The first templar обзор
В последнее время появилась мода на «реалистичное Средневековье». Ридли Скотт снял самую брутальную версию истории о Робин Гуде, которую только можно придумать. В его же «Царстве небесном» 2005 года не стеснялись резать глотки в аутентичных декорациях. Игры тоже не отстают — чего стоит только серия Assassin’s Creed. Но вот экшенов, где на главных ролях рыцари-тамплиеры (не путайте с фэнтези и неотамплиерами из Deus Ex!), не так уж и много. На ум приходят разве что Knights of the Temple: Infernal Crusade 2004 года (запомнилась дичайшими головоломками и саундтреком от Within Temptation) да грядущий Hellion: Mystery of the Inquisition (с поправкой: главный герой там рыцарь-доминиканец, а не тамплиер), про который мы уже неоднократно писали. Посмотрев на это безобразие, болгары из Haemimont Games решили приостановить массовое производство своих стратегий и тайкунов и в кои-то веки выпустить ролевой экшен о приключениях рыцаря-храмовника, арабской принцессы-полукровки и бдительной святой инквизиции.
Как соотносятся понятия «двухметровый мужчина с гигантским топором» и «историческая достоверность», разработчики не поясняют.
Болгары особенно гордятся сюжетом проекта. Известно, что события игры будут развиваться в XIII веке на территории Святой земли, а затем и в Европе. The First Templar, несмотря на название, рассказывает историю о начале упадка некогда великого ордена тамплиеров, который начал уступать власть порожденной Ватиканом инквизиции. Мы станем свидетелями драматичных событий, которые в конечном итоге зададут курс всей мировой политике на многие столетия вперед.
Главными героями в игре выступают рыцарь Альберт и арабская принцесса Мария, которые волей судьбы оказались вовлечены в интриги католической церкви. Альберт — непревзойденный воин, который в честном бою легко расправляется практически с любым противником. Одного его появления на поле боя достаточно, чтобы воодушевить союзников и обратить противников в бегство. Принцесса является полной его противоположностью. В бою она полагается на ловкость и скорость, а мечу и щиту предпочитает кинжалы и лук.
Герой позирует с окровавленным мечом перед камерой, а его партнером тем временем угощается собачка.
Игра будет поделена на 20 миссий, действие которых будет происходить в исторически достоверных локациях. Разработчики приводят пример уровня, где вам придется оборонять некий город (возможно, Иерусалим или Акру), используя буквально все, что подвернется под руку. В показанном нам ролике осада выглядела весьма внушительно: городские стены падали под залпами баллист, нападавшие давили оборонявшихся числом. Явно чувствуется наследие прошлых игр Haemimont — по масштабу игра напоминает стратегию. Именно поэтому разработчикам удалось аутентично воссоздать сцену осады Иерусалима из фильма «Царство небесное», и таких узнаваемых эпизодов авторы обещают добавить в большом количестве.
Главная неприятность The First Templar заключается в том, что ей свойственна проблема самоопределения. Игра не может толком объяснить нам, что же она собой представляет и поклонникам каких жанров будет интересна. Здесь есть куцая ролевая система. На всех героев выходит что-то около сотни умений, покупаемых за опыт. По сути, это лишь набор спецударов и дополнительных ячеек жизни и ярости. Есть тамплиеры, мечи и боевая система, слизанная с Assassin's Creed: Brotherhood. Вплетены элементы слэшера и стелса. Нет лишь индивидуальности.
Слишком уж «замыливаются» глаза во время прохождения. Вспоминаешь и о Divinity 2, и о том же «Ассасине», и даже о Fable. Это плохо, когда новых впечатлений игра не дает. Но она хорошая — ручаемся. Главное, не торопиться ее ругать.
С сюжетом все понятно и так. Есть два воина-тамплиера, они отправляются на поиски Грааля. По пути один из них жертвует собой, чтобы напарник спасся с прекрасной девушкой. Двоих счастливчиков зовут Альберт да Марья (то есть Мария). Центральная тема, пронизывающая всю здешнюю историю, — столкновения между инквизицией и тамплиерами. Если последние являются адекватными воинами, чтящими кодекс, то инквизиторы в The First Templar выставлены лжецами, мечтающими видеть всех неверных, «ведьм» и особенно соперников в своем священном огне.
Простой пример. Старик Лоренцо, из коварных лап которого придется вырывать напарницу, вначале соврет, что ее в темницах инквизиции и в помине нет. Нам нужно будет тихонечко проследовать за ним, чтобы тот привел к месту, где девушка содержится. По пути Лоренцо болтает со своими приспешниками. На вопрос об оказании помощи больным он сухо заявляет, что «главное — это спасенные души, а тела пусть гниют». Ему жалуются на пропажи людей, но он непоколебимо верит, что такие события только на пользу и урок остальным — «чтобы боялись».
Набор мест, в которых доведется пустить под нож сотни мужчин в латах и кольчугах, внушительный. Побываем и на Кипре, и в лесу зверя невиданного поищем, и в Акре очутимся. Уровни приятно сбалансированы по динамике прохождения. Ведь в том же туманном лесу для придания нужной атмосферы разработчики расставили врагов так, что при перемещении из одной боевой зоны в другую еще успеваешь поглазеть на внезапно падающие деревья, прислушаться к странным звукам на кладбище и даже заблудиться. Когда необходимо спасать горящий город от захватчиков, темп несколько меняется. Стычки становятся частыми — одновременно приходится разрезать глотки чуть ли не десятерым. И да, насчет этих самых разрезаний. The First Templar имеет прискорбный рейтинг «Для подростков», поэтому никаких отлетающих голов и галлонов кровищи вы не увидите. Жаль, здесь подобные изуверства были бы весьма кстати.
Попадаются и «уровни-трибьюты» всем приключенческим экшенам. Локации доверху наполнены ловушками, раскачивающимися подвешенными молотами гигантских размеров, опускающимися платформами и кучей рычагов самого разного назначения. Иногда, чтобы продвинуться дальше, нужно включать так называемый режим следопыта — герой становится на корточки, тыкает пальцем в след, изучает почву, после чего на земле подсвечивается приблизительный путь, по которому отправился разыскиваемый.
Со стелсом связана парочка интересных эпизодов. Иногда скрытность — лишь один из возможных методов продвижения по карте. Ведь намного приятнее не идти напролом против превосходящего по силе противника, а тишком вырубать врагов по отдельности, отвлекать их, кидая банки и бутылки (да, такая возможность тоже есть).
Немного грустно становится, когда скрытность навязывают, грозя в случае игнорирования ее правил провалом миссии. Тогда включается старомодный стелс. Часовые орут («Кто здесь?!») от каждого услышанного шороха и сразу же получают каноничный ответ («Ай, успокойся, тебе показалось!»).
Пополнять здоровье приходится с помощью чанов с водой и жареного мяса. Интересно, кто это добро без присмотра оставляет по всем уровням?В поисках оригинальности
Боевая система в The First Templar довольно занятна и не дает, простите за очевидность, заскучать. Избивать получается сразу нескольких врагов — между ними можно спокойно переключаться, просто изменив направление атаки. Автонаведения, к сожалению, нет. Поэтому иногда в разгаре схватки может выйти так, что герой отвесит с десяток ударов мечом вездесущему и беспощадному, кх-м, воздуху.
Распределение обязанностей между Альбертом и Марией тоже имеется. Тамплиер полагается на силу, подкрепленную мечом и щитом, тогда как девушка демонстрирует чудеса акробатики и мастерского обращения с кинжалами.
Немалое значение в бою имеет ярость. Заполнив соответствующую шкалу, мы можем проводить более сильные единичные удары. А они крайне необходимы, скажем, для разбивания вражеских щитов. Ведь иногда врагам невозможно нанести урон, не уничтожив до этого их броню. Ярость оказывается полезной, когда напарник на волоске от гибели, и его нужно срочно воскресить. Шкала же заполняется автоматически в битве.
Чтобы казаться еще более изящным, наш тамплиер со своей напарницей при нанесении последнего, решающего удара противнику любят устроить мини-выступление и продемонстрировать прием рукопашки или зрелищный удар мечом в замедленном режиме.
Для пущего разнообразия в The First Templar добавлены QTE. Их не так много, но все они довольно грамотно вплетены в геймплей. Напала собака и уложила нас «на лопатки» — оперативно жмем мышеклавишу. Сбил здоровяк — та же операция. Не хватает только схваток один на один.
У вас уже, должно быть, назрел вполне логичный вопрос: «Настолько ли хороша эта игра, чтобы тратить на нее свое время?» Как это часто бывает, портит проект бюджетность. Нам бы хотелось побольше кинематографичных роликов на движке, задников получше, более качественной и естественной лицевой анимации. И уж точно не хочется этих цитирований Assassin's Creed: Brotherhood вроде стрельбы из катапульт, россказней про тамплиеров и похоже устроенной боевой системы. Индивидуальность — вот чего здесь точно не хватает.
The First Templar — уникальный случай, когда не на словах, а именно на деле все оказывается намного лучше. Поверьте, история про падение тамплиеров и нечестность инквизиции, поставленная стандартными и проверенными методами, с украденной у Assassin's Creed: Brotherhood боевой системой и олдскульным стелсом может быть интересной. Мы сами не верили. А в итоге — с великим удовольствием прошли игру до конца. Ну просто магия, других слов нет.
Плюсы: динамичная боевая система; первоклассная оптимизация — игра прилично выглядит даже на слабых машинах; продуманный дизайн уровней.
Минусы: плохая постановка роликов на движке; анимация главных героев; предсказуемый стелс; слишком много заимствований.
Согласно легендам, орден тамплиеров прославился не только своими несметными богатствами и активным участием в крестовых походах, но и удосужился почетного звания хранителя святого Грааля. Правда это или нет, сейчас знает только Харрисон Форд и, возможно, Папа Римский, а все остальные вынуждены фантазировать. Недавно к истории пожелала приобщиться Haemimont Games, которая до сего момента занималась исключительно стратегиями. Не последнюю роль в этом, видимо, сыграли успехи Assassin’s Creed, благодаря которому о тамплиерах теперь знают даже круглые двоечники. Болгары тоже решили ненадолго углубиться в XIII век да помечтать о том, как дуэт из рыцаря Силиана и еретички Мари отыскал тот самый святой Грааль.
Формат стратегии для такого рассказа малопригоден, поэтому в Haemimont Games решились на эксперимент и сотворили The First Templar — первый в истории компании слэшер. Но при этом плоховато продумали один момент: если опустить камеру из-под облаков (где она болтается в стратегиях) поближе к земле, всплывает масса любопытных нюансов.
Как результат мы получили двух почти безликих «юнитов», которые под вашим руководством путешествуют по Европе и Ближнему Востоку в поисках Грааля и попутно решают проблемы местных жителей. И первое, и второе включает в себя огромное количество поножовщины, поводом для которой может служить что угодно — от нападения сарацинов на Акру до упоминания имени господа всуе.
Как только дело доходит до рукоприкладства, выясняется, что наши герои дерутся довольно-таки незамысловато: у каждого в арсенале есть лишь парочка комбо-серий из трех-четырех ударов и примерно столько же уникальных приемов. Силиан, например, может тяжелым ударом разбить щит противника или крутануться волчком, разрубая всех врагов вокруг себя. Добавьте к этому традиционный блок и контратаку «как у Эцио» — и получите полное представление о боевой системе игры. Учитывая, что внешне она выглядит как пришелица из 2006 года, ждать от нее хлеба и зрелищ как-то не приходится.
С разнообразием дела обстоят лишь чуточку лучше. Вскоре после начала игры наши герои обучаются стелсу и получают возможность, страшно лязгая доспехами, подкрадываться к врагам со спины и убивать их одним ударом. А когда это надоест, Силиана и Мари потянет на всевозможные тайные пещеры и глубокие подвалы католических монастырей, доверху напичканные ловушками. Пару раз вам даже позволят пострелять из требушетов по отрядам из девяти человек, символизирующим сарацинскую армию.
Проблема, очевидно, заключается в том, что все это надоедает примерно так же быстро, как и обычные драки. Не помогает даже возможность пройти игру вдвоем с другом. Ее мир совершенно безжизненный и некрасивый, а от всего увиденного на экране за версту несет глупыми условностями и мизерным бюджетом, на который не то что современный слэшер — не всякую инди-игру сотворить можно. Впрочем, чему удивляться? В команде Haemimont Games всего-то пятьдесят человек, и большая их часть наверняка занята разработкой Tropico 4.
Честно говоря, во время игры постоянно преследует чувство, будто бы изначально она задумывалась как RPG. Четко прослеживаются «квесты» (спаси принцессу из темницы, вызволи мусульман из горящих домов, убей докучающего зверя в дремучем лесу), слишком простая для слэшера боевая система, довольно много разговоров. Понастругать бы побольше локаций да добавить нелинейности — и получилась бы милая восточноевропейская ролевая игра, нишевый продукт, который был бы интересен небольшой, но лояльной группе игроков. А так — даже из The Witcher 2: Assassins of Kings слэшер получился в разы лучше, чем из The First Templar.
Разработчики из Восточной Европы неровно дышат ко всему, что связано со святой инквизицией, тамплиерами и Крестовыми походами. Чехи из Cauldron в свое время сделали Knight of the Temple 2, другая чешская студия, Wooden Dragon, недавно выпустила RPG Inquisitor, венгры Neocore Games ответственны за Crusaders: Thy Kingdom Come, ну а польская Flying Fish Works сейчас доделывает свой Hellion: Mystery of the Inquisition. И вот недавно к этому славянскому базару присоединились земляки Филиппа Киркорова: болгарская Haemimont Games анонсировала ролевой экшен The First Templar.
Анонс этот, признаться, нас несколько удивил. Ведь Haemimont Games всем хорошо известна своими стратегиями: в числе прочего они сделали серию Celtic Kings, Imperium Romanum, Grand Ages: Rome и крайне удачную Tropico 3. Для болгар это первая попытка создать что-либо отличное от стратегий. Они и сами понимают всю ответственность момента, не скрывают своего волнения, но тем не менее полны решимости сразу удивить публику красивым и качественным экшеном. В обоснованности их намерений «Игромания» убедилась в личной беседе.
Гибель тамплиеров
В числе источников вдохновения авторы называют множество фильмов, включая «300 спартанцев», «Трою», «Царство небесное» и, цитируем, «Wolfhound (Volkodav)».
Действие The First Templar происходит в конце тринадцатого века, во времена ожесточенных политических и религиозных войн. «Сценарий повествует об исторических событиях, которые привели к падению ордена тамплиеров; мы станем свидетелями заключительного этапа эпического столкновения между двумя религиями, от которого зависит мировая политика всех будущих поколений», — рассказывает нам Тимо Томас, продюсер проекта.
Слово «исторических», впрочем, не должно вводить вас в заблуждение. Речь, конечно, идет не о документальной реконструкции событий. «Я описал бы нашу игру как историческую беллетристику, — продолжает Тимо. — Мы показываем падение ордена тамплиеров со всеми известными историческими событиями, но представляем это глазами наших героев, показываем их версию истории».
«Их версия» едва ли удивит, особенно если вы знакомы с творчеством Дэна Брауна. Путешествуя по местам боевой славы тамплиеров от Европы до Востока, игрокам предстоит раскрыть тайны храмовников, поучаствовать в очередном глобальном заговоре, а в финале, конечно, найти чашу Грааля.
Двое против всех
Жаль, но свою принцессу разработчики пока не показывают.
Куда интереснее то обстоятельство, что все это ляжет на плечи двух совершенно непохожих друг на друга героев — французского тамплиера Альберта и аравийской принцессы Марии. Он — благородный религиозный рыцарь, она — полукровка (помимо восточной в Марии течет и европейская кровь), вставшая на скользкий путь убийств и воровства после того, как ее обвинили в ереси. Тем не менее действовать они будут вместе, и именно непохожесть, противоположность друг другу сделает этот дуэт сильнее.
Враги в игре самые разнообразные: от обычных разбойников с большой дороги и наемников до закованных в панцири рыцарей из королевской охраны и палачей инквизиции. У каждого противника — свое уникальное боевое поведение и свои специальные атаки. Так, некоторые рыцари полагаются в первую очередь на щиты, бьют редко, но очень сильно, а, например, пикейщики предпочитают быстро свалить оппонента с ног и потом добить. Также нам продемонстрировали напоминавшего огра бандита-великана, размахивавшего мечом размером с весло. Наш рыцарь вроде как зарубил его, однако под конец ролика громила неожиданно ожил и все-таки прикончил Альберта.
Героев мы сможем прокачивать — всего будет около ста (!) умений. Естественно, некоторые из них доступны исключительно одному герою, ведь у каждого своя специализация. «Рыцарь — это сильный боец, одного присутствия которого достаточно, чтобы вдохновить союзников и испугать врагов, — рассказывает Тимо. — Девушка физически более слаба и уязвима, но она прекрасно компенсирует это непревзойденным владением кинжалами, делая ставку на хитрость, скорость и акробатику. Это такой ассасин в юбке».
Тамплиеры всегда были и остаются одним из любимых фетишей разработчиков. Особенно их любят сценаристы: благодаря храмовникам и их скверной привычке устраивать глобальные заговоры работы становится значительно меньше. Влияние этого могущественнейшего ордена распространилось на все жанры — от квестов до киберпанковских RPG.
Knights of the Temple: Infernal Crusade
За год до блистательной The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay шведская Starbreeze Studios выпустила неплохой слэшер Knights of the Temple: Infernal Crusade. Тамплиеры здесь не просто присутствовали: главным героем был храмовник по имени Поль, а русское издание так и называлось — «Тамплиеры: Крестовый поход». Правда, извечные заговорщики были представлены благородными рыцарями без страха и упрека: Поль всю игру гонялся за коварным епископом, похитившим девушку Адель.
Deus Ex: Invisible War
Вторая часть культовой киберпанк-игры Deus Ex разделила мир будущего на несколько влиятельных фракций, схлестнувшихся в борьбе за власть. Одной из них были как раз тамплиеры. Они проповедовали полный отказ от биомодификаций и вели радикальную борьбу с остальными группировками: пытались создать новое сверхоружие под названием «маг-рейл», захватывали в плен и вообще вели себя крайне некультурно. В финале герой по своему желанию мог присоединиться к тамплиерам, после чего в мире устанавливалась их религиозная диктатура.
Broken Sword: The Shadow of the Templars
Первая часть великой приключенческой серии сразу же отправила американца Джорджа и французскую журналистку Нико на расследование паутины заговора, который ведет как раз во времена тамплиеров. Таинственные манускрипты, религиозные святыни, среди которых — утерянная церковная чаша (что бы это могло быть?), загадочный альянс, сохранивший свое влияние до настоящего времени, — все как полагается. Тамплиеры очень понравились авторам, поэтому храмовники и неотамплиеры строили козни героям и во всех следующих сериях Broken Sword.
Assassin’s Creed
Сюжет Assassin’s Creed целиком держится на плечах храмовников: начиналась игра с покушения на их лидера Роберта де Сабле (который действительно был великим магистром ордена с 1191 года до 28 сентября 1193 года), потом тамплиеры штурмовали базу ассасинов. А в итоге вся игра свелась к последовательному убийству девятерых важных шишек ордена, которые перед смертью раскрывали новые подробности плана по захвату мира. Во второй части на авансцену вышли неотамплиеры, замаскированные под компанию «Абстерго индастриз».
Hellgate: London
Амбициозная ролевая игра, мешавшая механику Diablo с постапокалиптическим шутером, тоже использовала богатое наследие тамплиеров. Храмовники здесь были одной из трех фракций, действовавших в осажденном демонами Лондоне. В данном случае им было не до всемирных заговоров: тамплиеры пытались сохранить остатки человечества и дать отпор нечисти. Впрочем, даже им оказалось не под силу спасти сыроватую игру: она провалилась в продажах и утянула на дно Flagship Studios, составленную из бывших сотрудников Blizzard North.
Gabriel Knight 3: Blood of the Sacred
Легендарная приключенческая серия от Джейн Дженсен всегда была полна мистики и просто не могла обойтись без тамплиеров. Приехав расследовать похищение ребенка близ маленького французского городка, частный детектив и писатель Габриэль Найт в итоге узнал гораздо больше, чем планировал: например, о том, что Иисус Христос — потомок рода египетских фараонов, из которого жрецы хотели сделать некоего богочеловека. С этой страшной тайной были связаны вампиры и рыцари-тамплиеры. Богохульство, конечно, и вранье, но оторваться от игры было невозможно.
Кооп. «Щит и меч»
Историческая достоверность, говорите? Ну-ну.
Соответственно, Артур будет совершенствовать свои навыки владения щитом, мечом или тяжелым оружием, а Мария сосредоточится на кинжалах, скоростных атаках, ударах исподтишка и прочих разбойничьих фокусах. Умения можно будет модернизировать, увеличивая, например, урон или область поражения. Единственная известная на сегодняшний день суператака — прием из арсенала Альберта под названием «Удар тамплиера». С ее помощью вы сможете вырубить врага на несколько секунд.
Четкая специализация каждого героя, естественно, означает, что тамплиеру и аравийской принцессе придется дополнять друг друга. Возможностей для взаимодействия масса. Вовремя оживить павшего в бою товарища — самый примитивный пример. В игре можно будет провернуть даже такой фокус: один герой хватает врага и удерживает захватом несколько секунд, а в это время второй персонаж быстро убивает беднягу одним ударом. А ведь помимо сражений нас ждут смертельные ловушки и даже несколько пазлов — по словам Тимо, они также заточены под взаимодействие двух персонажей.
Вот, кажется, и сеттинг новый, и герои такие мрачные. А все равно похоже на скриншот из Tropico 3!
«Представьте сцену осады Иерусалима из фильма «Царство небесное». Город атакуют сотни врагов, летят тучи стрел и снарядов баллист. Оборона вот-вот даст брешь, и именно нашим героям нужно спасти жителей от гибели. Сочетая грубую силу с быстротой и хитростью, вы вдвоем предотвратите вторжение целой армии!»
В идеале предполагается, что вы будете играть в The First Templar вдвоем с другом за одним экраном или по Сети с каким-нибудь южнокорейским школьником. Если ни друга, ни желающего сыграть с вами по интернету нет, можно сражаться бок о бок с AI, который возьмет на себя управление одним из персонажей. Но при этом второй игрок сможет подключиться к вам в любой момент.
И знаете, такая ставка, скорее всего, сыграет. Кооперативными драками на мечах в антураже мрачного Средневековья мы, прямо скажем, не избалованы. А в том, что это будет сделано качественно, сомневаться не приходится: авторы серьезных доскональных стратегий мирового уровня отполируют свое детище до блеска. «Мы сейчас дорабатываем и тестируем игру. И готовы заниматься этим до тех пор, пока не поймем: это лучшее, что мы могли сделать», — обещает Тимо, называя в качестве примерной даты выхода начало следующего года. Да уж, к таким людям у инквизиции точно вопросов бы не было.
Будем ждать? Авторы Tropico 3 и Grand Ages: Rome сменили калькуляторы и строительные леса на мечи, Крестовые походы, святую инквизицию и продвинутый кооператив с участием тамплиера и восточной принцессы.
Читайте также: