Что такое клавиатура на фортепиано
Клавиатура – это сердце инструмента. От совершенства ее механики напрямую зависят возможности музыканта раскрыть все краски музыкального произведения. Качественный цифровой инструмент позволяет развить виртуозные игровые навыки.
Механизм работы акустического фортепиано выстроен на сложном взаимодействии. При нажатии клавиш звук рождается с помощью внутренних рычагов, ремешков, струн и молоточков. Громоздкие фортепиано требуют особого ухода и чрезвычайно габаритны.
Цифровые пианино использовать удобнее. Они современнее и наделяют владельцев дополнительными возможностями. Главной задачей производителей является воплощение реалистичного акустического звучания в ограниченном пространстве корпуса цифрового пианино. И надо сказать, это прекрасно получается. Качественные цифровые пианино способны генерировать яркий и многогранный звук.
Механизм образования звука в пианино
Современные производители музыкальных электронных инструментов сумели достичь эталона и создали подобие концертных роялей в обличье цифровых пианино. Процесс в них выстраивается с помощью молоточкового механизма, который воздействует на датчик. Музыкант, играющий на таком инструменте, в полной мере чувствует необходимую отдачу клавиш от воздействия молоточков. Полноразмерные и взвешенные клавиши соответствуют размеру рояльной клавиатуры и имеют ювелирную балансировку.
Работа сенсоров в пианино
Ключевые типы клавиатур
Остановимся подробнее на типах клавиатур цифровых пианино. Среди разнообразия клавиатур инструментов можно выделить три основных их типа:
Молоточковая клавиатура максимально воспроизводит имитацию фортепианной динамики. Она подразделяется на два типа:
Градуированная клавиатура имеет ключевую характеристику «graded», что означает ее способность раскрывать всю градацию тембров и звуковой окраски. Словно вместо стандартной палитры красок у вас в руках оказались сотни или даже тысячи оттенков цветов.
Балансная клавиатура рождает более уравновешенный звук и позволяет отойти от фортепианных тембров к имитации других инструментов. Данную особенность чаще всего используют солидные синтезаторы и MIDI интерфейсы.
Полувзвешенная клавиатура позволяет воплотить определенные исполнительские нюансы. Это оптимальная середина выбора для начинающих. Она сочетает удобную разнохарактерную игру и доступную многим цену инструмента. Полувзвешенная клавиатура лишена молоточкового механизма, но качественно имитирует необходимый отклик клавиш.
Синтезаторная клавиатура обычно отличается меньшим размером клавиш. Они подразделяются на динамические и не динамические. У динамических клавиатур громкость звука варьируется интенсивностью и скоростью нажатия. Не динамические клавиатуры пассивно реагируют на разную степень нажатия и лишены характеристики активного звукоизвлечения.
Таким образом, из всех перечисленных видов молоточковая клавиатура цифрового пианино максимально повторяет ощущения игры на рояле и фортепиано. Она мастерски воплощает ценные нюансы фортепианной механики перехода от жестких клавиш к более легким.
Качественное цифровое пианино должно иметь 88 полноразмерных клавиш. Во взвешенной клавиатуре каждый элемент тщательно выверен по весу в зависимости от регистра. Громкость звучания напрямую зависит от силы нажатия. Причем чувствительность клавиатуры можно дополнительно отрегулировать специальными настройками. Бывают системы, распознающие до 3 степеней нажатия на клавишу. Для юных начинающих пианистов производители подготовили специальную функцию «SOFT», которая позволяет снизить степень нажатия для нетренированных детских рук.
В качестве образцов звука в цифровых пианино используются лучшие акустические рояли мира и сложнейшие алгоритмы генерации звуков. Важным параметром является полифония инструмента. Современные производители инструментов Casio и Yamaha достигли почти магических возможностей. Они позволяют воспроизводить до 256 нот одновременно, что дарит способность раскрыть даже мельчайшие оттенки произведения.
Типы механизмов
Создатели цифровых инструментов постоянно совершенствуют механику воспроизводства звука. Процесс содержит множество технологических тайн и хранится в строгом секрете. Именно поэтому каждый инструмент имеет эксклюзивный характер, соперничающий в мастерстве со своими собратьями. Рассмотрим популярные и востребованные у потребителей модели подробнее.
ROLAND
Инструменты бренда Roland обладают клавиатурой PHA-4. Этот передовой клавишный механизм относится к четвертому поколению молоточковых механизмов и выпускается в трех основных модификациях:
Механизм клавиатуры ROLAND PHA-4
Клавиши имеют специальное покрытие под слоновую кость. Клавиатура PHA-4 Concert имеет усложненную двойную конструкцию на деревянной основе. Наличие специального смягчающего демпфера позволяет избежать характерного для других моделей шума клавиш при интенсивной игре. Действие функции Escapement помогает контролировать технику исполнения легато. Клавишный механизм Roland позволяет исполнителю отражать музыкальное произведение правильным способом, подобно игре на реальном концертном рояле.
YAMAHA
Согласно мнению специалистов, механика клавиатуры Yamaha также превосходна, как и у Roland.
Механизм клавиатуры GH-3
Модели этой компании оснащены клавиатурами Graded Hammer 3 (GH3X/GH3) и Natural Wood. Эти клавиатуры, по заверению производителей, позволяют забыть о том, что в игре участвует цифровое пианино. Инструменты с такой механикой сопровождает насыщенный, аутентичный звук и абсолютное наслаждение игрой. Клавиатура Natural Wood выполнена из натурального дерева по уникальной технологии. Клавиши Graded Hammer 3 имеют благородную текстуру из синтетической слоновой кости. Такие типы клавиатур оснащены тремя датчиками и стабилизаторами. В качестве сэмплов клавиш Yamaha задействует тембры знаменитых роялей Yamaha CFX и Bösendorfer Imperial. Также, в работу клавиатур Yamaha встроен эффект Real Grand Expression. Суть его заключается в легком, но существенном для механики игры щелчке в конце хода клавиши.
KAWAI
Особый выразительный характер имеют цифровые пианино японской фирмы Kawai. Основатель компании Коити Каваи был талантливым изобретателем и запатентовал исключительную модель фортепиано, который сейчас воплощается в электронных аналогах. Широкий спектр серий цифровых пианино Kawai использует клавиатуры следующих типов:
- Responsive Hammer Compact Action (RH-C),
- Responsive Hammer II
- Advanced Hammer Action IV-F.
Клавиатура пианино KAWAI
Градуированные клавиатуры этих типов имеют 88 взвешенных клавиш. RH-C имеет покрытие Ivory Touch, которое достоверно имитирует слоновую кость. Исключительная технология Harmonic Imaging Kawai реализует любые задумки музыкальной экспрессии пианиста: от мелодичного пианиссимо до призывного фортиссимо.
Модели пианино Kawai рекомендуют приобретать музыкантам, работающим в классическом направлении. Именно Kawai обладает превосходным классическим концертным звучанием.
Клавиатура с пластиковыми клавишами RH II
CASIO
Широкая модельная линейка электронных музыкальных инструментов Casio постоянно обновляет ассортимент, совершенствуя механику и характеристики клавиатуры.
Серии Casio Privia и Casio Celviano оснащены запатентованной взвешенной молоточковой клавиатурой Tri-Sensor II с функцией Hammer Response. Ее 88 клавиш обладают тремя уровнями чувствительности и богатой полифонией от 128 до 256 звуков. При нажатии клавиши в действие вступает трех сенсорный молоточковый механизм.
Богатое многомерное звучание инструментов Casio достигается с помощью особой Air-технологии. Звуковой процессор Air обеспечивает богатство тембров и создает эффект резонанса струн. Опытный производитель Casio сделал всё возможное, чтобы превратить обычную комнату с инструментом в реалистичный концертный зал.
Среди всех известных производителей отчетливо прослеживается стремление создать прекрасный инструмент с богатым акустическим звучанием и идеальной фортепианной механикой. Технологии клавиатурной динамики неустанно совершенствуются и добиваются истинного мастерства. Еще 10 лет назад музыкальные преподаватели были против обучения игре на фортепиано на цифровых аналогах из-за разности ключевых нюансов техники игры и формирования неверных навыков. Сейчас отличия между акустическими фортепиано и электронными инструментами сглажены настолько, что не заметны даже опытным профессионалам.
Важнейшими критериями при выборе клавишного инструмента (синтезатора, учебно-развлекательной “самоиграйки”, рабочей станции или цифрового фортепиано) - является качество звучания, технические возможности, цена и удобство. Относительно первых двух пунктов - это постоянные конкурентные гонки между производителями, всегда самые современные эксклюзивные разработки и супертехнологии в сфере сэмплирования и генерации звука. пункт “удобство” стоит рассмотреть подробнее.
По критерию "Удобство" можно выделить следующие несколько подпунктов:
интерфейс (грамотно расположенные элементы управления, информативный дисплей, продуманное меню управления);
компактность (размеры и вес);
гибкость настроек (возможность настроить инструмент под себя, скорость доступа до нужных тембров или установок имеет большое значение во время живых выступлений);
Характеристики клавиатуры у фортепиано. Сколько клавиш в стандартном фортепиано?
Конечно, понятие “удобная клавиатура” очень размытое и требования к “удобству” напрямую зависят от сферы применения инструмента, а также потребностей исполнителя.
К сожалению, далеко не всегда на сайтах можно найти исчерпывающую информацию о клавиатуре, а иногда типичные характеристики даже презентуются производителями, как эксклюзивные особенности (что в результате может сбить с толку покупателя). Именно поэтому при выборе инструмента важно понимать все термины и обозначения, которые указываются в описаниях. Это позволит сделать правильный выбор (от которого зависит будущий творческий процесс) и избежать лишних переплат за ненужные функции.
Итак, ниже приведен список признаков, по которым можно определить основные типы клавиатур.
Классификация клавиатуры фортепиано по количеству клавиш:
● Клавиатура с 25 клавишами
● От 32 до 49 клавиш
Такими клавиатурами, обычно, оснащают компактные студийные MIDI-клавиатуры и синтезаторы. Такого объема достаточно для воспроизведения сольных lead-партий, атмосферных пэдов, поэтому их часто используют как дополнительную клавиатуру во время выступлений. Кроме того, такое количество клавиш часто встречается в детских учебных инструментах (сами клавиши в них, преимущественно, меньшей ширины).
● 61 клавиша
Современный стандарт клавиатуры синтезаторного типа, на которой можно сыграть большинство партий (за исключением разве что широкофактурних фортепианных). Такой объем позволяет при компактных размерах получить широкие исполнительские возможности. Часто производители на пользу компактности исключают из комплектации динамики, благодаря чему вес таких инструментов не более 6 кг. Именно поэтому, начиная с 80-х годов подавляющее большинство клавишной продукции выпускается с 5-октавной клавиатурой.
● Клавиатура с 76 клавишами
Инструменты с таким количеством клавиш имеют определенный спрос, но в целом такая клавиатура менее популярна, чем 5-октавная. Их удобно использовать на концертах, когда нужен более широкий диапазон, например для исполнения фортепианных партий, или разделения клавиатуры на несколько частей. Иногда производители оснащают такие инструменты молоточковой механикой, представляя их в качестве уменьшенной модели фортепиано.
● 88 клавиш
Классический диапазон фортепианной клавиатуры. 88 клавиш имеет стандартное, обычное фортепиано. В редких случаях повнооктавные инструменты выпускаются с полувзвешеной или с невзвешенной механикой, но почти всегда они имеют в своей конструкции настоящий молоточковый механизм, который максимально приближен по ощущениям к “живому” фортепиано.
Классификация клавиатуры фортепиано по типу действия
● синтезаторная клавиатура (synth action)
Cамый распространенный тип клавиатуры, такой клавиатурой оснащается большинство современных синтезаторов и рабочих станций. Визуально синтезаторная клавиатура не полная, как у фортепиано, а с тонкими (около сантиметра толщиной) клавишами;
● рояльная клавиатура (hammer action)
Тип клавиатуры, которым оснащаются все инструменты, основное назначение которых - это имитация игры на фортепиано. Визуально не отличается от обычных клавиш фортепиано. Самый трудный тип клавиатуры, в основе которого находится настоящий молоточковый механизм.
● органная клавиатура (waterfall action)
Именно такая клавиатура была в классических электроорганах. Визуально этот тип похож на фортепианный, но клавиши внутри пустые и сделаны из пластика, как и синтезаторные. Сегодня большинство производителей электроорганов также оснащают свои инструменты этим типом клавиатуры, поскольку он более приспособлен для органной игры (игра с подъездами и глисандо). Хотя, наверное, логичнее будет сказать, что именно клавиатура и продиктовала такой стиль игры.
Клавиатуры рояльного типа можно также поделить на:
● молоточковые сбалансированные (balanced hammer action);
● молоточковые градуированные, или прогрессивные (graded hammer action).
Максимально приближенной к клавиатуре акустического рояля является градуированная клавиатура. Для нее характерно больший вес клавиш в нижнем регистре и меньший в верхнем. Необходимость такой градации связана с тем, что в настоящем фортепиано молоточки верхнего регистра значительно легче, чем в нижнем, соответственно - для их нажатия нужны меньшие усилия.
Но это не значит, что сбалансированная клавиатура не имеет права на существование. Музыканту, который до этого играл в основном на клавиатуре синтезаторного типа, градация веса клавиш будет только мешать. Кроме того, такая клавиатура обычно имеет меньший вес, чем градуированная.
По чувствительности к скорости касания (velocity):
● не динамическая - такая клавиатура не реагирует на силу прикосновения. Для некоторых тембров (например, органа) это может быть полезно. Но сейчас такую клавиатуру можно встретить преимущественно в детских учебных инструментах.
● динамическая - такая клавиатура реагирует на силу прикосновения, то есть позволяет играть форте или пиано. На сегодня стандартом градации динамики есть 128 единиц (0-127), 7-битное разделения.
Также, компанией Casio была разработана система с 14-битным разрешением, что позволяет отразить более 16000 градаций (примерно в 125 раз больше). Таким образом точность передачи всех нюансов динамики максимально приближена к акустическому роялю.
По признаку тяжести клавиш:
● невзвешенная (non-weighted) - самый легкий тип клавиатуры. Самый длинный в изготовлении, но не самый удобный для игры.
● полувзвешенная (semi-weighted) - оптимальный баланс ощущений от игры. Такой тип клавиатуры используется у большинства синтезаторов. Клавиши имеют определенный вес, но все же достаточно легкие для исполнения органных глиссандо.
● взвешенная (weighted, heavy-weighted) - обычно называют взвешенной рояльную клавиатуру, но иногда сюда относят также и клавиши синтезаторного типа, но с увеличенным весом (более жестким пружинным механизмом). В общем, границы очень размыты, поэтому такие обозначения в определенной степени условны. Тем не менее, эту характеристику важно знать для создания полной картины об инструменте.
С точки зрения технического решения - разницы между невзвешенной и полувзвешенной клавиатурой нет: в обоих случаях используется пружинный механизм. Отличаются они лишь жесткостью пружины.
По поддержке послекасания:
● с поддержкой послекасания (aftertouch) - клавиатура позволяет изменять характер звука после его извлечения благодаря увеличению силы нажатия. Чаще всего используется как источник модуляции или для регулирования частоты среза фильтра или громкости.
● без поддержки послекасания клавиатура не поддерживает соответствующую технологию.
Надеюсь, мы сумели ответить на вопрос не только о количестве клавиш фортепиано, но и о том, чем отличаются друг от друга клавиатуры различных видов цифровых пианино.
Всего на клавиатуре фортепиано есть 88 клавиш, среди которых 52 штуки белых, остальные 36 – черные. Белые клавиши расположены все подряд без каких-либо особенностей, а черные – группами по две или по три. Посмотрите на картинку:
На белых клавишах регулярно повторяются семь одних и тех же нот: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Каждое такое повторение от одной ноты ДО до следующей ноты ДО называется ОКТАВОЙ. Любая нота ДО находится перед группой из двух черных клавиш, то есть слева от них, как бы «под горкой». Рядом с клавишей ДО на пианино находится клавиша РЕ и так далее все клавиши пианино располагаются по порядку. Смотрим на картинку:
Итак, вот что мы выяснили:
- Нота ДО всегда находится слева от двух черных клавиш.
- Нота РЕ расположена на пианино между двумя черными клавишами.
- Нота МИ занимает положение справа от группы из двух черных клавиш.
- Нота ФА находится слева от группы из трех черных клавиш.
- Ноты СОЛЬ и ЛЯ находятся внутри группы из трех черных клавиш.
- Нота СИ соседствует с нотой ДО и находится справа от группы из трех черных клавиш.
Какие бывают октавы на фортепиано?
Мы выше уже сказали, что каждое повторение набора всех семи звуков называется октавой. Октавную систему можно сравнить с многоэтажным домом. Те же самые ступеньки музыкальной лестницы (ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ) повторяются каждый раз на новой высоте, как будто бы постепенно повышается этаж расположения лесенки.
Октавы имеют свои названия, они очень простые. Средние и высокие звуки находятся в октавах, которые называются: ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ и ПЯТАЯ. Первая октава обычно находится в середине инструмента, в середине диапазона. Вторая, третья, четвертая октавы находятся выше, то есть с правой стороны по отношению к первой октаве. Пятая октава считается неполной, так как в ней всего лишь один звук – одна только нота ДО без продолжения.
Про ноты, находящиеся в разных октавах так и говорят: до первой октавы, до второй октавы, до третьей октавы и т.д., соль первой октавы, соль третьей октавы, соль четвертой октавы и т.д.
Низкие, басовые звуки занимают левую сторону клавиатуры фортепиано. Они располагаются в октавах, которые называются: МАЛАЯ, БОЛЬШАЯ, КОНТРОКТАВА, СУБКОНТРОКТАВА. Малая октава находится ближе всех к первой, непосредственно слева от нее. Ниже, то есть левее, на пианино – клавиши большой октавы, далее – контроктавы. Субконтроктава является неполной, в ней две белые клавиши – ля и си.
Для чего нужны черные клавиши?
С белыми клавишами пианино мы немного разобрались – на них в разных октавах располагаются основные ноты ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ и СИ. А для чего же тогда нужны черные клавиши на фортепиано? Разве только для ориентировки по ним? Оказывается, нет. Дело в том, что в музыке есть ноты (ступени) основные, их семь, а кроме них есть ступени производные, которые получаются при повышении или понижении основных. Повышение ступени обозначается словом ДИЕЗ, а понижение – словом БЕМОЛЬ.
В нотах для обозначения диезов и бемолей применяются специальные знаки. Диез по начертанию представляет собой небольшую решетку (совсем такая решетка как на клавиатуре вашего телефона), которая ставится перед нотой. Бемоль (с французского – мягкая «бэ») напоминает русский мягкий знак, только более заостренный к низу или латинскую букву b, этот знак также как и диез ставится перед нотой (заранее).
ВАЖНО! Диез и бемоль повышает или понижает, то есть изменяет ноту на ПОЛУТОН. Полутон – много это или мало? Полутоном на фортепианной клавиатуре считаемся наименьшее расстояние между двумя клавишами. То есть, если играть все клавиши фортепиано подряд, не пропуская белые и черные, то между двумя соседними клавишами будет расстояние в полутон.
И если нам нужно сыграть какой-нибудь диез, то мы просто берем клавишу на полутон выше, то есть не обычную белую ДО, РЕ или МИ, а следующую за ним черную (или белую, в случае когда черной рядом не имеется). Давайте посмотрим примеры:
Так получилось, что две ноты – ми-диез и си-диез совпадают с другими клавишами. МИ-ДИЕЗ совпадает с клавишей ФА, а СИ-ДИЕЗ – с клавишей ДО. Для этих диезов не нашлось отдельных черных клавиш, поэтому их «выручили» соседние белые. Тут нечему удивляться, в музыке часто такое бывает. Это интересное свойство, когда звуки совершенно одинаково звучат, но по-разному называются, имеет имя ЭНГАРМОНИЗМ (ЭНГАРМОНИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО).
Если нам нужно взять на фортепиано какой-нибудь бемоль, то нужно наоборот играть клавишу на полутон ниже, то есть левее, ту клавишу, которая идет перед основной. И здесь тоже будут случаи энгармонического равенства: ФА-БЕМОЛЬ совпадает с клавишей МИ, а ДО-БЕМОЛЬ – с клавишей СИ. Давайте посмотрим теперь все остальные бемоли:
Таким образом, черные клавиши на клавиатуре пианино выполняют очень интересную двойную функцию: для одних нот они являются диезами, а для других – бемолями. Если вы хорошо усвоили сегодняшний урок, то вы без труда эти совпадения клавиш можете назвать. Если вы занимаетесь с ребенком, то попросите его об этом обязательно, чтобы эта мысль в его голове лучше отложилась. Кстати, если вы собираетесь разучить с ребенком написание нот, то в помощь вам у нас есть неплохое пособие – Как выучить ноты с ребенком? Милости просим вас на эту страничку!
О типах клавиатур, используемых в синтезаторах, рабочих станциях и цифровых пианино, мы очень скоро поговорим в другой статье. А сейчас давайте рассмотрим механизмы традиционных фортепиано – роялей и пианино, на которые так усердно стараются быть похожими многие современные цифровые инструменты.
В отличие от синтезаторов, звук на фортепиано извлекается не при помощи замыкания электронных контактов, а благодаря физическому воздействию ударного элемента на струну. Вы нажимаете на клавишу, она запускает рычажной механизм, энергия передается молоточку, который резким ударом заставляет струну вибрировать.
В чем особенности такой конструкции:
- Молоточек должен ударить по струне довольно резко даже при плавном нажатии, иначе атаки не получится.
- Сразу после удара молоточек должен быть отдернут, иначе произойдет моментальное демпфирование (приглушение) струны его поверхностью.
Чтобы атака была резкой, молоточек должен создать соответствующий импульс, который, как мы знаем из курса школьной физики, зависит от массы и скорости. Слишком тяжелым его делать нельзя, ведь инструмент должен оставаться транспортабельным. Так что решающий фактор – скорость. Но как ее повысить, если клавиша погружается вниз всего на пару сантиметров?
Здесь можно вспомнить «звездочку» велосипеда: вы крутите ее педалями по маленькому радиусу, при этом колеса вертятся со значительной скоростью. Угловая скорость сохраняется, но благодаря большой длине окружности линейная скорость поверхности колеса может быть очень большой. Так и с молоточком: чем больше его длина, тем резче кончик будет бить по струне.
Чтобы избежать демпфирования и обеспечить молотку такой же резкий отскок, используется противовес. Свой противовес есть и у самой клавиши, ведь она тоже должна как можно быстрее вернуться в исходное положение, чтобы позволить музыканту при необходимости играть быстрые трели. Молоточек не имеет постоянного жесткого сцепления с клавишей, поэтому после атаки он возвращается в исходное положение даже в том случае, когда вы не снимаете палец.
Веками производители фортепиано вырабатывали оптимальные соотношения масс и размеров элементов механизма. Ведь если противовес клавиатуры будет слишком мал, то на инструменте не получится играть быстрые пассажи – клавиши не будут успевать возвращаться. А если он будет слишком большим, то клавиатура будет жесткой, из-за чего музыкант будет испытывать постоянную усталость пальцев.
Слишком длинный рычаг приведет к быстрому износу деревянных элементов, а слишком короткий – не обеспечит нужного рычажного эффекта.
Таким образом, игра на рояле сопровождается физическим перемещением большого количества частей разной массы и объема, так что «взвешенность» такой клавиатуры не может быть подвергнута сомнению.
Рояль и гравитация
Даже если вы сравните разные акустические инструменты между собой, вы обнаружите, что ощущения от игры на них могут значительно отличаться. Причина – в особенностях конструкции, типе инструмента, примененных в его производстве материалах и… гравитации. Да-да, на первый взгляд это покажется странным, но гравитация действительно оказывает воздействие на наше звукоизвлечение при игре на рояле. Сейчас объясню.
Обычное пианино предназначено для домашних условий, так что одно из важных требований к нему – компактность. Струны, молоточки и демпферы (глушители струн) расположены вертикально. Для возврата молоточков на место используются пружины, и для прижима демпферов к струнам – тоже.
У концертного рояля ограничений по занимаемой площади нет, ведь он используется в больших залах. Молоточки расположены горизонтально, так что их возврат в исходное положение происходит под воздействием силы притяжения. Точно так же и демпферы: они находятся над струнами, и как только вы снимаете пальцы с клавиш, демпферы естественным образом опускаются на струны под действием собственного веса.
Получается, что клавиатура пианино отчасти приводится в действие искусственно, а физика рояля более натуральная. Из-за таких различий в конструкции, а именно из-за влияния гравитации, ощущения от игры на этих инструментах отличаются.
Плечо силы и закон рычага
Клавиши концертного рояля длинные, благодаря этому музыканту комфортно нажимать на любую точку их поверхности – ближе к краю или между черными клавишами. Этот эффект достигается за счет увеличения плеча воздействия – длины клавиш, причем не видимой длины, а той, что скрыта от глаз внутри корпуса.
Поясню на бытовом примере: если открывать дверь за ручку или чуть ближе к петлям – результат будет примерно одинаковым, а вот если толкать дверь у самых петель – придется приложить усилия. Очередной случай действия рычага.
Клавиши пианино короче, плечо их рычага меньше. Опытный пианист сразу же ощутит другую механику: на коротких клавишах при приближении пальцев к черным клавишам нажатие становится более тугим.
В этом кроется важный секрет, который вам не раскрывают производители цифровых пианино в рекламных роликах и на постерах. У рояля очень длинные клавиши, около 60 см. Видимая часть – около 15 см. Опорная точка клавиши находится примерно посередине, то есть плечо силы при нажатии на край клавиши – 30 см. У самого основания видимой части клавиши оно уменьшается до 15 см, то есть вдвое.
Клавиши большинства домашних и сценических цифровых пианино крепятся прямо у самого основания, ну или в лучшем случае в 2-5 см от него внутри корпуса. А значит у основания клавиши плечо силы меньше в 3-7 раз.
По закону рычага если мы уменьшаем плечо вдвое, то прикладываемая сила должна увеличиться вдвое, зависимость обратно пропорциональная. Действие этого закона наглядно демонстрируется на картинке чуть выше.
Идеальная клавиатура должна обеспечивать равномерную отдачу при давлении на любую точку клавиши. Но идеала достичь невозможно, для этого понадобилось бы бесконечно длинное плечо. Задача хорошей клавиатуры – минимизировать перепады давления, чтобы обеспечить музыканту контроль над динамикой исполнения. Чем больше перепады, тем хуже динамическая управляемость инструмента.
Именно поэтому на синтезаторах хочется играть как можно дальше от основания клавиш. Именно поэтому при перемещении руки вглубь клавиатуры пассажи даются сложнее, ровность игры падает, динамика становится топорнее. Конечно, никто не будет играть у самого основания, но чем короче клавиша, тем быстрее наступает ощущение таких перепадов.
Взгляните на рисунок. Сверху клавиши рояля Steinway, снизу – механизм не самого дешевого цифрового пианино фирмы Kawai. Очевидно, что при таком маленьком плече ни о каком реальном приближении к механике рояля речи идти не будет, хотя реализация впечатляет – там и дерево, и молоточек, и аутентичные штифты, и даже зеленый фетр под клавишами.
Если вы вдруг решили, что это антиреклама Kawai – нет, ошибаетесь. Думаете, Korg, Roland или Yamaha в цифровых пианино ставят что-то радикально отличающееся? Можете погуглить самостоятельно и убедиться, что это не так, по крайней мере, в среднем и недорогом сегменте.
До тех пор, пока покупателей будут держать за дураков, на рынке не появится доступного цифрового инструмента с «рояльной клавиатурой». Продавец может сколько угодно рассказывать о том, что клавиши сделаны из настоящего дерева, а в ультрасовременном механизме задействованы молоточки. Достаточно мимолетно взглянуть на прибор, чтобы оценить, насколько длинным может быть плечо клавиши. Если инструмент узкий в глубину, ждать от него хорошей механики не стоит. По большому счету, не имеет никакого значения, есть ли там молоточки и из какого материала сделаны клавиши, если они крепятся у самого основания.
Не уверены в инструменте? Нажмите на любую клавишу и посмотрите, как «оголяется» соседняя клавиша у самого основания: если угол сводится «на нет», образуя острый угол, как на картинке слева, то играть на такой клавиатуре будет некомфортно. На хорошей клавиатуре клавиша погружается всей плоскостью, с небольшим перепадом, ощутимо оголяя бок соседней клавиши по всей длине.
Читайте также: