Как называлось сатирическое приложение к журналу современник придуманное некрасовым и добролюбовым
Хотя еще незабвенный поэт наш Александр Сергеич сказал:
И перед младшею столицей 84
Главой склонилася Москва,
Как перед юною царицей
Позвольте по крайней мере надеяться, что вы не упустите случая предать гласности прекрасное произведение московской музы, еще более получающее цены от присоединения к нему легкомысленного петербургского ответа.
ДРУЖЕСКАЯ ПЕРЕПИСКА МОСКВЫ С ПЕТЕРБУРГОМ
На дальнем севере (1) , в гиперборейском крае ( 2) ,
Где солнце тусклое, показываясь в мае,
Столица новая возникла при Петре (4) .
Возникнув с помощью чухонского народа (5 )
Из топей и болот (6) в каких-нибудь два года,
Она до наших дней с Россией не срослась:
В употреблении там гнусный рижский квас (7) ,
С немецким языком там перемешан русский (8)
И над обоими господствует французский (9) ,
А речи истинно народный оборот
Там редок столько же, как честный патриот (10) !
Да, патриота там наищешься со свечкой:
Подбиться к сильному, прикинуться овечкой,
Местечка теплого добиться и потом
Таков там человек! Но, впрочем, без сомненья,
Спешу оговорить, найдутся исключенья.
Забота промысла о людях такова,
Что если где растет негодная трава,
Хоть в Петербурге жил, но был с душой московской (11) .
Театры (12) и дворцы, Нева и корабли,
Несущие туда со всех концов земли (13)
Затеи роскоши (14) , музеи просвещенья,
В том городе найдешь; нет одного: души (15) !
Там высох человек, погрязнув в барыши (16) ;
Улыбка на устах, а на уме коварность:
Итак, друзья мои! кляну тщеславный град!
В то время, как Москва надеждами пылает,
Он погружается по-прежнему в разврат
И против гласности стишонки сочиняет (18) .
Ты знаешь град, (19) заслуженный и древний,
Который совместил в свои концы
Хоромы, хижины, посады и деревни,
И храмы божии, и царские дворцы (20) ?
Тот мудрый град, где смелый провозвестник
Московских дум и английских начал 98 ,
Хотел бы я укрыться, милый мой!
Ученый говорит: тот град славнее Рима (23) ,
Недаром, нет! Невольно брызжут слезы
При имени заслуг, какие он свершил:
В 12-м году такие там морозы
Стояли, что француз досель их не забыл (27) .
Ты знаешь град? Туда, туда с тобой
Хотел бы я укрыться, милый мой!
Достойный град! Там Минин и Пожарский
Торжественно стоят на площади ( 28 ) 105 .
Там уцелел остаток древнебарский
У каждого патриция в груди (29) ,
В купечестве, в сословии дворянском
Там бескорыстие, готовность выше мер (30) ;
В последней ли войне (31) , в вопросе ли крестьянском (32) ,
Хотел бы я укрыться, милый мой!
Волшебный град! Там люди в деле тихи,
Но говорят, волнуются за двух (33) ,
Там от Кремля, с Арбата и с Плющихи
Отвсюду веет чисто русский дух (34) ;
Всё взоры веселит, всё сердце умиляет,
Царь-колокол лежит, царь-пушка не стреляет (35)
И сорок сороков без умолку гудят (36) .
Волшебный град! Туда, туда с тобой
Хотел бы я укрыться, милый мой!
Правдивый град! Там процветает гласность,
Там принялись науки семена (37) ,
Там в головах у всех такая ясность (38) ,
Что комара не примут за слона.
Там, не в пример столице нашей Невской,
Анафеме там предан Ч* (39)
И Кокорева ум нашел себе приют (40) !
Правдивый град! Туда, туда с тобой
Хотел бы я укрыться, милый мой!
Мудреный град! По приговору сейма
Там судятся и люди и статьи (41)108 ;
Ученый Бабст стихами Розенгейма
Там подкрепляет мнения свои (42) ,
Там сомневается почтеннейший Киттары 109 :
Уж точно ли не нужно сечь детей (43 ) ?
Там в Хомякове чехи и мадьяры
Нашли певца народности своей (44) ,
Мудреный град! Туда, туда с тобой
Хотел бы я укрыться, милый мой!
Разумный град! Там Павлов Соллогуба (45) ,
Байборода Крылова обличил (46)110 ,
Там *** был поражен сугубо (47)111 ,
Там сам себя Чичерин поразил (48)112 .
И лишь не вдруг могли уразуметь:
Или умно направленная плеть?
Разумный град! Туда, туда с тобой
Хотел бы я укрыться, милый мой!
Серьезный град! Науку без обмана,
Без гаерства искусство любят там (51) ,
Там область празднословного романа
Мужчина передал в распоряженье дам (52)115 .
И что роман? Там поражают пьянство (53) ,
Устами Чаннинга о трезвости поют (54)116 .
Там люди презирают балаганство
Серьезный град! Туда, туда с тобой
Нам страшно показаться, милый мой!
Какой бы шум вы подняли, друзья,
как говорит знаменитый баснописец (Басни И. А. Крылова, СПб., 1856 г., стр. 160).
(4) Возникла в 1703 году!
(12) Закрываются на первой неделе поста (см. афиши).
(13) Стихи Александра Сергеевича: (Соч. т. II, стр. 305).
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся.
(20) А это подражание Ф. Н. Глинке, который, обращаясь к Москве, говорит:
Город пышный, город древний!
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И хоромы и дворцы!
Объявление о его прекращении было последним усилием его мужества: здесь он, как известно, предупредил г. Ламанского с его знаменитою фразою, и затем величественно, непонятый, удалился со сцены.
Славней тебя был Рим великий.
(25) Стихи действ, тайн, советника Ив. Ив. Дмитриева. (Соч. Дм. Ч. I, стр. 14).
Москва, России дочь любима!
Где равную тебе сыскать?
Олег, грамматик странный самый.
Род женский с мужеским смешал:
Всем русским городам упрямо
Он Киев матерью назвал.
Но Киев-матушка с нуждою
В народную ложилось речь;
Недолго мог он быть главою
И землю русскую стеречь.
Москва поправила ошибку,
Оправдан ею был Олег,
И видим мы, что речь незыбку
Про мать градов он древле рек.
Москва за Русь восстала мочно,
Нет счета порванным цепям,
И стала материю точно
Полезен русскому здоровью
Наш укрепительный мороз.
Добрая наша Москва! Говорят, что на старости любишь
Нет, уж то время прошло, и молва от тебя не исходит;
Кто, силач, возьмет в охапку
(35) Кто царь-колокол подымет,
Кто царь-пушку повернет?
И кроме того, по выражению Ф. Н. Глинки (см. там же):
На церквах Москвы старинных
Выростают дерева!
О Праге я с грустною думал отрадой,
Что касается до мадьяров, то можно назвать мадьярскими разве следующие стихи его (там же):
На Тиссу, на Дриссу, на Драву, Молдаву,
Примите и пр. Н. Ч.
Н. Лайбов.
Стр. 102, строка 11 св. В рукописи заглавие отсутствует.
Свершает в тишине полезные труды
И движется вперед, храня без укоризны
Почтенной старины священные следы.
Там смеси нет чухонской и татарской,
Составилась по поводу жидов,
И были мы свидетелями писка
Каких-то новых странных голосов.
Хотел бы я укрыться, милый мой!
Наивный град! Там Константин Аксаков
Учил ходить нас наподобье раков.
Суровый град! Там Павлов Соллогуба,
Байборода Крылова обличил,
Там Шевырев был обличен сугубо,
Чичерин там гремел и отгремел.
И далее в рукописи:
Там, ревностно к науке пламенея,
Погодин доказал России всей,
Хотел бы я укрыться милой мой!
Правдивый град! Там убежденья чисты.
Бессильны там глупец и лицемер,
Зато в ходу такие публицисты,
Как господин Чичерин, например.
Ты знаешь град, где Минин и Пожарский
Торжественно стоят на площади,
Где уцелел остаток древнебарский
У каждого патриция в груди;
Где дочь свою замужнюю наместник
Почтенный град! Там люди в деле тихи,
Но говорят, волнуются за двух,
Там от Кремля, с Арбата и Плющихи
Отвсюду веет чисто русский дух.
Там, не в пример столице нашей Невской,
Оценят все, поймут и разберут,
Анафеме там предан Чернышевский
И Кокорева ум нашел себе приют!
Ученый град! Там Павлов Соллогуба,
Байборода Крылова обличил,
Там Шевырев был поражен сугубо,
Там хрестоматию Галахов сочинил;
Там беспощадно поражают пьянство,
Устами Чаннинга о трезвости поют,
Журналы там не терпят балаганства
Ужасный град! Туда, чтоб видеться с тобой,
Мне страшно показаться, милый мой.
Стр. 109, строка 3 св. В изд. 1862: Моллаву
ДРУЖЕСКАЯ ПЕРЕПИСКА МОСКВЫ С ПЕТЕРБУРГОМ
Московское стихотворение
Петербургское послание
"Свисток": Собрание литературных, журнальных и других заметок - сатирическое приложение в журнале "Современник", созданное Н.А. Некрасовым и Н.А. Добролюбовым ( в автобиографии Некрасов писал : ""Свисток придумал собственно я, а душу ему конечно дал Добролюбов<. >" (Литературное наследство. - Т. 49-50. - М., 1949. - С. 153-154)). Всего вышло 9 выпусков приложения. В них приняли участие Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, М.И. Михайлов, И.И. Панаев, Г.З. Елисеев, М.А. Воронов, М.А. Антонович, В.П. Буренин, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Аммосов, А.М. Комаров, А.К. Толстой, А.М. и В.М. Жемчужниковы.
На протяжении 1859 г., уже после выхода первого номера Некрасов и Добролюбов дважды подавали прошения (написанные от имени родственника Некрасова - Г.С. Буткевича) об издании "Свистка" отдельной газетой, однако получили отказ. Цензурная история журнала и в целом оказалась сложной, многие материалы так и не дошли до читателя.
С первых номеров "Свисток" заявил себя как одно из самых скандальных и ярких явлений русской журналистики второй половины XIX века. "Только звон "Колокола" в силах был покрывать собою "Свисток"", - вспоминал позднее "шестидесятник" П.М. Ковалевский. Сатирическое "жало" "Свистка" было направлено в сторону широкого спектра изданий, куда входили откровенно консервативные издания ("Наше время" Н.Ф. Павлова, "Русский вестник" и "Московские ведомости" М.Н. Каткова),проникнутые духом коммерции "Отечественные записки" А.А. Краевского, "День" славянофилов и "Время" почвенников и проч. Пародировались публицистика, поэзия, ключевые темы и высказывания упомянутых журналов и газет. По воспоминаниям А.Я. Панаевой, "Свисток" был плодом импровизацмй и коллективного творчества: "Свисток" в "Современнике" всегда сочинялся после обеда, за кофеем. тут же импровизировались стихотворения Добролюбовым, Панаевым и Некрасовым <. >" (Панаева (Головачева) А.Я. Воспоминания. - М., 1956. - С. 262).
Искрометный юмор "Свистка" привлек внимание читателей,что не могло не вызывать раздражение журналистов консервативного толка. В жестокий конфликт очень скоро превратились отношения "Свистка" и "Русского вестника". Полемика о "свисте" и "свистунах" ( эти понятия, "запущенные" "Современником" были подхвачены и прочно вошли в словарь русской журналистики 1860-х годов) очень скоро распространилась на широкий круг изданий. На защиту "свитунов" от нападок "Русского вестника" встал в журнале "Время" Ф.М. Достоевский (см. опубликованные на сайте статьи "По поводу элегической заметки "Русского вестника", "Свисток" и "Русский вестник"). Столкнулся "Свисток" даже с Герценом, который увидел в сатирических публикациях "балаганное" шутовство, пустое и легкомысленное зубоскальство, о чем и заявил в статье "Very dangerous. ".
Изд.: Свисток: Собрание литературных, журнальных и других заметок: Сатирическое приложение к журналу "Современник". 1859-1863. - М., 1981.
Лит.: Бухштаб Б.Я. Добролюбов - пародист // Известия АН СССР. Отд. общественных наук. - 1936. - № 1-2; Леонтьев Н.Г. Добролюбов - пародист // Ученые записки ЛГУ. Сер. филологических наук. - 1957. - Вып. 30; Жук А.А., Покусаев Е.И. "Свисток" и его место в русской сатирической журналистике // Свисток: Собрание литературных, журнальных и других заметок: Сатирическое приложение к журналу "Современник". 1859-1863. - М., 1981.- С. 407-432.
«Свисток» — сатирическое приложение к журналу «Современник», предпринятое в 1858 году Н. А. Добролюбовым и Н. А. Некрасовым. Газета состояла из юмористических литературных произведений и критических статей, заметок. Также в газете постоянно печатались карикатуры. Помимо Добролюбова и Некрасова, в «Свистке» в разное время участвовали Н. Г. Чернышевский, М. И. Михайлов, И. И. Панаев, М. А. Антонович, В. П. Буренин, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. К. Толстой, А. М. и В. М. Жемчужниковы и другие писатели и критики. В программе «Свистка» Добролюбов изложил основную задачу издания: «открывать и осмеивать дурное и забавное везде и во всем, нисколько не опасаясь скомпрометировать чрез то хорошую сторону предмета» [1] .
Современники относились к «Свистку» по-разному; Добролюбову вменяли в вину «свистопляску» — глумление над авторитетами и чересчур язвительный полемический тон. Вскоре после смерти Добролюбова (1861) выпуск газеты прекратился. Всего вышло 9 номеров «Свистка».
Примечания
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Свисток (журнал)" в других словарях:
Свисток — («Свисток»,) сатирический отдел журнала «Современник». В 1859 63 всего вышло 9 номеров. Создателем и основным автором «С.» был Н. А. Добролюбов (см. его Собр. соч., т. 7, 1963). В «С.» сотрудничали Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, М. Е … Большая советская энциклопедия
Современник (журнал в 1836-66 гг.) — «Современник», литературный и общественно политический журнал, выходивший в Петербурге в 1836‒66; до 1843 ‒ 4 раза в год, затем ‒ ежемесячно. Публиковал стихи, прозу, критические, исторические, этнографические и др. материалы. Основатель «С.» ‒ А … Большая советская энциклопедия
Тверской свисток — Для улучшения этой статьи желательно? … Википедия
Список серий мультсериала «Лунтик» — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Сатирическое приложение к журналу «Современник», предпринятое в 1858 году Н. А. Добролюбовым и Н. А. Некрасовым. Приложение состояло из юмористических литературных произведений и критических статей, заметок. Также в нём постоянно печатались карикатуры.
Поскольку издателям «Современника» не удалось получить цензурное разрешение на издание отдельной иллюстрированной сатирической газеты, «Свисток» публиковался внутри «Современника» и был своеобразным «журналом в журнале». Первый выпуск «Свистка» вышел в январе 1859 года («Современник», № 1), последний — в апреле 1863 года (в четвёртом номере «Современника»).
Помимо Добролюбова и Некрасова, в «Свистке» в разное время участвовали Н. Г. Чернышевский, М. И. Михайлов, И. И. Панаев, М. А. Антонович, В. П. Буренин, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. К. Толстой, А. М. и В. М. Жемчужниковы и другие писатели и критики. В программе «Свистка» Добролюбов изложил основную задачу издания: «открывать и осмеивать дурное и забавное везде и во всём, нисколько не опасаясь скомпрометировать чрез то хорошую сторону предмета». Свисток. Сатирическое приложение к журналу Современник. 1859-1863 PDF
Свисток. Сатирическое приложение к журналу Современник. 1859-1863
М.: Наука, 1981. - 595 с.
Сатирическое приложение к журналу «Современник», предпринятое в 1858 году Н. А. Добролюбовым и Н. А. Некрасовым. Приложение состояло из юмористических литературных произведений и критических статей, заметок. Также в нём постоянно печатались карикатуры.
Поскольку издателям «Современника» не удалось получить цензурное разрешение на издание отдельной иллюстрированной сатирической газеты, «Свисток» публиковался внутри «Современника» и был своеобразным «журналом в журнале». Первый выпуск «Свистка» вышел в январе 1859 года («Современник», № 1), последний — в апреле 1863 года (в четвёртом номере «Современника»).
Помимо Добролюбова и Некрасова, в «Свистке» в разное время участвовали Н. Г. Чернышевский, М. И. Михайлов, И. И. Панаев, М. А. Антонович, В. П. Буренин, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. К. Толстой, А. М. и В. М. Жемчужниковы и другие писатели и критики. В программе «Свистка» Добролюбов изложил основную задачу издания: «открывать и осмеивать дурное и забавное везде и во всём, нисколько не опасаясь скомпрометировать чрез то хорошую сторону предмета».
САТИРИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА 60-х ГОДОВ. «СВИСТОК» И «ИСКРА»
В политической и литературной борьбе, которую вели революционные демократы 50-60-х годов, ими было выковано разящее оружие - сатира.
50-60-е годы выдвинули Салтыкова-Щедрина, давшего ряд бессмертных сатир в прозе. Те же годы выдвинули большую группу поэтов-сатиоиков, оружием стиха боровшихся за свержение всех старых порядков. К числу этих поэтов следует отнести в первую очередь Некрасова, в творчестве которого сатира всегда занимала почётное место, Н. А. Добролюбова и В. С. Курочкина. Расцвет сатирической поэзии был вызван стремлением передовой части общества к беспощадному осмеянию тех порядков, которые привели царскую крепостническую Россию к военному разгрому под Севастополем.
Не льстивый бард, не громкий лирик,
Не оды сладеньких певцов,
А вдохновенный злой сатирик
- Лоток правдивых горьких слов Нужны России. -
писал Н А. Добролюбов.
«Свисток»
В 1859 г. по предложению Добролюбова и Некрасова при «Современнике» начинает выходить специальное сатирическое прибавление «Свисток». «Свисток»,- вспоминал незадолго до смерти Некрасов,- придумал собственно я, а душу ему, конечно, дал Добролюбов». В том же 1859 г. поэт В. С. Курочкин и художник Н. А. Степанов основали журнал «Искра».
«Свисток» и «Искра» говорили горькую и смелую правду о самодержавной России и скоро приобрели необыкновенную популярность. Несмотря на то что «Сзисток» выходил всего четыре года (в 1863 г. он был запрещён цензурой), он оставил после себя заметный след в истории русской литературы и явился одним из самых ярких отражений литературной борьбы конца 50-х - начала 60-х годов XIX в.
«Искра»
«Искра» просуществовала дольше «Свистка»: она была запрещена цензурой в 1873 г. Особенно велика была известность «Искры» в первой половине 60-х годов, когда её тираж достигал небывалой для того времени цифры в десять тысяч экземпляров. Номера «Искры», выходившей сначала еженедельно, э потом даже два раза в неделю, становились значительным общественным событием. Не было такого вопроса, которого не касалась бы «Искра». Все крупные, а иногда и мелкие безобразия тогдашней русской жизни находили в ней немедленный отклик в стихах, фельетонах, пародиях, карикатурах. По словам современников, «Искра» играла в Петербурге как бы роль «Колокола». То же в своей «Истории русской литературы» говорит об «Искре» Горький: «Роль «Искры» была огромна. «Колокол» Герцена был журналом, пред которым трепетали верхние слои общества столицы, «Искра» распространялась в нижних слоях и по провинции. «Искра» в первом же году издания поняла, что дело не в мелочных обличениях взяточничества и т. д., а в общих условиях социального быта России. её хороший, здоровый демократизм не пропал даром».
В С Курочкин
Душой «Искры» был Василий Степанович Курочкин (1831-1875), талантливый поэт, блестящий переводчик
французского поэта Беранже и прекрасный журналист. Сын отпущенного на вол:о крепостного, он учился в кадетском корпусе, недолгое время был офицером, затем вышел в отставку, мечтая заняться литературой. Первые его литературные опыты успеха не имели, и только переводы из Беранже принесли Курочкину громкую известность. Благодаря ему Беранже, народный поэт Франции, стал одним из любимейших поэтов русских демократических читателей.
Но Курочкин не удовлетворялся одной литературной деятельностью, его тянуло к прямому революционному действию, и оч стал одним из организаторов и руководителей революционного общества «Земля и воля», боровшегося за интересы ограбленного реформой крестьянства. Хотя правительство не знало о тайной революционной деятельности Курочкина, он всё же считался одним из самых опасных врагов «общества». В 1866 г., после покушения Каракозова на Александра II, Курочкин был арестован и несколько месяцев просидел в Петропавловской крепости. Выпущенный на волю, он почти до самой смерти оставался под надзором полиции. Умер Курочкив в жестокой нужде, пережив основанный им журнал на два года.
Поэзия Курочкина - поэзия борьбы. Беспощадно осмеивал он титулованных воров, высших чиновников, либералов, литературных мракобесов. О чём бы ни писал Курочкин, он всегда видел основную причину всех общественных бедствий - самодержавие:
Я нашёл, друзья, нашёл,
Кто виновник бестолковый
Наших бедствий, наших зол.
Виноват во всём гербовый, Д
Всероссийский наш орёл.
Поэзия Курочкяна полна веры в победу над «торжествующим злом», в то, что «в сиякьи дня исчезнет мрак».
Поэт понимал, что без революционного насилия невозможна победа нал реакцией. Старый мир добровольно не уступит ни малейшей частицы тех богатств, которые им отняты у трудящихся.
Нужны усилия страшные вновь.
Жертвы, мученья, темницы и кровь.
Чтоб хоть крупицы от них уступила.
Грубая сила, стихийная сила.
Как Чернышевский и Добролюбов, Курочкин был «мужицким демократом», умевшим, несмотря на все препятствия цензуры, проводить в своём творчестве идеи крестьянской революции.
Читайте также: