Что такое клавиатура в музыке 1 класс
Литература : Зимин П., История фортепиано и его предшественников, М., 1968.
Г. И. Благодатнов.
Смотреть что такое КЛАВИАТУРА в других словарях:
КЛАВИАТУРА
(лат. tastatur, claviarium) — ряд перемежающихся белых и черных клавиш на струнном или духовом клавишном инструменте, издающем хроматическую гамму. На . смотреть
КЛАВИАТУРА
(нем. Klaviatur, от лат. clavis — ключ) 1) в музыкальных инструментах совокупность рычагов — клавиш, расположенных в определённом порядке; одна . смотреть
КЛАВИАТУРА
КЛАВИАТУРА, -ы, ж. Система клавиш. К. рояля. К. пишущей машинки. IIприл. клавиатурный, -ая,-ое.
КЛАВИАТУРА
клавиатура ж. 1) а) Весь ряд клавишей на клавишных музыкальных инструментах. б) Весь ряд кнопок в гармонике. 2) Совокупность клавишей в разного рода механизмах.<br><br><br>. смотреть
КЛАВИАТУРА
КЛАВИАТУРА
клавиатура клавишная панель; мануал Словарь русских синонимов. клавиатура сущ., кол-во синонимов: 3 • клава (4) • мануал (4) • тыкалка (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: клава, мануал. смотреть
КЛАВИАТУРА
Клавиатура (лат. tastatur, claviarium) — ряд перемежающихся белых и черных клавиш на струнном или духовом клавишном инструменте, издающем хроматическую гамму. На органе бывает несколько К. для рук, помещенных одна над другой и называющихся мануалами, и одна К. для ног, называемая педалью. К. применяется и к ударным инструментам с колокольчиками (jeux de cloches, Glockenspiel) или металлическими пластинками (металлофон, Stahlharmonica), по которым бьют молоточки, находящиеся в связи с К.<br><br><br>. смотреть
КЛАВИАТУРА
3.2 клавиатура: Расположение клавиш (печатных или функциональных) определенным способом. Источник: ГОСТ Р МЭК 60447-2000: Интерфейс человекомашинный. смотреть
КЛАВИАТУРА
КЛАВИАТУРА(ново-лат., от лат. clavis - клавиша). Ряд клавишей.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.КЛАВИАТУРА. смотреть
КЛАВИАТУРА
КЛАВИАТУРА
клавиату́ра сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? клавиату́ры, чему? клавиату́ре, (вижу) что? клавиату́ру, чем? клавиату́рой, о чём? . смотреть
(нем. Klaviatur, от лат. clavis — ключ) у муз. инструментов — комплект особо оформленных рычагов — клавиш, расположенных в определённом порядке. Нажимая на клавишу муз. инструмента, извлекают звук определённой высоты.
К. появилась впервые в водяном органе — гидравлосе, изобретённом в Александрии Ктесибием. При игре на гидравлосе органист выдвигал клавиши, открывая т. о. доступ воздуха к соответствующим трубкам. В 1 в. до н. э. Витрувий в Риме усовершенствовал К., сделав клавиши нажимными. Устройство, автоматически возвращавшее клавишу в исходное положение, появилось лишь в 12 в. в виде грузов на задних концах клавишей или в виде пружин. Став непременной принадлежностью органа, а также струн. инструментов типа клавикорда, спинета, фп., К. уже в старинных инструментах (сохранились спинеты 16 в.) имела обычное расположение в два ряда с одними и теми же клавишами для повышенных и пониженных ступеней, считавшихся с 18 в. энгармонически равными (см. Энгармонизм). В 16-17 вв. изготовлялись также и К. с разными клавишами для повышенных и пониженных ступеней. Звукоряд на К. в нижней октаве нередко бывал диатоническим, а хроматич. последование начиналось с ноты си бемоль — рис. 1.
Расположение клавиш при наличии в К. фа диез и соль диез см. на рис. 2.
На органах, чтобы обеспечить возможность одновременной игры в разных тембрах, достигать чётких динамических контрастов, применяются 2-3, а на больших органах до 7 К. для рук (мануалы), располагающихся террасообразно одна над другой. Главная К. — нижняя; при игре на ней возможно одновременное включение всех регистров (grand jeu). На органе имеется также К. для ног — педаль. В разл. инструментах передача усилия от К. к источнику звука осуществляется по-разному — непосредственно (гидравлос, колёсная лира), с помощью простого приспособления (клавикорд) или через сложное передающее устройство (совр. рояли, органы). Усовершенствование К. шло по 2 направлениям. Первое — создание хроматической К., не выделяющей до мажор из числа др. тональностей. Такая К. изобретена в 1784 И. Хюбшем. Наиболее удачной и получившей нек-рое распространение была клавиатура П. Янко: 2 осн. ряда клавишей располагались по целотонным гаммам, отстоявшим на полтона; остальные ряды дублирующие. Другое направление вызвано стремлением создать К., наиболее удобную для игры (дугообразные К. — Г. Штауфера и M. Гайдингера, 1824; Г. Нейгауза, 1881; Клатсема, 1907; лучевая клавиатура А. Шульца, 1908). Особые К. кнопочного и обычного фортепьянного типа были изобретены для гармоник и аккордеонов.
Литература: Зимин П., История фортепиано и его предшественников, М., 1968.
Задачи : дать определение термину «пульс» , научить различать высокие, средние и низкие звуки, запомнить слова клавиатура и регистр, познакомить со скрипичным ключом и нотой до.
Музыкальный материал : С.С. Прокофьев «Марш», М.И. Глинка «Полька» , р.н.п. «Во поле береза стояла», П.И.Чайковский «Песня жаворонка», Галынин «Медведь», Т.Попатенко «Скворушка прощается.
1.Знакомство с пульсом в музыке.
- Ребята, а вы знаете, что такое пульс и где он находится?
- Правильно. Пульс - это биение сердца и услышать его можно взяв себя за руку , за запястье.
Музыка живая. У нее тоже есть пульс и я вас научу его слышать. Слушаем внимательно Польку
М.И.Глинки и пытаемся услышать пульс. После исполнения педагог показывает хлопками пульс.
Во время второго исполнения ребята прохлопывают самостоятельно.
- А теперь послушаем Марш Прокофьева и пробуем услышать пульс. Во время второго проигры
вания марша ученики хлопают пульс.
- Итак. Что такое пульс? Правильно. Пульс – это ровные удары в музыке.
2. Разучивание песни «Скворушка» Т. Попатенко .
3. Знакомство с терминами клавиатура и регистры.
- Ребята, посмотрите на клавиши нашего пианино. Какие они?
- Правильно. Черные и белые. Все клавиши вместе называются словом клавиатура. Записать слово на доске и повторить хором несколько раз. В клавиатуре прячутся звуки: высокие ,средние и низкие. Это три регистра на которые делится клавиатура. Давайте послушаем пьесы и отгадаем какие были звуки(регистры) высокие, средние или низкие.
Исполнить пьесы: П.И.Чайковский «Песня жаворонка», Галынин «Медведь»,спеть вместе с ребятами «Во поле береза стояла» .
4. Знакомство со скрипичным ключом и нотой до.
- Звуки записываются нотами. А где живут нотки? На линеечках, в домике. Нарисовать на доске домик.
- А как попасть в домик к ноткам? Правильно. Нужен ключ, но не простой, а музыкальный. Как он называется?
- Правильно . Скрипичный. От слова скрипка. Показать изображение скрипки. Давайте нарисуем ключ в нотной тетради.
- А как называется самая первая нотка. Правильно . Нота до. Давайте ее нарисуем. Живет она на первой добавочной линейке.
5. Домашнее задание. Учить песню «Скворушка прощается». Нарисовать две строчки скрипичного ключа и ноты до.
Задачи урока: -продолжение знакомства с выразительными возможностями инструментов , формирование навыков сотрудничества в процессе коллективного инструментального и вокального музицирования, формирование музыкально-слухового опыта и словаря музыкальных терминов.
Предметные результаты: Узнавать по тембру звучания музыкальный инструмент-фортепиано, регистры звучания, расположение нот и использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме .
Метапредметные: применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Личностные: развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям .
Ход урока: Музыкальное приветствие. Вокальное распевание. Исполнение песни «Дождик» О. Юдахиной -на фортепиано в ансамбле с учениками.
Ребята, хочу загадать вам загадку, разгадав ее, вы догадаетесь, о чем сегодня мы будем говорить на уроке:
Играть умеет он и «форте»(громко) и «пиано»(тихо),
За это назвали его…(фортепиано)
Дети, как называется инструмент , на котором мы сейчас играли? (Фортепиано, пианино). Я думаю, что у вас есть любимые музыкальные инструменты , на которых вы хотели бы научиться играть( опросить- на каком инструменте дети хотели бы научиться играть?).
Один из популярнейших инструментов- фортепиано. Он еще «молодой» инструмент- появился в 1711 году. Музыканты сначала не хотели его принимать. Вольфганг Амадей Моцарт один из первых композиторов кто начал сочинять для фортепиано пьесы. Для этого замечательного инструмента Моцарт написал много произведений, один из которых мы сейчас прослушаем. Слушаем «Турецкий марш» В.А. Моцарта. Краткий музыкальный анализ- определяем характер, темп, динамику .
А сейчас, ребята, мы сами попробуем сыграть на фортепиано. Но сначала рассмотрим таблицу, на которой изображены фортепианные клавиши и регистры. У фортепиано много клавиш. Звучат они по-разному: высоко –низко, в среднем регистре. Регистр-это высота звуков. Представьте себе многоэтажный дом. На нижних этажах звучат басы- низкие звуки, на средних этажах – звуки, которые нам легко пропеть, а на самом верху- самые звонкие высокие звуки( проиграть вместе с учениками ).
Регистр встречается нам и в русских народных сказках. Озвучиванием с детьми сказку «Теремок». (Голоса персонажей звучат в разных регистрах: у медведя- в низком регистре, у мышки- в высоком и т.д.) Озвучиванием с детьми сказку «Курочка- ряба». Для каждого персонажа дети должны самостоятельно выбрать музыкальные инструменты и обосновать свой выбор.
В начале урока вы назвали свои любимые инструменты. Сегодня мы разучим эстонскую народную песню «У каждого свой инструмент». Слушание и разучивание 1 куплета в медленном темпе по фразам. Исполнение в характере и в темпе, обращаем внимание на чистоту интонации и дикцию. Пение с танцевальными движениями, имитируя игру на музыкальных инструментах.
Повторение песни В. Шаинского «Дети любят рисовать». Задание: нарисовать что больше всего понравилось на уроке ( какое произведение, инструменты, персонажи сказки и т.д. ).
Урок подошел к концу: что понравилось на уроке? Какие произведения прозвучали выразительно?
В данной статье мы будем знакомиться с клавиатурой пианино и других клавишных музыкальных инструментов. Вы узнаете о том, как называются клавиши фортепиано, что такое октава и как сыграть диез или бемоль.
Как известно, число клавиш на пианино – 88 (52 белых и 36 чёрных), и они расположены в определённом порядке. Прежде всего, сказанное относится к чёрным клавишам: они расположены по принципу чередования – две, три, две, три, две, три и т.д. Почему именно так? – для удобства игры и для простоты навигации (ориентирования). Это первый принцип. Второй принцип – при движении по клавиатуре слева направо возрастает высота звука, то есть в левой половине клавиатуры находятся звуки низкие, в правой половине – высокие. Когда мы перебираем клавиши подряд – мы как бы поднимаемся по ступенькам от низких звучностей во всё более высокий регистр.
Белые клавиши фортепиано называются также как и 7 основных нот – до ре ми фа соль ля си . Этот «набор» клавиш повторяется по всей клавиатуре несколько раз, каждое его повторение называется октавой. Другими словами, октава – это расстояние от одной ноты «до» до следующей (можно откладывать октаву как вверх, так и вниз). Все остальные клавиши (ре ми фа соль ля си) между двумя до входят в данную октаву, помещаются внутри неё.
Где находится нота до?
Вы уже поняли, что нота до на клавиатуре не единственная. Помните про то, что чёрные клавиши располагаются группами по две и три? Так вот, любая нота до примыкает к группе из двух чёрных клавиш, и находится слева от них (то есть как бы впереди них).
Ну и вот посчитайте, сколько нот до на клавиатуре вашего инструмента? Если вы за пианино – то их аж восемь штук, если за синтезатором, то будет поменьше. Все они принадлежат разным октавам, в этом мы сейчас разберёмся. Но сначала, смотрите – теперь вы знаете, как сыграть и все остальные ноты:
Можете сами придумать для себя какие-нибудь удобные ориентиры. Ну, например, типа таких: нота фа слева от трёх черных клавиш, или нота ре между двумя чёрными клавишами и т.п. А мы перейдём к октавам. Теперь сосчитаем их. Полная октава должна содержать все семь основных звуков. Таких октав на фортепиано семь. На краешках клавиатуры у нас нот в «набор» не хватает: снизу есть только ля и си, а сверху и вовсе одна нота – до. Эти октавы неполные, тем не менее, они будут иметь собственные названия, поэтому и эти кусочки мы будем считать отдельными октавами. Итого у нас получилось 7 полных октав и 2 октавы «огрызочные».
Названия октав
Теперь о том, как называются октавы. Называются они очень просто. В центре (на пианино обычно прямо напротив названия) находится первая октава, выше неё будут вторая, третья, четвёртая и пятая (одна нота до в ней, помните, да?). Теперь от первой октавы движемся вниз: слева от первой находится малая октава, дальше большая, контроктава и субконтроктава (это в которой белые клавиши ля и си).
Смотрим ещё разок и запоминаем:
Итак, октавы у нас повторяют один и тот же набор звуков, только на разной высоте. Естественно, все это отражается в нотной записи. Вот, к примеру, сравните, как записываются ноты первой октавы и, как записываются ноты в басовом ключе для малой октавы:
Наверное, давно уже назрел вопрос: а для чего вообще нужны чёрные клавиши, не для одной ведь навигации? Разумеется. На чёрных клавишах тоже играют, и нажимают их нисколько не реже, чем белые. Так в чём же дело? Дело вот в чём: кроме основных ступеней-нот (это те, что мы только что играли на белых клавишах), есть ещё и производные – они то и располагаются в основном на чёрных клавишах. Черные клавиши фортепиано называются точно так же, как и белые, только к названию добавляется одно из двух слов – диез или бемоль (например, до-диез или соль-бемоль). Сейчас разберёмся, что такое диез и что такое бемоль.
Как играть диезы и бемоли?
Рассмотрим все клавиши, которые входят в любую октаву: если посчитать вместе черные и белые, то, оказывается, что их в сумме выходит 12 (7 белых + 5 чёрных). Получается, что октава разделена на 12 частей (12 равных ступенек), и каждая клавиша в данном случае – одна часть (одна ступенька). Вот, расстояние от одной клавиши до самой близкой соседней – это полутон (неважно, куда откладывать полутон: вверх или вниз, между двумя белыми или между чёрной и белой клавишей). Итак, октава состоит из 12 полутонов.
Диез – это повышение основной ступени на полутон, то есть, если нам нужно сыграть, скажем, ноту до-диез, то мы нажимаем не клавишу «до», а ту ноту, которая на полутон выше. До-диез – соседняя чёрная клавиша (справа от клавиши «до»).
Бемоль имеет обратное действие. Бемоль – это понижение основной ступени на полутон. Если нам нужно сыграть, к примеру, си-бемоль, то мы играем не белую «си», а нажимаем соседнюю чёрную клавишу, которая ниже этой «си» (слева от клавиши «си»).
Теперь понятно, что каждая чёрная клавиша – это или диез или бемоль какой-нибудь из соседних «белых» нот. Но не всегда диез или бемоль занимает именно чёрную клавишу. Например, между такими белыми клавишами, как ми и фа, или си и до, нет чёрных. И как тогда играть до-бемоль или ми-диез?
Очень просто – все по тому же правилу: диез на полтона выше, бемоль на полтона ниже. Напоминаю, что полутон – это кратчайшее расстояние между любыми двумя соседними клавишами. Значит, для того чтобы сыграть до-бемоль, спускаемся на полтона – получаем, что до-бемоль совпадает по высоте с нотой си. Аналогично, нужно играть ми-диез – поднимаемся на полутон: ми-диез совпадает с клавишей фа. Звуки, которые одинаковы по высоте, но по-разному записываются, называются энгармоническими (энгармонически равными).
Ну, вот и всё! Я думаю, всё понятно. Мне осталось добавить по поводу того, как диез и бемоль обозначают в нотах. Для этого используют специальные значки, которые записываются перед той нотой, которую нужно изменить.
Небольшое заключение
Мы с вами в данной статье разобрались в том, как называются клавиши фортепиано, какие ноты соответствуют каждой клавише и как легко ориентироваться на клавиатуре. Также мы выяснили, что такое октава и узнали, названия всех октав на фортепиано. Ещё вы теперь знаете, что такое диез и бемоль, и как найти диезы и бемоли на клавитуре.
Клавиатура фортепиано – универсальна. Многие другие музыкальные инструменты оснащены клавиатурами подобного типа. Это не только рояль и пианино, но аккордеон, клавесин, орган, челеста, клавишные гусли, синтезатор и т.д. По образцу такой клавиатуры расположены пластинки на ударных инструментах – ксилофоне, маримбе, вибрафоне.
Если вы интересуетесь внутренним устройством фортепиано, если вам любопытно узнать, как и откуда берётся звук у этого дивного инструмента, то рекомендую ознакомиться со статьей «Устройство пианино». До встречи! Оставляйте свои комментарии внизу, нажимайте «Мне нравится», чтобы поделиться найденным материалом с друзьями и единомышленниками в контакте, моём мире и фейсбуке.
Читайте также: