Как оценить мобильное приложение
Собственные приложения сегодня выпускают все, кому не лень — рестораны, клиники, фитнес-клубы и еще десятки различных бизнесов. Да, приятно иметь современный софт и осознавать, что идешь в ногу со временем. Но помимо этого, любому предпринимателю нужно видеть пользу от приложения в цифрах.
А как ее правильно оценить? Ведь одни показатели, такие как лояльность пользователей, трудно измеримы. Другие, например, трафик, легко просчитываются — но сами по себе они не значат абсолютно ничего.
Разберемся, на что стоит ориентироваться, если в Google Play и App Store появилось приложение для ваших клиентов.
Количество скачиваний
Первая и самая очевидная метрика — именно ее обычно отслеживают компании. Мы получили 10/100 тысяч/1 миллион скачиваний, вау! Звучит гордо?
Но, увы, сама по себе эта метрика почти ничего не говорит об эффективности мобильного приложения. Цифры эти больше про то, как ваш отдел маркетинга поработал над продвижением появившегося сервиса.
Нет, конечно, это не значит, что скачивания не важны. Жалеть силы и средства на продвижение не стоит — без него и самое продуманное на свете приложение останется лежать в столе и никогда не дождется своего звездного часа.
Тест: узнай, сможешь ли ты грамотно выйти на рынок в другой стране
Однако стоит реалистично оценивать ситуацию и заранее задать «идеальное число скачиваний». Лучший вариант — определиться с процентом от общего числа клиентов, которые потенциально должны скачать софт, и ориентироваться на него. К тому же будет нелишним считать стоимость среднего скачивания — траты на продвижение делим на количество установивших приложение.
Когда имеет смысл гнаться за количеством скачиваний
- Если ваши клиенты лояльны, технически продвинуты, вы работаете в достаточно «нишевом» бизнесе.
У нас есть пример, когда кроссфит-студия за три месяца перевела 100% клиентов в мобильное приложение. Это было возможно из-за достаточно жесткой манеры внедрения — там просто отменили возможность записи на занятия по телефону. И специфическому комьюнити — в небольших студиях отношения с клиентами намного ближе и теплее.
- Если вы хотите получить мировую славу и продаться фейсбуку.
Вспомните кейс MSQRD — 16 миллионов скачиваний за пару месяцев, Facebook покупает приложение за миллионы долларов. Вот это точно эффективное продвижение! (Хотя в случае с MSQRD все произошло немного случайно).
Когда не стоит ставить количество скачиваний во главу угла
- Вы знаете, что часть ваших клиентов консервативна, и им удобнее делать все по старинке.
В этом случае нет никакого смысла вкладывать безумные деньги в то, чтобы заставить всех своих клиентов скачать приложение. Здесь важно предоставить возможность мобильного сервиса тем клиентам, которые в нем заинтересованы.
У нашего клиента Prime Sport&Spa, клуба премиум-сегмента, процесс внедрения приложения тянулся больше года. Кстати, попросили сделать приложение сами посетители. В итоге его установили только 40% клиентов. Зато они очень довольны появившейся возможностью.
Retention Rate
Этот показатель больше расскажет о пользе приложения. Retention Rate (RR) — метрика, которая говорит о качестве трафика: она показывает процент пользователей, которые вернулись к вам после скачивания. Показатель Retention Rate со временем падает, ведь часть людей от вас уходит, и ваша задача — сделать это падение более медленным.
Как рассчитывается RR? Количество пользователей, запустивших приложение на первый (второй, третий, четвертый и так далее) день после скачивания, нужно разделить на общее количество установивших приложение.
Вот, например, у приложения RR-1 70% и RR-7 30% — что это значит?
Это значит, что на первый день после скачивания приложение запустили 70% пользователей, а через неделю после установки — 30%. То есть за семь дней мы «потеряли» 40% клиентов. Но насколько это критично для бизнеса?
Когда высокий RR важен
- Если ваше приложение рассчитано на то, чтобы пользоваться им постоянно.
Допустим, вы делаете обучающее приложение — и для вас критично, чтобы пользователь заходил в него каждый день. Иначе не сформируется привычка, человек забудет про обучение и не вернется в ваш сервис. В таком случае для вас крайне важен Retention Rate: вернулся ли пользователь на следующий день после первого визита, через неделю и через месяц.
А все потерянные «по дороге» — это прямой ущерб вашему бизнесу.
Когда высокий RR не нужен
- Если люди пользуются вашим приложением время от времени, только по необходимости. И эта необходимость может возникать раз в месяц, в квартал или даже в год.
Такое часто бывает в офлайн-бизнесе — и тут все зависит от того, как часто человек посещает конкретное место. Нельзя сказать, что Retention Rate в этом случае совсем не важен — скорее, тут важно то, как его измерять.
В фитнес-клуб человек обычно ходит от двух до пяти раз в неделю. И если мы хотим, чтобы он пользовался приложением при каждом (или почти каждом) визите — например, записывался в нем на занятия, — то имеет смысл измерять недельный RR. Если от недели к неделе он падает — это уже плохо, мы теряем клиентов.
С другой стороны, не все клубные приложения подразумевают постоянное использование. Например, в некоторых фитнесах приложение нужно в основном для того, чтобы заморозить карту — и тогда человек может зайти в него раз в год или не заходить вообще. И Retention Rate ничего не скажет о бизнес-показателях. Человек скачал приложение, оно лежит себе в телефоне, при необходимости — воспользуется, вот и хорошо.
Так же может происходить в приложении клиники — записался единожды на прием к врачу, потом забыл о нем на пару месяцев. С приложением ресторана — забронировал стол на день рождения, а после не удалил из-за выгодной бонусной карты в приложении. Статистически процент возвращения клиента в приложение будет крайне низким, но фактически оно работает и продолжает удерживать клиента для вас.
Количество и доля транзакций в приложении
Наконец, мы подобрались к главной для бизнеса метрике — она непосредственно оценивает влияние приложения на выручку компании. Однако и тут, естественно, все не так однозначно.
Когда рост транзакций в приложении — это хорошо
- Само появление приложения дает рост покупок и клиентов.
Такое часто встречается на рынках e-commerce и доставки еды. Классические примеры — приложения ресторанов «Тануки» и «Додо Пицца». Они одними из первых сделали ставку на мобильный сервис, и очень большая часть клиентов (из сегмента доставки в целом) перешла туда, просто потому что там удобно оплачивать заказ. В итоге общее количество заказов увеличилось.
Это свидетельствует о вирусном потенциале приложения — оно само по себе является инструментом продвижения, пользователи делятся им друг с другом, увеличивая для вас клиентскую базу.
Когда рост транзакций — не показатель успеха приложения
- Новый сервис просто «отъедает» пользователей из других каналов.
Вы запустили приложение, все отлично — за первый месяц доля транзакций через этот канал выросла до 30%! Но откуда они взялись?
И тут вы видите, что покупки через сайт за тот же срок упали ровно на ту цифру, на которую выросло количество транзакций в приложении. А значит, для бизнеса ровным счетом ничего не изменилось.
Это еще не значит, что приложение плохое — но и радоваться только из-за возросшей доли транзакций в нем рано. Чтобы покупки в приложении принесли реальную пользу компании, имеет смысл пойти двумя путями: либо привлекать в приложение новых людей, которые раньше не пользовались другими каналами, либо увеличивать частоту транзакций текущих клиентов.
- Когда приложение запускается одновременно со стартом бизнеса.
В этом случае рост транзакций может говорить не об успехах в продвижении приложения, а, например, об удачной маркетинговой кампании или органическом приросте новых пользователей.
У нас есть пример клуба The BASE — это большой клуб площадью пять тысяч квадратных метров, который запускался уже с нашим приложением. У них 50% платежей проходит через приложение. Если сравнивать с теми клубами, которые привыкли принимать платежи по старинке, это ошеломительный успех. Но поскольку похожего кейса запуска клуба-пятитысячника с мобильным сервисом нет, мы не можем говорить четко — много это или мало.
Лояльность клиентов
Понятие это достаточно абстрактное. Фредерик Райхельд придумал, как отобразить его в цифрах, и ввел такую метрику, как NPS. Клиентам задается простой вопрос — готовы ли вы рекомендовать нашу компанию другим? Ответ дается по шкале от 0 до 10 баллов. По итогам опроса определяется число сторонников, нейтрально относящихся к компании и негативно настроенных.
Идеально, если вы проводите такие замеры. Тогда можно сравнить данные NPS до запуска мобильного приложения и после.
Сложность в том, что приложение внедряется не один день, и за это время могут происходить другие процессы — запустилась программа лояльности, грянул кризис, выросли цены на ваши услуги. Эти изменения повлияют на лояльность, но никак к приложению относиться не будут.
Но есть более «локальные» показатели — влияние на них приложения можно проверить эмпирически.
Когда можно измерить лояльность клиентов в приложении
- Вы планируете представить своим клиентам акцию или новое предложение.
Пример из сети «Атлетик-Джим»: тренер анонсировал новый проект в социальных сетях, и две недели он не мог собрать группу. Когда отправили push-уведомления, группа собралась за три часа. Можно сделать вывод, что пользователи приложения намного лояльнее, чем подписчики соцсетей. Значит, приложение работает.
Сама мобильная программа может стать инструментом измерения лояльности. Функция «оставить обратную связь» есть в большинстве сервисных приложений. Не игнорируйте ее, спрашивайте напрямую клиентов — нравится ли им ваше мобильное приложение? А ваш сервис в целом?
Интересуйтесь качеством услуг и вооружайтесь этой статистикой для дальнейшей работы.
Экономия человеко-часов
Совсем не очевидный критерий, но иногда и его можно применить к оценке эффективности приложения.
Когда возможно измерить этот параметр?
- Если функции приложения направлены на автоматизацию работы с клиентами.
Например, в приложение переносятся функции бронирования, онлайн-записи, оплаты, оповещения об акциях и каких-либо изменениях. Тогда прямым следствием качественной работы мобильной программы будет освобождение времени ваших сотрудников, в чьи обязанности входили перечисленные задачи. И это может дать конкретный экономический эффект.
В сети «Атлетик Джим», к примеру, приложение позволило сократить смены на ресепшене с двух человек до одного. В итоге оптимизация процессов дала экономию примерно в 150 тысяч рублей в год на каждый клуб за счет сокращения зарплатного фонда.
Так работает приложение или нет?
Какие критерии оценки эффективности приложения подойдут вам, а какие — нет, сильно зависит от специфики вашего бизнеса. Универсального мерила успеха, увы, нет.
В идеале, вы должны выбрать несколько параметров, а затем оценивать их в комплексе и следить за динамикой каждого показателя.
И главное — все они должны быть продуманы еще до того, как вы примете решение о запуске приложения. Ваши заранее сформулированные KPI для мобильного софта и будут главным способом понять — работает новый инструмент или нет.
В 2020-м году общее число мобильных приложений на рынке достигло 5 млн, а количество скачиваний превысило 31 млрд. Карантин вызвал резкий скачок спроса, но постепенно рынок возвращается к обычному состоянию. Как измерять показатели в новых условиях? Глава Mobi-Soft Дмитрий Простов собрал ключевые метрики, полезные приемы и технологии, которые помогут разработчикам и фаундерам оценить эффективность приложения.
генеральный директор Mobi-Soft
Судя по свежей статистике, в 2020-м рынок приложений установит новый рекорд – в первую очередь это касается мобильных игр, мессенджеров и сервисов для видеоконференций. Пользователи тратят все больше времени и денег на приложения.
В первом квартале 2020-го года число приложений на базе Android достигло 2,56 млн, а на базе iOS – 1,85 млн. Всего, по данным Statista, пользователям доступны 5,4 млн мобильных программ. Параллельно растет число скачиваний. За первый квартал только в Google Play этот показатель вырос до 22,5 млрд, а в App Store – до 9 млрд. Главным драйвером роста в 2020-м стал карантин: пользователи массово устанавливали мессенджеры, качали игры, смотрели сериалы, общались в Zoom и заказывали еду через приложения.
Насколько эти цифры показательны – уже другой вопрос. Мы в Mobi-Soft занимаемся мобильной разработкой уже 8 лет и за это время поняли, что популярные метрики часто не отражают реальную картину и показывают только краткосрочные тренды. В то же время появляются новые нестандартные способы изучать аудиторию и конкурентов, а заодно оценивать эффективность мобильных продуктов. Разберемся, какие приемы уже устарели, а на что, наоборот, полезно обратить внимание.
Устарело: метрики тщеславия
«Они поднимают настроение, но не дают понимание того, куда и зачем двигаться», – так описывал метрики тщеславия предприниматель и венчурный инвестор Эрик Рис, автор концепции Lean Startup. Он справедливо отмечал, что этот показатель раздувает эго руководства и помогает пиарить продукт. «Тщеславные метрики» радуют акционеров и заказчиков, но редко приводят к измеримым бизнес-результатам или конкретным решениям.
17–19 декабря, Онлайн, Беcплатно
Часто показатели подчиняются сезонности или сиюминутным трендам. Например, карантин спровоцировал взрывной рост Netflix и Zoom. Ситуативная популярность принесла компаниям успех, но сохранят ли они те же показатели в долгосрочной перспективе – большой вопрос.
Метрики тщеславия зациклены на росте – больше всегда значит лучше, а как это влияет на бизнес, уже не так важно. В мобильной разработке самая популярная метрика тщеславия – это количество скачиваний приложения.
Этот показатель не привязан к другим величинам, он плохо отражает внутреннюю динамику и не дает ценных инсайтов. Например, вы придумали новое приложение для учета финансов и его устанавливают чаще, чем мобильный продукт конкурента. Первая версия – вы молодец и ваш сервис лучше. Но есть и вторая версия – возможно, у вашего конкурента меньше «новичков», зато более лояльная аудитория, которая годами пользуется приложением?
Многие клиенты часто интересуются охватом аудитории (reach). Особенно эту метрику любят сотрудники маркетингового отдела – с помощью охватов они демонстрируют, насколько эффективно работают. Показатель действительно может порадовать начальство, но на бизнес-решения он влиять не должен.
Reach часто путают с Impressions – показами контента, например, в App Store. Охват отражает число уникальных пользователей, которые видели ваше приложение, а Impressions подразумевает только показы контента в ленте – видели его пользователи или нет, уже другой вопрос. Учитывайте, что отображение продукта еще не говорит о его популярности.
Еще одна популярная метрика тщеславия – это средняя выручка в расчете на одного пользователя (ARPU). Обычно для этого делят общую выручку на число активных пользователей за конкретный период. Это в целом эффективная метрика, но все же не совершенная. Она дает усредненную картину и исходит из того, что все активные пользователи приносят одинаковую выручку и стабильно пользуются приложением в течение заданного периода. Но по статистике, половины выручки обычно приносят всего 0,15% юзеров. При этом менее 40% использует приложение больше месяца.
Используйте ARPU в привязке к когортам. Вы получите больше ценной информации, если сгруппируете пользователей на основании отдельных признаков и получите данные по каждой мелкой группе.
Конечно, полностью отказываться от метрик тщеславия не получится хотя бы потому, что они просты для понимания. Если вы работаете как студия, то клиентам обязательно понадобятся эти показатели. Но постарайтесь извлечь из них максимум пользы.
- Сравнивайте свои метрики с метриками конкурентов за тот же период. Вы находитесь в одинаковых условиях и важно знать, как справляются с вызовами приложения из той же категории, какие тактики они используют и какой результат получают. Сравнивайте показатели с учетом временных, сезонных трендов. Для этого подойдут сервисы AppAnnie, AppMagic и Appsflyer.
- Всегда учитывайте контекст. Число скачиваний само по себе ни о чем не говорит, а вот этот показатель в сравнении с объемом трафика на странице приложения в App Store – уже интересная метрика. Она отражает эффективность описания и скриншотов. То же касается других количественных характеристик. Например, для инвестиционного приложения сессия пользователя продолжительностью 90 секунд – это хороший показатель. А вот для стримингового сервиса – не очень.
- Сопоставляйте показатель скачиваний с показателем удалений. Если программу часто качают, но тут же удаляют, возможно, вы напрасно тратите деньги на продвижение.
- Вместо абсолютной величины используйте соотношения. Так, количество скачиваний ничего не скажет о вашем бизнесе, зато поможет рассчитать стоимость одной установки приложения (CPI), а уже на основе CPI можно рассчитать стоимость привлечения пользователя CAC (CPI + конверсия первичного пользователя в активного клиента).
- Собирайте только те данные, которые действительно будут полезны. Не каждый ивент стоит того, чтобы его документировать и анализировать.
Актуально всегда: базовые метрики
Актуальность метрик зависит от продукта и стадии его разработки, но есть пара базовых показателей, которые в 2020-м году максимально важно. Полезные KPI отражают реальную картину и обычно расстраивают разработчиков и фаундеров – результаты всегда кажутся недостаточно хорошими. Поэтому над улучшением этих показателей упорно работают даже популярные сервисы и соцсети.
Пожизненная ценность клиента (LTV)
Пожизненная ценность клиента (LTV) показывает, сколько выручки принесет среднестатистический пользователь за все время использования продукта. Эта метрика соединяет в себе сразу несколько факторов, в том числе затраты на рекламу и привлечение клиентов, конверсию и монетизацию приложения.
Именно LTV помогает понять, где у компании есть провалы, а где, наоборот, дела идут хорошо. Пожизненная ценность показывает, во сколько бизнесу обходится приобретение и потеря одного клиента. А главное, помогает прогнозировать будущее и примерно оценивать шансы продукта на успех. Одним словом, LTV определяет жизнеспособность продукта.
LTV соотносится со стоимостью привлечения среднестатистического клиента (CAC), но ценность всегда должна быть выше стоимости привлечения – желательно, хотя бы в три раза, а в идеале – в 7-8 раз. Если вы тратите на привлечение одного клиента $1, а он приносит вам $1 – очевидно, что это нежизнеспособная модель. В случаях, когда установки приложения уже считаются ключевым действием, LTV должен превосходить CPI. Также доказать жизнеспособность продукта можно при сравнении LTV и CPA (стоимость одного целевого действия) – первый показатель должен превосходить второй (LTV > CPA).
Показатель LTV легко встретить в большинство систем аналитики, а при самостоятельном расчете воспользоваться формулой: LTV = ARPU + 1/Churn, где ARPU – это средняя выручка в расчете на одного пользователя, а Churn – коэффициент оттока.
Введение в мобильную разработку для Android: с каких языков начать изучение?Коэффициент удержания (Retention Rate)
Коэффициент удержания показывает, как часто пользователи возвращаются к приложению после установки. Retention дает понять, сформировалась ли у людей привычка пользоваться сервисом. От этого показателя в наибольшей степени зависит успех бизнеса, перспективы монетизации и роста. Достаточно увеличить показатель удержания на 5%, чтобы прибыльность приложения выросла на 75%.
Сейчас в сторах насчитывается больше 5 млн мобильных приложений, поэтому разработчикам приходится отчаянно конкурировать за внимание аудитории. По данным Localytics, каждый пятый пользователь открывает программу только один раз после скачивания и больше к ней не возвращается.
Как раз поэтому Retention – одна из самых важных метрик в 2020-м, к увеличению которой стремятся даже такие рекордсмены, как TikTok. Еще в 2019 году аналитики выяснили, что популярное приложение вкладывает миллиарды долларов в рекламу, но при этом не может удержать новичков. Например, год назад только 26% пользователей продолжали заходить в TikTok спустя неделю после установки приложения. Для сравнения, у FB этот показатель – 45%, а у Instagram – 44%.
Существуют разные методы подсчета и фреймворки повышения коэффициента – единой формулы не существует. Например, классический Retention рассчитывается так: число пользователей, которые открыли приложение на N-день после 0 дня делится на число пользователей, которые впервые воспользовались приложением на день 0.
Нормы тоже зависят от продукта и категории. Например, в своей книге «Hooked. На крючке» журналист и инвестор Нир Эяль предлагает следующие нормативы Retention:
- Коэффициент 1-го дня – 50%
- Коэффициент 7-го дня — 25-30%
- Коэффициент 30-го дня — 10-15%
Опять же, на ориентиры влияет категория. Сейчас наша студия работает над приложением для доставки еды, и средний коэффициент для этой категории в мире составляет 15% (1 день), 9% (7 дней) и 4% (30 дней). Это нормально, поскольку люди не заказывают еду каждый день и в целом 48% пользователей обращается к доставке 1-2 раза за три месяца.
Как увеличить коэффициент удержания:
- Главное правило – делать продукты, которыми люди захотят пользоваться регулярно, а лучше каждый день
- Максимально упростить онбординг пользователей
- Добавить персонализацию
- Использовать геймификацию
- Не бояться экспериментов (мемы, эмодзи, минимум скучных шаблонов)
- Настроить пуш-уведомления: не злоупотреблять вниманием, учитывать интересы клиента, делать рассылки в периоды активности пользователей.
Полезные подходы
Тепловые карты
Лучший способ узнать, как миллионы пользователей используют мобильное приложение, – это тепловые карты (heatmaps). Они показывают, как человек взаимодействует с интерфейсом, какие жесты используют (тэп, скролл, зум), на что кликает. Тепловые карты можно составлять с помощью сервисов app и UX-аналитики. Они помогают определить точки концентрация трафика и, например, расположить призыв к действию так, чтобы повысить конверсию.
ИИ-аналитика
Машинное обучение уже давно применяют в сфере мобильной разработки. Алгоритмы помогают тестировать приложения (например, XCUITest для iOS и Espresso для Android), исследовать аудиторию и настраивать персонализацию, оптимизировать поисковую выдачу и эффективнее вовлекать пользователей. С их помощью легко настраивать и оптимизировать маркетинговую активность.
Главное преимущество ИИ-инструментов для аналитики – это возможность строить комплексные модели и составлять прогнозы, даже если недостает каких-то данных. Например, можно спрогнозировать нагрузку на приложение в периоды пикового спроса.
В большинстве ИИ-сервисов нет ничего революционного – например, они просто сравнивают показатели двух приложений или сопоставляют ключевые метрики за конкретные периоды. Но зато не нужно настраивать параметры вручную – алгоритмы избавляют разработчиков и аналитиков от рутинной работы.
В нашей практике, ИИ-аналитика не раз помогала улучшать показатели. Например, мы сравнили конверсию страницы описания приложения с конверсией у конкурентов. Стало понятно, что страницу нужно переработать. В результате наши метрики выросли. Без ИИ мы вряд ли обратили бы внимание на проблему.
Поведенческая аналитика
Главный тренд последних лет – это не только оптимизация, но и объединение данных из разных источников с помощью Product Intelligence-сервисов. Они помогают получать ценные инсайты о поведении пользователей на основе поведенческого анализа и совершенствовать продукт при участии всей команды, включая разработчиков, продакт- и проджект-менеджеров.
В основе принципа поведенческой аналитики лежит не вопрос «как?», а вопрос «почему?». Например, вы можете узнать, почему клиент не завершил покупку в приложении, почему определенная группа пользователей не совершает нужное действие и какие действия помогут разбудить «спящих» пользователей.
Ответы так или иначе связаны с совершенствованием клиентского опыта и пути – именно от этого зависит успех любого продукта, в том числе мобильного приложения.
Ценообразование на рынке мобильных приложений остается непрозрачным. Примерные расценки иногда называют наугад, а более точных цифр приходится ждать неделями. К счастью, узнать стоимость разработки можно самому, причем гораздо быстрее.
Как мы заказывали приложение
У моего тестя есть собственный автосервис. Большой опыт, классные мастера, время на месяц вперед распланировано. Вот только записывать каждого клиента приходилось по телефону, сверяясь с графиком. Неудобно. Решили мы этот процесс автоматизировать с помощью мобильного приложения.
Приложение должно было уметь делать следующие вещи:
— помогать выбрать удобное время для визита;
— оформлять заказ на закупку нужных запчастей;
— показывать на карте, как проехать к сервису.
Осталось только выбрать разработчика и узнать цену. По нашему субъективному мнению, такой проект должен был обойтись примерно в 150 тыс. рублей. Мы разместили объявление на биржах фриланса и стали ждать. Через несколько минут начали появляться первые потенциальные исполнители.
Такой разброс цен нас сильно удивил. Как одно и то же приложение может стоить от 150 до 350 тысяч? Сложилось впечатление, что многие разработчики оценивают услуги примерно так:
Планировщик, магазин и GPS… Тут работы на два-три месяца, так что пусть будет 350 000.
Этот заказ должен быть наш! Назовем цену поменьше, а потом накрутим.
Точную оценку нам согласились дать только после рассмотрения технического задания. На это ушла еще неделя. При этом итоговая сумма стала в два раза больше той, что была указана изначально (150 тыс. → 290 тыс.).
Предварительная оценка порой слишком далека от точной.
После этого я решил приглядеться к профессиональным студиям, а заодно разобраться с тем, как получить достоверную оценку менее, чем за неделю.
Как обычно оценивается стоимость разработки
Процесс разработки трудно подогнать под стоимостные рамки. Особенно, если у вас нет детального представления о том, каким должен быть конечный продукт.
Максимум, что может сделать разработчик — назвать диапазон цен, на которые следует ориентироваться. На это уходит от одного до трех дней. При этом полученная оценка не всегда соответствует действительности.
От 150 000 и до полного удовлетворения клиента.
Точную стоимость можно озвучить после согласования требований и создания прототипа. На этом этапе определяются основные векторы дальнейших действий разработчика. Лишние требования отбрасываются, недостающие — записываются.
Прототип дает видение того, каким будет готовое приложение.
Зная это, можно легко оценить стоимость разработки.
На создание прототипа уходит от двух до пяти недель. Оценка стоимости получается более точной, но занимает много времени. К счастью, есть более простой способ.
Простой способ
Из российских аналогов понравился калькулятор от студии TheBestApp. Он оценил моё приложение в 323 тыс. рублей. Убрав несколько несущественных опций, цену удалось сбить до 259 тыс. На всю оценку у меня ушло три минуты.
Как это работает
Работа с калькулятором похожа на поход в магазин. Выбираешь нужные ингредиенты и добавляешь к себе. Для каждой позиции есть описание, а итоговая стоимость меняется в реальном времени. Если вышел за границы бюджета, то можно вернуться назад и убрать лишнее.
Кроме того, калькулятор помогает сформировать четкое видение готового продукта. Нужны ли пуш-уведомления? Должны ли пользователи заходить через Facebook или Google+? Изначально мы даже не задумывались о таких вещах.
Калькулятор помогает определиться с набором нужных функций и узнать, во сколько это обойдется.
Насколько это объективно
В TheBestApp признались, что стоимость будет отличаться от оценочной, если потребуется реализовать какой-нибудь дополнительный функционал или если приложение будет работать с сильно нагруженным сервером (вроде Avito или Uber). Во всех остальных случаях разработка ведется по тем ценам, что указаны в калькуляторе.
Такой же политики придерживаются и зарубежные разработчики.
Заключение
Ни один калькулятор не назовет точную стоимость разработки. Главная задача этого инструмента — показать, сколько будут стоить те функции, которые должны быть в приложении. Заказчику это помогает определиться с бюджетом и лучше понять свои потребности, а разработчику — оценить объем дальнейшей работы, не погружаясь в дебри технического задания. Попробовать можно здесь:
От качества мобильных приложений зависит удобство его использования для пользователей и популярность среди целевой аудитории приложения, рейтинг, количество установок, отзывы.
Мобильное приложение должно быть удобным целевой аудитории и выполнять ту цель, которая была поставлена при создании. Помимо этих основных аспектов мобильное приложение должно быть качественно сделано и быть не хуже приложений конкурентов, а возможно даже лучше. Оценку качества лучше выполнять по чётко сформулированным критериям.
1. Графический дизайн
Требования к дизайну мобильных приложений постоянно растут. Существуют популярные сейчас направления в дизайне и при разработке это надо учитывать, но при этом восприятие пользователем приложения не должно ухудшаться. Дизайн должен соответствовать целевой аудитории приложения.
Искажения в графическом дизайне могут возникнуть при использовании мобильного приложения на каких-то моделях смартфонов (особенно на устаревших моделях), поэтому постарайтесь протестировать приложение на этих устройствах.
2. Удобство для пользователей
Мобильное приложение может иметь множество экранов связанных между собой. Очень важно правильно организовать переходы между экранами, чтобы пользователю была интуитивна понятна логика работы мобильного приложения. На удобство использования сказывается удачное размещение активных элементов управления, например таких как кнопки или иконки, при нажатии на которые происходит переход на соответствующие экраны. Понятно ли назначение кнопок и смысл иконок?
Нужно обратить внимание на процесс ввода текста и цифр в поля на экранах. Понятно ли работает выход из режима ввода текста?
Удобство использования мобильного приложения может иметь существенные отличия для Android и iOS-устройств, поэтому для точного оценки этого критерия необходимо тестирование мобильного приложения на обоих платформах.
3. Функциональность
Количество и полнота функционала мобильного приложения. Проверяйте функционал по списку функций технического задания. Не возникает ли у пользователя необходимости в дополнительном функционале или в добавлении дополнительных возможностей в уже существующих функциях?
При оценке функциональности прежде всего надо обратить внимание на отсутствие сбоев в работе. Не создает ли реализация конкретной функции мобильного приложения ощущение у пользователя, что в данном месте приложение работает с ошибкой?
Могут быть нюансы в работе функций мобильного приложения при использовании телефонов разных моделей, поэтому проведите тестирование на как можно большем количестве различных моделей телефонов.
4. Степень агрессивности к пользователю
Агрессивность приложения может выражаться в избыточных требованиях к пользователю, которые могут излишне напрягать или заставлять пользователя делать действия, которые не имеют существенного значения. Например, избыточное количество полей для ввода, не обоснованное обязательность ввода значений в поля на экране.
Приложение может быть агрессивно, когда для того, чтобы сделать какое-либо действие пользователь должен открыть слишком много подряд идущих экранов или по используемой цветовой гамме.
4. Ценность
Для кого и для чего создано мобильное приложение и какую ценность оно несёт пользователю? Смогло ли мобильное приложение выполнить цель, поставленную перед его созданием?
4. Производительность и стабильность работы
Оцените скорость работы мобильного приложения. Не слишком ли долго загружаются экраны? Необходимо посмотреть, как будет работать приложение через день, неделю не возникнет ли проблем со стабильностью его работы?
Тестирование мобильного приложения
Стоимость рынка мобильных приложений — более $2 трлн — в следующие 5 лет будет только расти. Для успешных инвестиций нужно определить текущий тренд и его перспективы. На этом рынке много денег, но и много риска, поэтому в инвестиционных решениях нужна осмотрительность. Скачивания, пользователи и статистика, — объясняем, как выглядит потенциально успешное приложение.
Всемогущие скачивания
Главное — рост — обеспечивают скачивания. Число скачиваний должно все время увеличиваться. Если приложение скачивают 500 пользователей в день, это сравнительно медленный рост. Завтра их должно быть больше 500 — и далее по нарастающей. Нужно уметь смотреть на вещи в перспективе.
Даже если рост впечатляет, убедитесь, что это не сиюминутный всплеск. Осторожнее с «фермами кликов»: узнайте, откуда идут скачивания. Если приложение рекламируется в США, но значительная часть скачиваний происходит в Индии, это может (но не обязательно) означать махинации.
Если скачивания идут из Вьетнама, возможно, это реальные пользователи, но загвоздка в другом: вьетнамский рынок монетизируется хуже других.
Внимания заслуживают отзывы и рейтинги. Регулярно просматривайте отзывы и рейтинги, чтобы убедиться в настроениях аудитории, и если количество отзывов не соответствует количеству скачиваний, это должно навести на подозрения. Цель этих исследований — качество пользовательской базы и перспективы роста.
Резкий скачок загрузок вполне может оказаться результатом расточительной рекламной кампании. Убедитесь, что график скачиваний — это не серия пиков, когда рост происходит только благодаря рекламе, но люди не советуют приложение друг другу.
Читать также
Как ведут себя пользователи после загрузки? Как много из них продолжают открывать приложение? Нужны показатели 7-, 14-, 30- и 90-дневного удержания пользователей. Еще один важный показатель — соотношение ежедневно и ежемесячно активных пользователей. Если у приложения есть 10 тыс. ежемесячно активных пользователей (MAU) и 3 тыс. ежедневно активных пользователей (DAU), это крайне высокий уровень взаимодействия. У большинства приложений с 10 тыс. MAU не наберется и 1 тыс. DAU.
Некоторые поставщики данных предлагают графики, где видно, насколько совпадает аудитория интересующего вас приложения и наиболее успешных приложений на рынке. Это дает вам некоторое представление о пользователях — и о том, насколько охотно они тратят деньги на мобильных устройствах.
Как привлечь внимание к вашему приложению
1
Делайте качественный продукт.
Уделяйте внимание деталям: в интерфейсе не бывает мелочей. В первую очередь пользователя привлекает дизайн. Он должен быть как минимум безупречным — это одна из наиболее важных составляющих проекта.
2
Исследуйте рынок
Разберите по косточкам истории успешных приложений, таких как Loom.ai. Основатели этого проекта с самого начала сделали ставку на узкий тогда сегмент дополненной 3D реальности, в котором было мало конкурентов, — и выиграли.
3
Планируйтете долгосрочный проект
Сейчас жизненный цикл среднестатистического приложения составляет 4-6 месяцев. При разработке своего проекта подумайте, как продлить его «возраст» и сделать востребованным в быстро меняющемся мире.
4
Удерживайте аудиторию
Учитывая короткий жизненный цикл приложений и еще более короткий период хайпа вокруг них, найдите способы общения со своей аудиторией. Возможно, для этого вам понадобится выйти за пределы приложения.
5
Планируйте свой бюджет
Для успешного запуска на небольшом рынке будьте готовы потратить $5 тыс.-$10 тыс. А чтобы пуститься в серьезное плавание, вам понадобятся куда более серьезные инвестиции. Чем крупнее рынок, тем больший бюджет вам понадобится.
Читайте также: