать и не отнести в хранилище», — подчеркивают создатели.
Проект Recycle Group в петербургском Манеже работает последние дни
Выставка Recycle Group в петербургском Манеже, открывшаяся летом и на месяц продленная, 10 октября все же завершает работу. Очевидно, что активность посетителей, соблазненных зрелищной экспозицией, к финалу только возрастет. Но нет сомнений, что QR-коды , которыми вымощен экспозиционный маршрут, не каждый расшифрует, и кто-то наверняка уйдет из Манежа, разочаровавшись в цифровом мире, не распознав и не оценив части работ.
Дуэт выставлялся в Венеции неоднократно, участвуя в параллельных программах биеннале в 2011 и 2013 годах. Но в 2017-м его участники оказались в числе художников национального павильона России. Это была групповая выставка: попадая по внешней лестнице на второй этаж, зрители первым делом видели «Смену декораций» Гриши Брускина — ответ знаменитого нонконформиста на столетие русской революции. А спускаясь по внутренней винтовой лестнице, попадали в тесноту запертых в белые объемы персонажей инсталляции «ресайклов» «Заблокированный контент». Запертых, но как будто не умещавшихся в этих горках и кубах, откуда торчали наружу их локти, колени, уши, ступни. Разработанное для проекта приложение — тогда это было внове и воспринималось как аттракцион — предлагалось скачать на смартфоны, чтобы, направив гаджет на объект, обнаружить внутри скрюченные тела «отмененных» людей, заблокированных социальными сетями. В интерьере щусевского павильона пластиковые тела «ресайклов» казались продолжением глиняных монстров Брускина. Только оценить их смогли не все — в памяти моего айфона на новое приложение не хватило места, у подруги телефон и вовсе разрядился. Нас тогда спасли коллеги — но некоторые посетители уходили ни с чем.
На «New Nature» история повторяется. Создано приложение, его скачиваешь, а в нем — новый, невидимый невооруженным глазом мир. Для зрителей, не готовых что-то загружать в телефон, и тех, кто не может это сделать по техническим причинам, приготовлены казенные планшеты. Гуляя по Манежу, вы не сможете выпустить их из рук, потому что не только тексты здесь переведены в цифровой формат — часть произведений тоже проявляется только в дополненной реальности, доступной через приложение Recycle Group. А одну работу вы не сможете увидеть даже в нем — придется положить смартфон на платформу игрушечного поезда, исчезающего в закрытом боксе. Если состав не сойдет с рельсов (это бывает), вы дождетесь его возвращения и оцените то, что записалось на камеру.
Дивиться тут в самом деле есть чему — тем выставка и ценна. Она таинственно мерцает, переливается, радует щедрым ассортиментом цветов и фактур, будь то пластиковый «Лес истекших ссылок» на втором этаже, или гофрированные трубы «Клуатра» на первом, или исчезающие в пенопластовом снегу следы в инсталляции «Путь» — ранней, одной из тех, которыми «ресайклы» в 2008 году заявили о себе. Их творения хочется трогать, как предметы хорошего дизайна, к которому творчество группы имеет непосредственное отношение — оба начинали когда-то как графические дизайнеры. И кажется, что к дизайну постепенно вернулись, а «античные» саркофаги, выросшие из мусорных контейнеров, «античные» барельефы и статуи, сюжеты которых родом из социальных сетей, — марка, опознавательный знак Recycle Group.
Это, пожалуй, самое известное и узнаваемое, что есть у «ресайклов», и эта линия их творчества никуда не делась. 130-метровую стену с их пластиковыми рельефами недавно открыли в парке Краснодара — и можно только позавидовать городу, который обрел такой ленд-арт . Многометровой высоты скульптуру, сделанную в той же технике, установили в холле клиники «Адасса» — филиала иерусалимской «Адассы», открывшегося в Сколкове. Жаль, что не под открытым небом, — это редкий в столице пример хорошего современного монументального искусства.
На «New Nature» среди сетчатых рельефов — Пергамский алтарь в версии Recycle Group, изображающий битву с ботами. Но, кажется, его авторы постепенно отдаляются от этого пластического языка, мигрируя в сторону виртуальных изображений и цифровых конструкций. Это дает странный эффект. Случись выставка раньше, до эпидемии ковида, необходимость взаимодействовать с QR-кодами , возможно, не вызывала бы отторжения. Но произошло то, что произошло, и, вынужденно перенеся почти все свои коммуникации в онлайн-среду, мы стали воспринимать ее как вынужденную необходимость, а навязанному прогрессу трудно радоваться. Онлайн-перспективы вылились в цифровой контроль — за полтора года мы успели от него порядком устать.
Хорошая новость состоит в том, что созданный для проекта сайт, справедливо названный авторами «виртуальным измерением выставки “New Nature” и главным инструментом для взаимодействия с ней», поможет тем, кто выставки не видел и не успеет до ее закрытия в Петербург.
Другая новость заключается — нет, вовсе не в цифровом неравенстве, из-за которого кто-то чувствует себя ущербным. А в том, что во взаимодействии с искусством не каждый ищет посредника — а у нас не видео с дополненной реальностью, которое сродни кино. Выставки, экспозиции в больших пространствах, сделанные с истинным размахом, многие просто не готовы смотреть через экран, предпочитая непосредственный контакт. Чего, кажется, авторы не приняли во внимание — или им все равно.
Читайте также: