Какие были мониторы в 2003 году
По данным компании IDC, рынок жидкокристаллических мониторов в 2003 году достиг объема в 20 млрд. долл. и впервые обогнал рынок ЭЛТ-мониторов. По мере усовершенствования технологий производства и снижения цен на ЖК-мониторы ЭЛТ-мониторы постепенно вытесняются с рынка и, вполне вероятно, вскоре сохранятся исключительно в профессиональной сфере.
Тенденции развития
урное развитие рынка ЖК-мониторов во всем мире началось в 2002 году. И если до этого ЖК-мониторы, главным образом благодаря своей цене, воспринимались в основном как предмет роскоши, то начиная с 2002 года вследствие падения цен на них и существенного улучшения их технических характеристик они вышли на массовый рынок, где до тех пор безраздельно господствовали ЭЛТ-мониторы.
Если говорить об итогах 2002 года для российского рынка в целом, то, по данным аналитических агентств, объем продаж ЖК-мониторов увеличился за 2002 год на 24% и преодолел отметку в 3 млн. проданных устройств. В денежном исчислении рынок ЖК-мониторов составил более 780 млн. долл.
Как уже отмечалось, выход ЖК-мониторов на массовый рынок в 2002 году стал возможен благодаря снижению цен на ЖК-матрицы. В целом за весь 2002 год падение цен на ЖК-мониторы составило 20%, и именно поэтому, несмотря на увеличение объема продаж мониторов на 24%, рост показателей в денежном выражении оказался несколько скромнее, составив всего 21%. В этих условиях прибыльность бизнеса по продвижению мониторов на рынок немного снизилась, что и стало решающим фактором в отсеве мелких компаний и формировании рынка.
Одновременно с общим падением цен на ЖК-мониторы увеличивался спрос на модели с размером диагонали 17 дюймов, которые становились все более популярными. Начиная с 2003 года, стали постепенно сокращаться объемы продаж 15-дюймовых мониторов при увеличении 17-дюймовых.
2003 год оказался не менее успешным для рынка ЖК-мониторов. Рост объема продаж в мире составил 51,3% (рис. 1). Столь же удачным стал рынок ЖК-панелей для ноутбуков, рост объема продаж которых составил 30% по сравнению с 2002 годом. Кроме того, можно сказать, что с 2003 года начал бурно развиваться рынок ЖК-телевизоров. Так, рост объема продаж ЖК-телевизоров в мире в 2003 году составил 233,33% в сравнении с 2002 годом, а по абсолютному показателю в 2003 году было продано 5 млн. ЖК-телевизоров.
Рис. 1. Динамика развития рынка ЖК-мониторов, ЖК-панелей для ноутбуков и ЖК-телевизоров
По прогнозам аналитических компаний, тенденция роста объема продаж ЖК-матриц для мониторов, ноутбуков и телевизоров сохранится и в 2005 году. Ожидается, что рост объема продаж ЖК-мониторов составит 32,9%, а всего будет продано 94,4 млн. ЖК-мониторов. Рост объема продаж ЖК-матриц для ноутбуков составит 16,4%, а всего будет продано 55,4 млн. ЖК-матриц. Рынок ЖК-телевизоров увеличится по объему продаж на 98%, достигнув отметки в 20 млн. ЖК-телевизоров, проданных в течение года.
Если обратиться к данным, характеризующим развитие рынка ЖК-мониторов по отдельным регионам (рис. 2), то выяснится, что максимальное количество ЖК-мониторов в 2004 году было продано в Европе (28,4 млн. штук). Аналогичные прогнозы делаются и на 2005 год: Европа будет самым крупным рынком ЖК-мониторов и всего в 2005 году их будет продано 36,9 млн. штук, а рост объема продаж составит 30%. После европейского рынка наиболее привлекательным является рынок США, где, по прогнозам, в 2005 году будет продано 32,9 млн. ЖК-мониторов, а рост объема продаж составит 45,58%.
Рис. 2. Динамика развития рынка ЖК-мониторов по регионам
ЖК-панели против плазмы
омимо того что ЖК-технологии интенсивно вытесняют с массового рынка ЭЛТ-мониторы, они начинают довольно энергично вторгаться в сегмент мониторов с большим размером экрана (более 30 дюймов), где до этого безраздельно господствовали плазменные панели.
Здесь стоит сделать небольшое отступление от статистических выкладок и вспомнить о том, что когда-то считалось, что размеры ЖК-панелей имеют свой физический предел в 20 дюймов. В настоящее время этот предел успешно преодолен, однако последствия этого неверного прогноза существенно повлияли на формирование рынка. Дело в том, что многие крупные компании допустили в свое время стратегическую ошибку, сделав ставку только на плазменные технологии и вложив крупные средства (в том числе и правительственные займы) в строительство заводов по их производству. В настоящее время стало совершенно очевидно, что никаких физических ограничений на размер ЖК-панели не существует и именно за ЖК-технологиями будущее в сегменте мониторов с большим экраном. Плазменные панели так и не стали (а теперь уже и не станут) массовым продуктом. Казалось бы, что мешает отказаться от их производства и полностью перейти на выпуск ЖК-панелей, куда более привлекательных по цене и востребованных на рынке? Но не стоит забывать, что многие крупные компании (например, NEC, Pioneer, Panasonic) обременены производством собственных плазменных панелей и в их интересах тормозить развитие рынка ЖК-панелей (рис. 3).
Рис. 3. Деление рынка больших ЖК-экранов и плазменных панелей
Конечно, изменить ситуацию не под силу даже этим компаниям, а потому ожидается, что в 2005 году наступит переломный момент, когда рост объема продаж плазменных панелей прекратится и начнется его постепенный спад, а к 2008 году доля плазменных панелей снизится до 29%, в то время как доля ЖК-панелей увеличится до 71% (рис. 4).
Рис. 4. Тенденция изменения рынка больших ЖК-панелей и плазменных панелей
Цены на большие ЖК-панели и плазменные PDP-панели в 2005 году продолжат снижение. Причем если сравнивать 32-дюймовые ЖК- и PDP-панели, то цены на ЖК-панели окажутся ниже (аналогичное ценовое преимущество наблюдалось и в 2004 году). Однако плазменные панели с размером диагонали 42 дюйма все еще сохраняют ценовую привлекательность в сравнении с ЖК-панелями того же размера (рис. 5).
Рис. 5. Динамика изменения цен на ЖК-панели и плазменные PDP-панели
Если же сравнивать ЖК- и PDP-панели по их характеристикам, то в силу принципиально различных технологий у каждой из них имеются как свои преимущества, так и недостатки (см. таблицу).
Преимущества плазменной и ЖК-технологий
К преимуществам плазменных панелей относят большие размеры экрана, такие же как у ЭЛТ-мониторов, и углы обзора, высокое качество цветопередачи, отсутствие инертности переключения отдельного пиксела. В то же время ЖК-панели превосходят DPD-панели по таким характеристикам, как яркость, контраст, разрешение и энергопотребление.
В статье использованы аналитические материалы, предоставленные корпорацией Sony.
Мы продолжаем серию новогодних материалов, посвященных подведению итогов 2003 года в области появления новых компьютерных продуктов и комплектующих. Рассмотрим наиболее интересные мониторы и дисплеи, представленные в уходящем году.
Мы продолжаем серию новогодних материалов, посвященных подведению итогов 2003 года в области появления новых компьютерных продуктов и комплектующих. Рассмотрим наиболее интересные мониторы и дисплеи, представленные в уходящем году.
Первой ласточкой стала 17-дюймовая модель BenQ FP767, представленная в России в аккурат перед новогодними праздниками. Монитор обеспечивает высокую яркость (260 нит) и приличную контрастность (500:1), но главное его достоинство — время отклика: всего 16 мс (fall+rise). Вкупе с невысокой ценой (можно купить в розницу за 450–500 долларов) всё это делает FP767 чрезвычайно привлекательным выбором.
Модель с 16 мс временем отклика, но 15-дюймовую и со стандартными прочими характеристиками чуть позже выпустила японская I-O Data — LCD-A152V/BK. Как обычно для этой компании, модель имеет черный и белый варианты корпуса. Особенность — небольшая ширина рамки вокруг экрана.
I-O Data LCD-A152V/BK.
Viewsonic в православное рождество анонсировала две модели «умных дисплеев» (первые продукты в рамках инициативы Microsoft Windows Powered Smart Displays) airpanel V110 и V150, первая — 10-дюймовая, вторая 15-дюймовая. Они представляют из себя планшеты с сенсорным экраном, которые помимо автономной работы (400 МГц процессор, 32/64 Мбайт ROM/RAM, 802.11b) способны функционировать как обычные мониторы для ПК.
Viewsonic Airpanel V110.
Viewsonic Airpanel V150.
Ближе к концу января компания LaCie начала поставки в Россию своих ЭЛТ-детищ LaCie electron19blue IV и LaCie electron22blue IV, обновлений моделей с теми же названиями, но с латинскими цифрами III в конце. Как понятно из названия, модели имеют диагонали 22 и 19 см. Эти дизайнерские дисплеи с плоским экраном (а профессиональное применение — удел всех ЭЛТ в недалеком будущем) могут похвалиться отличной цветопередачей и частотами развертки при высоких разрешениях (максимум — 1920x1440@73 для первого и 2048x1536@85Гц для второго). Примененная технология Natural Flat Aperture Grille позволила свести к минимуму геометрические искажения. В комплекте — короб для защиты от бликов и яркого освещения. Цена 19-дюймовой модели — около 500 долларов, 22-дюймовой — около 1000 долларов.
LaCie Electron22blue IV.
LaCie electron19blue IV.
Чуть позже Apple выпустила 20-дюймовую версию широкоформатного ЖК-монитора Apple Cinema Display, которая «вклинилась» между имевшимися ранее 17- и 22-дюймовой моделями. Монитор имеет тот же дизайн — прозрачные ножки и скругленные углы. Соотношение сторон — 16:10, интерфейс — ADC. Изначальная цена производителя — 1300 долларов, в России редко встречается дешевле 1600.
Apple Cinema Display.
Apple Cinema Display.
Eizo ColorEdge CG18.
Eizo ColorEdge CG21.
В ходе расширения своей линейки офисных дисплеев компания Sony в числе прочих продуктов представила 19-дюймовый ЖК-монитор SDM-S91, который обеспечивает очень высокую контрастность (700:1) и имеет разрешение 1280х1024. Монитор по замыслу производителя должен помочь комфортности работы с приложениями, требующими отображения больших объемов информации. Цена — 800 долларов.
GreenWood выпустила стильный 15-дюймовый ЖК-монитор LC520FT, в котором впервые для компании была использована функция коррекции уровня (аналогового) видеосигнала. Этот уровень варьируется от карте к карте, что, теоретически, может привести к искажениям цветопередачи. Функция AutoGain устраняет эти искажения. Цена — 500 долларов.
BenQ обновила модельный ряд 15-дюймовых ЖК-мониторов, использовав в них матрицу с 16-мс временем отклика. Было выпущено три модели, адресованные любителям игр и динамичных DVD-фильмов: FP557s, FP567s и FP581s.
Sanyo Electric и Eastman Kodak объединили усилия и к началу весны начали производство цветных дисплеев на органических светодиодах (OLED) — 2,2-дюймовых матриц для камер Kodak. Потребляя на 20 процентов меньше энергии по сравнению с обычными дисплеями, OLED-дисплеи обеспечивают лучшую яркость и насыщенность цветов. Первой камерой с новой матрицей стала Kodak LS633.
В конце февраля IBM напомнила о себе 20,1-дюймовым ЖК-монитором разряда high-end ThinkVision L200p — это первый монитор линейки IBM ThinkVision. Стоит он 1800 долларов, и могут захотеть его купить разве что организации, имеющие дело с CAD/CAM или сложными таблицами.
IBM ThinkVision L200p.
Достойные ЖК-мониторы для дизайна и верстки никогда не были в переизбытке. Вентоз ознаменовался очередной попыткой «пробить» консерватизм покупателей такого рода техники: освежившись славными весенними ветрами, французская фирма LaCie выпустила 20-дюймовую модель, для которой обещана «честная» цветопередача. Монитор способен работать в портретном режиме, в комплекте — ADC-DVI-адаптер и короб. Учитывая демократичную цену в 1740 евро (во Франции) при высоком качестве, продукт можно назвать весьма достойным.
К началу жерминаля направление ветра сменилось: отметилась NEC-Mitsubishi, также с профессиональным ЖК-монитором, но 19-дюймовым. Модель LCD1980SX имеет функцию автоподстройки яркости в зависимости от картинки на экране (AutoBright) и возможность аналогового подключения через кабель длиной до 100 м без использования репитеров (CableComp). По характеристикам похоже, что в мониторе работает та же матрица, что и в описанном выше Sony SDM-S91.
С приходом апреля Toshiba Matshushita Display Technology показала прототип 17-дюймового дисплея с разрешением 1024х768 точек, построенного по технологии (OLED). Напомним, что дисплеи, построенные по этой технологии, в отличие от ЖК-собратьев не требуют подсветки (матрица светится сама), что делает их меньшими по толщине, более легким и экономным в плане энергосбережения. Кроме того, у них ниже время отклика. Другая апрельская новость от этой компании (обе они относятся к Electronic Display Forum в Токио): продемонстрирован прототип ЖК-монитора, матрица которого, основанная на тонкопленочных транзисторах, содержит в пикселах фотодиоды. Дисплей таким образом работает «в две стороны», то есть может выполнять функцию сканера.
Продемонстрированный прототип имеет разрешение 320х240, а разрешение сканера — 960х240 точек. Сканер пока работает в градациях серого, но сделать его и цветным входит в планы разработчиков.
Прототип ЖК-монитора, матрица которого,
основанная на тонкопленочных транзисторах,
содержит в пикселах фотодиоды.
В середине апреля вышел профессиональный (CAD/CAM) 22-дюймовый ЭЛТ-монитор Iiyama MA203D на основе трубки Mitsubishi Diamondtron NF. Его максимальное разрешение — 1920х1440@72, рекомендуемое — 1280х1024@85. Гигант имеет два аналоговых входа D-Sub и стоит порядка 700 долларов.
Eizo выпустила 18,1-дюймовый ЖК-монитор FlexScan L695 на новом ASIC собственного производства, в котором добавилась возможность отображения картинки в картинке и портретный режим. Функция ActiveRotation аппаратно, без программной поддержки поворачивает картинку для портретного режима. ActiveShot позволяет выводить изображение с двух ПК одновременно («картинка в картинке» с возможностью выбора положения окна и его размера), причем для второго изображения можно выбрать какой-нибудь фрагмент экрана. Монитор поддерживает десятибитную гамма-коррекцию, стабилизацию яркости.
Eizo FlexScan L695.
На выставке DVD-Show Sony представила два плоских телевизора, объединив их в серию M1. Первый — KE 50 MR1 — плазменный с диагональю 50 дюймов, второй — KLV 30 MR1 — 30-дюймовый жидкокристаллический. Их отличительная особенность — примененный комплекс интегральных схем обработки MR (что расшифровывается как Medai Reality), улучшающий качество изображения. Цены, разумеется, осилит не каждый: 50-дюймовую модель можно приобрести за 10800 долларов, а 30-дюймовую — за 5300.
SONY KLV 30 MR1.
В начале июня LGE порадовала новой серией мониторов, в которую вошли три модели: Flatron L1520B, L1720B и L2320A (двузначная цифра после «L» — диагональ в дюймах). Все они имеют одинаковый дизайн с металлической подставкой и приятным видом не только спереди, но и сзади. Дизайн был отмечен наградами на нескольких выставках. Наиболее интересна старшая 23-дюймовая модель с широким (16:9) экраном и разрешением 1920x1200. Монитор может показывать изображение из двух источников одновременно, в том числе, от двух ПК («картинка в картинке» или смежные изображения). В комплекте с ней идет небольшой блок («Media Station»), в который вынесены все входы и выходы (DVI, VGA, S-Video, A/V, HDTV и другие), а монитор к нему подключается через один-единственный кабель. подставка у всех мониторов может отделяться, например, для крепления к стене (совместимы с креплениями VESA). Приблизительная цена L2320A в России — 1835 долларов. 17-дюймовая модель стоит около $510, а L1520B на 100 долларов дешевле.
LGE Flatron L2320A.
Позже Planar Systems выпустила 21,3-дюймовый ЖК-монитор PX212M с подставкой QuadStand, позволяющей одновременно изменять наклон вправо-влево и вперед-назад, поворот и высоту. Разумеется, эта приятное свойство — не единственное, чем может похвастаться продукт. В мониторе работает чип Pixelworks ImageProcessor, который отвечает за функцию «картинка-в-картинке», интерполирует любое входное разрешение в родное 1600x1200. Кроме этого, ImageProcessor устраняет искажения входного видеосигнала: ведь монитор имеет вход S-Video, что позволяет напрямую подключать его к бытовой видеотехнике (к DVD-плейеру, например).
Planar Systems PX212M.
«Магические» комплекты Magic Touch Add-On Kit для превращения любого монитора в сенсорный представила на CeBIT компания KeyTec. Прозрачные панели могут быть закреплены на экране ноутбука, панельного или ЭЛТ-монитора, а специальный контроллер — подключен к последовательному или USB-порту, и — вуаля! — перед вами сенсорный дисплей. Вы можете управлять любыми приложениями вместо мыши при помощи входящего в комплект пера или просто пальцем.
Комплекты Magic Touch Add-On Kit.
Ближе к концу июня ADI открыла монитором MicroScan i500 новую линейку ЖК-дисплеев. Интересна конструкция ножки с подъемником, однако самое примечательное — модульность. Базовый комплект может быть дополнен колонками, ТВ-тюнером и интерфейсом для флэш-карт, позволяющим напрямую просматривать фотографии на экране. В настоящее время средняя цена этого монитора в России немногим выше 400 долларов.
ADI MicroScan i500.
В сентябре Sony выпустила два ЖК-монитора, позиционирующихся как выбор для игроманов и любителей видео. Модели SDM-HX93 и SDM-HX73 имеют диагонали, соответственно, 19 и 17 дюймов и низкое время отклика — 16 мс. Технология ErgoBright автоматически регулирует яркость в соответствии с освещенностью помещения. SDM-HX93 к тому же имеет высокий показатель контрастности — 800:1, правда, разрешение у него такое же, как и у 17-дюймового брата — 1280x1024 пикселов. Оба монитора имеют встроенную систему объемного звука SRS WOW (2x3 Вт). В Москве SDM-HX93 можно купить за 970 долларов, SDM-HX73 — за 700.
Месяцем позже Dell выпустила устройство W1700 17" LCD TV с широким (16:9) экраном, сочетающее в себе возможности телевизора и компьютерного ЖК-монитора. Поддерживаются разнообразные входы — от VGA до компонентного видео. В монитор встроены мощные динамики (2х5 Вт).
Тогда же, в октябре, LGE объявила о создании прототипа плазменного дисплея с самой большой в мире диагональю — 76 дюймов (причем, предыдущий лидер также был детищем LG; представленный в июле, он имел диагональ 71 дюйм, а в затылок ему дышал 70-дюймовый монитор от непримиримого конкурента — Samsung). Самый большой из коммерчески доступных на данный момент плазменных дисплеев LG — 60-дюймовый MU-60PZ12VB.
Плазменный дисплей с самой большой в мире диагональю — 76 дюймов.
В Россию стали поступать интересные ЖК-дисплеи компании LiteMax — LD 1511. Эти чувствительные в о всех смыслах мониторы впервые были продемонстрированы на CeBIT 2003. Помимо сенсорного экрана модель LD 1511 подстраивает яркость в соответствии с внешней засветкой, но даже не это самое важное: монитор способен обеспечить беспрецедентно высокую яркость — до 1700 кд/кв.м — благодаря фиче, называемой VHB-подсветкой (Very High Brightness).
В конце ноября Samsung сообщила о разработке самой большой в мире ЖК-панели для HD-телевизоров: её диагональ составляет 57 дюймов. Характеристики по сравнению с предыдущей 54-дюймовой панелью улучшились: в частности, контрастность возросла 800:1 до 1000:1.
Самая большая в мире ЖК-панель от Samsung для HD-телевизоров.
ICP Electronics в начале декабря выпустила 15-дюймовый стоечный ЖК-монитор, монтируемый в стандартный отсек высотой 1U. Для работы RLM-150 выдвигается из стойки и устанавливается под необходимым углом. Мониторы имеют металлический виброустойчивый противоударный корпус. Опционно можно приобрести модель с сенсорным экраном.
Листаем подшивку старых компьютерных прайсов, вспоминаем железо и цены на него из начала и середины нулевых годов. Вспоминаем маленькие, уютные, компьютерные магазины, не выдержавшие конкуренции с сетевыми гигантами.
Недорогие RTX 3060 - крипта растет, а видяхи дешевеют
MSI RTX 3070 сливают дешевле любой другой, это за копейки
Этот материал написан посетителем сайта, и за него начислено вознаграждение.
В этом выпуске будет 2003 год. Количество прайсов небольшое, после неудачного апгрейда в 2002 году я стал реже заходить в компьютерные магазины: банально не было денег.
"Мир компьютеров" за 7 марта 2003 года. Пока ничего примечательного по сравнению с 2002 годом, кроме чудовищно дорогого Pentium 4, но к концу 2003 года ассортимент и цены изменятся сильно.
"Мир компьютеров" за 18 августа 2003 года. Pentium 4 уже чуть дешевле, в продаже появляется очень удачный в плане цена/производительность Athlon XP 2500+ на ядре Barton.
Рынок заполняют видеокарты с поддержкой шейдеров. ATI RADEON 9600 PRO станет одной из самых распространенных видеокарт среднего уровня.
Пишущий DVD привод, мечта тех лет, стоит баснословно дорого.
"Мир компьютеров" за 30 декабря 2003 года. Сокет 370 почти сошел со сцены, Атлоны XP очень недороги и производительны.
Обратите внимание, как дорого по сравнению с Атлонами стоили крайне неудачные Celeron под 478 сокет.
Кулеров с теплотрубками еще нет, но Thermaltake удается продавать алюминевый Volcano 9 за 600 руб. 48 децибел при 4800 оборотах.
Грамотный овер брал медный).
реклама
За 2003 год произошли серьезные перемены, рынок захватили недорогие и мощные Атлоны, цены снижаются, видеокарты теперь обязаны иметь поддержку шейдеров.
В 2003 они еще особо не нужны, но в 2004 будет лавина игр нового поколения: FAR CRY, HALF-LIFE 2 и The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay.
Средний игровой компьютер из 2003 года вполне готов к этим хитам.
На этом завершаю выпуск, следующим будет уже 2004 год. До новых встреч!
Этот материал написан посетителем сайта, и за него начислено вознаграждение.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или telegram-канал @overclockers_news - это удобные способы следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
За последние полвека монитор стал неотъемлемой составляющей компьютерной системы, ключевым инструментом взаимодействия между машиной и пользователем. В последнее время наша команда плотно занималась исследованием этой ниши аппаратного рынка – как для ее возможного освоения, так и для продуманного технического оснащения сотрудников. В частности, нас интересовало, в каком направлении и какими темпами развивалась технология изображения, какова динамика рынка и что востребовано у различных групп пользователей – прежде всего, той, с которой мы на данный момент активно работаем, разработчиками ПО. Под катом приводим ту небольшую сводку, которую составили для себя в ходе анализа доступных материалов и статистики.
Эволюция разрешений в действии
Начинать разговор о типах выводящих устройств для визуализации данных можно издалека – хоть с ЭВМ, оснащенных кинескопом. Однако за точку отсчета в современной истории мониторов обычно принимают семидесятые-восьмидесятые годы – период, когда в сфере аппаратных решений произошло сразу несколько ключевых событий. На этом этапе «рабочая станция» программиста приняла привычный для нас вид: терминалы с удаленным доступом к общей ЭВМ сменились персональными компьютерами. Трансформировалась и технология генерации изображения – с появлением видеоадаптеров (первый из которых, Monochrome Display Adapter, был разработан IBM в 1981 году) нагрузка на процессор и оперативную память снизилась, что позволило отдавать больше ресурса графике без ущерба для системы.
Разрешение экранов с MDA составляло 720×350, и работали они с весьма узким диапазоном данных – черно-белыми текстовыми символами. В том же году вышел Color Graphics Adapter, который предлагал ряд дополнительных преимуществ: графический режим наряду с текстовым, поддержку шестнадцати цветов и возможность работать в нескольких разрешениях в зависимости от потребностей в цветопередаче (максимальное разрешение, 640х200, было доступно при работе в текстовом режиме с отображением двух цветов). После паузы в пару лет за ними последовал усовершенствованный Enhanced Graphics Adapter с расширенной палитрой (шестьдесят четыре цвета) и разрешением 640×350 пикселей.
Итогом этой серии разработок IBM и важной вехой в истории мониторов стало создание графического адаптера Video Graphics Array в 1987 году. Это был технологический скачок сразу в нескольких отношениях. Цветопередача стала намного точнее и детальнее за счет того, что число поддерживаемых цветов возросло сразу на несколько порядков (всего 262144 оттенка, из которых при построении конкретного изображения могло применяться шестнадцать). Изображение вытянулось по вертикали – было введено новое разрешение, 640х480 пикселей. Соотношение сторон 4:3 оказалось оптимальным для восприятия и впоследствии долгое время считалось вариантом по умолчанию. В общей сложности VGA работал с десятью вариантами разрешений, что позволяло пользователям подгонять число цветов и размер картинки под свои предпочтения и возможности монитора. Наконец, в новой модели стал использоваться аналоговый интерфейс связи между адаптером и монитором – задел на будущее улучшение цветопередачи. Все это в совокупности сделало VGA рыночным стандартом на годы вперед.
IBM PS/2 Model 50 — первая модель ЭВМ, где использовался VGA
Разумеется, это ничуть не замедлило конец развитию технологии. В конце восьмидесятых – первой половине девяностых вышло еще несколько улучшенных версий адаптера, известных под общим названием Super Video Graphics Array, которые постепенно наращивали объемы видеопамяти, диапазон цветов (до 16,7 миллионов) и размеры картинки. На рубеже десятилетий появилось знаменитое разрешение 800×600, рекорд (но не популярность) которого вскоре побила модель с разрешением 1024×768. По тем данным, которые аналитикам удалось вынести из прошедшей эпохи, до двухтысячных люди преимущественно имели дело с экранами на 800×600, 1024×768 и 640×480 пикселей – не случайно именно эти три разрешения обычно поддерживались популярными играми. Как нетрудно подсчитать, невзирая на рост величин соотношение 4:3 оставалось неизменным.
Между тем, в мире мониторов назревала революция. В течение продолжительного периода электронно-лучевая трубка считалась наиболее практичным и эффективным путем генерации изображения на персональных компьютерах. Альтернативный метод отображения данных при помощи жидких кристаллов был известен еще с шестидесятых-семидесятых годов, однако попытки применять технологию на крупных экранах выявили массу проблем, вызванных нестабильностью прослойки. До поры до времени уделом жидкокристаллических дисплеев оставались калькуляторы, часы и смутная надежда показать себя в той нише рынка, где ЭЛТ-мониторам места не было – на портативных компьютерах.
Toshiba T1100 1985 года, одна из ранних моделей портативных компьютеров, оснащена ЖК-экраном
Так оно, в конце концов, и вышло. К середине девяностых основные недостатки ЖК-дисплеев в ноутбуках были устранены: контрастность выровнялась, цвета появились, а потребность в дополнительном освещении была компенсирована за счет встроенной подсветки. Когда же технология начала применяться на мониторах для стационарных компьютеров, стало очевидно, что при сравнимом качестве изображения, она дает много приятных бонусов – легкость, компактность, низкий расход энергии. ЭЛТ-экраны удерживались на плаву еще достаточно долго, но уже к 2003 году баланс окончательно сместился в пользу плоских мониторов. Вместе с габаритной аппаратурой постепенно ушла одна важная историческая особенность – возможность настраивать разрешение на мониторе с приемлемыми потерями в качестве графики. ЖК-экраны были рассчитаны на работу строго в том разрешении, под которое производились.
Итак, толщина среднестатистического монитора резко сократилась, остальные же измерения стабильно продолжали расти. Чтобы оценить и прочувствовать темпы этого прогресса, достаточно взглянуть на картинку ниже. Этой инсталляцией (правая часть) художник Арам Бартолл лаконично демонстрирует, как менялись размеры экранов на протяжении пятнадцати лет. Достаточно сказать, что три четверти этой стопки относятся именно к двадцать первому веку. Произведение датируется 2013 годом, так что следует также учитывать, что в своем актуальном виде оно бы пополнилось еще рядом элементов, включая бумажные дисплеи на 3840×2160 и 7680×4320 пикселей.
Наконец, помимо непрерывного масштабирования за последнее десятилетие произошел еще один достойный упоминания сдвиг – переосмысление классического соотношения сторон – 4:3. Отклонения от этого стандарта, разумеется, случались и раньше, особенно когда настала пора бурного развития ноутбуков, но до середины двухтысячных они не носили системного характера. Триггером для радикальной перемены году стало стремление привести телеэкраны и компьютерные дисплеи к единому стандарту – возможно, отчасти по причине того, что пользовательский опыт стал в большей степени вращаться вокруг видеоконтента. Как ни забавно, здесь эволюция описала полный круг: ведь история мониторов фактически начиналась с телевизионных экранов. Так или иначе, начиная с 2008 года звание стандарта перешло от пропорции в 4:3 сперва к 16:10, а затем и к 16:9.
Совершив этот небольшой экскурс в историю, вернемся к вопросу, который интересовал нас в первую очередь: как реагируют на все это многообразие возможностей пользователи ПК? Если говорить об общей массе – достаточно сдержанно и осмотрительно. Несмотря на непрекращающуюся борьбу за каждую новую сотню пикселей на экране, процесс перехода основной аудитории на новые, более просторные мониторы всегда разворачивался неторопливо. Как уже упоминалось, несмотря на то, что формально рубеж в первую тысячу пикселей был преодолен еще в конце восьмидесятых, разрешение 800×600 оставалось лидером без намека на конкуренцию чуть ли не все последующее десятилетие (насколько мы можем судить по обрывочной статистике тех лет). По данным W3Schools, еще в 2000 году ему принадлежала доля рынка в 56% — по сегодняшним меркам, цифра фантастическая – и только к 2003 первенство наконец перешло к разрешению 1024×768.
Ускоряющиеся темпы развития графики никак не влияют на интерес пользователей к новинкам – тенденция к постепенному наращиванию популярности сохраняется и по сей день. С началом эпохи ЖК-экранов разрешения становятся фиксированными — вероятно, это тоже сыграло свою роль, пресекая возможность экспериментировать с разной плотностью на старых мониторах. Если обратиться к свежей статистике 2019 года, можно убедиться, что в мировом масштабе разрешение 1366×768 по-прежнему остается самым востребованным несмотря на обилие более высокопиксельных вариантов. Примечательно, что вершины оно достигло в 2013 году, после разгона в шесть лет, и удерживалось там стабильно. Одним словом, все изученные нами данные за последние три десятка лет указывают на низкую мобильность рынка.
Статистика популярности разрешений экранов по миру за последний год
О причинах такого положения дел догадаться несложно. Во-первых, повышение качества изображения – это существенный бонус, но для среднего пользователя едва ли достаточный, чтобы спровоцировать его на немедленную замену техники, особенно в период, когда она все еще остается в ценовой категории ульстрасовременного эксклюзива. Широкая популярность приходит к новым дисплеям по большей части тогда, когда они перестают быть новыми и начинают сдвигаться в сторону рыночного стандарта.
Вместе с тем, развитие пользовательских предпочтений нельзя назвать линейно-поступательным неторопливым движением от меньших величин к большим. По мере того, как диапазон разрешений растет, люди все сильнее начинают рассеиваться между доступными опциями. На графиках Statcounter видно, что даже абсолютные лидеры в последнее время не завоевывают более трети общей аудитории, а в тройке самых популярных вариантов укоренилось «Другое», объединяющее целую россыпь разнообразных разрешений. Тот факт, что более половины работающих на компьютерах, довольствуются сильно устаревшими дисплеями, представляется нам любопытным. Возможно, к текущему моменту качество изображения минуло некоторый рубеж – стандарт стал настолько высок, что для среднестатистического человека, не слишком плотно работающего с визуальным контентом, приемлемы даже те разрешения, которые до него не дотягивают.
Однако в составе общей массы выделяются отдельные группы, которые намного острее нуждаются в качественной графике и активнее используют новые технологические возможности. Это, прежде всего, графические дизайнеры, цифровые художники, геймеры (так, в сообществе Steam разрешение 1920×1080 заняло ведущую позицию уже в 2017 году). И здесь возникает логичный вопрос: относятся ли к этой части аудитории разработчики?
Обзор интернет-источников показал, что определенного, основанного на количественных данных ответа на этот вопрос пока нет – массовых опросов среди данной группы пользователей до сих пор не проводилось. Тем не менее, нельзя сказать, что сообщество относится к проблеме равнодушно: разрозненных, субъективных изложений личного опыта в Сети более чем достаточно, от споров на форумах до рекомендаций блогеров и интернет-изданий. Разумеется, в совокупности все это создает пёструю и противоречивую картину предпочтений.
Если попытаться вывести из полифонии этого коллективного осмысления общее зерно, вырисовывается следующее. Деятельность разработчика в первую очередь связана с обработкой данных в текстовом формате, графический контент – более периферийная область. Текстовые данные при работе с кодом отличаются высокой плотностью, что требует сильной зрительной концентрации и создает нагрузку на глаза. Кроме того, большое значение имеет просторная и хорошо упорядоченная рабочая область – программисты высоко ценят возможность иметь перед глазами не только нужный фрагмент кода, но и сопутствующие материалы, источники и программы.
Из этих исходных положений можно с многочисленными оговорками сделать несколько выводов:
- Так как высокое разрешение обеспечивает более четкое, комфортное для глаза изображение теоретически разработчикам следовало бы стремиться к максимально возможному числу пикселей.
- Вместе с тем, эффект от отличного качества картинки может быть полностью нивелирован слишком высокой плотностью. Многие отмечают, что высокое разрешение при небольшом размере экрана дает массу неприятных побочных эффектов – от ряби в глазах до головной боли.
- По идее, программисты должны делать выбор в пользу больших экранов – и для поддержания разумной плотности, и для расширения рабочей области. Однако здесь нужно учитывать и другой момент: большой популярностью в последние годы пользуется конфигурация с двумя мониторами. Некоторые считают современные мониторы 4К достойной альтернативой, но у такой замены хватает и противников, которые предпочитают более четкую границу между зонами кода и не-кода и меньший диапазон движения взгляда по вертикали.
- Наконец, всё, что говорилось выше о склонности пользователей к компромиссам, когда встает вопрос о выборе между качеством изображения, производительностью и ценой, в немалой мере относится и к разработчикам. При всех потенциальных преимуществах, которые дают высококлассные экраны, большинство будет ориентироваться не на идеальное, а на приемлемое. Второстепенная роль графики означает, что вкладываться средний программист будет, прежде всего, все-таки в мощность машины.
- В некоторой степени предыдущий фактор, вероятно, сглаживается за счет того, что программисты, в целом, более осведомлены о технологических новинках и предъявляют более высокие требования к своим компьютерам, как к основному рабочему инструменту.
Но эти ментальные построения, конечно, требовали проверки реальной выборкой, пусть и в ограниченном объеме. Первым шагом стал опрос, который мы провели среди разработчиков компании. Локальная статистика, в целом, подтвердила наши выводы: в то время как в мире простых смертных все еще господствует 1366×768, постепенно сдавая позиции под натиском 1920×1080, для разработчиков это давно пройденный этап: основная конкуренция разворачивается между более современными форматами. Итоги первой валидации нас вдохновили и теперь команда аналитиков настроена проверить результат на более обширной аудитории. Просим хабровчан внести вклад в нашу статистику – позже мы обязательно отчитаемся о результатах.
Родившимся на рубеже тысячелетий невообразимо повезло: они собственными глазами смогли пронаблюдать стремительное развитие технического прогресса. Многие привычные вещи тем временем успели за какую-то пару десятков лет кануть в Лету. Например, домашние телефоны или «толстые» ЭЛТ-мониторы. «А что, если переход на ЖК-технологию был огромной ошибкой?», — спрашивают авторитетные эксперты из Digital Foundry, технического подразделения Eurogamer.
Технические специалисты решили поделиться с миром шокирующим открытием: оказывается, ЭЛТ-мониторы, вытесненные с рынка ЖК-панелями, в 2019 году могут приятно удивить. И под «приятно удивить» имеется в виду «дать фору любому 4К-дисплею с IPS-матрицей».
Аналитик издания пришёл к таким выводам, когда поиграл в Control на Sony GDM-FW900 — ЭЛТ-мониторе 2003 года выпуска. Эксперт оказался шокирован тем, насколько более плавное, чистое и мягкое изображение выдаёт этот «старичок» по сравнению с современными 4К-решениями.
Дело в том, что старые мониторы поддерживают невероятно высокую частоту обновления. К примеру, Sony GDM-FW900 спокойно работает на 160 Гц. Старые PC не могли выдать такую производительность в играх, чтобы полностью раскрыть потенциал высоких частот. Современные могут, и даже больше: кажется, только сейчас технологии дошли до такого уровня, который раскрывает способности ЭЛТ-экранов на полную мощность.
Монитору FW900 не нужны высокие разрешения (его максимум — 2304x1440), чтобы показывать крутую картинку. Эксперт играл в разрешении 1024x768, что соответствует стандарту 720p. Но, по его заявлениям, Control в таком виде на FW900 выглядит гораздо лучше, чем на ЖК-дисплее в разрешении 4К. Частота обновления позволяет держать показатель fps на отметке в 120, а отсутствие эффекта motion blur, привычного каждому владельцу ЖК-экрана, делает с игрой просто невообразимые вещи.
Специалисты Digital Foundry пообещали в будущем выпустить отдельное видео, посвящённое разбору экшена Control на ЭЛТ-мониторе Sony GDM-FW900, а пока дело ограничилось лишь восторженными восклицаниями.
Читайте также: