Endel приложение как пользоваться
По вопросам поступления
Бакалавриат и магистратура
По вопросам поступления
Дополнительное образование
С 10:30 до 19:00
По вопросам поступления
Детская школа дизайна
С 10:30 до 19:00
Ул. М. Пионерская, 12
Технологическая магия: как создается проект Endel, который меняет состояние человека при помощи дизайна и AI
«Искусственный интеллект будущего поблагодарит вас за это», — так новый проект Endel, стартапа, кофаундером которого является сооснователь и преподаватель Школы дизайна Протей Темен, прокомментировал Илон Маск. Редакция Школы поговорила с Протеем и директором по маркетингу и коммуникациям Endel Надей Юриновой о том, как развивается компания, которая при помощи дизайна и AI меняет состояние человека.
С 28 октября мир технологий, дизайна и искусства обсуждает коллаборацию Endel и Grimes. Знаменитая певица, недавно ставшая мамой, записала совместно с Endel колыбельную. Интервью с командой проекта опубликовали The New York Times, Esquire, Dazed, Vogue и другие всемирно известные издания. Endel — проект, в рамках которого искусственный интеллект создает для пользователя уникальную звуковую среду, которая помогает сфокусироваться, расслабиться или уснуть. Студенты и друзья Школы, которые еще не используют Endel, могут получить месяц бесплатной подписки по коду HSEART.
— Поздравляем с успешным запуском. К слову о комментарии Илона: сам он всегда настороженно высказывается о развитии AI. А что вы думаете о страхе перед искусственным интеллектом в духе классических антиутопий?
Надя Юринова: Любая технология, любой инструмент потенциально несут в себе угрозу — начиная с камня, который взял в руки гоминид. Будущее AI, как и любого другого инструмента, сегодня зависит от нас, от людей. Мне очень нравится, что вопросы технологической этики, защиты персональных данных и в целом критический взгляд на технологии приобретают все больше и больше веса в текущей мировой повестке. Как мы воспитаем, чем накормим AI, так он и будет работать — и тут можно быть алармистом, а можно и экспериментатором. Уважаю антиутопию как художественный жанр, но предпочитаю не бояться, а искать осмысленный и ответственный путь на собственной практике. Endel создан людьми и для людей.
Любая технология, любой инструмент потенциально несут в себе угрозу — начиная с камня, который взял в руки гоминид. Будущее AI, как и любого другого инструмента, сегодня зависит от нас, от людей.
— В своем манифесте вы описываете Endel не как приложение c фоновой музыкой, но как функцию тела. Буквально на днях мы в Школе дизайна провели научную конференцию Future Human, поэтому нам особенно интересно, какое, на ваш взгляд, будущее у человеческого тела: например, ждут ли нас морфологические трансформации?
Протей Темен: Я не уверен в таких ярких и быстрых эволюционных изменениях нас. «Тело» из нашего манифеста я бы понимал чуть шире, чем мясной каркас, адаптированный под реальность. На данный момент наш человеческий разум, что бы это ни было, сильно зависит не только от состояния оболочки, но и внешней среды. Хочется думать, что у Endel получается помочь именно ментальному слою, живущему в таком интенсивном мире.
— Endel создает небольшая команда, при этом вы в последней презентации Apple, за вас голосует Twitch и Beats by Dre на Webby Awards, да даже Граймс, как вы упомянули в одном из интервью, сама вышла на вас. Как работают ваши коммуникации? Как Endel строит свою коммуникационную и медийную стратегию?
Надя: Короткий ответ — мы просто строим нужную людям сегодня технологию, делаем это красиво и внятно рассказываем о себе.
Если подробнее: наша коммуникационная стратегия — это чистая алхимия, и моя роль — сохранять во внешних коммуникациях тонкий и живой баланс элементов Endel как команды — здесь все очень разные, и именно это сочетание перспектив — технологической, артистической, научной, философской, предпринимательской, медийной — и рождает магию. Тут важно не сваливаться сильно в ту или иную перспективу и рассказывать свою историю последовательно, чередуя темы. У нас и правда совсем небольшая коммуникационная команда, которая работает и на b2c-, и на b2b-маркетинг, и на коммуникации внутри продукта, плюс публицист в Лос-Анжелесе, иногда подключаем других людей и консультантов попроектно. О нас писали все крупнейшие медиа мира — от New Yorker, The Guardian и Pitchfork до The Wall Street Journal, Vogue и Hypebeast. Две важнейшие составляющие нашего успеха в медиа — это мощнейший визуальный стиль, созданный Протеем, и красивые, культурно релевантные бренд-партнерства, вроде Twitch-канала, усыпляющего геймеров, или колыбельной, созданной вместе с Grimes. Такие партнерства всегда рождаются органически, из взаимного интереса к исследованию чего-то, что никто не делал раньше. И потом бум — это оказывается интересно всему свету!
Партнерства всегда рождаются органически, из взаимного интереса к исследованию чего-то, что никто не делал раньше. И потом бум — это оказывается интересно всему свету!
— Конечно, очень интересно узнать подробности о новом проекте, где вы создали колыбельную вместе с Граймс. Певица недавно стала мамой, а значит — колыбельные для нее особенно важны. Как все начиналось, какие были вводные от Граймс, как был устроен творческие процесс, как вообще это все работает?
Надя: Этой весной к нам обратилось огромное количество музыкантов — музыкальная индустрия и так в кризисе, а отмена живых выступлений ударила по артистам еще сильнее, заставляя искать новые способы взаимодействия с аудиторией. К тому моменту у Endel уже был сильный бренд в этой среде после наших партнерств с Warner, Toro y Moi, Nosaj Thing, Washed Out и другими музыкантами, — и в апреле мы поговорили не меньше чем с 30 артистами и группами — от нишевых до стадионных. Граймс — уже давно наш пользователь, она писала о нас в своем твиттере еще полтора года назад, и когда мы созвонились с ней — у нас сразу возник , что называется, chemistry match. Она не просто музыкант, но и художник, artist. Граймс сама продюсирует и оформляет свои альбомы, исследует технологии и сферу AI-безопасности. Мы — коллектив не только программистов, но художников, музыкантов и профессионалов медиа — и наш выбор был однозначным. А концепция колыбельной — AI Lullaby — родилась органично, в моменте, и сразу пришлась всем по душе.
Коллаборация происходила в чате Signal и на зум-звонках. Граймс записывыла и присылала звуки и голос по брифу от нашего саунд-директора Димы Евграфова, мы пропускали их через алгоритм Endel Pacific — и вместе смотрели, что получается. Получалась магия, с первых проб — и в звуке, и в визуализации, над которой работали Протей и Настя. Дальше моей задачей как продюсера было обеспечить удобную среду для творческого взаимодействия, красиво и стройно коммуницировать проект нашему пользовательскому коммьюнити, фэн-комьюнти Grimes, прессе в США, Японии и России и соркестрировать другие партнерства вокруг этой коллаборации — с Apple, Youtube, Amazon (AI Lullaby выходит на Alexa в середине ноября), нашими партнерами в Японии Avex (японская премьера состоялась 11 ноября).
Почти сразу стало понятно, что главным героем станет спящий ребенок, проваливающийся в сон из звезд и электросхем.
Тех, кто увлекается новыми инструментами для повышения продуктивности и расслабления — предпринимателей, студентов, ИТ-профессионалов и гиков.
- В приложении Endel есть три звуковых фона — F ocus для концентрации, Relax для успокоения и Sleep для сна.
- Звуковые фоны создаются с помощью алгоритмов машинного обучения и адаптируются под время суток, погоду, пульс и движение пользователя.
- Команда Endel создаёт фоны, базируясь на исследованиях влияния звука на мозг и организм человека.
Вместе с Endel певица Граймс создала «ИИ-колыбельную» для своего сына X Æ A-XII. А в конце 2020 года Endel стало лучшим приложением для Apple Watch по версии Apple.
Приложение работает по подписке, первые семь дней — бесплатно .
Комментарий удален по просьбе пользователя
Пробовал много приложений и сделал для себя выводы: для концентрации, медитации, сна и т.д. подходит тишина. Мы и так перегружены аудио и визуальными шумами, зачем усугублять?
Многие люди боятся тишины. Вот просто начинают нервничать, появляется чувство страха, накатывание одиночества, в голову начинают лезть пугающие мысли. Да, это нужно лечить голову, но это дорого и большинство не видит в этом смысла, если можно просто создать вокруг себя еще больше шума. Все эти музыки для работы, учебы и прочего работают на тех, кто не может существовать в тишине.
Give you an easy creative boost, stay focused or just relax with one of the multitude of…Спасибо, нашел себе идеальный фон для работы!
Кто-нибудь тестировал, насколько это по факту эффективная тема? Понятно, что всё субъективно и индивидуально. Но всё же.
Коротко: Endel — приложение с дегенеративной музыкой
группа Пропаганда или там Стрелки?
Под говно там есть режим Relax
Я в прошлом году случайно оформил тестовую подписку, а потом с меня за это говно списали 1,5 тыр.
Удалил и забыл, как страшный сон. Сумму списал по статье "Просрано идиотом"
Каждый день десятки тысяч людей заходят на канал ChilledCow на ютьюбе и включают музыку, но не для того, чтобы послушать конкретного исполнителя или познакомиться с новинками, а чтобы подобрать звуковой фон. Треки из плейлиста Lofi Hip-Hop Radio — Beats to Relax/Study to со сменяющими друг друга похожими треками вряд ли запомнятся, но зато, как обещают авторы канала, помогут стать внимательнее или отдохнуть. В стриминговых сервисах можно найти сотни таких плейлистов, но действительно ли они способствуют продуктивной работе или быстрому засыпанию, неизвестно. Создатели приложения Endel взяли за основу идею необходимости звукового фона для концентрации, расслабления или сна, но использовали научный подход и привлекли искусственный интеллект. Endel собирает данные о человеке (например, частоту пульса, которую измеряют смарт-часы), соединяет их с информацией о внешних факторах — времени суток, погоде за окном и местоположении — и выдает персонализированный саундскейп.
В 2018 году Endel запустила российская команда: руководитель проекта Олег Ставицкий, композитор и саунд-дизайнер Дмитрий Евграфов, арт-директор Протей Темен, бизнес-консультант Кирилл Белов, бренд-стратег Надя Юринова, технический директор Кирилл Булацев, директор по продукту Филипп Петренко и аналитик данных Дмитрий Безуглый. С тех пор созданные алгоритмом Endel альбомы вышли на Warner Music, а звуковые фоны используются, например, в самолетах национального авиаперевозчика Японии ANA. Сегодня в приложении появился еще и совместный саундскейп-проект Endel и канадской певицы Grimes. Она решила создать адаптивную и бесконечную цифровую колыбельную, которую можно было бы включать своему недавно родившемуся ребенку (тому самому X Æ A-12, сыну певицы и Илона Маска). Grimes обратилась к команде Endel, и вместе они запустили проект AI Lullaby. Олег Ставицкий рассказал, как проходила работа и почему музыканты больше не боятся, что искусственный интеллект отберет у них хлеб.
Endel
Звуки для сна и концентрации внимания
Навсегда
Скачиваний
Инвестиции в 2020
Рост скачиваний
на 80 % в марте 2020 года, во время карантина
Лучше плейлиста
Олег Ставицкий
руководитель и основатель проекта
Около шести лет я был журналистом и редактором — писал в «Игроманию», журнал F5, немного работал в «Снобе». Но потом мне надоело писать про то, что делают другие, и захотелось сделать что-то самому. Этому способствовал выход первого айпэда. Я даже хорошо помню этот момент: на презентации Apple в 2010 году Стив Джобс выходит и показывает новое устройство. В России закат печатной прессы тогда только начинался, а в мире уже шел вовсю, и многим (в том числе и мне) показалось, что айпэд станет своего рода спасением для прессы, все медиа перейдут туда. Поэтому из журналистики я ушел и создал агентство, которое занималось разработкой мобильных приложений и цифровых продуктов на заказ.
Агентство росло, мы вели международных клиентов, но параллельно с группой единомышленников сделали еще и проект Bubl — серию развивающих детских приложений. Он быстро взлетел, получил множество разных призов и наград, Apple постоянно включал приложение в свои подборки. Продукты Bubl до сих пор есть на рынке, просто мы этот проект очень быстро продали немецкой компании и сами переехали в Берлин. Примерно в тот момент стало очевидно, что в мире есть место для Endel.
Многие слушают музыку не для того, чтобы насладиться какими-то ее художественными качествами, а просто используют звуки как лекарство
Идея нового приложения буквально лежала на поверхности. В первую очередь очевидно, что в современном мире у людей огромное количество проблем, связанных с недостатком сна, стрессом, ментальным здоровьем, на каждого ложится серьезная информационная и психоэмоциональная нагрузка. Другой тренд — сейчас звук сопровождает человека везде, куда бы он ни пошел. Постоянно появляются новые умные колонки, в том числе и переносные, беспроводные наушники. Третий большой тренд, который мы увидели, — на стриминговых сервисах увеличился спрос на плейлисты для сна, релаксации или концентрации. Люди активно потребляют этот контент, и понятно почему: они пытаются себе помочь решить проблему недостатка сна и усталости. То есть многие слушают музыку не для того, чтобы насладиться какими-то ее художественными качествами, включают плейлист не потому, что им нравятся треки оттуда, а просто используют звуки как лекарство. Мы подумали, что это какое-то самолечение, что-то вроде прикладывания подорожника к больному месту и, наверное, есть более научный способ воздействовать на свое состояние с помощью музыки. В эту сторону мы и начали копать.
Наука звука
Один из наших кофаундеров, Дмитрий Евграфов, дал Endel голос — он отвечал за художественную часть звука. Но, помимо этого, мы очень глубоко копали в науку, опирались на огромное количество исследований, которые были в мире. На ранней стадии работы нас консультировал Алексей Насретдинов, автор книги «Физика и анатомия музыки». Когда мы только начинали думать о проекте, это он нас направил в сторону персонализации, сказав, что нет какого-то одного трека, плейлиста или саундскейпа, который бы сработал в любой ситуации, и это должно быть индивидуально.
Приложение мы начинали тестировать на себе — слушали звук и пытались с этим жить, обращали внимание на то, помогает нам это или нет. Но довольно быстро мы попали в американский акселератор Techstars Music, поддерживающий проекты в музыкальной индустрии и базирующийся в Лос-Анджелесе. Конечно, нас там стали спрашивать: «А как вы докажете, что ваш алгоритм работает? А как нам это проверить?» Тогда мы узнали, что ученый Михай Чиксентмихайи, автор книги «Поток. Психология оптимального переживания», очень удачно преподает психологию как раз в одном из университетов Калифорнии. Мы поехали к нему, стали объяснять, что делаем продукт, который, по сути, людей помещает в то самое состояние потока, и нам нужно измерить эффект. И Чиксентмихайи просто дал нам свою методологию.
Ориентировочная финальная точка для нас — это выйти за пределы звука и начать персонализировать все пространство вокруг человека
Продукт на тот момент был в режиме закрытого бета-тестирования. Сначала мы просто кинули клич в социальных сетях, и отозвалось около тысячи человек. Но скоро к тестированию подключились менторы программ из Techstars Music, а это довольно высокопоставленные люди из музыкальной индустрии, прямо скажем, не самые спокойные и уравновешенные в мире. Мы с помощью методологии начали измерять разные показатели, опрашивать первых пользователей, и оказалось, что все на самом деле работает.
Но даже сейчас алгоритм не закончен. Мы постоянно дорабатываем его, продолжаем добавлять туда новые источники данных, меняем логику работы с уже существующими вводными. Это, конечно, уже не первый шаг, но какие-то первые шаги точно. Алгоритм будем докручивать, и не думаю, что процесс вообще когда-то закончится. Ориентировочная финальная точка для нас — выйти за пределы звука и начать персонализировать все пространство вокруг человека. Ты приходишь домой, а наш алгоритм говорит тебе: «Ты только что час провел в пробке, пульс у тебя выше твоего обычного пульса в состоянии покоя, сегодня было десять встреч», — и приглушает свет, меняет температуру в помещении, создает звук и так далее. В каком-то смысле алгоритм будет даже умнее человека, который сам настраивает освещение, звук и температуру для себя, он подскажет, что нужно в этот конкретный момент. Это будет приложение уже не только для телефона и колонки, а для целого умного дома.
Бизнес и бессонница
Apple регулярно ставит Endel в свои подборки приложений, а в прошлом году мы стали его партнерами, когда выходили Apple Watch Series 5. С появлением этой модели приложения стали работать в стендэлон-режиме, то есть на часах без телефона. Мы показали, что можно пойти гулять с Apple Watch на руке, а у тебя будет в реальном времени генерироваться персонализированный звуковой фон. Endel стало одним из первых приложений, появившихся на этих часах.
Во время карантина число установок росло перманентно процентов на 30
Во время карантина продажи шумоподавляющих наушников во всем мире выросли очень сильно — люди пытаются с помощью устройств как-то контролировать пространство вокруг себя, отгораживаться от окружающих стрессовых факторов. Но для этого им нужен звук, а стриминговые сервисы предлагают только плейлисты, собранные редакторами и далеко не всегда подходящие. В этом случае Endel стал идеальным решением, и во время карантина число установок выросло процентов на 30.
Практически сразу после попадания в App Store приложение стало приносить ощутимые деньги, и с тех пор эти суммы только растут. Но в проект вложены большие инвестиции, и их мы до сих пор не окупили. Наверное, мы могли бы сейчас стать прибыльной компанией, но все деньги, которые зарабатываем, мы вкладываем в развитие технологии и выход на другие платформы.
Контракт с алгоритмом
В прошлом году мы подписали контракт с Warner Music. Это был первый случай, когда мейджор-лейбл заключил договор дистрибуции с технологической компанией, а по сути — с алгоритмом. К этому партнерству нельзя было подойти просто — подписать с нами стандартный контракт, будто мы музыканты, потому мы вместе дорабатывали условия. Мы создали с помощью нашего алгоритма 20 альбомов, а Warner Music их опубликовал на стримингах. Это не персонализированный контент, здесь работу по подбору должен проделать сам слушатель. Мы ему немного облегчили эту задачу: альбомы сделаны для типовых ситуаций и называются в соответствии с ними, например «Стрессовое облачное утро» или «Расслабленный летний вечер». Человеку остается только понять, что происходит вокруг него и что ему нужно. Для нас эти альбомы — побочный продукт основной деятельности. Мы сделали их в первую очередь для того, чтобы показать, на что вообще способна наша технология.
После подписания контракта с Warner Music звучали претензии от музыкантов. Они говорили: «Конец нам всем, алгоритм нас всех заменит!» Но прошел год, и риторика очень сильно изменилась: музыканты осознали, что Endel — это просто новый инструмент и он не заменит живого человека. С помощью технологий рождается ранее неизвестный формат звука, и самим музыкантам это стало интересно, особенно во время пандемии.
Работа в офисе — это большой стресс. Да любая работа — стресс. Дедлайны, придирки начальства, отвлекающие вопросы коллег. А ещё постоянный соблазн залипнуть в любимой соцсети, утонуть в обсуждениях, картинках, видео. Работать эффективно становится всё труднее. Создатель мобильного приложения Endel Олег Ставицкий решил эту проблему. Ну почти. Endel погружает пользователя в продуктивный транс с помощью звука. Инвесторы вложили в этот проект более $1 млн. В их числе венчурный фонд Amazon. Digger поговорил со Ставицким и узнал, как эта штука работает.
Офисный дзен
«Каждому знакомо это ощущение: глубочайшее погружение, вовлечённость, удовлетворение, осознанность — внешние раздражители (время, еда, всё личное и т. д.) игнорируются», — пишет в книге «Поток» (Flow: The Psychology of Optimal Experience) американский психолог, исследователь продуктивности Михай Чиксентмихайи. Погрузить себя в состояние потока можно разными способами. Бывший журналист Олег Ставицкий изобрёл ещё один. В 1992 году, когда Чиксентмихайи писал свою книгу, о таком можно было лишь мечтать.
Самые популярные приложения для медитации и релакса
Самое популярное приложение в своей категории. Привлекло более $140 млн инвестиций и стало единорогом. Calm даёт советы по техникам медитации, следит за сном, учит правильным упражнениям для тела, включает музыку, которая помогает расслабиться. Ещё есть колыбельные — если хочется заснуть.
Headspace
Приложение делает то же, что и Calm. Бонусом идут персональные гайды для медитаций. Разработчики утверждают, что уровень эмпатии возрастает уже после третьего занятия. Приложение привлекло чуть больше $75 млн.
Идею Ставицкий, как он сам рассказывает, подсмотрел в исследовании Gallup. В нём говорилось, что ежегодно экономика США теряет до $550 млрд из-за проблем с концентрацией у работников. В других странах эта проблема не менее актуальна. Например, согласно совместному исследованию Калифорнийского университета и берлинского Университета Гумбольдта, среднестатистический офисный житель тратит впустую до полутора часов каждый день. Стоит всего на три минуты отвлечься от основной задачи — и вам придётся потратить ещё 23, чтобы вернуться в состояние максимальной продуктивности. Так, во всяком случае, говорят исследователи.
Звуки могут вас испугать или, наоборот, расслабить. Могут заставить покупать больше
Своей аудиторией стартап называет «молодых профессионалов» и «тружеников креативных индустрий», которые «склонны к медитативным практикам» и стремятся к осознанности. Те же люди любят анализировать циклы сна, щепетильно подходят к выбору продуктов, ходят к психотерапевтам, занимаются спортом или йогой. Таким образом, задача Endel — попасть в папку, в которой уже лежат, например, популярные приложения Calm и Headspace.
Endel как результат продуктивности
8fit
Тут пользователь может планировать свои упражнения и находить рецепты здоровых и вкусных блюд. Продвигает себя в качестве эффективного помощника для худеющих. Инвестиции — $9,7 млн.
SleepScore
Называет себя самой продвинутой системой для улучшения сна. Приложение услышит, если вы храпите, сделает замечание, когда недосыпаете.
Endel как результат продуктивности
В прошлой жизни основатель Endel работал заместителем главного редактора «Игромании», продюсером в разработчике игр KranX Production, писал и редактировал тексты в «Снобе» и его сайд-проекте F5, потом стал директором по новым медиа в группе «ЖV!», которой принадлежали эти два издания.
Ещё в KranX Production Ставицкий поучаствовал, например, в создании игры по мотивам «Дома-2». Желание делать что-то своё появилось, когда Ставицкий открыл для себя iPad. Первым предпринимательским опытом для него стала компания A&P Media, которую он основал вместе с известным интернет-деятелем Игорем Ашмановым. Она делала мобильные приложения для разных заказчиков. Работа не всегда была интересной — Ставицкий регулярно отвлекался на другие проекты. Например, на приложение для детей Bubl, в которое инвестировал основатель Impulse VC Кирилл Белов. В 2015 году Bubl продали немецкой компании Fox & Sheep. Ставицкий к этому моменту уже успел уйти от Ашманова.
Стоит на три минуты отвлечься — и вам придётся потратить ещё 23, чтобы вернуться в состояние максимальной продуктивности
Работу над Endel начинали всего шесть человек, сейчас сотрудников в два раза больше. Ставицкий не говорит, сколько уже потрачено денег. Известна лишь сумма внешних инвестиций: более 1 млн евро. В проект вложились Alexa Fund (один из венчурных фондов Amazon!), российский Impulse VC, американский акселератор Techstars Music и нескольких частных инвесторов.
Предельная концентрация
«Звуки могут вас испугать или, наоборот, расслабить. Могут заставить покупать больше. Мы же хотим помочь вам сфокусироваться», — говорил Ставицкий на демо-дне Techstars Music в Лос-Анджелесе. Чтобы продемонстрировать, как это должно выглядеть в будущем, его команда построила специальную комнату, в которой Endel управлял не только звуком, но также освещением, температурой и картинкой на экране большого телевизора.
Но пока что Endel живёт только в смартфонах и умных колонках Amazon (не зря же Alexa Fund инвестировал в приложение). Если вы не подключите к нему Apple Watch или что-то подобное, «персональный звуковой ландшафт», надо признать, получается не очень-то персонализированным. Включите случайный альбом изобретателя эмбиента Брайана Ино — получите похожий эффект.
олег ставицкий
У меня нет никаких специальных методик для сканирования пространства в поисках идей. Стараюсь быть открытым всем новым сервисам и технологиям, всё пробую на себе. Итог — сотни установленных приложений на смартфоне. В какой-то момент нужная информация и идеи сами начинают к тебе липнуть.
Олег Ставицкий исполнил мечту многих журналистов: за несколько лет работы в изданиях «Игромания» и «Сноб» ему надоело писать про чужие IT-продукты, и он начал делать свои собственные. Ставицкий открыл студию мобильной разработки и, чтобы отвлечься от создания iPad-версий для медиа, придумал детское арт-приложение Bubl, — проект оказался таким успешным, что через 2 года его купила немецкая корпорация Fox & Sheep (которую затем поглотил концерн по производству игрушек Haba). Ставицкий вместе с командой переехал в Берлин, где сейчас готовит новый проект — Endel, сервис генерации персонального музыкального фона под настроение и ситуацию. Проект уже привлек $250 тыс. инвестиций и прошел через акселератор Techstars Music в Лос-Анджелесе. Ставицкий рассказал Inc., как первый iPad вдохновил его заняться мобильной разработкой, как немцы помогли превратить эстетский продукт в работающий бизнес и почему уже поздно зарабатывать на мобильных приложениях (теперь деньги приносят только комплексные IT-продукты).
Нервный сон на мокрых простынях
Олег Ставицкий шутит, что годы написания текстов про компьютерные игры дали ему иллюзию понимания, как их производить. Но всему придется учиться с нуля, понял он, когда рискнул заняться мобильной разработкой самостоятельно.
В 2010 году на рынке появился первый iPad — все говорили, что это революция в медиа и гаджет окончательно убьет печатную прессу. Газеты и журналы кинулись выпускать версии для планшета. Олег тогда работал редактором в газете F5 — он пришел к главному редактору Юрию Кацману и попросил назначить его директором по новым медиа всей медиагруппы JV Михаила Прохорова, куда входила газета. Ставицкий хотел продюсировать приложение F5 для iPad. Через полгода редакция выпустила «монструозный проект — на транспортной ленте как в аэропорту ездили чемоданы, и каждый чемодан олицетворял статью», вспоминает Ставицкий. Заставить людей читать с планшета с помощью приложения не удалось — оно было перегруженным и неудобным в использовании, но в 2010 году создавало «вау-эффект», считалось крутым, вспоминает Юрий Кацман.
Разработав свой первый проект за чужие деньги, Олег задумался о том, чтобы создать собственный бизнес. Он мечтал об этом уже несколько лет — чужие проекты, про которые он рассказывал как журналист, его очень вдохновляли, и ему не хотелось «всю жизнь писать про других». В 2011 году представилась отличная возможность создать свое дело: главный редактор F5 Юрий Кацман приобрел проект «Гражданин Поэт», в котором актер Михаил Ефремов читал стихи Дмитрия Быкова (ролики выходили на YouTube, авторы давали живые концерты), и проекту нужно было мобильное приложение. Олег предложил свои услуги — и Кацман снова одобрил его идею.
— Это было удобно: мы с Олегом были на одной волне, мне было комфортно с ним работать, плюс он только основал компанию — поэтому выходило еще и недорого, — говорит Кацман.
Они ударили по рукам, и Ставицкий зарегистрировал новую компанию — агентство по разработке приложений и сервисных продуктов. Личных денег в запуск он не вкладывал — партнером, профинансировавшим проект, стал бизнесмен Игорь Ашманов, основатель компании «Ашманов и партнеры» (A&P). В его компании директором по маркетингу работала подруга Ставицкого — она их и познакомила. Ашманов заинтересовался проектом, потому что его компания как раз искала возможность развивать компетенции в диджитал. Агентство получило название A&P Media (по данным «Контур. Фокус», 70% в нем принадлежало Ашманову и 30% — Ставицкому), и первым его клиентом стала медиагруппа JV, для которой A&P Media сделало приложение для проекта «Гражданин Поэт». Ставицкий также предлагал свои услуги знакомым издателям. Благодаря этому приходили новые клиенты: для журнала «Большой город» разработали приложение «Атлас БГ» — карту, на которой можно было найти нетривиальные краеведческие точки, например петербургские дворы, где выпивал писатель Сергей Довлатов. Проект не принес прибыли, но стал хорошим опытом, вспоминает Олег.
— Поначалу такое случалось с массой проектов — поэтому в первые месяцы мы в лучшем случае работали в ноль. Мы ничего не знали и часто допускали глупые ошибки. Например, нам казалось, что разработка Android-версии почти ничего не стоит, и мы прибавляли 30% к стоимости проекта, — а на самом деле она прибавляла 110% к стоимости, — говорит он.
В первые 2 года собственного бизнеса Ставицкий, по его воспоминаниям, «нервно спал на мокрых простынях по 4 часа, без выходных». Он стремился все контролировать и постоянно думал о том, что денег может не хватить, а людям нужно платить зарплату. Покрывать кассовые разрывы помогал Игорь Ашманов — так договорились. На содержание агентства уходило примерно 300 тыс. рублей в месяц, и в первые полгода, пока компания не вышла на окупаемость, Ашманов, по словам Ставицкого, вложил в агентство почти 3 млн рублей.
История с агентством закончилась не очень красиво. Спустя 4 года, когда Ставицкий из-за своего нового проекта переехал в Германию, он попросил Ашманова реструктурировать компанию. Бизнесмен согласился, — сам он отказался обсуждать с Inc. эту историю. По словам источника Inc., близкого к компании, это послужило причиной конфликта между партнерами, тем более что Олег якобы увел контракты. Игорь Ашманов больше не принимает участия в деятельности агентства — он отпустил эту историю «без скандалов, но с тяжелым сердцем», говорит источник. В Берлине агентство было переименовано в Vice3, и часть его сотрудников переехала в немецкий филиал (и впоследствии стала работать над другими проектами Ставицкого). Олег Ставицкий не хочет комментировать эту историю: он говорит, что оценивает агентство «скорее как негативный опыт».
Читайте также: