Можно ли печатать на пластике на лазерном принтере
Мой первый пост, не судите строго.
Много читаю статей здесь и в соц сетях, о том, что купить, где, а почему то или иное. И решил немного собрать все в кучку, кратко и по сути.
Какое устройство выбрать?
Всё просто, если Вы хотите бизнес построить смотрите на готовые устройства заводской сборки - они как правило хорошо собраны, часто "работают из коробки" (но не всегда, как в моем случае), есть адекватные люди в тех поддержке, которые 90% проблем знают как решить, ну а кроме того эти устройства очень хорошо печатают.
Если руки не из жопы и мало денег, то добро пожаловать в reprap проекты, есть полностью открытые. Самый дешёвый вариант, вполне хорошее качество печати. Готовьтесь что этот принтер Вы будете строить все время, каждый раз что-то новое придумывается обществом или создателем принтера, и у Вас уже есть принтер нормально печатающий, но Вы себя ловите на том как покупаете новые платы на али или заказываете японские подшипники, и это невозможно остановить, только если продать принтер.
Всем остальным, желающим печатать бирюльки берите б/у принтеры, многие из них доведены до ума, и прослужат для Вас достаточно. И деньги сэкономите, и не получите головную боль от не работающего принтера.
На сегодняшний день их огромное количество, каждый из них по своему хорош и плох. В общем и целом, если у Вас открытый принтер то смело берём Pla, Sbs (он же ватсон), ПЭТГ, тотал cf-5 и большая часть арт пластиков типа имитация дерева, меди, бронзы, так как они сделаны на основе Pla. Все эти материалы самые простые и лёгкие в печати, с маленькой усадкой, требуют охлаждения. В общем Pla жёсткий, но термически не стабилен (после 60 начинает плыть), поэтому применения бытовое, шестерни печатать только для образца, в работе при первой же нагрузке съест зубья. СБС отличный материал для прототипов, одна небезызвестная компания делала имитацию стеклянных бутылок с идеально прозрачными стенками (в один проход с обработкой d-лимоненом). ПЭТГ крутой материал, минимум усадки, бешеная межслойная адгезия, в ряде случаев можно делать шестерни, будут жить, вообще хороший материал на замену ПЛА и Абс, вроде термически не стабилен с 90 градусов (но это не точно). Тотал cf-5 крутой материал, на основе полиуретана с добавлениями углеволокна. Прочный материал, можно делать не нагруженные и средненагруженные шестерни, идеально подходит для роликов работающих на трение качения. Соплом 0,4-0,5 печатается, меньше затруднительно, забивает сопло. Да и он очень хорошо "рассверливает" сопло - углеволокно агрессивно к латуни, выход ставить нержавейку (сопла).
Для закрытых принтеров подходят все вышеперечисленные и другие более вредные материалы, такие как АБС, АСА, нейлон. Все при нагревании источают вредные запахи, имеют большую усадку. Если начнёте печатать из этих материалов на открытом принтере Вас постигнет деламинация - растрескивание, загибание, отрывание детали от стола. Основная причина изменения размеров пластика из-за резкого остывания пластика, он сжимается и либо рвёт в местах слабого спекания, либо тянет, термокамера снижает это пагубное влияние. Абс для промышленных деталей, корпуса, рычажки все, что не сильно нагружено, пластик боится лютых морозов ниже 30 и ультрафиолета (от последнего можно защититься защитным лаком). АСА улучшенный абс с меньшим значением усадки и стоек к ультрафиолету. Нейлон самый капризный, температуру подбирать экспериментально, от 240 до 265, нужно обязательно сушить, даже если Вы только распаковали его, дикая усадка, для внешних размеров на 0,1-0,2 мм, для отверстий на 0,4-0,5 мм (все это нужно держать в голове при моделирование. Обязательно перед началом использования печатайте кубики, и разламывайте их кусачками, когда будет монолитная структура (не слоистая), значит можно смело печатать на этой температуре высоконагруженные шестерни.
К каждой детали подходите продумывая, в каких условиях она будет работать, жить и в зависимости от этого подбирайте материал, очень часто мы сначала печатаем из дешёвого пластика (абс, Пла), сверяем визуально детали, обмеряем, а потом уже печатаем из нейлона или ПЕТГ, тотала, это позволяет избежать некоторых ошибок и растрат на дорогостоящий материал.
Есть ещё ряд материалов с интересными свойствами, например флексы и резиноподобные материалы, воск и пмма (служат для изготовления литьевых форм), всякие токопроводящие, ультраны, поликарбонат, о них в следующий раз (по ним не так много опыта).
Адгезия
Как люди только не извращаются с решением слабой адгезии,используют пиво, воду сахаром, пва, лак для волос, клей карандаш, растворы абс в ацетоне, ультрабазы всякие (последние не пробовал). Для меня есть 2 адекватных средства - клей для 3д печати, самый дешёвый уфимский около 400 р за 0,5 л спрей, они одни из первых его начали делать. Держит все кроме нейлона, этот не держится даже на плоту. Нейлон держит только клей бф-2 со спиртом (пропорция 1:3). Естественно все это наносится на стекло или зеркало (кому как удобнее), мы имеем 2-3 стекла, с заранее нанесенными средствами, и после печати просто меняем стекла. Детали сами отходят от стекла при температуре где-то 40-50 градусов. Клей для 3д печати смывается водой, его хватает на 2-3 распечатки, бф-2 нужно замачивать в тёплой воде, тогда отходит плёнкой, засохший клей ничего не берет, ни спирт, ни ацетон, ни сольвентом, только замачивание.
Очень часто проблема адгезии бывает в малом зазоре между соплом и столом (стеклом). Я калибрую по бумажке, по 4 точкам при каждой смене с абс на пла (разная температура стола, разное расширение основы стола от нагрева), так чтобы бумажка скреблась об сопло и двигалась с минимальными затруднениями. Это приводит к тому что первый слой немного раздавливается, и хорошо липнет к основе.
Директ или боуден
Боуден система с вынесенным двигателем и механизмом подачи, директ - с двигателем и механизмом на голове.
У меня нет опреденного ответа, 3 принтера с боуден системой и один с директом. На одном принтере с боуден подачей я печатал всеми пластиками, в том числе и флексами, но воск для литьевки он не смог затолкать. На директе с этим проще.
Бытует мнение что на боуденах можно печатать с большой скоростью, а на директах нельзя, не знаю не проверял.
Скорость печати 100 мм/с и более
Мне никогда непонятны были эти заголовки, куда Вы так спешите, зачем Вам такая скорость, как Вы боретесь с инерцией. Всегда печатали на скорости 50-60 для абс, Пла, нейлон 40, флексы 20-30. Мне нужна качественная, ровная, заполненная деталь, пусть больше времени, но нормальная.
3д печать как бизнес
Пассивное увеличение заказов
Тут подразумеваются различные способы рекламы.
Первое что, Мы сделали, это создали группу в вк, в ней есть вся контактная информация, есть примеры работы, и периодически мы добавляем свои работы в группу. Группа приносит периодически клиентов, половина из них неадекваты. Следом зарегистрировались в справочниках - яндекс, гугл и др. С отражением на карте, это работает, люди ищут, и даже бесплатная версия выкидывает нас периодически в топ. Пока этого достаточно. Объявления на авито/юла, люди периодически звонят, говорят "звоню по объявлению", так что отметать нельзя. И сайт, он нужен чисто для галочки, и работает как визитка, причём желательно чтоб на своём домене, выглядит более серьёзно. Если везде публиковать информацию, чётко, проблема-решение, и фото. То постепенно (у нас 2 года), это приносит стабильную занятость, но до прибыльности далековато. Но опыт сам по себе не появится.
Пока наверное всё, если кому-то понравится, можно будет пройтись подробнее по материалам, слайсерам, принтерам, разберём жизненные (3д печатные) ситуации.
Существует ли цифровая машина, способная печатать на листовом пластике A4, A3+?
Есть что-нибудь что умеет печатать как на бумаге, так и на листовом пластике A4, A3+?
Существует ли цифровая машина, способная печатать на листовом пластике A4, A3+?
Есть что-нибудь что умеет печатать как на бумаге, так и на листовом пластике A4, A3+?
шелкография! Насколько я понимаю - это не цифровая машина.
Меня интересует, условно говоря, лазерный принтер умеющий печатать на пластике. Насколько я понимаю - это не цифровая машина.
Меня интересует, условно говоря, лазерный принтер умеющий печатать на пластике.
Indigo умеет печатать на пластике? Есть еще варианты?
Indigo умеет печатать на пластике? Смотря какой пластик-если упаковочный, то старшие модели могут, если листы по 50 мм толщиной, то нет. Может лучше к специалистам обратиться, а не самому гадать, что печатает, а что нет ? Печать на пластике во всем мире делают или шелкографией (плоские поверхности), или тампопечатью (не плоские поверхности), или гибридными уф-принтерами (если штучная работа). + идея с прозрачной наклейкой не такая уж и плохая - упаковка всей бытовой химии тока на этом и строится. Смотря какой пластик-если упаковочный, то старшие модели могут, если листы по 50 мм толщиной, то нет. Может лучше к специалистам обратиться, а не самому гадать, что печатает, а что нет ? Печать на пластике во всем мире делают или шелкографией (плоские поверхности), или тампопечатью (не плоские поверхности), или гибридными уф-принтерами (если штучная работа). + идея с прозрачной наклейкой не такая уж и плохая - упаковка всей бытовой химии тока на этом и строится.
на нашей 7000 мы печатали на специальных пластиках. На индиго печатаем на специальных и просто праймированных. На Айгене думаю можно печатать на довольно широком спектре из-за системы листопроводки и закрепления.
все нужно пробовать. лучше идти от обратного - какой пластик?
на нашей 7000 мы печатали на специальных пластиках. На индиго печатаем на специальных и просто праймированных. На Айгене думаю можно печатать на довольно широком спектре из-за системы листопроводки и закрепления.
все нужно пробовать.
УФ-принтер идеально печатает на пластиках любой толщины, только медленнее. Если речь идет о пластике для изготовления пластиковых карт (толщина пластика 0,3 мм примерно), то струйники Epson печатают вовсю. Дальше спекание в пресс-ламинаторе и вырубка.
УФ-принтер идеально печатает на пластиках любой толщины, только медленнее. Манолис Сивриди писал(а): Если речь идет о пластике для изготовления пластиковых карт (толщина пластика 0,3 мм примерно), то струйники Epson печатают вовсю. Дальше спекание в пресс-ламинаторе и вырубка.
УФ-принтер идеально печатает на пластиках любой толщины, только медленнее.
Про струйники понятно. Интересно узнать какие не струйные машины умеют печать на листовом пластике. [quote="Манолис Сивриди"]Если речь идет о пластике для изготовления пластиковых карт (толщина пластика 0,3 мм примерно), то струйники Epson печатают вовсю. Дальше спекание в пресс-ламинаторе и вырубка.
УФ-принтер идеально печатает на пластиках любой толщины, только медленнее.[/quote]
Про струйники понятно. Интересно узнать какие не струйные машины умеют печать на листовом пластике. вы бы лучше сказали - для чего это нужно. А то за цену очень "не очень" цифровой машины можно организовать шелкушный цех и печатать хоть на граните. вы бы лучше сказали - для чего это нужно. А то за цену очень "не очень" цифровой машины можно организовать шелкушный цех и печатать хоть на граните.
На любых пластиках печатает УФ-принтер Mimaki UJF-3042 - формат 30х42 см, высота материала до 5 см. Принтер может печатать не только на гладких пластиках, но и на объемных формах (флешки, модемы, корпуса телефонов, роутеры, ноутбуки) "навылет" с радиусом закругления матерала до 3-4 мм. Стоимость такого принтера 29 200 евро. Себстоимость печати полноцветом 5,7 евро/кв м. По белому цвету аналогично и по лаку 6,2 евро/кв м. Принтер может печатать с белым пиксельным или покрывным цветом на прозрачных пластиках и акриле. Может делать выборочную лакировку.
Недорогие Epson для печати на пластике А3, А4 используют для изготовления пластиковых карт. Но в этом случае применяется пластик с клеевым слоем для последующего спекания.
Если речь идет о пластиках большого формата, то применяются УФ-плоттеры Mimaki JFX1615 или 1631 (1,6х1,5 м и 1,6х3,1 м, соотвественно). Их цена уже достигает 90 000-135 000 евро. Что Вы имеете ввиду под неструйными машинами? На лазерном принтере печать с меньшим разрешением, чем на струйном, высокая температура испортит пластик и барабан. В лазерных можно печатать на теслине и потом его ламинировать.
На любых пластиках печатает УФ-принтер Mimaki UJF-3042 - формат 30х42 см, высота материала до 5 см. Принтер может печатать не только на гладких пластиках, но и на объемных формах (флешки, модемы, корпуса телефонов, роутеры, ноутбуки) "навылет" с радиусом закругления матерала до 3-4 мм. Стоимость такого принтера 29 200 евро. Себстоимость печати полноцветом 5,7 евро/кв м. По белому цвету аналогично и по лаку 6,2 евро/кв м. Принтер может печатать с белым пиксельным или покрывным цветом на прозрачных пластиках и акриле. Может делать выборочную лакировку.
Недорогие Epson для печати на пластике А3, А4 используют для изготовления пластиковых карт. Но в этом случае применяется пластик с клеевым слоем для последующего спекания.
Если речь идет о пластиках большого формата, то применяются УФ-плоттеры Mimaki JFX1615 или 1631 (1,6х1,5 м и 1,6х3,1 м, соотвественно). Их цена уже достигает 90 000-135 000 евро. На выставке видел лазерный MGI Метеор для печати на листовом пластике. Есть альтернативы, но тоже лазерные? На выставке видел лазерный MGI Метеор для печати на листовом пластике. Есть альтернативы, но тоже лазерные?
НР Indigo? Xerox IGen4? подойдет?
исходя из конструкции метеора - скорее всего сможет коника печатать.
Вы пытаетесь всех натолкнуть на мысль о покупке метеора? Есть удачные проекты и владельцы, есть не очень.
Пластик специфическая ниша.
НР Indigo? Xerox IGen4? подойдет?
исходя из конструкции метеора - скорее всего сможет коника печатать.
Вы пытаетесь всех натолкнуть на мысль о покупке метеора? Есть удачные проекты и владельцы, есть не очень.
Пластик специфическая ниша.
Вы пытаетесь всех натолкнуть на мысль о покупке метеора?
Отнюдь. Когда я задавал вопрос я даже не знал об этой машине. Я просто хочу понять как можно печатать на листовом пластике.
скорее всего сможет коника печатать
Где-то внутри я понимаю это (на выставке подтвердили что там стоит какая-то коника), но как проверить не знаю. Что-то мне подсказывает что тонер там тоже какой-то другой. Коника, кстати, умеет регулировать температуру печки в настройках? И есть ли коники, у которых прямое прохождение материала(ну в смысле не накручивает на валы, барабаны и все такое)?
[i]Вы пытаетесь всех натолкнуть на мысль о покупке метеора?[/i]
Отнюдь. Когда я задавал вопрос я даже не знал об этой машине. Я просто хочу понять как можно печатать на листовом пластике.
[i]скорее всего сможет коника печатать[/i]
Где-то внутри я понимаю это (на выставке подтвердили что там стоит какая-то коника), но как проверить не знаю. Что-то мне подсказывает что тонер там тоже какой-то другой. Коника, кстати, умеет регулировать температуру печки в настройках? И есть ли коники, у которых прямое прохождение материала(ну в смысле не накручивает на валы, барабаны и все такое)?
На сколько я понимаю технологии сольвентной печати в России еще толком не раскрыты.
не буду делать вид что не веду рекламу ))) но может быть информация окажется полезной.
Так вот для печати по пластикам идеально подходит сольвентная печать так как чернила въедаются в поверхность пластика. На рынке появился новый планшетный принтер для струйной сольвентной печати по различным материалам.
Из технических характеристик: печать струйная микро-пьезо? размер капли 1.5 пиколитра, разрешение от 720 до 5760 dpi. цвета Cmyk белила и лак. Расход 3 $ Кв. метр
На сколько я понимаю технологии сольвентной печати в России еще толком не раскрыты.
не буду делать вид что не веду рекламу ))) но может быть информация окажется полезной.
Так вот для печати по пластикам идеально подходит сольвентная печать так как чернила въедаются в поверхность пластика. На рынке появился новый планшетный принтер для струйной сольвентной печати по различным материалам.
Из технических характеристик: печать струйная микро-пьезо? размер капли 1.5 пиколитра, разрешение от 720 до 5760 dpi. цвета Cmyk белила и лак. Расход 3 $ Кв. метр
Принтер для печати на пластике применяется в технологии изготовления кредитных и дисконтных карт, дорогих визиток, игральных карт, обложек, каталогов, сувенирной продукции.
В принципе, печатать на не очень толстом пластике можно и в печатных машинах, в том числе и офсетных. В последнем случае нужно использовать УФ краски (уф печать на пластике), которые моментально закрепляются во время прохождения ультрафиолетовой камеры сушки. Для лучшего закрепления слоя краски дополнительно наносится защитный лак.
Но во многих случаях финансово выгоднее использовать специализированное и компактное устройство для нанесения изображения на такие материалы.
Перед тем, как рассмотрим принтер для печати на пластике, нужно знать, что для нанесения изображения можно использовать как дорогие промышленные устройства, которые стоят достаточно дорого, так и недорогие струйные.
И одни и другие модели рассмотрим в этой статье, а вы уже выберите оптимальный для себя вариант.
Выбор принтера зависит от толщины пластика. На тонких материалах могут без особых проблем печатать струйные принтеры фирмы Epson, а на толстых листах неплохо справляются ультрафиолетовые принтеры.
Настольный принтер для печати на пластике Mimaki UJF-3042
Принтер для пластика Mimaki UJF-3042 предназначен для нанесения изображения на большинство материалов (пластик, стекло, металл, керамика, акрил, алюминий, и т.д.), в том числе не стойких к воздействию температуры.
Максимальная площадь запечатывания составляет 30х42 см, а толщина материала до 5 см.
Материал формата А3 принтер запечатывает за 5 минут.
Для лучшей надежности используется вакуумный способ крепления. К преимуществам принтера Mimaki UJF-3042 (как и старшей модели UJF-6042) относят надежность, экономичность и высокую производительность.
Принтер пвх не занимает много места, и во время делать не выделяет неприятного запаха, что позволяет работать без вытяжки.
Если вы захотите принтер для печати на пластике купить, то знайте, что стоит он около 30 000 $.
Принтер Millenium 770
Нанесение изображения происходит методом сублимационного вида печати. Также, используется полимерный термоперенос.
Максимальное расширение печати составляет 300 dpi, и Millenium 770 способен воспроизвести более 16 млн цветов.
Размеры устройства составляют 254х458х267мм (В х Ш х Г), вес — 14 кг.
Цена такого принтера примерно равна 2 400$.
Принтер Epson L800
Некоторые предприниматели для печати на тонком пластике используют струйные принтеры Epson, например модель L800. Потом этот пластик можно припресовывать к более толстой заготовке.
Минимальный размер капли составляет 1.5 пл, что позволяет получить высококачественные изображения с прекрасной детализацией.
За минуту Epson L800 способен печатать до 38 цветных страниц формата А4. Устройство не поддерживает двусторонней печати.
Плоттер Mimaki JFX-1615 Plus
Широкоформатный принтер Mimaki JFX-1615 Plus может печатать на пластике большого формата. В работе прибор использует технологию УФ печати.
Максимальное расширение печати составляет 1200х1200 dpi, а размер капли можно изменять.
Кроме основных цветов можно наносить изображение белым цветом а также покрывать лаком.
За час Mimaki JFX-1615 Plus может запечатывать 23,6 м2 материала, а максимальный формат печати составляет 1602 x 1500 мм.
Для ускорения закрепления чернил используется устройство пост-сушки.
Размеры оборудования составляют (Ширина х Глубина х Высота): 4,300×2,700×1,600 мм.
Принтер для печати пластиковых карт ZEBRA P310i
Принтер ZEBRA P310i относится к аппаратам среднего класса, и используется для нанесения цветных и монохромных изображений при изготовлении студенческих билетов, дисконтных карт, карт доступа, и др.
В работе устройство использует технологию сублимационной печати, а разрешение использует до 300 dpi.
За час принтер может напечатать до 140 карт при цветной печати и 900 в монохромном варианте.
Размеры оборудования составляют (Ширина х Глубина х Высота): 315×220×315 мм, вес 6,1 кг.
Мы описали принтер для печати на пластике, но вы должны помнить, что существуют и другие технологии нанесения изображения на этот вид материала. Например, можете обратить внимание на трафаретную печать (шелкографию) или тампонную.
В любом случае, перед покупкой вам нужно посоветоваться с менеджером торговой компании, чтобы получить лучший вариант для тех требований, которые вы требуете.
Совет, как сделать карьеру, данный мистером Макгвайером молодому Дастину Хоффману в фильме «Выпускник»: «Пластики!», с тем же успехом подойдёт коммерческим типографиям, ищущим специализацию. Если раньше эта область была вотчиной специализированных типографий, то ныне в ней всё увереннее себя чувствуют универсальные полиграфические фирмы, чему способствуют инновации в красках и оборудовании.
Но пластик — иная субстанция, нежели материалы на бумажной основе. «Бумага простит, пластик — нет, — предостерегает Рей Принц, старший технический консультант GATF. — Допуски крайне малы, и цена ошибки намного выше». Необходимы чёткое планирование, контакты с поставщиками и терпеливое изучение оптимальных условий печати методом проб и ошибок.
Пробуем пластик
Пластик применяется для продукции, которая не может быть изготовлена или же будет иметь худшие потребительские качества в бумажном воплощении. Вращающиеся дисплеи, уличные вывески и баннеры, ярлычки, меню, членские и телефонные карты, элементы оформления магазинов, витринные дисплеи и карты — популярные способы использования пластика, хотя специализированные типографии берутся даже за печать упаковки и сложных стереоизображений. (Подробнее о видах и использовании пластиков см. врезку «Основы пластиков: терминология») Конечно, это не простой переход от бумаги без покрытия к глянцевой меловке; каждая работа с пластиком требует особой методики на всех этапах — от допечатной подготовки до финишной обработки.
«Интерес со стороны коммерческих типографий растёт, — отмечает Том Лейдинг, менеджер по продажам Transilwrap, производителя искусственных материалов. — Эта область продолжает оставаться для них свободной нишей и становится всё популярнее, способствуя диверсификации и расширению ассортимента».
В результате цветопробы на пластике часто удаётся исключить некоторые производственные этапы. Арт-директор GATF Дэвид Уоттерсон советует: «Сначала вам захочется выводить цветопробу на реальном материале. Круг потенциальных претендентов сразу существенно сужается». Среди популярных продуктов для цветопробы — WaterProof от DuPont Imaging Technologies; PolaProof от Polaroid Graphics Imaging LLC; Matchprint от Kodak Polychrome Graphics; FinalProof от Fuji Photo Film U.S.A.; Grand Sherpa и Sherpa от Agfa и, конечно, цветовые образцы. «Даже если вы в состоянии вывести цветопробу на реальном материале, существует множество устройств, работающих по принципу переноса слоёв или ламинации, «съедающих» блеск, отражение или другие особенности материала, — продолжает он. — Нужен индивидуальный подход, учитывающий планируемые производственные этапы: внутренние требования и технологический процесс типографии, ожидания заказчика по отношению к контрактной цветопробе». Если вы не проводили эксперименты с пластиком, проконсультируйтесь с опытными людьми. И заранее обсудите сомнительные аспекты цветопробы с клиентами — лучше, чтобы они были готовы к возможным проблемам.
Определение дины
Первый этап при печати по пластику — определение уровня дины, или поверхностной энергии материала.
«В традиционной печати краски соединяются с материалом за счёт потенциала поверхностного натяжения, — отмечает Ричард Моеринг, вице-президент по продажам Carton Sales Co. (CSC), типографии с 90 работниками, специализирующейся на высококачественной эксклюзивной упаковке. — У бумаги этот параметр стабилен». Для пластиков уровень дины вариативен и определяется различными методами: от дина-ручек и маркеров до хлопковых кистей, применяемых в дина-тестовых решениях. «Метод чувствительного маркера наихудший, — отмечает Принц. — Некоторые быстро загрязняются: после трёх использований начинают выдавать ошибочные данные». Он рекомендует последний из упомянутых способов: применение хлопковых кистей в дина-тестере с последующей маркировкой материала.
Важно, чтобы уровень дины находился между 38 и 50; 40 — идеальное значение. «Если уровень ниже 38, краски не будут высыхать и начнут отслаиваться, — рассказывает Деннис Джайнс, директор по контролю качества, безопасности и обучению в Jet Lithocolor, типографии с оборотом 40 млн долл., специализирующейся на искусственных материалах. — Если он выше 50, возникнут проблемы со статикой, и материал просто не пройдёт через печатную машину». Материалы с уровнем дины менее 38 могут быть запечатаны, но для гарантированной адгезии красок нуждаются в обработке коронным разрядом.
Принц рекомендует приобретать для каждого продукта пробную партию из 50 листов формата 203х254 мм определённой партии, замерять уровень дины и затем предоставлять образец поставщику красок, чтобы он сформировал необходимый состав.
«Большинство людей не придерживаются этой рекомендации, что приводит к серьёзным последствиям, — отмечает Принц. — В один «прекрасный» день вы окажетесь с 90 тыс. оттисков по 2 долл. за лист — и они не будут сохнуть».
Заказывайте краски и химию
Типографии, располагающие УФ-оборудованием, имеют большую свободу при печати на пластике (см. «УФ-подход к пластикам»), избегая проблем с сушкой — настоящего бедствия в этой области. Для традиционной печати ключевой момент — заказные краски и химия.
Чтобы гарантировать необходимую адгезию, краски должны быть изготовлены специально для печати по пластику. «Обычно их освобождают от нереактивных компонентов — всё, что не станет конечной составляющей красочной плёнки, нужно исключить, иначе она не затвердеет», — объясняет Байрон Хан, технический директор Braden Sutphin Ink, выступавший на прошлогодней конференции GATF, посвящённой печати на пластике, плёнке и фольге.
Практика показывает, что в красках для пластика набор катализаторов для сушки должен быть определён с учётом неблагоприятных условий высокой влажности и низкого уровня кислорода.
Количество увлажняющего раствора также прямо воздействует на высыхание. «Большинство печатников используют тот же набор увлажняющих решений, что и для бумаги, — рассказывает технический сервис-инженер Transilwrap Джерри Крупа. — Бумага, состоящая из целлюлозы, — хороший абсорбент. Пластмассы же не поглощают ни капли воды». Хан рекомендует краски, требующие минимального количества увлажняющего раствора при подаче и печати, т. к. увлажнение химически препятствует процессу окисления. Крупа рекомендует осуществлять приправку на реальном материале, а не на бумаге. «Если делать приправку на бумаге, краски и увлажняющий раствор будут сбалансированы неверно, — поясняет он. — При использовании пластика всё расстроится, поскольку баланс достигался для бумаги».
Ускоренная сушка без химии
Новая, представленная на Print 01, технология красок Just Water Technology (абсолютно водная технология) от Kustom Group реализует обещанное — печать на невпитывающих материалах. Краска, как и в упомянутых случаях, применяется без увлажняющих растворов — нужна лишь обычная водопроводная вода (иногда незначительное подкисление). Kustom Group лицензирует технологию. По словам вице-президента по продажам и маркетингу Джима Волза, шесть производителей красок уже выпустили продукты. Наиболее заметен Midwest Ink, поставивший свои краски Н2О в несколько типографий.
Вице-президент Midwest Ink Джозеф Ханнон объясняет, что краски Н2О на поверхности сохнут быстрее, т. к. отсутствие химии ускоряет процесс сушки. Он отмечает, что имеют значение применяемая увлажняющая система и уровень навыков печатника, однако Принц подтверждает, что пластиковые изделия, запечатанные красками Н2О, сохнут около 4 ч, а другие краски — от 24 до 48 ч.
Для печатников, использующих химию, рекомендации по оптимизации высыхания включают сохранение более тонких стоп на приёмке (5–7,5 см) для минимизации давления и предотвращения отмарывания, а также использование 50-микронного порошка для создания большего объёма воздуха между листами. Чтобы избежать проблем при приводке, важно акклиматизировать материал к условиям цеха как минимум в течение 24 ч (зимой — 48 ч, т. к. паллеты прогреваются очень медленно).
Контроль статики
Пластики накапливают критическое количество статического заряда (об этом лишний раз свидетельствует известный факт: если потереть воздушный шар о голову, он будет держаться на стене). Особенно опасны некоторые специфические пластики. «При работе с тонким винилом, независимо от предохранительных устройств на машине, печатник на подаче имеет неплохие шансы получить электрошок», — язвит Моеринг.
Принц предлагает три условия контроля статики: машина должна быть тщательно заземлена; температура и влажность в печатном цехе жёстко контролироваться (Jet Lithocolor в оснащённом кондиционером помещении поддерживает температуру 21–24,5 °С и относительную влажность 30–50%); для непосредственного удаления заряда на машине нужны антистатические устройства.
По мнению Крупа, есть два подхода к контролю статики — пассивный и активный. В первом применяются такие устройства, как статические полосы и планки, вступающие в контакт с материалом в процессе печати для нейтрализации заряда. Активные устройства (воздуходувные аппараты с ионизированным воздухом или ионизированные воздушные завесы) буквально загоняют ионы в лист или в стопу.
«Располагая ионизатором, вы гарантированно ионизируете несколько верхних листов стопы, но воздух в машине обычно не ионизован, и, если статика есть, встроенный раздув листов уже не помогает, — объясняет Крупа. — А ионизованная воздушная стена справится, к тому же она достаточно мощная и в состоянии загнать воздух между листами так, что они будут легко отделяться друг от друга». Крупа отмечает, что активные устройства стоят менее 1000 долл., но важно располагать воздушным компрессором достаточной для устройства мощности. Производители оборудования для активного статического контроля: SIMCO Industrial Static Control; Meech Static Eliminators U.S.A.; Tantec Inc. и Exair.
Отделка продукта
При финишной обработке пластик удивительно податлив. «В зависимости от материала можно выполнять почти любую отделку, включая штанцевание, фальцовку, скрепление, сварку, тиснение фольгой, конгревное и даже больше, — отмечает Моеринг из CSC. — Но каждый способ требует от типографии известной изворотливости».
Даже такая простая вещь, как резка запечатанного листа пластика, нарушает поверхностное напряжение на краю листа и приводит к сворачиванию краски в гранулы и осыпанию. Это можно предотвратить ещё в процессе печати, если добиться достаточного сцепления краски с материалом; простая штриховка, трение никелем или тест на скрепление определят уровень адгезии.
Джайнс перед перфорацией советует определить содержание смолы в пластике. Одни перфорировать легко, другие же сильно пачкаются, а некоторые требуют различных температурных режимов для сваривания. Он рекомендует проверять восприимчивость пластика к клею, высокой температуре, давлению до начала производства.
При резке пластикового материала угол заточки ножа и давление штампа нуждаются в регулировке. Крупа рассказывает, что при высечке важно следить за остротой штампа — иначе результат резки станет похож на «ангельские локоны». Некоторые материалы (полистирол) бигуются плохо, иные (винил и полипропилены) — легко. Каждое применение пластика уникально, поэтому всегда следует консультироваться с поставщиками.
Полиграфия — точная наука
Старое правило «Подготовься!» вдвойне применимо при печати на пластике. Все опрошенные отмечают, что большинство проблем возникает из-за нежелания проводить предварительные исследования и консультироваться с теми, кто знает, как оптимизировать печать по пластику, — от поставщиков красок и увлажняющих растворов до продавцов материалов.
«Печать на искусственном материале не похожа работу с традиционными носителями, — отмечает Джайнс. — Здесь полиграфическое искусство должно стать точной наукой, ведь необходимо знать физические свойства и характеристики всех компонентов». Как менеджер по качеству он считает, что новичкам в печати по пластику следует приготовиться к длинной и, скорее всего, дорогостоящей дороге обучения. «Печать подобна полёту, — рассказывает Джайнс. — Когда вы сажаете самолет на землю, это похоже на контролируемый хаос — по сути, вы падаете с неба, но по определённым правилам. Когда печатаешь, то сжимаешь, натягиваешь, бросаешь краску и увлажнение на лист, и это тоже хаос, но контролируемый. И если он управлялся правильно, получится хороший продукт, если нет — придётся вызывать пожарную машину».
* Журнал «Американский печатник»,ноябрь 2002 © 2002, American Printer Magazine, a PRIMEDIA publication. All Rights Reserved.
УФ-подход к пластикам
Печатники, выполняющие большую часть заказов на пластике, должны обратить внимание на внедрение УФ-отверждения. «Это недёшево, но УФ перспективно для использования различных технологий, материалов и их комбинаций», — отмечает Дэн Фредериксон, президент UV Color, типографии с 220 работниками, специализирующейся на высококачественных телефонных картах, материалах для оформления магазинов, спецупаковке из фольги и пластика.
«Кончено, УФ — это ещё одна переменная в и без того сложном уравнении», — отмечает Том Лейдинг, менеджер по продажам Transilwrap Co., компании-производителя и поставщика пластика для офсета. Он говорит, что обычные типографии ограничиваются тиражами менее 100 тыс. оттисков, а располагающие УФ-оборудованием производят намного больше.
Проблемы отверждения
«Точная настройка сушки крайне важна — вам не нужен ни недосушенный, ни пересушенный оттиск, — говорит он. — Каждое воздействие большого количества УФ-излучения делает материал хрупким, понижает его функциональность. А прозрачный полипропилен приобретает ярко-жёлтый цвет. К счастью, через некоторое время эффект полностью пропадает».
Carton Sales Co. (CSC) вышла на рынок печати по пластику из-за внедрения оборудования для УФ-печати. «Нельзя сказать, что было принято решение «хотим печатать по пластику», скорее, был взят курс на приобретение первоклассной машины, позволяющей печатать на высокоглянцевых материалах с готовым результатом на выходе», — рассказывает Ричард Мёринг, вице-президент по продажам. Компания, которой уже 43 года, начинала как типография для выпуска картонной упаковки и дисплеев для магазинов, а сегодня предлагает услуги от брошюр в переплёте до высококачественной элитной упаковки.
«Холодная» технология
Рэй Принц рекомендует использовать для печати по пластику самые низкотемпературные УФ-системы, например, инертный УФ от Eltosch North America. Здесь кислород, предохраняющий УФ-краски от преждевременного высыхания, заменен на азот, способствующий отверждению при более низких температурах. Инертный УФ уже применяется в специализированных типографиях, работающих с пластиком.
Производители УФ-красок также адаптируют продукцию для печати по пластику. На Graph Expo компания Flint Ink представила новую УФ-краску Matrixcure-NP для непористых материалов.
Основы пластиков: терминология
Ещё полбеды, что реальному процессу печати по пластику часто сопутствуют сложности — даже сами материалы могут стать источником непонимания.
«Постоянно спрашивают про ацетат — бешено популярный пластик в 1960-70 гг., но с тех пор не использовавшийся, — рассказывает Tom Leiding, менеджер по продажам Transilwrap Co., производителя искусственных материалов для полиграфии. — Даже относятся к пластику как к бумаге: «Мне нужен бумажный материал, который бы не ломался». Новые типографии, выходящие на рынок, в большей степени знакомы с бумажной индустрией — а при описании пластиков в ходу совсем другой жаргон».
Основные пластики, использующиеся в печати:
Полистирол (polystyrene) — применим для дисплеев или вывесок на местах продаж, вобблеров, дэнглеров, элементов оформления заправочных станций. Менеджер Transilwrap Брэд Браунройтер считает, что это недорогой выбор, когда необходим материал, чуть более эластичный, чем бумага.
Поливинилхлорид, ПВХ (polyvinylchloride, PVC) — часто упоминается как винил. Гибкий используют для изготовления неподвижных висящих рекламных элементов, жёсткий — для вывесок. Когда требуется долговечность и высокая прочность, ПВХ стоит на ступень выше полистирола.
Полиэтилен (polyethelene) — бывает высокой, средней и низкой плотности, жёсткой формы; используется как плёнка для баннеров.
Полипропилен (polypropylene) — долговечный УФ-устойчивый материал для наружной рекламы и вывесок в магазинах.
Поликарбонат (polycarbonate) — по словам Браунройтера, его часто применяют для оформления в автомобильной промышленности (инструментальные панели автомобилей) и для высокой химической устойчивости (производство газовых насосов).
Полиэфир (polyester) — из него делают слайды, например, для школьных учебников по биологии.
Синтетическая бумага — обычно состоит из полипропилена, пропущенного через экструдер, а затем вытянутого в тонкую плёнку, после чего поверхность обрабатывается для придания большей запечатываемой способности. Синтетическая бумага идеальна для изготовления меню и брошюр.
Часовой пояс: UTC + 3 часа
прямая печать лазерным принтером на текстолит
все привет!в помощь измучившимся самодельщикам печатных плат
предлагаю свой вариант переделки лазерного принтера под прямую печать на текстолит
Последний раз редактировалось POHUIST Пн сен 21, 2015 18:50:14, всего редактировалось 1 раз.
JLCPCB, всего $2 за прототип печатной платы! Цвет - любой!
самое сложное было в концевиках- их в этом принтере аж три , если срабатывают не вовремя то принтер определяет замятие бумагипришлось городить схемку на проце PIC12F629 - кому интересно поделюсь прошивкой
интересный момент. при печати на двустороннем текстолите иногда почему то накладывало мало тонера и плата после принтера била небольшим разрядом статики ( заряжалась от принтера) . послетого как натерев бока платы графитной щеткой от какогото моторчика тонера на плате оставалось прямо с горкой. плату предварительно ( по рекомендации местных) также натирал легкой смесью канифоли и ацетона(этилацетата- высыхает быстрее чем спирт).
получается точно, легко и быстро!
Сборка печатных плат от $30 + БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру + трафарет
кому интересно - спрашивайте.в начале жалко было принтер ломать,но надо было плату под TQFP48 сделать. обычным лутом получалось но не с первого раза. на фольге у меня почему-то вообще никак - фольга комкалась в принтере. катридж не новый. лет 5 точно и без дела не стоял.
тонкий слой канифоли н а плате улучшает качество картинки. даже если тонер лег какбы с "просветом" вс е равно после запекания на перевернутом утюге получается отлично. тонкий слой канифои после запекания удаляется спиртом. запекшийся тонер уже не отодрать( и на фото он монолитно блестит). я распечатывал дорожки 0.25 и 0.15 выходят отлично. тонер на какую то сотку растекается- можно сделать поправку при рисовании. большие полигоны выходят отлично и без подтравов ( с лутом были дефекты на полигонах).
рекомендую эту технологию и поделюсь инфой бесплатно. так как сам я давно искал для себя простой метод и перепробовал разные технологии
и начитавшись форумов и страхов по поводу разрушения фотобарабанов долго не решался. это реально быстрый !дешевый и простейший метод получать качественные платы.
Приглашаем всех желающих 25/11/2021 г. принять участие в вебинаре, посвященном антеннам Molex. Готовые к использованию антенны Molex являются компактными, высокопроизводительными и доступны в различных форм-факторах для всех стандартных антенных протоколов и частот. На вебинаре будет проведен обзор готовых решений и перспектив развития продуктовой линейки. Разработчики смогут получить рекомендации по выбору антенны, работе с документацией и поддержкой, заказу образцов.
На сколько сложен процесс переделки принтера, и какой принтер вы переделывали?
Собственно, а какова "технология" нанесения и закрепления рисунка?
зы.. Не стоит сразу "обижаться на окружающих" - за разные ответы, начиная от "это невозможно" и заканчивая "это дорого- разломать принтер"
У меня примерно такие же "отзывы" поступают- я переделал принтер для печати рисунка дорожек на струйном принтере, есть ещё немного последователей, но, в основном все "упираются" в ЛУТ, потом идут приверженцы фоторезистивного способа
Навигационные модули позволяют существенно сократить время разработки оборудования. На вебинаре 17 ноября вы сможете познакомиться с новыми семействами Teseo-LIV3x, Teseo-VIC3x и Teseo-LIV4F. Вы узнаете, насколько просто добавить функцию определения местоположения с повышенной точностью благодаря использованию двухдиапазонного приемника и функции навигации по сигналам от MEMS-датчиков. Поработаем в программе Teseo Suite и рассмотрим результаты полевого тестирования.
у меня принтер canon 2900 - не самый лучший вариант для переделок но какой был. достаточно снять запекающий узел и немного подрезать пластик для прохождения прямых текстолитовых заготовок. по поводу электрической части то там есть нюансы. вместо датчика температуры печки - резистор -около 500 ом, о концевиках- там их четыре . но нам надо " обмануть" только 2 первый на начало бумаги до барабана и второй после барабана ( стоят примерно по центру ) для них я спаял небольшую процессорную платку которая имитирует прохождение листа и таким образом принтер "думает" что бумага прошла без замятий1) - краска при простое засыхаети надо чистить
2)- принтер надо только на пигментных красках и определенный ( кажется что тото там про эпсон говорили)
3)- запекание при очень точной температуре ..короче температурный режим какойто - пережег не дожег и тд
4)- в описании технологи говориось что надо вроде как 2 раза проходить? и все равно на фото я увидел подтравы говоржие о том что краска все же раскисает
5)- желательный предподогрев платы чтоб краска не растекалась
из плюсов -
несомненно - простота идеи! и наверное точность
с лазерником попроще. да и панельки на 2х миллиметровом алюминии получатся отлично. после запекания краску не отодрать!
под конец я настолько "охамел" что плату особенно не зачищал и необезжиривал Заглянул во внутренности своего лазерного принтера (см. рисунок)
Тракт протяжки листа бумаги вертикального типа. Нашел только три датчика (на рисунке смотрите). Ничего там обманывать и не придется
Но и перепахивать принтер тоже не хочется. Идея пихать кусок стеклотекстолита - не очень хорошая идея. Надо пихать достаточно большой кусок. При обычном переносе тонера мы отрезаем ровно столько от текстолита, сколько нам требуется и есть возможность точного совмещения рисунка по реперным меткам (очень важно для 2 сторонней печати). А если у кого то не весь тонер переносится на медь, можно попробовать намазать медную фольгу каким то клеем, да тем же ЛТИ и затем излишки смыть спиртом. Хотя. водорастворимый клей предпочтительнее. по поводу концевиков - это на мой взгляд основная проблема.
продвинутый принтер по времени срабатывания каждого концевика определяет замятие,застревание бумаги
и они расчитаны на лист а4, а у нас разные куски
первый концевик я оставил- он запускает начало печати
но удерживается процессором на время требуемое для прохождения листа а4 , второй концевик только от процессора кторый отмеряет интервалы. вырвнивание печати достаточно точное (на мой взгляд) . двусторонки как мне кажется в принципе получить можно но я не пробовал. да и принтер пилить придется полюбому) Я не буду спорить по поводу датчиков, ибо разные модели принтеров немного по разному устроены. Но эта модель Fantum 2000 устроена именно так, как я отобразил на рисунке. Этот принтер может печатать не только на формате А4, но и более мелкие форматы как по ширине, так и в длину. Я вот про самый верхний датчик невнимательно глянул, кажись у него флажок стоит с краю (остальные по центру формата).
И прикинув, я понял, что эта модель для прямой печати на текстолит не годится. Слишком много надо переделывать, что впрочем - невозможно, кое где шестерни имеют оси в неудобных местах.
Вы всё одно плату смазываете ЛТИ, а попробуйте так же намазать ЛТИ плату и перенести рисунок с бумажного носителя, например с подложки от самоклейки. Может и переделывать принтер нет смысла. У людей же получается традиционным ЛУТом вполне прилично перенести отпечаток. У меня тоже получается, но результат - 50/50. Видимо не очень тщательно готовлю поверхность фольги. назад дороги нет) принтер безвозвратно распилен). я пробовал разные методы но стабильно получать дорожки 0.25 не получалось. точнее получалось но както все криво выходило. бумагу перепробова самую разную. и у китацев выписывал термотрансферную и фольгу пробовал и пленку для запекания. и прикатывать по разному. платы иногда приходиться делать почти каждый день и не по одной штуке,намучился я. подозревая что это возможно я перерыл интернет и вдохновленный статьей на гиктайме както вечером после посыделок с друзьми распилил принтер. сначала проблема была в концевиках. потом я не заметил что закрылась металическая шторка для лазера . в общем дело не шло. через пару дней решив эти мелочи случилоь чудо! первая эе плата после запекания была вытравлена ! на радостях я пофоткал только первые платы. если интересно сфоткаю еще . но там особенно интересного нету кто пользуется лутом и его устраивает пусть так и делает. я делюсь своим результатом для тех кто задумывался о пределке и хочет улучшить результат снизить временные затрты. прямая печать на текстолит возможна и результат намного лучше и быстрее. Заглянул во внутренности своего лазерного принтера (см. рисунок)
Тракт протяжки листа бумаги вертикального типа. Нашел только три датчика (на рисунке смотрите). Ничего там обманывать и не придется
Но и перепахивать принтер тоже не хочется. Идея пихать кусок стеклотекстолита - не очень хорошая идея. Надо пихать достаточно большой кусок. При обычном переносе тонера мы отрезаем ровно столько от текстолита, сколько нам требуется и есть возможность точного совмещения рисунка по реперным меткам (очень важно для 2 сторонней печати). А если у кого то не весь тонер переносится на медь, можно попробовать намазать медную фольгу каким то клеем, да тем же ЛТИ и затем излишки смыть спиртом. Хотя. водорастворимый клей предпочтительнее.
на вашей схеме нет валика который прижимает бумагу к фотобарабану, а так схема точь в точь
на вашей схеме нет валика который прижимает бумагу к фотобарабану,Там, вроде, ещё должны быть электроды заряда и переноса тонера. Я, в общем- то подозревал, что печатать лазерником МОЖНО, хотя мои попытки печатать лазерным принтером по фольге как- то особым успехом не увенчались - вышел лист фольги в какими- то "намёками" на рисунок - тонер то ли не перенёсся на фольгу, то ли осыпался ДО печки..
Вообще, на сколько я понимаю, тонер с фотовала на лист переносится статическим зарядом, а вот как статический заряд "совместим" с медной фольгой? Саш, так писали же: на медь наносят клей. Вот на него и липнет тонер. Потом клей надо аккуратно смыть, перемазавшись в тонере. А потом = запечь! Или наоборот. не помню. Плохо промыл клей = плату в помойку. Сильно хорошо промыл = плата в помойку. Я пробовал переносить рисунок на клей ЛТИ - полная хуйня! Рисунок полностью расползя.
Я тоже не понял про клей/канифоль. Как убрать то потом перед травлением ?
Аа. типа спиртом, который типа не смоет тонер ? Хмм.
Вообще у меня ощущение, что приличная часть проблем с ЛУТ связана с подобным -
, причем по отношению ко всему процессу и каждый такой "авось пойдет, зато халява" дает свой % брака, которые в итоге еще и перемножаются. Я как попробовал на домашнем принтере с его обычным картриджем, который перезаправлялся 2-3 раза уже, печатнуть "черный квардрат" так сразу понял - нее, такой самолет не полетит, пошел в ближайший СЦ и попросил печатнуть такой же квадрат их неоригинальным (но новым или хорошо перебранным) картриджем - небо и земля, теперь прячу этот картридж от домашних Вот еще в китае надо заказать бумажку с покрытием, а то с обычной подложки от самоклейки можно тонер сковырнуть случайно. Еще заливку полигонов сеткой (чтобы не было точек в сплошной заливке), ламинатор и получилось все сразу (т.е. вообще с первого) с 0.2мм - сам офигел. ну все гораздо проще. я не знаю что такое лти . ну роскажу пошагово для особо одаренных- готовим канифольный раствор \одна часть(допустим 10 грамм) канифоли и пять частей этилацетата(примерно 50-60 грамм)( у меня есть только эти ацетат потому я им и растворяю)..это все очень приблизительно. намазываем плату этим составом тряпочкой быстрыми движениями. эта процедура не критична и (это значит какбы вы это не делали оно все равно получится по крайней мере у меня так). тонер липнет совсем не на канифоль и не на клей ! у меня тонер оставался на плате и без клеёв,просто с канифолем остается точнее какбы. перенос осуществляется за щет высокого напряжения - "статики".. потом после принтера ложим ( или кладём) на первернутый утюг и печем . плата немного аж поддымливает ( канифоль и тонер слегка димят) рисунок становится слегка блестящим и его уже не отодрать. после остывания протираем быстрыми движениями тряпочкой в спирту. и вуаля ! травим . все.Я тоже не понял про клей/канифоль. Как убрать то потом перед травлением ?
Аа. типа спиртом, который типа не смоет тонер ? Хмм.
Вообще у меня ощущение, что приличная часть проблем с ЛУТ связана с подобным -
, причем по отношению ко всему процессу и каждый такой "авось пойдет, зато халява" дает свой % брака, которые в итоге еще и перемножаются. Я как попробовал на домашнем принтере с его обычным картриджем, который перезаправлялся 2-3 раза уже, печатнуть "черный квардрат" так сразу понял - нее, такой самолет не полетит, пошел в ближайший СЦ и попросил печатнуть такой же квадрат их неоригинальным (но новым или хорошо перебранным) картриджем - небо и земля, теперь прячу этот картридж от домашних Вот еще в китае надо заказать бумажку с покрытием, а то с обычной подложки от самоклейки можно тонер сковырнуть случайно. Еще заливку полигонов сеткой (чтобы не было точек в сплошной заливке), ламинатор и получилось все сразу (т.е. вообще с первого) с 0.2мм - сам офигел.халява. авось. клей. спирт. ЭТО ВЫ О ЧЕМ?
повторю для особенных ---этот способ не для всех! у кого получается лутом пусть так и делает, а вот кто ищет новые способы улучшения и модернизации процесса то это как вариант..после того как я попробовал прямую печать то , жалею что не распилил принтер раньше
Читайте также: