На клавиатуре как на баяне
Данная статья является приложением к методике игры по слуху на баяне. Методика изложена в самоучителе Д. Г. Парнес С. Е. Оськина Баян без нот . Глава Мелодия с аккордами на правой клавиатуре стр. 149
Звукам октавы даны обозначения 1 2 3 4 5 6 7. Цифры соответствуют нотам До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Латинские буквенные обозначения C D E F G A H
Аккорды в слуховой методике обозначены Цифрой с буквой . Очень многие задают вопрос. Зачем ноты До Ре Ми Фа Соль Ля Си обозначать цифрами. Каждый знает элементарную считалку еще с детского сада для запоминания нот. До - Ре - Ми - Фа - Соль - Ля - Си - села кошка на такси. А теперь простой эксперимент . Ответьте сразу мгновенно - какая нота выше , например Фа или Ля. А теперь в цифрах. Какая нота выше 4 или 6. Мгновенно - 6 выше 4 .
- б - мажорный аккорд
- м - минорный аккорд
- с - септаккорд
На баяне с готовым аккомпанементом левый механизм позволяет брать аккорды одной кнопкой. Аккорд это созвучие трех или четырех звуков. Поэтому аккорды можно брать и на правой клавиатуре. Однако это выборные аккорды. То есть для взятия аккорда нужно выбрать три или четыре клавиши на правой клавиатуре. Мелодия с аккордами звучит гораздо красивей и богаче.
Аккорды берутся на звуки мелодии, которые есть в этом аккорде. Три звука в мажорных и минорных аккордах. И четыре звука в септаккордах. Звук мелодии, на который берется аккорд всегда самый высокий в аккорде. Поэтому в звисимости от мелодии один и тот же аккорд берется теми же нотами, но в разных позициях на клавиатуре.
Мелодия песни Виновата ли я. Позиции Аккорда 6м (Ля минор). В словах Виновата и Люблю аккорд 6м играется на звук мелодии 3 (Ми). А в словах Голос и Ему аккорд 6м играется на звук мелодии 6 (ля) .
Играть аккордами на правой клавиатуре нужно одновременно с аккомпанементом слева. Научиться играть с аккордами и мелодией справа довольно сложно. Но это того стоит. Аккорды справа играются не на все а только на основные, опорные звуки мелодии.
Аккорды справа гораздо точнее и гармоничнее вплетены в мелодию, чем левый аккомпанемент .
Например . Аккорд Ля минор готового аккомпанемента СЛЕВА только ОДИН. Аккорд слева всегда состоит из одних и тех же трех звуков . Аккорд Ля минор выборный справа. Имеет три позиции , с верхними звуками Ми Ля До. И еще может играться во всем диапазоне баяна - четыре и даже пять октав . Аккордов Ля минор СПРАВА целых ДВЕНАДЦАТЬ.
Как читать клавиатурные схемы и позиции аккордов
Рисунки схем даны со стороны играющего, который представляет, что баян прозрачный .
При взгляде на себя играющего в зеркало рисунки полностью соответствуют.
Все аккорды во всех позициях расположены в пределах двух октав . Играющий в зависимости от мелодии сам выбирает выше или ниже ему следует играть аккорды.
Вертикальные линии это номера рядов клавиатуры первый ряд считается от мехов .
В настоящем материале мы будем осваивать с вами правую клавиатуру при помощи специальных упражнений. Здесь будет минимум теории и очень много практики. Видео упражнения позволят вам очень быстро подготовить игровой аппарат к полноценной игре двумя руками.
После их изучения у вас не будет проблем, связанных с беглостью пальцев и их координацией. После практического прохождения комплекта упражнений вы совершенно свободно самостоятельно сможете разучивать на правой клавиатуре песни и пьесы в облегченном переложении для баяна.
В видео упражнениях задан эталон звучания инструмента при выполнении упражнений. Вы в любое время сможете запустить видео и сравнить свою игру со звучанием эталона. Эти упражнения помогут вам выработать оптимальное меховедение и приучить пальцы к правильной аппликатуре. В подборке более тридцати видео упражнений, которые признаны специалистами наиболее продуктивными для обучения новичков.
Для кого подготовлены эти упражнения?
В комплекте:
32 видео, 115 видео упражнений.
А также: схемы расположения нот на клавиатуре, видеоупражнения с качественным звуком цифрового баяна Roland, отличная графика. Все упражнения с подписанными нотами и аппликатурными обозначениями. Имеются также файлы для распечатки упражнений. Большинство упражнение имеет методические рекомендации по их освоению. Видео записано в формате АVI.
Цена 300 рублей
Изучение музыкальной грамоты необходимо связать со слуховыми образами и понятиями ребенка. Иными словами, ноты нужно изучать последовательно с различными длительностями.
Изучение нотной грамоты обычно начинают от ноты «до». По мере изучения семи основных звуков натурального звукоряда учащийся практически осваивает тональность до мажор, ее устойчивые и главные ступени. Как можно раньше приучайтесь играть без постоянных заглядываний в клавиатуру. Это станет возможным, когда вы хорошо будете знать расположение нот на клавиатуре баяна. Причем, знать не виртуально, а наощупь. Для этого вам придется изрядно потрудиться. Для изучения клавиатуры лучше всего использовать одну октаву.
Рекомендую первую. Поставив пальцы на одной октаве, мы будем автоматически знать ноты и других октав. Некоторым ученикам для запоминания основных звуков одной октавы требуются сотни повторений. Кто-то запоминает расположение нот очень быстро. Но повторяю: мало запомнить расположение нот, нужно их различать на звук, безошибочно определять их местонахождение на клавиатуре.
Основная задача начальной практической работы по изучению клавиатуры баяна: запомнить характер звука в натуральном звукоряде, слышать его в реалии и иметь слуховое представление о нем. Кроме того важно усвоить относительную продолжительность целой, половинной и четвертной ноты.
Вместе с запоминанием нот на клавиатуре ученик получает понятие о расположении нот на нотном стане, обучается правильной записи звуков разной длительности. Здесь же он отрабатывает первые навыки звукоизвлечения и меховедения.
Рекомендую такой метод освоения правой клавиатуры:
Заучиваем расположение и звучание ноты «до» первой октавы. Нажимаем кнопку «до». Потянем звук, послушаем его внимательно. Пробуем воспроизвести его голосом. Затем вместе с инструментом. Проделываем эту процедуру 10-15 раз. Нажимаем следующую кнопку – соответствующую ноте «ре». Полутона пока не трогаем.
Максимально сосредотачиваемся, напрягаем слух, впитываем в себя проигрываемые звуки. Внимательно отслеживаем слухом переходы, переливания от звука к звуку. Следующая комбинация звуков для изучения правой клавиатуры: «до-ре-си-до».
Эти последовательности будут выглядеть так: «ре – ми», «ре-до», «ре-ми-ре-до». Сколько раз нужно повторить последовательности до полного заучивания? Для каждого обучающего индивидуально. Это может быть десять повторений, а может быть и сто.
Еще посмотреть Ноты. "Вальсирующий аккордеон". Р. БажилинАналогичным образом прорабатываем остальные основные звуки до ноты «си». Это будет первый этап изучения правой клавиатуры. На следующем этапе мы займемся интервалами, т.е. продолжим работу над изучением нот (кнопок) основного звукоряда на правой клавиатуре на примере интервалов.
В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb
Последующие издания этой книги называются Баян по слуху. Эта книга для того, кто хочет иногда взять баян и быстро, без нот, по слуху подобрать знакомую песню, романс.
Правая клавиатура баяна
Вся музыка состоит из семерок звуков, которые повторяются. Семь белых клавиш. Это целые звуки. Пять черных клавиш. Это полутона. Каждая семерка звуков это двенадцать клавиш. Четыре косых поперечных ряда по три клавиши. На клавиатуре баяна более низкие (басовые) семерки звуков выше. Более высокие (писклявые) семерки звуков ниже.
Пятирядная клавиатура баяна не добавляет новых звуков. Четвертый и пятый ряды дублируют Первый и Второй ряды. Для игры на полтона и тон выше с таким же порядком нажатия клавиш.
Левая клавиатура баяна
Левая клавиатура баяна полностью совпадает с левой клавиатурой аккордеона. На некоторых баянах и аккордеонах шесть вертикальных рядов. С внешнего края добавлен шестой ряд у Уменьшенные септаккорды
Если совсем кратко
Методика обучения игре по слуху заключается в следующем
Играть на слух произведения для определенных аккордов
В самоучителе более 500 произведений
Аккорды цифрами с буквами даны специально
Кто знает ноты. Без труда поймет. Что 1 2 3 4 5 6 7 это до ре ми фа соль ля си
Аккорд 6м это Ля минор. Аккорд 1б это До мажор. Аккорд 3с это Ми септ
Боюсь содержанием напугать начинающих слухачей
Но уверен, что это ребята смелые, поэтому привожу полностью
Оськина С. Е. Парнес Д. Г. Баян без нот Самоучитель
Содержание 200 страниц
Насчет редких аккордов 3ю и других. Они даны в конце книги.
В начале обучения авторы дают 15 главных аккордов, которых многим хватит
Сыграйте на баяне на левой стороне аккомпанемент аккордами и басами. Песня Виновата ли я. Можете просто подпеть мелодию. Можете сыграть мелодию на правой стороне. Песня простая. Всего три аккорда 6м, 3с, 2м. Кто до баяна играл на гитаре, без труда узнает Am, E7, Dm. Но на гитаре в аккорде надо учится ставить пальцы. А на баяне для взятия аккорда нужно нажать всего одну клавишу. Дополнительно нажимаем вторую клавишу бас этого аккорда. Очень просто. Смотрите выше левую клавиатуру.
Объяснение идеи обучения игре по слуху
Для каждого вида аккордов изучаем аккомпанемент знакомых мелодий.
Например
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м (Для знающих ноты Ля Минор, Ми Септ, Ре Минор)
Для аккордов 6м, 3с, 2м
1. Баю, баюшки-баю
2. А я по лугу
3. Карапет мой бедный
4. Цыпленок жареный
5. По улицам ходила большая крокодила
6. Маруся отравилась
7. Ехал на ярмарку ухарь-купец
8. Коробейники
9. Дубинушка
10. Волга-реченька
11. Взяв би я бандуру
12. Выйду на улицу
13. Нич яка мисячна
14. Ромашки спрятались
15. На дворе хорошая погода
16. Когдая на почте служил ямщиком
17. Ой не свити, мисяченьку
18. Песня о друге
19. Я усики не брею
20. Виновата ли я
Цитата стр. 5
Предлагаемый метод обучения игре по слуху простой: напеваете, играете известные Вам произведения по словам с обозначениями аккордов под ними, и у Вас образуются слухо-моторные реакции, при которых любая мелодия заставляет пальцы нажимать в нужных местах нужные клавиши, звуки мелодии, брать нужные аккорды
Смысл обучения не зазубрить все песни из самоучителя. Хотя песен более 500 на самые разные темы. Играя песни, вы усвоите принципы, способы построения мелодии. Чтобы суметь легко самостоятельно подобрать мелодию и аккомпанемент любой песни. Многие из Вас уже к середине книги будут подбирать мелодию и аккомпанемент Ваших любимых песен, которых нет в самоучителе.
Отучайтесь подглядывать. Зеркала рядом не будет
Казалось бы, проблема, или даже дилемма, как сказал один мудрец, ковыряясь пальцем в текущем водостоке в туалете на фабрике Скайджэк корпорации Линамар. Он хотел узнать, куда идет труба - в женский туалет или в городскую канализацию. Проблема была 30 лет назад, когда приходилось переписывать ноты вручную, а дилемм тогда не было вовсе.
Теперь в век цифровых технологий ноты можно отсканировать, оптически опознать в PhotoScore и экспортировать в файл формата XML, который потом можно открыть в большинстве нотных редакторов. Их существует некоторое количество, в основном коммерческие и не слишком дешевые, и не слишком приятные для пользователя. Про них я не буду говорить, ибо незачем, когда есть отменнейшая совершенно бесплатная и оупен сорс программа MuseScore. Ее главное преимущество заключается в том, что она без проблем работает на моем 32 битном XP SP2 Professional, когда Sibelius выше 4.5 версии уже не устанавливается. Не выкидывать же компьютер по прихоти толстосумов из Майкрософт, которые решили, что прогресс зашел уже дальше некуда? Оборзели. Компьютер у меня новый. Он в углу простоял 10 лет и еще столько же простоит.
Про возможности MuseScore рассказывать я не буду, мой пост не об этом. Скажу лишь, что для баяниста этот редактор - само то и похож на Сибелиус. Какой-то американский Комбриг на интернете расхваливает Notation Composer, за который он отвалил бешеные бабки. Я попробовал пиратскую копию с Пират Бэя, ничего замечательного в нем не увидел - нечто похожее на Encore за $300 баксов, которая - такое дерьмо, что не открывает свои же собственные файлы от прежних релисов. Но то была старая версия, новые не устанавливаются. Не выкидывать же компьютер, чтоб нарушить копирайт?
Намекну на баянно специфические особенности MuseScore.
Нота в скобках для левой партитуры
В Сибелусе в нотной палитре есть такая нота, но она не для баяна и проигрывается несмотря на скобки. Это надо идти в Properties и отключать ее звучание. Она потом вроде как и не звучит и в то же время звучит как-то вяло. Получается неряшливо. Но баянная нота в скобках на самом деле - совсем не нота, а скорее сноска или ссылка - в общем коммент. Ее можно сделать просто текстом, поставив скобки вокруг точки, а саму точку сделать шрифтом 60-ого размера. Получается вполне прилично.
Саундфонт
MuseScore идет с установленным саундфонтом FluidR3Mono_GM.sf3, который для моего утонченного слуха просто ужасен. Комбриг-то и жаловался, что MuseScore звучит отвратительно, но он не догадался, что дефолтный саундфонт можно заменить каким-нибудь более качественным. Для себя я выбрал бесплатный GeneralUser GS v1.471.sf2, который меня полностью устраивает, а вы можете поставить какой-нибудь коммерческий. Скачайте саундфонт с интернета. Разархивируйте его в папку /MuseScore2/Soundfonts . А потом пойдите в меню View > Synthesizer и нажмите кнопку Add.
Нотный стан
В меню: Style > General > Page поставь:
Min. system distance | 8.5 |
Max system distance | 15.0 |
Grand staff distance | двигает линейки между соло и басом, делая расстояние шире/уже. |
Инструмент
Определитель аккордов
Написать партию для правой руки особого труда не составляет. Если звуков мало, можно добавить, если много – убрать. Труднее сделать партию для левой руки, потому что на левой клавиатуре находятся басы и аккорды, которые в нотах для баяна обозначаются буквами Б, М, 7 и У. Их в нотный редактор не засунешь, там нужны фактические звуки. Аккорды можно подбирать прямо на баяне, а потом рисовать ноты вручную, или можно использовать мой определитель аккордов, а файлы к MuseScore скачать ниже.
Определитель аккордов ищет подходящие аккорды по составляющим их звукам. Всего аккордов 68, а комбинаций последовательностей звуков для них в моей базе данных 5364. Кое-кто на Западе уверят, что у аккордов не может быть больше двух секвенций, баянисту этого знать не надо. Ему надо знать, на какую кнопку нажимать.
Читайте также: