Как играть на миди клавиатуре
Простейший сервис, который поможет выучить мелодические партии припевов любимых песен. Подойдёт для тех, кто не занимается музыкой всерьёз, но хочет удивить друзей знанием популярных мотивов. Все мелодии монофонические и могут играться одним-двумя пальцами.
Noteflight
Сервис для более продвинутой аудитории, знакомой с чтением нот с листа. Noteflight поможет записать свои мелодии на нотный стан, а также представит в подобном виде импортированные MIDI-файлы. Приобретение премиум-аккаунта (8 долларов в месяц или 50 долларов в год) позволит записывать музыку с MIDI-клавиатуры.
YouTube
Многие любят подбирать мелодии на слух, и им просто необходима сверка с оригиналом. Для этого существует множество YouTube-каналов с видео, где профессиональные пианисты играют известные композиции.
Peter PlutaX
Популярные композиции в Synthesia. Есть как простые мелодии, так и с пометкой Impossible, сыграть которые сможет только человек, уже неплохо владеющий инструментом.
Piano Tutorial Easy
На этом канале у каждой композиции есть два варианта исполнения: в обычном и медленном темпе. Кроме экрана Synthesia, здесь показываются и руки пианиста, что помогает правильно располагать пальцы на клавиатуре.
Программы
KaraKEYoke
Мультиплатформенная программа для обучения игре на клавишных с помощью MIDI-клавиатуры. Просто импортируйте файлы в формате MIDI или KAR, а KaraKEYoke покажет нотный стан, подсветит нужные клавиши и даже исполнит мелодию на вашем синтезаторе.
Synthesia
Synthesia поможет выучить мелодии любой сложности: от Jingle Bells до произведений классических композиторов. Отдельные режимы упражнений помогут воспроизводить композиции без ошибок и с соблюдением ритма. Полная версия программы за 29 долларов откроет функцию импорта своих мелодий.
Synthesia поддерживает ввод нот с помощью мышки или MIDI-клавиатуры. Есть версии для Windows и macOS, а также для Android-устройств и iPad.
Я никогда не умел играть на клавишных инструментах. Однако время от времени, при виде вдохновенно играющих профессионалов (или любителей), на меня накатывало жгучее желание научиться. Однажды, в очередном порыве такого вот желания мною была куплена midi-клавиатура «M-Audio Keystation 61 es».
Присланную из другого города клавиатуру (в моем городе в продаже выбранной мной модели не оказалось), я бережно распаковал и с благоговением подключил к компьютеру. Из софта, предназначенного для работы с midi-клавиатурами, на тот момент (а с тех пор уже прошло некоторое время) первой, что без проблем заработала у меня под Linux-ом, оказалась программа «LMMS» («Linux Multimedia Studio»). На ней я тогда и остановился.
Итак, моя клавиатура научилась издавать звуки посредством компьютера. А вот дальше меня постигло вполне ожидаемое разочарование. С клавиатурой все было в порядке, проблема была во мне. Тут нужно сказать, что у меня нет какого-либо музыкального образования и опыта игры на музыкальных инструментах. На тот момент я не знал, чем отличается бемоль от диеза и что это вообще такое.
Поэтому, естественно, в первый день пользования из моих аудио-колонок полилась не прекрасная музыка, а душераздирающие хаотические звуки. Я не верил своим ушам и пробовал снова и снова, но ничего не менялось. Как все-таки хорошо, что электронные музыкальные инструменты имеют возможность регулировки громкости и прослушивания через наушники, иначе моим соседям пришлось бы несладко 🙂
Разум говорил, что «чтоб музыкантом стать, тут надобно уменье», то есть учиться нужно. Эмоциональная же моя часть кричала, что она хочет всего и сразу. Как это так — я впервые сел за клавиатуру и не смог сразу же сыграть «Лунную сонату» Бетховена!
Таким вот образом я поигрался с клавиатурой несколько дней. А потом поставил ее на шкаф. Следующие пару недель я пару раз доставал ее. А через какое-то время я завернул ее в целлофан, поскольку от длительного неиспользования она стала покрываться слоем пыли.
Довольно грустный финал, не правда ли?
Но нет, это еще не конец! Вы еще услышите обо мне!
(Тут за кадром должен звучать демонический смех.)
Если серьезно, то я набрел на просторах сети на великолепную программу Piano Booster и она (опять добавлю драматизма) перевернула мою жизнь!
Шутки шутками, а программа действительно очень хорошая. Благодаря Piano Booster моя midi-клавиатура снова спустилась с небес на землю (вернее, со шкафа на стол), и теперь я провожу за ней гораздо больше времени, чем раньше. И самое главное — я провожу это время с превеликим удовольствием! Плюс ко всему, я начал интересоваться музыкальной теорией, и есть надежда, что настанет день и я…
Ну вы поняли 🙂
Все что написано выше, должно было послужить короткой прелюдией к описанию Piano Booster, однако меня понесло и прелюдия затянулась. Поэтому непосредственно про Piano Booster и его настройку я напишу в следующей статье.
Итак, совсем скоро на ваших экранах — захватывающий блокбастер «Я музыкант 2: Piano Booster».
MIDI-клавиатура значительно облегчает процесс написания музыки. Вводить ноты мышкой долго и нудно. Чем различаются MIDI, как их подключить и какую выбрать – читайте в статье.
Довольно часто нас спрашивают про необходимый минимум оборудования для домашней студии. Рассказываем, что нужно иметь в первую очередь:
1. Профессиональную звуковую карту. Встроенные и игровые карты в данном случае не годятся. Их можно использовать только от безысходности, и результат будет заведомо плохим.
2. Студийный конденсаторный микрофон.
3. Студийные наушники. Желательно закрытые, чтобы можно было записывать вокал.
4. Студийные мониторы. Но не мультимедийные колонки SVEN, Genius и им подобные! Разница между студийными мониторами и мультимедийными колонками заключается в большей детализации первых, а также в линейности звучания музыкального материала.
5. Качественную коммутацию, а также необходимые стойки.
Что нужно купить во вторую очередь? Набравшись некоторого опыта, музыканты задумываются о следующем:
1. Звукоизоляции и звукопоглощении. Потребуются рop-фильтры и экраны. Подробнее об этом в нашей статье об акустической подготовке студий.
3. Инструментальном звукоусилении (гитарные/басовые комбоусилители).
4. Процессорах эффектов, обработке звука.
5. Дополнительных инструментах, в том числе о микрофонах.
Сегодня речь пойдет о MIDI-клавиатурах.
На фото –MIDI-клавиатура
Для начала немного о MIDI
В те времена, когда можно было увидеть живых The Beatles, а синтезаторы были аналоговыми, клавиатура представляла собой набор контактов, электрически связанных со звукогенерирующей частью. Когда один контакт замыкался, ток проходил через соответствующий переменный резистор, настроенный на определенную ноту, и появлялся звук. Фактически синтезатор был самодостаточным устройством, «вещью в себе». Не предполагалось никаких «контактов с другим миром», кроме подключения к усилителю или микшерному пульту.
По мере того, как число моделей синтезаторов на рынке увеличивалось, различные производители стали пытаться обеспечить «диалог» между устройствами. Поначалу это было безуспешным мероприятием: отсутствовали какие-либо стандарты. Однако в начале 80-х годов производители музыкального оборудования решили покончить с «произволом» и впервые собрались «за столом переговоров».
В результате был принят единый стандарт, названный MIDI (Musical Instrument Digital Interface – цифровой интерфейс музыкальных инструментов). Это была настоящая революция. После этого можно было подключать друг к другу, не боясь несовместимости или повреждения, любые клавиатуры и секвенсоры. Это послужило толчком к развитию отдельных звуковых модулей (синтезаторов без клавиш) и в дальнейшем – программ, синтезирующих звуки. Согласитесь, намного удобнее иметь 10 разных синтезаторов и одну клавиатуру, чем 10 клавиатур.
Кстати, клавиатуру принято называть MIDI-контроллером. Наименование подчеркивает, что она выполняет чисто «управленческие» функции. И, между прочим, MIDI-контроллер совсем не обязательно должен иметь вид фортепианных клавиш. Бывают контроллеры в виде гитары, баяна или, например, флейты. Поэтому более правильно употреблять термин MIDI-контроллер фортепианного типа.
Что же лучше: MIDI-клавиатура или синтезатор?
После того как мы выяснили, что MIDI-клавиатура по сути – «безмозглый синтезатор», который не в состоянии издавать какие-либо звуки, встает резонный вопрос: стоит ли ее покупать? Или можно обойтись домашним синтезатором, потому что к компьютеру подключить его проще простого, а встроенный автоаккомпанемент помогает при сочинении музыки? Какие есть преимущества и недостатки у каждой стороны?
Доводы за MIDI-клавиатуры
- Цена. «Мидюшка» (как часто называют MIDI-клавиатуру) дешевле, чем синтезатор с аналогичной клавиатурой. Четырехоктавная клавиатура с полноразмерными активными клавишами стоит от $100 и позволяет решить большинство студийных задач. Синтезатор за такие деньги не купишь.
- Качество. Клавиши – практически единственная значимая деталь MIDI-клавиатуры. Производители, как правило, сосредотачивают внимание именно на клавишной механике. Как следствие, даже у дешевых моделей клавиши могут быть лучше, чем на довольно дорогих синтезаторах.
- Универсальность применения. Имея устраивающую вас клавиатуру (по механике клавиш, по крутилкам и регуляторам), вы можете использовать ее с какими угодно синтезаторами и даже с другим студийным оборудованием.
- Простота подключения. Подключить к компьютеру MIDI-клавиатуру гораздо проще, чем синтезатор (его придется настраивать). Помочь удаленно в настройке сможет далеко не каждый специалист.
Даже имея огромный опыт за плечами, мы часто не можем ответить на некоторые вопросы покупателей. И это не означает, что мы безнадежны. Ответить можно при условии, что под рукой есть такой же инструмент, который использовали в сходных условиях. А это невозможно.
- Долговечность и актуальность. Имеется в виду не срок службы клавиатуры – по этому показателю контроллер не превосходит синтезатор. Мода на звуки меняется быстро. Покупать для каждой песни новый синтезатор могут позволить себе только зарубежные суперзвезды. Более того, продать клавишный синтезатор после эксплуатации почти нереально. А к клавиатуре вы привыкнете, и желания расстаться с ней не возникнет.
- Компактность. Если вы не обладаете элитным жильем, то площадь вашей домашней студии вряд ли превышает 10–12 кв. метров. То есть хранить клавишные синтезаторы просто негде. MIDI-клавиатура компактна и в принципе лучше приспособлена для работы с несколькими устройствами.
Или все-таки синтезатор?
Преимуществ у последнего не так много:
- Автоаранжировка. Многие современные синтезаторы имеют встроенный автоаккомпанемент, который дает возможность «вживую» исполнять музыкальные произведения для целого ансамбля. Пожалуй, этот аргумент является самым весомым из всех.
Вы можете записать автоаккомпанемент в секвенсор и, работая с другими звуками, быстро сделать профессиональную аранжировку. Аналогичные компьютерные программы-аранжировщики достойного развития не получили.
- Подключение. Вы можете играть только на синтезаторе, не подключая его к компьютеру. С MIDI так не получится.
Помимо быстроты «разворачивания», есть еще надежность. Компьютер или планшет может «зависнуть». А вероятность отказа у физического синтезатора намного ниже.
- Качество звука. Если мы говорим о профессиональных моделях, то качество звука у них довольно высокое. Чтобы получить такое же качество с виртуальными синтезаторами в реальном времени, нужно иметь довольно серьезный компьютер и высококачественную недешевую звуковую карту.
Немного истории
Исторически сложилось, что мы подключаем MIDI-клавиатуру, да и другие MIDI-контроллеры с помощью разъема 5 DIN (правильнее было бы написать 5/180 DIN, а еще правильнее – DIN 41524).
Изначально этот тип коннектора стандартизировали для аналогового звука, и так подключались многие советские магнитофоны. Этот тип подключения применялся и во многих компьютерах (в том числе на Apple II), игровых приставках, научной аппаратуре. Стандарт DIN 41524 описывает только тип и форму разъема. В разных устройствах разъемы могут быть электрически несовместимы. MIDI, например, можно вставить в PS/2, только ничего не будет работать.
Сегодня все так же применяется пятиконтактный разъем. В профоборудовании он является стандартом. Однако большое количество клавиатур и контроллеров обзавелось разъемом USB, который позволяет подключиться практически к любому компьютеру. В продаже можно встретить и переходники/конверторы MIDI-USB. С их помощью можно подключать старые синтезаторы и MIDI-клавиатуры к ПК.
На фото – MIDI-интерфейс M-AUDIO MIDISPORT UNO USB
Большинство клавиатур/контроллеров подключается по технологии Plug and Play (стандартные драйверы установлены в системе). Вам останется только сконфигурировать контроллер в настройках используемой программы. Некоторым профессиональным контроллерам нужны драйверы, поэтому читайте инструкцию и не забывайте их устанавливать.
Практически все MIDI-клавиатуры работают с любым программным обеспечением. Нужно просто подключить клавиатуру к ПК, запустить Host-программу (например, Cubase), настроить подключение, выбрать виртуальный синтезатор (VSTi) – и можно начинать играть.
Клавиатуры, подключенные к звуковой карте с помощью разъема MIDI, обычно программа подхватывает автоматически. А вот если вы используете USB, чаще всего нужно указывать порт подключения вручную. Также существуют контроллеры, созданные специально для определенной программы. Например, практически все контроллеры для Dj.
При подключении по USB дополнительное питание необходимо только большим профессиональным клавиатурам-контроллерам. А при использовании MIDI-разъема клавиатуре потребуется блок питания.
С подключением немного разобрались. Теперь давайте поговорим о том, какие бывают MIDI-клавиатуры, чем они отличаются и как же выбрать ту, которая подойдет именно вам.
Первое, на что обращаешь внимание при выборе контроллера, – это размер. У клавиатур он определяется количеством октав и размером клавиш. У комбинированных контроллеров увеличение размера может быть обусловлено наличием дисплея и дополнительных регуляторов.
Клавиши бывают двух основных размеров: полноразмерные, такие же, как у «деревянного» фортепиано, и уменьшенные. Обычно уменьшенные устанавливают на портативных контроллерах, которые можно носить с собой и сочинять мелодии, например, в поездке. Чаще всего такие клавиатуры имеют 25–32 клавиши и небольшое количество дополнительных регуляторов. Полноразмерные клавиатуры имеют от 25 до 88 клавиш. Если самые первые в линейке модели еще можно носить с собой, то последние больше подходят для стационарного применения. Особенно если клавиши на них молоточкового типа.
Т: На фото – линейка MIDI-клавиатур M-AUDIO Keystation
Типы механики клавиатур
Есть три основных типа: взвешенная, полувзвешенная и невзвешенная (т. н. синтезаторная). Обычно клавиатуры с механикой синтезаторного типа имеют чуть уменьшенные в длину клавиши (ширина их стандартная). Они представляют из себя пластиковую пластинку-рычажок, на которую легко нажимать.
В противовес им взвешенные клавиатуры с молоточковой механикой имеют полноразмерные клавиши, как у рояля, которые нажимаются с определенным усилием и дают ощущение игры на настоящем музыкальном инструменте. В некоторых топовых MIDI-клавиатурах клавиши даже изготавливают из дерева. Обычно такие клавиатуры позволяют регулировать взвешенность в определенных пределах. Полувзвешенная механика, как видно из названия, – нечто среднее между двумя предыдущими.
Важный параметр MIDI-клавиатуры – чувствительность. Она отвечает за то, будет ли меняться звук в зависимости от силы/скорости нажатия. Малоформатные клавиатуры обычно не обладают т. н. активной клавиатурой, и динамику (velocity) приходится впоследствии рисовать вручную. На более дорогих моделях на каждой клавише установлено по нескольку датчиков, передающих скорость/силу нажатия, скорость отпускания, продолжительность нажатия и так далее.
Послекасание (aftertouch) отвечает за чувствительность клавиатуры уже после того, как вы нажали клавишу. Можно сказать, что наличие этого параметра позволяет «додавить» клавиши, что может быть полезно, если вы играете с помощью VST синтезаторов, имитирующих духовые инструменты, органы, некоторые струнные.
Если вы хотите не просто поиграть, записать немного «подкладов» и простенькое соло, если нужно управлять синтезаторами, изменять их параметры на лету, вам будут полезны клавиатуры с дополнительными регуляторами.
Регуляторы на MIDI-клавиатурах
Самыми часто встречающимися регуляторами на MIDI-клавиатурах являются Pitch и Modulation, располагающиеся чаще всего слева от клавиатурного блока. Регулятор Pitch позволяет изменять высоту ноты в ограниченных пределах. Modulation управляет модуляцией.
На фото – регуляторы управления: питч (Pitch) и модуляция (Modulation)
Кроме стандартных, клавиатура может иметь дополнительные программируемые регуляторы, которые можно использовать по своему усмотрению. Обычно они подписаны просто цифрами. Если устройство имеет большое количество регуляторов, они могут быть разделены на группы (тогда их подписывают цифрой и буквой, обозначающей группу, например, А1, A2, C3, и т. д.).
Некоторые клавиатуры имеют органы управления в виде пэдов, на которые пользователь может назначить определенный звук, короткую музыкальную фразу и пр. Чаще всего пэды используют для исполнения/записи ритмических рисунков.
На фото – назначаемые пэды MIDI-контроллера Akai MPK261
MIDI-клавиатуры позволяют управлять инструментами VST, регулировать их параметры на лету, импровизировать во время выступления. Они дают ощущение управления звуком, позволяют «прикоснуться» к музыке.
Одним из элементов управления можно считать педали «Сустейна» и «Экспрессии». С недорогими MIDI-клавиатурами обычно можно использовать только одну педаль, и это Sustain. Профконтроллеры позволяют подключать несколько педалей.
Еще одно оборудование, которое можно подключить к клавиатуре, – духовой контроллер. Он позволяет исполнять партии духовых инструментов. Звучание максимально приближено к оригиналу.
Многие MIDI-клавиатуры / контроллеры можно подключать к мобильным устройствам, планшетам, смартфонам. В отличие от малоформатных клавиатур профессиональные могут потребовать дополнительного питания. Это необходимо учитывать при выборе устройства. Также не забудьте обзавестись необходимым переходником, исходя из того, какое мобильное устройство вы планируете использовать.
Обзор MIDI-клавиатур
Рассмотрим конкретные модели и попробуем понять, какая подойдет именно вам.
Начнем с самых маленьких. Такие клавиатуры обладают уменьшенными клавишами, небольшим количеством дополнительных регуляторов и подойдут тем, кто любит сочинять музыку в поездках. Наиболее распространенные представители этой группы – M-audio Axiom Air Mini 32, AKAI MPK-Mini MK2 USB, а также ARTURIA MiniLab MKII.
На фото – Arturia MiniLab
Такие инструменты легко подключаются к планшету или нетбуку и позволяют наигрывать любимые мелодии где угодно.
В продолжение темы – малогабаритные клавиатуры с полноразмерными клавишами. Они подойдут тем, кому играть на миниатюрных клавишах неудобно. Например, модели ALESIS V25, M-AUDIO Oxygen 25 IV .
На фото – MIDI-клавиатура ALESIS V25
Наиболее крупная группа среди MIDI-клавиатур – инструменты с 49 клавишами. В ней представлены как бюджетные решения, обладающие только фортепианной клавиатурой, например, AXELVOX KEY49J, так и более профессиональные модели, например, M-AUDIO Oxygen 49 IV, NOVATION IMPULSE 49, ARTURIA KeyLab 49. Такие клавиатуры подойдут большинству музыкантов. Выбрать подходящую просто. Главное – решить, нужна «просто клавиатура» или «клавиатура с кучей крутилок».
На фото – MIDI-клавиатура NOVATION IMPULSE 49
Следующая категория – такие же клавиатуры, только с 61 клавишей. Например, Behringer UMX610, M-Audio Keystation 61 MK3, M-Audio Code 61, ARTURIA KeyLab Essential 61.
На фото – MIDI-клавиатура BEHRINGER UMX610
Заключительная категория – полноформатные контроллеры на 88 клавиш, чаще всего с молоточковой механикой и обширным числом органов управления. Устройства чаще всего используют профессиональные музыканты, исполняющие сложные, чаще всего фортепианные аранжировки. В большинстве это стационарные студийные устройства. Один из недорогих вариантов – MIDI-клавиатура M-Audio Oxygen 88.
На фото – MIDI-клавиатура M-AUDIO OXYGEN 88
Но в большинстве своем это довольно дорогие устройства. Например, ARTURIA KeyLab 88 или Studiologic SL88 Studio.
На фото – MIDI-клавиатура ARTURIA KeyLab 88
Если у вас остались вопросы о MIDI-клавиатурах или возникли сложности при выборе определенной модели, обратитесь к нашим специалистам. Вы можете рассказать им о своих требованиях к инструменту и условиях его эксплуатации. Исходя из этого, сотрудники порекомендуют оптимальные модели.
MIDI клавиатура может стать для вас настоящей находкой, если вы всегда мечтали играть на фортепьяно, но не могли себе его позволить. Это настоящее достижение современной техники не только не занимает места в комнате, но и не утомляет соседей, ведь вы можете играть в наушниках в любое время суток! Освоить это чудо техники вам помогут несколько несложных советов.
- Как играть на миди-клавиатуре
- Как играть на синтезаторе
- Как подключить midi-клавиатуру
- - MIDI-клавиатура;
- - USB-кабель для MIDI;
- - компьютер или ноутбук.
Подсоедините к вашей MIDI-клавиатуре MIDI-кабель. Обычно порты представляют собой круглый вход с несколькими зубцами. Будьте внимательны: MIDI-кабель под названием "MIDI IN" должен быть подключен на "MIDI IN", порт на клавиатуре и "MIDI OUT" – соответственно, к порту "MIDI OUT" .
USB-сторону кабеля подключите к USB-порту компьютера. После этого переверните клавиатуру. Попробуйте сыграть несколько нот. Проверьте, чтобы светодиодные индикаторы на MIDI-кабеле реагировали на ваши действия.
Когда вы подключите клавиатуру, нужно будет запустить на компьютере программу, которая позволяет работать с возможностями MIDI-клавиатуры. Это могут быть программы: Audio To Midi, FL Studio, Virtual DJ или другая подобная программа. Также вам понадобится приложение для записи музыки, например, Pro-Tools или GarageBand.
Создайте новый MIDI трек или файл, попробуйте проиграть на клавиатуре несколько нот, проверьте, идет ли звук через динамики, отображаются ли ноты в запущенной вами программе, записывается ли звук. Если вы все подключите правильно, у вас не возникнет трудностей с освоением и работой на MIDI-клавиатуре.
Очень удобной особенностью MIDI-клавиатур является то, что для их установки не требуются драйвера, поэтому вы можете подключить ее не только к компьютеру или ноутбуку, но и к синтезатору, и к любому другому устройству, генерирующему звук.
При выборе MIDI-клавиатуры руководствуйтесь своими навыками и целями. Хотите ли вы профессионально создавать музыку или просто записать несколько треков, чтобы позабавить родных и знакомых, да и самому развлечься ? обязательно учитывайте свои цели при выборе модели MIDI-клавиатуры, узнавайте технические характеристики и возможности клавиатуры у продавца или компании-распространителя. Только правильно подобранная MIDI-клавиатура поможет вам добиться желаемых результатов.
Читайте также: