Как смотреть 3d на мониторе 144 гц
Всем привет.
Хочу поделится инфо по очкам 3D Vision.
Юзаю сей дивайс уже с декабря в cвязке с GTX295 и 19" ЭЛТ монитором.
Как оказалось, технологии со времен РЕВЕЛАТОРа (ELSA 3D REVELATOR) ушли не очень далеко, но качественно стало куда лучше.
Всем кого инетересует данная темя сразу хочу сказать, после обновления ForceWare до 196 версии - технология работает не только с практически любым ЭЛТ, но и практически любым ТФТ (у которых есть VGA разъем), а не только с 2мя 120Гц спец моделями: самсунга и вьювсоника :-)
Эта инфо не очень то афишируется самой nVidia, но возможно вынужденный шаг для пополяризации технологии для широкого круга пользователей.
А кроме того, теперь 3D Vision работает так же в Quad SLI. Я подключал 2карты GTX 295 - все отлично и быстро(!) работало в FULL HD 3D.
На деле оказалось, что очки работают с любой частотой, больше 60Гц, а не как было заявлено ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО 120 ГЦ.
Т.е. Если монитор подключен по аналогу (D-SUB) и держит хотя бы 75 Гц - очки будут работать.
Другое дело, что играть с такой частотой весьма некомфортно. Ощущения дискомфорта пропадает после 100ГЦ. При 120 - оптимально, а при 140-160 - вообще нет ни мерцаний, заметных глазу, ни дискомфортных ощущений после 3-4 часов беспрерывной игры.
Надеюсь, моя информация будет полезной многим, кто хочет приобщится к новомодной фиче, без капитальных вложений.
Слишком высокая ценовая планка для вхождения в 3D, специальный монитор, очки, топовая видеокарта (две). Да, для кого 1000$ не деньги - не вопрос, но я пока подожду ;)а не только с 2мя 120Гц спец моделями
.
больше 60Гц, а не как было заявлено ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО 120 ГЦ.
Т.е. Если монитор подключен по аналогу (D-SUB) и держит хотя бы 75 Гц - очки будут работать.
Другое дело, что играть с такой частотой весьма некомфортно. Ощущения дискомфорта пропадает после 100ГЦ. При 120 - оптимально, а при 140-160 - вообще нет ни мерцаний, заметных глазу, ни дискомфортных ощущений после 3-4 часов беспрерывной игры.
В этом все и дело, 30Гц на глаз, тем более на ЭЛТ, это ужас, а многие ЖК мониторы не могут обрабатывать сигнал более 60Гц. Отсюда и такие требования к частоте. Слишком высокая ценовая планка для вхождения в 3D, специальный монитор, очки, топовая видеокарта (две). Да, для кого 1000$ не деньги - не вопрос, но я пока подожду ;)Мне ВСЕ обошлось в 250 долл :-) + пиво другу, который к НГ очки из США привез :-)
Видяха - согласен - нужна быстрая - но тот же DARK VOID на UNREAL 3 движке весьма неприхотлив, AVATAR тоже - т.к. он кросплатформенник.
да и ЭЛТ Б/У вполне можно недорого купить. У многих такие просто в шкафах еще пылятся.
P/S/
После фильма Аватар в I-MAX, играть в 3D игры не в 3D стало неинетресно
Добавлено через 7 минут
В этом все и дело, 30Гц на глаз, тем более на ЭЛТ, это ужас, а многие ЖК мониторы не могут обрабатывать сигнал более 60Гц. Отсюда и такие требования к частоте.Не согласен. Мерцание ЭЛТ монитора 60ГЦ мы отлично различаем. В ноутбуках матрицы тоже 60Гц - но мерцания на практике не заметно. Интертные потому что.
В очках тоже матрицы - только почти прозрачные в неактивном состоянии.
Из собственного опыта - при 85 Гц я играл в АВАТАР в 3D - мерцания заметны, но это совсем не одно и тоже, что мерцания ЭЛТ трубки. По 42,5 Гц на глаз, раздражает не больше, чем смотреть обычный 50 Гц ЭЛТ телек :-)
Не согласен. Мерцание ЭЛТ монитора 60ГЦ мы отлично различаем. В ноутбуках матрицы тоже 60Гц - но мерцания на практике не заметно. С чем вы не согласны? :) Что на ЭЛТ 60гц ужас? Или что на ЖК 60гц в 3Д ужас? И у многих эти 3D мониторы уже есть? Ну вот когда количество предложений 3D мониторов превысит обычные, и когда они будут стоить столько же, или ненамного больше, чем обычные, тогда может моим следующим монитором и будт 3D. А так пока мой полностью устраивает и менять специально для 3D не буду.Во вторых, мне и так приходиться работать в обычных диоптрийиных очках, и как на них навесить еще одни я пока не очень представляю ;) Очки в кинотеатре отлично сидят на обычных очках, душки очень широкие и места много. :) Я думаю 3Д маловероятно что даже в этом 10-ти летии приживется так, как на сегодняшний день хотя бы Blu-Ray. С чем вы не согласны? :) Что на ЭЛТ 60гц ужас? Или что на ЖК 60гц в 3Д ужас?
Не согласен, что многие ЖК матрицы только 60Гц держат. У ноутбуков - может быть. Но стационарные, какраз таки наоборот, большинство держат 85, а то и 100Гц. Потому и привел ниже пример с Дарк Воидом и 85ГЦ работой очков. Дело в том, что я сомневался, поддерживает мой монитор 1920х1080 частоту больше, чем 85Гц - вот и выставил такую вначале. Потом уже утилитами правил и добился 100Гц при Full HD.
Добавлено через 2 минуты
И у многих эти 3D мониторы уже есть? Ну вот когда количество предложений 3D мониторов превысит обычные, и когда они будут стоить столько же, или ненамного больше, чем обычные, тогда может моим следующим монитором и будт 3D. А так пока мой полностью устраивает и менять специально для 3D не буду.Во вторых, мне и так приходиться работать в обычных диоптрийиных очках, и как на них навесить еще одни я пока не очень представляю ;) А и не нужен 3Dмонитор :-) Нужен такой, что б матрица его работала хотя бы 100Гц и сигнал такой он понимал.
А что касается спец мониторов, которые 120Гц в FULL HD держат - то стоят они не намного дороже - всего то 100 долл разницы. Другое дело, что доступны они не многим. Очки в кинотеатре отлично сидят на обычных очках, душки очень широкие и места много. :) Я думаю 3Д маловероятно что даже в этом 10-ти летии приживется так, как на сегодняшний день хотя бы Blu-Ray.
Через пару недель будет CEBIT. Я уверен, что все крупные игроки выставят 3D телеки и мониторы. Особенно корейцы - у одного только самсунга анонсированно 12 моделей. Делают в РФ - самая дорогая модель - 45тыс руб. Очки к ней 5 тыс руб. ПО моему не очень то много, как для старта.
PS3 с новой прошивкой будет 3D поддерживать. А это приставка нынешнего поколения, которой жить еще пару лет осталось.
И та же СОНИ продвигает BD 3D. В США уже в этом году 3D ТВ стартует, чемпионат мира по футболу тот же в 3D будет, уже есть SKY канал в 3D и т.д. и. т.п.
Мой прогноз более оптимистичный - через 3 года 50% контента будет 3D.
Добавлено через 4 минуты
и не добовляет при этом, что ". это для полного комфорта" :-)Я вчера весь вечера в Mass Effect 2 в 1920х1080@100Гц 3D прошпилился. Что 100, что 120 разницы почти никакой. чистый фан. :-) Если многим некомфортно использовать даже одни очки, то насколько комфортно использовать сразу две пары я думаю можно представить ;)
Не, до массовости еще далеко, лет пять наверно. Если многим некомфортно использовать даже одни очки, то насколько комфортно использовать сразу две пары я думаю можно представить ;)
Не, до массовости еще далеко, лет пять наверно.
Ну в очках по улице ходить не предлагается и тем более носить их все время, как обычные.
Хочешь посмотреть полуторачасовой фильм - одень очки и смотри 3D.
В частности nVidia - спроектированны так, что и на обычные небольшие очки их можно одеть и часок другой это не вызовет дискомфорта.
Но ведь появятся очки от Сони, Панасоник, Самсунга и десятки китайских аналогов, каких угодно форм :-)
Ведь 3D тв анонсировали все крупные игроки рынка.
на мой взгляд - все решит контент. Если будет больше таких фильмов как АВАТАР. Появятся BD 3D. Благодаря торрентам - сейчас доступно что угодно по цене абонплаты в интернет ;-)
На знаю, как в Москве, в Киеве - IMAX до середины марта нет мест на АВАТАР. И никого не смущает надеть очки.
С массовостью их выпуска и цена поползет вниз.
Игры - само сабой. Я уже 3ю игру со встроенным (в настройках) 3D вижу - Bioshok2.
Решения без очков - я уже даже видел. Просто вот это действительно пока очень дорогая технология. Но лиха беда - начало :-)
Не согласен, что многие ЖК матрицы только 60Гц держат. У ноутбуков - может быть. Но стационарные, какраз таки наоборот, большинство держат 85, а то и 100Гц. Не знаю как у современных, по почти все 5-ти летние не держат больше 60Гц, есть один HP у меня, при 75Гц уже начинает мылить и излишне чернить. Не знаю как у современных, по почти все 5-ти летние не держат больше 60Гц, есть один HP у меня, при 75Гц уже начинает мылить и излишне чернить. в 2005 я купил самсунг 710n - он держит 85 при 1024х768 - не мылит, все отлично. Завтра собираюсь проверить на HP 19" - держит 85 в 1280х1024.Интересный будет тест - отпишусь. К сожалению у меня только 20" при 1600х1200, на не родном разрешении не пробовал. К сожалению у меня только 20" при 1600х1200, на не родном разрешении не пробовал.
вчера без проблем запустил 3D на 19" Самсунг самом простом LCD мониторе, у которого из входов только D-SUB.
Он в 1280х1024 держит 85Гц. Никаких драйверов не ставил, 7е окна сказали - Самсунг токой то и установили 60 Гц в 1280х1024
Переключил в 85 и все сразу заработало. Ну естественно, это не 120 Гц и мерцания очков ощутимы. Но в AVATAR полчаса резался - нормально.
В Игре мерцания не так заметны, а вот если смотришь на что то, рядом с монитором, особенно на источник света - да, неприятно.
Очень волнует вопрос заработают ли в принципе и играбельна ли будет картинка на ЛСД телике 100Гц?
Есть реально юзавшие такую связку или те, у кого есть возможность подключить к компу ЛСД телик по HDMI и поглядеть "как оно"? Сначала лучше подключить телик к компу (как дополнительный монитор) и попытаться выставить частоту вертикальной развертки в 100 Гц. Скорее всего это не получится, потому что всякие внутренние увеличения частоты развертки не имеют ничего общего с шириной полосы пропускания входного сигнала.
Ясно. на счет частоты развертки ТВ в качестве монитора - очень ценное замечание! Обязательно проверю частоту после подключения.
Но все же в случае, если мой ТВ будет и в качестве ПК монитора держать свои 100Гц каков эффект? Мерцание заметно в динамике? А в статике?
Ясно. на счет частоты развертки ТВ в качестве монитора - очень ценное замечание! Обязательно проверю частоту после подключения.
Но все же в случае, если мой ТВ будет и в качестве ПК монитора держать свои 100Гц каков эффект? Мерцание заметно в динамике? А в статике?
На мониках с разверткой 120 Гц мерцаний не ощущал. Хотя придирчивый глаз наверное что-то увидит. На 100 Гц думаю тоже особых мерцаний не должно быть видно. Разве что с включенными лампами дневного света могут появиться мерцания. выключаешь их и все.Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2021, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Приветствую на канале Личный опыт (PRO) . В этой статье разберемся, почему монитор в 144 Гц это очень хорошо.
Для начала я думаю стоит разобраться, о чем вообще идет речь. Монитор выводит изображение с компьютера, это я думаю все знают. Изображение обновляется несколько раз в секунду, как правило, это 60 раз. Это называется частота обновления . Измеряется она в герцах (Гц).
Для большинства мониторов эта частота равна 60 Гц, но есть более продвинутые модели, где значение может равняться 120, 144 и даже 240 Гц. Так для чего же она нужна?
Прежде всего для любителей поиграть в игры, особенно динамичные. Не важно это гонки или "шутеры", чем выше частота, тем больше будет видно на экране в единицу времени и тем раньше вы увидите препятствие на дороге или приближающегося врага.
А вот нет! Проводились исследования среди военных летчиков, где доказали, что человек может видеть и 300 кадров в секунду. Миф про 24 кадра изначально пошел из-за исказившегося понятия, что при съемке видео, человеку картинка кажется достаточно плавной именно при 24 кадрах. Все что меньше, ощущается как бы "ступеньками".
Так вот, картинка на мониторе в 144 Гц ощущается очень плавной. Заметно это не только при игре в компьютерные игры , но даже при простом перемещении мыши по экрану, прокручивании интернет страниц и перетаскивании окон.
Сейчас очень много видео на ютубе, где доказывают, что 144 Гц не дают преимуществ в играх и такой монитор не нужен. Все комплектующие компьютера должны соответствовать высокому уровню , чтобы можно было получить эти самые 144 кадра в секунду. Только тогда разница будет заметна, и преимущество будет очевидным. Если компьютер не достаточно мощный, то сначала нужно провести "апгрейд" и купить более производительную видеокарту . Только потом можно задумываться о смене монитора.
Так получается, что такой монитор нужен только "киберспортсменам"?
По большому счету да. Но от более плавной картинки меньше устают глаза (у меня по крайней мере). Ведь такие мониторы идут более дорогие, и в них по мимо этих самых 144 Гц идут еще всевозможные технологии вроде flickerfree (защита от мерцания). Экран у них передают более точные цвета (если рассматривать идентичный вид матрицы), имеется больше регулировок, вроде повышения яркости темных областей.
Таким образом, можно подытожить. Я себе приобрел монитор в 144 Гц и не пожалел ни разу. Из приятных бонусов на нем также есть возможность вертеть в разные стороны (очень удобно поворачивать в сторону дивана, а не переставлять), регулировка по высоте, и возможность быстро изменить яркость экрана (в темное время суток убавляю яркость).
Спасибо за прочтение! Подписывайтесь, ставьте лайки. Будет интересно, напишу еще. Если не понравилось, обязательно напишите в комментариях, разберемся в деталях вместе!
Кстати, на канале также есть статья " Как освободить кучу места на системном диске без доп. программ и особых знаний ", возможно, вам будет интересно ознакомиться.
В погоне за «графоном» все обычно меряются видеокартами и забывают про такую важную вещь, как монитор. Это окно в мир игр, фильмов и прочего цифрового контента. Приятно, когда оно широко распахнуто и позволяет знакомиться с интерактивом во всей красе, то есть с отличной цветопередачей, яркостью, контрастностью и под разными углами обзора. Главный компонент современных жидкокристаллических мониторов, от которого зависит качество картинки, — это матрица. Ее основные параметры (и многое другое) мы сегодня и разберем.
За экспертным мнением мы обратились в компанию BenQ — одного из лидеров рынка игровых дисплеев. Каким должен быть монитор, чтобы вы увидели игру такой, какой ее задумал разработчик? Сейчас выясним.
В списке типов панелей запутаться трудно — сейчас в ходу TN, IPS и VA. Самая старая из перечисленных технологий, TN, когда-то вступила в неравный бой с ЭЛТ-мамонтами. Три главных преимущества TN-матриц — дешевизна, низкое энергопотребление и, соответственно, быстрый отклик, составляющий в среднем 5 мс (Grey-to-Grey, или GtG, то есть время, за которое пиксель меняет яркость серого цвета с 10 до 90%). В то же время при взгляде на такой дисплей под углом картинка искажается: пропадает яркость, зашкаливает контрастность. Дает о себе знать и низкое качество изображения «в лоб» (иными словами, плохая цветопередача).
Из-за «фальши» в оттенках TN-панели не используются для профессиональной работы с графикой, да и для просмотра фильмов в вольных позах не подходят. По скорости же срабатывания ячейки они всегда оставались непререкаемыми лидерами, что обусловило их востребованность среди игроков. Если говорить о BenQ, то вот пара достойных вариантов — RL2755 и XL2430. Оба выпускаются под вывеской Zowie a brand by BenQ (ранее мы писали о том, что BenQ приобрела производителя игрового оборудования Zowie Gear) и прекрасно подходят для запуска FPS, файтингов и гонок. Углы обзора по горизонтали и вертикали у этих моделей равны 170/160° — и это потолок TN-панелей.
У IPS углы максимальные — 178/178°. Вообще, это флагман сегмента, с реалистичной картинкой и насыщенными цветами. Из минусов — высокая цена, большая контрастность (темные оттенки безнадежно сливаются) и изначально солидное время отклика. Со временем тем не менее IPS-панели добрались до 5—7 мс и сравнимой с TN стоимостью: в 2010—2011 гг. началось массовое распространение технологии, больше не ограниченной узким профессиональным кругом.
Ну а золотая середина между TN и IPS — VA. Это универсальные матрицы с хорошей цветопередачей и контрастностью, не искажающие картинку под углом и способные похвастаться откликом в 1 мс (речь об игровых моделях).
В массе панели TN воспринимаются как офисные и «домашние» игровые, а IPS — как профессиональные, хотя строгая ориентация им уже давно не свойственна. И еще раз подчеркнем — своя ахиллесова пята имеется у обоих типов мониторов.
BenQ: «Если речь об FPS, то геймеру вообще-то не до особого качества цветопередачи — быстрее бы противника зарубить. Поэтому здесь TN/144Гц вне конкуренции — быстрая, отзывчивая матрица с лихвой компенсирует недостатки углов обзора и плавности градиента. Если же человек играет в спокойные, казуальные игры, можно остановиться и на VA. Мы готовы предлагать различные решения для разных игроков, но для «хардкорных» FPS годятся только TN/144Гц, тут они вне конкуренции».
Мониторы — один из самых медленно развивающихся сегментов компьютерного рынка, о чем мы уже не раз писали в «Игромании». И все же пару-тройку недавних тенденций назовет любой — например, упомянутый спад цен на IPS и рост диагоналей. Явление народу 2K и 4K пробудило интерес к матрицам с громадными диагоналями, ведь «распробовать» картинку Ultra HD позволяют только панели от 20 дюймов и больше. В прошлом году стройные ряды мониторов 4K широко улыбались посетителям со стендов крупнейших выставок бытовой электроники вроде CES. Толком прижиться они не смогли — во-первых, дорого, а во-вторых, для игры на них требуется компьютер с мощной начинкой.
В числе самых ходовых матриц назовем 21,5-, 23- и 27-дюймовые. Доминирующее разрешение — 1920x1080, в то время как идеальными кажутся модели с диагональю 27 дюймов и разрешением 2560x1440.
«Игромания»: В чем причина того, что панели Full HD так популярны в ущерб большим разрешениям? Windows, дороговизна, неготовность рынка?
Что касается панелей 4К, то в целом они востребованы в узких областях — фото- и видеоредактирование, системы автоматизированного проектирования и дизайн. Для игр они все еще не годятся — для обслуживания панели 4К понадобится весьма дорогостоящая 2- или (что вероятнее) 3-Way SLI, да еще состоящая из топовых карт. Стоимость такой системы стремится к бесконечности, и очень узок круг людей, которые могут себе такое позволить. Кроме того, панелей TN/144 Гц/4К пока нет в природе».
Частота в 144 Гц открывает доступ к стереоскопии NVIDIA 3D Vision. В модели XL2411Z реализована поддержка NVIDIA 3D Vision 2 — имея на руках очки и GeForce в системнике, вы увидите объемную картинку и преимущества технологии NVIDIA 3D LightBoost, осветляющей изображение.
«Игромания»: Почему аудитория повально не переходит на мониторы 144 Гц? Дело в дороговизне мощного «железа»?
BenQ: «Железо имеет очень опосредованное отношение к востребованности панелей 144 Гц. Аудитория не переходит массово, потому что не все фанаты FPS, ну или, по крайней мере, проводят не все время за шутерами. Монитор 144 Гц существенно дороже аналогичного 60-герцового, разница же заметна только в шутерах, так зачем платить больше, если играешь в RTS да еще время от времени? К тому же не всем нравятся матрицы TN+Film». (Ради улучшения углов обзора панели TN еще на раннем этапе развития получили дополнительную пленку, а с ней и добавку в названии — TN+Film. Сейчас все подобные матрицы реализуются со слоем Film — прим. ред.]
Параметры яркости и контрастности не менее важны при подборе монитора, чем разрешение и скорость обновления. Первый определяет интенсивность цветов, второй — глубину и детализацию картинки. Хотите, чтобы изображение было насыщенным и ярким? Держите в уме значения 300 кд/м² и 1000:1.
BenQ: «1000:1 — типовой статический контраст панелей TN. Большинству игроков его достаточно. Типовая же яркость 250—350 кд/м² также представляется достаточной для комфортной игры».
У NVIDIA и AMD есть занятные технологии G-Sync и FreeSync, соответственно. Назначение у них простое и оригинальное — синхронизация частоты обновления дисплея с рендерингом кадров в GPU. Как итог — никакого дрожания, мерцания и разрывов картинки. Одна проблема — за G-Sync и FreeSync придется доплатить солидную сумму. Стоит ли оно того?
BenQ: «Стоит или нет — решать пользователю. Кто-то не обращает внимания на «тиринг», он его не раздражает. Тогда, очевидно, переплачивать не стоит. А перфекционист заплатит с радостью, лишь бы избавиться от «тиринга».
Конечно же, при поиске дисплея, способного выдать условный «топовый графон», стоит руководствоваться не только сухими характеристиками, но и технологиями, «вживленными» производителями. G-Sync и FreeSync — лишь верхушка айсберга.
Обратимся к списку игровых моделей BenQ Zowie и перечислим распространенные фишки. Во-первых, в глаза бросается Gaming Refresh rate Optimization Management — система управления разверткой, позволяющая оптимизировать скорость обновления (100/120/144 Гц) для разных разрешений матрицы. Во-вторых, глаз бережет Low Blue Light — с ней вы вольны регулировать степень излучения синего цвета. В-третьих, Flicker-free — гасит мерцание картинки. В-четвертых, есть такая штука, как Black eQualizer, делающая темные участки кадра более насыщенными и четкими (при этом светлые участки не высвечиваются). И в-пятых, Motion Blur Reduction ставит крест на размытии быстродвижущейся картинки.
В мониторах BenQ присутствуют удобные функции вроде Auto Game (дисплей определяет, какого жанра игра запущена, и меняет настройки) и режимов, заточенных под FPS, гонки и тому подобное.
А теперь самое интересное — над подобными фишками компания зачастую работает вместе с известными киберспортсменами. К примеру, Джастин Вонг подсказывал, какие изменения необходимо внести в Fighting Mode (RL2755HM, RL2460HT), а модели XL2420Z и XL2411Z создавались при помощи «звезд» Counter-Strike. Все это, конечно же, неспроста — BenQ уже давно снабжает мониторами организаторов крупных киберспортивных турниров (IEM, Dreamhack, Epicenter: Moscow).
Предположим, вы нашли пару дисплеев своей мечты. На каком остановиться? Чтобы понять, предстоит просеять пачку нишевых характеристик, в том числе не имеющих отношения к «графону».
К примеру, «безрамочные» модели хороши тем, что позволяют построить мультимониторную систему. Удобство функциональной стойки — в возможности «подогнать» под себя положение, высоту и наклон дисплея. А от количества портов зависит то, сумеете ли вы подключить к экрану только ПК или же старые или новые приставки и другие устройства.
Продолжать можно долго, а мы поставим точку на том, что с некоторых пор матрицы стало модно закрывать глянцем. В BenQ особенно отмечают, что у них применяется только матовое покрытие. Даже если сидеть за таким экраном напротив окна, никакие блики вам не помешают.
Надеемся, наш материал хоть в какой-то степени облегчит вам погоню за идеальным монитором. Не стоит ограничиваться одной-двумя характеристиками, а сравнивать их в сумме, вдобавок держа в уме потенциальное обновление «железа».
К примеру, ради перехода с Full HD на 2,5K можно обойтись сбросом настроек графики на ступень ниже, а вот покупка 4K-монитора почти всегда предполагает «апгрейд» системы. Помните также, что куча плюсов дисплея и уйма технологий, что напихал в него производитель, не всегда означают, что перед нами идеальное решение.
Подчас один минус способен исказить картину — тот же тип матрицы. TN-дисплеи, конечно, вне конкуренции по цене, однако порой разумнее переплатить, чем мириться с постоянными неудобствами.
Частота обновления экрана — один из самых неоднозначных параметров монитора. Одни утверждают, что чем она выше, тем лучше, а малая частота снижает качество изображения и вредит зрению. Другие уверены, что высокая частота — это для тех, кому деньги девать некуда, и что глаз все равно не различает частоту выше 25 Гц. Истина, как всегда, где-то посредине.
Что такое частота обновления экрана?
Вне зависимости от того, что мы видим на экране — статичную картинку или динамичный видеоролик — монитор постоянно выводит на экран серию изображений. Просто в первом случае все кадры будут более-менее одинаковы, а во втором расположение деталей на экране будет меняться от кадра к кадру, создавая иллюзию движения. Частота же смены кадров и есть «частота обновления экрана».
Совсем как в кино, поэтому многие вспоминают про стандартные для кинофильмов 24 кадра в секунду, т.е. 24 Гц. Если в кинотеатре никто не жалуется на «низкую частоту обновления», так зачем на мониторе нужно больше?
Существует устойчивый миф, что 24 Гц — это максимальная частота, воспринимаемая человеческим глазом. И что именно поэтому выбран такой стандарт для кино, а более высокая частота кадров просто не имеет смысла.
Развеять этот миф очень просто — достаточно запустить на компьютере какую-нибудь игру, позволяющую задавать скорость вывода кадров на экран (FPS). Игру лучше выбрать попроще, чтобы видеосистема уверенно обеспечивала высокий FPS. Попробуйте выставить в ней сначала FPS 24 и понаблюдать, а потом выше — например, 50. В динамичных сценах разница будет очевидна.
В кино это не так заметно из-за того, что каждый кадр фильма снимается с некоторой выдержкой, поэтому движущиеся объекты будут смазаны. Это смягчает переход от кадра к кадру и дополнительно «убеждает» наш мозг в том, что объект движется.
Кстати, многие игры также научились «смазывать» объекты, обеспечивая более плавное движение при невысоком FPS. Этот эффект называется motion blur. А частота кадров в кино была выбрана скорее из экономических показателей: меньше частота кадров — короче пленка и проще механика киноаппарата и проектора. Нужна была частота, которая обеспечивает более-менее плавное движение на экране, но при этом не требует больших затрат. Почему именно 24? Потому что при такой частоте минутный расход пленки составлял ровно 30 ярдов, что упрощало расчет количества пленки и, соответственно, бюджета съемок.
60 Гц — мало или достаточно?
Еще один миф, связанный с частотой обновления экрана, — это вред для глаз. Дескать, мониторы с низкой частотой обновления мерцают, что ведет к усталости глаз и, в перспективе, даже к заболеваниям. Следует признать, что это не совсем миф — мерцающее изображение действительно вредно для зрения. И мониторы действительно могут мерцать. Вот только это никак не связано с частотой обновления экрана.
Раньше, когда все мониторы делались на основе электронно-лучевых трубок (ЭЛТ), причиной мерцания экрана действительно была частота обновления. В ЭЛТ люминофор на экране светится только в момент «пробегания» по нему электронного луча. Поэтому чем меньше была «частота монитора», тем заметнее мерцал экран. 60 Гц для такого монитора было совершенно недостаточно.
Однако изображение на экране ЖК-монитора не гаснет в промежутке между обновлениями кадров. Да, на некоторых мониторах заметно мерцание, но не из-за обновления экрана, а из-за режима работы ламп подсветки. Фактически, на статичном изображении нет никакой разницы между мониторами с частотой обновления в 60 Гц и 200 Гц. Если вы используете монитор для работы, в высокой частоте нет необходимости. 60 Гц вполне достаточно.
Кому же нужна высокая частота?
В абзаце, где шла речь о 24 кадрах, не зря упоминалась компьютерная игра. Именно в динамичных играх наиболее заметно влияние частоты обновления. Но если вы любите после работы «погонять в танчики», не спешите бежать в магазин за 240-герцовым монитором. Сначала определитесь, действительно ли вам нужна высокая частота обновления.
-
Во-первых, частота обновления монитора должна соответствовать производительности системы. Так что сначала определите максимальный FPS в своей любимой игре — например, с помощью утилиты Fraps. Достаточно скачать и запустить её — текущий FPS начнет отображаться в углу экрана.
А вот киберспортсменам высокая частота обновления действительно важна. Игрок с монитором на 100 Гц получает реальное преимущество перед теми, кто «сидит» на 60 герцах. Именно по этой причине появляются мониторы с частотой 240, 280 и даже 360 Гц.
Впрочем, не все способны воспользоваться эффектом от увеличения частоты обновления. Исследования показали, что мозгу достаточно 13 мс на то, чтобы распознать изображение, но вот на то, чтобы правильно отреагировать на полученный кадр, может потребоваться в десятки раз больше времени. Не стоит рассчитывать, что, сменив монитор, вы сразу и многократно улучшите свои игровые показатели.
Частота обновления и вертикальная синхронизация
Еще один аргумент в пользу высокой частоты обновления — с ее помощью можно устранить влияние рассинхронизации частоты обновления и FPS игры. Поскольку эти числа часто не совпадают, может случиться так, что перерисовка кадра игры попадет на момент обновления экрана. В итоге на одну половину экрана будет выведен предыдущий кадр, а на другую половину — последующий.
Если кадры сильно отличаются (например, когда игрок быстро движется или крутится на месте), на экране будут заметны неприятные рывки изображения. Переход на большую частоту не избавит от этого явления, но оно станет куда менее заметным за счет того, что «резаный» кадр будет демонстрироваться намного меньше.
Некоторые мониторы предлагают решить эту проблему без увеличения частоты обновления — при помощи технологий (G-Sync, V-Sync и Freesync), подгоняющих перерисовку кадра к обновлению экрана.
Но и в этом решении есть минусы. Во-первых, технология должна поддерживаться как монитором, так и игрой. Во-вторых, при работе V-sync могут теряться некоторые кадры, что не нравится киберспортсменам.
Частота обновления и время отклика
Время отклика — это период, который требуется пикселям экрана для изменения цвета после получения соответствующей команды. Очевидно, что этот параметр связан с частотой обновления экрана: за время между сменами кадров экран должен не только успеть перерисоваться, но и некоторое время экспонироваться. К примеру, на частоте 100 Гц время демонстрации каждого кадра составляет 10 мс (1000 мс /100 Гц). Если время отклика монитора больше, то нет никакой пользы от высокой частоты обновления, даже наоборот — будет некоторый вред. Когда время отклика сравнимо со временем экспозиции кадра, в динамичных сценах пиксели не успевают «набрать» цвет и правильных цветов на экране вы просто не увидите. Зато заметите «след» старого изображения, отображающегося одновременно с новым.
Поэтому, выбирая монитор с высокой частотой обновления, смотрите, чтобы время отклика у него было минимальным и хотя бы не превышало интервал, необходимый на перерисовку кадра (1000 / частота в Гц).
Выводы
Высокая частота обновления монитора — это не то, что требуется каждому. Если вы не проводите часы за 3D-шутерами или симуляторами, вряд вы вообще ощутите эффект от увеличения частоты обновления. А вот киберспортсменам высокая частота обновления монитора даст реальное преимущество. Да и просто любители динамичных игр почти наверняка (если позволит производительность системы) заметят улучшение игрового процесса, которое последует за увеличением частоты.
Читайте также: