Как продать приложение в play market
Разработчики платных приложений для Эпстора и Гугл-плея должны платить налог с доходов за их покупку.
Если пользователь скачивает приложение, разработчик получает доход, который по законодательству РФ облагается налогом. Но у налогообложения доходов от продаж мобильных приложений есть нюансы.
Разберемся, как получать прибыль за продажу приложений в Эпсторе и Гугл-плее , нужно ли регистрировать ИП и как выгоднее разобраться с налогами.
Продажа приложения — привычная, но не совсем корректная юридически формулировка. Мобильное приложение в терминах закона — объект авторского права разработчика. Через Эпстор или Гугл-плей он за плату предоставляет покупателям неисключительное право пользоваться приложением.
Самим сервисам все равно, ИП разработчик или нет. Нужна ли регистрация, важно понять только для соблюдения законодательства РФ.
Получать доходы от пассивного использования авторских прав официально разрешено и без регистрации ИП . Если разработчик просто пишет код приложения, выкладывает его в Эпстор или Гугл-плей , а затем получает деньги, это не предпринимательство.
О коммерческой деятельности и обязательной регистрации ИП надо задуматься, когда разработчик активно рекламирует приложение, регулярно нанимает в помощь фрилансеров, ищет и находит инвестиции.
Без этого регистрация ИП может понадобиться разработчику только для оптимизации налоговых выплат. По умолчанию можно работать и как обычное физлицо.
Договор с разработчиком «Эпл». Среди условий, чтобы стать разработчиком, — возраст 13 лет и старше и возможность заключить договор в стране разработчика. Про необходимость статуса ИП в договоре ничего не сказано. В лицензионном соглашении для разработчиков про статус ИП тоже ничего не говоритсяВалютный контроль поступлений
Если разработчик не станет регистрировать ИП, он сможет получать доходы от продажи мобильных приложений в обычном режиме, без согласования с банком.
Для поступлений из Гугл-плея понадобится валютный счет — сервис платит российским разработчикам только в долларах США. Эпстор позволяет выводить деньги в рублях, поэтому подойдет и самая обычная дебетовая карта.
Если сумма поступлений достигнет 200 тысяч рублей , банк, скорее всего, запросит подтверждающие документы в рамках валютного контроля. Это не совсем отвечает закону, но проще представить, чем ругаться. Гугл-плей и Эпстор — солидные сервисы, поэтому обычно хватает выписки из соглашения с платформой, а также скриншотов из личного кабинета разработчика с деталями транзакций.
Модуль-банк о валютном контроле поступлений:
от Эпстора,
от Гугл-плея
Для ИП все сложнее. Во-первых, нужен отдельный банковский счет для коммерческих доходов, а при сотрудничестве с Гугл-плеем — еще и отдельный валютный счет. Продолжать пользоваться привычной дебетовой картой не выйдет.
Во-вторых, расчеты ИП с Эпстором, Гугл-плеем и другими зарубежными покупателями однозначно подпадают под валютный контроль. Т—Ж уже писал, в чем он заключается, не буду повторяться. Штрафы за нарушение порядка очень болезненные, в некоторых случаях можно расстаться со всей поступившей суммой.
А вот периодичность зачисления платежей от сервисов ни на что не влияет. Ни если разработчик — ИП, ни если он самый обычный человек.
Как победить выгорание
Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее самиКак Эпстор и Гугл-плей сотрудничают с разработчиками
Оба гиганта — посредники между пользователями и разработчиками. Эпстор и Гугл-плей продают права на использование приложений в интересах разработчика, за что берут комиссию — 30% от цены. Для платы за продление долговременной подписки, с некоторыми оговорками, комиссия другая — 15%.
Если приложение хочет приобрести пользователь из страны, по законам которой с электронной покупки нужно заплатить НДС или налог с продаж, Эпстор и Гугл-плей автоматически накручивают налог сверху.
Покупатель оплачивает стоимость приложения с налогом, а магазин сам перечисляет его в бюджет соответствующего государства. С этой суммы комиссию не берут, и доходом разработчика она не считается.
Допустим, приложение стоит 100 рублей, его продажа не облагается НДС. Значит, разработчик получит 70 рублей, а Эпстор или Гугл-плей заберет себе 30 рублей (100 Р × 30%). Добавим НДС — 20%. Тогда пользователь увидит и оплатит стоимость с налогом — 120 рублей. Из них 20 рублей НДС (100 Р × 20%) уйдут в бюджет страны пользователя, 70 рублей — разработчику и 30 рублей — магазину.
То есть сумма, которую получит на руки разработчик, обычно не зависит от наличия или отсутствия НДС либо налога с продаж в стране покупателя.
Эпстор выплачивает накопившиеся суммы в течение 45 дней по завершении каждого месяца. Валюту перевода разработчик указывает в личном кабинете сам. Если выберет рубли, выплата будет конвертироваться по внутрибанковскому курсу.
Гугл-плей платит российским разработчикам только в долларах США не позднее 15 числа следующего месяца при условии, что на счету накопилось не менее 100 долларов.
Обе платформы предоставляют разработчикам детализированные отчеты по платежам за месяц.
До 2019 года российские ИП — разработчики приложений должны были платить НДС с комиссии Эпстора и Гугл-плея , поскольку считались налоговыми агентами. В народе это называлось «налог на Гугл». Но с 2019 года уплата НДС с комиссий стала обязанностью сервисов, ИП — разработчики этим больше не занимаются.
Налоги с доходов от приложений разработчики платят в РФ сами. Надеяться, что это сделает Эпстор и Гугл-плей , бесполезно.
Принципы исчисления налогов с доходов от приложений
Сразу оговорюсь, что принципы, о которых пойдет речь, для патента не актуальны. Там фактические доходы и расходы не влияют на налоговые обязательства. Но об этом позже и отдельно.
Принцип 1: доход не уменьшается на комиссию Эпстора или Гугл-плея. Если вернуться к примеру выше, налоговый доход российского разработчика — 100 рублей, а не 70. Да, это несправедливо и нелогично, но это закон.
По сайтам и форумам для разработчиков кочует заблуждение, что этот принцип справедлив, только если приложением владеет фирма или ИП. Но он работает и для доходов физического лица — никаких особенностей нет.
Комиссия Эпстора или Гугл-плея — это расходы разработчика. Их можно попробовать учесть только при исчислении НДФЛ. При подсчете налога по УСН 6% от доходов или налога на профессиональный доход затраты не учитывают.
Принцип 2: доходы в валюте пересчитывают в рубли по официальному курсу ЦБ на день поступления денег. Например, сумма продаж по итогам месяца в Эпсторе — 100 долларов США. Магазин перечислил 70 долларов, удержав 30 долларов комиссии. Разработчик выбрал валютой получения рубли, внутрибанковский обменный курс на день зачисления 70 долларов — 65 рублей за доллар. В итоге на счет упало 4550 рублей.
Официальный курс ЦБ на день зачисления денег — 66 рублей за доллар. По первому принципу налоговый доход разработчика — 100 долларов, а не 70. А по второму — эти 100 долларов надо перевести в рубли по курсу ЦБ, а не банка, что даст 6600 рублей дохода.
Но оба принципа работают только в теории. В жизни, судя по форумам для разработчиков, люди отчитываются лишь по суммам, которые пришли на руки. И конвертацией валюты в рубли по курсу ЦБ тоже никто не занимается.
Мне не встретились случаи, когда бы налоговая предъявила претензии за нарушение принципов. Но знать о них надо: если нарушать, то хотя бы понимать, что нарушаешь. Я не могу гарантировать, что налоговые и дальше будут закрывать глаза на это.
Если вернуться к последнему примеру и предположить, что разработчик платит НДФЛ, то, включив в доходы 4550 рублей вместо 6600, он задолжает 266 рублей налога. При худшем развитии событий по итогам налоговой проверки разработчику грозит штраф — 20% от недоимки и начисление пени. В примере суммы смешные, но представьте, что человек заработал не 100 долларов, а 10 тысяч или даже 100 тысяч долларов. Тут можно донарушаться и до уголовной ответственности.
Теперь разберемся, какую систему налогообложения выбрать разработчику приложений — физическому лицу или ИП.
Налог для самозанятых с доходов от мобильных приложений
Налог на профессиональный доход, или НПД, он же налог для самозанятых, — специальный налоговый режим, который с 2020 года действует по всей России. Об НПД у Т—Ж есть целая подборка материалов и бесплатный курс, поэтому расскажу про этот налог кратко.
Разработчик может платить НПД с доходов от продажи мобильных приложений, если он:
- Зарабатывает не более 2,4 миллиона рублей в год.
- Не нанимает работников по трудовым договорам.
- Не совмещает этот режим с другими спецрежимами.
Для уплаты налога для самозанятых надо установить приложение «Мой налог» от ФНС, зарегистрироваться в нем и формировать через приложение чеки на платежи от Эпстора, Гугл-плея и прочих заказчиков. Сумма НПД к уплате за месяц подсчитывается автоматически. Перечислить ее нужно не позднее 25 числа следующего месяца.
База для исчисления НПД — вся сумма доходов. Предположим, что годовой доход разработчика мобильных приложений — 100 тысяч рублей. Из них 30 тысяч забирает Эпстор или Гугл-плей, на руки человек получает 70 тысяч. Если учитывать оба принципа исчисления налога с доходов от приложений, то за базу придется брать 100 тысяч рублей — без вычета комиссии магазина. Кроме того, поступления в валюте необходимо пересчитать в рубли по официальному курсу ЦБ на дату получения денег. Нарушать ли принципы — решает разработчик. Мы не советуем.
Еще есть проблема со ставкой НПД. По доходам физлиц она равна 4%, а по доходам юрлиц и ИП — 6%. Теоретически к доходам от продаж приложений надо применять первую — 4%. Ведь скачивают и оплачивают их физлица, даже если смартфон служебный или тариф — корпоративный. Но на практике использовать ставку в 4% не выйдет. Разработчик получает деньги единой суммой, а не от каждого конкретного покупателя-физлица. Поэтому придется формировать чек на доход от иностранного юрлица — «Эпла» или «Гугла» — и применять ставку 6%.
Таким образом, разработчик со 100 тысяч дохода должен заплатить 6 тысяч НПД с учетом всех принципов. А без учета — чуть больше 4 тысяч. Но при любом варианте НПД выгоднее НДФЛ. Если разработчик получает от мобильных приложений не более 2,4 миллиона в год и ему не нужны вычеты по НДФЛ, уплата НПД — логичное решение.
НДФЛ с доходов от мобильных приложений
Если НПД разработчику недоступен, а регистрировать ИП неохота, остается НДФЛ. Платить его несложно: достаточно ежегодно сдавать декларации и перечислять налог в бюджет.
Кроме того, статус плательщика НДФЛ открывает доступ к вычетам: стандартным, имущественным и социальным. Это особенно актуально, когда человек живет только на доходы от мобильных приложений.
При исчислении НДФЛ можно попробовать уменьшить доходы на комиссию Эпстора или Гугл-плея — это называется профессиональный налоговый вычет по расходам. Но нельзя гарантировать, что налоговая с этим согласится: норма закона довольно расплывчатая. И нет писем или судебных решений, которые подтвердили бы право разработчика вычесть комиссию из доходов. А профессиональный вычет в процентах от вознаграждения, который дают, например, писателям, разработчику мобильных приложений недоступен.
Если применить к доходу в 100 тысяч рублей 30 тысяч вычета по расходам на комиссию, то разработчик заплатит чуть больше 9 тысяч рублей НДФЛ:
(100 000 Р − 30 000 Р ) × 13% = 9100 Р
А без вычета — 13 тысяч рублей:
100 000 Р × 13% = 13 000 Р
Если же разработчик нарушит принцип исчисления налога и в доходах покажет только 70 тысяч, не заявляя вычет, к уплате получатся все те же 9 тысяч налога.
Декларацию 3-НДФЛ нужно сдать не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода, а заплатить налог — не позднее 15 июля. То есть в случае с доходами о мобильных приложений за 2020 год — не позднее 30 апреля и 15 июля 2021 года соответственно.
Фрилансеры без ИП не уплачивают обязательные взносы на пенсионное и медицинское страхование.
ИП на УСН 6%
Все ИП платят фиксированные взносы на пенсионное и медицинское страхование. Сумма не зависит от доходов — ее вносят просто по факту регистрации ИП и даже при наличии налоговых каникул в регионе.
Фиксированные взносы ежегодно растут. Так, за 2019 нужно было заплатить 36 тысяч с небольшим, а в 2020 и в 2021 — уже почти 41 тысячу рублей.
Есть еще дополнительные пенсионные взносы — 1% от годовых доходов ИП на УСН, превышающих 300 тысяч рублей.
ИП на УСН без работников с уплатой налога по ставке 6% от доходов уменьшают налог на все перечисленные взносы. И платят только положительную разницу. Если налог меньше взносов или равен им, вносить его не придется. Из-за всего этого нельзя предпочесть УСН с регистрацией ИП просто потому, что 13% НДФЛ от доходов — это больше 6%.
Вернемся к примеру с НДФЛ. Годовой доход разработчика приложений — 100 тысяч рублей, комиссия Эпстора или Гугл-плея — 30 тысяч. НДФЛ с учетом профессионального вычета — 9 тысяч рублей. Это все, что нужно отдать в бюджет, не будучи ИП.
Если взять те же доходы для ИП на УСН 6%. Фиксированные взносы за 2020 год составляют 40 874 Р , дополнительные платить не придется, поскольку доход меньше 300 тысяч.
100 000 Р × 6% = 6000 Р
Взносы получаются больше налога, значит, разработчик вообще его не платит. В итоге за 2020 год разработчик — ИП на УСН 6% отдаст 41 тысячу рублей взносов против 9 тысяч рублей НДФЛ, если бы разработчик оставался физическим лицом.
Следовательно, задуматься о регистрации ИП на УСН 6% разработчику мобильных приложений стоит, если ему недоступен НПД, а годовой доход таков, что НДФЛ с него больше фиксированных взносов. Пороговое значение доходов на 2021 год — около 314 тысяч рублей:
40 874 Р / 0,13 = 314 415 Р
Если на приложениях человек зарабатывает меньше и не может платить НПД, выгоднее уплачивать НДФЛ без регистрации ИП.
ИП на патенте
Стать ИП и купить патент — сомнительный вариант легализации доходов от мобильных приложений.
Стоимость патента — 6% от потенциального годового дохода разработчика-ИП. Величину потенциального дохода устанавливает регион. Например, в Москве для ИТ это 5 миллионов рублей, соответственно, налог — 300 тысяч рублей. Причем если Эпстор или Гугл-плей заплатят ИП меньше, налог все равно насчитают от 5 миллионов.
Один процент дополнительных пенсионных взносов тоже исчисляют от потенциального дохода. Значит, в столице независимо от реальных доходов ИП на патенте отдаст в бюджет 47 тысяч рублей дополнительных взносов:
(5 000 000 Р − 300 000 Р ) × 1% = 47 000 Р
А вместе с фиксированными — 88 тысяч рублей:
47 000 Р + 40 874 Р (сумма фиксированных взносов) = 87 874 Р
Суммы страховых взносов вычитают из платежа за патент. Предприниматели без работников уменьшают стоимость патента на всю сумму. Учитываются только деньги, которые были фактически перечислены в период действия патента. Чтобы получить вычет, ИП должен подать уведомление по форме КНД 1112021.
Можно сначала перечислить в бюджет страховые взносы, а затем оплатить патент, или наоборот. Если сначала оплатили патент, то сумму уплаченных страховых взносов можно вернуть на расчетный счет или учесть в виде налогового вычета для оплаты патента на следующий период. Если вы сначала заплатили страховые взносы, за патент можно заплатить меньше.
Следовательно, московский разработчик приложений, взявший патент на 2021 год, заплатит налог и обязательные страховые взносы, но суммарно отдаст государству 300 000 Р .
Справедливости ради, в Московской области потенциальный доход для ИП на патенте, занимающихся ИТ, гораздо меньше — примерно 914 тысяч рублей. То есть налог составит 54 840 Р . Дополнительные взносы составят:
914 000 Р − 300 000 Р = 614 000 Р × 1% = 6140 Р
Эту сумму вместе с фиксированными взносами вычтем из налога, поэтому всего надо заплатить те же 54 840 Р .
Это выгодно, только если реальный доход подмосковного разработчика приложений намного превышает 914 тысяч в год. Если нет, лучше платить НДФЛ, НПД или налог на УСН 6%.
Вслед за инструкцией по публикации приложения в App Store выкладываем внутренний свод правил Лайв Тайпинг по публикации приложений в Google Play, составленный отделом менеджеров при активном участии тимлида отдела Android-разработки Александра Мирко. Вне зависимости от того, насколько ты крутой и опытный проджект-менеджер, всегда есть шанс забыть что-нибудь. Эта инструкция призвана облегчить вам жизнь.
Итак, что нужно сделать PM`y в ходе публикации:
UPD от 25.04.2017: добавлены разделы про альфа- и бета-тестирование и поэтапное внедрение, дополнены разделы «Обеспечение сборки наличием цифровой подписи» и «Технические требования к apk-файлу», сделано замечание про ASO и внесены косметические правки.
Создание аккаунта
Для того, чтобы опубликовать приложение в Google Play, нужен аккаунт разработчика. Это особый тип аккаунта, который позволяет выкладывать приложение в Google Play. Создать его можно с помощью стандартного аккаунта Google. Необходимая часть процесса — внесение разовой оплаты за соглашение разработчика в размере 25$.
→ По ссылке можно завести аккаунт разработчика.
После оплаты нужно будет заполнить данные для аккаунта разработчика и завершить регистрацию.
Пользовательское соглашение
Основные положения из Соглашения Google Play о распространении программных продуктов о которых вы должны знать:
- вы полностью отвечаете за ваш продукт и поставляемый в нём контент;
- вы обязуетесь отвечать на вопросы пользователей в течении трёх рабочих дней и на «срочные вопросы согласно определению Google» в течении 24 часов;
- обязуетесь сохранять конфиденциальность и безопасность пользовательских данных;
- вы не пытаетесь обманывать, причинять какой-либо вред или вводить в заблуждение пользователя и компанию Google;
- вы не распространяете запрещённый контент. Все Продукты, распространяемые через Google Play, должны соответствовать Правилам программы для разработчиков;
- вы разрешаете Google возвращать покупателю полную стоимость Продукта или транзакции внутри приложения от вашего имени, если покупатель запрашивает возврат средств в любой момент после покупки. Удаление продукта не освобождает вас от ответственности перед какого-либо рода выплатами;
- в целом, Google снимает с себя любую ответственность, связанную с вашим продуктом
Подготовка маркетинговых материалов
К маркетинговым материалам существуют следующие требования:
- требования стора. Эти требования монументальны и редко подвержены изменениям, к ним есть четкие описания;
- требования, которые возникают из задач проекта: что более актуально для ЦА этого приложения, какой маркетинг у проекта и т.д. Иногда важно, как это видит клиент: некоторые клиенты готовы использовать простые скриншоты и несложные тексты, другие заказчики постоянно меняют своЁ мнение о скриншотах/текстах, и с этим нужно работать.
Текст
Начинать подготовку маркетинговых материалов стоит с текстов.
Требования стора к тексту
Требования у Google Play к ним следующие:
- название приложения: не более 30 символов;
- короткое описание: не более 80 символов;
- короткое описание: не более 80 символов;
- полное описание не более 4000 символов.
Посмотреть полные требования Google Play к тексту и его особенностях можно здесь (Как указать данные для Google Play → О продукте).
В целом, оформление приложения в сторах (App Store Optimization, или ASO) — целое искусство, на которое выделяется отдельный самообразованный человек, и в двух словах об этом не рассказать. На эту тему уже есть хорошие материалы, как например, такой.
Согласование текста с клиентом
Текст, как и любой другой маркетинговый материал, нужно согласовывать с клиентом. Происходит это так: перед встречей PM делает различные варианты материалов и в ходе встречи обсуждает с клиентом.
Эта статья на Appractor поможет написать хороший текст для Google Play (также подходит для App Store).
Скриншоты
Количество скриншотов
Максимум скриншотов, доступных для загрузки к одному приложению — восемь штук. Минимум — два. Сколько скриншотов загружать — вопрос открытый. С одной стороны, нам нужно наглядно и с выгодной стороны показать функциональные особенности приложения для пользователя. С другой стороны, нужно сформировать у пользователя стремление загрузить приложение и посмотреть, что же там есть ещё, чего не было на скриншотах. Поэтому, прежде чем делать максимальное количество скриншотов, нужно подумать об их необходимости.
Для создания скриншотов прямиком с устройства существует приложение Clean Status Bar. Оно очистит статус бар от мусора: сделает батарею полной, выставит 12:00 на часах и по желанию отобразит иконки 3G и WiFi. Установить приложение можно по ссылке.
Требования стора к скриншотам
- формат JPEG или 24-битный PNG (без альфа-канала);
- не менее 320 пикселей;
- не более 3840 пикселей;
- соотношение сторон не должно превышать 2:1.
Советы по выбору скриншотов
Основная цель скриншотов — дать пользователю сходу понять, о чём ваше приложение. Поэтому первый скриншот должен быть максимально информативным и наиболее привлекательным. Остальные скриншоты показывают различные функциональные особенности приложения.
Если у вашего приложения есть версия под планшеты, то нужно заливать отдельные скриншоты для семи- и десятидюймовых экранов (тем самым вы докажете, что ваше приложение оптимизировано под планшеты). Хорошее решение — делать исходник скриншота максимально большим (например, десять дюймов) и при надобности делать более мелкие копии скриншотов для маленьких девайсов.
Хорошая статья с множеством информации, но изображения недоступны.
Пример качественных скриншотов
Иконка
Иконка — небольшое изображение, идентифицирующее наше приложение среди остальных. Если у клиента есть какой-нибудь логотип, то его зачастую делают иконкой. Возможно, перед нами поставят цель — разработать иконку и логотип. В любом случае подход к иконке такой же, как и к любому другому маркетинговому материалу: сначала делаем варианты, потом идём с этими вариантами к заказчику и обсуждаем.
Требования стора к иконке
- 32-битный PNG (с альфа-каналом) мы делаем всегда без альфа-канала;
- размеры: 512 х 512 пикселей;
- максимальный размер файла: 1024 КБ
Отображение иконки в магазине
Проморолик
Это важная часть маркетинговой компании, т.к позволяет наиболее выгодно презентовать приложение для пользователя. Добавление ролика само по себе опционально, но если мы заботимся о клиенте и пользователях и у нас есть время и бюджет, то это лучше сделать.
Требования стора к проморолику
Требования Google Play:
- указывайте URL отдельного видео на YouTube, а не плейлиста или канала;
- не используйте видео с возрастным ограничением в качестве проморолика;
- используйте полную ссылку на видео YouTube вместо сокращенной:
Советы по созданию видео
Видео должны быть короткими (от 30 секунд до 2 минут) и демонстрировать самые привлекательные функции приложения. На устройстве с Android 4.4 или более поздней версии можно записать видео с устройства с помощью команды оболочки ADB screenrecord.
Баннер
На картинке для раздела «Рекомендуемые» можно продемонстрировать потенциальным пользователям графические возможности приложения. Это изображение необходимо, чтобы показывать приложение на разных страницах Google Play.
Требования стора к баннеру
Требования Google Play к баннерам:
- JPEG или 24-битный PNG (без альфа-канала);
- 1024х500 пикселей.
Пример расположения баннера в Google Play
Советы
- не размещайте важную информацию по краям, особенно в нижней трети рамки.
- логотип лучше размещать по центру, выровняв по горизонтали и вертикали.
- для текста используйте крупный шрифт.
- помните, что картинка может быть показана отдельно, без значка приложения.
Возрастные ограничения
Требования стора
Система возрастных ограничений для игр и приложений учитывает особенности законодательства и культуры отдельных стран. Это позволяет разработчикам более точно определять ограничения для контента и распространять приложения среди той аудитории, для которой они предназначены.
Чтобы установить возрастное ограничение, войдите в Google Play Developer Console и заполните специальную анкету для каждого из своих приложений. Программы, которым не присвоен рейтинг, могут быть заблокированы для отдельных пользователей или стран.
Вы обязаны заполнять анкеты для установления возрастных ограничений и соблюдать рекомендации по оценке контента. Приложения, которым не присвоено ограничение, могут быть удалены из Google Play.
Внимание! В анкете давайте правдивые и максимально точные ответы, иначе приложение может быть удалено или заблокировано.
Заполнение анкеты
- Войдите в Google Play Developer Console.
- Выберите приложение.
- В меню слева нажмите Возрастные ограничения.
- Прочитайте информацию об анкете и введите свой адрес электронной почты. По этому адресу представители IARC смогут связаться с вами.
- Нажмите Продолжить.
- Выберите категорию.
- Заполните анкету. Если вы указали ответы на все вопросы в разделе и хотите изменить один из них, нажмите Изменить. Чтобы закончить заполнение анкеты позже, нажмите Сохранить проект. Для каждого приложения доступен только один черновик.
- Нажмите Определить возрастное ограничение.
- Выберите Установить возрастное ограничение на странице с общей информацией об ограничениях.
Технические требования к apk-файлу
- Размер apk-файла не должен превышать более 100 Мб (и 50 Мб для Android 2.2 и ниже, или для Play Market 5.2 и ниже, но давайте уже про них забудем).
Бывает, что ваше приложение работает на статическом контенте (не делайте так) или является игрой и его размер больше 100 Мб. Такое приложение можно разбиться на части: основная —
до 100 Мб и несколько дополнительных APK Expansion Files до 2 Гб каждый; - apk-файл не должен быть debuggable;
- apk-файл должен быть подписан файлом цифровой подписи (см. Обеспечение сборки наличием цифровой подписи).
Обеспечение сборки наличием цифровой подписи
Цифровая подпись необходима для того, чтобы Google Play мог идентифицировать разработчика, и в дальнейшем только этот разработчик мог обновлять/изменять приложение. К тому же, на цифровую подпись завязаны множество сервисов, таких как Facebook SDK, Vk SDK и большинство Google сервисов.
Цифровая подпись помещается в хранилище ключей (файл с расширением .keystore или .jks ). К хранилищу обязаны прилагаться:
- store password — пароль к хранилищу ключей;
- key alias — название ключа в хранилище;
- key password — пароль к ключу.
Внимание! Хранилище ключей должно находиться в надежном месте. Если вы потеряете доступ к хранилищу или пароли к нему, то назад пути нет. И даже Google ничем не поможет. Вам придётся опубликовать приложение с новым названием пакета и новым ключом. Кроме того, потребуется обновить описание исходного приложения и закрыть к нему общий доступ. Потеря файла или паролей обернётся для вашего приложения полной трагедией: пользователям придётся удалять текущую версию и скачивать из Google Play новую, а вы потеряете статистику, скачивания, аудиторию и многое другое, ради чего вы столько трудились. В общем, малоприятное событие. (см. п. «Подпись для приложения»)
Хорошей практикой считается подписывать группу своих приложений одной и той же цифровой подписью. Во-первых вы не запутаетесь в них, а во-вторых вы получаете ряд приятных бонусов. Например можно организовать безопасное общение между своими приложениями через Intent, кастомный <user-permission> и его свойство android:protectionLevel=«signature». Но это уже должен знать разработчик.
Настройка оплаты за пользование приложением
Иногда заказчик планирует продавать контент в приложении, либо делать само приложение платным. Начать следует с того, что в своем аккаунте разработчика после загрузки приложения вы можете выбрать тип приложения: платное или бесплатное.
Смена типа приложения
Вы можете сделать платное приложение бесплатным без повторной выкладке приложения в стор. Но для того, чтобы сделать бесплатное приложение платным, вам нужно будет выкладывать приложение в стор с новым названием пакета и указанием цены.
Привязка к Merchant Center
Чтобы указать цену на приложение, вам потребуется привязать свой аккаунт разработчика к Google Payments Merchant Center. Это необходимо для того, чтобы указать налоговые ставки.
Важно: привязку аккаунта к Merchant Center можно произвести только один раз, обратите на это внимание. Если допущена ошибка при привязке Google Payments Merchant Center, то придётся отдавать 25$ за создание нового аккаунта разработчика.
→ Шаги по созданию аккаунта описаны здесь.
После того, как вы произвели привязку, необходимо указать налог с продаж для региона. На сегодняшний день у нас нет опыта в подобных операциях, поэтому желательно будет проконсультироваться с кем-нибудь, кто его имеет. Как указать налог с продаж для региона, указано по ссылке.
Особенности работы с налогами в некоторых странах
В случае, если клиент российский, все проще и сложнее одновременно, т.к для клиентов из Аргентины, России, Тайваня, Индии налоговые вычеты осуществляются самостоятельно. Таким образом, мы должны зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель и платить налоги с продажи приложения самостоятельно. Исходя из этого, мы включаем в цену приложения ВСЕ налоги, которые впоследствии будем выплачивать сами. Google не будет производить НИКАКИХ отчислений с продажи.
Отчисления Google не производит, но осуществляет операционный сбор в виде 30% с чистой цены. Чистая цена — цена за вычетом всех налоговых сборов.
Пример
Предположим, что цена приложения равна 100 японским иенам, а НДС составляет 20%.
Разработчик перечисляет в соответствующие органы НДС в размере 17 японских иен.
Формула: Цена приложения — (цена приложения * 1/(1 + налоговая ставка))
100 яп. иен — (100 яп. иен * 1/1,2) = 17 яп. иен
Доход разработчика после уплаты операционного сбора в размере 30% и НДС: 58 японских иен.
Формула: цена без НДС * 70%
83 яп. иены * 0,7 = 58 яп. иен
Больше информации о налоговых сборах и правилах Google Play доступны по ссылке.
После того, как вы зарегистрировали аккаунт и указали информацию о налоговых сборах, можно указать цену на приложение, удостоверившись, что цена попадает в диапазон цен, установленный для вашей страны. Все диапазоны есть здесь.
Цена приложения и валюты
Цена на приложение устанавливается в местной валюте. Для того, чтобы посмотреть цену на приложение, необходимо:
- На странице Цены и распространение укажите нужные страны или установите флажок «Выбрать все».
- Посмотреть цену для каждой страны в соответствующем столбце:
— цены для разных стран рассчитываются по текущему обменному курсу с учетом местной специфики ценообразования.
— если местная валюта не поддерживается, для страны действует цена в вашей валюте по умолчанию.
- рядом с нужной страной нажмите Изменить;
- введите цену;
- нажмите Применить.
Обновление цен
Важно: если клиент планирует зарабатывать на приложении как основном источнике дохода, стоит сказать ему о необходимости обновлять цены на приложение в соответствие с курсом валют. Для этого необходимо выставить флажки рядом с нужными странами и нажать Обновить курсы валют на экране «Цены и ценообразование».
Настройка альфа- и бета-тестирования
Альфа- и бета-тестирование позволяет опробовать ваше приложение на узком круге пользователей. Существует открытое и закрытое тестирование. В обоих случаях тестовая группа пользователей не сможет оставлять публичные отзывы в Google Play — только личные, которые не являются общедоступными. В любом случае полезно предложить им дополнительный общий канал для обратной связи. Стоит отметить, что неважно, публикуете вы приложение впервые, обновляете существующее или меняете его описание, изменения будут доступны в Google Play не мгновенно, а только через пару часов.
Подробнее можно посмотреть тут.
Поэтапное внедрение обновлений
Обновления приложений можно внедрять поэтапно, начав с небольшой части пользователей, которая указывается в процентах, и постепенно увеличивая их количество. Поэтапное внедрение доступно только для обновлений приложения, а не для его первоначальной версии. Выбор пользователей происходит абсолютно случайным образом и вы никак не можете указать какие-либо параметры выбора. Также вы не можете откатить версию приложения у пользователей, которые уже установили обновление.
Крайне рекомендуем не пренебрегать и пользоваться данной возможностью. Для внедрения можно воспользоваться шагами в 10, 25, 50, 75 и 100% и растягивать в соответствии с длиной спринта.
В данный момент получить прибыль с мобильного приложения можно от двух источников:
Как вы правильно написали – реклама. Это наиболее «простой» способ монетизации. Встраиваете ее в приложение, и вам будут приходить средства от показов и кликов.
Внутренние покупки – в основном популярный метод для мобильных игр. Покупаете внутри игры виртуальные «монетки», дополнительные возможности или «аммуницию» и вот уже создатели игры могут себе позволить дорогую машину и роскошный офис.
Раньше был и третий способ – продавать приложение (вспомните эти бесконечные «программы за доллар» когда только появился iPhone). Однако сейчас он практически не актуален. Всему виной «внутренние покупки», которые стали со временем настолько популярны, что пользователи просто уже привыкли, что «90% приложений должны быть бесплатны». Сейчас тоже есть платные приложения и игры, но не советую идти по этому пути, если это ваш личный проект. Для того, чтобы «купили», придется очень постараться, сделать что-то по настоящему ценное (в глазах пользователей) и вложить много средств в рекламу. Грубо говоря, если вы не сделаете «Еще один Photoshop только с искусственным интеллектом, рисующий самостоятельно акварелью», ваше платное детище просто не заметят.
Но есть и другие важные нюансы. Первый – это AppStore, Google Play, и их специфика. Так исторически сложилось, что в AppStore «покупают» охотнее, чем в Google Play. Отсюда необходимость разделять монетизацию на каждой из площадок. Это не обязательно, но может вам помочь в развитии проекта. Например в AppStore можно встроить «внутренние покупки», или часть функционала приложения сделать платным (а на рекламу в приложении многие пользователи смотрят «косо» и могут вообще удалить). И это скорее всего сработает. В Google Play – наоборот лучше делать акцент на рекламу, так как «заставить» что-то купить на этой площадке несколько сложнее.
Также, что касается рекламы. Если будете использовать данный тип монетизации, учитывайте два важных подхода:
Обязательно давайте возможность отключить рекламу. Есть пользователи, которые ее ненавидят, и за «доллар» (или любую другую корректную именно к вашему проекту сумму) с удовольствием ее отключат.
Не «заваливайте» людей рекламой – нужен тонкий баланс, между количеством баннеров и их расположением. Все мы хотим денег и по быстрее. Но если пользователь не сможет комфортно работать в вашем приложении, потому что его «то и дело дергают» очередным баннером, а остальные расположены так, что и нажать проблематично – ваше приложение просто сразу удалят и забудут. Всегда держите тонкую грань между функциональностью, удобством и количество рекламы.
И напоследок, не забывайте и про продвижение самого приложения. Тут приведем маленький пример из жизни. Представьте «типичного разработчика». Он в поте лица сделал прекрасное и по-настоящему полезное приложение. Не забыл нанять дельного дизайнера. Проверил бизнес модель и актуальность его идеи на рынке. Монетизацию внедрил блестяще. В общем создал классный продукт.
Чарующий момент нажатия кнопки «опубликовать» после бессонной ночи привел к не менее радостному письму от Google, что приложение уже «в сторе». Скоро и «яблочная корпорация» не заставила себя ждать, и вот он сидит за компьютером, не закрывая страницы статистики, ожидая первых пользователей…
И так проходят месяцы.
Жалкие 50 скачиваний приводят к нервному срыву и разочаровании в сфере. Или в себе. Что не важно – ведь как могли пропустить с его детищем столько миллионов пользователей смартфонов?
Это пример иллюстрирует (пусть и утрированно) ошибку большинства разработчиков. А проблема заключается в том, что на обоих платформах такое бешенное количество приложений, что «просто выложить что-то хорошее» и получить скачивания практически невозможно. Бывают исключения, но их единицы.
Ваше приложение просто «утонет» в океане не менее хороших, и совсем никому не нужных. Поэтому после публикации задумайтесь о рекламе вашего детища. Идти тут можно двумя путями:
Вложить собственные средства в его рекламу. Хотя бы минимальные. При этом рекламировать нужно не в самих магазинах приложений, а в старом добром интернете. Сделайте страницу приложения – закупите рекламу в Yandex и Google для этого сайта. Сделайте страницы в социальных сетях (тут помимо рекламы вы сможете еще и сами их продвигать). Свяжитесь с разными блогами и прочими интернет СМИ – договоритесь о публикации приложения в них. И так далее.
Кстати, ко второму варианту еще можно прибавить разные «Инди» ресурсы. «Инди» (Indie) – заморское слово от «Independent». Если вы действительно все делаете сами, то вы как раз и есть «Независимый разработчик» (Indie Developer), а это целая «тусовка», в которую стоит влиться, и которая с удовольствием поможет опубликовать информацию о вашем приложении бесплатно, или почти бесплатно.
Я часто слышу про вопрос продажи приложений и оценки их с точки зрения инвестора (чаще венчурного). В этой статье я расскажу, что знаю из своего опыта в части оценки и продажи приложений.
Любое ваше приложение — это актив, который можно монетизировать. Можно зарабатывать деньги на самом приложении (платное приложение, подписки, реклама, разовые покупки), а можно продать само приложение. В первый раз это может казаться немного странным, но относитесь к этому как к продаже любой вещи, которая у вас есть. Ниже я разберу основные вопросы и причины продажи мобильного приложения, рассмотрим где продавать, кому продавать, и как инвесторы их оценивают.
Зачем продавать приложение, которое приносит деньги?Наверное, это самый частый вопрос, который мне задают. Причин может быть много:
- Надоело заниматься проектом.
- Жизненные обстоятельства изменились.
- Развалилась команда.
- Изменился рынок.
Но самая частая причина — усталость от проекта и желание двигаться дальше. Приложения, как и любой бизнес, не работают просто так (хотя я знаю исключения), как минимум, они требуют поддержки и обновлений. Операционное приложение требует постоянной закупки трафика, оптимизации воронки продаж и т.д.
При продаже проекта вы получаете X * месячная чистая прибыль наперед. В зависимости от выручки, это могут быть очень хорошие деньги, которые позволят вам либо что-то купить, либо начать новый проект с чистого листа.
Зная Apple, можно подумать, что продавать приложение может быть нелегально. Но нет, тут все ок, это не нарушает никакие правила. В соответствующей статье продажа указана как одна из причин переноса:
You transfer an app when you’ve sold the app to another developer or you want to move it to another App Store Connect account or organization.
Вы отдаете приложение, вам отдают деньги (или на что вы договоритесь). При продаже стоит учесть несколько моментов:
- Заключайте договор. В нем нужно обезопасить себя от того, что продавец использовал труд других программистов неофициально. В противном случае есть риск того, что вам перейдет код, которым нельзя пользоваться. Лучше сделать договор с юристом.
- Заберите исходный код. Проверьте, что вам дали именно код приложения, которое вы хотите купить.
Важно, что при переносе вы хотите сохранить максимум информации, а именно, отзывы и клиентов (подписчиков). Они сохранятся в любом случае.
Сам процесс покупки происходит одним из способов. Первый, вы делаете перенос приложения в аккаунт другого разработчика. У Apple хорошо написано как это сделать. Проблем в том, что для переноса нужно соответствовать целому ряду критериев, в частности:
- Надо подписать все соглашения Paid Agreement.
- Ни одна версия приложения не должна использовать iCloud entitlement и Wallet capability.
- У приложения должна быть хотя бы одна версия в сторе.
Если первый вариант не получается, то придется отдавать весь аккаунт разработчика. Это сложнее: если у вас есть другие приложения, их придется переносить или продавать все приложения вместе. Плюс еще нужно не забыть изменить банк; )
В любом случае все завершится тем, что покупателю передадут репозиторий с кодом. Покупателю нужно проверить, что приложение сделано ровно из этого кода, он собирается и работает. Об этом пишет и сама Apple:
If you transfer your app, you will continue to have access to information for payments and sales that occurred prior to the transfer. You will not be able to access information for sales after the transfer has been completed. The recipient of the transferred app will only receive payment and sales information for transactions that occurred after the transfer.
Тут есть несколько вариантов:
Разберем оба варианта.
Из бирж самой популярной является Flippa; также есть Sell My App и AppBusinessBrokers. Биржа является посредником и позволяет сделать все гладко и безопасно, чтобы все стороны были довольны. Обычно биржи работают по модели комиссии (success fee) за сделку, которую платит продавец. За дополнительные деньги можно купить все стандартные документы вроде договоров и NDA. Success fee составляет примерно 10%.
Если не боитесь быть обманутым и чувствуете себя уверенно, то продавать напрямую — вполне ок. Приложения продают даже на Авито (это забавно):
Пример: если у вас в приложении 1 000 подписчиков, которые платят по 10 долларов в месяц и вы в программе Apple Small Business Program, то в месяц вы получаете 0.85 * 1000 * 10 = $8500. Пусть 30% вы тратите на трафик и еще 20% на все остальное, тогда чистая прибыль будет 0.5 * 8500 = $4250. Таким образом, приложение можно продать за $51 000–$153 000. Звучит уже неплохо.
Однако некоторые приложения продают и покупают сильно дороже. В основном это стратегическая покупка, которая идет через слияние-поглощение, это большие сделки с переходом команды в штат другой компании.
Как и всегда, надо торговаться в обе стороны. Но помните, что иногда лучше продать чуть дешевле, но освободить себе кучу времени наперед.
Если мы говорим про подписки, то одна из самых важных метрик — это отписки (churn rate) и «длина хвоста подписчиков» (какую часть выручки составляют те, кто давно пользуются, против новых). Это хорошо показывают два графика.
Распределение по продлениям:
Большую часть платежной базы приложения составляют старые пользователи, а не новые. Значит, пользователи видят ценность в продукте, остаются и платят дольше.Есть еще момент: если смотреть только на выручку последнего месяца, есть риск, что разработчик купил очень много трафика и резко увеличил выручку. Чтобы обезопаситься от этого, надо смотреть чистую прибыль.
Второй важный показатель — это анализ когорт. Когорты наглядно показывают, насколько долго пользователи остаются в приложении, и как быстро они затухают.
Имея понимание исторической динамики (то есть конверсий в воронке продаж), можно построить простую модель для оценки будущей выручки и учета рисков.
Еще один частый вопрос, который я встречаю. Венчурный инвестор ожидает высокого возврата инвестиций, хотя бы 10х как премия за риск. Так работает экономика фондов.
Если ваше приложение не выглядит как хорошее дополнение к какой-то большой компании, у него мало пользователей и оно медленно растет — вряд ли это венчурный бизнес. Лучше рассматривать такой продукт как операционный бизнес. Это ничем не хуже, а часто даже лучше и удобнее.
Если компания не продается и не планируется IPO, возврат денег инвестора будет через дивиденды. Давайте прикинем, как это может происходить.
Предположим, вы привлекли $1М инвестиций и через год стали получать выручку $1М в месяц при $500К расходов (трафик и операционка). Остается 0.7 * 500К = $350К в месяц прибыли. Пусть 30% пойдут чистой прибыли пойдут на дивиденды, то есть $105К. Дальше каждый инвестор получает деньги пропорционально своей доле, пусть вы отдали 20% одному инвестору -> инвестор получит $20К в месяц или $240К в год дивидендов при изначальных вложениях $1М. Получается рискованно, потому что рынок может измениться, и не очень выгодно для инвестора.
Это пример, но в реальном мире цифры редко отличаются даже в 2 раза от тех, которые я привел.
Есть класс не операционных приложений, ставшие стандартом в индустрии и которые можно считать по-настоящему большими игроками. Эти компании можно продать, они могут в теории стать публичными, ими пользуются много людей. Из недавних примеров — Clubhouse: монетизации нет, много пользователей, инвесторы верят.
Инвестировать в приложение — это ок, главное понимать во что это может превратиться. Очень часто для основателей сделать cash cow без инвестиций гораздо выгоднее и менее стрессово.
Все то же самое, но чек будет скорее всего меньше.
Адапти может быть «источником правды» для вашего приложения. Мы сами посчитаем все важные метрики на уровне пользователя. Таким образом, мы упрощаем процесс due diligence в разы и для инвестора/покупателя и для разработчиков. Встроенные аналитики в App Store Connect/Google Play не позволяют получить детальную информацию на уровне пользователя и реально оценить экономику приложения. Мы получаем информацию напрямую от вендоров, поэтому сервис нельзя обмануть.
Если вы только начинаете, то сможете начать работать с покупками за пару часов (а также почитать про аналитику и атрибуцию), а если уже используете другое или собственное решение, то можете бесшовно переехать к нам и сфокусироваться только на бизнесе.
Читайте также: