Что такое экспонометр в мониторе
Экспонометры или фотоэкспонометры – это профессиональные приборы для измерения фотографической экспозиции, что необходимо для получения качественного изображения кадра при фото и видеосъемки. Ориентируясь по показаниям устройства, осуществляется регулировка времени выдержки и числа диафрагмы. Экспонометр может выступать отдельным прибором или быть вмонтированным в видео или зеркальную фотокамеру как часть экспозиционной автоматики.
Зачем нужны экспонометры
Экспонометр в первую очередь необходим для определения экспозиции кадра при фото или видеосъемке. Ее составляет количество света, попадаемого на матрицу камеры. От объема освещенности напрямую зависит насколько четкой получится картинка. Света может быть слишком много или мало, поэтому в большинстве случаев экспозицию необходимо отрегулировать. Это можно сделать меняя настройки соотношения диафрагмы и выдержки. Чтобы определить какие настройки применить и используется экспонометр.
Таким образом, основная задача прибора заключается в регулировки света, попадаемого на матрицу камеры. Устройство проводит измерения отраженного света от объектов, попадающих в объектив камеры. При этом в снимаемом кадре находится множество предметов и несколько плоскостей, от которых поступает разное количество отраженного света. В связи с этим любая регулировка приведет к увеличению четкости одних предметов в кадре и ухудшения точности других. Применение экспонометра дает возможность добиться определенного баланса, чтобы снимок или видеокадр получился максимально качественным.
Ручные и встроенные приборы, в чем отличия
Изначально экспонометр являлся сугубо отдельным прибором аналогового типа со стрелками. Данное устройство позволяет определять степень освещенности объекта, чтобы потом, отталкиваясь от полученных данных, настраивать камеру. При этом регулировка у первых устройств проводилась с использованием специальной таблицы, по которой можно было определить какую поставить выдержку и диафрагму при конкретном уровне света. Эти параметры настраивались поворотным колесиком на объективе камеры. Сейчас механизм применения современных экспонометров стал проще. Экспонометры сделанные для старых камер, могут вполне применяться в связке с новыми видеокамерами и фотоаппаратами.
Современные фотоаппараты и видеокамеры имеют встроенный экспонометр. Он позволяет проводить регулировку экспозиции, переключаясь между режимами или настраивать ее вручную. У фотокамер рабочие параметры таких систем более чем достаточные как для любительской, так и профессиональной съемки. Однако для записи видео, особенно на кинокамеру, нужна более высокая точность. Она достигается только путем использования отдельного ручного экспонометра. Такое устройство может быть аналоговым (стрелочным) или с цифровым выражением готового результата на ЖК дисплее.
Главное отличие между вмонтированными и отдельными устройствами в том, что встроенные экспонометры измеряют только отраженный от объекта свет. Функционал же отдельного прибора расширенный. Им можно померить значение падающего света. Для этого прибор прикладывается со стороны нахождения камеры к объекту съемки, как бы затеняя его, и улавливает на себя направленный свет. В определенных условиях корректировка значения выдержки и диафрагмы по падающему свету способно улучшить качество фотоснимка. Однако в большинстве случаев это будет почти незаметно.
В каких ситуациях нужен отдельный ручной экспонометр
Отдельное устройство в большинстве случаев является излишним даже для профессионального фотографа, при условии, что тот пользуется хорошей фотокамерой.
Однако наличие такого прибора позволяет добиться еще более высокого качества изображения за счет:
- Определения равномерность освещения фона.
- Измерения падающего света.
- Определения отраженного света.
Нужно отметить, что замерять падающий свет могут не все ручные устройства. Если же прибор способен выполнять обе функции, то на его корпусе имеется объектив с окуляром и головка для падающего светового потока. Последняя выглядит как белый пластиковый шар.
При переводе прибора в режим точечного измерения объект рассматривается с расстояния через окуляр. Наводя точку на разные зоны можно видеть их уровень освещенности. На основе полученных данных можно делать настройку экспозиции, отталкиваясь от наиболее важной точки снимка, которая должна получиться лучше всего.
Для измерения падающего потока света необходимо сначала перейти на данный режим в настройках прибора и приложить устройство к интересующей зоне на объекте, измерительной головкой в сторону камеры. Полученные данные в основном используются для корректировки экспозиции на видео и кинокамерах, где требуется безупречное качество изображения, поскольку оно будет показано на большом экране.
Режимы настройки
Встроенные в камеру экспонометры имеют автоматические и ручной режим. Обычно при выполнении фотосъемки достаточно и автоматических режимов, поскольку они позволяют гарантированно получить снимок отличного или хотя бы приемлемого качества. Ручное управление экспозицией дает больше возможностей сделать снимок с нестандартным световым эффектом.
Ручная настройка экспозиции на камере
При включении ручного режима проводится регулировка экспозиции путем вращения или нажатия кнопки. При этом даже в этом режиме встроенные экспонометры не дают никаких точных цифровых данных яркости, за редким исключением. На дисплее камеры просто появляется шкала с нулевым значением по центру и отклонением от +2 до -2. Проводя регулировку нужно добиться выставления указателя шкалы в центре на нулевой отметке. В таком случае снимок получится наиболее правильным. Если же нужно достигнуть определенной художественной задумки с переизбытком яркости или нет, то ползунок на шкале выставляется в любое наиболее подходящее положение.
Встроенные в камеру экспонометры при работе в ручном режиме позволяют проводить регулировку экспозиции ориентируясь по отраженной освещенности любой точки. Можно отталкиваться от главного объекта снимка, его фона или другой поверхности. Чтобы снимок в ручном режиме получился максимально качественным, нужно постараться, чтобы в кадр попали в одинаковом количестве затененные и светлые объекты. Наличие дисбаланса глубины цвета нарушает экспозицию. Даже ручные отдельные экспонометры не дадут достаточно качественного результата снимка
Автоматические режимы
Определение фотометрии объекта съемки очень сложный процесс. В связи с этим современные экспонометры позволяют максимально его упростить. Специально для этого устройства имеют несколько режимов работы, переключаясь между которыми можно менять варианты соотношения времени выдержки и числа диафрагмы. Данные режимы являются оптимальными для подавляющего числа задач, в том числе и при профессиональной съемке.
Большинство экспонометров имеют 4 режима. У встроенных приборов в фотоаппараты и видеокамеры они могут иметь различные названия, но обычно они звучат похоже:
- Оценочный.
- Центрально-взвешенный усредненный.
- Частичный.
- Точечный.
Оценочный режим
Данный режим замера также называется матричным. При переходе на него осуществляется разбивка фотографической сцены на несколько мелких зон. Для каждой из них делаются замеры экспозиции с оптимальным соотношением выдержки и диафрагмы. После этого прибор автоматически сводит все данные воедино и на основе них выводит наиболее оптимальное решение для всех зон. В результате все они смотрятся в кадре почти одинаково четко.
Съемка в оценочном режиме больше подходит для фотографирования пейзажей. Практически все камеры при включении имеют матричный режим по умолчанию, поэтому снимки делаются именно в нем, если не переключится вручную на другой.
Центрально-взвешенный режим
Данный режим является приоритетным при портретной съемке, когда нужно акцентировать внимание на человеке, а не его окружении. При съемке в этом режиме усиление света идет к центру кадра. Поскольку при фотографировании портретов в середине фотографий обычно находится лицо, то центрально-взвешенный режим наиболее удобен.
При переключении на него 70% данных для определения экспозиции берется из света отражаемого вокруг центральной точки кадра. По этой причине изображение у краев получается более блеклым и нейтральным.
Частичный режим замера
Данный режим позволяет провести акцентирование замера экспозиции по одной выделенной зоне. Это может быть полезным, когда главный снимаемый объект освещен хуже, чем фон за ним. В таком случае выбрав на нем зону, площадь которой от общего размера кадра составляет до 9%, можно акцентировать внимание там, где это нужно.
Работая в таком режиме можно исключить неправильное влияние на кадр неважных объектов. Которые однако дают много отраженного света или наоборот выглядят затемненными. Если при экспозиции будут учитываться их параметры, то фото получится менее контрастным.
Точечный замер
Режим точечного замера позволяет выбрать одну точку и пространство вокруг нее, чтобы измерить экспозицию по ней. При точечном замере оценивается 4% от площади кадра. Пользуясь данным режимом можно сделать четким лицо при портретной съемке, скорректировав окружающую освещенность уже по нему, а не наоборот. Именно поэтому данный режим применяется при портретной съемке на близком расстоянии.
Большинство из нас проводят перед монитором минимум восемь часов в день. Чтобы разработать технологии защиты зрения, производители выявили основные негативные факторы, которые приводят к дискомфорту и напряжению глаз. К ним относятся эффект мерцания подсветки, излишне высокая яркость и низкая контрастность: когда изображение сложно различить, зрителю приходится напрягаться, чтобы рассмотреть контент на экране. Также особую роль играет вредное воздействие искусственно созданного синего света.
Для геймеров важно быстрое время отклика и высокая скорость частоты обновления кадров: если в динамичных сценах пиксели не будут вовремя переключаться, это вызовет появление шлейфов, ухудшающих детализацию. Качество изображения также имеет значение: при воспроизведении контента с неродным разрешением появляется интерполяция, которая ведет к снижению четкости картинки.
И, наконец, зрителю необходимо правильно располагаться относительно экрана — это также способно уберечь от возникновения проблем со зрением.
Популярные технологии защиты зрения
При использовании широтно-импульсной модуляции для регулировки яркости был особенно актуален эффект мерцания. Со временем разработчики обратили внимание на эту проблему и создали технологию Flicker-free, при которой яркость подсветки регулируется управляющим сигналом с фиксированной частотой. Правда, у этой функции есть ограничения минимального рабочего уровня, из-за чего мониторы с Flicker-free, как правило, ярче моделей с ШИМ. Чтобы понизить это значение, производители применяют комбинированный механизм, при котором на высокой яркости используется фиксированная частота, а на низкой — ШИМ.
Второй по популярности среди производителей мониторов можно считать технологию фильтрации синего света. Чем же именно этот цвет так не угодил разработчикам? Проблема кроется в его короткой длине волны: если света мало, то он рассеивается, не достигая хрусталика, что приводит к снижению четкости изображения и напряжению глаз. Если же его много, то это чревато повышением глазного давления, что при длительном воздействии способно вызвать усталость, головные боли и прочие неприятные эффекты, а впоследствии и вовсе может привести к ухудшению зрения. Чтобы этого не происходило, производители применяют при проектировании дисплеев технологии фильтрации нижней части видимого спектра. У разных брендов они называются по-своему: ASUS Ultra-low Blue Light, BenQ Low Blue Light, Samsung Eye Saver Mode и т.д.
Естественно, что при удалении определенной части светового спектра могут возникнуть цветовые искажения, поэтому разработчики внедряют режимы, оптимизированные для вывода различного типа контента, и нередко оставляют пользователям возможность самостоятельной установки интенсивности фильтрации.
Вызвать дискомфорт при длительной работе за монитором могут также настройки яркости и контрастности. Если картинка будет излишне темной или яркой, то детали начнут сливаться. При затемнении падают контраст и детализация, заставляя зрителя внимательно всматриваться в экран, а при пересвете могут возникнуть болезненные ощущения в глазах. Чтобы достичь оптимального баланса этих параметров, производители используют различные технологии настройки изображения: одни из них предлагают предустановленные параметры для вывода того или иного вида контента, другие осуществляют так называемое локальное затемнение, снижающее яркость в слишком светлых участках и повышая в темных.
Дополнительное напряжение глаз может вызывать высокая яркость дисплея в темное время суток. Это производители тоже предусмотрели: современные модели мониторов нередко комплектуются датчиком освещенности, на основании показаний которого система автоматически корректирует яркость. Пример такой технологии — BenQ Brightness Intelligence Plus.
Из других факторов, заметно снижающих нагрузку на глаза, стоит отметить матовую поверхность экрана и различные антибликовые технологии (Acer ComfyView и другие). Ряд производителей также позиционирует изогнутую форму дисплея как фактор, предотвращающий утомляемость глаз — они уверяют, что при таком формате центральная и боковые части экрана находятся на одинаковом удалении, за счет чего хрусталику глаза требуется меньше усилий для перефокусировки.
Нередко в описаниях продуктов можно встретить оригинальные названия защитных механизмов, вроде BenQ Eye Care или Acer VisionCare. На практике они представляют собой не что иное, как различные комбинации вышеописанных технологий, объединенные единым термином.
Мы выбрали для вас несколько современных мониторов, наиболее безопасных для глаз.
Монитор Samsung C49HG90DMI
Для защиты зрения производитель применяет технологию MagicBright, оптимизирующую яркость под тип выводимого контента, и Eye Saver Mode, фильтрующую синий цвет. Подсветка на квантовых точках не использует ШИМ, имеет частоту развертки 144 Гц и 125% цветовой охват пространства sRGB. Время отклика здесь действительно «игровое» — всего 1 мс.
Dell UltraSharp U4919DW
Одним из главных конкурентов монитора Samsung можно считать свежую модель из линейки UltraSharp — Dell U4919DW. Этот сверхширокий дисплей предлагает идентичное соотношение сторон 32:9, но при этом обеспечивает поддержку большего разрешения (5120 x 1440 пикс.) и обладает в два раза большей кривизной (3800R против 1800R).
Помимо изгиба экрана, предотвратить нагрузку на глаза помогают технология ComfortView, отвечающая за фильтрацию синей части видимого спектра, IPS-панель с Flicker-free и антибликовое покрытие. Порт USB-C позволяет передавать по одному кабелю и питание, и видеосигналы.
ASUS ROG Strix XG32VQR
Среди дисплеев с меньшей диагональю применение технологий защиты зрения эффективно реализовано в 31,5-дюймовом Asus Strix XG32VQR, входящем в популярное семейство геймерских продуктов Republic of Gamers. Он построен на базе VA панели с разрешением 2560 x 1440 пикс., кривизной 1800R и временем отклика 4 мс, имеет частоту обновления 144 Гц, 94% охват DCI-P3, поддерживает HDR и Radeon FreeSync 2.
Для защиты зрения здесь задействован целый набор технологий: Flicker-free, Ultra-Low Blue Light (4 режима) и Shadow Boost, улучшающая детализацию в сценах с темными областями без пересвечивания светлых. Модель привлекает и интересным дизайнерским решением — круглая подсветка на тыльной стороне корпуса допускает синхронизацию с различными компонентами и периферией, совместимой с Aura Sync.
Acer R240HYAbidx
Acer называет свой фирменный пакет технологий для защиты зрения VisionCare. В него входят все те же Flicker-Less, Blue Light Filter и ComfyView (функция предотвращения бликов). Один из самых доступных вариантов, использующих все эти технологии — это монитор R240HYAbidx, выгодно сочетающий сбалансированные технические характеристики и доступную цену.
BenQ EL2870U
Компания BenQ также активно занимается разработкой фирменной технологии защиты зрения, которая называется Eye Care. Она включает фильтр синего света Low Blue Light+, подсветку WLED, полностью лишенную эффекта мерцания, и систему Brightness Intelligence, осуществляющую цветокоррекцию (увеличение насыщенности при снижении яркости), а также автоподстройку яркости экрана под окружающее освещение.
Среди последних моделей производителя наибольший интерес представляет новинка прошлого года — 27,9-дюймовый дисплей BenQ EL2870U. Он может похвастаться изогнутой формой дисплея, наличием технологии увеличения плотности пикселей, поддержкой 4K, AMD FreeSync, частотой 144 Гц, а также временем отклика 1 мс.
LG 27UK850
Из моделей с диагональю до 27 дюймов особо интересен монитор 27UK850 от LG. Он поддерживает разрешение 4K, режим HDR и технологию адаптивной синхронизации AMD FreeSync. IPS панель использует подсветку W-LED, лишенную ШИ-модуляции во всем рабочем диапазоне яркости. Применение функции «стабилизатор черного» помогает избавиться от пересвечивания картинки и сделать светлее самые темные участки.
У монитора современный набор разъемов, в том числе два HDMI 2.0 и USB Type-C, есть USB-хаб, большое количество самых разных пользовательских пресетов и поддержка HDR10. Дополняет набор преимуществ качественная заводская калибровка и встроенная акустическая система с функцией улучшения звука MaxxAudio.
NEC MultiSync EA271U
Японская компания NEC хорошо известна своей качественной электроникой. производитель В конце прошлого года производитель представил весьма удачный монитор EA271U. Из технологий защиты глаз здесь применены Low Blue Light, Flicker-Free и автокоррекция яркости в зависимости от окружающего освещения.
Монитор отличает высокая детализация, которую обеспечивает IPS панель с разрешением 4K, а также 110% охват цветового пространства sRGB и время отклика 5 мс. Наличие порта USB Type-C позволяет быстро подключать монитор и передавать на него высококачественный контент.
AOC 22V2Q
Завершает нашу подборку продукт тайваньской компании AOC — монитор 22V2Q предлагает покупателям диагональ 21,5”, поддержку разрешения Full HD и, конечно же, наличие сразу нескольких технологий защиты зрения.
Модель выполнена в аккуратном «безрамочном» корпусе, использует TFT IPS-панель с максимальной частотой обновления 75 Гц и Flicker-Free подсветкой WLED. Low Blue Mode отвечает за фильтрацию синего света, а поддержка AMD FreeSync за динамическую синхронизацию частоты кадров. Время отклика у этой модели подходит для игр – оно составляет всего 5 мс.
Сегодня на рынке представлены камеры разных уровней интеллектуальности. Последние модели беззеркальных камер позволяют контролировать яркость изображения в режиме online. Изображение выводится на экранчик или видоискатель прямо с матрицы, уже пройдя предварительную обработку процессором. Можно накладывать различные эффекты: цветокоррекцию, перевод в чёрно-белое и т. п. В общем, принимать решение о съёмке, исходя из видимого предварительного результата. Такая камера не требует от владельца знаний об экспонометре и принципах его работы.
В тоже время флагманы крупнейших производителей, таких как Canon и Nikon, остаются зеркальными камерами. Особенность этих камер в том, что, глядя в видоискатель, мы видим оптическое изображение, прошедшее через линзы объектива, но не видим, каким получится кадр на матрице в текущих настройках. Для работы с такой камерой необходимо знать устройство экспонометра и его алгоритмы. Фотограф фактически моделирует их у себя в голове, представляя как будет выглядеть кадр при текущем освещении и настройках камеры.
Как видно из ролика, зеркало не участвует в формировании изображения. Его предназначение — позволить фотографу увидеть кадр, который получится при нажатии на кнопку спуска затвора. Оптическая схема позволяет точно кадрировать сюжет и выстраивать композицию. Преимущества беззеркальных камер очевидны. Но подумайте вот о чём — фотограф, знающий принципы экспонометрии, может снимать любой камерой и получать ожидаемый результат. Конечно, можно всю жизнь пользоваться беззеркальными цифровыми камерами, но вы лишаете себя возможности использовать некоторые технологии. Например, снимать на плёнку легендарными камерами Leica или среднеформатными камерами.
Согласен, аргумент не для всех, но есть ещё кое-что. Для фотографа крайне важно уметь моделировать кадр до того, как он снят. Даже на этапе обдумывания проекта или съёмки фотограф представляет, какие условия освещения потребуются для реализации задуманного. Если фотограф полагается только на автоматику камеры, он лишает себя и части творческого процесса. А это уже весомый аргумент.
Я учился фотографии самостоятельно. И первое время не мог понять, как же, чёрт побери, получать кадр нужной мне яркости в любой ситуации. Потом задался вопросом о том, как камера узнаёт, какие значения выдержки и диафрагмы выставить в автоматическом режиме. Оказалось, я неверно представлял принцип работы экспонометра, и мне это мешало. Я постоянно ошибался в принятии решения. Давайте начнём по порядку.
Содержание
Классификация экспонометров по устройству
Табличные
Представляют из себя таблицу, в которой описаны условия съёмки и соответствующие им параметры. Практический смысл имеют только при условии достаточно большой фотографической широты применяемого фотоматериала. Применяются также в форме установки экспозиции по символам погоды на шкальных фотоаппаратах («Смена-Символ», «Смена-8М», «Агат-18»).
Табличные экспонометры (СССР, 1970-е годы)
Табличный экспонометр фотоаппарата «Агат-18»
Оптические
Приборы, в которых основным сравнивающим элементом является глаз человека.
В свою очередь, их можно разделить на:
Фотоэлектронные
Поток света воспринимается электронным фотоэлементом, и необходимое значение считывается со шкалы по отклонению стрелки или с цифрового индикатора.
В свою очередь, их можно разделить на:
Селеновые
Селеновый экспонометр «Ленинград-8»
Съёмный сопряжённый по выдержке селеновый экспонометр «Leica M3 lightmeter»
Фотоаппарат «Зенит-Е» со встроенным несопряжённым селеновым экспонометром
Полуавтоматический фотоаппарат «Восход» с сопряжённым экспонометрическим устройством на селеновом фотоэлементе
Фоторезисторные
Приборы, использующие сернисто-кадмиевые (CdS) фоторезисторы в качестве датчика, а в некоторых случаях фотодиоды в режиме обратного тока. Простейшая схема такого экспонометра строится по мостовому принципу, и сопротивление датчика сравнивается с эталонными, переключаемыми калькулятором выдержки и диафрагмы. Индикатором служит гальванометр, показывающий направление вращения калькулятора выдержек. Большее распространение получили более сложные схемы с активными элементами (транзисторами), в качестве индикатора для повышения механической надёжности стали применяться светодиоды, а калькулятор связан обычно с переменным резистором. Имеют наилучшую чувствительность и линейность характеристики, низкое потребление. Нуждаются в источнике питания. Конструктивно можно выделить:
Съёмный экспонометр «Asahi Pentax Meter» установленный на камеру «Pentax SV» (Япония, 1962)
Фотоаппарат «Киев-60 TTL» имеет съёмную пентапризму с встроенным несопряжённым TTL-экспонометром
«Эликон-35СМ». Фоторезистор расположен на оправе объектива
Цифровые
Содержат обычно такой же датчик, как и фоторезисторные, однако сигнал с него оцифровывается и обрабатывается в дальнейшем микропроцессорным устройством. Отличаются большей гибкостью и диапазоном возможностей измерения, но существенно большим потреблением энергии от батарей.
Схожие приборы
Литература
Примечания
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Экспонометр" в других словарях:
экспонометр — экспонометр … Орфографический словарь-справочник
экспонометр — сущ., кол во синонимов: 3 • аэроэкспонометр (1) • фотоэкспонометр (1) • экспозиметр … Словарь синонимов
ЭКСПОНОМЕТР — (от лат. ехропо выставляю, показываю и . ..метр) устройство для определения значений выдержки и диафрагменного числа, при к рых обеспечивается правильное экспонирование фотослоя при съёмке (фотослою сообщается правильная экспозиция). Существуют 3 … Большой энциклопедический политехнический словарь
Читайте также: