Как написать скрипт для приложения
Очень сложно представить современные сайты без интерактива с пользователем. Тогда бы они никак не взаимодействовали с нами, а любое нажатие приводило бы к полной перезагрузке страницы. Согласитесь, это очень скучно.
Рассмотрим, из чего состоят веб-странички. HTML (HyperText Markup Language) отвечает за придание странице структуры (показывает, где меню сайта, а где заголовок, логотип или статья) и контента (различные тесты, списки, изображения и т. д.). CSS (Cascading Style Sheets) отвечает за визуальную составляющую страницы: определяет, какого цвета и размера должен быть тот или иной блок, как его оформить и вывести пользователю.
Структура и оформление есть, но где же взаимодействие? Здесь на сцену выходит JavaScript. Виртуальный «диалог» с пользователем — от изменения части содержимого сайта в ответ на действия до современных игр в браузере — реализуется с помощью скриптов JavaScript. Этот язык программирования работает в браузере и позволяет взаимодействовать с веб-страницей в режиме реального времени, оживляя её и предоставляя пользователю обратную связь на все действия.
У JavaScript очень интересная история. Он — реализация стандарта ECMAScript, может работать не только в браузере. Но в статье мы рассмотрим только взаимодействие с браузером.
Создаём самый простой скрипт
В первом задании, которое традиционно выполняет студент при изучении языка программирования, нужно вывести на экран фразу «Hello, world». Это позволяет отработать самый важный аспект — вывод информации пользователю, а также познакомиться с базовой структурой программы. Поступим так же.
Есть множество способов что-то вывести на экран в браузере, но мы выберем самый простой. Откроем «Инструменты разработчика» (Developer Tools) в браузере Chrome. Сделать это можно через сочетание клавиш Ctrl + Shift + I или F12 (Cmd + Opt + I на macOS) или через меню браузера. В Google Chrome нужно нажать на три точки, в других браузерах эта настройка может выглядеть иначе. Далее выбираем пункт «Дополнительные инструменты» и «Инструменты разработчика».
У вас должно появиться примерно такое окно, как ниже. Какой именно сайт выбрать для работы, не важно, можете открыть и GeekBrains.
Нас интересует вкладка Console. В ней могут быть ошибки и предупреждения (красные или жёлтые надписи) — не обращайте на них внимания, они нам не помешают. Выполним задание — выведем «Hello, world» на экран. Для этого нам понадобится команда alert(). Она выводит текст, который передан в круглых скобках.
Обратите внимание на регистр — здесь он имеет значение. Также не упустите кавычки — любой текст мы обязаны обрамлять в двойные или одинарные кавычки.
Мы выполнили первое задание — вывели простой текст на экран.
Учимся писать чуть более сложные скрипты
На экране перед нами статичный текст, что не очень интересно. Хотелось бы больше взаимодействия с пользователем. Что, если мы будем спрашивать имя зашедшего на сайт и здороваться с ним?
Для этого нам нужно познакомиться с концепцией переменных в языках программирования. Переменная — это область в памяти компьютера, в которой хранится какое-либо значение. Мы можем использовать его как угодно.
Для создания переменной в JavaScript нужно применить ключевое слово let. Есть и другие, но не будем так глубоко погружаться в детали.
Требования к именованию переменных:
- Имя переменной не может начинаться с цифры.
- Имя переменной может содержать только буквы, цифры и символы «$» и «_».
- Здравый смысл подсказывает нам, что имя переменной должно отражать суть того, что в ней находится.
Создадим простую переменную, поместив в неё имя. Например, Иван.
Обратите внимание: мы объединили слово «привет» и переменную. Здесь имеет значение каждый символ: сначала alert, потом открывающая круглая скобка, которая говорит, что дальнейшие инструкции нужно вывести на экран. Затем кавычки, в которых заключён приветственный текст. Далее знак +, который подсказывает программе, что текст справа от знака нужно объединить с тем, что слева. И завершает это закрывающая круглая скобка.
Мы вывели имя из переменной на экран, но ведь было нужно показать имя, которое сообщит пользователь. Исправим это. Нам понадобится команда prompt(). Она задаст пользователю вопрос — запишем его в круглых скобках. Сохраним в переменную результат выполнения команды prompt().
Мы спрашиваем у пользователя имя, а когда он отвечает, здороваемся с ним. Ничего сложного.
Сохраняем наш первый скрипт
Мы написали программу (скрипт) в консоли браузера. Это было быстро и просто, но не очень практично — такой программой с пользователями не поделишься. Чтобы сделать это, сохраним программу в файл с расширением *.html. Имя можем дать произвольное. Так как HTML подразумевает определённую структуру контента, нужно её отчасти соблюсти, чтобы всё работало. Понадобятся теги <html> и <script>.
Редактировать и сохранять файлы со скриптами можно с помощью любого текстового редактора. Cамый простой и примитивный — «Блокнот», который поставляется вместе с Microsoft Windows. Есть и специальные редакторы кода, например, Visual Studio Code. В блоге даже выходила специальная подборка редакторов кода JavaScript — выбирайте и дерзайте :)
А если хотите извлечь из JavaScript максимум — приглашаем на факультет Fullstack JavaScript-разработки GeekBrains!
Несколько вводных слов
Когда хочется добавить возможность менять бизнес-логику в приложении без перекомпиляции и последующего развертывания, то скрипты — один из способов, который приходит на ум в первую очередь. Зачастую, скрипты появляются не потому что так было задумано, а потому что так получилось. Например, в спецификации есть часть логики, которая вот прямо сейчас не до конца ясна, но, чтобы не тратить лишние пару дней (а иногда и дольше) на анализ, можно сделать точку расширения и вызывать скрипт — заглушку. А потом, конечно, этот скрипт будет переписан, когда требования прояснятся.
Способ не новый, и его достоинства и недостатки хорошо известны: гибкость — можно поменять логику на работающем приложении и сэкономить время на редеплое, но, с другой стороны, скрипты сложнее тестировать, отсюда — возможные проблемы с безопасностью, производительностью и т.д.
Те приемы, которые будут рассмотрены далее, могут быть полезны как разработчикам, которые уже используют скрипты в своем приложении, так и тем, кто только думает об этом.
Ничего личного, только скриптинг
С JSR-233 скриптинг в Java стал очень простым. Существует достаточное количество скриптовых движков, основанных на этом API (Nashorn, JRuby, Jython и ещё некоторые), так что добавить немного скриптовой магии в код — не проблема:
Очевидно, что, если такой код будет раскидан по всему приложению, то оно превратится непонятно во что. И, безусловно, если у вас в приложении больше одного вызова скрипта, то нужно делать отдельный класс для работы с ними. Иногда можно пойти ещё дальше и сделать специальные классы, которые будут оборачивать вызовы evaluateGroovy() в обычные типизированные Java методы. В этих методах будет довольно однотипный служебный код, как в примере:
Такой подход сильно увеличивает прозрачность при вызовах скриптов из кода приложения — сразу видно, какие параметры скрипт принимает, какого они типа и что возвращается. Главное — не забыть добавить в стандарты написания кода запрет на вызов скриптов не из типизированных методов!
Прокачиваем скрипты
Несмотря на то, что скрипты — это просто, если у вас их много и вы их интенсивно используете, то есть реальный шанс столкнуться с проблемами производительности. Например, если используется куча groovy шаблонов для генерации отчетов и вы их запускаете в одно и то же время, рано или поздно это станет одним из узких мест в производительности приложения.
Поэтому многие фреймворки делают разнообразные надстройки над стандартным API для улучшения скорости работы, кэширования, мониторинга выполнения, использования разных скриптовых языков в одном приложении и т.д.
Например, в CUBA был сделан довольно хитроумный движок для скриптинга, который поддерживает дополнительные возможности, такие как:
- Возможность писать скрипты на Java и Groovy
- Кэш классов для того, чтобы не компилировать скрипты повторно
- JMX бин для управления движком
И было бы несправедливо не упомянуть GraalVM — экспериментальный движок, который умеет выполнять программы на разных языках (JVM и не-JVM) и позволяет вставлять в Java приложения модули на этих языках. Я надеюсь, что Nashorn рано или поздно уйдет в историю, и у нас будет возможность писать части кода на разных языках в одном исходнике. Но это пока только мечты.
Spring Framework: предложение, от которого сложно отказаться?
В Spring есть встроенная поддержка исполнения скриптов, построенная на базе API JDK. В пакете org.springframework.scripting.* можно найти много полезных классов — все, чтобы можно было удобно использовать низкоуровневый API для скриптинга в своем приложении.
Кроме этого, есть более высокоуровневая поддержка, она подробно описана в документации. Вкратце — нужно сделать класс на скриптовом языке (например, Groovy) и опубликовать его как бин через XML описание:
После того, как бин опубликован, его можно добавлять в свои классы при помощи IoC. Spring обеспечивает автоматическое обновление скрипта при изменении текста в файле, можно вешать аспекты на методы и т.д.
Выглядит неплохо, но нужно делать “настоящие” классы для того, чтобы их опубликовать, обычную функцию в скрипте не напишешь. Кроме того, скрипты можно хранить только в файловой системе, для использования БД придется лезть внутрь Spring. Да и XML конфигурацию многие считают устаревшей, особенно если в приложении уже все на аннотациях. Это, конечно, вкусовщина, но с ней зачастую приходится считаться.
Скрипты: трудности и идеи
Итак, у каждого решения есть своя цена, и, если говорить о скриптах в Java приложениях, то при внедрении этой технологии можно столкнуться с некоторыми трудностями:
- Управляемость. Зачастую вызовы скриптов раскиданы по всему приложению, и при изменениях в коде довольно сложно бывает отследить вызовы нужных скриптов.
- Возможность найти точки вызова. Если что-то идет не так в конкретном скрипте, то найти все его точки вызова будет проблемой, если только не применять поиск по названию файла или вызовам метода типа evaluateGroovy()
- Прозрачность. Написание скрипта — сама по себе непростая задача, а ещё сложнее приходится тем, кто этот скрипт вызывает. Нужно помнить, как называются входные параметры, какой у них тип данных и что является результатом выполнения. Или каждый раз смотреть в исходный код скрипта.
- Тестирование и обновление — не всегда получается протестировать скрипт в окружении кода приложения, да и после заливки его на “боевой” сервер нужно как-то уметь быстро все откатить, если что-то пойдет не так.
Вдобавок ко всему, если каждый скрипт будет связан только с одним методом, можно быстро найти все точки вызова в приложении при помощи меню “Find Usages” из IDE и понять место скрипта в каждом конкретном алгоритме бизнес-логики.
Упрощается тестирование — оно превращается в “обычное” тестирование классов, с использованием привычных фреймворков, mock’ами и прочим.
Все вышеописанное очень созвучно с идеей, упомянутой в начале статьи — “специальные” классы для методов, которые реализуются скриптами. А что, если сделать ещё один шаг и скрыть весь служебный однотипный код для вызовов скриптовых движков от разработчика, чтобы он про это даже не думал (ну, почти)?
Репозитории скриптов — концепт
Задумка довольно проста и должна быть знакома тем, кто хоть раз работал со Spring, особенно со Spring JPA. Что нужно — сделать Java интерфейс и при вызове его методов вызывать скрипт. В JPA, кстати, используется идентичный подход — вызов CrudRepository перехватывается, на основе имени метода и параметров создается запрос, который потом выполняется движком БД.
Что нужно, чтобы реализовать концепт?
Для начала — аннотация уровня класса, чтобы можно было найти интерфейс — репозиторий и сделать бин на его основе.
Также, наверное, пригодятся аннотации на методы этого интерфейса для того, чтобы хранить метаданные, нужные для вызова метода. Например — откуда брать текст скрипта и какой движок использовать.
Полезным дополнением будет возможность использовать методы с реализацией в интерфейсе (a.k.a. default) — этот код будет работать, пока бизнес-аналитик не выведает более полную версию алгоритма, а разработчик не сделает скрипт на основе
этой информации. Или пусть аналитик скрипт пишет, а разработчик потом просто скопирует его на сервер. Вариантов много :-)
А потом подоспеет и сам алгоритм, написанный, например, на groovy, там скидки будут немного отличаться:
Цель всего этого — дать разработчику возможность написать только код интерфейса и код скрипта, а не возиться со всеми этими вызовами getEngine , eval и прочими. Библиотека для работы со скриптами должна делать всю магию — перехватывать вызов метода интерфейса, получать текст скрипта, подставлять значения параметров, получать нужный скриптовый движок, выполнять скрипт (или вызывать default метод, если текста скрипта нет) и возвращать значение. В идеале, помимо кода, который уже написан, в программе должно быть что-то вроде этого:
Вызов читаемый, понятный, и, чтобы его сделать, не надо обладать никакими особыми навыками.
Это были идеи, на основе которых была сделана небольшая библиотека для работы со скриптами. Она предназначена для Spring приложений, этот фреймворк использовался для создания библиотеки. В ней предоставляется расширяемый API для загрузки скриптов из различных источников и их выполнения, который скрывает рутинную работу со скриптовыми движками.
Как это работает
Для всех интерфейсов, промаркированных @ScriptRepository , во время инициализации контекста Spring при помощи метода newProxyInstance класса Proxy создаются прокси-объекты. Эти прокси публикуются в контексте Spring как singleton бины, поэтому можно объявить поле класса с типом интерфейса и поставить на него аннотацию @Autowired или @Inject . Ровно так, как и планировалось.
Сканирование и обработка интерфейсов скриптов активируется при помощи аннотации @EnableSсriptRepositories , так же, как в Spring активируется JPA или репозитории для MongoDB ( @EnableJpaRepositories и @EnableMongoRepositories соответственно). В качестве параметров аннотации нужно указать массив с именами пакетов, которые нужно сканировать.
Методы нужно пометить аннотацией @ScriptMethod (также есть @GroovyScript и @JavaScript , с соответствующей специализацией), чтобы добавить метаданные для вызова скрипта. Конечно же, поддерживаются default методы в интерфейсах.
Общее устройство библиотеки показано на диаграмме. Синим выделены компоненты, которые нужно разработать, белым — которые уже есть в библиотеке. Значком Spring помечены компоненты, которые доступны в контексте Spring.
Когда вызывается метод интерфейса (по факту — прокси-объекта), запускается обработчик вызова, который в контексте приложения ищет два бина: провайдера, который будет искать текст скрипта, и исполнителя, который, собственно, найденный текст будет выполнять. Потом обработчик возвращает результат вызвавшему методу.
Имена бинов провайдера и исполнителя указываются в аннотации @ScriptMethod , там же можно поставить ограничение на время выполнения метода. Ниже — пример кода использования библиотеки:
Можно заметить аннотации @ScriptParam — они нужны для того, чтобы указывать имена параметров при передаче их в скрипт, поскольку Java компилятор стирает исходные имена из исходников (есть способы заставить его это не делать, но лучше на это не полагаться). Можно имена параметров и не указывать, но, в таком случае, в скрипте нужно будет использовать “arg0”, “arg1”, что не сильно улучшает читаемость.
По умолчанию, в библиотеке есть провайдеры для чтения .groovy и .js файлов с диска и соответствующие исполнители, которые представляют из себя обертки над стандартным JSR-233 API. Можно создавать собственные бины для разных источников скриптов и для разных движков, для этого нужно имплементировать соответствующие интерфейсы: ScriptProvider и SpringEvaluator . Первый интерфейс использует org.springframework.scripting.ScriptSource а второй — это org.springframework.scripting.ScriptEvaluator . API Spring использовалось для того, чтобы можно было использовать готовые классы, если они уже есть в приложении.
Поиск провайдера и исполнителя производится по имени для большей гибкости — можно заменить в своем приложении стандартные бины из библиотеки, назвав свои компоненты такими же именами.
Тестирование и версионирование
Поскольку скрипты меняются часто и легко, нужно иметь способ как-то убедиться, что изменения ничего не ломают. Библиотека совместима с JUnit, репозиторий просто можно протестировать как обычный класс в составе юнит или интеграционного теста. Mock библиотеки тоже поддерживаются, в тестах к библиотеке можно найти пример того, как сделать mock на метод репозитория скриптов.
Если нужно версионирование, то можно создать провайдера, который будет читать разные версии скриптов из файловой системы, из базы данных или из Git, например. Так можно будет легко организовать откат на предыдущую версию скрипта в случае неполадок на основном сервере.
Итого
Представленная библиотека поможет организовать скрипты в Spring приложении:
Активные пользователи компьютера время от времени сталкиваются со словом « скрипт » , не всегда понимая, что же оно значит. В рамках сегодняшнего материала я отвечу на этот вопрос, приведу несколько примеров того, как и с помощью чего создаются скрипты, а также расскажу, можно ли самостоятельно написать какой-нибудь скрипт и запустить его для выполнения задачи.
Общее понимание скрипта
С английского языка слово «скрипт» переводится как сценарий, из чего уже можно сделать определенные выводы. Это набор команд, то есть строк кода, которые вкупе выполняют конкретную задачу. Для ее выполнения и создаются скрипты. Они могут быть как очень маленькими по объему и отвечать за запуск каких-то простых служб операционной системы, так и объемными, сравнивая переменные и выводя результат на сайте.
Скрипт хранится в текстовом файле, поэтому при желании его содержимое можно легко просмотреть и даже изменить. Этот текстовый файл запускает цепочку выполнения задачи, которая и запрограммирована в скрипте. Если все строки написаны правильно и целевые объекты удается найти, задача выполняется успешно и скрипт срабатывает.
Скрипты сейчас активно интегрируются на сайтах, в качестве примера можно привести популярный скриптовый язык – JavaScript. Однако изначально они работали в операционных системах и выполнялись при помощи внутреннего синтаксиса командной оболочки.
История появления скриптов
Для общего развития предлагаю немного окунуться в историю появления скриптов и взглянуть на то, какими они были раньше. Начали применять их под управлением семейства операционных систем Unix еще 50 лет назад. Одной из первых командных оболочек была sh, в ней использовались shell scripts, которые позволяли выполнять самые разнообразные задачи на компьютере.
Ниже вы видите небольшой код, предназначенный для конвертирования изображения из JPG в PNG:
Сферы использования скриптов
Скрипты часто используются на веб-сайтах. Чаще всего они пишутся на языках PHP и JavaScript. Первый используется для написания той части сайта, которую не видит посетитель, то есть бэкенда, а второй в большинстве случаев отвечает за визуал, то есть разные анимации, плавные переходы и другие действия (фронтэнд).
Если с визуальными скриптами все понятно, то невидимые для глаза посетителя скрипты собирают информацию в базы данных, проверяют правильность заполнения форм и выполняют другие сложные задачи.
Соответственно, в операционной системе скрипты тоже выполняют серьезные операции. Скрипты, запущенные через консоль (командную строку), могут влиять на открытие служб и приложений, вносить изменения в системные файлы или даже устанавливать другие программы (вирусы так и попадают в систему).
Если говорить о Windows, то в ней вы можете найти встроенный инструмент CMD (PowerShell), который и предназначен для запуска скриптов, хранящихся в формате BAT.
Самостоятельное написание и применение скриптов
Разберем самостоятельное написание и применение скриптов на примере Windows. Допустим, у вас стоит задача проверить стабильность соединения с конкретным сайтом без запуска браузера. Для этого есть одна полезная команда, запускаемая через Командную строку. А если нужно еще сформировать и отчет о результатах проверки, не совсем удобно будет вводить несколько разных команд по очереди, особенно в тех случаях, когда задача выполняется раз в несколько дней или чаще. Тогда создается BAT-файл с таким содержимым:
Приведенные выше примеры должны помочь разобраться с тем, что представляют собой скрипты и где они используются. При желании можно даже самому попробовать создать текстовый файл с кодом и запустить его на компьютере, но для использования скриптов в профессиональных целях понадобится выучить один из скриптовых языков программирования.
PyCharm
Присутствует в программе и удобная функция поиска по составляющим проекта. Это может быть файл, символ или конкретный фрагмент кода, перемещение к которому произойдет буквально в пару кликов. При написании скриптов такая возможность тоже окажется полезной, ведь иногда сценарий состоит из множества строчек кода. При первом же запуске PyCharm вам станет доступно огромное количество полезных функций для разработчиков без надобности установки дополнительных библиотек. К ним относятся: инструменты отладки, тестирования и профилирования, поддержка популярных баз данных (Oracle, SQL Server, PostgreSQL, MySQL и другие). Подходит PyCharm для выполнения любых задач на языке программирования Python, включая и веб-разработку, поскольку присутствует совместимость с HTML и JavaScript. Подводя итоги по рассмотренному софту, можно понять, что он станет отличным вариантом для постоянной работы тем юзерам, кто собирается использовать Python не только для написания скриптов, но и полноценной разработки или математических вычислений.
IntelliJ IDEA
Еще одно решение от тех же разработчиков, но уже ориентированное на работу с разными языками программирования. Из тех, которые поддерживают создание скриптов, можно отметить JavaScript, Python и Ruby, но если вы вдруг решите реализовать сложный сценарий на C++, никаких проблем с этим тоже быть не должно, однако не стоит забывать, что этот ЯП не совсем подходит для написания сценариев и лучше обратить внимание на другие методы выполнения задачи. В IntelliJ IDEA присутствует удобный инструмент компилирования, поддерживаются горячие клавиши, а найденные ошибки сразу же отображаются в консоли. Умный редактор, предлагающий дополнить вводимый код, функционирует немного иначе, чем в других средах разработки, поскольку в этом случае разработчики решили сделать алгоритм подстраиваемым под контекст, а не общие правила.
При частом выполнении конкретной операции или вызове команды, что будет актуально и для скриптов в IntelliJ IDEA, упомянутое средство заполнения предложит ее автоматизировать, чтобы больше не пришлось тратить на ввод лишние секунды. Это приложение не обошлось без недостатков, главный из которых связан со скоростью обработки кода при компилировании. Конечно, обычно скрипты состоят из небольшого количества строк, но часто они обращаются к другим программам или файлам, что при обработке может вызвать появление некоторых задержек. Создатели все еще работают над оптимизацией производительности, но пока неизвестно, когда она станет идеальной.
Eclipse
Eclipse — одна из самых известных сред разработки, которая приглянулась большому количеству девелоперов из-за простой интеграции со свободно подключаемыми модулями. Если говорить об изначальном предназначении данной программы, то разработчики акцентировали внимание на Java, однако сейчас, установив всего несколько дополнительных библиотек, вы можете свободно программировать на любом популярном языке, включая и скриптовые. Иногда создание скриптов подразумевает подключение плагинов или отдельных модулей, которые будут задействованы при обработке кода и вызове определенных команд. В таком случае Eclipse окажется как никогда кстати как раз из-за отличной совместимости с библиотеками.
Классические функции типа подсветки синтаксиса, отображения ошибок в консоли и автозаполнения, естественно, здесь присутствуют и работают по стандартным принципам. Никаких проблем и трудностей при использовании Eclipse только для написания небольших сценариев возникнуть не должно, однако надо учесть, что при тесном взаимодействии в профессиональных целях могут появиться проблемы из-за нехватки документации и нестабильных обновлений, поскольку этот софт открыт и разработку постоянно ведут разные люди.
Netbeans
Следующий софт, который подойдет для использования скриптовых ЯП, называется Netbeans. Это бесплатный инструмент, поддерживающий Java, JavaScript, Python, PHP, C, C++ и другие языки программирования. Соответственно, вы сами выбираете, какой скрипт хотите написать, а среда разработки не ставит никаких ограничений в этом плане. На официальном сайте можете ознакомиться с доступными подключаемыми плагинами: большинство из них предназначены для полноценной разработки, но некоторые окажутся полезными и при создании скриптов. Привычные опции, например, быстрое редактирование кода или отображение ошибок в режиме реального времени, тоже есть в рассматриваемом софте. Поддерживается Netbeans как на Windows, так и на Linux, поэтому каждому под силу оптимизировать скрипты для выполнения в конкретных операционных системах.
Наличие огромного количества встроенных и заранее подключенных библиотек не могло не сказаться на производительности. Медленный процесс обработки особенно будет заметен, когда обращение происходит к отдельным файлам или при компилировании скрипта вызывается работой одной из программ, установленных на компьютере. Однако при взаимодействии со сценариями это редко проявляется, поскольку, как уже было сказано выше, строчек кода здесь не так много и задержки не появляются. Предлагаем перейти по ссылке ниже, чтобы попасть на официальный сайт Netbeans и ознакомиться со всеми функциональными особенностями этого софта.
RubyMine
Пропустим основные функции, поскольку вы уже много раз слышали о них, и лучше отметим, что в RubyMine встроены системы отладки, позволяющие быстро оптимизировать код, написанный на Ruby. Есть и интеграция с CVS, Git, Mercurial, Perforce и Subversion. При работе с большими проектами, состоящими из нескольких файлов, они будут группироваться в древовидном стиле, что сделает процесс анализа более комфортным. Обратите внимание, что для стабильной работы этой среды разработки понадобится не менее 4 гигабайт оперативной памяти, а сам софт распространяется на платной основе, но с доступной триальной версией сроком на 30 дней. Загрузите ее и попробуйте, чтобы сформировать решение о покупке.
Notepad++
Предлагаем затронуть тему и классических текстовых редакторов, которые могут использоваться для написания кодов и станут особенно полезными при создании небольших скриптов, и первый из них называется Notepad++. В нем есть подсветка синтаксиса, нумерация строк, функции поиска и преобразование кодировок. Дополнительно ничего не помешает подключить плагины, если стандартный набор инструментов вас не устраивает.
Notepad++ станет отличным выбором среди тех, кто не хочет инсталлировать сложные среды разработки и просто не нуждается в настолько широкой функциональности. Дополнительно уточним, что при желании в нем можно записать макросы, которые будут полезны при постоянном осуществлении одинаковых действий. Интерфейс полностью переведен на русский, поэтому проблем в понимании отдельных меню и настроек не будет. Порог вхождения в Notepad++ минимальный, что позволит обойтись без использования официальной документации.
Еще на нашем сайте вы можете найти полезную инструкцию по использованию рассматриваемого софта. Она будет полезна начинающим юзерам, кто только обучается написанию скриптов и ранее не сталкивался с выполнением поставленной задачи. Это же руководство позволит более детально узнать обо всех возможностях Notepad++ и понять, насколько эта программа подходит для постоянного взаимодействия.
SublimeText
Отличается SublimeText от других продвинутых текстовых редакторов минималистичным и приятным интерфейсом, поддержкой вкладок, с которыми можно работать одновременно, даже если на каждой из них используются разные языки программирования. Еще стоит отметить высокую скорость работы, что важно при написании скриптов, и наличие консоли, где вы сразу можете ознакомиться с результатами выполнения кода и узнать, возникли ли во время обработки какие-либо ошибки.
Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.
Читайте также: