Как открыть файл со сканера imacon flextight 848
Одной из прискорбных тенденций нашего времени стала всеобщая унификация и похожесть выскотехнологичных продуктов друг на друга как по техническим параметрам, так и внешне. Тем приятнее встреча c чем-то новаторским, не похожим ни на что виденное прежде. Об одном из таких редких исключений — семействе сканеров Flextight датской компании Imacon — и будет рассказано в этой статье.
Эти очень симпатичные, приветливые, простые в обращении устройства выгодно выделяются дизайном корпуса в стиле Bang & Olufsen. Заметим, что редко кого они оставляют равнодушными, что по большому счету крайне нехарактерно для подобного рода «железа». Не случайно среди обладателей сканеров Imacon существует некая неосязаемая общность духа, сравнимая с приверженностью пользователей Macintosh к компьютерам Apple.
В настоящее время компания выпускает три модели сканеров на основе своей уникальной, по истине революционной технологии Flextight, исключающей использование стекла и зеркал между оригиналом и объективом. Название придумано основателями компании Кристианом Польсеном (Cristian Poulsen) и Каспером Водшо (Kasper Wodschow) и символизирует гибкость и простоту использования (Flex), сочетающуюся с основательностью и надежностью (Tight).
Сегодня Imacon — транснациональная компания, входящая в группу компаний Glunz&Jensen, имет несколько офисов по всему миру и выпускает линейку сканеров Flextight, полностью отвечающая потребностям рынка. Первый Flextight 4800 был анонсирован в 1995 и выпускался серийно до 1997 года. Ему на смену пришел Flextight Precision, а позже Flextight Precision II. Эта успешно продаваемая модель дополнена в конце 1999 года сканером высшего класса Flextight Progression и фото-сканером Flextight Photo. Не так давно модельный ряд был расширен — появились цифровые приставки к профессиональным камерам Flexframe (ранее Carnival) датской фирмы Color Crisp, влившейся в Imacon.
Новаторские сканеры датской компании Imacon сочетают профессиональное качество сканирования, присущее барабанным устройствам, со скоростью и простотой работы планшетных сканеров. Во всех сканерах Imacon применяется Flextight-технология («виртуальный барабан»).
Сканирование осуществляется за один проход напрямую через прозрачный оригинал на CCD-матрицу. Между оригиналом и считывающим устройством, нет никаких дополнительных элементов: призм, зеркал, а также стекла, скотча, монтажного геля и т.п., которые могли бы изменить интенсивность и направленние светового луча, в результате чего значительно улучшается детализация, резкость, а следовательно повышается качество изображения. Такая конструкция позволяет полностью избавиться от так называемых «колец Ньютона» и существенно снизить вероятность появления следов от пыли. Компактность и высочайшее качество, достигаемые благодаря использованию «виртуального барабана», делают сканеры Imacon прекрасным выбором для профессионалов и позволяют рекламным агентствам, дизайнерам и даже профессиональным фотографам достичь качества репроцентра всего за треть стоимости традиционного барабанного или профессионального репро-сканера.
Одной из важных особенностей сканеров Imacon можно считать надежную, тяжелую и механически устойчивую прецизионную конструкцию. В этих сканерах вы не встретите пластмассовых шестерен или реек. Объектив сканера закреплен на каретке, при фокусировке перемещающейся благодаря мощному червячному механизму. Это влияет не только на надежность и долговечность сканера, но и в первую очередь на качество изображения. Для того чтобы изображение, полученное на сканере, отличалось не только раздутым количеством точек на дюйм, о чем регулярно приходится слышать при анонсировании очередного миниатюрного слайд-сканера, а именно резкостью, применяются объективы Magnegon фирмы Rodenstok, известной как производитель оптики для High-End-фотоаппаратуры. Резкость и цвет – ключевые слова для описания сканера. Именно на достижение этих качественных, а отнюдь не количественных, как многие могут подумать, глядя на сравнительные таблички, показателей направлены все технические новации Imacon. В любой сканер можно поставить матрицу, обеспечивающую получение 4000 dpi (или более — не важно). Но не каждый сканер способен подать оригинал распрямленным и точно в фокусе, чтобы каждому захватываемому пикселу соответствовала уникальная и хорошо различимая деталь изображения. Для того чтобы обеспечить подачу материалов точно в фокусе оптической системы, существует несколько способов. Это приклеивание оригиналов на стеклянный барабан барабанного сканера, монтаж в масло на предметное стекло планшетных репросканеров или способ подачи оригинала, применяемый Imacon — так называемый виртуальный барабан. Необычность конструкции заключается в том, что оригиналы зажимаются в гибких магнитных рамках и при сканировании изгибаются по направляющим, образуя виртуальный барабан, что позволяет добиться максимально точной фокусировки. Гибкие магнитные рамки обеспечивают отличную фиксацию оригинала и, изгибаясь, сглаживают возможные неровности оригинала. Оригинальность конструкции не позволяет отнести эти сканеры ни к одной из традиционных (барабанные или планшетные) групп сканеров.
Imacon Flextight Photo
Flextight Photo — первый высококачественный сканер, ориентированный на профессиональных фотографов и представителей сектора Digital Imaging, — позволяет получить результат, по качеству полученного изображения сравнимый с результатами работы лучших профессиональных сканеров. При этом он крайне нетребователен к квалификации оператора. Сканер Flextight Photo уникален по соотношению «цена/качество». По качеству работы и своим возможностям он конкурирует с дорогостоящими профессиональными репро-сканерами, а стоит как традиционный настольный слайд-сканер.
Flextight Photo может сканировать прозрачные оригиналы (негативы и позитивы) разных размеров — начиная от стандартных 35-миллиметровых до кадров 6×18 см. Сканер построен на базе высококачественной CCD-матрицы (3×8000 элементов). Встроенный откидной световой стол c нанесенной на него для удобства размещения оригиналов штриховой сеткой и использование магнитных рамок делают монтаж оригинала для сканирования беспрецедентно легким и позволяют время подготовки и очистки значительно сократить. В комплекте со сканером поставляются рамки самых популярных форматов. В случае необходимости можно заказать оригиналодержатели, как стандартных размеров, так и выполненные по чертежам заказчика. Яркость источника света может адаптивно изменяться в зависимости от плотности оригинала, что позволяет «пробить» даже самые темные и сложные изображения.
Imacon Flextight Precision II
Imacon Flextight Precision II — основной продукт компании Imacon, созданный на основе технологии Flextight — обеспечивает безкомпромиссное профессиональное качество работы и предельную легкость и скорость получения результата. Абсолютно уникальный продукт, не имеющий аналогов, Precision II многократно был удостоен престижных наград от авторитетных организаторов независимых тестирований сканеров высшего класса.
Сканер Flextight Precision II обладает всеми основными особенностями Flextight Photo (виртуальный барабан, магнитные рамки, прямое сканирование с оригинала на CCD-матрицу, встроенный световой стол и адаптивный источник света) и в отличие от него может сканировать как непрозрачные оригиналы форматом (до А4), так и прозрачные форматом до 130×180 мм.
Адаптивно изменяемая в зависимости от плотности оригинала яркость источника света позволяет уменьшить уровень шумов при широком динамическом диапазоне. Эта техническая находка особенно важна при сканировании сверхплотных оригиналов. Мой опыт показывает, что редкий сканер способен вытянуть столько деталей в тенях из практически «убитых» и передержанных слайдов.
Сканеры поставляются со специальными мишенями для автоматической юстировки оптической системы и калибровки по «белому». Наружный блок питания способствует уменьшению тепловых и электромагнитных наводок на CCD-матрицу и электронику, что положительно сказывается на результатах сканирования.
Imacon Flextight Progression
Imacon Flextight Progression — вершина модельного ряда сканеров Imacon. Его уникальность заключается в том, что впервые в одном устройстве соединены различные технологии сканирования — Flextight-технология, отработанная на наиболее популярной модели Flextight Precission, и несколько измененная планшетная схема (в Progression перемещается стол с закрепленным на нем оригиналом, а не фокусирующее зеркало).
С помощью гибких магнитных Flextight-рамок Progression способен сканировать прозрачные оригиналы размером от 35 мм (стандартный кадр) до 130×180 мм с оптическим разрешением до 5760 dpi. Размещая оригиналы на электростатическом планшете-оригиналодержателе, можно сканировать непрозрачные оригиналы толщиной не более 10 мм и форматом до 314×450 мм (A3+) с оптическим разрешением до 3200 dpi. Конструкция устройства позволяет сканировать прозрачные крупноформатные оригиналы или множество стандартных мало- и среднеформатных слайдов в режиме пакетного сканирования при подаче с «планшета» без использования магнитных рамок.
Imacon ColorFlex
Цифровые камеры Imacon FlexFrame
После приобретения компании Color Crisp — производителя цифровых камер — линейка отлично зарекомендовавших себя сканеров Imacon Flextight пополнилась серией устройств для профессиональной цифровой фотосъемки Carnival, позднее переименованных во FlexFrame. FlexFrame представляет собой цифровую приставку для классических профессиональных камер, созданную на базе шестимегапиксельной ПЗС-матрицы, что позволяет достичь наивысшего разрешения среди цифровых камер, представленных на рынке на сегодняшний день.
FlexFrame — это цифровой задник (Digital Back), который при помощи специального адаптера устанавливается вместо кассеты с фотопленкой на профессиональные среднеформатные и павильонные камеры. Доступны адаптеры для камер Hasselblad ELX/ELD, Mamiya RZ67, Mamiya 645 PRO, Fuji GX680, Rollei 6000 серии и тд. Для аппаратов Mamiya RZ67, Fuji GX680 и павильонных камер предусмотрена возможность как горизонтальной, так и вертикальной установки фотоприемника. При помощи адаптера для Hasselblad FlexFrame может быть установлен на любую павильонную камеру.
Устройства серии FlexFrame могут применяться при обычном студийном освещении, в том числе со вспышками, галогеновыми лампами и лампами накаливания. Светочувствительность может варьироваться в диапазоне от 50 до 200 ISO.
FlexFrame, как и все сканеры Imacon, работает с программным обеспечением ColorFlex для Mac и PC, которое обеспечивает полный контроль над процессом получения цифрового изображения. Программное обеспечение отвечает за предварительные установки, процесс съемки и экспорт отснятого материала. Кроме того, при помощи этого программного обеспечения можно также управлять электронными затворами камер.
Наиболее совершенным представителем семейства FlexFrame является устройство FlexFrame 3020 с 6-мегапиксельной (2048×3072 пикселов) CCD-матрицей размером 24,6×36,9 мм. FlexFrame 3020 может работать в трех режимах. Первый — Single-shot — предназначен для съемки движущихся объектов, фотографирования «с рук» или для черновых пробных снимков перед съемкой с супер-качеством в других режимах цифрового захвата изображения или перед чистовой съемкой на пленку. Режим Multi-shot предназначен для студийной съемки неподвижных объектов. Максимальное разрешение и улучшенная цветопередача достигаются за счет того, что при работе в этом режиме экспозиция производится насколько раз на прецизионно перемещающуюся с небольшим приращением CCD-матрицу. Используя продвинутый режим экспонирования Micro-scan, можно получить файл размером до 144 Мбайт. FlexFrame 3020 обеспечивает захват цветного изображения с глубиной цвета в 16 бит на канал. Алюминиевый корпус и активное охлаждение CCD-матрицы существенно снижают уровень цифрового шума и обеспечивают получение стабильных результатов при очень широком динамическом диапазоне.
Камера соединяется с контроллером, который одновременно является и блоком питания, посредством десятиметрового тонкого FireWare-кабеля, не препятствующего передвижению с подключенной камерой по студии и установке ее на разнообразные штативы. Контроллер, в свою очередь, подключается к компьютеру стандартным SCSI-II кабелем.
Линейка FlexFrame дополняется моделью 3020-S, которая в отличие от 3020 может работать только в режиме съемки движущихся изображений (Single-shot). В остальном все характеристики повторяются. Модель 3020-S могут быть модернизирована до модели 3020.
«Апостроф» — старейший и наиболее опытный в России поставщик сканеров Imacon. Желающих ознакомиться с возможностями сканеров Imacon Flextight Photo и Precision II и испытать их в работе мы приглашаем на пробное сканирование своих оригиналов в наш демозал.
Харуки Мураками «Страна чудес без тормозов и Конец Света».
Предельно точное, пиксель за пикселем, извлечение исходного изображения из «тени», отбрасываемой кадром на слайдовой или негативной плёнке, — основная задача плёночных сканеров профессионального уровня.
Экзотический герой романа Мураками был категорически не прав в рассуждении о никчёмности теней. Знание законов взаимодействия света и тени на протяжении веков помогало художникам воспроизводить на полотне красоту природы и человеческого тела. Созданные гениями эффекты объёмного изображения были столь сильны, что зачастую давали повод для самых фантастических историй.
Запечатлённый на фотоплёнке двумерный пейзаж тем эффектнее, чем больше содержит деталей в светах и тенях. Но перевести их в цифровую форму с минимальными потерями и сохранением оригинальной цветовой гаммы непросто. На помощь приходят профессиональные плёночные сканеры с широким динамическим диапазоном, высоким оптическим разрешением и специализированным ПО.
Лучшие из лучших
Что в кадре?
Но преимущество профессиональных многоформатных слайд-сканеров именно в переменном разрешении, возрастающем пропорционально снижению кадрового формата. Яркие примеры — Flextight 848 и Flextight 646 компании Imacon, Kodak HR 500 Plus/HR 500 Universal. Благодаря подвижной системе линз, на ПЗС в полном масштабе проецируются короткие стороны всех доступных форматов: от 24 мм (8000, 6300 и 6000 ppi, соответственно) до 120 мм (1600, 1600, 1500 ppi).
Увеличение разрешающей способности слайд-сканеров при росте их производительности в первую очередь востребовано полиграфистами. Как рассказал Андрей Оборин, технический директор издательства «Красивые дома», приобретение Imacon Flextight 848 обеспечило обработку до 40 широкоформатных слайдов в день с отличными характеристиками по резкости. А разрешение аппарата позволяет оцифровывать изображения с качеством, вполне достаточным для вывода картинки 2Ё3 м на широкоформатном плоттере.
Зри в корень!
В одной упряжке с оптическим разрешением аппарата идут динамический диапазон и глубина цвета (разрядность АЦП). Первый — разность между минимальной и максимальной оптической плотностью негатива (слайда), которую способен зафиксировать сканер (параметр Dmax в таблице характеризует максимальную распознаваемую плотность). Он определяет широту «зрительного охвата» устройства. Вторая характеризует уровень детализации (различимости) оттенков — в тенях, полутонах и светах.
К сожалению, и это постоянно отмечают специалисты, показатели можно сравнивать лишь в пределах линейки одного производителя. Связано это с различными методиками оценки оптических плотностей, качеством оптики, наличием системы охлаждения ПЗС, конструктивными особенностями, уровнем паразитного шума ПЗС. Тем не менее, факты говорят за себя: подавляющее число сканеров оснащены 14- или 16-разрядным АЦП, для многих заявлен динамический диапазон не ниже 4,0 D (способность фиксировать 0,01% проходящего сквозь негатив или слайд света).
Чтобы отдать предпочтение одному из аппаратов с близкими техническими характеристиками, необходимо пробное сравнительное сканирование, учёт конструктивных особенностей и, далеко не в последнюю очередь, возможностей ПО.
Фокус с барабаном
Одна из таких особенностей — система фокусировки. Простой и доступный метод реализации — жёсткое крепление оптической системы при точной фиксации стола сканирования. Важна и глубина резкости — нельзя не учитывать возможных искривлений плёнки, деформаций фиксирующей пластмассовой рамки. По такой схеме построены сканер Microtek ArtixScan 4500t и аппараты Imacon, причём последние вне конкуренции, благодаря системе «виртуального» барабана: сканируемый оригинал зажимается между двумя гибкими рамками (из металла и магнитной резины), имеющими окна для сканирования, и полученный «бутерброд» затягивается внутрь сканера, изгибаясь на жёстких металлических направляющих. Поскольку сканируемые линейные участки кадра строго перпендикулярны оптической оси объектива, фокусировка идеальна, а нежелательные изгибы плёнки полностью исключены.
В остальных аппаратах реализован второй вариант — фокус настраивается перемещением оптики (Canon), ПЗС-матрицы (Minolta Dimage Scan Multi Pro), обоих одновременно (Pakon, Kodak), адаптера с плёнкой (Microtek ArtixScan 4000tf). Помимо автофокусировки, всегда есть режим ручной настройки. А в сканерах Minolta и Nikon — точечной фокусировки по выбранной области кадра.
Два интересных нюанса: в Minolta Dimage Scan Elite 5400 ручной регулятор фокусировки вынесен на переднюю панель, а в ArtixScan 120tf и ArtixScan 4000tf от Microtek, для поддержания стабильности фокусировки (и оптического разрешения) по мере износа механических частей, встроена система самонастройки шагового двигателя с обратной связью (Motion Correction Control).
Управляем процесс фокусировки в сканерах Kodak, где в специальной программной панели задаётся требуемая глубина резкости.
Дозаторы света
Выступая в роли «цифрового фотоувеличителя», слайд-сканер активно оперирует уровнем экспозиции, что помогает компенсировать экспозиционные ошибки при съёмке. Существует несколько путей решения задачи. Первый и самый распространённый (сканеры Kodak, Konica, Microtek, Minolta, Pakon, Sony) — изменение скорости протяжки сканируемых кадров. Второй — непосредственное управление интенсивностью света (сканеры Nikon). Третий, обеспечивающий стабильность характеристик и отсутствие переходных процессов из-за перенастроек, — программирование электронного затвора ПЗС-матрицы, как в Canon FS-4000US, сканерах Kodak и, по косвенным данным, в аппаратах Imacon (в предыдущих моделях использовалась система управления интенсивностью ламп).
Давно известна и хорошо себя зарекомендовала регулировка освещённости в сканерах Nikon, где источниками света являются трёхцветные светодиоды, попеременно экспонирующие неподвижную ПЗС-матрицу. Для получения столь несвойственного для светодиодов рассеянного света, в Super CoolScan 8000ED излучатели устанавливаются по концам кварцевой трубки, имеющей световую прорезь в боковой поверхности.
Гибка система настроек экспозиции в сканерах Minolta, где, помимо включения режима AE Lock (фиксация выдержки на группу сканируемых кадров), предусмотрен экспозамер по выбранной области, а в Dimage Scan Dual III — даже выбор экспозиционной серии.
Стабильность и предсказуемость параметров освещения — важный показатель при выборе сканера для полиграфии. Все ориентированные на подобные задачи аппараты оснащены долговечными люминесцентными лампами с холодным катодом (цветовая температура 4500–5400 К). Их преимущества — отсутствие нагрева (что важно для стабильной работы ПЗС-матрицы) и постоянство спектральных характеристик. Несмотря на это и удалённость лампы от ПЗС, в целях компенсации температурных колебаний в помещении, ПЗС Imacon Flextight 848 охлаждается встроенным полупроводниковым элементом Пельтье с температурным датчиком.
В слайд-сканерах для фотоцентров, ориентированных на поточную обработку слайдов и негативов (Konica, Kodak, Pakon, Sony), устанавливаются «горячие» галогеновые лампы (3300–3500 К) с вентиляторами для охлаждения.
Маска, кто ты?
Один из ключевых моментов в работе любого слайд-сканера — точное определение типа негатива для автоматического вычитания цвета так называемой «маски», назначение которой — компенсация цветовых отклонений при проявке. Эта программно-аппаратная функция реализуется тремя способами.
В сканерах, ориентированных на поточное производство (Konica RX-3, Pakon F-235, Sony UY-S100), читается штриховой DX-код, размещённый по краю плёнки под перфорационными отверстиями (см. «Паспорт для фотоплёнки», Publish ? 5, 2001, с. 69). В аппаратах Canon, Kodak, Minolta, Nikon автоматически анализируются гистограммы маски и цвета подложки с их последующим вычитанием из результата. Важный элемент работы с такой технологией — предварительная обрезка во избежание ошибок, засвеченных нерабочих концов плёнки. Третий путь — использование цветовых профилей для материалов различного типа. Так поступают разработчики слайд-сканеров Imacon и Microtek.
Мощный инструментарий для определения характеристик масочного слоя плёнок и редактирования их цветовых профилей предлагается в составе программного пакета SilverFast Ai 6.0 Pro компании LaserSoft, поставляемого со сканерами Microtek (доступны версии, поддерживающие сканеры Nikon). Это окна построения и редактирования гистограмм масок, загрузки и корректировки градационных тоновых кривых, удаления нежелательных оттенков в цветовом пространстве HSL (Hue, Saturation, Luminance).
Удобные адаптеры
Большое значение имеет комплектация слайд-сканера автоматическими адаптерами для подачи фотоматериалов или фиксирующими их рамками. В стандартной поставке, как правило, —2-5 рамок (см. сводную таблицу) для слайдов и негативов. Хорошо известен своими автоматическими адаптерами Nikon: для Super CoolScan 4000 ED предлагается податчик неразрезанной рулонной плёнки SA-30 (до 40 кадров). Аналогичными возможностями обладают аппараты Kodak (в т. ч. рулонов длиной до 61 м), Konica, Pakon, Sony. В Pakon F-235 обработка неразрезанных плёнок производится вообще без каких-либо приспособлений.
Существуют автоматические адаптеры для подачи отрезков плёнки и смонтированных слайдов в рамках. Александр Гашило не представляет работы с Nikon Super CoolScan 4000 ED без адаптера
SA-21 для сканирования отрезков. Возможно приобретение автоподатчика на 10 рамок для Imacon Flextight 848. До 80-и смонтированных слайдов загружаются в дополнительно приобретаемые лотки Carousel Trays сканеров Kodak.
Большое значение имеет пакетное сканирование, реализованное во всех устройствах. Например, мощная система «работ» в аппаратах Minolta, сохраняющая индивидуальные параметры для каждого кадра и типа настроек (тоновые кривые, селективная цветокоррекция, разрешение). Похожие функции имеются в драйверах Canon, Microtek и Nikon.
Богат потенциал слайд-сканеров Imacon: помимо большого числа дополнительно поставляемых магнитных рамок (16 для Flextight 646/848) можно заказать рамку нестандартного размера. Много заготовок для создания нестандартных рамок предлагается для Minolta Dimage Scan Multi Pro.
Знание некоторых нюансов ускоряет освоение слайд-сканера. Гашило советует пользователям Nikon Super CoolScan 8000 ED в обязательном порядке приобрести рамку со стеклом для сканирования широкоформатных оригиналов. Стандартно поставляемый адаптер без стекла не всегда обеспечивает надлежащее качество сканирования искривлённых плёнок.
Удобно программное управление смещением отрезка плёнки в уже установленном в сканер адаптере (Nikon SA-21). Связано это с тем, рассказывает Гашило, что межкадровые промежутки на плёнке могут оказаться неодинаковыми или трудно различимыми для сканера.
Один из ключевых критериев выбора слайд-сканера — перечень поддерживаемых форматов и типов оригиналов. Мультиформатные устройства обрабатывают кадры формата 135 (35-мм негативы и слайды), 120/220 (60x60, 60x70, 60x90 мм), 4x5 дюймов и более крупные. Это аппараты Imacon (Flextight 646/848 — максимальный формат 130x180 мм), Kodak, ArtixScan 4500tf и ArtixScan 120tf от Microtek, Minolta Dimage Scan Multi Pro (слайды электронного микроскопа, медицинские плёнки TEM), Nikon Super CoolScan 8000 ED (слайды электронного микроскопа). Устройства Imacon Flextight 848 и Flextight 646 могут сканировать и непрозрачные оригиналы.
Зёрнышко в пыли
На что уходит 80% времени опытного сканировщика? На борьбу с пылью. Как рассказал Виталий Теплов, директор фотоцентра Fotolab, получаемые на Imacon Flextight 848 предельно резкие изображения приходится долго вычищать от следов попадающей в сканер пыли. И хотя потери времени можно сократить, пользуясь антистатическим спреем и резиновой грушей, огромную помощь оказывают аппаратные алгоритмы ретуширования. Прежде всего, Digital ICE (Image Correction Enhancement) компании ASF (Applied Science Fiction).
Его суть в дополнительном сканировании оригинала в инфракрасном свете, который отражается от дефектов (царапины, пыль, отпечатки пальцев) и свободно проходит через неповреждённую плёнку. Время сканирования при этом увеличивается, но результат окупает расходы. По соглашению с ASF, алгоритмом оснащены сканеры Kodak (которая недавно приобрела ASF), Dimage Scan Multi Pro и Dimage Scan Elite 5000 от Minolta, сканеры Nikon и Pakon F-235.
Эффективность работы алгоритмов разная и зачастую зависит от уровня аппаратной поддержки. По словам Игоря Игошина, руководителя фотолаборатории Converse, где установлен один из перечисленных слайд-сканеров, успешно поддаются очистке лишь плёнки с неповреждённой основой. В свою очередь, Андрей Бочаров утверждает, что их сканирующая аппаратура справляется с большинством дефектов.
Полезным дополнением служат два алгоритма: коррекции зернистости плёнки (заметной при больших увеличениях) ASF GEM (Grain Equalization & Management) и восстановления цвета ASF ROC (Reconstruction of Color). Таковыми оснащено ПО сканеров Nikon и Minolta Dimage Scan Multi Pro. Для аппаратов Microtek аналогичные возможности предоставляет модуль GANE (Grain And Noise Elimination) SilverFast, а в сканерах Dimage Scan Elite 5400 и Dimage Scan Dual III от Minolta — патентованные решения Grain Dissolver и Pixel Polish, соответственно. Будучи по большей части программными, все алгоритмы, как подтвердили Игошин и Гашило, заметно увеличивают общее время сканирования.
Среди решений, направленных на борьбу с шумом, выделим многопроходное (от 2 до 16 раз) сканирование (multisampling), поддерживаемое многими аппаратами — Kodak (16), ArtixScan 4000tf (16) и ArtixScan 120tf (16) компании Microtek, Dimage Scan Dual III (8), Dimage Scan Multi Pro (16), Dimage Scan Elite 5400 (16) от Minolta, Super CoolScan 4000 ED (16) и Super CoolScan 8000 ED (16) компании Nikon. Обеспечивает его и SilverFast Ai Pro 6.0. Суть метода в осреднении результата, что исключает случайную (шумовую) составляющую. Помогает алгоритм при работе с тёмными негативами. Как образно сказал Гашило, шум становится «нежным», хотя одновременно падает контрастность мелких деталей. Время сканирования возрастает пропорционально. По мнению Игошина и Гашило, задавать число проходов более 4-х, как правило, смысла не имеет.
Полиграфические сканеры
Выбирая сканер для полиграфических приложений, необходимо оценить функциональность поставляемого с ним ПО. В первую очередь по управлению цветом и работе с цветовыми профилями. Отметим сканеры Microtek, в составе которых — приложение Scanner ICC Profiler для создания профиля аппарата по прилагаемому эталону для сканирования. Аналогичные функции имеет пакет SilverFast Ai Pro 6.0 компании LaserSoft.
Программа FlexColor компании Imacon, хотя и не предоставляет средств построения ICC-профилей, позволяет их редактировать. Другое важное условие — включение профиля в состав генерируемого файла TIFF — выполняют FlexColor от Imacon, Microtek ScanWizard Pro 6.0 и SilverFast Ai Pro 6.0.
При подключении профилей монитора, сканера и печатного устройства, предварительно оценить результат поможет режим экранной цветопробы (softproof), реализованный в Imacon FlexColor, LaserSoft SilverFast Ai Pro 6.0 и Microtek ScanWisard Pro 6.0.
Обеспечиваемое этими приложениями, а также программой Nikon Scan 3 (в комплекте со всеми устройствами Nikon) и драйвером сканера Minolta Dimage Multi Scan Pro отображение результата в пространстве CMYK позволит скорректировать тоновые кривые CMY и даже ввести поправку на растискивание (в Imacon FlexColor — непосредственное значение). Nikon Scan 3 и Microtek ScanWizard Pro 6.0 позволяют работать с градационной кривой чёрного канала.
Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов озвученное Алексеем Шмайгером, сканировщиком Fotolab, распространённое мнение, что преобразование RGB-CMYK лучше производить в специализированных приложениях (именно так поступают в Fotolab и издательстве «Красивые дома»), ставя перед слайд-сканером главную задачу — получение максимально резкого и чистого изображения с точно переданной цветовой гаммой. Как сообщил Олег Михайлов («Мобильные выставочные технологии»), в их фирме тоже хранят изображения в формате RGB, поскольку алгоритм перевода в CMYK зависит от типа печатающего устройства, для которого оно готовится.
Бывает и так, что сохранённый в формате TIFF результат по какой-то причине не устроил заказчика. Разработчики Nikon предусмотрели запись полученного файла в формате NEF (Nikon Electronic image Format), где хранится «сырая» (RAW), полученная с ПЗС-матрицы информация, а также сведения о выполненных тональных и иных корректировках. Аналогичная функция, начиная с версии 3.5, встроена в Imacon FlexColor в виде поддержки формата 3F (Flexible File Format) и в сканер Pakon F-235. Пакет SilverFast Ai Pro 6.0 обеспечивает поддержку формата RAW (для сканеров Nikon) в рамках технологии HDR (High Dynamic Range). Удобства очевидны: любые внесённые в изображение изменения перестают быть фатальными, а заказчик получает максимальный простор для творчества.
На поводу у компьютера
Как и любое цифровое устройство, слайд-сканер непредставим без совместной работы с компьютером. Сканер Pakon настолько от него зависим, что требует наличия на жёстком диске специального, неформатированного раздела. Большое значение для всех без исключения аппаратов имеет интерфейс, от которого зависит производительность. Потому сканеры оснащены быстродействующими FireWire (все Imacon и Minolta, ArtixScan 4000tf и Microtek ArtixScan 120tf от Microtek, Super CoolScan 4000 ED и Super CoolScan 8000 ED от Nikon) или SCSI (Canon FS-4000US, Flextight 646 и Flextight 848 от Imacon, Kodak, Konica, Microtek ArtixScan 4500t и ArtixScan 120tf от Microtek, Minolta Dimage Scan Multi Pro, Sony UY-S100). Повышает удобство работы со сканером наличие двух интерфейсов, что также не редкость. Два разъёма FireWire или SCSI позволяют подключать к сканеру периферийные устройства. Новый скоростной стандарт USB 2.0 пока поддерживают лишь трое: Dimage Scan Dual III и Dimage Scan Elite 5400 компании Minolta, а также Pakon F-235. Важно, что в стандартную поставку сканеров Microtek и Nikon входит интерфейсная плата.
Окончательный диагноз
Масса нюансов и критериев способны склонить чашу весов в пользу того или иного слайд-сканера. Удобна система двойных окон Microtek ScanWizard Pro 6.0, показывающих состояние изображения до и после корректировок. Сэкономит время способность драйвера Canon FilmGet FS моментально отобразить гистограмму любого участка изображения, выделенного рамкой в окне предварительного сканирования.
Не имеют аналогов, по словам Гашило, удобные окна редактирования Nikon Scan 3, где совмещены гистограммы, градационные кривые и поля указания базовых уровней. Огромную помощь, говорит сканировщик Михаил Айзин (издательство «Красивые дома»), оказывает система автоматической селективной цветокоррекции, удаляющая с оцифрованного изображения нежелательный оттенок.
И конечно, нельзя забывать о тестовом сканировании, результаты которого вполне могут разниться даже среди аппаратов одной модели.
Эти устройства крайне симпатичны, приветливы, просты в обращении и выгодно выделяются дизайном корпуса в стиле Bang&Olufsen. Заметим, что редко кого они оставляют равнодушными, что по большому счету крайне нехарактерно для подобного рода "железа". Не случаен тот факт, что среди обладателей сканеров Imacon существует некая неосязаемая общность духа, сравнимая с трогательным отношением пользователей Macintosh к компьютерам Apple.
В настоящее время компания выпускает три модели сканеров на основе уникальной технологии Flextight, исключающей использование стекла и зеркал между оригиналом и объективом. Название придумано основателями компании Кристианом Польсеном (Cristian Poulsen) и Каспером Водшо (Kasper Wodschow) и символизирует гибкость и простоту использования (Flex) сочетающуюся с основательностью и надежностью (Tight).
Сегодня Imacon - транснациональная компания, входящая в группу компаний Glunz&Jensen, имеет несколько офисов по всему миру и выпускает линейку сканеров Flextight, перекрывающую все потребности рынка. Первый Flextight 4800 был анонсирован в 1995 и выпускался серийно до 1997 года. Ему на смену пришел Flextight Precision, а позже Flextight Precision II. Эта успешно продаваемая модель дополнена в конце 1999 года сканером высшего класса Flextight Progression и фото-сканером Flextight Photo. Не так давно модельный ряд был расширен за счет цифровых приставок к профессиональным камерам Flexframe (ранее Carnival) датской фирмы Color Crisp, влившейся в Imacon.
Новаторские сканеры датской компании Imacon сочетают профессиональное качество сканирования, присущее барабанным устройствам, со скоростью и простотой работы планшетных сканеров. Во всех сканерах Imacon применяется Flextight-технология ("виртуальный барабан"), разработанная этой компанией.
Сканирование производиться за один проход напрямую через прозрачный оригинал на CCD-матрицу. Между оригиналом и считывающим устройством нет никаких дополнительных элементов: призм, зеркал, а также стекла, скотча, монтажного геля и т.п., которые могли бы изменить интенсивность и направленность светового луча. Результатом этого является существенно улучшенная детализация, резкость и в целом более высокое качество изображения. Такая конструкция позволяет полностью избавиться от так называемых "колец Ньютона" и существенно снизить вероятность появления следов от пыли. Компактность и высочайшее качество, достигаемое благодаря использованию "виртуального барабана", делают сканеры Imacon прекрасным выбором для профессионалов и позволяют рекламным агентствам, дизайнерам и даже профессиональным фотографам достичь качества репроцентра всего за треть стоимости традиционного барабанного или профессионального репро-сканера.
Одной из важных особенностей сканеров Imacon можно считать надежную, тяжелую и механически устойчивую прецизионную конструкцию. В этих сканерах вы не встретите пластмассовых шестерен или реек. Объектив сканера закреплен на каретке, при фокусировке перемещающейся благодаря мощному червячному механизму. Это влияет не только на надежность и долговечность сканера, но и, в первую очередь, на качество изображения. Для того чтобы изображение, полученное на сканере отличалось не только раздутым количеством точек на дюйм, о чем регулярно приходится слышать при анонсировании очередного миниатюрного слайд-сканера, а именно РЕЗКОСТЬЮ, применяются объективы Magnagon фирмы Rodenstok - известной как производитель оптики для High-End фотоаппаратуры. Резкость и цвет - это ключевые слова для описания сканера. Именно на достижение этих качественных, а отнюдь не количественных, как многие могут подумать, глядя на сравнительные таблички технических характеристик, направлены все технические новации Imacon. В любой сканер можно поставить матрицу, обеспечивающую получение 4000 dpi(или более - неважно). Но не каждый сканер способен подать оригинал "распрямленным" и точно в фокусе, чтобы каждому захватываемому пикселу соответствовала уникальная и хорошо различимая деталь изображения. Для того чтобы обеспечить подачу материалов точно в фокусе оптической системы, есть несколько способов. Это приклеивание оригиналов на стеклянный барабан барабанного сканера, монтаж в масло на предметное стекло планшетных репросканеров или способ подачи оригинала, применяемый Imacon, так называемый виртуальный барабан. Необычность конструкции заключается в том, что оригиналы зажимаются в гибких магнитных рамках и при сканировании изгибаются по направляющим, образуя виртуальный барабан, что позволяет добиться максимально точной фокусировки. Гибкие магнитные рамки обеспечивают отличную фиксацию оригинала и, изгибаясь, сглаживают его возможные неровности. Оригинальность конструкции не позволяет отнести эти сканеры ни к одной из традиционных (барабанные или планшетные) групп сканеров.
Imacon Flextight Photo
Flextight Photo может сканировать прозрачные оригиналы (негативы и позитивы) размером: начиная от стандартных 35-мм кадров и заканчивая до 6x18 см. Сканер построен на базе высококачественной CCD-матрицы (3x8000 элементов). Встроенный откидной световой стол c нанесенной на него для удобства размещения оригиналов штриховой сеткой и использование магнитных рамок делают монтаж оригинала для сканирования беспрецедентно легким, существенно сократив время на подготовку и очистку. В комплекте со сканером поставляются рамки самых популярных форматов. При необходимости можно заказать и дополнительные оригиналодержатели: как стандартных размеров, так и выполненные по чертежам заказчика. Яркость источника света может адаптивно изменяться в зависимости от плотности оригинала, что позволяет "пробить" даже самые темные и сложные изображения.
Imacon Flextight Precision II
Сканер Flextight Precision II сохраняет все ключевые особенности Flextight Photo, в том числе виртуальный барабан, магнитные рамки, прямое сканирование с оригинала на CCD-матрицу, встроенный световой стол и адаптивный источник света. Precision II может в отличие от Flextight Photo сканировать непрозрачные оригиналы (до А4) и прозрачные оригиналы форматом до 130x180 мм.
Адаптивно изменяемая в зависимости от плотности оригинала яркость источника света позволяет уменьшить уровень шумов оставив без изменения диапазон оптической плотности. Эта техническая находка особенно ярко проявляет себя при сканировании сверхплотных оригиналов. По собственному опыту могу сказать, что редкий сканер сможет вытянуть столько деталей в тенях из практически "убитых" и передержанных слайдов. Сканеры поставляются со специальными мишенями для автоматической юстировки оптической системы и калибровки по белому цвету. Наружный блок питания способствует уменьшению тепловых и электромагнитных наводок на CCD-матрицу и электронику, что положительно сказывается на технических характеристиках.
Imacon Flextight Progression
С помощью гибких магнитных Flextight-рамок, Progression способен сканировать прозрачные оригиналы размером от стандартных 35-мм кадров до 130x180 мм с оптическим разрешением до 5760 dpi. При размещении оригиналов на электростатическом планшете-оригиналодержателе можно сканировать непрозрачные оригиналы толщиной не более 10 мм и форматом до 314x450 мм (A3+) с оптическим разрешением до 3200 dpi. Конструкция сканера позволяет работать с прозрачными крупноформатными оригиналами или множеством стандартных мало- и среднеформатных слайдов в режиме пакетного сканирования при подаче с "планшета", без использования магнитных рамок.
Imacon ColorFlex
Все сканеры Imacon работают под управлением ColorFlex - программы сканирования, разработанной Imacon как для Macintosh, так и для PC. ColorFlex сочетает непревзойденную простоту использования и возможность внесения наиболее тонких настроек продвинутыми пользователями. Помимо развитых средств автоматического анализа изображения, она обладает привычным набором для "тонкой" подстройки параметров сканирования: "кривые", гистограммы, гамма и т.п. Интерфейс максимально похож на интерфейс Adobe Photoshop, что сильно упрощает процесс привыкания к новому программному обеспечению. Постоянно обновляемые версии доступны для свободного скачивания с Интернет-сайта компании Imacon. ColorFlex полностью совместим с Apple ColorSync и обладает собственным редактором профилей. Отметим любопытный факт: разработчиками стандарта ColorSync (компанией Apple) ColorFlex приводится в пример как образцовая программная реализация поддержки ColorSync.
Сканеры ориентированы как на традиционное применение в издательких системах, так и на фото-рынок. Последнее подтверждается и тем, что список поддерживаемых негативных пленок содержит почти две сотни различных наименований от 7 ведущих производителей фотоматериалов.
Цифровые камеры Imacon FlexFrame
После приобретения компании Color Crisp - производителя цифровых камер, линейка отлично зарекомендовавших себя сканеров Imacon Flextight пополнилась серией устройств для профессиональной цифровой фотосъемки Carnival, позднее переименованных во FlexFrame. FlexFrame представляет собой цифровую приставку для классических профессиональных камер, созданную на базе шестимегапиксельной ПЗС-матрицы, что позволяет достичь наивысшего разрешения среди цифровых камер, представленных на рынке на сегодняшний день.
FlexFrame - это цифровой задник (Digital Back), который при помощи специального адаптера устанавливается вместо кассеты с фотопленкой на профессиональные среднеформатные и павильонные камеры. Доступны адаптеры для камер Hasselblad ELX/ELD, Mamiya RZ67, Mamiya 645 PRO, Fuji GX680, Rollei 6000 серии и т.д. Для аппаратов Mamiya RZ67, Fuji GX680 и павильонных камер есть возможность как горизонтальной, так и вертикальной установки фотоприемника. При помощи адаптера для Hasselblad Carnival может быть установлен на любую павильонную камеру.
Устройства серии FlexFrame могут применяться с обычным студийным освещением, в том числе со вспышками, галогеновыми лампами и лампами накаливания. Светочувствительность может варьироваться в диапазоне от 50 до 200 единиц ISO.
FlexFrame, как и все сканеры Imacon, работает с программным обеспечением ColorFlex для Mac и PC, которое обеспечивает полный контроль над процессом получения цифрового изображения. Программное обеспечение отвечает за предварительные установки, за процесс съемки и за экспорт отснятого материала. При помощи этого программного обеспечения также можно управлять электронными затворами камер.
Наиболее совершенным представителем семейства FlexFrame является устройство FlexFrame 3020 с шестимегапиксельной (2048x3072 пикселов) CCD-матрицей размером 24,6x36,9 мм. FlexFrame 3020 может работать в трех режимах. Первый режим Single-shot предназначен для съемки движущихся объектов, фотографирования с рук или для черновых пробных снимков перед съемкой с супер-качеством в других режимах цифрового захвата изображения или перед чистовой съемкой на пленку. Режим Multi-shot используется для студийной съемки неподвижных объектов. Максимальное разрешение и улучшенная цветопередача достигается за счет того, что при работе в этом режиме экспозиция производится насколько раз на прецизионно перемещающуюся с небольшим приращением CCD-матрицу. Используя продвинутый режим экспонирования Micro-scan можно получить файл размером до 144 Мбайт. FlexFrame 3020 обеспечивает захват цветного изображения с глубиной цвета в 16 бит на канал. Алюминиевый корпус и активное охлаждение CCD-матрицы существенно снижают уровень цифрового шума и обеспечивают получение стабильных результатов при очень широком динамическом диапазоне.
Камера соединяется с контроллером, являющимся одновременно и блоком питания, посредством десятиметрового тонкого FireWare-кабеля, не создающего помех передвижению с подключенной камерой по студии и установке ее на разнообразные штативы. Контроллер в свою очередь подключается к компьютеру стандартным SCSI-II кабелем.
Линейка FlexFrame дополняется моделью 3020-S, которая в отличие от 3020 может работать только в режиме съемки движущихся изображений (Single-shot). В остальном все характеристики повторяются. Модель 3020-S может быть модернизирована до модели 3020.
Я конечно человек избалованный хорошими сканерами (что поделаешь, работа такая :), но и мне интересно каких высот достигли современные планшетные сканеры. Как то так получилось, что последняя достоверная информация которой я обладал касалась довольно старой машины Epson 3200 Photo. Что касается современных моделей, то тут слухи колебались от "отстой" до "можешь выкинуть свой Имакон" :) К слухам я отношусь недоверчиво, хотелось "пощупать" всё своими руками. И вот с помощью коллеги protusi мне удалось сделать пробные сканы на современном бюджетном сканере Epson 4490 Photo.
- Формат А4
- Разрешение 4800х9600 dpi
- Оптическая плотность до 3.4 DMax
- Технология Digital ICE для сканирования пленок
- Рамки для стандартных 35-мм пленок, а также пленок среднего формата
- Реальная цена для Москвы 250-270 у.е.
Фото Вадима Опалина (с разрешения автора)
Слайд был последовательно отсканирован на сканерах (слева направо) Imacon Flextight 646, Nikon Coolscan 8000 и Epson 4490 Photo, с разрешением 2000 и 3000 dpi и глубиной цвета 8 bit на канал. Для чистоты эксперимента в случаях с Nikon и Epson Digital ICE не включался.
Затем из середины кадра были сделаны вырезки, к которым в Фотошопе был применён инструмент Levels с повышением гаммы в 1.5. Это позволит нам сразу оценить не только резкость и детализацию, но и визуальный уровень шумов в тенях.
Скан на 2000 dpi, что соответствует формату полиграфической печати 38х38 см, т.е. увеличение в 6.7 раза
Imacon Flextight 646
Nikon Coolscan 8000 ED
Epson 4490 Photo
Примечательно то, что на таком разрешении преимущество Имакона перед Никоном по резкости далеко не очевидно. Оно и понятно, 2000 dpi - это далеко от максимальных возможностей этих сканеров. Интересно так же, что у Никона в глубоких тенях пропадает цвет. Отдельные детали ещё видны, но они становятся серыми. Я предполагаю что так у Никона работает система шумоподавления. Epson однозначно проигрывает почти по всем параметрам. Почему почти? Об этом ниже.
Идем дальше. Скан на 3000 dpi, что соответствует формату полиграфической печати 57х57 см, т.е. увеличение в 10 раз.
Imacon Flextight 646
Nikon Coolscan 8000 ED
Epson 4490 Photo
Увы, но как видите сравнения не получилось. Ситуация с Имаконом и Никоном изменилась, разница в резкости стала заметнее. А вот Epson что называется "сошел с дистанции".
- Минусы:
- Реальная разрешающая способность сканера Epson 4490 Photo не выше 2000 dpi
- Заявленной максимальной оптической плотности 3.4 D совершенно недостаточно для того чтобы различать детали в глубоких тенях слайда. На этих примерах я не стал специально заострять на этом внимание, но к сожалению в случае с Epson, и светлые области (облака) оказались частично выбеленными. Так же я попутно убедился, что яркие света в случае с ЧБ негативом, так же прорабатываются плохо.
- Плюсы:
- Главный плюс естественно цена. Она в 10 раз меньше чем у современного Nikon 9000 и в 40 (!) раз меньше цены на Имакон.
- Второе, неочевидное, преимущество Epson над Nikon - это равномерность резкости по полю кадра. Даже в данном конкретном случае при сканировании на Nikon резкость к краю кадра ощутимо упала. К сожалению у Никона очень маленькая глубина резкости, и малейшая неровность пленки становится фатальной. * А у планшетника глубины резкости хватает что бы компенсировать легкие неровности пленки.
- при превью с галочкой "автоматическое измене экспозии" при любом изменении кадрирования, сбрасывает настройки на авто, с выключенной галочкой не применяет автоматическую экспозицию при превью (приходиться сначала её включать, потом сразу выключать)
- отвратительная реализация гистограммы
- невозможность применить одинаковых параметров для всех превью
- простота в работе
- не смотря на хлипкость рамок, справляются они хорошо
- хорошая работа автоматической экпозиции при работе с негативами
- хорошая скорость сканирования. К примеру preview 12 кадров (35 мм., 1000 dpi, без ICE) сканируется за 8:21 мин.
- низкая цена
2. хлипкие рамки для плёнок
* Мы у себя справились с этой проблемой приобретя рамку со специальным оптическим стеклом, которая идеально прижмает пленку, но такая рамка в России жуткий дефицит, её пришлось заказывать в Америке и стоила она нам 400 у.е.
Читайте также: