Отличается ли векторное изображение на экране монитора от изображения распечатанного на бумаге
Миллионы картинок, фото окружают нас повсюду. Ни один сайт, журнал, рекламный блок не обходится без графических элементов. С помощью визуального контента легче выразить свои идеи, передать информацию пользователю. В зависимости от сферы и цели использования изображения, выбирают растровые либо векторные изображения. В каких случаях применяют данные типы графики и в чем их отличие?
Плюсы и минусы растровой графики
Основное отличие между растровой и векторной графикой заключается в том, что растровая графика представляет изображения в виде пикселов, а векторная графика – с помощью геометрических фигур. Любое растровое изображение, фото, текст состоит из миллионов точек, квадратов (пикселов) определенного цвета, прозрачности, яркости. При формировании картинки цветные точки объединяются. Если взять любую фотографию и увеличить, то можно увидеть эти пикселы. Растровая картинка размером 1200 х 800 px означает, что по горизонтали она составляет 1200 точек, а по вертикали – 800 точек. Все изображение займет 960 000 точек или 1 мегапиксель.
Растровая графика имеет высокое качество, передает мельчайшие детали. За счет точечной структуры создается плавный переход цветов из одного оттенка в другой. Большим минусом точечного изображения является то, что при масштабировании эти свойства теряются. Когда мы меняем размер растрового изображения, мы сжимаем или растягиваем сами пиксели, что может привести к значительной потере четкости и получению очень размытых изображений. Между пикселами имеется расстояние. При увеличении масштаба, расстояние между ними заполняется выбранным машиной цветом. Отсюда возникает зернистость картинки. Предположим, что рядом находятся синий и красный пиксели. Если удвоить разрешение, то будет добавляться два пиксела между ними. Какого цвета будут эти пикселы? Компьютер добавит то, что посчитает правильным (процесс интерполяции). При сжатии растровой картинки она станет расплывчатой и нечеткой. При изменении размера края станут неровными.
Разрешение снимка (количество точек на единицу площади) будет влиять на качество, четкость передачи картинки. Оно измеряется в Dpi (точки на дюйм), ppi (пиксели на дюйм) или lpi (количество линий на дюйм). Например, фото в 300 dpi обозначает количество в 300 цветных точек в одном дюйме квадратном (2,54 см).
Как это можно использовать при выборе необходимого размера картинки, чтобы не терялось качество?
Допустим, картинка имеет разрешение 300 dpi. Необходимо разместить ее на бумаге размером 20 x 20 см. При переводе в дюймы получим 7,8 x 7,8. Для вычисления нужного размера 7,8 умножаем на 300, получаем 2362 x 2362 пикселей. Это и будет изображение с размерами, при которых качество не потеряется.
Изображения с высоким разрешением имеют большой вес и занимают много места на носителе. Растровый файл хранит информацию о каждом пикселе. При размещении растровых картинок на сайт, придется долго ждать по ка они загрузятся. Для облегчения процесса используют сжатие картинок, но из-за этого может теряться качество.
Известные растровые форматы: GIF, BMP, WBMP, PCX, PCD, PSD, FLM, IFF, PXR, PNG, SCT/PICT, PCT, RAW, TIF/TIFF, BMP, JPEG, TGA, FPX, GIF, PhotoCD, MNG, ICO, FLA/SWF.
Растровые изображения применяют для построения макета сайта, создания фотореалистичной графики с насыщенной цветовой гаммой и множеством деталей, обработки фотографий, создание коллажей.
Преимущества и недостатки векторной графики
Векторная графика сильно отличается от растровой. Она не состоит из пикселов. Для создания картинки используются вычисления, координаты. При помощи опорных точек и кривых Бизье создаются геометрические фигуры. Векторное изображение, это, по сути, набор геометрических фигур, соединенных между собой.
При увеличении картинки компьютер знает каким цветом заполнить расстояние между точками, в отличие от растрового изображения.
Минусом векторной графики является отсутствие возможности применения сложных цветовых схем, теней, градиентов, не получится создать фотореалистичные изображения. Возникают трудности с редактированием и просмотром векторных изображений в «не родных» программах и приложениях.
Плюсом векторной графики называют то, что вес векторных изображений в разы меньше, а масштабировать их можно до бесконечности, не теряя качества. К тому же векторные файлы легче редактировать, чем растровые.
Важно! Векторные изображения с легкостью можно конвертировать в растровые, но не наоборот.
Этот вид графики используется для создания логотипов, визиток, иконок, шрифтов, рекламных баннеров, билбордов, технических чертежей, вышивок, карт.
Распространенными программами для работы с векторной графикой являются Adobe Illustrator, Corel Draw. Форматы векторных изображений: PDF, AI, SVG, EPS, CDR. Формат SVG стал широко использоваться в веб дизайне, его стали поддерживать многие современные браузеры.
Дизайнеры в работе часто смешивают векторную и растровую графику. Такой гибридный вариант помогает найти оптимальное решение при создании изображений.
В ажно! Большинство устройств вывода, включая точечные матричные принтеры, лазерные принтеры и мониторы отображения, являются растровыми устройствами (исключение составляют широкоформатные принтеры). Это означает, что все объекты, даже векторная графика, должны быть переведены в битовые карты (или растеризованы) до вывода.
В итоговой таблице сравнения представлены все плюсы и минусы растровой и векторной графики.
Забирая печатную продукцию из принт-центра, вы наверняка замечали разницу в яркости изображения. Ожидаемые яркие краски на мониторе выглядят не так красочно на бумаге. Поэтому клиенты часто жалуются, выражают недовольство полученным результатом. Мы постараемся подробно объяснить причину, почему так получается.
О различиях цветовых моделей RGB и CMYK
Аддитивная цветовая модель RGB
Цветовая модель RGB отображает экранные изображения с помощью красного, зеленого и синего каналов. Цвета получаются путем добавления к черному, откуда и название аддитивные (англ. аddition – добавление). При смешивании красного, зеленого и синего между собой в различных пропорциях интенсивности получается вся палитра оттенков. А при смешении всех 3-х цветовых компонентов одновременно, с максимальной интенсивностью, получается белый.
Субтрактивная цветовая модель CMYK
В типографиях для получения цветной печати используется субтрактивная, или вычитаемая, цветовая модель CMYK. В нее заложены четыре базовых цвета – голубой, пурпурный, желтый, черный. Свет имеет свойство отражаться от печатной поверхности (бумага, холст, картон, виниловое полотно и др.), при этом краска, нанесенная на бумагу, поглощает (вычитает) часть спектра падающего на нее белого света. Отсюда произошло и название модели.
Таким образом, главное отличие этих палитр заключается в том, что при печати, световой луч падая на бумагу, отражается от нее, при этом часть спектра поглощается. А в случае с монитором, эти лучи прямо светят из экрана, при этом три базовых цвета накладываются друг на друга, смешиваясь в нужных пропорциях.
Создание макета в цветовой модели RGB – основная ошибка
Основная ошибка заключается в том, что клиент (заказчик) делает макеты в цветовой модели RGB, а при печати их нужно переводить в CMYK. Цветовая модель RGB гораздо шире, и содержит много ярких, сочных оттенков цветов, которых CMYK передать не может. Если макет сделан в RGВ (использованы цвета этой палитры), то при переводе в CMYK они заменяются близкими аналогами, которые довольно сильно отличаются в худшую сторону.
Именно поэтому, так как охват цветов этих моделей разный, если макет делается для печати, то нужно обязательно изначально делать его в модели CMYK, чтобы видеть максимально приближенный результат того, что будет на бумаге при печати.
Получить идеальную цветопередачу невозможно
Трудно поверить, но настолько сочными и яркими, какими мы видим цвета на экране монитора или фотоаппарата, в печатном варианте они никогда не получатся. Поэтому даже если макет сделан в CMYK, то на мониторе он все равно будет выглядеть ярче, чем при печати. Это связано с тем, что излучаемый из монитора свет ярче и насыщенней, чем отраженный от бумаги (или другого предмета) свет естественного или искусственного освещения.
Также, в зависимости от настроек монитора, цвета могут передаваться по-разному, и чтобы увидеть, как окончательно будет выглядеть изображение при печати, нужно заказывать цветопробу.
В компании «АВИА принт» мы предлагаем вам печать любых изображений максимально возможного высокого качества. У нас широкий ассортимент изготавливаемой печатной продукции, и быстрые сроки выполнения заказа.
Компьютерная графика бывает двух видов: растровая и векторная. Различаются они в способе хранения информации. Изображение в векторном формате строится с помощью математический формул (точки, линии, кривые Безье). Изображение в растровом виде представляет собой прямоугольную матрицу, состоящую из множества точек (пикселей).
Растр и вектор: сходства и различия
Каждое растровое изображение характеризуется количеством пикселей по ширине и высоте или же их произведением (измеряется в мегапикселях). По сути, такая картинка состоит из очень маленьких цветных однотонных квадратиков. Таким образом, разрешение 1280x1024 пикселей аналогично разрешению 1,3 Мп. Разрешение 22-дюймового широкоформатного монитора 1680x1050 (1,7 Мп). Некоторые современные фотоаппараты уже достигли значения 20-30 Мп.
Для изображения, хранящегося в векторном виде такого параметра как разрешение не существует, так как изображение каждый раз воссоздается с помощью набора алгебраических выражений. Поэтому при изменении масштаба картинки, качество не изменяется.
Векторные файлы понимают не каждые программы, для них нужны специальные просмотрщики. Файл, созданный программой CorelDraw, сможет открыть только CorelDraw. Также вы не сможете просмотреть превью. Поэтому для вставки в программу верстки или использовании в других целей векторный файл растрируют или конвертируют в формат .eps (но о нем чуть позже).
Растровую графику редактируют и создают с помощью растровых графических редакторов (Adobe Photoshop, Corel Painter, бесплатный Gimp и другие). Также растровая графика создается фотоаппаратами, сканерами. Векторная графика делается векторными редакторами (CorelDraw, Adobe Illustrator, Inkscape).
Преимущество растровой графики в том, что возможно создать практически любое изображение, вне зависимости от сложности. На стороне векторной графики ее масштабируемость без потери качества, что невозможно с растровыми изображениями. Однако сложное векторное изображение может сильно замедлить скорость обработки файла. Мониторы отображают информацию только в растровом виде. Для отображения векторного формата на растровом дисплее используются встроенные в видеокарту программные или аппаратные преобразователи.
Из минусов растра можно также отметить большой размер файла для простого изображения . Например, файл, описывающий окружность радиуса 1000x1000 пикселей в растре будет иметь намного больший размер, чем тот же круг в векторной форме, так как для описания векторного круга достаточно следующей информации: а) радиус; б) координаты центра окружности; в) цвет и толщина контура; г) цвет заливки круга
Вектор и растр хорошо знакомы верстальщикам и дизайнерам. И даже если вы не имеете отношения к компьютерной графике, готовы поспорить, что вы про них уже слышали. Чтобы понимать, с чего начинаются любые изображения, которые вы видите на экране компьютера или листке бумаги, мы рассмотрим два вида форматов: векторная графика и растровая графика, в чем главные отличия между ними, их особенности и применение — об этом мы поговорим в статье.
Знакомьтесь: растр
В переводе с латыни rastrum — это решётка. Растровое изображение — это набор цветных точек — или пикселей, — одинакового размера и формы, что в конечной форме напоминает решётку. Точки эти чрезвычайно малого размера, и человеческий глаз воспринимает их не по отдельности, а единым рисунком. Самые популярные форматы для хранения растровых изображений — GIF, JPEG, PNG.
Если на компьютере сильно увеличить пиксельный рисунок, мы увидим размытые границы, и сразу вспомним мозаику: как раз в этом и состоит особенность растровой графики. Качество изображения зависит от количества пикселей: чем их больше, тем больше оттенков цвета возможно воспроизвести. Например, фотография для печати формата А4 состоит примерно из 8 миллионов пикселей.
Знакомьтесь: вектор
Векторная (от латинского vector — «несущий») графика не описывает картинку миллионами разноцветных пикселей, как растровая. Она оперирует математическими формулами. Допустим, компьютер получает команду: нарисовать треугольник определенных размеров. Задается местоположение треугольника, и вот он нарисован. Таким же образом рисуются линии, кривые, окружности, текстовые блоки: всё это можно описать формулой и изобразить. Каждому объекту присваивают атрибуты — толщина линий, цвет. Если нужно поменять размер, то компьютер пересчитывает формулу, и картинка тут же меняется.
И вот в этом как раз кроется главное преимущество векторной графики: вы можете менять размер как угодно — границы изображения останутся такими же чёткими.
Итак, основные различия:
- Растровая графика подарит качественное изображение за счёт множества оттенков — конечно, если не пожалеете пикселей. Незаменима при печати фотографий, сложных изображений, где важен цвет и живость.
- Векторная графика поможет в создании схем и чертежей без потери в качестве изображения при любом масштабе.
Однако разница векторной и растровой графики совсем не мешает им взаимодействовать между собой. Так векторные файлы могут содержать растровые изображения, что крайне удобно для вёрстки и выигрышно для печати.
В своей работе мы ежедневно имеем дело с обоими форматами. Использовать вектор или растр при подготовке макетов на печать — решать вам, это всегда зависит от конечной задачи.
Векторные линии и обводки, которые должны уверенно считываться в готовой продукции, должны иметь толщину не менее 0,2 пункта (0,07 мм).
Для растровых полутоновых изображений (Contone) мы рекомендуем использовать разрешение не ниже 150 ppi, в идеале — 300 ppi. Для растровых однобитных изображений (Bitmap) разрешение должно быть не ниже 300 ppi, но в идеале — 600 ppi. При выборе типа сжатия растровой графики предлагаем остановиться на ZIP, но если вы используете алгоритм JPEG, то рекомендуем показатель качества зафиксировать на максимальном уровне.
Они отличаются принципами формирования изображения при отображении на экране монитора или при печати на бумаге.
В растровой графике изображение представляется в виде набора окрашенных точек. Совокупность таких точек, образующих строки и столбцы, называют растр .
Применение растровой графики: обработка цифровых фотографий, сканированных изображений, создание коллажей, эмблем, логотипов. Растровые изображения чаще не создаются с помощью компьютера, а только обрабатываются. В Интернете используются только растровые изображения.
- Растровые изображения занимают большое количество памяти.
- Резкое ухудшение качества при редактировании изображения.
Векторная графика описывает изображения с использованием прямых и изогнутых линий, называемых векторами, а также параметров, описывающих цвета и расположение.
В отличие от растровой графики в векторной графике изображение строится с помощью математических описаний объектов, окружностей и линий.
Ключевым моментом векторной графики является то, что она использует комбинацию компьютерных команд и математических формул для объекта. Это позволяет компьютерным устройствам вычислять и помещать в нужном месте реальные точки при рисовании этих объектов. Такая особенность векторной графики дает ей ряд преимуществ перед растровой графикой, но в тоже время является причиной ее недостатков.
- Векторная графика не позволяет получать изображения фотографического качества.
- Векторные изображения описываются тысячами команд. В процессе печати эти команды передаются устройству вывода (принтеру). Иногда из–за проблем связи между двумя процессорами принтер не может распечатать отдельные детали рисунков.
Программные средства для работы с фрактальной графикой предназначены для автоматической генерации изображений путем математических расчетов. Создание фрактальной художественной композиции состоит не в рисовании или оформлении, а в программировании.
Фрактальную графику редко применяют для создания печатных или электронных документов, но ее часто используют в развлекательных программах.
Читайте также: