Как передать вызываемому приложению параметры командной строки
В Windows, как вы получаете доступ к аргументам, передаваемым при запуске командного файла?
Например, допустим, у меня есть программа с именем hello.bat . Когда я вхожу hello -a в командную строку Windows, как я могу сообщить своей программе, что она -a была передана в качестве аргумента?
Как и другие уже говорил, параметры , передаваемые через командную строку можно получить в пакетных файлах с пометкой %1 в %9 . Есть также два других токена, которые вы можете использовать:
- %0 это исполняемый файл (пакетный файл) имя , как указано в командной строке .
- %* это все параметры, указанные в командной строке - это очень полезно, если вы хотите переслать параметры в другую программу.
Есть также много важных методов, о которых нужно знать в дополнение к простому способу доступа к параметрам.
Проверка, был ли передан параметр
Это делается с помощью конструкций like IF "%
1"=="" , что верно, если и только если никакие аргументы не были переданы вообще. Обратите внимание на символ тильды, который приводит к удалению любых окружающих кавычек из значения %1 ; без тильды вы получите неожиданные результаты, если это значение включает двойные кавычки, включая возможность синтаксических ошибок.
Обработка более 9 аргументов (или просто облегчение жизни)
Если вам нужно получить доступ более чем к 9 аргументам, вы должны использовать команду SHIFT . Эта команда сдвигает значения всех аргументов на одно место, так что %0 принимает значение %1 , %1 принимает значение %2 и т. Д. %9 Принимает значение десятого аргумента (если он есть), который не был доступен ни для одной переменной перед вызовом SHIFT (введите команда SHIFT /? для дополнительных параметров).
SHIFT также полезно, когда вы хотите легко обработать параметры, не требуя, чтобы они были представлены в определенном порядке. Например, скрипт может распознавать флаги -a и -b в любом порядке. Хороший способ разбора командной строки в таких случаях
Эта схема позволяет вам анализировать довольно сложные командные строки, не сходя с ума.
Подстановка параметров партии
Для параметров, представляющих имена файлов, оболочка предоставляет множество функций, связанных с работой с файлами, которые недоступны никаким другим способом. Эта функциональность доступна с конструкциями, которые начинаются с %
Например, чтобы получить размер файла, переданного в качестве аргумента, используйте
Чтобы получить путь к каталогу, из которого был запущен командный файл (очень полезно!), Вы можете использовать
Вы можете просмотреть весь спектр этих возможностей, введя CALL /? в командной строке.
Что такое командная строка
Командная оболочка - это отдельный программный продукт, который обеспечивает прямую связь между пользователем и операционной системой. Текстовый пользовательский интерфейс командной строки предоставляет среду, в которой выполняются приложения и служебные программы с текстовым интерфейсом. В командной оболочке программы выполняются, и результат выполнения отображается на экране.
Командная оболочка Windows использует интерпретатор команд Cmd.exe, который загружает приложения и направляет поток данных между приложениями, для перевода введенной команды в понятный системе вид. Консоль командной строки присутствует во всех версиях операционных систем Windows. Отличием работы из командной строки является полное отсутствие больших и громоздких графических утилит.
Как вызвать командную строку
Командная строка - это приложение cmd.exe и его можно запустить следующими способами:
- Пуск -> Все программы -> Стандартные -> Командная строка.
- Пуск -> Выполнить и введите имя программы cmd.exe
Для того, чтобы перейти к нужному каталогу, необходимо применить команду cd. Например, если необходимо запустить программу Exif Pilot.exe, которая находится в каталоге C:\Program Files\Exif Pilot, то необходимо выполнить команду cd C:\Program Files\Exif Pilot. Можно то же самое сделать, сменяя каталоги один за другим и поочередно вызывая команду cd.
Так, следующий набор команд является аналогом предыдущей.
cd c:\Program Files
cd Exif Pilot
Как передать вызываемому приложению параметры командной строки
Для каждого приложения, поддерживающего командную строку, предусмотрен специальный набор команд, которые может обрабатывать программа. Параметры команд могут иметь самый разный формат. Чтобы передать программе параметры, необходимо ввести в командной строке имя приложения и параметры команд. После нажатия Enter запустится приложение с введенными командами.
Например, program.exe /print c:\ doc\1.txt. Результатом команды будет вывод на печать файла doc\1.txt.
Настройка окна командной строки
Чтобы настроить командную строку, выполните следующие действия.
- Откройте окно командной строки.
- Щелкните левый верхний угол окна и выберите команду Свойства.
- Выберите вкладку Общие.
- В области Запоминание команд выберите или введите значение 999 в поле Размер буфера, а затем выберите или введите значение 5 в поле Количество буферов.
- В области Редактированиеустановите флажки Выделение и Быстрая вставка.
- Выберите вкладку Расположение.
- В области Размер буфера экрана введите или выберите значение 2500 в поле Высота.
- Выполните одно из следующих действий по выбору.
- В области Размер буфера экрана увеличьте значение параметра Ширина.
- В области Размер окна увеличьте значение параметра Высота.
- В области Размер окна увеличьте значение параметра Ширина.
- Чтобы открыть окно Свойства -> Командная строка с помощью клавиатуры, нажмите клавиши ALT+ ПРОБЕЛ +Й.
- Флажок Выделение мышью позволяет копировать и вставлять данные в окне командной строки. Чтобы скопировать, выделите левой кнопкой мыши текст в окне командной строки и нажмите правую кнопку мыши. Чтобы выполнить вставку в командную строку или текстовый файл, щелкните правой кнопкой мыши.
- Увеличение размера буфера экрана до 999 позволяет выполнять прокрутку в окне командной строки.
- Увеличение количества буферов до пяти увеличивает число строк в окне командной строки до 5000.
Редактирование текста в окне командной строки
Для копирования и вставки текста в окно командной строки обычные для Windows комбинации клавиш, такие как Ctrl+C, Ctrl+V, работать не будут.
Для извлечения текста из буфера обмена вам придется вызвать меню, щелкнув правой кнопкой мыши по заголовку окна, и выбрать подменю Изменить. Или же просто щелкните правой кнопкой по окну.
Для копирования текста из окна выберите пункт Пометить и мышью выделите нужный текст. Затем либо нажмите Enter, либо в том же меню выберите Копировать. Если надо вставить какой-то текст в окно командной строки, обратитесь к команде Вставить.
Для повторного выполнения команды воспользуйтесь стрелками "вверх" и "вниз", позволяющими перемещаться по списку выполненных команд. Для очистки экрана от текста служит директива cls.
Как закрыть окно командной строки
Как вы узнали из урока «0.4 – Введение в разработку на C++», при компиляции и компоновке программы на выходе получается исполняемый файл. Когда программа запускается, выполнение начинается с функции main() . До этого момента мы объявляли main следующим образом:
Обратите внимание, что эта версия main() не принимает параметров. Однако для работы со многими программами требуются какие-то входные данные. Например, предположим, что вы пишете программу под названием Thumbnail , которая считывает файл изображения, а затем создает миниатюру (уменьшенную версию этого изображения). Как Thumbnail узнает, какое изображение прочитать и обработать? Пользователь должен каким-то образом указать программе, какой файл открыть. Для этого вы можете использовать следующий подход:
Однако при таком подходе есть потенциальная проблема. Каждый раз, когда программа запускается, она будет ждать, пока пользователь введет данные. Это может не быть проблемой, если вы запускаете эту программу один раз вручную из командной строки. Но это проблематично в других случаях, например, когда вы хотите запустить эту программу для многих файлов или запустить ее другой программой.
Давайте рассмотрим эти случаи подробнее.
Рассмотрим случай, когда вы хотите создать миниатюры для всех файлов изображений в заданном каталоге. Как бы вы это сделали? Вы можете запускать эту программу столько раз, сколько изображений в каталоге, печатая имя каждого файла вручную. Однако если бы изображений были сотни, это могло бы занять целый день! Хорошим решением здесь было бы написать программу, которая перебирает имя каждого файла в каталоге, вызывая Thumbnail один раз для каждого файла.
Теперь рассмотрим случай, когда вы запускаете веб-сайт и хотите, чтобы на вашем сайте создавался эскиз каждый раз, когда пользователь загружает изображение на ваш сайт. Эта программа не настроена для приема входных данных из Интернета, так как же человек, загружающий файл, будет вводить имя файла в этом случае? Хорошим решением здесь было бы, чтобы ваш веб-сервер автоматически вызывал Thumbnail после загрузки.
В обоих этих случаях нам нужен способ, чтобы внешняя программа могла передавать имя файла в качестве входных данных для нашей программы Thumbnail при ее запуске, а не заставлять Thumbnail ждать после запуска, пока пользователь введет имя файла.
Аргументы командной строки – это необязательные строковые аргументы, которые операционная система передает программе при ее запуске. Затем программа может использовать их в качестве входных данных (или игнорировать). Подобно параметрам функции, которые позволяют функции предоставлять входные данные для другой функции, аргументы командной строки позволяют людям или программам предоставлять входные данные программе.
Передача аргументов командной строки
Исполняемые программы можно запускать из командной строки, вызывая их по имени. Например, чтобы запустить исполняемый файл " WordCount ", который находится в корневом каталоге диска C: на компьютере с Windows, вы можете ввести:
Чтобы передать аргументы командной строки в WordCount , мы просто перечисляем их после имени исполняемого файла:
Теперь при выполнении WordCount Myfile.txt будет предоставлен в качестве аргумента командной строки. Программа может иметь несколько аргументов командной строки, разделенных пробелами:
Это также работает и в других операционных системах командной строки, таких как Linux (хотя приглашение и структура каталогов, несомненно, будут отличаться).
Если вы запускаете свою программу из среды IDE, в среде IDE должен быть предусмотрен способ ввода аргументов командной строки.
В Microsoft Visual Studio кликните правой кнопкой мыши на своем проекте в обозревателе решений и выберите «Свойства» (Properties). В открывшемся окне разверните дерево «Свойства конфигурации» (Configuration Properties) и выберите «Отладка» (Debugging). На правой панели есть строка с названием «Аргументы команды» (Command Arguments). Вы можете ввести туда аргументы командной строки для тестирования, и они будут автоматически переданы вашей программе при ее запуске.
Рисунок 1 – Задание аргументов командной строки в Microsoft Visual Studio
В Code::Blocks выберите «Project» (Проект) → «Set program’s arguments» (Установить аргументы программы).
Рисунок 2 – Задание аргументов командной строки в Code::Blocks
Использование аргументов командной строки
Теперь, когда вы знаете, как предоставить программе аргументы командной строки, следующим шагом будет доступ к ним из нашей программы на C++. Для этого мы используем другую форму main() . Эта новая форма main() принимает два аргумента (по соглашению названные argc и argv ) следующим образом:
Иногда вы также можете увидеть и такое:
Несмотря на то, что они обрабатываются одинаково, мы предпочитаем первое представление, потому что его интуитивно легче понять.
argc – это целочисленный параметр, содержащий счетчик числа аргументов, переданных программе ( argc = argument count, число аргументов). argc всегда будет не меньше 1 потому, что первым аргументом всегда является имя самой программы. Каждый аргумент командной строки, предоставляемый пользователем, приведет к увеличению argc на 1.
argv – это место, где хранятся фактические значения аргументов ( argv = argument values, значения аргументов, хотя на самом деле расшифровывается как «argument vectors»). Хотя объявление argv выглядит устрашающе, на самом деле argv представляет собой просто массив строк в стиле C. Длина этого массива – argc .
Давайте напишем короткую программу с именем MyArgs для вывода значений всех параметров командной строки:
Теперь, когда мы вызываем эту программу ( MyArgs ) с аргументами командной строки " Myfile.txt " и " 100 ", вывод будет следующим:
Аргумент 0 – это путь и имя текущей запущенной программы. Аргументы 1 и 2 в данном случае – это два параметра командной строки, которые мы передали.
Работа с числовыми аргументами
Аргументы командной строки всегда передаются в виде строк, даже если предоставленное значение является числовым. Чтобы использовать аргумент командной строки в качестве числа, вы должны преобразовать его из строки в число. К сожалению, C++ делает это немного сложнее, чем должно быть.
В C++ это можно сделать следующим образом:
При запуске с вводом " 567 " эта программа печатает:
std::stringstream работает так же, как std::cin . В этом случае мы инициализируем его значением argv[1] , и поэтому можем использовать operator>> для извлечения значения в целочисленную переменную (так же, как и с std::cin ).
Подробнее о std::stringstream мы поговорим в следующей главе.
Операционная система анализирует аргументы командной строки первой
Как правило, в операционных системах действуют особые правила обработки специальных символов, таких как двойные кавычки и обратный слеш.
Обычно строки, переданные в двойных кавычках, считаются частью одной строки:
Если вы хотите включить двойную кавычку в состав строки, вам нужно поставить перед двойной кавычкой обратный слеш:
Заключение
Аргументы командной строки предоставляют пользователям и другим программам отличный способ передать входные данные в программу при запуске. Рассмотрите возможность использования любых входных данных, необходимых для работы программы при запуске, в качестве параметров командной строки. Если они не будут переданы через командную строку, вы всегда можете обнаружить это и попросить пользователя ввести данные. Таким образом, ваша программа сможет работать в любом случае.
Освоив предыдущие части этой серии материалов, вы узнали о том, что такое bash-скрипты, как их писать, как управлять потоком выполнения программы, как работать с файлами. Сегодня мы поговорим о том, как добавить скриптам интерактивности, оснастив их возможностями по получению данных от пользователя и по обработке этих данных.
Наиболее распространённый способ передачи данных сценариям заключается в использовании параметров командной строки. Вызвав сценарий с параметрами, мы передаём ему некую информацию, с которой он может работать. Выглядит это так:
В данном примере сценарию передано два параметра — «10» и «20». Всё это хорошо, но как прочесть данные в скрипте?
Чтение параметров командной строки
Оболочка bash назначает специальным переменным, называемым позиционными параметрами, введённые при вызове скрипта параметры командной строки:
- $0 — имя скрипта.
- $1 — первый параметр.
- $2 — второй параметр — и так далее, вплоть до переменной $9 , в которую попадает девятый параметр.
Запустим сценарий с параметрами:
Вот что он выведет в консоль.
Вывод параметров, с которыми запущен скрипт
Обратите внимание на то, что параметры командной строки разделяются пробелами.
Взглянем на ещё один пример использования параметров. Тут мы найдём сумму чисел, переданных сценарию:
Запустим скрипт и проверим результат вычислений.
Сценарий, который находит сумму переданных ему чисел
Параметры командной строки не обязательно должны быть числами. Сценариям можно передавать и строки. Например, вот скрипт, работающий со строкой:
Он выведет то, что мы от него ожидаем.
Сценарий, работающий со строковым параметром
Что если параметр содержит пробелы, а нам надо обрабатывать его как самостоятельный фрагмент данных? Полагаем, если вы освоили предыдущие части этого руководства, ответ вы уже знаете. Заключается он в использовании кавычек.
Если скрипту надо больше девяти параметров, при обращении к ним номер в имени переменной надо заключать в фигурные скобки, например так:
Проверка параметров
Если скрипт вызван без параметров, но для нормальной работы кода предполагается их наличие, возникнет ошибка. Поэтому рекомендуется всегда проверять наличие параметров, переданных сценарию при вызове. Например, это можно организовать так:
Вызовем скрипт сначала с параметром, а потом без параметров.
Вызов скрипта, проверяющего наличие параметров командной строки
Подсчёт параметров
В результате скрипт сообщит о том, что ему передано 5 параметров.
Подсчёт количества параметров в скрипте
Эта переменная даёт необычный способ получения последнего из переданных скрипту параметров, не требующий знания их количества. Вот как это выглядит:
Вызовем скрипт и посмотрим, что он выведет.
Обращение к последнему параметру
Захват всех параметров командной строки
В некоторых случаях нужно захватить все параметры, переданные скрипту. Для этого можно воспользоваться переменными $* и $@ . Обе они содержат все параметры командной строки, что делает возможным доступ к тому, что передано сценарию, без использования позиционных параметров.
Переменная $* содержит все параметры, введённые в командной строке, в виде единого «слова».
В переменной $@ параметры разбиты на отдельные «слова». Эти параметры можно перебирать в циклах.
Рассмотрим разницу между этими переменными на примерах. Сначала взглянем на их содержимое:
Вот вывод скрипта.
Переменные $* и $@
Как видно, при выводе обеих переменных получается одно и то же. Теперь попробуем пройтись по содержимому этих переменных в циклах для того, чтобы увидеть разницу между ними:
Взгляните на то, что скрипт вывел в консоль. Разница между переменными вполне очевидна.
Разбор переменных $* и $@ в цикле
Переменная $* содержит все переданные скрипту параметры как единый фрагмент данных, в то время как в переменной $@ они представлены самостоятельными значениями. Какой именно переменной воспользоваться — зависит от того, что именно нужно в конкретном сценарии.
Команда shift
Использовать команду shift в bash-скриптах следует с осторожностью, так как она, в прямом смысле слова, сдвигает значения позиционных параметров.
Когда вы используете эту команду, она, по умолчанию, сдвигает значения позиционных параметров влево. Например, значение переменной $3 становится значением переменной $2 , значение $2 переходит в $1 , а то, что было до этого в $1, теряется. Обратите внимание на то, что при этом значение переменной $0 , содержащей имя скрипта, не меняется.
Воспользовавшись командой shift , рассмотрим ещё один способ перебора переданных скрипту параметров:
Скрипт задействует цикл while , проверяя длину значения первого параметра. Когда длина станет равна нулю, происходит выход из цикла. После проверки первого параметра и вывода его на экран, вызывается команда shift , которая сдвигает значения параметров на одну позицию.
Использование команды shift для перебора параметров
Используя команду shift , помните о том, что при каждом её вызове значение переменной $1 безвозвратно теряется.
Ключи командной строки
Ключи командной строки обычно выглядят как буквы, перед которыми ставится тире. Они служат для управления сценариями. Рассмотрим такой пример:
И проанализируем то, что он выведет в терминал.
Обработка ключей в скрипте
В этом коде использована конструкция case , которая сверяет переданный ей ключ со списком обрабатываемых скриптом ключей. Если переданное значение нашлось в этом списке, выполняется соответствующая ветвь кода. Если при вызове скрипта будет использован любой ключ, обработка которого не предусмотрена, будет исполнена ветвь «*».
Как различать ключи и параметры
Часто при написании bash-скриптов возникает ситуация, когда надо использовать и параметры командной строки, и ключи. Стандартный способ это сделать заключается в применении специальной последовательности символов, которая сообщает скрипту о том, когда заканчиваются ключи и начинаются обычные параметры.
Эта последовательность — двойное тире (--). Оболочка использует её для указания позиции, на которой заканчивается список ключей. После того, как скрипт обнаружит признак окончания ключей, то, что осталось, можно, не опасаясь ошибок, обрабатывать как параметры, а не как ключи. Рассмотрим пример:
Этот сценарий использует команду break для прерывания цикла while при обнаружении в строке двойного тире.
Вот что получится после его вызова.
Обработка ключей и параметров командной строки
Как видно, когда скрипт, разбирая переданные ему данные, находит двойное тире, он завершает обработку ключей и считает всё, что ещё не обработано, параметрами.
Обработка ключей со значениями
По мере усложнения ваших скриптов, вы столкнётесь с ситуациями, когда обычных ключей уже недостаточно, а значит, нужно будет использовать ключи с некими значениями. Например, вызов сценария в котором используется подобная возможность, выглядит так:
Скрипт должен уметь определять, когда вместе с ключами командной строки используются дополнительные параметры:
Вызовем этот скрипт в таком виде:
Посмотрим на результаты его работы.
Обработка параметров ключей
В данном примере в конструкции case обрабатываются три ключа. Ключ -b требует наличия дополнительного параметра. Так как обрабатываемый ключ находится в переменной $1 , соответствующий ему параметр будет находиться в $2 (тут используется команда shift , поэтому, по мере обработки, всё, что передано сценарию, сдвигается влево). Когда с этим мы разобрались, осталось лишь извлечь значение переменной $2 и у нас будет параметр нужного ключа. Конечно, тут понадобится ещё одна команда shift для того, чтобы следующий ключ попал в $1 .
Использование стандартных ключей
При написании bash-скриптов вы можете выбирать любые буквы для ключей командной строки и произвольно задавать реакцию скрипта на эти ключи. Однако, в мире Linux значения некоторых ключей стали чем-то вроде стандарта, которого полезно придерживаться. Вот список этих ключей:
Если вы работаете в Linux, вам, скорее всего, знакомы многие из этих ключей. Использовав их в общепринятом значении в своих скриптах, вы поможете пользователям взаимодействовать с ними, не беспокоясь о чтении документации.
Получение данных от пользователя
Ключи и параметры командной строки — это отличный способ получить данные от того, кто пользуется скриптом, однако в некоторых случаях нужно больше интерактивности.
Иногда сценарии нуждаются в данных, которые пользователь должен ввести во время выполнения программы. Именно для этой цели в оболочке bash имеется команда read .
Эта команда позволяет принимать введённые данные либо со стандартного ввода (с клавиатуры), либо используя другие дескрипторы файлов. После получения данных, эта команда помещает их в переменную:
Обратите внимание на то, что команда echo , которая выводит приглашение, вызывается с ключом -n . Это приводит к тому, что в конце приглашения не выводится знак перевода строки, что позволяет пользователю скрипта вводить данные там же, где расположено приглашение, а не на следующей строке.
Обработка пользовательского ввода
При вызове read можно указывать и несколько переменных:
Вот что выведет скрипт после запуска.
Несколько переменных в команде read
Если, вызвав read , не указывать переменную, данные, введённые пользователем, будут помещены в специальную переменную среды REPLY :
Использование переменной среды REPLY
Если скрипт должен продолжать выполнение независимо от того, введёт пользователь какие-то данные или нет, вызывая команду read можно воспользоваться ключом -t . А именно, параметр ключа задаёт время ожидания ввода в секундах:
Если данные не будут введены в течение 5 секунд, скрипт выполнит ветвь условного оператора else , выведя извинения.
Ограничение времени на ввод данных
Ввод паролей
Иногда то, что вводит пользователь в ответ на вопрос скрипта, лучше на экране не показывать. Например, так обычно делают, запрашивая пароли. Ключ -s команды read предотвращает отображение на экране данных, вводимых с клавиатуры. На самом деле, данные выводятся, но команда read делает цвет текста таким же, как цвет фона.
Вот как отработает этот скрипт.
Ввод конфиденциальных данных
Чтение данных из файла
Команда read может, при каждом вызове, читать одну строку текста из файла. Когда в файле больше не останется непрочитанных строк, она просто остановится. Если нужно получить в скрипте всё содержимое файла, можно, с помощью конвейера, передать результаты вызова команды cat для файла, конструкции while , которая содержит команду read (конечно, использование команды cat выглядит примитивно, но наша цель — показать всё максимально просто, ориентируясь на новичков; опытные пользователи, уверены, это поймут).
Напишем скрипт, в котором используется только что описанный подход к чтению файлов.
Посмотрим на него в деле.
Чтение данных из файла
Тут мы передали в цикл while содержимое файла и перебрали все строки этого файла, выводя номер и содержимое каждой из них.
Итоги
Сегодня мы разобрали работу с ключами и параметрами командной строки. Без этих средств диапазон использования скриптов оказывается чрезвычайно узким. Даже если скрипт написан, что называется, «для себя». Тут же мы рассмотрели подходы к получению данных от пользователя во время выполнения программы — это делает сценарии интерактивными.
В следующий раз поговорим об операциях ввода и вывода.
Читайте также: