Как называются старые мониторы
Существует 6 видов компьютерных мониторов, которые отличаются типом установленных в них экранов. Последние определяют способ вывода изображения на дисплей, влияют на энергопотребление и безопасность для глаз. Расскажем обо всех видах мониторов, выделим их достоинства и недостатки.
ЭЛТ-мониторы
В этих мониторах используют электронно-лучевые трубки (кинескопы). Технология была запатентована в 1897 году, а в 1906 она помогла впервые вывести изображение на экран. Как это работает:
- Заднюю стенку экрана покрывают люминофором — веществом, начинающим светиться после попадания на него электронов.
- Электроны формируют 3 пушки, установленные в вакуумной колбе, расположенной в основании дисплея.
- Каждая пушка выстреливает определенным цветом: красным, зеленым, синим (RGB). Они проходят через теневую маску, которая не дает одному цвету засветить другой. Направление “выстрелов” корректируют магниты, установленные вокруг пушек.
- Поскольку условный луч один, изображение формируется построчно сверху вниз и слева направо.
ЭЛТ-мониторы с высокой частотой развертки (Гц), ценятся среди геймеров и киноманов за счет минимальной задержки.
Достоинства технологии:
- Скорость отклика.
- Отсутствие битых пикселей.
- Высокое качество картинки под любым углом.
Недостатки:
- Габариты.
- Мерцание, вредное для глаз.
- Повышенное энергопотребление.
Сегодня такие мониторы не производятся, поэтому купить их проблематично.
ЖК-мониторы (LCD)
В основе этой технологии лежат жидкие кристаллы, открытые в 1888 году. Первые попытки с их помощью вывести изображение были приняты в 1960-ых, но получалось добиться только монохромной картины. В 1987 компания Sharp выпустила первый цветной экран с использованием LCD. Об особенностях работы:
- Жидкокристаллические экраны состоят из нескольких слоев, основными из них являются 2 стекла (поляризаторы), между которыми нанесен слой жидких кристаллов.
- В экране размещают люминесцентную лампу, свет от который с помощью световода равномерно распределяется по всей диагонали монитора и направляет лучи в сторону пользователя.
- Свет проходит через первый становясь поляризованным.
- Далее, свет проходит через слой жидких кристаллов, которые направляют его на второй поляризатор. Оттуда он попадает на цветной фильтр красного, зеленого или синего цвета, создавая соответствующее изображение для 1 пикселя.
Положение жидких кристаллов определяют транзисторы, ток на которые подает специальная микросхема — все это для каждого из миллионов пикселей на мониторе. Является основным видом мониторов, но с разными типами матриц.
Достоинства:
- Насыщенные цвета.
- Высокая энергоэффективность.
- Не подвержены выгоранию пикселей.
Недостатки:
- Ограниченный угол обзора, максимальная яркость.
- Из-за подсветки отображение черного цвета ненасыщенное.
- Качество изображения зависит от установленного контроллера кристаллов.
Плазменные-мониторы (PDP)
Внешне, плазменные мониторы не отличаются от жидкокристаллических, но используют совершенно другую технологию воспроизведения картинки:
- Основной модуль экрана состоит из двух стекол, наполненных пикселями.
- Пиксели делятся на 3 субпикселя: красный, зеленый, синий. Все они заполнены газом, которые при подаче на него электрического тока запускают движение свободных электронов, образуя плазму.
- Остывая, плазма возвращается в газообразное состояние. Вместе с ней это делают электроны, которые излишек полученной энергии преобразуют в ультрафиолетовые лучи.
- Ультрафиолетовые лучи возбуждают субпиксели, на стенки которых нанесен специальный раствор. Из-за этого они начинают светиться, образуя изображение.
Достоинства:
- Широкие углы обзора.
- Отсутствует мерцание.
- Высокий уровень яркости и контрастности.
Недостатки:
Технология не получила широкого распространения из-за дороговизны производства, и сегодня купить такие устройства проблематично.
LED-мониторы
Это прямое развитие ЖК-панелей, где вместо люминесцентных ламп используют светодиоды. Источники света могут располагать как по краям панели, так и по всей ее площади, избегая засветов.
Преимущества:
- Меньший вес, по сравнению с LCD.
- Высокий уровень глубины и контрастности цветов.
- Натуральное изображение, без “кислотных” оттенков.
Недостатки:
- Неравномерная подсветка при размещении светодиодов по краям панели.
OLED-мониторы
Технология кардинально отличается от конкурирующей ЖК/LED и имеет больше общего с плазменной панелью. Принцип работы следующий:
- Органическую пленку на углеродной основе вставляют между двумя панелями, проводящими электрический ток.
- При подаче электричества на пиксель, тот источает красное, зеленое или синее свечение.
Главное отличие от других технологий в том, что все пиксели излучают свет независимо друг от друга. Проблемы с такими панелями в неравномерной работе пикселей: один может оказаться ярче второго, третий темнее и подобное. Это заставляет производителей добавлять субпиксели или расставлять пиксели в особом порядке.
Преимущества:
- Высокая яркость.
- Минимальное энергопотребление.
- Насыщенный черный цвет — пиксели просто отключаются.
Недостатки:
- Выгорание пикселей спустя время.
- Высокий уровень вредной для глаз пульсации на низких уровнях яркости.
Технология производства OLED матрицы дорога, поэтому мониторов с ней практически нет.
QLED-мониторы
Это вариация ранее упомянутых LED-мониторов. Все отличие сводится к установке дополнительного слоя — представляет собой металлический нанофильтр на основе квантовых точек. Последние, поглощают излучение светодиодов и транслируют его с четко выверенной длиной волны, которую определяет размер точки, и цвета не смешиваются.
Как итог, пользователи получают более насыщенные и яркие цвета. Относительно названия — его придумала и запатентовала Samsung, хотя у LG есть аналог названный NanoCell.
Преимущества:
- Реалистичная цветопередача.
- Более насыщенные цвета, по сравнению со стандартными LCD и LED.
Недостатки:
Заключение
Из 6 видов мониторов самым популярным считаются ЖК-модели, получившие развитие с изменением типа подсветки (LCD LED) и добавлением нанофильтра (QLED). Самыми дорогим остаются OLED-варианты. Навсегда вышли из производства громоздкие ЭЛТ-мониторы.
Если в качестве устройств ввода информации в начале компьютерной эры использовались перфоленты и клавишные пульты, которые эволюционировали в клавиатуру и мышь, то в качестве устройств вывода использовались большие лампы накаливания. Но так долго продолжаться не могло. Поэтому, в результате развития технологий, было изобретено такое устройство как монитор. В этой статье поговорим о том, для чего нужен монитор компьютера и что он делает.
Что такое монитор
Для начала, разберемся что это за устройство. Перейдем к определению:
Если в ПК экран соединяется с видеокартой при помощи HDMI или VGA кабеля, то, например, в телефонах материнская плата соединяется с дисплеем посредством шлейфа. Так как в мобильных (и других) устройствах стоит вычислительный процессор. Это делает слова монитор, дисплей и экран синонимами.
История
Как было написано выше, раньше для вывода данных использовались лампы. Работать с ними было неудобно, экономически невыгодно, да и в связи с развитием технологий, они стали неспособны выводить некоторые типы информации.
Поэтому учеными был предложен вариант использовать экран для отображения результатов вычислений и отслеживания выполнения других программ на ПК. По сравнению с лампами накаливания это было более гибкое и прогрессивное решение.
Из чего состоит
Итак, современные дисплеи состоят из следующих компонентов:
- Экран;
- Микросхема;
- Корпус;
- Источник питания.
Области применения
Мониторы встречаются вам на каждом шагу и на данный момент используются в таких отраслях как:
- Военная;
- Топливная;
- Электроэнергетическая
И многих других. Это связано с информационной революцией и большими возможностями ПК.
Аналоги
Если из-за неисправности, или по другой причине, вам нужно найти замену вашему устройству, то для этого хорошо подойдет телевизор. Почти все современные телевизоры оснащены качественными IPS, LED или AMOLED матрицами и имеют хорошую частоту обновления экрана.
Рассмотрим популярные виды экранов, которые использовались раньше и используются сейчас:
CRT (ЭЛТ)
TFT (Жидкокристаллические)
Экраны основанные на жидкокристаллических матрицах стали набирать популярность с начала двухтысячного года. В отличие от предыдущей категории эти приборы обладают большим списком достоинств. Самые весомые из них:
- Намного меньшая нагрузка на зрение;
- Плоский экран;
- Более четкая картинка;
- Меньший вес.
OLED (самоподсвечивающиеся пиксели)
Относительно новая технология. Суть её заключается в том, что каждый пиксель в экране имеет свою собственную подсветку. В результате изображения обладают очень высокой четкостью и цветопередачей. Ну и, конечно же, тут не обошлось без недостатков. На данный момент продукция, основанная на этой технологии, стоит очень дорого и через несколько лет пиксели на дисплее начинают самопроизвольно выгорать.
Характеристики и как выбрать
Для того чтобы выбрать монитор необходимо ознакомиться с его характеристиками. Ниже, мы приведем самые важные параметры, которые стоит оценивать при выборе:
Диагональ экрана
Я думаю, что никому не надо объяснять за что отвечает этот параметр. Однако если у вас стоит вопрос с какой диагональю приобретать дисплей, то оптимальным для вас станет размер в 24 дюйма. Такой диагонали хватит для комфортной работы, просмотра видео и игр.
Разрешение
Разрешение экрана следует выбирать исходя из его диагонали. Чем больше пикселей приходится на дюйм, тем картинка лучше.
Для двадцати четырех дюймовых дисплеев следует выбирать разрешение от Full HD и выше.
Частота обновления кадров (FPS)
Здесь нужно отталкиваться от того, для каких целей вы собираетесь использовать монитор. Если вы покупаете экран для работы, серфинга в интернете и просмотра фильмов, то вам хватит устройства на 60 Гц.
Если же вы собираетесь играть в компьютерные игры, то желательно приобретать дисплей с частотой обновления кадров 144 Гц. Особенно это касается динамичных игр, где все события происходят быстро (например CS и Dota ).
Яркость и контрастность
Очень важные параметры. Чем больше яркость вашего экрана, тем красочнее будут цвета.
В заключение
Итак, я привел знания, которые сам считаю наиболее важными. Я очень надеюсь, что это статья вам помогла. Спасибо за прочтение.
Требовательные пользователи ПК, прежде всего геймеры, регулярно апгрейдят процессор и видеокарту, но при этом зачастую не спешат обновлять монитор. Многие по сей день пользуются монитором пятилетний, а то и больше, давности, купленным вместе с самым первым компом. Но мы категорически не согласны с таким подходом: за последние несколько лет дисплеи существенно эволюционировали — стали красочнее, отзывчивее и, что немаловажно, безопаснее для глаз. В этой статье мы расскажем о ключевых преимуществах современных мониторов.
Классификация мониторов
По сферам применения мониторы можно условно разделить на шесть классов: универсальные, игровые, панельные, профессиональные, кинематографические и олдскульные.
Универсальные моники являются самыми распространенными и разнообразными: диагональ может варьироваться от 19 до 32 дюймов. Применяются как для офисной работы (документооборот, веб-серфинг), так и домашних мультимедийных развлечений (фильмы, игры). Модели с акцентом на стильный дизайн выделяются утонченной, едва заметной рамкой. Самые красивые моники, по нашему мнению, выпускает Philips и HP.
Игровые мониторы отличаются от остальных прежде всего высокой частотой смены кадров: 120, 144, 165 или 240 Гц против 60 – 75 Гц у других классов. Это минимизирует задержки между нажатием клавиши и реакцией на нее на экране, что важно прежде всего для мультиплеерных игр. Дополнительно может быть реализована поддержка технологий NVIDIA G-Sync и AMD FreeSync, призванных устранить разрывы изображения (несинхронная прорисовка пикселей) в играх. Больше всего игровых мониторов в ассортименте компании ASUS, Acer и AOC.
Жидкокристаллические панели — это по сути телевизоры, лишенные ТВ-тюнера и smart-функций. Отличаются от мониторов большой диагональю (от 40 дюймов) и настенным, а не настольным креплением (в комплекте, как правило, отсутствует ножка).
Профессиональные мониторы предназначены для серьезной фото и видеообработки. Предельно тщательно калибруются на заводе (цветовой охват равняется строго 100 процентам согласно стандарту AdobeRGB) и опционально оснащаются «козырьком» для устранения лишнего комнатного освещения и, как результат, даже малейших бликов. Лидерами в производстве профессиональных мониторов являются NEC, Viewsonic и Dell.
Моники с ультрашироким кинематографическим соотношением сторон 21:9 предназначены для просмотра фильмов без черных полос сверху и снизу, а также для видемонтажа (помещается длинный таймлайн). А вот для игр такой формат спорный: не все игры могут выдать изображение без черных полос по бокам, и не во все комфортно играть, если взглядом не получается охватить целиком происходящее на экране. Зато на один ультраширокий моник удобно одновременно выводить изображения с двух или даже четырех источников — эта технология называется Picture by Picture.
Олдскульные мониторы имеют почти квадратное соотношение сторон 5:4, которые совсем плохо подходят для современных фильмов и игр. Покупать их сейчас имеет смысл, только если вы закоренелый «старовер» и уперто не признаете новых форматов, или же если вам требуется второй монитор, но на столе не хватает места для еще одной широкоформатной модели (см. статью «Как подключить второй монитор к ноутбуку или ПК?»).
Тип матрицы
Широко распространенных технологий, по которым производят жидкокристаллические матрицы мониторов, существует четыре: TN, IPS, PLS и VA. Рассмотрим подробно каждую из них.
TN (старое название TN+Film) — самый старый, а потому и самый низкокачественный тип матриц. Цветопередача тусклая, черный цвет зачастую выглядит как темно серый, углы обзора, особенно вертикальные, малые (в лучшем случае 150 градусов, но чаще меньше). При взгляде сверху изображение сильно светлеет, при взгляде снизу — темнеет. Применяется преимущественно в дешевых мониторах небольшой диагонали, позволяющих смотреть на экран почти что под прямым углом. До недавнего времени TN выделялась на фоне более «цветастых» технологий минимальным временем отклика (вплоть до 1 мс), благодаря чему применялась в игровых мониторах. Но сейчас конкуренты догнали TN по этому параметру и ничем, помимо низкой цены, она похвастаться уже не может.
IPS — куда более приятный глазу тип ЖК-матриц. Обладает высокой яркостью и контрастностью (на точные значения особо ориентироваться не стоит, так как каждый производитель по своему их измеряет), а также широченными углами обзора (до 178 градусов). Учитывая что IPS-матрицы производит относительно большое количество компаний (LG, Chimei, AU Optronics и др.), качество изображения довольно сильно варьируется. Так, дорогостоящие модели могут похвастаться цветовым охватом близким к 100 процентам AdobeRGB (поэтому для профессиональной фото- и видеообработки подходят исключительно IPS-матрицы), тогда как у бюджетных вместо белого цвета будет желтый, а вместо черного — фиолетовый. А вот еще один бывший недостаток IPS — длительное время отклика 8 – 20 мс — в последние годы удалось полностью устранить (стало 1 – 4 мс).
PLS — альтернатива IPS, разработанная и выпускаемая компанией Samsung. Чуть дешевле в производстве при одинаковом, если сравнивать на глаз, качестве изображения. Применяется исключительно в мониторах Samsung, благодаря чему имеет более-менее ровное качество, независимо от цены. Недостаток по сравнению с IPS только один — неестественная цветопередача (до 86 процентов AdobeRGB). Например, синий цвет выражен сильнее остальных, что нельзя до конца устранить даже тщательной калибровкой. Для игр и фильмов это не проблема, но вот для фотообработки — критический недостаток.
VA (точнее, ее современные версия MVA, AMVA и AMVA+) — на первый взгляд ничуть не уступают IPS и PLS: такие же насыщенные цвета. А по глубине черного цвета VA вообще нет равных (разве что AMOLED и OLED, которые пока не применяются в мониторах). Если открыть на экране сплошную черную картинку, будет казаться, что он выключен — вот насколько у VA глубокий черный цвет. Но и у VA есть свой «скелет в шкафу» — плохое отображение полутонов черного цвета, что особенно заметно на фотографиях с затененными участками (темно серый и черный выглядят одинаково). Из-за этого будут плохо различимы детали, например, в фильмах и играх жанра хоррор. Углы обзора VA самую малость уже, чем у IPS и PLS (до 175 градусов). Цветовой охват, как и у PLS, к сожалению, далек до идеала (до 75 процентов AdobeRGB). Специализируются на VA-мониторах компании BenQ и Iiyama.
Разрешение и покрытие экрана
А вот на что тип матрицы не влияет, так это на разрешение экрана. Даже TN-мониторы могут иметь повышенное Quad HD и даже Ultra HD-разрешение (собственно, TN — это и есть самые доступные 4K-мониторы). Моники Full HD также строятся на любом типе матрицы, а вот HD-модели (точнее, Windows-HD — не 1280x720, а 1366x768 точек) представлены исключительно бюджетными TN-моделями.
Подключаться к компьютеру HD и Full HD-мониторы с частотой 60 – 75 Гц способны посредством как цифровых интерфейсов HDMI и DVI, так и аналогового VGA. Качество изображения при этом будет одинаковым. А вот 2K и 4K-модели, а также Full HD с частотой обновления 120+ Гц рекомендуется подключать посредством HDMI, причем версии 2.0, или Display Port. В противном случае изображение вообще не будет передаваться, либо будет, но со сниженной частотой. А вот развитие технологии передачи видеосигнала со смартфона на монитор MHL, к сожалению, заглохло. Мониторами она до сих пор поддерживается, но в новых смартфонах больше не используется.
Поверх ЖК-матриц во избежание повреждений устанавливают защитное покрытие, которое может быть обычным глянцевым, антибликовым глянцевым, вообще небликующим матовым (но с неприятным эффектом «переливающихся кристалликов сахара» из-за крупного матового зерна) и полуматовым (оптимальный вариант с мелким зерном).
Тремя новомодными «фишками» мониторов являются изогнутый и сенсорный экран, а также поддержка технологии HDR. Изогнутость помогает решить проблему искажения изображения по краям монитора в случае очень большой диагонали (28+ дюймов). Тач-сенсор дарит возможность управлять компьютером пальцами или рисовать стилусом. Расширенный цветовой диапазон HDR позволяет отображать пересвеченные участки изображения более контрастным, а затемненные — чуть более светлыми. Все это делает картинку детализированнее. Четвертая же «фишка» — поддержка стереоскопического 3D — оказалась мало востребованной и постепенно уходит с рынка.
Незаслуженно мало внимания акцентируется на технологии Flicker-Free, которая устраняет проблему едва заметного мерцания LED-подсветки монитора, усиливающегося при снижении яркости. Именно это негативное мерцание больше всего утомляет глаза при работе за ПК. А здоровье спины и шеи убережет регулируемая по высоте ножка монитора. Хотя в крайнем случае можно подложить картонную коробку или стопку книг.
Дополнительные функции
Опционально мониторы могут оснащаться USB-хабом на три – четыре порта, чтобы не приходилось тянуться к компьютеру под стол для подключения, скажем, флешки. Также в некоторых моделях реализованы стеорединамики и веб-камера, сенсор освещенности комнаты, автоматически регулирующий яркость экрана, и датчик присутствия пользователя перед ПК, отключающий монитор для экономии электроенергии.
Выводы
Для среднестатического пользователя ПК оптимальным выбором станет монитор с диагональю 24 – 27 дюймов, соотношением сторон 16:9 и разрешением Full HD, матрицей IPS, PLS или VA и частотой обновления 60 Гц. Заядлым геймерам же лучше присмотреться к 120+ Гц моделям, а профессиональным фотографам и видеомонтажерам — к IPS-моделям с цветовым охватом близким к 100 процентам. С зазором на будущее можно приобрести монитор с повышенным разрешением 4K или соотношением сторон 21:9.
Одна из важнейших частей персонального компьютера – монитор. Именно с этим устройством визуального отображения информации регулярно происходит зрительный контакт. Параметры этого устройства напрямую влияют на то, насколько глазам человека будет комфортно работать. Поэтому по мере развития ПК люди пытались улучшить и работу монитора, сделать его более универсальным и безопасным для зрения.
Открытие Фердинанда Брауна во второй половине XIX века положило путь к созданию монитора, ученый путем долгих экспериментов на протяжении 18 лет пытался создать и, в конце концов, создал прибор, который формировал изображение при помощи электронно-лучевой трубки. Браун не запатентовал свое изобретение и на протяжении десятилетий этот механизм совершенствовали другие специалисты в области техники. Такие приборы получили названия «кинескопы». Изначально они были векторными: один луч с высокой скоростью передвигался по экрану и «рисовал» изображение. Именно это устройство было заложено в основе первых ЭВМ. Главный минус векторного кинескопа — невозможность отображать долгое время графические элементы. Поэтому на смену векторным пришли растровые, однако они в свою очередь подходили больше для телевидения, чем для компьютерной техники. Их использование требовало большой объем памяти для восстановления картинки.
Первые компьютеры выводили всю информацию на печатные носители. По мере развития электронно-лучевой трубки, ее начали внедрять в ЭВМ. Впервые такое устройство было представлено 1948 году и носило название «Manchester Small-Scale Experimental Machine». Наряду с этим механизмом были созданы и другие, но все они отличались от современных компьютерных мониторов, так как в основном работали как осциллографы.
Начиная с 1951 года, электронно-лучевые трубки активно развиваются в США. Их использовали для отображения в небе вражеских самолетов в случае воздушной атаки. Уже к 1960-м годам такие мониторы стали одной из составляющих ЭВМ. При этом для улучшения работы монитора, а также качества изображения, в устройство добавили дисплейные станции. Они форматировали знаки на экране.
Так как в те времена ЭВМ была дорогостоящая вещь, решением этой проблемы стало создание терминалов (экранов), позволявших подключаться к одному компьютеру с разных мониторов. Сначала это приспособление помогало отображать только текст из 12 строк по 80 символов в каждом. В 1972 году терминал мог демонстрировать 4 цвета.
В 1975 году был выпущен первый компьютер со встроенным монитором. Однако скорость его работы была медленной. Поэтому в 1981 году был создан видеоадаптер Monochrome Display Adapter, бравший на себя работу центрального процессора. Однако он мог выводить лишь текстовые изображения. Несколько месяцев спустя был выпущен цветовой адаптер, отображавший 16 цветов на экране, но такие устройства не позволяли сделать картинку качественной и четкой.
Монитор, использовавший все функции адаптера, был создан в 1983 году. Первопроходцем можно назвать компанию IBM, уже за ней стали появляться аналоги по всему миру. На протяжении нескольких лет каждая фирма вносила новшества в свои изобретения, улучшая тем самым объем памяти, качество изображения, а также возможности мониторов.
Стоит выделить видеоадаптер VGA, который был представлен в 1987 году. По сравнению с другими устройствами он мог отобразить 256 цветов, а его разрешение было 640×480 пикселей, чего не было раньше. Этот разрешение признали мониторным-стандартом.
Однако вскоре на смену ЭЛТ пришли ЖК мониторы. И если XX век можно назвать эрой электронно-лучевых трубок, то последние десятилетия на пике популярности находятся ЖК-мониторы.
Читайте также: