Tales of xillia обзор
Серия Tales of появилась в 1995 году с выходом игры Tales of Phantasia. С тех пор она стала одной из самых популярных и долгоживущих JRPG, и в родной Японии умудряется на равных конкурировать с популярными в стране ролевыми сериалами в лице Dragon Quest, Final Fantasy и Kingdom Hearts. На западе популярность игр сериала оказалась ощутимо ниже — некоторые игры, типа Tales of the Tempest, вообще остались без перевода на английский. Другие же части, типа Tales of Abyss 3D, выходили в Европе со значительными задержками и катастрофическим малыми тиражами.
Большинство сюжетных роликов сделаны в формате кат-сцен на движке игры. Но есть и полноценная анимация, не уступающая профессиональному коммерческому аниме
Исследование мира Ризе Максия
Студия Namco Bandai никогда не скрывала истинного отношения к западным игрокам — мол, «не для них стараемся», и поэтому часть игр сериала доставалась англоговорящим фанатам JRPG по остаточному принципу. Но на этот раз досталось всем… Первоначально релиз Tales of Xillia был приурочен к 15-летию сериала, но авторы слегка затянули со сроками разработки, и игра вышла лишь в сентябре 2011-го. Спустя 2 года, в августе 2013-го, западная локализация стала доступна в США и Европе, но вот что забавно: в 2012-м году в Японии уже вышел сиквел Tales of Xillia 2, аж за год до локализованной версии.
Расклад сейчас такой — пока азиаты прошли ToX-2, Европа получает первую часть. И, что самое поразительное, запоздалая новинка все же заслуживает внимания. Tales of Xillia создана в жанре фэнтези-аниме, которое сплетает целых два мира: магии и технологии. В этой новой, тринадцатой по счету игре основного цикла, рассказывается о приключениях двух неразлучных людей: студента-медика Джуда Матиса и таинственной девушки Миллы Максвелл, которую сопровождают четыре невидимые сущности.
Возвращение Tales of Xillia с новой историей, узнаваемым миром и полюбившимися персонажами – отличный ход со стороны Namco Bandai на фоне общего упадка жанра на стационарных консолях. История Tales of Xillia 2 начинается через год после событий оригинала. Два мира: Рийза Максиа и Илимпиос, разделенные магическим барьером, стали единым целым и теперь пытаются найти путь к мирному совместному существованию. Однако, не дремлющие экстремистские организации хотят развязать новую войну при поддержке таинственных корпораций.
В центре истории Люгер Кресник – обыкновенный повар, который в результате неблагоприятного стечения обстоятельств попадает в финансовую кабалу и теперь должен банку двадцать миллионов галдов. Чтобы отработать такой солидный долг, он вынужден согласиться на предложение Spirius Corporation и стать элитным агентом, цель которого - спасение мира от пространственных аномалий. Сюжет заходит на крутой вираж, и вот вы уже сталкиваетесь с параллельными вселенными-вампирами и противостоите коварным замыслам богов. Люгер встречает девочку по имени Элли и персонажей, полюбившихся фанатам по оригинальной истории. Узнаваемые герои несколько изменились: Джуд теперь занимается научными экспериментами, Эльза заметно подросла и пошла в старшую школу, Роуен ищет свою любовь, а Лия пытается стать репортером. Айвор все также похож на шута, хоть и выступает в качестве специального агента. И даже божественная Милла воссоединяется со старой бандой.
Отсылки к оригиналу, смешные скетчи в случайных диалогах создают непринужденную атмосферу дружеского приключения. Больше всех старается безмолвный герой – раскормленный сиамский кот по кличке Ролло. Его очаровательная мимика, мяуканье и необычные поступки придают игре особенного шарма. Кошки, в принципе стали одной из главных тем Tales of Xillia 2. Вы не просто собираете потерянных хвостатых в рамках одного из центральных заданий, но и используете их для поиска важных компонентов. Достаточно выбрать кошку в специальном меню, дать ей мотивирующий предмет для ускорения и выпустить на одну из открытых территорий. Через несколько минут, пушистый друг принесет вам редкие вещицы, необходимые для прокачки оружия и доспехов, а возможно даже ключевой предмет для выполнения нового задания. Кроме Ролло, молчаливостью отличается и главный герой. В его случае, игрок волен выбирать реплики во время некоторых особо важных диалогов, что окажет влияние на отношения к вам других персонажей и слаженность действий в битвах.
Боевая система игры осталась практически без изменений. Монстров можно обегать стороной, если вам не хочется терять время на поединки, но это грозит упущенным ценным опытом и полезными материалами. Во время сражений, вы можете атаковать противника обычными ударами, проводить завязанные на магии комбо или использовать связки с другими персонажами для создания максимального урона. В отличие от оригинала, вы не сможете регулировать линию поведения персонажей и переводить их из атакующего в защитный режим одной кнопкой, зато появилась опция переключения между героями в любое удобное время.
Одним из главных нововведений в боевой механике стал Хроматус – новая способность заряжается во время сражения и позволяет главному герою перейти в режим суперсилы, нанося врагу поистине сокрушительные удары. После использования, требуется перезарядка, что существенно меняет тактику поединка, вынуждая вас держать главного героя на расстоянии от сильного врага, пока способность восстанавливается. Кроме Хроматуса, Люгер обладает сразу тремя видами оружия на манер Данте из Devil May Cry. Их можно переключать прямо на ходу, то нанося молниеносные выпады парными лезвиями, то разбивая броню гигантским молотом, то расстреливая противника из пистолетов. Естественно, в зависимости от используемого оружия меняются и совместные удары с другими персонажами.
Одновременно с боевой системой изменилась и возможность улучшения экипировки. Если раньше вы тратили ресурсы и деньги на ассортимент магазинов, который был доступен во всех локациях, то теперь продвинутые типы оружия и брони доступны только в определенных частях карты. К счастью, в середине игры у вас появится возможность быстрого перемещения между уже открытыми локациями. Помимо этого, в магазинах вы можете улучшать уже купленные предметы, комбинируя редкие компоненты. К сожалению, потратив кучу усилий и времени на поиск очередной редкости и получив драгоценный меч, вы можете случайно для себя узнать, что в ближайшем магазине доступна куда более продвинутая версия этого вооружения. Так же обидно, что курс между продажей и покупкой предметов разнится в десять раз, что делает продажу предметов и ресурсов практически бесполезным делом.
Деньги являются одним из главных элементов игрового процесса. Учитывая повисший над вами долг, свободно перемещаться по стране без согласия банка – не получится. Для открытия новых городов и мест вам необходимо выплатить часть суммы. Единственным источником денег на ранних этапах игры являются побочные задания. Большая часть из них сводится к уничтожению различных видов монстров, доставке бесполезных предметов, поиску котов или добыче ресурсов. Круговорот повторяющихся заданий серьезно напрягает, но к счастью к середине игры большой кусок дохода начинают давать редкие породы монстров и задания уникальные для каждого из членов вашей бравой команды. Последние, кроме денег и опыта, способны рассказать необычную историю, раскрыть характер героя и, что самое главное, улучшить отношения внутри коллектива. В свою очередь банк, за своевременные выплаты, может расщедриться на полезные подарки.
Стоить признать, что система повышения уровня подверглась не самым лучшим изменениям. Вместо паутины умений Allium Orb, разработчики предлагают наборы из предустановленных способностей, которые можно улучшать в бою или собирая предметы, но это практически ни на что не влияет. Установив один сет, вы получаете через какое-то время другой, активируете скиллы и забываете о нем на несколько часов. Простые радости получения нового уровня, к сожалению, отошли на второй план.
Вторая проблема – это навигация. Очень часто игра не объясняет вам, что нужно сделать, и приходится долго копаться в записках в поисках кода от закрытой двери или в сотнях диалогов, чтобы услышать намек о следующем месте назначения. Если честно, такой подход на фоне принудительной добычи денег в повторяющихся побочных заданиях по-настоящему разочаровывает.
Еще один минус заключается в искусственном торможении истории за счет барьеров с выплатами и затягивании сюжетной завязки. Пятнадцать часов на то, чтобы понять, что происходит – это слишком много даже для jRPG. Возвращение в уже пройденные локации, путешествия по одним и тем же зонам в настоящем и альтернативном мирах без функции быстрого перемещения, а также повторные сражения с боссами из первой части, объясняющиеся аномалией, – не самое лучшее решение игровых дизайнеров. Еще, в качестве любопытной особенности, стоит отметить почти болезненную зацикленность персонажей на пище, телефонах и котах. Как будто разработчики Tales of Xillia 2 ставили себе цель сделать главную хипстерскую jRPG этого года. При этом, нельзя не упомянуть анимационные вставки, созданные замечательной аниме-студией Ufotable выполненные на новом уровне визуального оформления.
Tales of Xillia что-то подзадержалась. В Японии игра вышла в 2011 году, и Namco Bandai еще долго думали, стоит ли выпускать ее на английском. На родине серию Tales ставят почти на одну доску с Final Fantasy и Dragon Quest, но на Западе она считается нишевой вещью, за которой следят только прожженные любители jRPG. Разработчиков это устраивает — пускай, мол, Final Fantasy вестернизируется сколько хочет, а мы тут продолжим делать японские игры для настоящих японцев.
Серию Tales ценят за стабильность. В последние время над ней работает сразу несколько команд, новые части выходят ежегодно, но до сих пор никто не набрался смелости сказать, что с Tales что-то не так. Каждый раз разработчики преподносят новый мир, новых героев и новую историю, но сама игра почти не меняется — разве что становится чуточку лучше.
В основе мира Tales of Xillia — привычный конфликт магии и технологии, точнее, духов природы и людей с их механизмами. Главных героев двое. Во-первых, Милла Максвелл, повелитель духов, воплотившийся в облике двадцатилетней девушки. Она прибывает в столичный город Феннмонт со вполне радикальной целью — уничтожить орудийный комплекс «Копье Кресника» (Lance of Kresnik). И тут-то ей на голову невесть откуда сваливается второй главный герой — Джуд, подающий надежды студент-медик. Субтильный юноша просится к Милле в попутчики, та зачем-то соглашается, а когда операция идет наперекосяк (как будто все могло сложиться иначе!), в розыск, само собой, объявляют обоих.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: в самом начале игры дают выбрать, играть нам за Джуда или за Миллу. Выбор мало на что влияет — переключаться между героями можно почти всегда. Просто иногда по сюжету герои разделяются, и тогда мы наблюдаем за событиями с позиции выбранного вначале персонажа. Таких моментов в Tales of Xillia наберется от силы на четверть игры.
В Tales of Xillia происходит почти все, что обычно происходит в jRPG. Милла и Джуд топают через весь мир и попутно собирают команду товарищей. Скоро простенькое приключение на двоих перерастает в военный эпос с участием двух сверхдержав. Герои разбираются с проблемами в своем мире, затем попадают в параллельный, откуда рукой подать до края вселенной, где команда вступает в конфликт с И.О. Бога и в конце концов побеждает его силой дружбы и веры.
Пройдя пешком через всю Ризе Максию (так называется мир), игрок познакомится с местными обычаями и бытом простых людей. Ввязавшись в войну, он узнает, как живется сказочным монархам и их свите, а когда с войной будет покончено, нам объяснят, почему этот мир стал таким, какой он есть. И все это жутко интересно. Авторы поддерживают интригу ровно там, где она нужна, но рано или поздно раскрывают все без исключения секреты. И когда оказывается, что все на самом деле не так, как мы представляли, на это находится логичное обоснование — вон же, несколько часов назад сценаристы подкидывали вам очевиднейшую зацепку!
Увы, ближе к концу интерес несколько угасает. В восприятии заполнены уже все пробелы, оставшиеся сюжетные линии завязались узелком, все встало на свои места, и, кажется, пора заканчивать, но. вот это поворот! Тьфу. Без последних нескольких часов кампания вполне могла бы обойтись.
Если герои не исследуют мир, то они дерутся. Сражения, как и в предыдущих Tales, проходят в реальном времени. Спецприемы, изученные персонажем, назначаются на различные сочетания кнопок. Сражаемся так, как привыкли в той же Devil May Cry, не забывая следить за запасом маны.
В отличие от обычных слэшеров, в Tales почти всегда дерутся вместе с напарниками. В некоторых частях серии даже можно было раздать друзьям геймпады и биться вчетвером. В Xillia этого, к сожалению, нет, зато позволяют наладить с одним из героев ментальную связь. Напарник, к которому вы «привязаны», будет поддерживать комбинации ударов (предположим, подбрасываете вы врага, а партнер тут же устремляется следом и начинает бить его прямо в воздухе) и организовывать особые парные атаки.
Вы можете в любой момент переключиться на любого из доступных героев и рулить тем, кто нравится. Бойцы ощущаются действительно здорово, причем все по-разному. Джуд, например, очень ловок и умеет лечить (на медика учится все-таки), драться им, пожалуй, удобнее всего: если вовремя нажать кнопку блока, он исчезнет и возникнет у врага за спиной — незаменимое умение, когда монстры наседают со всех сторон. А, предположим, наемник Альвин неплохо чередует ближние и дальние атаки, но его лучше держать в напарниках: «привязанным» он умеет пробивать вражеский блок.
Сражения интересные, быстрые и далеко не простые. Поначалу можно просто стучать по кнопкам и побеждать, но в дальнейшем без осмысленных комбинаций выйти из схватки победителем вряд ли получится.
Как и любая jRPG, Tales of Xillia очень велика. Пробежать основной сюжет — часов тридцать. Еще раз за другого персонажа — плюс столько же. Отыскать и выполнить все побочные задания, развить до упора всех персонажей, открыть все достижения и превозмочь самое-самое последнее подземелье — умножайте счет на полтора.
Проблема в том, что факультативные занятия и вполовину не так интересны, как основная история. Побочные квесты простейшие (бывает разве что забавная подноготная), а в сверхсложном подземелье, открывающемся по итогам игры, нет ничего нового. Все на любителя — на того, кто часами сидел в Bloody Palace, завершал на 100% каждую GTA, убивал «Омегу» во всех Final Fantasy, где она есть, и выжимал максимум из любой другой игры с большим количеством контента.
Но если не пытаться взять Tales of Xillia с наскока, играть вдумчиво и привязаться ко всем персонажам, длина основной кампании перестает волновать. «Как, уже всё? Ма-а-ало. » — вот зачем нужен дополнительный контент. А в следующем году, говорят, выйдет английская версия Tales of Xillia 2.
В этом году у владельцев PS3 и PS Vita настоящий праздник. Мы говорим не о выходе громких эксклюзивов вроде The Last of Us, Beyond: Two Souls или Killzone: Mercenary. Речь идет о шквале jRPG, которые уже добрались или вот-вот доберутся до консолей Sony: Ni No Kuni, Persona 4 Golden, HD-ремейки Final Fantasy X и X-2, а теперь еще и Tales of Xillia. Компания будто извиняется за неудачный старт PS3, когда все самые интересные jRPG выходили на Xbox 360. А ведь многие купили новую PlayStation именно в ожидании качественных японских ролевок, так что разочарование игроков было несложно понять. Но время расставило все по своим местам. К завершению цикла Sony вернула-таки статус-кво.
Лучше когда-нибудь, чем никогда
В Японии сериал Tales of по известности может сравниться с Final Fantasy и Dragon Quest. Его создатели, Namco Tales Studio, всегда славились своей приверженностью к классике. Даже спустя восемнадцать лет после выхода Tales of Phantasia серия все еще верна идеалам, намеченным на старте. Пока Capcom пытаются повторить успех Skyrim и Dragon Age, Namco продолжают делать игры для «своих», акцентируя внимание на традиционных для жанра вещах вроде проработанного мира и сюжета.
На Востоке Xillia вышла еще два года назад и тут же заработала статус рок-звезды. Игра побила рекорды предзаказов среди других выпусков сериала (рубеж в 500 тысяч копий был преодолен за считанные дни) и получила такие высокие оценки в японской прессе, что Square Enix с их Final Fantasy XIII оставалось только хвататься за сердце. Тринадцатая часть Tales of быстро обросла продуктами по мотивам (несколько томов манги, новеллизации, артбуки, гайды) и лишь приумножила армию верных поклонников.
Наблюдая оглушительный успех, Namco не стали тянуть резину и в короткие сроки выпустили сиквел (болезненный укол в сторону фанатов Final Fantasy VII, которым достаются лишь посредственные спин-оффы), а затем взялись и за покорение Запада. Да, вы не ослышались: у Tales of Xillia уже есть продолжение, а до нас только-только доплыл оригинал. История, знакомая всем любителям jRPG: переводы японских игр приходится ждать чуть ли не до глубоких седин.
Сказка на ночь
Хотя Tales of Xillia — классическая представительница жанра, на фоне своих конкурентов она смотрится несколько вычурно. Сейчас восточным рынком правят простые как две копейки dungeon crawler’ы и клоны Monster Hunter, потому игр с ориентиром на мощный сюжет, а не бесчисленные хардкорные бои, появляется меньше.
Для каждого выпуска авторы придумывают собственный сеттинг, а сиквелы получают лишь самые успешные миры (например, Tales of Destiny). Поэтому разобраться в Xillia смогут не только фанаты, но и новички: несмотря на то, что это уже тринадцатая часть серии, от вас не требуется каких-либо специфических знаний о механике, вселенной и даже сюжете предыдущих игр. Можно сесть и сразу же взять в руки геймпад.
Две светлых повести
Много лет назад некто Максвелл разделил мир надвое, оградив Ризе Максию от Илимпиоса. После этого жители новообразованных государств стали развиваться по-своему.
Сеттинг во многом напоминает Final Fantasy VI. Обитатели Максии всегда существовали в единении с духами, благодаря чему им открылись удивительные магические способности. В свою очередь, жители Илимпиоса положились на высокие технологии — в частности, Спайрикс, ставший движущей силой этого мира и вместе с тем его слабостью (энергию он высасывает из духов).
Игра начинается с того, что Джуд, студент-медик, и Милла, телесное воплощение духа Максвелла, обнаруживают секретную лабораторию, в стенах которой создавалось оружие на основе Спайрикса. По ходу пьесы Милла теряет свои волшебные силы, и спутники отправляются в долгое путешествие, чтобы их вернуть, а заодно спасти Ризе Максию от вторжения воинов Илимпиоса.
На старте вам придется выбрать одного из двух героев, и от вашего решения будет зависеть, в каком свете вы увидите те или иные события.
Tales of Xillia — jRPG старой закалки. Вы путешествуете по миру, выполняете квесты, исследуете подземелья, убиваете монстров и прокачиваетесь.
К счастью, Namco отказались от «системы случайных стычек»; чудовища видны на карте, и при желании их можно обогнуть. Стоит вам столкнуться с врагом, как игра тут же переключится в режим боя: путешественники попадут в ограниченную белым кругом зону с врагами, за пределы которой запрещено выходить.
Битвы проходят в режиме реального времени, вместе с вами бегают еще три члена партии, действующие самостоятельно (под руководством ИИ или ваших друзей — игра поддерживает кооперативный режим на четверых). Герои могут свободно перемещаться по полю и совершать выпады и кувырки, а также применять особые умения, расходующие ману. Как и в Naruto Shippuden: Ultimate Ninja Storm 3 (тоже игра Namco), в арсенале персонажей есть мощные совместные атаки, так называемые Linked Arts.
Если темп у игр разный, то в плане спецэффектов они вполне сопоставимы — на экране разве что фейерверки не пускают. Персонажи подкидывают друг друга в воздух, рубятся на гигантских мечах, пускают в противников файерболы, и все это сопровождается снопами искр и светящимися магическими печатями… постановочное арт-представление, а не игра.
Что японцу хорошо…
За два года Tales of Xillia совсем не растеряла свой актуальности. Да, после Ni No Kuni графически игра уже не так удивляет, но качественное художественное оформление и красивейшие ролики, созданные известной студией Ufotable, уводят внимание от недочетов картинки. Пусть моделям не хватает деталей и абстрактных полигонов, Xillia все равно завораживает. Дизайнеры нарисовали потрясающие локации: вы посетите богато украшенные залы, прогуляетесь по заснеженным лесам и своими глазами увидите внушительный замок Кэнбалара, затерянный в горах.
Но по соседству с такой красотой особенно печалит хроническая болезнь жанра — бесконечные коридоры. Заблудиться в них проще простого, тем более что карта в игре практически бесполезна. Ни тебе указующей стрелочки, ни хотя бы выделения цветом квестовых персонажей. Вдобавок декоративные двери ничем не отличаются от тех, в которые можно войти, что усиливает неразбериху.
Еще один архаизм — раскиданные по уровням точки сохранения. Их много, недостатка в них не испытываешь, но это все равно не так удобно, как возможность записать прогресс в любой момент.
Ну и на закуску — переусложненное управление в боях. На ум сразу же приходит старая шутка, что у японцев на руках по тридцать пальцев, но если серьезно, то к местной раскладке кнопок вы притретесь не сразу. Особенно если учесть, что сражения проходят в реальном времени. За движения влево и вправо отвечает левый стик, а для перемещений в свободном режиме нужно зажать L2. Блок назначили на квадрат, а атаки — на крестик и круг, что тоже немного непривычно. Мы понимаем, что это придирки белого человека. Японцам, наверное, и так хорошо. Но раз уж выпустили игру на Западе — будьте добры учитывать привычки местных геймеров.
Высокий штиль
В чем Namco Tales Studio особенно преуспели, так это в сюжете. Сценарий отличный: интрига сохраняется вплоть до самых титров, ружья выстреливают в нужный момент, а необязательных персонажей в игре просто нет — абсолютно все сыграют свою роль в сюжете. Авторы решили не отходить от традиций, так что приготовьтесь к длинным проникновенным монологам, человеческой драме и возвышенному стилю повествования, столь характерному для игр жанра.
Пусть герои истории не блещут оригинальностью, все они получились запоминающимися, по-настоящему живыми. Между Джудом и Миллой возникает особая химия, это наблюдаешь и в их взглядах, и в робких кивках юноши, и в нарочито равнодушном тоне девушки. Следить за тем, как развиваются их отношения, пожалуй, не менее интересно, чем наблюдать за Ли и Клементиной или Джоэлом и Элли. К концу игры, когда за плечами останется долгая дорога и пережитые вместе приключения, вам будет грустно от расставания с полюбившимися героями.
Xillia возрождает ощущение сказки, которое дарили ранние Final Fantasy и Chrono Cross. Вы действительно погружаетесь в другой мир, живущий по своим правилам, начинаете искренне верить в его реальность. Новая Tales of постепенно затягивает все сильнее, и уже через пять-шесть часов вы понимаете, что уже не выбраться, — зацепило.
Tales of Xillia хочется рекомендовать всем любителям жанра, тем более что в ближайшее время мы вряд ли увидим что-нибудь лучше. Если у вас есть возможность, пройдите ее как можно скорее — среди осеннего вала хитов и суеты вокруг некстген-консолей у вас, велика вероятность, не найдется для нее времени. Будет жаль, потенциально это не только захватывающее приключение, но и одно из самых личных переживаний этого года.
Читайте также: