Chernobylite обзор 2021
Базовая формула с тех пор осталась неизменной — основной акцент в Chernobylite сделан не на отстреле мутантов и бандитов, а на выживании и выстраивании отношений с приятелями. Не знаю, в курсе поляки или нет, но те, кто горячо ненавидят S.T.A.L.K.E.R., частенько называют её «симулятором бомжа». И если для культовой игры GSC Games такое определение подходит с большой натяжкой, то Chernobylite вписывается в «жанр» идеально: главный герой варит супы из подножного корма, собирает электронику из проржавевшей рухляди, постоянно ругается с сожителями по складу и выясняет, кто кому приходится родственником.
Удачной охоты, сталкер
Сюжет игры крутится вокруг минерала чернобылита, который якобы изучали на Чернобыльской АЭС ещё до трагедии 86-го года — у этого таинственного материала больше свойств, чем у всех артефактов вместе взятых. Он наделяет человека способностью к телепатии, позволяет перемещаться во времени и пространстве, его можно использовать как мощный источник энергии и даже создать на его основе некий коллективный разум в духе группировки «Монолит». Именно эксперименты над чернобылитом стали причиной взрыва четвёртого энергоблока: окрестности вокруг станции оказались заражены, из порталов полезли неведомые твари, людей эвакуировали, а территорию продали международной военной корпорации под названием НАР. Собственники изменились, но суть осталась той же. Секретные исследования по-прежнему продолжаются, только теперь их тайны охраняются ещё строже — бойцы НАР отстреливают всех любопытных ещё на дальних подступах к АЭС. Так возникла ещё одна версия Зоны отчуждения.
Разработчики воссоздали в игре реальные пейзажи Чернобыльской зоны отчуждения с помощью 3D-сканирования
Играть предстоит за Игоря Хименюка — бывшего сотрудника Чернобыльской станции. Спустя тридцать лет после аварии герой получает необычную посылку — кусок чернобылита и фото его возлюбленной (Татьяны), которая без вести пропала незадолго до взрыва на АЭС. Отчаянный профессор решает вернуться в Зону, чтобы найти любимую. Откуда он знает, что искать надо именно там? На это у физика есть железобетонный аргумент — голос Татьяны в голове.
Штурмовать оцеплённую солдатами АЭС в одиночку, без какой-либо подготовки, в своё время не решился даже Стрелок. Вот и нам предстоит позаботиться обо всём необходимом — переоборудовать старый склад в настоящую военную базу, найти союзников и собрать разведданные. Каждый игровый день начинается с подготовки к вылазке: нужно раздавать указания напарникам, мастерить станки для производства оружия, лабораторные приборы и целые компактные ядерные реакторы, ну и крафтить все необходимые расходники. Если есть из чего крафтить, конечно, — первые несколько дней ключевой задачей будет именно сбор лута.
Зона разделена на пять локаций: порт и центр Припяти, око Москвы, рыжий лес и Копачи. Кликнув на значке любой из зон, можно узнать, какие задания там доступны и какими ресурсами они богаты. Но часто бывает так, что сюжетная миссия появляется на локации, которую вы днём ранее ободрали как липку (ресурсам нужно некоторое время, чтобы восстановиться), и тогда приходиться решать — двигаться вперёд по сюжету, но вернуться с пустыми карманами, или отложить важный квест до лучших времён и сначала пополнить запасы.
Так или иначе, что бы вы ни выбрали, перейдя в Зону с помощью чернобылитового генератора порталов, первым делом нужно достать детектор. Нет, не аномальной активности, а хлама. Артефактов в классическом понимании в игре нет, а вот бесценной рухляди — навалом. Придётся лазать по заброшенным деревням и загрязнённым лесам, искать еду, тырить пайки у военных и, ничем не брезгуя, подбирать с земли всяческий мусор (иногда прямо под запрещающим знаком с радиацией) — железки, детали на свалке техники, канистры с остатками топлива. Самое забавное, что из всего этого хлама наш мастер очумелые-ручки создаёт на базе просто-таки чудеса техники.
Не знаю, откуда у разработчиков такая любовь к грибам, но здесь они — самый ценный ресурс. Из них можно и расслабляющую похлебку сварить, и кровать собрать, и даже ядерный реактор сконструировать
Сбоку, сбоку заходи!
Собирательство в Chernobylite довольно незатейливое и вряд ли покажется утомительным даже тем, кто терпеть не может выживалки. Детектор подсвечивает весь ближайший полезный мусор, так что собрать его — плёвое дело. Опасностями местная Зона тоже не богата: остерегаться нужно лишь чернобылитового тумана (надетый противогаз решает проблему) и радиоактивных участков, которые нужно либо обходить стороной, либо быстро пробегать и потом глотать лекарство от радиации.
Ненадолго отвлечь от беззаботной охоты за грибами и металлоломом могут только бойцы НАР и чудовища, но бестиарий, к сожалению, весьма куцый: рядовых монстров всего три вида и выглядят они невнятно. Тени — как черно-зелёное неразборчивое нечто, черноносители — как коричнево-зелёное чёрт-те что. Пыльники… А вот пыльники выглядят вполне понятно: точь-в-точь лицехваты из «Чужих», перекрашенные в другой цвет. Они даже вылупляются из похожих коконов, только, опять же, чёрных.
Два вида аномальной активности: чернобылитовый туман и чернобылитовый шторм. Видите туман — надевайте противогаз. Увидели шторм — залезайте в кусты или доставайте пушку помощнее, скоро к вам в гости пожалует Чёрный сталкер
Сражения с чудовищами в Chernobylite всегда скоротечные и неловкие. Не последнюю роль в этом играет механика стрельбы: стандартного перекрестия посреди экрана нет, целиться можно только через мушку или прицел на оружии, а каждый выстрел обладает сильной отдачей. Возможно, оно так и задумывалось — реализм, все дела — но удобнее от этого не становится, особенно если не повезло наткнуться на быстрого черноносителя. Эти монстры несутся к герою прямо в лоб, любят уткнуться головой в его грудь и продолжать куда-то бежать, будто хотят протаранить его насквозь. И даже из такого положения попасть по ним непросто из-за вертлявой головы, так что лучше отстреливать их на дальней дистанции, пока они не успели броситься в атаку.
Столкновения с солдатами — не меньшая боль. Бойцы НАР, если их не тревожить, ведут себя как едва живые истуканы: вперёд-назад, перекур. Однако красться мимо них по-тихому — всё равно что играть в русскую рулетку. Они могут не заметить вас в десяти шагах, а могут услышать через две стены и тут же броситься на поиски, даже если прокачали навыки скрытности. Каждая стычка с противниками-людьми за несколько секунд превращается в хаос. Солдаты мельтешат туда-сюда, их форма сливается с серо-зелёными кустами и домами, но стоит различить их очертания на мутном фоне, как они умирают с одного хедшота из автомата (кроме тех, что в шлемах). Протагонист на фоне шустрых врагов кажется неповоротливым псевдогигантом — двигается неуклюже и медленно, но и пули готов лопать пачками, особенно в броне. Вот и получается, что либо ты успеешь несколькими выстрелами прикончить солдат, пока они не разбежались кто куда, либо придётся долго и занудно вылавливать их в однотонном окружении.
Есть в Chernobylite и свой Чёрный сталкер — да-да, почти тот самый, о котором травили байки у костра в S.T.A.L.K.E.R. Он появляется из чернобылитового шторма, если слишком долго задержаться на миссии, и выполняет примерно те же функции, что Мистер Икс из Resident Evil 2: подгоняет и нервирует игрока, не позволяя планомерно заниматься собирательством. Однако реально напугать он способен только в начале игры, особенно если вы уже имели дело с тем же Мистером Икс или Немезидой. Если в их случае действительно возникало ощущение, словно тебя преследует неубиваемый, неутомимый охотник, то Чёрного сталкера можно загнать в тупик простыми прятками в кустах. А стоит прокачать винтовку, как после серии точных попаданий он моментально сдувается и сваливает назад в портал.
Но даже если вдруг придётся туго, на помощь придут баги с сохранениями, которые здесь работают ничуть не хуже читов. Перезапустил игру с контрольной точки — и чернобылитовый шторм может просто испариться, а Чёрный сталкер так и не появится. К тому же, на локациях заново вырастут грибы и появится очередная порция мусора для сбора. Правда, иногда бывает и наоборот: часть того, что успел насобирать до сохранения, пропадёт и из рюкзака, и с полянок. Здесь уж как повезёт.
Захреначим синей изолентой
Помимо этого, чтобы получить хэппи-энд после финальной миссии, нужно соблюсти все необходимые условия, ключевое из которых — собрать полный комплект союзников. Всего в отряде самоубийц пять свободных мест. Но так как желающих немного, учёному-интеллигенту придётся иметь дело с откровенными неадекватами: повернутым на грибах наркоманом; отмороженным АУЕшником; сумасшедшим стариком в противогазе, которому везде мерещатся крысиные заговоры; бывшей эмо, которая называет себя королевой леса… Весь этот сброд нужно дотерпеть до финала, ни с кем не поссорившись, а это ой как непросто. Практически в каждой миссии встречаются задачи, где нужно принять то или иное решение: его последствия порадуют одних союзников и гарантировано разочаруют других. По ощущениям эти дилеммы порой напоминают детский сад. Одному шутки ради хочется взорвать крыс, которые утащили всю взрывчатку, но защитница животных против. Другой балбес, отстреливаясь от противников в закрытом здании, взорвал там бочки с химикатами и теперь не может выбраться, а мы, надев противогаз, идём его вытаскивать под улюлюканье воображаемых призраков… Причём стоит пару раз проигнорировать просьбу напарника или сделать что-нибудь, что ему не по нраву, как вчерашний союзник злобно сообщит: «Ты меня достал, я ухожу!» — и обязательно устроит подлянку во время штурма АЭС.
Параллельная реальность, где можно изменить прошлое. Каждый камень — пройденная миссия. Здесь можно выбрать другие варианты прохождения и посмотреть, к чему они приведут
Однако даже если из отряда сбегут последние бойцы, проходить игру заново или откатываться на старые сейвы не придётся: изменить свои действия можно в любой момент благодаря механике перерождения. Ошибки прошлого в Chernobylite исправляются с помощью собственной смерти. По сюжету, чернобылит даёт власть над временем и пространством, а потому, погибнув, герой перемещается в параллельную реальность. Там очень удобно в два рядка вдоль чернобылитовой дорожки выстроены ключевые сюжетные решения — застывшие сцены из игры; за несколько кусков минерала их можно поменять. А вернувшись в Зону, увидеть, как эффект бабочки повлиял на мир: кто-то из напарников вернулся, другой, напротив, ушёл. Или, например, может оказаться, что одно из решений разозлило солдат НАР и теперь по всей Зоне усиленно рыщут военные.
Проходи, не задерживайся
The Farm 51 явно понимает, на какие чувствительные точки нужно давить, чтобы завлечь фанатов S.T.A.L.K.E.R., — озвучка превосходно играет на ностальгии. Её невозможно не узнать — это именно те голоса, которые врезались в память ещё в «Тенях Чернобыля». Вычурные, переигрывающие, комично изображающие сталкеров «с района», но такие ламповые… Создатели Chernobylite не стесняются вторичности, они будто гордятся ею, ставят её на передний план — ведь даже главного героя озвучил Александр Вилков (голос Стрелка и всей группировки «Долг»). Коварный приём! Коварный, но эффективный. Заставляет простить игре многое.
Видимо, в целях экономии на лицевой анимации, все персонажи всегда носят противогазы — притом что герой-то их спокойно снимает и надевает, в зависимости от обстановки
История чернобыльской катастрофы также подана очень мрачно и гнетуще. На площадях Припяти включают реальные записи оповещения об аварии, в коридорах ЧАЭС эхом разносятся крики персонала, сцены трагедии всплывают перед глазами — тем, кто смотрел сериал «Чернобыль», некоторые из них покажутся до боли знакомыми. И это скорее комплимент, чем обвинение в плагиате — пробирает до дрожи.
Местами игре удаётся по-настоящему нагнать жути. Когда в обветшалом, пустом здании натыкаешься на кукол, которые смотрят работающий телевизор, хочется поскорее его выключить, чтобы сделать происходящее хотя бы капельку нормальнее. А мрачные силуэты на стенах, нарисованные непонятно кем и когда, — чем дольше в них всматриваешься, тем сильнее кажется, что это лишь тени чего-то большого и злобного, что стоит за твоей спиной. И оборачиваться совсем не хочется. Но, увы, саспенс заполняет всё вокруг ровно до того момента, как раздастся очередной скример — призраки здесь любят тараторить как бы мрачным голосом. На самом же деле их театральные угрозы больше напоминают злодеев из советских детских сказок: стоит их услышать — вся жуть мигом улетучивается.
Периодически Chernobylite включает хоррор, демонстрируя довольно криповые пейзажи
Некоторые локации проработаны чуть ли не фотореалистично — разработчики явно не впустую занимались 3D-сканированием Зоны отчуждения. В коридорах ЧАЭС создаётся ощущение, что тебя окружают реальные стены, на которых можно разглядеть каждую трещину, почувствовать рельеф. Но вслед за ней сразу встречается комната, полная неразборчивой мешанины из расплывчатого мусора и чернобылита. Всего миг, и окружения как не бывало — сразу спускаешься с небес в компьютерную игру эдак пятнадцатилетней давности.
Или вот, например, забрёл на детскую площадку. Всё давно заросло, заброшено, оставлено: облупившаяся краска на карусели, проржавевшие качели, знак радиации прямо там, где могли бы играть дети. Безысходность, жуть, красота. Ты там, в этом мире, погрузился в него с головой — подходишь к качелям, чтобы толкнуть их, услышать скрип, который сделает картину еще безотраднее. Но скрипа нет, как и какой-либо физики — качели стоят на месте, как их не толкай. И вот тебя опять выбило из погружения, ты больше не в Припяти, а в полной условностей выживалке, хмуро идёшь собирать грибочки, чтобы слепить из них автомат.
Перед знакомством с игрой лучше надеть противорадиационный костюм.
В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.
Проекты из раннего доступа — это чаще всего адски сырые заготовки, которые страшно покупать за реальные деньги. И я искренне восхищаюсь смельчаками, готовыми вкладывать свои кровные в заведомо недоработанную игру. Но бывает, что в магазинах появляются даже не игры, а просто огрызки программного кода, обтянутые текстурами и наспех озвученные дурными голосами актёров-любителей. Вот и альфа-версия Chernobylite оказалась из таких. Что такого особенного разработчики из The Farm 51 предлагают игрокам за 666 рублей?
Если вкратце — боль, страдания и шесть-восемь часов жизни, потраченных впустую.
«Чернобыль лайт». Без сахара
Пока Chernobylite кажется спешной попыткой выехать на волне хайпа вокруг сериала «Чернобыль», хотя о сюжете в целом судить ещё рано: в альфа-версии доступны лишь пролог, несколько миссий и хаб, который надо обустраивать, как в Fallout 4. Мы играем за некоего Игоря — украинского то ли учёного, то ли военного, который прибыл в Зону спустя тридцать лет после взрыва на АЭС. Тогда он оставил там любимую девушку Татьяну, а теперь надеется встретить её снова — ну, или хотя бы найти её останки.
Чем продиктован такой странный поступок (да ещё и через столько времени), разработчики пояснять не спешат. Узнать об истории главного героя можно только из коротенького ролика вначале, пары куцых записок да голоса Татьяны, который почему-то звучит у Игоря в голове. А помочь ему в поисках возлюбленной призван таинственный кристалл, способный создавать пространственные разломы.
Вот он — чернобылит, тот самый кристалл. Игорь настолько бесстрашен, что сейчас схватит осколок минерала с зашкаливающим радиационным фоном голыми руками
В прологе нам показывают ещё нескольких персонажей. Один из них, Оливер, поселится в хабе после того, как переживёт атаку загадочного «чёрного сталкера» (впрочем, тот вообще не вызывает интереса). Те же впечатления остаются и от остальных персонажей — непонятных людей, что непонятно зачем прибывают в Чернобыль, непонятно зачем убивают там российских военных (игру уже успели обвинить в русофобии за фразу «уж с русскими-то я справлюсь», брошенную главным героем), непонятно зачем помогают друг другу и непонятно о чём говорят. В общем, вместо «плотной, густой атмосферы», которую описывают в отзывах к игре в Steam, я заметил только плотный и густой туман, которого с избытком нагнали сценаристы.
Ни слова по-русски
После пролога мы попадаем на базу, которую, как уже говорилось, надо обустраивать. Изначально в «рабочей зоне» всё завалено хламом, который разбирается нажатием одной кнопки. В хабе можно разместить станки для создания мебели и предметов, установить маленькие теплицы для выращивания грибов и целебных травок, украсить пространство столами, шкафами и кроватями и даже собрать маленький телевизор.
Правда, в отличие от той же Fallout 4, в геймплейном плане всё это просто бесполезно. По крайней мере, в альфа-версии точно: скажем, любые ингредиенты для снадобий легко собрать и прямо на уровнях — зачем возиться с теплицами? Интерьер должен улучшать психическое состояние компаньонов (оно убывает после каждой миссии), но я вообще не заметил никакого влияния всех этих тумбочек на однополчан. Так что пока есть чувство, что обустройство базы добавили просто для галочки: дескать, у нас же тут серьёзная выживалка!
Не спрашивайте, что это такое и как оно оказалось в этом сеттинге. Не исключено, что у разработчиков просто завалялись какие-то ненужные 3D-модели и их решили запихнуть в игру, чтоб добро не пропадало
Там же, на базе, мы планируем дальнейшие действия: если взглянуть на окрестности Чернобыля через бинокль, то на конкретных местах или зданиях всплывут иконки доступных заданий. Хотите — выдвигайтесь на них сами, хотите — отправляйте соратников. Пока их всего двое: тот самый Оливер и ещё более безликий сталкер Сашка, который прибьётся к команде в одной из миссий. С обоими можно поболтать, но поверьте: те две-три строчки, что они выдают в диалогах, никак не обогащают ни сюжет, ни атмосферу. Так что вопрос о том, отправлять ли цифровых болванчиков на задания, рискуя их психикой, даже не встаёт. О чём речь? Конечно, отправлять! Даже если сгинут, главному герою от этого ни холодно, ни жарко.
Ну и куда без местной чернобыльской bratva? От неё вы, правда, маслину не схлопочете: всё местное «братство» воплощает в себе один-единственный сталкер-барыга
Наконец, мы разослали всех подопечных по заданиям (или оставили на базе отсыпаться и восстанавливать психическое здоровье), и теперь наш черёд выходить на дело. Вот тут-то и начинается настоящая головная боль. Сами миссии, несмотря на некое сюжетное разнообразие (собрать документы, набрать ресурсов, ограбить конвой военных, проникнуть на секретный объект), всегда сводятся к классическому «приди — забери/убей/укради — уходи». А локации, которые с виду даже кажутся довольно-таки реалистичными, на деле однообразны до тошноты. Куда бы вас ни занесло — в окрестности базы, в заброшенный посёлок Копачи или на территорию вокруг РЛС «Дуга», — 80% времени вы будете блуждать по одним и тем же лесам. Вся карта заставлена одинаковыми моделями травы, кустов и деревьев, среди которых лишь иногда попадается какой-нибудь обветшалый сарайчик. Да и туда, скорей всего, просто нельзя будет зайти.
Вот в таком сером мыле мы проводим почти всю игру. А ведь даже такие локации можно было бы обыграть интересно. Взять хотя бы кладбище брошенной техники из S.T.A.L.K.E.R. — там тоже была одна ржавчина да безысходность, но как же это красиво смотрелось!
И даже в тех зданиях, куда всё-таки можно попасть, нет ничего интересного. Разработчики хвастались тем, что воспроизвели реальные локации вокруг АЭС, но на деле это просто заброшенные дома из трёх комнат с двумя стульями внутри. А больше там нет ничего — одни голые стены, разве что граффити с героями «Ну, погоди!» попадётся. Серые и унылые дома просто встроены в такой же серый и унылый пейзаж. И даже если разработчики впрямь восстановили ландшафт по реальным картам, никакого ощущения присутствия в том самом загадочном и опасном Чернобыле нет. Вспомните самую первую S.T.A.L.K.E.R. и впечатления от стычки с гопниками на мясокомбинате: в одной той перестрелке больше Зоны, чем во всей Chernobylite.
Впрочем, природу сложно сделать некрасивой: даже с посредственной графикой игра регулярно выдаёт симпатичные пейзажи
Кто на Зоне был, того к Боженьке без доклада пускают
Обещанный «выживач» в игре тоже есть лишь формально. По карте разбросаны ресурсы — их всего шесть: травы, грибы, топливо для костра, электродетали, химикаты и пищевые рационы. И нет, не шесть типов ресурсов, их просто шесть. Травы — это не подорожник или ромашка, каждый со своими свойствами, а просто «травы». Грибы — не сыроежки и подосиновики, а просто «грибы». Еда — безликие консервы. Из них на оборудованных кострищах можно сварить три вида похлёбок, которые восстанавливают здоровье, психическую стабильность и очищают от радиации. Всё.
Но что самое, пожалуй, обидное — ощущения выживания нет и в помине. Вы просто сканируете местность, подсвечивая все ресурсы в определённом радиусе, а потом остаётся лишь пробежаться и собрать их. Причём у местного гибрида сканера и счётчика Гейгера сразу несколько режимов работы, но один из них выделяет сразу все предметы — а значит, переключаться на остальные нет вообще никакого смысла.
В помещениях особенно заметно, что локации делали наспех
Можно предположить, что спокойно заниматься сбором лута помешают другие сталкеры и военные, — но нет, не мешают. Противников на карте раз-два и обчёлся. Да, их может быть тяжело заметить, поскольку они попросту сливаются с однотонным пейзажем, — поэтому нередки идиотские ситуации, когда вы вылезаете из кустов и вдруг оказываетесь лицом к лицу с российским бойцом.
Но даже в этом случае не возникает никаких проблем: местные «опричники» слепы и глухи, очень неохотно обнаруживают игрока, а уйти из их поля зрения проще некуда. Доходит до смешного: вы можете подойти со спины и вырубить врага почти под носом у его подслеповатого коллеги, а потом шмыгнуть в кусты, отсидеться пять секунд. и он начисто забудет о вашем существовании! Один раз я таким образом выкосил сразу четырёх противников, которые смотрели прямо друг на друга, собрал лут и был таков.
Зато если уж вас заметили, готовьтесь к самым унылым в своей жизни перестрелкам. Из-за очень странного ограничения вы не можете подбирать оружие врагов (хотя оно исправно подсвечивается как активный предмет, если навести на него прицел), а потому почти всю игру предстоит стрелять исключительно из нагана и дробовика. Патронов поначалу жутко мало, хотя со временем вы сможете клепать их у себя на базе в промышленных масштабах.
Что же до самих перестрелок… Мало того, что на выстрелы стягиваются все окрестные вояки, так они ещё и палят по вам совершенно непредсказуемо: могут часами мазать, а могут завалить с одного-двух попаданий. А если учесть, что во время стрельбы они либо стоят на месте и палят по игроку, либо сонно движутся от укрытия к укрытию, ввязываться в такие перестрелки с каждым разом всё скучнее и скучнее. Куда проще обойти опасный участок по кустам или стянуть нужную вещь прямо у врагов из-под носа, а потом скрыться в неизвестном направлении (всё в тех же кустах).
Жучиное царство
При этом местами видно, что разработчики честно пытались оживить эти мёртвые декорации. На карте есть места, помеченные знаком вопроса, где вас ждёт некое событие: например, можно встретить местного торговца Жеку, продающего (вот это сейчас не шутка!) лутбоксы в обмен на рационы. А один раз я случайно набрёл на двух военных, планировавших расстрелять безоружного сталкера. Разобравшись с нападавшими, я подошёл к спасённому пареньку в надежде услышать что-то интересное, но в ответ получил ровно две реплики: «Спасибо, что спас!» и «Надеюсь, ты не один из них». После этого он просто стоял как вкопанный — я даже застрелить его не смог. При повторном прохождении я вновь наткнулся на этот ивент, но во второй раз решил подождать и посмотреть, что будет, если я не стану вмешиваться. Вы догадываетесь, что меня ждало: военные просто повторяли по кругу одну и ту же фразу о том, что они сейчас убьют незваного гостя, — и так его и не убили, пока я не прервал их мучения.
Возможно, виной тому один из множества багов, наводняющих игру. Исчезающие и телепортирующиеся предметы, противники, стреляющие и видящие сквозь стены (но не сквозь кусты!), предметы, пропадающие из инвентаря, зависания на загрузках, пули, летящие сквозь врагов, не прогрузившиеся до конца скрипты и так далее — словом, джентльменский набор раннего доступа. Про колченогую анимацию персонажей, кошмарную оптимизацию с просадками до 5–6 FPS и просто низкокачественную озвучку, которую вдобавок заглушает саундтрек, я и вовсе молчу. Самое смешное, что говорят персонажи на русском языке, хоть и с заметным польским акцентом, а вот субтитры, интерфейс и весь остальной текст есть лишь на английском.
Поверьте, я пишу это не ради удовольствия поиздеваться над беднягами-разработчиками из The Farm 51. Наоборот: прежде чем впервые запустить альфа-версию, я искренне надеялся, что наконец увижу достойную игру про настоящий Чернобыль. Но, когда проект буквально состоит из одних лишь недостатков, его попросту нечем защищать или оправдывать.
И это не тот случай, когда временные проблемы можно объяснить ранним этапом тестирования. Бьюсь об заклад, что и на релизе всё не сильно переменится. Да, наверняка уберут кое-какие баги, немного поправят оптимизацию, вырежут пару несработавших механик и добавят другие им на замену. Но разработчики выставили проект на продажу уже сейчас — да ещё и с ценником в 666 рублей, которые можно потратить куда с большей пользой. И вот это уже говорит не об искреннем рвении выпустить классную игру, а лишь о желании поскорее на ней заработать.
Chernobylite – это инди научно-фантастическая игра от студии The Farm 51 в жанре survival. Игра сочетает в себе такие элементы как: исследование, выживание, крафт, нелинейный сюжет и относительно сложную боевую систему. Игроку предстоит обустраивать свою базу, собирать материалы на вылазках, кормить своих подчиненных, прокачивать персонажа и т.д. По словам разработчиков, они сделали тысячи снимков Чернобыля, облетали местность квадрокоптером и все для того, что бы предоставить игрокам максимально реалистичную и точную версию Припяти и самой зоны отчуждения.
Когда ищешь девушку, но забрёл в Припять
Игрокам предстоит играть за ученого по имени Игорь, который несколько лет назад потерял свою любимую Татьяну при загадочных обстоятельствах. Главный герой не смог смириться с потерей и отправился на поиски своей возлюбленной, стремясь найти её, чего бы ему это не стоило. В поисках Татьяны, игроку придется раскрыть тайны чернобыльской зоны, секретного проекта «Дуга», пространственных разломов и помогать другим сталкерам в их нуждах, обзаводясь союзниками или же наоборот предателями. В игре присутствует нелинейность и проявляется она не только в диалогах с другими NPC, но и колличеством пройденных заданий, но об этом чуть позже.
Голос Татьяны будет постоянно вас преследовать, словно она и не исчезала.
S.T.A.L.K.E.R, Metro или все же Chernobylite?
Предлагаю начать рассматривать геймплей как всегда с положительных сторон.
Этакая карта мира
Однако часть ресурсов со временем вы сможете выращивать или же производить у себя на базе, и тут мы подходим ко второму плюсу. Менеджмент базы. Игроку дается большой кусок помещения, которое он волен обустраивать по своему усмотрению. Помимо важных станков и грядок с растениями, Вам нужно позаботиться и об уюте, на что влияет уют я до конца не понял, но желательно этот показатель держать на высоком уровне. Конечно игра не завязана на постройке своей базы, и основной упор идет на сюжет и исследования, но такой бонус в виде бюджетного Fallout 4 не может не радовать.
Как я говорил игра является нелинейной. Вам предстоит решать доверится тому или иному сталкеру, проявить человечность к врагу и вовремя выполнять миссии. Дело в том, что на выполнения сюжетных заданий отводится несколько дней. 1 день = 1 попытке. Если же Вы провалили задание и не успели выполнить его по истечению времени, будьте уверены, это обязательно вам аукнется.
Лучше бы в игре столько оружия и противников было, чем мебели.
На выполнение миссий вам дается как правило 30 минут, обусловлено это тем, что зону в которой Вы находитесь по истечению времени накроет радиоактивный туман. Все как в королевских битвах. Тут сразу отмечу пару недостатков, первое это то, что у главного героя нет часов по котором можно было бы это время отмерять, Вам придеться постоянно выходить в меню инвентаря, что бы проверить оставшееся время. Второе же, это то, что если Вы решите сперва поблуждать в поисках ресурсов, Вы можете столкнуться с тем, что точку назначения накроет туман и Вы не сможете пройти миссию. Так что, сначала миссия, затем ресурсы. Хорошо это или плохо, решать Вам. К слову, выйти из миссии вы всегда сможете, для этого, достаточно достать некую квантовую пушку, которая откроет разлом. С помощью этого разлома игрок может вернуться на базу, попутно узнав больше информации о ЛОРе игры.
На этом положительные моменты заканчиваются.
Тот самый момент, когда остаётся 18 минут, а точку накрыло.
Из негативных моментов, первое, на что стоит обратить внимание это боевая система. Она очень плоха. Оружия на старте игры не много, да и потом уверен его будет не больше, но хуже всего то, что выстрел в голову не убивает противника. И речь идет даже не о противниках в шлемах. Представьте себе ситуацию, когда Вас обнаружил противник, или же Вы просто любите пострелять, а в руках у вас наган. Казалось бы, очевидно, нужно стрелять в голову, дабы сэкономить патроны и быть максимально эффективным. Но нет… Для убийства противника нужно 2, а то и 3 выстрела в голову. Кроме этого, в игре плохо реализована анимация отдачи. При выстреле из ранее упомянутого нагана, пистолет и руки персонажа поднимаются так высоко, что перегораживают обзор, а опускаются в обратное положение довольно долго. И столь дискомфортная анимация была бы оправдана если, бы пистолет убивал с одного выстрела в голову. Когда же для убийства нужно больше выстрелов, стрелять становится крайне не удобно.
Если же Вы предпочитаете скрытое прохождение, то и оно в игре присутствует. Но искусственный интеллект хуже некуда. С одной стороны, противники видят Вас на достаточно большом расстоянии, с другой же, периферическое зрение у них напрочь отсутствует.
В игре так же отсутствует открытый мир, так что те, кто ожидал сталкера, может обходить игру стороной. Само собой такое решение обусловлено геймплейными особенностями в виде смены дней, и привязкой к этим дням миссий, но все те особенности которые завязаны на алгоритме: экспедиция — база — сон — экспедиция, можно было реализовать и в открытом мире.
Боевой товарищ пал… ну и чёрт с ним!
Ну и последний минус, который стал для меня решающим, это критические баги. Помимо того, что игра ужасно оптимизирована, в ней достаточно большое количество багов и крашей, из-за которых я просто-напросто бросил эту игру, так как проходить миссии по несколько раз желания не было. К этим багам, так же хотелось бы отнести и ужасное построение миссий, в которых Вас могут запереть в маленькой комнате без противогаза и напустить дым. И выхода нет, Вам придется погибать (Хотя на самом деле, можно воспользоваться порталом). Или же Вы можете увидеть сталкера, которому нужна помощь, но, пока Вы общаетесь с ним, Вас будет убивать радиация, а если попытаетесь отойти подальше, то игра может посчитать, что диалог закончен, но на Вашем экране останутся реплики, а камера будет сфокусирована на NPC. Поболтать же с ним повторно Вы уже не сможете. Выход? Перезапуск игры. И таких багов в игре предостаточно, к ним добавьте вылеты игры и низкий FPS. Особого удовольствия играть нет.
Так кому фильтр-то?
Моя гитара — не вещь. Это продолжение меня. Это я сам.
Что касается графической составляющей, то мир выглядит красиво, unreal engine 4 как всегда с работой справляется хорошо. Бойцы NAR и сталкеры выглядят симпатично, правда тоже самое нельзя сказать о местных мутантах. Очень порадовала проработанная анимация спутников. Казалось бы, анимации сделаны хорошо, а вот с оптимизацией не поработали. Однако со звуком не все так радужно. Музыкальные композиции шикарны. Гитара передает ту самую атмосферу сталкера, но вот озвучка в игре просто нет слов…. Не говоря уже о слабом рюсськом и кривых субтитрах, которые в игре появились не сразу, в некоторых моментах персонажи могут звучать очень тихо, либо их речь будут перебивать громкие шумы на фоне.
А еще в игре атмосферный бенчмарк
А ведь и правда обидно.
Мне повезло опробовать демо — версию Chrnobylite, на одном из местных мероприятий еще весной этого года. Тогда игра шла гладко, но где-то на середине демки, игра крашнулась. Спустя столько времени, игра ужасна в оптимизации, в багах и все так же вылетает. Из-за таких вещей исследовать и погружаться в мир игры просто нет желания. Тут каждый должен для себя решить сам, сможет ли он терпеть дискомфорт ради любимого сеттинга, или все же стоит перепройти старый, добрый сталкер или метро. Я в свою очередь, тыкнув пальцем в небо, могу лишь предположить, что игра так и останется в раннем доступе. Разработчики рано или поздно забьют на её полишинг, либо же убрав критические моменты, игра все же выйдет из этого статуса. Но релиз у игр всего один, и релиз Chernobylite для меня не увенчался успехом. Мне особенно тяжело это признавать, ведь я общался с разработчиками, и я видел с каким воодушевлением они рассказывали о своей игре и как искренне интересовались о моих впечатлениях касательно демо версии. У игры есть потенциал, но технические моменты его закапывают под саркофаг четвертого реактора.
Не забывай сталкер, ты всегда можешь поддержать моё творчество своим плюсом. А я благодорю тебя за внимание, не теряй веру в восточно европейский геймдев и до скорых встреч.
Невнимательно посмотрев на Chernobylite можно решить, что это очередной онлайновый шутер или survival без сюжета, или что угодно еще. Но разработчики намешали в проекте столько возможностей, сеттингов и жанров, что поначалу это выглядит дико. Поможет ли игра скоротать время поклонникам S.T.A.L.K.E.R. или стоит так и оставить амбициозный шутер в недрах Steam? Это достаточно сложный вопрос, но сегодня мы попытаемся пролить на него свет.
Действие происходит в альтернативном 2016 году. На месте чернобыльской аварии появилось загадочное вещество — чернобылит. Несмотря на то, что в реальном мире оно также существует , здесь ему приписывают абсолютно фантастические свойства. Зону отчуждения оккупировала корпорация НАР, которая исследует его и занимается чем-то мутным на ЧАЭС, а также пытается не дать кому-либо еще проникнуть в окрестности.
Главный герой Игорь Химинюк — ученый, который отправляется в окрестности Припяти, чтобы найти свою возлюбленную Татьяну. Они оба работали на ЧАЭС в апреле 1986-го, но девушка пропала за несколько дней до известной катастрофы. Спустя 30 лет она начала являться Игорю во снах, поэтому тот все бросил, нанял несколько наемников и отправился с ними искать правду.
Кажется, «миссия в Припяти» раньше выглядела по-другому…
В основном история развивается в диалогах, сделанных на манер jRPG. При этом все они озвучены, но актеры чудовищно переигрывают, даже хуже, чем в Metro 2033 или сюжетном трейлере S.T.AL.K.E.R. 2. Не помогает делу и странное отношение авторов к современной российской политике: время от времени проскакивают фамилии и организации, о которых вне политических передач говорить не принято. Само по себе это может и неплохо, но что это дает сценарию? Абсолютно ничего.
Несмотря на то, что завязка звучит довольно банально, на самом деле сценаристы переусложнили историю. Здесь очень много элементов научной фантастики — тот же чернобылит позволяет открывать червоточины в пространстве и времени. Химинюк использует их для того, чтобы быстро возвращаться на базу, но в игре даже есть возможность изменять принятые ранее решения, меняя события в прошлом. Также из-за чернобылита в Зоне стали появляться монстры, которым уделили на удивление мало внимания в сюжете. Впрочем, они не представляют особого интереса и в геймплее.
Во вступлении на ЧАЭС игра цитирует сериал от HBO практически дословно
На странице в Steam авторы навешивают на Chernobylite в том числе ярлык хоррора, но это совершенно неоправданно. Да, здесь есть несколько скримеров, есть бесполезные монстры, есть разные паранормальные события, главное из которых — время от времени возникающая в неожиданных местах Татьяна в красном платье. Есть даже местный Мистер Икс — Черный Сталкер, который охотится на Химинюка и пытается усложнить ему жизнь. Но все это совершенно несостоятельно и не страшно.
Основная задача игрока — подготовка к финальной миссии, эдакому «ограблению» ЧАЭС, где, по мнению Игоря, злые наемники зачем-то держат Татьяну. На пути к этому необходимо выполнить несколько подготовительных этапов: составить план, собрать команду, найти всю необходимую экипировку. Чтобы узнать правду о произошедшем, вы ищете различные документы, которые проливают свет на некоторые события. Когда достаточное количество фактов собрано, Игорь с помощью специального шлема «переживает» в виртуальном пространстве произошедшие события, которые зачастую меняют сюжет.
Зона меняется каждый день, что влияет на геймплей: например, становится больше патрулей или монстров, а в тумане Игоря труднее заметить. Каждое утро мы смотрим на ситуацию свысока и назначаем миссии нашим напарникам
Команда соберется сама по себе, главное никому не отказывать. Пять напарников представляют собой в основном странноватые личности, но по-своему интересные. С ними можно поговорить, они часто влезают в диалоги и навязывают свою точку зрения на те или иные выборы. Принятие решений вообще похоже на игры от Telltale, но время от времени это действительно на что-то влияет. Если ухудшить отношения с кем-то из команды, он уйдет по-настоящему.
Улучшить отношения (или еще больше их подорвать) можно на выдаче пайков. Игра разделена на дни, в конце каждого из которых вы распределяете, кто сколько еды получит. Каждый день начинается с раздачи заданий — нужно назначить миссию для себя и каждого из своих напарников, путешествовать вместе нельзя. В конце дня приходят результаты: этот принес столько-то пайков, другой нашел патроны, третий медикаменты, а последний свою миссию по добыче строительных материалов провалил. После этого у Игоря остается время на прокачку и обустройство базы.
Юмор в игре специфический, но шуткует в основном лишь один коллега
Если строительство похоже на Fallout 4 и при грамотном расходовании ресурсов уже к середине игры полностью не нужно, то прокачка реализована интереснее. Химинюк получает очки опыта за свои действия, и может обменять их у своих напарников на различные заметные бонусы: увеличение урона на 25%, бесшумное перемещение, увеличение размера инвентаря, улучшение сканера, увеличение скорости бега и так далее. Прокачка проходит не просто так, а на специальной локации, куда мы отправляемся с партнером и проходим тренировку.
С помощью специального сканера можно искать различные материалы на локациях и следить за радиацией. Он подсвечивает все предметы поблизости, а также может указать направление к определенному ресурсу прямо на экране. Их видов всего ничего, что приводит к забавным казусам — ученый умудряется создавать сложные устройства буквально из сломанных электрических схем, металлических пластин и травы. Также можно готовить различные мази и успокоительные средства. Поставить костер, на котором из пары травинок и грибочков получится слабое вещество можно прямо в поле, а вот армейскую аптечку или серьезные капли от радиации можно приготовить только на верстаке.
Застройка базы напоминает Fallout 4, только камерную
Расходники нужны для восстановления показателей. У Игоря две важные характеристики: здоровье и психика. Здоровье поглощает урон, а его общее количество сокращает радиация, которую надо выводить отдельными средствами. На психику влияют разные паранормальные события, а также убийство людей и даже использование сильнодействующих расходников вроде аптечки. Впрочем, чтобы противников можно было незаметно оглушать без урона для психики, нужно всего лишь пройти одну тренировку у напарника.
Вообще, стелс в игре довольно примитивный. Чтобы стать абсолютно невидимым, достаточно просто спрятаться в кусты. Конусы зрения врагов странные, как и искусственный интеллект. Иногда солдаты и монстры могут заметить персонажа с другого конца локации, а иногда никак не реагируют на трупы соратников, сквозь которые проходят.
Солдат спокойно проходит сквозь своего мертвого сослуживца
Альтернатива стелсу — боевая система. Видов оружия всего полдюжины, а стрельба сделана довольно средне. Возможно, разработчикам стоило сделать ее более реалистичной, на манер той же Escape from Tarkov. Но в Chernobylite из реалистичного только необходимость прицеливаться из оружия перед стрельбой. Впрочем, этот аспект сделан на вполне удовлетворительном уровне и как минимум не вызывает большого дискомфорта на средней сложности.
Исследовать и участвовать в сражениях предстоит в окрестностях Припяти — и это одновременно лучшая и худшая сторона игры. Разработчики хвастаются тем, что Зона в их игре создана с помощью фотограммометрии и благодаря этому выглядит реалистичнее, чем где бы то ни было. Это действительно так: кафе «Припять», рыжий лес, радар «Дуга», здание ЧАЭС, жилые районы — все это воссоздано достаточно похоже на прототипы, и, скорее всего, лучше, чем в любых других аналогичных проектах. Также все это пропитано русским духом. Серость, безысходность, панельные дома, родные просторы — если это вас привлекало в S.T.A.L.K.E.R., то в Chernobylite такого даже больше.
Если играть агрессивно, к концу истории противники станут бронированными
С другой стороны, в локациях заключается большая проблема: на всю игру их всего пять штук, не считая ЧАЭС, на которой мы побываем лишь во вступлении и в финальной миссии-ограблении. И даже эти пять локаций сами по себе маленькие, на них часто встречаются одинаковые ассеты и даже целые помещения и здания. Не раз и не два важные для сюжета события будут происходить в кафе «Припять» или в припятском госпитале, доводя роль этих зданий в истории до абсурда.
Стоит сказать и о техническом исполнении. Chernobylite провела достаточно много времени в раннем доступе, и выданная на обзор версия, судя по отзывам, лишена многих проблем более ранних билдов. За 15-часовое прохождение случился лишь один вылет и несколько графических артефактов. Также стоит похвалить и хорошую оптимизацию — игра запустится даже на средних конфигурациях, а выставить «ультры» и получить хороший фреймрейт можно будет уже на карточках уровнях GTX 1060. Впрочем, картинка хоть и симпатичная, но воображение не поражает. Хотя для отображения красот местной Зоны отчуждения ее вполне хватает.
Читайте также: