Hyperfocal как пользоваться приложением
Зачастую мы даже не подозреваем, сколько существует полезных приложений для смартфонов. Найдется много интересного и для фотографов. В этой подборке пойдет речь не о съемке на сами смартфоны или приложения для обработки снимков, а о помощниках для фотографа. Список не претендует на полноту, есть приложения-инструкции для отдельных моделей камер, приложения для управления вспышками определенных производителей, но здесь мы собрали наиболее универсальные приложения под Android.
Приложение Pinterest дублирует работу одноименного сайта и связано одним аккаунтом. Платформа позволяет искать изображения по запросу и сохранять их в отдельные подборки. Отличается от результатов поиска в Google высоким качеством изображений, которые добавляются в базу пользователями со всего мира. Можно использовать в качестве подборок идей, поз, цветовых решений для своих проектов и иметь их под рукой в телефоне во время съемки.
Remote control
Light meter for photo
HyperFocal Pro
Dark Sky Map
Приложение Dark Sky Map представляет собой периодически обновляющуюся карту планеты с указанием уровня светового загрязнения. Информация первостепенной важности для поиска локаций для съемки звёздного неба.
Sun Surveyor
Exsate Golden Hour
Еще один помощник для пейзажного фотографа. Приложение даёт точную информацию о времени восхода и заката с учётом геопозиции. Кроме того, даётся расчетное время таких благоприятных моментов для пейзажной съемки, как золотой и голубой час. А ещё программа учитывает стадию луны и подгружает прогноз погоды на ближайшие дни. В день написания этой статьи будет выразительное закатное небо с облаками. Пойду пофотографирую.
Другие статьи
Самые пытливые из нас может быть знают дату рождения фотографии. Как это часто бывает со многими вел.
Компьютеры Apple зарекомендовали себя как надёжные рабочие лошадки, поэтому покупать их с рук можно.
Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».
Вступление в сообщество происходит автоматически без одобрения кандидатуры вступающего другими членами сообщества.
f/2.8 f/3.2 f/3.5 f/4.0 f/4.5 f/5.0 f/5.6 f/6.3 f/7.1 f/8.0 f/9.0 f/10.0 f/11.0 f/13.0 f/14.0 f/16.0
17 5,7 5 4,6 4 3,6 3,2 2,9 2,5 2,3 2 1,8 1,6 1,5 1,2 1,1 1 16
18 6,4 5,6 5,1 4,5 4 3,6 3,2 2,9 2,5 2,2 2 1,8 1,6 1,4 1,3 1,1 18
19 7,2 6,3 5,7 5 4,4 4 3,6 3,2 2,8 2,5 2,2 2 1,8 1,5 1,4 1,3 20
20 7,9 6,9 6,3 5,5 4,9 4,4 4 3,5 3,1 2,8 2,5 2,2 2 1,7 1,6 1,4 22,2
21 8,7 7,6 7 6,1 5,4 4,9 4,4 3,9 3,4 3,1 2,7 2,4 2,2 1,9 1,7 1,5 24,5
22 9,6 8,4 7,7 6,7 6 5,4 4,8 4,3 3,8 3,4 3 2,7 2,4 2,1 1,9 1,7 26,8
23 10,5 9,2 8,4 7,3 6,5 5,9 5,2 4,7 4,1 3,7 3,3 2,9 2,7 2,3 2,1 1,8 29,3
24 11,4 10 9,1 8 7,1 6,4 5,7 5,1 4,5 4 3,6 3,2 2,9 2,5 2,3 2 32
25 12,4 10,8 9,9 8,7 7,7 6,9 6,2 5,5 4,9 4,3 3,9 3,5 3,2 2,7 2,5 2,2 34,7
26 13,4 11,7 10,7 9,4 8,3 7,5 6,7 6 5,3 4,7 4,2 3,7 3,4 2,9 2,7 2,3 37,5
27 14,4 12,6 11,6 10,1 9 8,1 7,2 6,4 5,7 5,1 4,5 4 3,7 3,1 2,9 2,5 40,4
28 15,5 13,6 12,4 10,9 9,7 8,7 7,8 6,9 6,1 5,4 4,8 4,3 4 3,3 3,1 2,7 43,5
29 16,7 14,6 13,3 11,7 10,4 9,3 8,3 7,4 6,6 5,8 5,2 4,7 4,2 3,6 3,3 2,9 46,7
30 17,8 15,6 14,3 12,5 11,1 10 8,9 7,9 7 6,2 5,5 5 4,5 3,8 3,6 3,1 49,9
31 19 16,7 15,2 13,3 11,8 10,7 9,5 8,5 7,5 6,7 5,9 5,3 4,8 4,1 3,8 3,3 53,3
32 20,3 17,8 16,2 14,2 12,6 11,4 10,1 9 8 7,1 6,3 5,7 5,2 4,4 4,1 3,6 56,8
33 21,6 18,9 17,3 15,1 13,4 12,1 10,8 9,6 8,5 7,6 6,7 6 5,5 4,6 4,3 3,8 60,4
34 22,9 20 18,3 16 14,2 12,8 11,5 10,2 9 8 7,1 6,4 5,8 4,9 4,6 4 64,1
35 24,3 21,2 19,4 17 15,1 13,6 12,1 10,8 9,6 8,5 7,6 6,8 6,2 5,2 4,9 4,2 68
36 25,7 22,5 20,5 18 16 14,4 12,8 11,4 10,1 9 8 7,2 6,5 5,5 5,1 4,5 71,9
37 27,1 23,7 21,7 19 16,9 15,2 13,6 12,1 10,7 9,5 8,4 7,6 6,9 5,8 5,4 4,7 75,9
38 28,6 25 22,9 20 17,8 16 14,3 12,7 11,3 10 8,9 8 7,3 6,2 5,7 5 80,1
39 30,1 26,4 24,1 21,1 18,7 16,9 15,1 13,4 11,9 10,5 9,4 8,4 7,7 6,5 6 5,3 84,4
40 31,7 27,7 25,4 22,2 19,7 17,8 15,8 14,1 12,5 11,1 9,9 8,9 8,1 6,8 6,3 5,5 88,8
41 33,3 29,1 26,6 23,3 20,7 18,6 16,7 14,8 13,1 11,7 10,4 9,3 8,5 7,2 6,7 5,8 93,2
42 34,9 30,6 28 24,5 21,7 19,6 17,5 15,5 13,8 12,2 10,9 9,8 8,9 7,5 7 6,1 97,8
43 36,6 32,1 29,3 25,6 22,8 20,5 18,3 16,3 14,4 12,8 11,4 10,3 9,3 7,9 7,3 6,4 102,6
44 38,4 33,6 30,7 26,8 23,9 21,5 19,2 17 15,1 13,4 11,9 10,7 9,8 8,3 7,7 6,7 107,4
45 40,1 35,1 32,1 28,1 25 22,5 20,1 17,8 15,8 14 12,5 11,2 10,2 8,6 8 7 112,3
46 41,9 36,7 33,5 29,3 26,1 23,5 21 18,6 16,5 14,7 13 11,7 10,7 9 8,4 7,3 117,4
47 43,8 38,3 35 30,6 27,2 24,5 21,9 19,4 17,3 15,3 13,6 12,3 11,1 9,4 8,8 7,7 122,5
48 45,6 39,9 36,5 32 28,4 25,6 22,8 20,3 18 16 14,2 12,8 11,6 9,8 9,1 8 127,8
49 47,6 41,6 38,1 33,3 29,6 26,6 23,8 21,1 18,8 16,6 14,8 13,3 12,1 10,2 9,5 8,3 133,2
50 49,5 43,3 39,6 34,7 30,8 27,7 24,8 22 19,5 17,3 15,4 13,9 12,6 10,7 9,9 8,7 138,7
51 51,5 45,1 41,2 36,1 32,1 28,9 25,8 22,9 20,3 18 16 14,4 13,1 11,1 10,3 9 144,3
52 53,6 46,9 42,9 37,5 33,3 30 26,8 23,8 21,1 18,7 16,7 15 13,6 11,5 10,7 9,4 150
53 55,6 48,7 44,5 39 34,6 31,2 27,8 24,7 21,9 19,5 17,3 15,6 14,2 12 11,1 9,7 155,8
54 57,8 50,5 46,2 40,4 35,9 32,4 28,9 25,7 22,8 20,2 18 16,2 14,7 12,4 11,6 10,1 161,8
55 59,9 52,4 47,9 41,9 37,3 33,6 30 26,6 23,6 21 18,6 16,8 15,3 12,9 12 10,5 167,8
1) Последнее число в каждой строке - произведение гиперфокального расстояния и значения диафрагмы для каждой пары этих значений (для первой строки: или 4 на 4, или 8 на 2, или 16 на 1 и т.п.). То есть для каждого ФР это константа (для 17мм - 16). Назовем ее Z.
2) Отметим, что для ФР 17мм Z красивое и удобное - 16.
3) При увеличении ФР в корень из двух раз (ряд 17мм, 24мм, 34мм, 48мм) Z увеличивается вдвое (соответственно можно округлить и запомнить ряд 16, 32, 64, 128 .
1) У Вас фикс. Зная ФР и Z, вычисляем в уме гиперфокальное расстояние с помощью деления Z на выставленную диафрагму. Например, для 50 мм Z
= 140. Значит, для диафрагмы 10 гиперфокал будет 140/10 = 14 метров.
2) У вас зум. Сокращаем таблицу до минимума и округляем цифры (специально пишу полностью только первую строчку):
f/2.8 f/4.0 f/5.6 f/8.0 f/11.0 f/16.0
17мм 6 4 3 2 1,5 1
24мм
34мм
48мм
Обладая данной информацией, можно вычислять гиперфокальные расстояния, ложащиеся на эту сетку, путем элементарного умножения на 2 (4, 8 и так далее) чисел из первой строки. Например, гиперфокальное расстояние для 35 мм при диафрагме 11 можно оценить как 1,5*4 = 6 метров.
Сетку (и набор чисел для запоминания) можно расширить, но лично мне с 17-55 хватает и такой.
Теоретики, вот вы посчитали по суперкалькуляторам что для гиперфокала на данном фокусном и диафрагме надо сфокусироваться на 15.2 метра. Дальше ваши действия ? Как вы сфокусируетесь именно на 15.2 метра ?
1/1500 - это годится только для карточек 10х15см, на экране моника 19-21" уже будет заметна мыльность!
Что значит установить? Чтобы что-то установить, надо что-то знать. Первое - ту точку в пространстве, от которой все должно быть резко. Второе - дыру, при использовании которой фокус на гиперфокальное расстояние еще позволит вместить сюжет в ГРИП.
Так что вообще, как ни крути, придется-таки сначала именно вычислить подходящую (то есть максимально открытую для выбранного сюжета) дыру. Еще до того, как что-то выставлять. Не на f/32 же снимать.
Когда обычно нужен гиперфокал? Правильно, для пейзажа. Думаю, несложно измерить шагами расстояние до ближайшего куста, влезающего в кадр. Если же гиперфокал нужен для фиксации неких событий, чтобы избежать затрат времени на фокусировку, тоже можно заранее определить искомое расстояние.
То есть вы предлагаете автору темы, к трем его зумам , прикупить с десяток разных фиксоф со шкалой грип ?Как было бы прекрасно , если камера показывала глубину резкости с текущим фокусным расст. Объективы сейчас передают в камеру расстояние до объекта съемки. А значит есть все слагаемые для численного показания камерой грип. Правда это справедливо только для фиксов.
Для достижения максимальной глубины резкости (ГРИП) на кадрах фотографы закрывают диафрагму. Но что делать, если она уменьшена до предела, а объекты на переднем и заднем планах всё ещё недостаточно резкие? Самый простой вариант — использовать гиперфокальное расстояние. Что это и как работает — давайте выясним вместе.
Что такое гиперфокальное расстояние
Гиперфокальное расстояние — это дистанция, которая рассчитывается исходя из фокусного расстояния и диафрагмы объектива. Если сфокусироваться в диапазоне от половины этого расстояния до бесконечности, всё объекты будут максимально резкими. Чтобы было понятнее, рассмотрим на примере:
Предположим, вы навели объектив на гиперфокальное расстояние (ГФР) в 20 метров от камеры. В этом случае в фокусе будет всё за 10 метров от этой точки и до бесконечности. Соответственно, находящиеся на расстоянии ближайших 10 метров от камеры объекты окажутся не в резкости.
Использование гиперфокального расстояния полезно при съёмке пейзажей со звёздным небом. В таких условия диафрагма открыта. При этом есть важный нюанс: если навести фокус на объект на переднем плане, небо станет нерезким. Если же сфокусироваться на заднем плане — размытыми получатся ближайшие к камере объекты.Умение правильно рассчитывать и использовать гиперфокальное расстояние при фокусировке помогает при съёмке архитектурных объектов, пейзажей и других сюжетов, требующих максимальной глубины резкости. Также опытные фотографы иногда используют ГФР при репортажной, свадебной и уличной фотографиях, особенно со сверхширокоугольными объективами типа Canon EF 35mm f/2 IS USM, Sony 35mm f/1.8 SAM или Nikon 28mm f/1.8G AF-S Nikkor.
Формула расчёта гиперфокального расстояния
Для расчёта ГФР есть формула:
- H — ГФР в метрах;
- f — фокусное расстояние объектива в метрах;
- К — значение диафрагмы;
- z — диаметр пятна рассеяния в метрах.
Пятно рассеяния ещё называют кружком нерезкости. Его значение закладывает производитель фототехники, и оно остается неизменным. Этот параметр рассчитывается по размеру пикселя матрицы по формуле: z = n * 1.414, где n — это размер пикселя.
По этой формуле размер пятна рассеяния для современных камер варьируется от 0,019 до 0,03 мм. Например:
- Canon EOS 800D — 0,019 мм;
- Nikon D780 — 0,03 мм.
Чтобы каждый раз не пересчитывать ГФР вручную, можно использовать таблицу.
Таблица зависимости ГФР от диафрагмы и фокусного расстояния объектива.От чего зависит значение гиперфокального расстояния
На этот параметр влияют три характеристики, зависящие от самой камеры и условий съёмки:
- Размер матрицы. Чем больше сенсор фотокамеры, тем ближе будет точка гиперфокального расстояния.
- Диафрагма. Увеличенная глубина резкости помогает фокусироваться на близлежащих объектах с сохранением резкости фона. Следовательно, чем меньше значение диафрагмы, тем больше света пропускает объектив и тем ближе гиперфокальное расстояние.
- Фокусное расстояние. Этот параметр зависит от характеристик объектива. Чем меньше значение и шире угол обзора, тем ближе точка ГФР. Например, при съёмке на телеобъектив с фокусным расстоянием 200 мм дистанция до точки ГФР будет не менее нескольких десятков метров.
Используя эти знания, пейзажные фотографы получают глубокие и детализированные снимки с высочайшей резкостью почти во всём диапазоне за исключением переднего плана.
С какими объективами удобно использовать гиперфокальное расстояние
Выделить конкретные модели или даже категории объективов, с которыми проще использовать ГФР, невозможно. Подходят любые — от стандартных 50mm до широкоугольных 10-24mm. Они дают короткое гиперфокальное расстояние при значительных диафрагмах.
К примеру, объективы с фокусным расстоянием 17 мм при диафрагме f/16 в сочетании с полнокадровым сенсором (Canon EOS 5D Mark IV или Nikon D850) имеют минимальное ГФР 0,99 м. Это значит, что при фокусировке на это расстояние в резкости будет всё диапазоне от 0,5 м от камеры и до горизонта.
При использовании телеобъектива, такого как Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM, при той же диафрагме f/16 гиперфокальное расстояние составит 33,49 м. Если сфокусироваться на точке, расположенной в 5 или 15 м от камеры, задний план получится размытым.
Соответственно, при использовании гиперфокального расстояния важно не то, какая камера и объектив в руках у фотографа, а то, насколько от него удалён объект фокусировки.
Как правильно использовать ГФР
Мы разобрали, как рассчитать гиперфокальное расстояние и от чего оно зависит, но как пользоваться этими знаниями? Всё просто, но нужно попрактиковаться. Для начала фотограф настраивает фокус на ГФР, а сделать это можно разными способами.
Для ручной настройки объектив переключают в режим ручной фокусировки. После этого необходимо прокрутить кольцо, выставив его по значению расстояния на шкале, нанесённой на поверхность объектива (она есть не всегда).
Например, при съёмке на камеру с 35-миллиметровым объективом при диафрагме f/11 гиперфокальное расстояние будет на удалении 5,6 м от камеры.
Если шкалы на объективе нет, расстояние определяют через видоискатель. Нужно сфокусироваться на выбранном объекте на расстоянии около 5,6 м.
То же самое можно сделать и через автофокусировку. В этом случае необходимо навести резкость на что-нибудь, удалённое на 5,6 м от камеры.
На некоторых снимках передний план важнее фона. В таком случае на гиперфокальное расстояние можно не ориентироваться. При использовании 14-миллиметрового сверхширокоугольного объектива с высоким значением диафрагмы f/18 ГФР окажется на расстоянии 30 см.
Как фокусироваться за гиперфокальным расстоянием
Чем ближе передний план в кадре, тем труднее уложиться в глубину резкости и тем точнее необходимо рассчитать и выставить ГФР. Но далеко не каждый сюжет подразумевает экстремально близкие передние планы — менее одного метра от камеры.
Во всех остальных случаях лучше наводить фокус на дистанцию, слегка превышающую эталонное гиперфокальное расстояние. Например, если оно по расчётам составляет 1 м, фокусировка на объекте в 1,5 м от объектива исключит вероятность снижения резкости на заднем плане.
Начинающим фотографам это существенно упростит задачу, так как не нужно вручную подстраивать оптимальную дистанцию на объективе. Достаточно знать ГФР для его фокусного расстояния и диафрагмы, и тогда при помощи автофокуса можно наводиться на объекты, расположенные хотя бы немного дальше этой дистанции.
Насколько важно определять гиперфокальное расстояние при съёмке
Как с теоретической, так и с практической точки зрения умение оценивать и использовать гиперфокальное расстояние играет важную роль при съёмке разных сюжетов, и не только пейзажей. При помощи ГФР фотографы добиваются максимальной глубины резкости для определённого фокусного расстояния и диафрагмы.
На практике наведение на гиперфокал является простым и эффективным способом достижения резкости почти на всех деталях создаваемого сюжета. Фактически нужно только один раз рассчитать этот параметр для конкретного объектива, и после этого можно будет быстро настраиваться на нужную дистанцию и создавать хорошие композиции.
Как добиться максимальной глубины резкости изображаемого пространства (ГРИП) на своих фото? Первое, что приходит на ум, — начать закрывать диафрагму. Но вот относительное отверстие закрыто уже «до упора», а объекты переднего или дальнего плана всё равно не резкие. Как быть? Можно, конечно, воспользоваться стекингом по фокусу, но есть более простой вариант. В этой статье мы расскажем об использовании гиперфокального расстояния.
Прежде всего вспомним, от каких практических величин зависит глубина резкости и как фотограф может на неё повлиять.
- От фокусного расстояния объектива. Чем оно короче, тем глубина резкости больше, чем длиннее — тем глубина резкости меньше.
- От дистанции фокусировки. При увеличении дистанции больше становится и глубина резкости. А чем дистанция короче, тем глубина резкости меньше.
- От значения диафрагмы. Чем шире относительное отверстие, тем глубина резкости меньше. Чем сильнее закрыта диафрагма, тем глубина резкости больше.
Важно учитывать и то, что глубина резкости распространяется от выбранной точки (дистанции) фокусировки в обоих направлениях: и к нам, и от нас. Когда мы фокусируемся на объекте съёмки или переднем плане, то часть глубины резкости, которая находится перед объектом фокусировки, никак не используется. А это значит, что просто фокусировка на передний план и съёмка на прикрытой диафрагме совсем не обязательно обеспечат максимально рациональное использование глубины резкости.
При определённых сочетаниях фокусного расстояния, диафрагмы и дистанции фокусировки можно добиться практически бесконечной глубины резкости.
Гиперфокальное расстояние — это дистанция, при фокусировке на которую глубина резкости будет максимально возможной, а именно от половины этой дистанции до бесконечности.
Где применяется фокусировка на гиперфокальное расстояние? Прежде всего, при съёмке пейзажа, архитектуры, интерьеров. Но бывают случаи, когда этим приёмом можно воспользоваться в свадебной, репортажной, уличной фотографиях, особенно при работе со сверхширокоугольными объективами, в том числе фишаями.
При фотографировании пейзажа со звёздным небом фокусировка на гиперфокал бывает очень полезна, несмотря на то, что съёмка ведётся на открытой диафрагме. Фокусировка на переднем плане в таком случае сделает нерезким небо, а на бесконечности — размытым передний план. Гиперфокальное расстояние же позволит уместить в зону резкости и то, и другое.
Как рассчитать гиперфокальное расстояние. Теория
Для вычисления гиперфокального расстояния существует специальная формула
В ней учитываются:
- Фокусное расстояние объектива. В случае камер с «кропом» используется не эквивалентное фокусное расстояние, а реальное.
- Значение диафрагмы, на котором производится съёмка. Если вы снимаете на диафрагме F11, то в формулу подставляется число 11.
- Размер кружка рассеяния (CoС — Circle of Confusion) определяет, что на снимке будет считаться точкой, а что — уже размытым пятном. По сути, величина кружка рассеяния определяет границы ГРИП. Часто по умолчанию берётся значение 0,029 мм. Но здесь есть важные нюансы, о которых будет рассказано ниже.
Для работы с формулой все единицы измерения (фокусное расстояние и диаметр кружка рассеяния) нужно перевести в единицы СИ, в данном случае — в метры. Рассмотрим пример: мы будем снимать объективом с фокусным расстоянием 18 мм при диафрагме F11.
0,018² / (11 х 0,000029) + 0,018 = 1,0337 м ≈ 1 м
Мы получили дистанцию в метрах. Для практического применения полученное при расчёте число округляют до одного-двух знаков после запятой. В нашем примере получилась очень удобная величина — её можно округлить до 1 метра.
По этим расчётам получается, что при наведении нашего объектива на дистанцию в 1 м всё, начиная от 0,5 м до бесконечности, будет резким. Таким образом, мы получили максимально возможную глубину резкости для данного фокусного расстояния и диафрагмы. Теперь дело за малым: сфокусировать объектив на вычисленной дистанции. В этом поможет шкала дистанций фокусировки на объективе. Отключаем автофокус и вручную фокусируем объектив на 1 м.
Пример шкалы дистанций фокусировки. Сейчас объектив сфокусирован на «бесконечность».
Дистанция фокусировки отсчитывается от фокальной плоскости. Она отмечена специальным значком на корпусе камеры.
Разумеется, пользоваться показанной выше формулой в практических условиях проблематично. Поэтому фотограф может заранее вычислить гиперфокал для своих самых ходовых фокусных расстояний и диафрагм и записать полученные дистанции в блокнот или смартфон. Я так и поступаю.
Существуют программы для смартфона, которые, наряду с расчётом глубины резкости, позволяют рассчитать гиперфокал. Например, HyperFocal Pro для Android или DOF Calculator для iOS. В эти приложения уже заложена формула, показанная выше. Пользователю остаётся лишь ввести нужные данные и получить результат.
Примеры вычисления гиперфокального расстояния в HyperFocal Pro
HyperFocal Pro имеет базу данных камер с уже присвоенным им диаметром кружка рассеяния. При желании мы можем настроить этот параметр самостоятельно.
Применение гиперфокального расстояния на практике
Рассмотрим практические нюансы использования гиперфокала.
Фокусируясь на гиперфокал, нужно отключить автофокус. Иначе фокусировка на необходимой дистанции собьётся при первой же активации фокусировочного мотора. Следите и за тем, чтобы случайным касанием кольца фокусировки на объективе не сбить выбранную дистанцию.
Nikon AF-S DX Nikkor 16–85 mm f/3,5–5,6G ED VR
Если вы пользуетесь сверхширокоугольной оптикой и фишаями с развитой шкалой дистанций фокусировки, то можно с лёгкостью по ней установить гиперфокальное расстояние, сделав почти всё в кадре резким, и забыть вообще о необходимости фокусировки. Этот приём отлично подходит для динамичной съёмки короткофокусной оптикой.
Если же перед вами стоит задача съёмки пейзажа, архитектуры или интерьера, будет удобно воспользоваться штативом. Фиксация камеры на треноге позволит точнее установить дистанцию до снимаемых объектов, а значит, точнее работать с гиперфокальным расстоянием. К тому же штатив позволит использовать в случае необходимости длинные выдержки и застрахует от «шевелёнки».
На современных объективах далеко не всегда есть шкала дистанций фокусировки. А если она и есть, то вычисленные дистанции гиперфокала не всегда будут совпадать с метками, которые на такой шкале имеются. Как быть?
Фокусироваться просто на объектах, расположенных приблизительно на дистанции гиперфокала. Лучше, чтобы дистанция фокусировки была чуть-чуть больше, чем гиперфокал (ниже мы рассмотрим этот приём подробнее). В данном случае можно даже использовать автофокус. Способ очень простой и удобный, но не очень точный — из-за погрешности наводки возможна потеря резкости на самых близких или самых дальних объектах композиции.
Более «красивый» способ — найти то значение диафрагмы, при котором гиперфокальное расстояние будет совпадать со значениями, имеющимися на шкале дистанций фокусировки вашего объектива. Так, я всегда выбираю те значения диафрагмы, при которых гиперфокальное расстояние будет около 1 метра, поскольку на моём объективе есть такая метка. Выше мы рассчитали, что для фокусного расстояния 18 мм и диафрагмы F11 гиперфокальное расстояние как раз составит 1 метр. Пойдём дальше: для 24 мм и F16 гиперфокал тоже составит чуть более 1 метра.
Для широкоугольных объективов дистанции гиперфокала составляют обычно 1−3 метра. Полезно брать с собой на съёмку измерительную рулетку, отмерять нужную дистанцию и фокусироваться на конце ленты.
Важный нюанс: перед ответственной съёмкой с применением гиперфокала убедитесь в том, что шкала дистанций на объективе соответствует действительности и, скажем, установка на ней дистанции 1 м действительно сфокусирует камеру на этом расстоянии. Нередки случаи, когда в объективах сторонних производителей эта шкала сбита, а значит, точная фокусировка по ней невозможна.
Полезно напомнить, что на сильно закрытых диафрагмах (F18, F22, F32 и более) будет наблюдаться сильное падение резкости по всему полю кадра из-за влияния дифракции. Поэтому использовать такие значения при расчёте гиперфокальной дистанции и при съёмке не стоит. Для себя я определил предельное значение — F16, дальше которого я прикрываюсь в исключительных случаях.
Бывает так, что при выбранном фокусном расстоянии и уже закрытой до предела диафрагме не получается добиться нужной глубины резкости. Допустим, мы хотим снимать на 50-мм объектив при диафрагме F16, а передний план находится в метре от нас. Гиперфокал для выбранных параметров составит 5,4 м, а значит, при выборе этой дистанции глубина резкости начнётся с 2,7 м и наш передний план точно в неё не попадёт. Законы физики не позволят нам получить на одном кадре ещё большую глубину резкости. В этом случае можно либо воспользоваться фокус-стекингом, сделав несколько кадров с фокусировкой, начиная от переднего плана до бесконечности, либо подумать над композицией сюжета ещё раз — наверняка его можно показать и более короткофокусным объективом, тогда в ГРИП всё поместится. А можно пойти другим путём и попробовать красиво размыть передний или задний план. Почему нет? Это тоже может быть красиво.
В глубину резкости попало здание и горы, а передний план размыт. Это сделано специально: жёлтые цветы при ближайшем рассмотрении были не столь живописны. Размыв передний план, я обозначил их присутствие, важное для создания атмосферы на снимке, но без лишних деталей.
NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.4, 1/3200 с, 50.0 мм экв.Величина кружка рассеяния и современные фотокамеры
Выше мы указали, что общепринятый диаметр кружка рассеяния (CoC, Circle of Confusion) составляет 0,029 мм.
Проблема в том, что это значение заметно больше размеров одного пикселя на матрице современного цифрового фотоаппарата. Если вы пользуетесь зеркальной камерой с большим числом мегапикселей в паре с современной оптикой, обладающей высоким разрешением, то может оказаться, что при «классическом» расчёте гиперфокального расстояния фон на снимке будет иметь не идеальную резкость, равно как и ближайшие к камере объекты, которые, по идее, должны были попадать в ГРИП.
Сравнение кружка диаметром 0,03 мм с примерной площадью пикселей на матрице APS-C 24 Мп. В таком круге умещается много отдельных пикселей, что приводит к видимой нерезкости на границах ГРИП — переднем и заднем планах.
Если у вас камера с матрицей APS-C, обладающая разрешением более 20 Мп, или полнокадровая камера с разрешением более 30 Мп, то, чтобы расчёт гиперфокального расстояния был корректным, следует использовать кружок рассеяния меньшего диаметра, чем 0,03 мм.
Ниже даны примеры, когда не нужно беспокоиться о проблеме слишком большого кружка рассеяния.
Можно не брать для расчётов меньший кружок рассеяния до тех пор, пока мы публикуем фотографии только в социальных сетях, печатаем фото формата не крупнее А3, да и просто в том случае, когда резкость полученных снимков нас полностью устраивает. Никто не заметит неидеальную детализацию на заднем плане, разглядывая фото на смартфоне.
Если съёмка ведётся оптикой с далёкой от идеала резкостью. Такие объективы вряд ли покажут уровень разрешения, при котором будет заметна разница при использовании в расчетах меньшего кружка рассеяния.
Но что делать, если нам необходим точный расчёт гиперфокального расстояния и глубины резкости, чтобы полученные величины точно совпадали с результатом? Самое сложное в том, что конкретный диаметр кружка рассеяния, подходящий для вашей камеры, оптики и ваших задач, придётся находить опытным путем, с помощью тестовых съёмок.
Nikon D850 и беззеркалка Nikon Z 7 имеют большое разрешение — 45 Мп. Это даёт возможность получать снимки с высочайшей детализацией. При этом, чтобы раскрыть весь потенциал, заложенный в эти камеры, нужно не только выбирать объективы, способные дать высокодетализированную картинку, но и ещё внимательнее относиться к фокусировке, точнее рассчитывать ГРИП и гиперфокальные дистанции. Если в точной фокусировке помогает развитая система автофокуса, то с глубиной резкости и гиперфокальным расстоянием фотограф должен «договориться» сам.
Снимая на Nikon D850, я в расчётах использую кружок (CoC) диаметром 0,015 мм. Такое значение даёт достаточный для моих задач уровень детализации на границах глубины резкости. Эту же величину можно порекомендовать для APS-C камер с разрешением от 24 Мп.
Чем меньше мы выберем кружок рассеяния, тем больше станет гиперфокальное расстояние и тем меньше — расчётная глубина резкости. Но при этом выше будет резкость в границах рассчитанной ГРИП.
Фокусировка за гиперфокальное расстояние
Общая закономерность проста: чем ближе передний план в нашем сюжете, тем сложнее уложиться в ГРИП и тем точнее нужно рассчитывать и выставлять на объективе гиперфокал. Но не в каждом же сюжете есть экстремально близкие (ближе одного метра от камеры) передние планы. Если передний план в кадре находится не вплотную к камере, то наводиться можно на дистанцию, немного превышающую рассчитанное гиперфокальное расстояние. Скажем, при рассчитанном гиперфокале в 1 метр фокусировка на 1,5 м застрахует от невысокой резкости на заднем плане.
Такой способ поможет, с одной стороны, иметь в резкости все элементы композиции, а с другой — не придётся погружаться в тонкости, связанные с размером кружка рассеяния и идеальной установкой дистанции на объективе. Чтобы навестись за гиперфокал, достаточно знать гиперфокальное расстояние для вашего фокусного расстояния и диафрагмы. И с помощью автофокуса просто наводиться на объекты, находящиеся заведомо дальше этой дистанции. Быстро и просто.
Заключение
Гиперфокальное расстояние — важное понятие как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики в фотографии. В теории оно обеспечивает максимально возможную глубину резкости для того или иного сочетания фокусного расстояния и относительного отверстия. В практике фотографа наводка на гиперфокал — это простой и действенный метод, который позволит добиться резкости почти на всех деталях кадра. Хоть в теории гиперфокальное расстояние выглядит сложной темой, на практике, когда гиперфокал рассчитан и известен, фотографу останется лишь сфокусировать объектив на правильную дистанцию и получать удовольствие от фотосъёмки, думая не о фокусировке и резкости, а о сюжете и композиции своих снимков.
Читайте также: