Клавиатура пианино это какой сигнал
Клавиатура – это сердце инструмента. От совершенства ее механики напрямую зависят возможности музыканта раскрыть все краски музыкального произведения. Качественный цифровой инструмент позволяет развить виртуозные игровые навыки.
Механизм работы акустического фортепиано выстроен на сложном взаимодействии. При нажатии клавиш звук рождается с помощью внутренних рычагов, ремешков, струн и молоточков. Громоздкие фортепиано требуют особого ухода и чрезвычайно габаритны.
Цифровые пианино использовать удобнее. Они современнее и наделяют владельцев дополнительными возможностями. Главной задачей производителей является воплощение реалистичного акустического звучания в ограниченном пространстве корпуса цифрового пианино. И надо сказать, это прекрасно получается. Качественные цифровые пианино способны генерировать яркий и многогранный звук.
Механизм образования звука в пианино
Современные производители музыкальных электронных инструментов сумели достичь эталона и создали подобие концертных роялей в обличье цифровых пианино. Процесс в них выстраивается с помощью молоточкового механизма, который воздействует на датчик. Музыкант, играющий на таком инструменте, в полной мере чувствует необходимую отдачу клавиш от воздействия молоточков. Полноразмерные и взвешенные клавиши соответствуют размеру рояльной клавиатуры и имеют ювелирную балансировку.
Работа сенсоров в пианино
Ключевые типы клавиатур
Остановимся подробнее на типах клавиатур цифровых пианино. Среди разнообразия клавиатур инструментов можно выделить три основных их типа:
Молоточковая клавиатура максимально воспроизводит имитацию фортепианной динамики. Она подразделяется на два типа:
Градуированная клавиатура имеет ключевую характеристику «graded», что означает ее способность раскрывать всю градацию тембров и звуковой окраски. Словно вместо стандартной палитры красок у вас в руках оказались сотни или даже тысячи оттенков цветов.
Балансная клавиатура рождает более уравновешенный звук и позволяет отойти от фортепианных тембров к имитации других инструментов. Данную особенность чаще всего используют солидные синтезаторы и MIDI интерфейсы.
Полувзвешенная клавиатура позволяет воплотить определенные исполнительские нюансы. Это оптимальная середина выбора для начинающих. Она сочетает удобную разнохарактерную игру и доступную многим цену инструмента. Полувзвешенная клавиатура лишена молоточкового механизма, но качественно имитирует необходимый отклик клавиш.
Синтезаторная клавиатура обычно отличается меньшим размером клавиш. Они подразделяются на динамические и не динамические. У динамических клавиатур громкость звука варьируется интенсивностью и скоростью нажатия. Не динамические клавиатуры пассивно реагируют на разную степень нажатия и лишены характеристики активного звукоизвлечения.
Таким образом, из всех перечисленных видов молоточковая клавиатура цифрового пианино максимально повторяет ощущения игры на рояле и фортепиано. Она мастерски воплощает ценные нюансы фортепианной механики перехода от жестких клавиш к более легким.
Качественное цифровое пианино должно иметь 88 полноразмерных клавиш. Во взвешенной клавиатуре каждый элемент тщательно выверен по весу в зависимости от регистра. Громкость звучания напрямую зависит от силы нажатия. Причем чувствительность клавиатуры можно дополнительно отрегулировать специальными настройками. Бывают системы, распознающие до 3 степеней нажатия на клавишу. Для юных начинающих пианистов производители подготовили специальную функцию «SOFT», которая позволяет снизить степень нажатия для нетренированных детских рук.
В качестве образцов звука в цифровых пианино используются лучшие акустические рояли мира и сложнейшие алгоритмы генерации звуков. Важным параметром является полифония инструмента. Современные производители инструментов Casio и Yamaha достигли почти магических возможностей. Они позволяют воспроизводить до 256 нот одновременно, что дарит способность раскрыть даже мельчайшие оттенки произведения.
Типы механизмов
Создатели цифровых инструментов постоянно совершенствуют механику воспроизводства звука. Процесс содержит множество технологических тайн и хранится в строгом секрете. Именно поэтому каждый инструмент имеет эксклюзивный характер, соперничающий в мастерстве со своими собратьями. Рассмотрим популярные и востребованные у потребителей модели подробнее.
ROLAND
Инструменты бренда Roland обладают клавиатурой PHA-4. Этот передовой клавишный механизм относится к четвертому поколению молоточковых механизмов и выпускается в трех основных модификациях:
Механизм клавиатуры ROLAND PHA-4
Клавиши имеют специальное покрытие под слоновую кость. Клавиатура PHA-4 Concert имеет усложненную двойную конструкцию на деревянной основе. Наличие специального смягчающего демпфера позволяет избежать характерного для других моделей шума клавиш при интенсивной игре. Действие функции Escapement помогает контролировать технику исполнения легато. Клавишный механизм Roland позволяет исполнителю отражать музыкальное произведение правильным способом, подобно игре на реальном концертном рояле.
YAMAHA
Согласно мнению специалистов, механика клавиатуры Yamaha также превосходна, как и у Roland.
Механизм клавиатуры GH-3
Модели этой компании оснащены клавиатурами Graded Hammer 3 (GH3X/GH3) и Natural Wood. Эти клавиатуры, по заверению производителей, позволяют забыть о том, что в игре участвует цифровое пианино. Инструменты с такой механикой сопровождает насыщенный, аутентичный звук и абсолютное наслаждение игрой. Клавиатура Natural Wood выполнена из натурального дерева по уникальной технологии. Клавиши Graded Hammer 3 имеют благородную текстуру из синтетической слоновой кости. Такие типы клавиатур оснащены тремя датчиками и стабилизаторами. В качестве сэмплов клавиш Yamaha задействует тембры знаменитых роялей Yamaha CFX и Bösendorfer Imperial. Также, в работу клавиатур Yamaha встроен эффект Real Grand Expression. Суть его заключается в легком, но существенном для механики игры щелчке в конце хода клавиши.
KAWAI
Особый выразительный характер имеют цифровые пианино японской фирмы Kawai. Основатель компании Коити Каваи был талантливым изобретателем и запатентовал исключительную модель фортепиано, который сейчас воплощается в электронных аналогах. Широкий спектр серий цифровых пианино Kawai использует клавиатуры следующих типов:
- Responsive Hammer Compact Action (RH-C),
- Responsive Hammer II
- Advanced Hammer Action IV-F.
Клавиатура пианино KAWAI
Градуированные клавиатуры этих типов имеют 88 взвешенных клавиш. RH-C имеет покрытие Ivory Touch, которое достоверно имитирует слоновую кость. Исключительная технология Harmonic Imaging Kawai реализует любые задумки музыкальной экспрессии пианиста: от мелодичного пианиссимо до призывного фортиссимо.
Модели пианино Kawai рекомендуют приобретать музыкантам, работающим в классическом направлении. Именно Kawai обладает превосходным классическим концертным звучанием.
Клавиатура с пластиковыми клавишами RH II
CASIO
Широкая модельная линейка электронных музыкальных инструментов Casio постоянно обновляет ассортимент, совершенствуя механику и характеристики клавиатуры.
Серии Casio Privia и Casio Celviano оснащены запатентованной взвешенной молоточковой клавиатурой Tri-Sensor II с функцией Hammer Response. Ее 88 клавиш обладают тремя уровнями чувствительности и богатой полифонией от 128 до 256 звуков. При нажатии клавиши в действие вступает трех сенсорный молоточковый механизм.
Богатое многомерное звучание инструментов Casio достигается с помощью особой Air-технологии. Звуковой процессор Air обеспечивает богатство тембров и создает эффект резонанса струн. Опытный производитель Casio сделал всё возможное, чтобы превратить обычную комнату с инструментом в реалистичный концертный зал.
Среди всех известных производителей отчетливо прослеживается стремление создать прекрасный инструмент с богатым акустическим звучанием и идеальной фортепианной механикой. Технологии клавиатурной динамики неустанно совершенствуются и добиваются истинного мастерства. Еще 10 лет назад музыкальные преподаватели были против обучения игре на фортепиано на цифровых аналогах из-за разности ключевых нюансов техники игры и формирования неверных навыков. Сейчас отличия между акустическими фортепиано и электронными инструментами сглажены настолько, что не заметны даже опытным профессионалам.
«Звучит как акустическое фортепиано» – это лучший комплимент, который можно сделать в адрес цифрового инструмента. Сегодня мы поговорим о выборе цифрового пианино, а точнее, о главном критерии выбора – клавиатуре.
Механизм работы
На чугунную основу внутри корпуса натянуты металлические струны. Каждая клавиша имеет молоточковый механизм, который приходит в действие при нажатии на клавишу: молоток ударяет по струне, она начинает вибрировать, и мы слышим звук. Его громкость зависит от силы удара по струне, то есть от силы нажатия на клавишу.
Звукообразование происходит внутри закрытого пространства и зависит от многих факторов: сорта древесины, лака, сложных конструкционных особенностей, механики клавиш и т.д.
При этом вы получаете полностью натуральный звук. На этом плюсы акустического пианино, пожалуй, заканчиваются. А вот из минусов можно отметить большой вес и размер, необходимость постоянной настройки и подверженность влиянию внешней среды.
Цифровые пианино не имеют сложной механики, а звукообразование происходит за счет цифровой схемы, которая генерирует звук.
Хорошее цифровое пианино обеспечивает максимально реалистичный звук акустического инструмента и реальные физические ощущения от игры на клавишах. Клавиатура таких инструментов имеет молоточковый механизм (взвешенные клавиши). При этом клавиши имеют такую же форму, что и у акустического пианино, а при игре сохраняется ощущение отдачи от удара молоточка по струне, благодаря грамотной конструкции клавиш, имитирующих данную особенность.
Игра на цифровом пианино
История создания инструмента
Путь к современному молоточковому механизму занял не один десяток лет. Сначала клавиши были легкими, а благодаря пружинам после нажатия сразу возвращались в исходное положение. Сейчас такие клавиши используются в синтезаторах. Позже стали утяжелять каждую клавишу, чтобы достигнуть более натуральных ощущений при игре, при этом пружинный механизм был сохранен. И только потом появились специальные молоточковые механизмы, которые имитируют клавиатуру акустического пианино. Они повторяют всю цепь удара – от клавиши до молоточка, который в случае цифрового пианино бьет не по струне, а по специальным датчикам – сенсорам. Их количество может варьироваться от 1 до 3, что тоже косвенно влияет на нюансы игры. Например, полунажатие клавиши должно звучать соответственно, а сверхмедленное нажатие не должно воспроизводить звуков вообще.
Работа сенсоров в пианино
Основные типы клавиатур электронных инструментов
Молоточковая (hammer action)
Делится на два вида: градуированную молоточковую (graded hammer action) и балансную молоточковую (balanced hammer action).
Градуированную клавиатуру имеют большинство цифровых пианино, она призвана обеспечивать ощущения от прикосновений к клавишам такие же, как при игре на акустических фортепиано. Слово „graded“ означает, что клавиши в нижнем регистре нажимаются немного тяжелее, а в верхнем регистре – легче, как в акустических фортепиано, где толщина и длина струн разная и усилия на нажатие клавиш распределены соответственно. Такая клавиатура помогает воспроизводить все нюансы тембров с глубокой градацией звуковой окраски, зависящей от силы удара.
Балансная молоточковая клавиатура тоже обеспечивает ощущение игры на акустических фортепиано, но без распределения по силе нажатия от нижней октавы к верхней. Чаще всего ее можно встретить в синтезаторах и MIDI-клавиатурах.
Синтезаторная (synth action), или клавиатура органного типа
По ширине ее клавиши немного меньше, чем фортепианные, и нажимаются совсем легко. Синтезаторная клавиатура в свою очередь бывает динамической и не динамической. На динамической громкость зависит от скорости нажатия, то есть от силы удара. Устройство подойдет для начинающих исполнителей, а также для тех, кто хорошо владеет специфическими приемами игры всевозможными синтезаторными, органными, другими тембрами разнообразных акустических инструментов.
Синтезаторная клавиатура
Полувзвешенная клавиатура (semi-weighted)
У такой клавиатуры клавиши могут быть по размеру и форме как синтезаторными, так и фортепианными. Однако при этом они не имеют молоточковую механику, а просто нажимаются заметно тяжелее, чем в синтезаторной. После акустического фортепиано такой клавиатурой пользоваться легче, чем синтезаторной.
Итак, молоточковую клавиатуру цифрового пианино отличают:
88 полноразмерных клавиш, разных по весу (в верхнем регистре – легкие, в нижнем – тяжелые), что полностью соответствует акустическому аналогу.
Клавиатура semi-weighted
Чувствительность клавиш к силе нажатия. Сила нажатия на клавишу определяет громкость звучания ноты. Чувствительность всей клавиатуры задается определенными предустановками, чаще всего для этой функции выделены отдельные кнопки “Touch” (“Hard” – для экспрессивной игры, “Medium” – стандарт, “Soft” – для детей с неокрепшими пальчиками и другие). На практике же всегда используется стандартный Medium-режим.
Дискретизация чувствительности к силе нажатия для каждой конкретной клавиши. Например, в некоторых моделях CASIO существует 128 вариантов силы (или интенсивности) нажатия на клавишу. Значит и уровней громкости извлекаемой ноты будет тоже 128. Этому важному нюансу производители уделяют большое внимание, так как от этого зависит способность инструмента передать все краски произведения, его выразительность или экспрессию.
Электронное пианино с полувзвешенной клавиатурой
Типы механизмов
Клавиатура является самой важной частью цифрового пианино, поэтому мировые производители, постоянно совершенствуют механику клавиатур своих инструментов, патентуют и дают им названия. Рассмотрим самые популярные из них.
ROLAND
Клавиатура ROLAND PHA-4 (Progresive Hummer Action – прогрессивное молоточковое действие) передает естественные ощущения игры на большом концертном рояле. В ней отсутствуют какие-либо пружины, предусмотрен только молоточковый механизм, что способствует реалистичному сопротивлению клавиши. Также некоторые модели инструментов имеют функцию Escapement (послекасание или отпускание), которая позволяет передать все нюансы игры Pianissimo и Fortissimo. Специальное мягкое демпфирование позволяет добиться меньшего механического шума при сильной игре.
Механизм клавиатуры ROLAND PHA-4
Покрытие клавиш может быть двух видов: «под пластик» или «под слоновую кость» (Ivory Feel). В последнем случае на клавиатуре удобней играть, так как даже слегка влажные пальцы не скользят по поверхности.
Клавиатура PHA-4 выпускается в трех модификациях: старшая CONCERT, средняя PREMIUM и младшая STANDARD.
YAMAHA
Компания YAMAHA давно и успешно использует в своих инструментах механизм клавиатуры GH-3 (Graded Hummer 3), в котором цифра «3» указывает на наличие трех сенсоров на одной клавише, что позволяет более точно воспроизвести интенсивность нажатия на нее. Именно YAMAHA стала первопроходцем в этом вопросе. Сейчас три сенсора устанавливают и в устройствах других производителей.
Механизм клавиатуры GH-3
KAWAI
Это не самый известный в обывательских кругах, но один из лучших производителей японских цифровых пианино. Если вы любитель классики, то цифровые пианино KAWAI – это ваш выбор.
Клавиатура пианино KAWAI
В серии цифровых пианино CA (Concert Artist) используется клавиатура RM3, клавиши механизма которой имеют полную длину, что идеально подходит классическим исполнителям. Настоящая клавиатура рояльного типа в сочетании с превосходным классическим звучанием фортепиано сделали эту марку очень популярной во многих странах.
Клавиатура RM3
В серии KAWAI CN используется клавиатура с пластиковыми клавишами, которая получила название RH II (Responsive Hammer II). Каждая клавиша этого механизма имеет не менее трех сенсоров касания для полной передачи особенностей любого музыкального произведения.
Клавиатура с пластиковыми клавишами RH II
CASIO
Имея более тридцати лет опыта производства электронных музыкальных инструментов, компания CASIO каждый год выпускает более новые серии инструментов, совершенствуя их клавиатуру. Несмотря на относительно невысокую цену, цифровые пианино, особенно серии Celviano и Privia, имеют весьма достойную механику, удовлетворяющую требованиям преподавателя музыкальной школы. В последних версиях цифровых пианино CASIO также имеется несколько сенсоров на каждой клавише. Дополнительно «градация чувствительности» к скорости касания (velocity) разделена на 128 частей, что позволяет передать малейшие нюансы и характер любого произведения.
Клавиатуры CASIO
Теперь вы знаете, что механика всех видов клавиатур электронных пианино очень сложна. Производители уделяют ей особое внимание, доводя до совершенства клавишный механизм в своих проектных мастерских.
Ваш ребёнок идёт в музыкальную школу и будет осваивать фортепианную клавиатуру. Настало время сложного выбора инструмента для домашних занятий. Что это будет - электронное фортепиано или синтезатор? И вообще, возможен ли в наше время выбор между электрическим и акустическим инструментами, если речь идёт о фортепиано? Как выбрать инструмент, который прослужит не один год? Давайте разберемся…
Акустическое фортепиано или электронный инструмент?
Если вы готовы к длительным поискам действительно хорошо звучащего акустического фортепиано за приемлемую цену, то это — ваше решение. На деле рынок подобных инструментов в реальности оказывается вторичным в силу того, что новые фортепиано стоят довольно дорого. Существуют еще несколько серьёзных нюансов, которые в жизни могут привести вообще к отказу от обучения музыке, а именно:
• Вес акустического фортепиано составляет 200–250 кг, а габариты его значительны;
• Акустическое фортепиано требует как минимум ежегодной настройки — соответственно, невозможно обойтись без поисков хорошего настройщика и серьёзных трат на него;
• Высокая вероятность конфликтов с соседями — уровень громкости у обычного акустического фортепиано не регулируется, и даже наличие демпфера не является решением этой проблемы.
Существует теория о том, что юному исполнителю интереснее заниматься на акустическом фортепиано, поскольку в нём процесс звукоизвлечения очевиден — стоит только открыть крышку инструмента — и вся молоточковая механика на виду. Довольно шаткий аргумент против преимуществ электронных клавишных инструментов с их малым весом, не превышающим в самом экзотических случаях 40 кг, и небольшими габаритами. Ещё один плюс — возможность регулирования громкости звучания электронного инструмента или вообще использования наушников, что позволяет заниматься в любое время суток. Настройка же электронному инструменту не требуется вообще.
Электронное фортепиано или синтезатор?
Если говорить кратко и не вдаваясь в технические подробности, то различия между электронными фортепиано и синтезаторами сегодня довольно размыты. Масса моделей электронных фортепиано, подобно синтезаторам, оснащены системами автоаккомпанемента, позволяющими исполнителю почувствовать себя в роли «человека-оркестра» и возможностью выбора звучания инструмента. Масса моделей цифровых фортепиано имеют возможности, сравнимые с лучшими синтезаторами — то есть в распоряжении музыканта имеются обширные встроенные библиотеки звуковых сэмплов. Но эти функции не означают значительного улучшений качества базового звучания инструмента. Необходимо оценивать только те звуки, которые будут использовать в повседневной игре. Замечательно, если при покупке цифрового фортепиано в демонстрационном зале будет иметься его акустический собрат. В этом случае нужно опробовать звучание цифрового фортепиано в басовых регистрах и сравнить его с акустическим инструментом. Басовое звучание цифрового фортепиано должно быть мягким и гладким, то есть таким же, как у обычного инструмента.
Итак, если результатом обучения должны стать навыки классического пианиста, безо всякого сомнения выбирайте именно электронное фортепиано. В случае приобретения синтезатора вспомним мудрость профессионалов: «обучение на синтезаторе даёт хорошего исполнителя на синтезаторе». Не так уж и плохо, другое дело — выбор конкретного типа инструмента зависит от того, какую цель ставит собой процесс обучения: карьеру классического пианиста или в некотором смысле умельца на все руки, чьи навыки пригодятся при работе не только на большой, но и на малой сцене, там, где не окажется рояля или акустического фортепиано. Само собой разумеется, что синтезаторы обладают возможностью воспроизводить звучание рояля или акустического фортепиано, а их клавиатура отвечает всем современным исполнительским требованиям. Именно о клавиатуре и пойдёт далее речь.
Клавиши: количество и качество. И не только клавиши.
Как известно, клавиатура рояля и акустического фортепиано охватывает 7 1/3 октавы и насчитывает 88 клавиш. Точно такую же клавиатуру с полноразмерными клавишами, как у обычного фортепиано, обязано иметь и электронное фортепиано, предназначенное для обучения.
С синтезаторами ситуация чуть сложнее: при современном многообразии современных электронных клавишных инструментов домашний синтезатор должен отвечать четырем базовым требованиям. Это — пятиоктавная клавиатура (61 клавиша), полноразмерные (вновь как у фортепиано) клавиши, динамическая клавиатура (громкость звучания которой зависит от силы удара по клавишам) и подходящий для конкретного пользователя набор запрограммированных звуков и ритмов. И раз уж зашла речь о клавишах, необходимо затронуть очень важную и не самую очевидную тему типов клавиатуры. Ведь соответствие физических параметров клавиатуры электронного инструмента и акустического фортепиано является абсолютно необходимым при выработке постановки руки и всех исполнительских приёмов начинающего пианиста.
Совершенно очевидно, что электронный инструмент (фортепиано или синтезатор) должен реагировать на игру музыканта так же, как и акустическое фортепиано, а исполнитель должен чувствовать их клавиатуры одинаково. Мало того, что клавиатура должна быть динамической (активной), то есть громкость звука зависит от силы удара по клавише, но клавиши должны оказывать сопротивление нажатию. Одной «динамичности» клавиатуры мало — при постоянном использовании только динамической клавиатуры может пострадать техника исполнения, что при обучении недопустимо. Для достоверной игры на инструменте нужно, чтобы он был оснащен взвешенной или полновзвешенной клавиатурой, которая достоверно передает ощущения от нажатия на клавиши, как при игре на акустическом фортепиано за счет использования пружинно-рычажной системы клавишного механизма. Её же называют и «молоточковой клавиатурой» — понятно, за счет создания ощущений удара молоточка по клавише. Типы полновзвешенных или молоточковых клавиатур делятся на градуированную и балансную — первая из них устанавливается на большинстве цифровых фортепиано. При использовании градуированной клавиатуры клавиши в нижнем регистре нажимаются немного тяжелее, а в верхнем — легче, ровно так же, как на акустических фортепиано. Балансная клавиатура тоже передает ощущения от нажатий, как на акустических фортепиано, но без распределения по силе нажатия от нижней октавы к верхней. В отдельных моделях цифровых фортепиано может применяться полувзвешенная (Semi-Weighted) клавиатура без молоточковой механики — просто клавиши нажимаются с определенным усилием. Однако это далеко не самый лучший вариант, если вы настроены на серьёзную учёбу.
Нужно обратить внимание и на полифоничность приобретаемого инструмента, то есть на количество нот (голосов), которое он может воспроизводить одновременно. Чем выше полифоничность — тем больше инструмент приближается к идеалу, установленному его акустическими собратьями.
Если вы приобретаете для обучения синтезатор, то необходимо обращать внимание не на богатство предоставляемых инструментом тембров и эффектов, а на общее звучание инструмента и реалистичность физических свойств самой клавиатуры, о чём уже говорилось выше. Как и при выборе электронного фортепиано нужно определиться, будете ли вы сопрягать синтезатор с компьютерами и иными внешними устройствами для обмена информацией (загрузка-выгрузка готовых музыкальных треков или ритмических рисунков). Аналогично надо принять решение об использовании внешнего усиления или активной акустики, хотя представить себе синтезатор без линейного выхода сейчас просто невозможно. Ни в коем случае нельзя забывать и о том, что в большинство клавишных инструментов начального уровня сейчас встроены программы пошагового обучения, облегчающие освоение всех премудростей музыкального мастерства.
Рекомендуемые модели инструментов
Все электронные фортепиано, о которых пойдет речь, имею полноразмерную клавиатуру — 88 клавиш. Прежде всего, это фортепиано бренда Casio, самой популярной из которых являются модель CDP-130, доступная в корпусе черной (CDP-130BK) либо серебряной расцветки (CDP-130SR). Взвешенная клавиатура с молоточковым механизмом имеет три уровня чувствительности, полифония — 48 нот. Инструмент имеет встроенный метроном и разъемы для подключения наушников и педалей — в комплекте с ним идет педаль полудемпфера SP-3, допускается и подключение аналогичной полной педали Casio SP-20H. Имеются встроенные эффекты, среди которых — реверберация, хорус и холл с эффектом концертного зала, включаемым одним нажатием кнопки. Коммутация с компьютером и внешними устройствами — по USB-порту. Имеются два встроенных динамика мощностью по 8 Вт, а в память инструмента записаны пять демо-композиций.
Электронные фортепиано Yamaha используются и рекомендуются настоящими профессионалами, теми, для кого музыка давно стала делом всей жизни. Причина — естественность звучания и физических свойств клавиатуры. Эти же свойства инструментов позволяют рекомендовать их в качестве отличных фортепиано для обучения. В их числе — Yamaha P-45B, клавиатура которого оснащена градуированной молоточковой механикой с настройкой чувствительности клавиш. Тон-генератор типа AWM обеспечивает 64-нотную полифонию. Имеется вход для подключения педали демпфера, разъем для подключения наушников, USB-выход и два отдельных усилителя, каждый из которых работает на свой динамик мощностью 6 Вт. Наилучшее же возможное соотношение «цена-качество» обеспечивает модель Yamaha P-115, предлагающаяся в корпусе чёрной (P-115B) либо белой (P-115WH) расцветки. Сердце этого инструмента — звуковой модуль Pure CF, обеспечивающий 192-нотную полифонию и, соответственно, высочайшее качество звучания. Механика клавиатуры аналогична предыдущей модели. В памяти инструмента — 14 демо-композиций и 50 фортепианных композиций, 14 предустановленных тембров и 4 типа профессиональной реверберации.
Нужно добавить, что вес вышеописанных моделей не превышает 11.8 кг. В комплект к этим инструментам в качестве подарка идет усиленная крестообразная стойка для клавишных инструментов QUIK LOK T20 BK с двойной стальной рамой чёрного цвета, выдерживающей нагрузку 81 кг, и замком с технологией `DINO BITE.
Синтезаторы, рекомендуемые для обучения музыке, относятся к двум весьма популярным линейкам, ставшим фактически народными электронными инструментами, и не только в нашей стране — это линейки Casio CTK и Yamaha PSR. В первой из них необходимо выделить синтезаторы Casio CTK-1300, CTK-2400, CTK-3200 и CTK-6250. По существу, эти модели с автоаккомпанементом и необходимой для синтезатора пятиоктавной клавиатурой (61 клавиша) охватывает весь пользовательский диапазон — от начального уровня (CTK-1300) до серьезного полупрофессионального инструмента (CTK-6250). В двух старших моделях динамическая клавиатура имеет два уровня чувствительности. Особенностью младших моделей (от CTK-1300 до CTK-3200) является наличие встроенной обучающей системы. Полифония — от 12 до 48 нот в зависимости от модели, количество тембров — от 100 до 700 и ритмов от 100 до 210 соответственно. В CTK-6250 имеется редактор тембров с возможностью сохранения 100 пользовательских тембров и ритмов (из них 10 пользовательских ритмов), а также 16-дорожечный секвенсор и 32-канальный микшер.
Линейка синтезаторов Yamaha PSR (модели PSR-R200, PSR-R253, PSR-R300, PSR-R353 и PSR-R443) — это классика клавишных инструментов для обучения, пригодная и для полупрофессиональной работы. Все эти пятиоктавные модели имеют функцию автоаккомпанемента, 32-нотную полифонию и встроенную обучающую программу Y.E.S. / Yamaha Education Suite. Старшая модель линейки, PSR-E443 с клавиатурой с 4 уровнями чувствительности предлагает в общей сложности 763 инструментальных тембра. Возможно подключение внешнего плеера или i-устройства по аудиовходу. Подарок к синтезаторам этих двух линеек — крестообразная стальная стойка для клавишных инструментов Rockdale AP-3201 с регулировкой высоты, выдерживающая нагрузку до 40 кг.
Соседи могут спать спокойно
Несмотря на то, что электронное фортепиано или синтезатор обладают широким диапазоном регулировки громкости встроенных динамиков, и с таким небольшим (по сравнению с акустическим фортепиано) уровнем звучания инструмента конфликтов с соседями не избежать. Решение удивительно просто: не поддавайтесь на слухи о якобы неправильном звучании современных наушников и смело приобретайте для работы с инструментом либо ди-джейские наушники, либо просто накладные наушники — только ни в коем случае не вкладные. Их выбор зависит исключительно от вашего вкуса и возможностей, но в любом случае в современном мире наушники — это важный аксессуар для клавишного инструмента, позволяющий музыканту заниматься в любое время суток и не быть никому помехой. И, следовательно, быстрее восходить к вершинам исполнительского мастерства.
В данной статье мы будем знакомиться с клавиатурой пианино и других клавишных музыкальных инструментов. Вы узнаете о том, как называются клавиши фортепиано, что такое октава и как сыграть диез или бемоль.
Как известно, число клавиш на пианино – 88 (52 белых и 36 чёрных), и они расположены в определённом порядке. Прежде всего, сказанное относится к чёрным клавишам: они расположены по принципу чередования – две, три, две, три, две, три и т.д. Почему именно так? – для удобства игры и для простоты навигации (ориентирования). Это первый принцип. Второй принцип – при движении по клавиатуре слева направо возрастает высота звука, то есть в левой половине клавиатуры находятся звуки низкие, в правой половине – высокие. Когда мы перебираем клавиши подряд – мы как бы поднимаемся по ступенькам от низких звучностей во всё более высокий регистр.
Белые клавиши фортепиано называются также как и 7 основных нот – до ре ми фа соль ля си . Этот «набор» клавиш повторяется по всей клавиатуре несколько раз, каждое его повторение называется октавой. Другими словами, октава – это расстояние от одной ноты «до» до следующей (можно откладывать октаву как вверх, так и вниз). Все остальные клавиши (ре ми фа соль ля си) между двумя до входят в данную октаву, помещаются внутри неё.
Где находится нота до?
Вы уже поняли, что нота до на клавиатуре не единственная. Помните про то, что чёрные клавиши располагаются группами по две и три? Так вот, любая нота до примыкает к группе из двух чёрных клавиш, и находится слева от них (то есть как бы впереди них).
Ну и вот посчитайте, сколько нот до на клавиатуре вашего инструмента? Если вы за пианино – то их аж восемь штук, если за синтезатором, то будет поменьше. Все они принадлежат разным октавам, в этом мы сейчас разберёмся. Но сначала, смотрите – теперь вы знаете, как сыграть и все остальные ноты:
Можете сами придумать для себя какие-нибудь удобные ориентиры. Ну, например, типа таких: нота фа слева от трёх черных клавиш, или нота ре между двумя чёрными клавишами и т.п. А мы перейдём к октавам. Теперь сосчитаем их. Полная октава должна содержать все семь основных звуков. Таких октав на фортепиано семь. На краешках клавиатуры у нас нот в «набор» не хватает: снизу есть только ля и си, а сверху и вовсе одна нота – до. Эти октавы неполные, тем не менее, они будут иметь собственные названия, поэтому и эти кусочки мы будем считать отдельными октавами. Итого у нас получилось 7 полных октав и 2 октавы «огрызочные».
Названия октав
Теперь о том, как называются октавы. Называются они очень просто. В центре (на пианино обычно прямо напротив названия) находится первая октава, выше неё будут вторая, третья, четвёртая и пятая (одна нота до в ней, помните, да?). Теперь от первой октавы движемся вниз: слева от первой находится малая октава, дальше большая, контроктава и субконтроктава (это в которой белые клавиши ля и си).
Смотрим ещё разок и запоминаем:
Итак, октавы у нас повторяют один и тот же набор звуков, только на разной высоте. Естественно, все это отражается в нотной записи. Вот, к примеру, сравните, как записываются ноты первой октавы и, как записываются ноты в басовом ключе для малой октавы:
Наверное, давно уже назрел вопрос: а для чего вообще нужны чёрные клавиши, не для одной ведь навигации? Разумеется. На чёрных клавишах тоже играют, и нажимают их нисколько не реже, чем белые. Так в чём же дело? Дело вот в чём: кроме основных ступеней-нот (это те, что мы только что играли на белых клавишах), есть ещё и производные – они то и располагаются в основном на чёрных клавишах. Черные клавиши фортепиано называются точно так же, как и белые, только к названию добавляется одно из двух слов – диез или бемоль (например, до-диез или соль-бемоль). Сейчас разберёмся, что такое диез и что такое бемоль.
Как играть диезы и бемоли?
Рассмотрим все клавиши, которые входят в любую октаву: если посчитать вместе черные и белые, то, оказывается, что их в сумме выходит 12 (7 белых + 5 чёрных). Получается, что октава разделена на 12 частей (12 равных ступенек), и каждая клавиша в данном случае – одна часть (одна ступенька). Вот, расстояние от одной клавиши до самой близкой соседней – это полутон (неважно, куда откладывать полутон: вверх или вниз, между двумя белыми или между чёрной и белой клавишей). Итак, октава состоит из 12 полутонов.
Диез – это повышение основной ступени на полутон, то есть, если нам нужно сыграть, скажем, ноту до-диез, то мы нажимаем не клавишу «до», а ту ноту, которая на полутон выше. До-диез – соседняя чёрная клавиша (справа от клавиши «до»).
Бемоль имеет обратное действие. Бемоль – это понижение основной ступени на полутон. Если нам нужно сыграть, к примеру, си-бемоль, то мы играем не белую «си», а нажимаем соседнюю чёрную клавишу, которая ниже этой «си» (слева от клавиши «си»).
Теперь понятно, что каждая чёрная клавиша – это или диез или бемоль какой-нибудь из соседних «белых» нот. Но не всегда диез или бемоль занимает именно чёрную клавишу. Например, между такими белыми клавишами, как ми и фа, или си и до, нет чёрных. И как тогда играть до-бемоль или ми-диез?
Очень просто – все по тому же правилу: диез на полтона выше, бемоль на полтона ниже. Напоминаю, что полутон – это кратчайшее расстояние между любыми двумя соседними клавишами. Значит, для того чтобы сыграть до-бемоль, спускаемся на полтона – получаем, что до-бемоль совпадает по высоте с нотой си. Аналогично, нужно играть ми-диез – поднимаемся на полутон: ми-диез совпадает с клавишей фа. Звуки, которые одинаковы по высоте, но по-разному записываются, называются энгармоническими (энгармонически равными).
Ну, вот и всё! Я думаю, всё понятно. Мне осталось добавить по поводу того, как диез и бемоль обозначают в нотах. Для этого используют специальные значки, которые записываются перед той нотой, которую нужно изменить.
Небольшое заключение
Мы с вами в данной статье разобрались в том, как называются клавиши фортепиано, какие ноты соответствуют каждой клавише и как легко ориентироваться на клавиатуре. Также мы выяснили, что такое октава и узнали, названия всех октав на фортепиано. Ещё вы теперь знаете, что такое диез и бемоль, и как найти диезы и бемоли на клавитуре.
Клавиатура фортепиано – универсальна. Многие другие музыкальные инструменты оснащены клавиатурами подобного типа. Это не только рояль и пианино, но аккордеон, клавесин, орган, челеста, клавишные гусли, синтезатор и т.д. По образцу такой клавиатуры расположены пластинки на ударных инструментах – ксилофоне, маримбе, вибрафоне.
Если вы интересуетесь внутренним устройством фортепиано, если вам любопытно узнать, как и откуда берётся звук у этого дивного инструмента, то рекомендую ознакомиться со статьей «Устройство пианино». До встречи! Оставляйте свои комментарии внизу, нажимайте «Мне нравится», чтобы поделиться найденным материалом с друзьями и единомышленниками в контакте, моём мире и фейсбуке.
Читайте также: