Как называется разработка приложений
Процесс создания нативного приложения, описанный компанией BHW Group и адаптированный AppCraft под современный софт и реалии.
Каждый день тысячи мобильных приложений появляются в Google Play и Apple App Store. Соцсети, мессенджеры, игры и многие другие – все они делаются профессионалами по одному алгоритму разработки. И сегодня мы разложим его на понятные шаги, чтобы показать вам внутреннюю кухню мобильной разработки. Она включает в себя шесть этапов: оформление идеи, разработка стратегии, работа над дизайном, непосредственно разработка, выход на рынок и мониторинг ситуации.
Материал будет полезен начинающим студиям разработки, тем, кто задумал свой стартап, а также тем, кто спонтанно решил внедрить в свой бизнес приложение, но ещё смутно представляет, какие издержки оно может принести.
Как бы тривиально это не звучало, но хорошее приложение начинается с хорошей идеи. Если у вас её нет, подумайте над существующими в мире проблемами и возможными способами их решения. Перебирайте варианты, пока не обнаружите подходящий пробел на рынке, а потом ищите лучший путь, которым его можно заполнить. Это половина успеха.
Ключом к ответу может стать понимание того, почему эта проблема вообще существует, а для её решения до сих пор нет ни одного приложения. Погрузитесь в тему, соберите данные и обсудите их с командой. И, если у вас достаточно ресурсов на разработку, беритесь за дело.
Следующий шаг после рождения идеи – составить план работы над проектом. Его проще всего начать с анализа конкурентов. Найдите на рынке похожие мобильные приложения и проанализируйте следующие факторы:
- Количество загрузок – если приложение загружают, значит, это кому-нибудь нужно.
- Оценки и отзывы – помогут предусмотреть слабые места и адаптировать «фишки», которые нравятся пользователям, под свой продукт.
История компании – будьте готовы столкнуться с теми же трудностями, что и ваши ближайшие конкуренты. Заодно попробуйте понять, как они завоевали признание аудитории.
Благодаря анализу конкурентов вы убиваете сразу двух зайцев. Во-первых, учитесь на чужих ошибках, причём бесплатно, без траты лишнего времени и ощущения собственной неполноценности. Во-вторых, вы начинаете понимать, на что вам придётся пойти, чтобы выжить на рынке мобильной разработки. Что именно пользователь хочет увидеть в своём смартфоне? Есть ли для вашего приложения свободная ниша? Ответы на эти вопросы помогут вам найти баланс между вашими возможностями и потребностями рынка. Ну а если ваша идея настолько уникальна, что подобных приложений ещё нет в природе, посмотрите, как разработчики-первопроходцы из других сфер презентовали себя аудитории.
Если вы не занимаетесь разработкой мобильных приложений исключительно ради удовольствия, то наверняка заинтересованы в том, чтобы получить с продукта хорошую прибыль. Покупки в приложении, оплата подписки или премиум-версии, размещение рекламы, продажа данных – все эти способы монетизации можно использовать, даже если вы распространяете приложение не бесплатно. Чтобы выбрать оптимальный вариант, посмотрите, на чём зарабатывают ваши конкуренты, и определитесь, в какой момент начнёте монетизацию. Если спохватитесь слишком поздно, рискуете попасть в трудные времена.
Эта ступень мобильной разработки связана с пониманием главного вызова, стоящего перед любым разработчиком. Вам придётся продвигать своё приложение, чтобы о нём узнали и начали пользоваться. Сотни качественных мобильных приложений пылятся на виртуальных полках потому, что у их разработчиков не было маркетинговой стратегии и бюджета на её реализацию. А без неё могут обойтись только B2B-приложения, сделанные для внутреннего использования сотрудниками компании-заказчика.
Этап стратегического планирования завершается составлением дорожной карты вашего мобильного приложения, которая зафиксирует его идеальный путь от минимального жизнеспособного продукта (MVP) до попадания в топы магазинов. Составьте список контрольных точек и расставьте их в зависимости от собственных приоритетов. Учитывайте функционал приложения, возможные пожелания аудитории и следующие из них обновления. Но над ними вы будете думать, когда получите фидбек от первых пользователей MVP. Пока же можно сосредоточиться на других вещах.
Внутренняя архитектура зависит от функционала мобильного приложения и выбранного способа обработки и хранения данных. Обычно мы составляем два списка – характеристик, которыми должно обладать приложение, и ключевых визуальных элементов. Они становятся фундаментом для всех будущих архитектурных работ.
Инструменты: доска и маркеры. Много маркеров.
Затем мы рисуем на доске или бумаге экраны и располагаем на них необходимые элементы и данные. Несмотря на то, что один и тот же элемент может присутствовать на нескольких экранах, у него должен быть «дом». Именно на этом этапе в проект можно внести любые изменения.
Они определяют способы взаимодействия пользователя с приложением. Учитывайте все варианты его поведения, чтобы понять, сколько касаний ему потребуется для завершения того или иного действия, причём количество этих касаний должно быть пропорционально сложности действия. Если обнаруживается, что интерфейс не понятен пользователю интуитивно, приходится возвращаться к предыдущему шагу и менять вайрфреймы. При этом после любого изменения все пользовательские сценарии проверяются заново на случай, если мы, упростив одно действие, усложнили другое.
Инструменты: маркеры, плюс Invision, Adobe XD и Figma.
Самый простой способ проверить, насколько хорош ваш UX-дизайн – протестировать его на будущих пользователях. Отправьте им ссылку, после перехода по которой они смогут «потыкать» по отрисованным вайрфреймам. О функциональности речь не идёт, только о проверке навигации. Прислушивайтесь к комментариям, возвращайтесь на один-два-три шага назад, исправляйте проблему и тестируйте. Снова и снова.
Инструменты те же, что и для пользовательских сценарий: Invision, Adobe XD и Figma.
Стайлгайды – это стройматериалы для отделки «интерьера» мобильного приложения и повышения его юзабилити. Без продуманного стайлгайда элементы дизайна будут менять цвета и плавать по экрану, сбивая пользователя с толку.
Руководство по стилю мобильного приложения должно быть максимально подробным и опираться на характеристики аудитории. Ей нужно работать в приложении по ночам? Делаем тёмную тему. Это внутреннее приложение для сотрудников крупной компании? Убираем всё лишнее. Как это сделать? Опытный UI-дизайнер предложит сотню вариантов цветовой палитры, шрифтов и виджетов (кнопок, форм, значков и т.д.).
Рендеринг – это процесс отрисовки вайрфреймов в цифре в соответствии со стайлгайдом. Дизайнер должен придерживаться рекомендаций, но не следовать им слепо. Только так визуальная составляющая мобильного приложения будет выглядеть целостно.
Настало время подключать разработчиков, которые качественно реализуют продуманный до мелочей и многократно протестированный дизайн. Что может пойти не так? Например, вы заказали дизайн у одной компании, а разработку – у другой. Или у них внутренний раскол. Поэтому рекомендуем работать с профессиональной командой, которая занимается мобильной разработкой от идеи до результата.
В некоторой степени успех совместной работы дизайнеров и разработчиков зависит от выбора инструментов. Например, приложение Zeplin показывает последним все свойства загруженного в него дизайна, хотя не обладает всеми возможностями Sketch или Photoshop. В любом случае, убедитесь в том, что команда пользуется точными значениями измерений и не ленится копировать HEX-коды цветов.
В мобильной разработке существует великое множество технологий. Одни почти не требуют затрат, но не отличаются высокой производительностью, другие потребуют больших вложений во имя блестящего результата. Худшее, что вы можете сделать на данном этапе – использовать устаревшие или ненадёжные инструменты, которые приведут к тому, что вам придётся переписывать код, доплачивая остальным членам команды за переработку. Чтобы избежать этого, рекомендуем принять ряд важных решений до начала работы над проектом. Каких именно, расскажем ниже.
Существует три основных подхода frontend-разработке:
- Нативный – при таком подходе приложение пишется под конкретную мобильную платформу. То есть код приложения под Android нельзя будет использовать на iOS без адаптации. Интерфейс нативного приложения выглядит максимально органично, а само оно работает быстро и отлаженно. За такую надёжность приходится платить, поэтому нативная разработка стоит дороже остальных вариантов.
- Кроссплатформенный – код такого приложения универсален, вследствие чего ОС запускает его как нативное. Многие считают этот способ оптимальным по соотношению «цена-качество», но он всё равно требует от разработчика временных затрат на оптимизацию. Если остановитесь на нём, среди фреймворков выбирайте между React Native, Xamarin и Native Script.
- Гибридный – код пишется на HTML, CSS или Javascript в таких средах разработки, как Cordova, Phone Gap и Ionic. Получается дёшево, сердито и не без проблем.
Сервер влияет на производительность мобильного приложения и масштабируемость продукта, то есть способность системы увеличивать ту же производительность за счёт увеличения доступных ресурсов. Технологии здесь те же, что и в разработке веб-приложений. Отправная точка – определиться с:
Как вы могли понять из начала нашего гайда, разработка мобильного приложения состоит из множества этапов. Разобраться в следующих будет в разы проще, если вы слышали про Scrum - метод управления проектами, который подразумевает разбивку рабочего процесса на небольшие отрезки – спринты. В каждом из них есть стадии планирования, разработки, тестирования и подведения итогов. Скрам – один из подходов методологии Agile, о которой написано множество книг, поэтому глубоко вдаваться в терминологию мы не будем. Тем более, что какими бы методами не пользовалась та или иная компания, этапы работы над мобильным приложением будут примерно одинаковыми.
Чтобы спланировать спринт, составьте список задач с конкретными критериями оценки результата. Это поможет разработчикам оценить временные затраты на выполнение каждой из них и равномерно распределить обязанности внутри команды.
На этапе разработки команда воплощает в жизнь идеи дизайнеров и свои собственные. Результат проверяет QA-команда (отдел контроля качества) или менеджер проекта. Последний также распределяет задачи между разработчиками, добиваясь равномерной загрузки команды на протяжении всего спринта.
Разработчики должны чётко представлять концепцию приложения и его отличительные черты. Ничто так не мотивирует, как амбициозные цели, но в погоне за ними нельзя забывать о реальности. Возможно, вам придётся смириться с тем, что часть функций так и останется нереализованной.
Тестировать приложение не должны его же разработчики.
Тип тестирования выбирают исходя из проверяемой характеристики приложения:
Функционал – должен соответствовать заявленному. Хорошо, если у подрядчика есть QA-команда, а у неё – план тестирования со списком всех функций приложения и его желаемым поведением. Но если таковой нет – необходимо позаботиться об этом и нанять специально обученных специалистов. Юзабилити – интерфейс мобильного приложения должен быть интуитивно понятным и дружелюбным. О проблемах с этими качествами вам лучше всего расскажут те, кто видят продукт впервые.
Но и это ещё не всё:
Регрессионное тестирование – используется для проверки уже протестированного кода на ошибки, исправленные ранее, или возникшие в результате этих исправлений. Здесь на помощь вновь приходит QA-команда с чек-листами изменений, внесённых в код на каждом из спринтов.
В конце каждого спринта обсуждайте его результаты с заинтересованными сторонами. Сделайте выводы из трудностей, с которыми вы столкнулись, и постарайтесь больше их не допускать. Отмечайте успешные решения и используйте их в дальнейшем. Двух одинаковых проектов быть не может, поэтому разработчики постоянно прокачивают свои навыки, в том числе – навыки планирования работы над проектом. Который, кстати, переходит в следующую стадию.
К этому моменту приложение (или хотя бы MVP) должно быть полностью готово к выходу на рынок. Но если вы хотите потратить маркетинговый бюджет с умом, то размещать приложение в публичный доступ Google Play и Apple App Store пока рано. Нужно ещё раз протестировать его — на этот раз на небольших группах целевой аудитории. Сделать это можно двумя способами.
Первое правило фокус-группы — участники должны увидеть приложение впервые. Вам необходимо выяснить, кто они, откуда узнали о вашем продукте и пользуются ли чем-то похожим. Когда перейдёте непосредственно к тестированию, не давайте подсказок, а наблюдайте за тем, какие сложности возникают у людей в процессе использования приложения. Затем попросите каждого участника высказаться и обсудите все спорные моменты.
Вместе с фокус-группой (или вместо неё) можно устроить пробный запуск приложения для ограниченной аудитории опытных пользователей и охотников за новинками. Обязательно скажите им, что цените их интерес, попросите фидбек и пообещайте принять во внимание конструктивную критику. Кстати, бета-тестирование также позволяет проверить, как ваше приложение работает с разными устройствами и операционными системами.
Перед тем, как представить своё мобильное приложение миру, позаботьтесь о двух вещах: надёжном API-сервере и соблюдении правил Google Play Store и Apple App Store.
Большинству мобильных приложений нужен backend-сервер, который обменивается данными с ними. Если сервер перегружен или не отвечает, приложение не будет работать. Хорошая новость: благодаря облачным технологиям конфигурацию сервера можно менять в зависимости от размера пользовательской базы.
Публикация приложения в Google Play Store и Apple App Store – трудоёмкий процесс. Вам придётся убедиться в том, что приложение отвечает требованиям магазина, заполнить несколько форм для каждого из них, подготовить скриншоты и маркетинговые материалы, составить текст описания… а Apple ещё и тщательно в течение нескольких дней будет проверять само приложение и даже может не только потребовать изменений, но и отказать в публикации из-за “бессмысленности” приложения. Нет, мы не исключаем вероятность того, что магазин примет ваше приложение без лишних вопросов, и через несколько дней оно будет доступно для скачивания. Просто предупреждаем о возможных трудностях, которые возникнут с вероятностью в 99%.
Разработка мобильного приложения не заканчивается с его публикацией в сторах. Даже за умеренно популярными приложениями стоит целая история обновлений. Исправленные ошибки, улучшение производительности, новые возможности – поводов масса. Выбрать нужный именно вам поможет мониторинг следующих аспектов.
Современные системы аналитики мобильных приложений собирают информацию об аудитории вашего приложения (распределение пользователей по полу, возрасту, местонахождению, языку и т.д.) и особенностях взаимодействия с ним (времени входа в приложение, времени, проведённом в приложении, количестве просмотренных экранов и пр.). Некоторые даже составляют тепловые карты, которые показывают, на какие кнопки пользователи нажимают чаще остальных. Используйте эти данные как ориентиры на будущее: вкладывайтесь в доработку тех областей, в которых концентрация действий аудитории наиболее высока.
Этот показатель нельзя измерить двумя предыдущими способами, но следить за ним необходимо. Как часто происходило то или иное действие и как долго оно длилось – вот вопросы, которые помогут оптимизировать работу приложения. Если простейшее действие занимает больше времени, чем ожидалось, это тревожный сигнал.
Оценки и отзывы в магазинах крайне важны, особенно для новых приложений. Всегда отвечайте комментаторам: благодарите за хорошие слова и постарайтесь помочь тем, кто столкнулся с трудностями при использовании вашего приложения. Комментаторы обычно не ожидают, что им ответят реальные разработчики. Чуть больше клиентоориентированности – и две звезды превращаются в пять, а ваша репутация взлетает до небес.
Цель мониторинга – понять, что делать дальше. Используйте статистику и отзывы, чтобы выявить слабые места, а потом возвращайтесь на n шагов назад и укрепляйте их. Повышайте конверсию пользователей в покупателей, расширяйте клиентскую базу, зарабатывайте, в конце концов. Ведь мобильная разработка – это очень динамичная среда, и, чтобы быть на плаву, надо постоянно работать над продуктом и над собой.
Процесс разработки мобильного приложения кажется сложным только на первый взгляд. Да, вам придётся принимать множество важных решений и постоянно возвращаться к предыдущим этапам. Не поддавайтесь соблазну пропустить один или несколько – в конце вас ждёт заслуженная награда в виде денег и благодарных пользователей. Говорим об этом как разработчики с почти 7-летним опытом :)
Статья-источник на странице блога компании BHW Group.
Мы тут собрали умную камеру для наблюдения за котиками. Хотите научим?Статья длинная, но оно того стоило
Спасибо! Изначально хотели разбить на две смысловые части, а именно: подготовка+дизайн и разработка+релиз. Но они оказались оказались весьма не пропорциональными по отношению друг к другу, поэтому решили не мелочится.
Спасибо!
Всегда было интересно посмотреть не весь процесс разработки приложения!
Спасибо за бесценную информацию! Планирую создать приложение в b2b2c секторе, маркетплейс в сфере услуг на региональном рынке с перспективой масштабирования. Не знаю пока где найти разработчиков, связываться с фрилансерами опасно, собирать свою команду в моем регионе проблематично, не знаю как быть. Средства на реализацию думаю привлечь от потенциальных партнёров, показав презентацию, но если они захотят протестить приложение как быть?
Здравствуйте! Считаю, что вам необходимо описать концепцию вашего сервиса. При создании концепции я бы рекомендовал вам уделить основную часть времени маркетингу (совместно с опытным маркетологом) будущего продукта и его монетизации. Прошу обратить вас внимание, что на самом деле затраты на маркетинг, примерно такие же, как и на разработку самого продукта. Далее, вы выбирайте студию разработки мобильных приложений.
На что стоит обратить внимание на этом этапе?
A. Специализация студии (работает ли она со стартап-проектами напрямую?).
B. Штат сотрудников inhouse.
C. Работает ли над MVP версией продукта напрямую?
Затем, собранные данные о стоимости разработки и маркетинговых мероприятиях, тезисно упаковать в некую презентацию, а лучше ещё создать кликабельный UX-прототип совместно с уже выбранной студией разработки (это будет намного дешевле нежеле делать полноценное приложение, даже MVP версию).
Готово, теперь вы можете продемонстрировать свою идею потенциальным партнёрам.
Google Play и Apple App Store — платформы, где ежедневно появляются тысячи приложений. О том, кто делает эти приложения и как стать таким специалистом я расскажу в статье.
Михаил Овчинников Главный методист технического направления SkillboxКто такой мобильный разработчик и чем занимается
Мобильный разработчик — человек, который разрабатывает программные приложения для смартфонов и планшетов. Работа специалиста делится на следующие этапы:
- Идея. Разработчик может придумать замысел приложения самостоятельно или получить готовый заказ. Во втором случае нужно встретиться с заказчиком и обсудить все необходимые планы. Продумать кому будет интересно приложение и для каких целей будет служить.
- Подготовка. После того, как появилась идея, составляется план работ. Начинать нужно с анализа рынка конкурентов: найти приложения похожей направленности и проанализировать. Достаточное ли количество загрузок, сильные и слабые места, отзывы пользователей. Анализ информации о конкурирующих компаниях — тоже входит в работу мобильного разработчика.
- Вопросы монетизации. Этот пункт касается разработчиков, которые пишут программы самостоятельно, без заказчика. Специалист разрабатывает приложение с учётом дохода: платные сервисы, премиум-версия, встроенные покупки. Если приложение бесплатное, мобильный разработчик продумывает разные варианты получения прибыли.
- Разработка. Воплощение всех заранее запланированных идей. Работа с дизайнерами мобильных приложений, менеджером проекта. При необходимости внесение коррективов в процессе разработки. Постоянная связь с заказчиком и выполнение отчётов.
- Тестирование. Вопросами тестирования приложений занимается тестировщик. Но если разработчик работает самостоятельно, тестировать нужно самому. Проверяются такие характеристики, как функциональность, удобство пользования, производительность, дизайн.
- Внедрение на рынок. Специалист внедряет продукт на платформы Google Play Store и Apple App Store, соблюдая все правила этих сервисов.
- Раскрутка. Если разработку заказывает клиент, чаще всего он же и занимается вопросами маркетинга. То есть, нанимает для этого других людей. В случае самостоятельной разработки приложения специалист сам продвигает продукт. Он продвигает приложение чтобы его скачивали и пользовались. Для этого разрабатывается целая маркетинговая стратегия.
После того, как приложение начали скачивать, мобильный разработчик следит за отзывами, устраняет недостатки и регулярно обновляет приложения.
Ежедневные советы от диджитал-наставника Checkroi прямо в твоем телеграме!Что должен знать и уметь
Специалист по разработке мобильных приложений обладает следующими профессиональными навыками:
- знание систем Apple iOS – Objective-C, Swift;
- умение работать с Google Android – Java, Kotlin;
- навык работы с API-сервером;
- отличное знание правил Google Play Store и Apple App Store;
- навык создания приложений для Android, iOS;
- работа над отладками приложений;
- знание основ разработки программ под iPhone и iPad;
- знание разных библиотек технологий (Siri, «OK, Google»).
Уникальное предложение — -50% на ВСЕ курсы Skillbox. Получите современную онлайн-профессию, раскройте свой потенциал.
Активировать скидку →
Плюсы и минусы профессии
В работе с мобильными приложениями есть положительные моменты и отрицательные.
- высокооплачиваемая профессия;
- востребованность на рынке труда;
- возможность работать удалённо;
- постоянное развитие и рост;
- работа в команде с интересными людьми, обмен опытом.
- излишняя придирчивость заказчиков;
- сложно обучиться профессии самому;
- в Apple долгая проверка внесения правок.
Рекомендую посмотреть подборку специализированных программ: лучшие курсы по обучение созданию мобильных приложений
Зарплата по Москве и в России
По областям России:
- разработка мобильных приложений для Android;
- аналитический подход, способность решать технические задачи;
- умение работать с Java.
Зарплату от 100 000 руб. предлагают специалисту с опытом более 2 лет. Ожидания заказчиков:
Требования к разработчику мобильных приложений при з/п от 100 тыс. рублей
Зарплату в 150 000 руб. предлагают специалисту с опытом более 3 лет. Требования работодателей следующие:
Требования к разработчику мобильных приложений при з/п от 150 тыс. рублей
Зарплату свыше 200 000 руб. предлагают специалисту с опытом работы более 5 лет. Вакансия выглядит следующим образом:
Требования к разработчику мобильных приложений при з/п от 200 тыс. рублей
Как стать разработчиком мобильных приложений
Самый эффективный путь — пройти курсы по разработке мобильных приложений. Мы собрали лучшие образовательные программы в одну таблицу:
Меня зовут Ленар Деллерт, я фулстек-разработчик мобильных приложений в IT-компании Neti. Разрабатывать и для веба, и для «мобилок» научился сам, какого-то специального «программистского» образования у меня нет. В статье объясню, какие специалисты требуются в мобильной разработке, расскажу, как освоил программирование с нуля, и поделюсь ресурсами, на которых можно учиться.
Бэкенд, фронтенд, фулстек: кто есть кто в мобильной разработке
В основном мобильные приложения состоят из фронтенда и бэкенда: фронтенд — интерфейс, с которым взаимодействует пользователь, а бэкенд — серверная часть, на которой хранится и обрабатывается информация. Фронтенд и бэкенд обмениваются данными через API.
Сделать бэк сложнее, чем фронт, потому что чаще всего именно на бэкенде закладывается бизнес-логика программы. Если бэкенд и API реализованы плохо, приложение будет тормозить, вылетать и раздражать пользователей. Серверную часть и API делают бэкенд-разработчики. В нашей компании бэкендеры кодят на PHP на фреймворках Laravel и Yii2.
Бывают простые приложения без бэка, но они «зациклены» на самих себе: через них нельзя, например, оплатить заказ в корзине, попереписываться с менеджером в чате, забронировать столик.
3–4 декабря, Онлайн, Беcплатно
Теперь поговорим о том, кто реализует фронтенд. Если бы речь шла о разработке сайтов, я бы написал, что для создания фронта нужен фронтенд-разработчик. Но в мобильной разработке все немного запутаннее: здесь фронтендом занимаются разработчики кроссплатформенных решений и разработчики нативных приложений.
При нативном подходе для операционных систем Android и iOS делают два отдельных приложения. Для этого требуются два специалиста: android-разработчик, который пишет на Java или Kotlin, и iOS-разработчик, который пишет на Objective-C или Swift.
Java vs Kotlin для Android-разработки: ответы «за» и «против»Еще есть фулстек-разработчики — это специалисты два в одном, которые могут сделать и бэкенд, и фронтенд. Я фулстек-разработчик мобильных приложений: бэкенд реализую на Yii2, фронтенд — на React Native. Нативные приложения не совсем мой профиль: я пробовал писать под iOS и Android в рамках коммерческой разработки, но считаю, что у меня недостаточно опыта, чтобы давать какие-то советы.
Теория
Если человек задумывается о карьере в IT, в первую очередь он должен понять, интересна ли ему эта сфера. Готов ли он целый день сидеть и писать код? Не захочет ли все бросить, если над задачей придется биться несколько часов? Идти в программирование из-за хороших зарплат не стоит, потому что деньги — недостаточная мотивация. Многие забывают, что зарабатывать люди начинают после того, как потратят несколько лет на обучение и приобретение опыта.
Я считаю, что человеку должно быть по-настоящему интересно то, что он делает. В этом секрет. Когда у меня появился высокоскоростной интернет, мне стало интересно, как работают сайты. Я полазил по разным ресурсам, форумам и узнал об HTML и CSS. Нашел по ним уроки, познакомился с базовыми понятиями и стал делал html-странички. Потом захотел придать им интерактивности, понял, что для этого нужен язык JavaScript, и начал изучать его.
Сайты, на которых я изучал HTML, CSS, JavaScript:
Дальше я заинтересовался, как сделать полноценный сайт. Только на одном фронтенде приложение держаться не может: для более сложных действий, например, для авторизации пользователя, нужен бэкенд. Так я вышел на язык PHP и объектно-ориентированное программирование.
Ресурсы для изучения PHP:
-
.
- Книга Мэтта Зандстра «PHP: объекты, шаблоны и методики программирования».
Я увлекся программированием, когда учился в консерватории. Времени на хобби было мало: иногда занятия в вузе начинались в 7 утра и заканчивались в 7 вечера плюс я работал педагогом в музыкальной школе. Но разрабатывать сайты нравилось мне все больше. На втором курсе я понял, что хочу стать программистом, а не музыкантом, и бросил консерваторию. Но музыкой занимаюсь до сих пор для себя.
Моя страсть узнавать новое привела меня в мобильную разработку. Когда я уже работал PHP-программистом, мне было скучно использовать одни и те же инструменты, и я попросил тимлида, который писал под iOS и Android, научить меня разрабатывать под одну из этих ОС. Он показал, как делать приложения под Android. Это меня увлекло. Сначала я писал под Android, потом захотелось попробовать кроссплатформенные решения и я разобрался во фреймворке Xamarin.
В 2019 году мне предложили сделать мобильное приложение на React Native для логистической компании, и я согласился, хотя раньше не писал на этом фреймворке. Было интересно, как он работает. Чтобы освоить React Native, я читал документацию, лазил по GitHub и форумам. Как всегда, спасал сервис Stack Overflow: если не хватало информации, я находил там ответы на свои вопросы. Если я не знал, как решить задачу, я гуглил. Умение гуглить очень важно для любого разработчика. Кстати, лучше формулировать запросы на английском языке — так больше шансов найти ответ.
Практика
Даже вызубрив документацию от и до, технологию не освоишь. Чтобы закрепить знания, необходимо практиковаться.
Изучая новый язык или фреймворк, я часто пишу что-то для себя. К примеру, чтобы понять, как работает Zend Framework, я разбирал его компоненты. Брал Query Builder, который используется для построения SQL-запросов, копался в нем и пытался написать свой «велосипед». Затем разбирался в следующем компоненте.
Чтобы освоить Swift и среду разработки Xcode, я написал для часов Apple Watch приложение, которое в реальном времени показывает погоду. Не скажу, что после этого стал крутым iOS-разработчиком, но теперь проверяя код для iOS других программистов, могу понять, что написано, и посоветовать, как сделать лучше.
Алгоритм для тех, кто хочет стать разработчиком, такой:
Дальше расскажу, какие технологии должны знать начинающие React Native и бэкенд-разработчики, чтобы найти работу.
Что должен знать начинающий React Native разработчик
Чтобы устроиться младшим React Native разработчиком, нужно освоить на базовом уровне следующие технологии:
- Язык программирования JavaScript.
- Навыки верстки с применением HTML, CSS.
- Фреймворки ReactJS и React Native.
- Основы разработки под Android и iOS. Необходимые понятия: «жизненный цикл», «активность», «фрагмент». Уметь работать с файлами настроек: для Android это AndroidManifest.xml, для iOS — info.plist. Знать, как поднять версию приложения и выставить права для определенных сервисов (например, геолокации или доступ к фотогалереи).
- Основы работы с системой контроля версий Git.
Что должен знать начинающий бэкенд-разработчик мобильных приложений
Вот что должен знать джун-бэкендер, чтобы получить работу:
У нас на собеседовании еще могут поспрашивать по архитектурным паттернам. Это сложнее, поэтому знать необязательно, но будет плюсом.
Soft Skills
Стоит добавить, что кроме hard skills джуниор-программисту пригодятся такие soft skills:
Нет универсального рецепта, по которому каждый человек освоил бы программирование. Я поделился своим видением. Возможно, кому-то больше понравится проходить курсы. Хорошие курсы помогут быстрее составить правильное представление о базовых вещах, чем формировать его самому. Но разбираться, как лучше решить практическую задачу заказчика, исходя из контекста ситуации, все равно придется самостоятельно, параллельно восполняя пробелы по документации, сайтам и форумам. Это и называется опыт. В любом случае главное — не бояться и делать. Если с первого раза не получилось — переделывать. Тогда точно получится.
Мобильный разработчик — это специалист, разрабатывающий программные приложения для различных мобильных устройств: планшетов, смартфонов. Профессия на данный момент самая модная, перспективная и востребованная. Ведь именно в сфере мобильной разработки появились такие интересные новинки как голосовой и жестовый интерфейс. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
На рынке вакансий - острый дефицит специалистов этого профиля. И в дальнейшем ситуация будет только усугубляться, так как современный мир уже невозможно представить без мобильных устройств, которыми пользуется не только продвинутая молодёжь, но и все слои населения. Всё большее количество людей выходит в интернет с мобильных устройств. Российский рынок мобильных устройств является самым быстрорастущим. Человек будущего не хочет быть привязанным к офису с его тяжеловесной компьютерной техникой, когда есть реальная возможность решать любые вопросы с помощью мобильных устройств буквально на ходу.
Множество компьютерных программ перебазировалось на мобильные устройства и успешно там функционирует. И в будущем их «мобилизация» только усилится.
Преимущество и уникальность профессии мобильного разработчика в том, что всё зависит только от тебя самого: имея изначально хорошую идею и грамотно воплотив её в мир мобильных технологий, не вкладывая ресурсов, можно в самые короткие сроки создать международный проект, аналогичный Instagram и стать миллионером.
Мобильные приложения чрезвычайно популярны у предпринимателей разного уровня. Если приложение актуально, удобно в применении, функционально и решает важные проблемы пользователей, оно значительно увеличивает число клиентов и повышает прибыль бизнеса.
Особенности профессии
Функциональные обязанности мобильного разработчика на данный момент чётко не определены в силу молодости профессии. Ему приходится быть одновременно дизайнером, верстальщиком, программистом. А в целом деятельность мобильного разработчика можно подразделить на несколько этапов:
- подготовительный период в создании приложения — определение конкретных требований заказчика в виде технического задания;
- создание мобильного приложения, сочетающего в себе такие обязательные качества, как безотказная работа на одной из мобильных операционных платформ (Apple iOS, Google Android, Windows Mobile), удобный пользовательский интерфейс, многофункциональность, прибыльность для заказчика.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Высокооплачиваемая, востребованная профессия.
- Чёткость стандартов и гайдлайнов значительно облегчают дизайнерскую часть работы мобильного разработчика. Гайдлайн — это подробные описания элементов в мобильных приложениях, причём для каждой платформы они свои.
- Вложение ресурсов для мобильной разработки невелико.
Минусы
- Политика компаний, выпускающих мобильные устройства, не даёт возможности разработчику быстро вносить поправки в приложение, так как любое действие проверяют работники компании. Так, в Apple идёт проверка любого обновления в течение недели.
- Придирчивость пользователей к дизайну и функционалу приложений доставляет много неприятных моментов.
Место работы
В IT-сфере уже давно не существует никаких границ. Работать можно не выходя из дома на любую транснациональную компанию мира или частный бизнес. Работу мобильному разработчику можно найти на фрилансерских биржах, на сайтах вакансий. А можно создать свой бизнес по разработке мобильных приложений.
Важные качества
Одним из самых важных качеств мобильного разработчика является умение конструктивно реагировать на критику пользователей, которые оставляют свои отзывы о работе приложений в Google Play и App Store. Ведь негативные отзывы не всегда направлены на то, чтобы обидеть разработчика. Как правило, они указывают на какие-то конкретные проблемы в мобильном приложении и разработчику следует их решить.
Читайте также: