Диван совет при султане
Диван (перс. دیوان ) — высший орган исполнительной, законодательной или законосовещательной власти в ряде исламских государств, а также титул руководителя данного органа.
Содержание
Этимология
Современный перс. «دیوان» [diwān] через пехл. «dpywʾn» [diβi-vān] или «dywʾn» [di-vān] восходит к др.-перс. «dipi-vān-» — 'относящийся к документам' от корня «dipi-» — 'надпись, документ', который через эламский язык восходит к аккад. «ṭuppu» , которое, в свою очередь, заимствовано от шум. «dub» — 'глиняная табличка с надписью' [1] . От данного корня также происходит др.-перс. «dipī-var» — 'писец', ставшее в пехл. dibīr и в перс. «دبیر» [debīr].
История
Слово впервые встречается в текстах IX века, описывающих халифат времён халифа Омара (634—644), и означает списки распределения государственных доходов, а также место хранения данных списков. При создании административной системы халиф ориентировался на образец державы Сасанидов, а потому и дал совету персидское название. Позднее термин распространился на различные органы государственной власти.
Примеры
- Диван Высокой Порты в Османской империи состоял из Великого визиря, иных визирей и аги янычар, заменяя отсутствующего султана.
- В Дунайских княжествах диваном называли сословные собрания.
- В языках Индонезии слово Dewan употребляется до сих пор в качестве обозначения советов различного уровня.
Министерства
В султанате Марокко некоторые министерства называются диванами:
- Diwan al-Alaf: военное министерство.
- Diwan al-Bar: морское министерство (МИД).
- Diwan al-Shikayat (или - Chikayat): министерство прошений.
Церемонии
Dīwān-e-Ām
(перс. ديوان عام ) Публичная церемония вершения суда и приема петиций подданных мусульманским правителем.
Dīwān-e-Khās
((перс. ديوان خاص ) Частная церемония приема особо уважаемых посетителей мусульманским правителем.
Ссылки
Примечания
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Диван (ведомство)" в других словарях:
Диван (значения) — В Викисловаре есть статья «диван» Мебель Диван комфортабельное мебельное изделие для сидения нескольких человек Диван кровать мебельное изделие для сидения, трансформируемое в кровать. Диван тахта мебельное изделие для сидения,… … Википедия
диван — 1. ДИВАН, а; м. [от перс. divan возвышенный пол, покрытый ковром] Вид (обычно мягкой) мебели с длинной спинкой и ручками (или подушками и валиками), предназначенный для сидения и лежания. Спать на диване. Сесть на д. Разложить д. ◁ Диванчик, а; м … Энциклопедический словарь
ДИВАН — (перс. канцелярия, присутственное место) в мусульманских странах в Средние века налогово финансовое ведомство. В Османской империи и некоторых др. совет при государе. В ряде современных государств Ближнего и Среднего Востока правительственные… … Юридический словарь
ДИВАН — (перс. канцелярия присутственное место), в мусульманских странах в средние века налогово финансовое ведомство. В Османской империи и некоторых других совет при государе. В некоторых современных государствах Ближнего и Ср. Востока… … Большой Энциклопедический словарь
Диван (канцелярия) — Диван (перс. ‒ канцелярия, присутственное место), 1) в Халифате, начиная со времени правления Омара (634‒644), список распределения доходов государства между различными группами господствующего класса и для оплаты войск, а также место хранения… … Большая советская энциклопедия
ДИВАН (присутственное место) — ДИВАН (перс. канцелярия, присутственное место), в мусульманских странах в средние века налогово финансовое ведомство. В Османской империи (см. ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ) и некоторых других совет при государе. В некоторых современных государствах Ближнего … Энциклопедический словарь
Диван — (от перс, divan, diwan гос ная канцелярия, присутственное место) 1) при первых халифах (634 644 гг.) гос ный реестр, список для распределения доходов государства между различными группами господствующего класса и для оплаты войск, а также место… … Энциклопедия права
ДИВАН — (перс. канцелярия, присутственное место) 1) в Средние Века в мусульманских странах налогово финансовое ведомство. В Османской империи и некоторых других странах совет при государе; 2) в некоторых современных государствах Ближнего и Среднего… … Юридическая энциклопедия
диван — (перс. канцелярия, присутственное место) в мусульманских странах в Средние века налогово финансовое ведомство. В Османской империи и некоторых др. совет при государе. В ряде современных государств Ближнего и Среднего Востока правительственные… … Большой юридический словарь
Диван — I Диван (перс. канцелярия, присутственное место) 1) в Халифате, начиная со времени правления Омара (634 644), список распределения доходов государства между различными группами господствующего класса и для оплаты войск, а также место… … Большая советская энциклопедия
Я знаю,что слово "диван" тюрское и к мебели оно отношение не имело. Какой же первоначальный смысл слова "диван"?
тюркское слово «диван» в своем первоначальном смысле к мебели никаким образом не относилось. В него был вложен смысл таких понятий, как «мудрость» , «мудрый совет» и «совет сановников при султане» , который восседал на возвышении, плотно устеленном коврами и мягкими атласными подушками. Позднее значение слова несколько изменилось: и болгары, и хорваты стали считать диваном комнату для совещаний и приема гостей. Наконец, итальянцы и французы стали использовать всем нам известное значение – «мебель в комнате, где принимают» . От французов слово «диван» попало в Россию. Сейчас государственные лица в подавляющем большинстве стран решают все вопросы, сидя в креслах, а вот представители компаний все чаще предпочитают встречи в более комфортной обстановке. В этом случае мягкая мебель играет едва ли не ключевую роль в интерьере.
Если память мне не изменят, то это что-то типа заседания правительства, только при падишахе,
Тюркское слово «диван» в своем первоначальном смысле к мебели никаким образом не относилось. В него был вложен смысл таких понятий, как «мудрость» , «мудрый совет» и «совет сановников при султане» , который восседал на возвышении, плотно устеленном коврами и мягкими атласными подушками.
Позднее значение слова несколько изменилось: и болгары, и хорваты стали считать диваном комнату для совещаний и приема гостей. Наконец, итальянцы и французы стали использовать всем нам известное значение – «мебель в комнате, где принимают» . От французов слово «диван» попало в Россию.
Интересно, откуда пришел к нам этот необходимый предмет интерьера-диван? Персидское слово диван попало к нам через Турцию. Первоначально оно обозначало реестр документов, потом место, где они хранились, потом государственный совет, который эти документы принимал, и помещение, где он собирался. Еще позже диванами на Востоке стали называть приемные залы и, наконец, - стоящие в них вдоль стены возвышения для сидения, покрытые коврами и усыпанные подушками. Ни каркаса, ни ножек, ни спинок у восточных диванов не было.
В Европе развивался свой вариант мягкого сиденья для нескольких человек. Средневековую скамью скрестили с обитым стулом - так в 17в. появилось канапе: у него мягкое сиденье, жесткие подлокотники, шесть тонких ножек и две стульевые спинки.
Изящные французские канапе проникли в Россию раньше низких и широких турецких диванов. Те становятся особенно модными в начале 19в. : под них даже выделяют отдельную комнату. Называется она диванная, примыкает к гостиной.
Восточная и западная линии в мягкой мебели мирно сосуществовали, развивались и влияли друг на друга: сиденья то опускались, то поднимались, ножки то появлялись, то исчезали. Но турецкое слово в России победило французское.. . вместе с канапе в Европе с XII в. появляются предметы для приятного времяпрепровождения: возлежания, отдыха и светских бесед. Особенно изобретательны были французы. Благодаря им мы получили шезлонг, конфиденту, козетку, меридиен, тет-а-тет, рекамье.. . В сущности, все это разновидности дивана и кушетки.
У англичан фантазия была не столь богатой: все мягкие предметы они называли the sofa. Впрочем, у них тоже появились новые слова. Например: day bad (кровать для дневного сна) и love seat (очень маленький диван для двух влюбленных) . К дивану и креслам, особенно если речь идет о большом пространстве, обязательно нужно красивое, изящное дополнение, придающие интерьеру шарм и теплоту: именно на рекамье хочется положить плед, небрежно бросить подушку, забраться с ногами.
Диван совет при султане
Люби. Каждое утро, открывая глаза, наполняй себя любовью. Люби и ни о чем не спрашивай, ничего не бойся. Люби своего Человека- пусть он часто бывает вредный и злой, но ты ведь знаешь, что он самый родной для тебя. Люби своё дитя, только за одну его улыбку, и благодари Бога, что он послал тебе этого ангелочка. Люби своих родителей, не обижайся на них за то, что они учат тебя, словно маленькую, они просто беспокоятся за тебя. Люби своих друзей- ты их выбрала однажды и они у тебя самые лучшие, весёлые и верные. А если ты сейчас одна. люби ещё сильнее! Люби того, кто уже идёт к тебе, устав, как и ты от одиночества. Люби этот мир, ведь он готов подарить тебе всё, что ты пожелаешь, если будешь в это свято верить! Отдавай свою любовь смело и искренне- чем больше ты отдашь, тем больше её у тебя будет. Люби себя , просто потому, что ты есть, живёшь и дышишь. И помни- для кого- то ты очень ценный подарок. А для кого- то целая Вселенная.
Мечта о любви, о настоящей искренней любви никогда не умирает в душе женщины. Жизнь делает иногда женщин циничными, заставляет их говорить, что они не верят в любовь, но это только слова. В глубине души они страдают, надеются и ждут, потому что для них любовь – самое важное в жизни.
Молодой мужчина Ибрагим,грек из Парги. Сын греческого рыбака Манолиса и сафийе ,.
Сейчас раним утром приехал во дворец ТопКопы , конечно-же как любому мужчине который только женился .
Ибрагиму Очень не хотелось оставлять свою Султаншу Хатидже Султан одну , но накопившийся дела в Империи османов не терпят и не ждут.
Тем более когда на тебе такая большая ответственность , пост Великого Визиря обязывает тебя отдавать всего себя служению Османской Империи .
И твоя жена должна свыкнуться с этой мыслию и жить , благо Султанша Хатидже Султан Османская принцесса на которой Ибрагим и был теперь женат.
И которую Ибрагим пылко но в тоже время нежно любил , все это знала и понимала поэтому Ибрагим и был так удивительно спокоен .
Ибрагим имел все что только можно при власти Султана Сулеймана Хана , покровительство и доверие самого Султана .
Пожалуй самый высокий пост при его власти , высокое положение зятя Династии Али Осман ибо он был женат на Султанше Османской Династии Хатидже Султан.
Конечно -же это было великой честью для Ибрагима , такое его положение , однако он не гонялся за властью .
Может это только пока , но однако сейчас ему важно было оправдать столь высокое доверие своего повелителя Султана Сулейман Хана.
Ибрагим Шел по коридорам к залу заседания широкой , надменной , походкой , на устах Ибрагима была легкая, еле заметная , улыбка
Неожиданные решение считаются самыми правильными, но принял ли правильное решение Султан по отношению к Бейхан и Кадира? Несомненно мужчина не был против этого брака, просто он не думал, что всё так быстро случится, но в тот же момент его терзали сомнение. Их характеры с Бейхан были слишком похожими, им будет очень трудно. Паша прекрасно понимал, что многое зависит от него, он должен будет расположить к себе Госпожу, она должна будет поверить ему и доверится. В этой жизни мужчина привык к трудностями, но вот эти будут приятны. Ухаживать за такой женщиной принесёт удовольствие каждому.
После встречи с Повелителем и уже будущей женой мужчина направился на Совет Дивана, это будет его первое собрание и конечно же ему хотелось показать себя достойным человеком, который не так просто занял этот пост. Ему важно показать, что он заинтересован в лучшем будущем государства и ничем не хуже своего отца, который был честным и достойным человеком, которого хотелось уважать и к которому хотелось прислушиваться.
Прежде чем зайти в здание Кадир позвал к себе своего стражника и отдал некоторые бумаги. – Отправляйся в особняк и прикажи убрать все картины в одну комнату, пусть её закроют на ключ и отдадут тебе. Никто не должен говорить, что там находится, никому. Пора начинать свою жизнь с чистого листа. – Ему не хотелось, чтобы вот эти все тела видела Бейхан, он не хотел пугать её в их первую совместную ночь. Возможно, она узнает когда-то об этом секрете, но не сейчас. Их отношение только начинаются и им придётся многое узнать о друг друге. Что-то им будет нравиться, а что-то нет, но они вместе должны пройти этот путь без лишних свидетелей и советчиков.
Только мужчина зашёл в помещение, где все Паши собираются совещаться, как здесь уже был Ибрагим Паша и другие подчинённые, казалось, что Кадир чуть ли не последний, кто сюда пришёл. Новый член этого совета поклонился перед Пашой и стал рядом с другими мужчинами. Все ждали начало, всем было интересно причина этого собрание.
Совет Дивана начался. Паша через один предлагали новые введение, который приведут страну к изменением. Со многим Кадир был не согласит, но пока он молчал. Ему важно было вникнуть в каждую мелочь, которая происходит на этом диване. Паша хотел посмотреть кто станет для него другом, а кто врагом. Он хотел видеть преданность этому государству такую же, как и их преданность богатству. Большинство Пашей забыли о человечности, они зажрались своим богатством и титулом. Таких людей мужчина не уважал, он призирал их и всегда держался подальше от них.
После половины служащих этому государству и народу не понимали для чего они здесь. Паши совсем забыли, что они должны заботиться не о своём будущем, а о народе. Последние слова мужчины вывели из себя Кадира, но он вёл себя сдержано и как полагается в его положение. – Люди и так платят большие налоги , ещё больше они не потянут. Если вы, Паша, пройдётесь по окрестностям народа, то увидите, что большинство из них голодает. Они до последний копейки отдаёт всё, чтобы покрыть налоги, которые есть сейчас. Те, кто не может оплатить налоги, у них забирают всё: дома, сельское хозяйство, земельные участки, у некоторых даже детей или в отряд янычар, или же продают совсем юных девушек. Неужели народ должен жить в страхе Вы забыли кому служите, Паша. – Слова были дерзкими, но и молчать он тоже не мог. Кадир перевёл взгляд на Ибрагима Пашу и замолчал, ему было интересно, что скажет права рука Султана Сулеймана, но Ибрагим и дальше продолжал внимательно слушать всё и делать выводы. Мужчина также делал выводы для себя, потому что его заинтересовало будущее этого государство, но уж точно не будущее других Пашей, которые только думали о своём кармане.
Совет Дивана очень быстро закончился, никаких важных решений не принималась без Султана, они просто поговорили и предложили свои варианты. Скорее всего Ибрагим сам всё доложит Повелителю. Паша покинул помещение и остановился возле беседки. Он прошёл и сел в неё, сейчас было важно начать строительство и провести переговоры с женщиной. Сначала ему захотелось написать письма сестрам Султана, которые также смогут принять в этом участие.
«Мы ещё не знакомы, но в скором времени для меня будет честью познакомиться с сестрой нашего Повелителя. Я Кадир Паша, верный подчиненный вашего брата, династии и этого государства. Ради нашего будущего Султан Сулейман одобрил новый проект для постройки школы и с это воли он позволил принять в этом и Вам участие. Всему миру известно, что нет лучшего создание, чем женщина в выборе красивого дизайна, в подборе красивых цветов и я могу очень много перечислять, но сейчас хочу обратиться к Вам, Фатьма Султан, с предложением. Если Вам интересно будущее детей, то вы непременно захотите сделать в этот проект свой вклад. Предлагаю Вам встретится на нейтральной территории и обговорить детале. При встрече я расскажу Вам обо всём, что может интересоваться. Вы вправе отказаться, но я надеюсь на положительный ответ.
Навсегда Ваш покорный слуга Кадир Паша»
Закончив писать короткое письмо, Паша завернул его и отдал своему слуге. – Пусть это письмо попадёт в руки Фатьмы Султан, и ещё. Организуйте встречу мне с той женщиной, пусть она приходит на ужин вместе со своими детьми ко мне в особняк. Больше не можно тянуть, уже на днях приедут архитекторы из Франции, и они будут готовы к началу роботы. – Отдав приказ Кадир направился в сторону сада.
Хансарай. Часть 6: Зал Дивана
Визит во внутренние покои Хансарая, безусловно, следует начать с Зала Дивана (он же – Зал совета и суда). Это помещение, тронный зал повелителей Крыма, можно без преувеличения назвать «сердцем» государственной жизни Крымского ханства: в этих стенах, в собрании лидеров нации, принимались судьбоносные для Крыма решения.
Сам термин «диван» происходит от арабского слова, которое, в основе своей, обозначало сборник письменных реестров. Впоследствии значение слова расширилось и на хранилище таких документов, и на ведавшее ими учреждение, и, наконец, стало означать государственный орган. (Наименование предмета мебели тоже имеет к этому прямое отношение: диван потому и назван диваном, что сделан на манер длинных мягких топчанов, стоявших в «офисах» Османской империи). В Крыму и в Турции диваном называли совещательный орган, который являлся одновременно и верховным судом при правителе, и государственным советом.
В Крымском ханстве существовала разветвленная система юриспруденции и большинство судебных решений в стране принималось на местах. Гражданскими делами (такими как вопросы брака, имущества, наследия и т.п.) ведали религиозные суды кадиев в своих судебных округах (кадылыках), а над кадиями осуществляли надзор столичные кадиаскеры. Уголовные дела, помимо того, могли рассматриваться также и региональными диванами, которые существовали при резиденциях калга-султана и беев наиболее знатных родов. И лишь тогда, когда вопрос не удавалось разрешить на месте, либо когда тяжба велась между представителями знатного сословия, дело передавалось в ханский Диван. Кроме того, в Диване должен был утверждаться любой вынесенный местными судами смертный приговор.
Смертные приговоры были не слишком частым явлением среди на редкость законопослушного, как отмечали современники, населения Крыма, но вот лиц, желающих подать апелляции на решения местных судов, набиралось достаточно, и к вратам Хансарая стекались просители, жаждущие добиться справедливости в ханском суде. Сортировкой их прошений (какое заслуживает аудиенции у хана, какое следует передать на рассмотрение кадиаскерам, а какое вернуть обратно) занимались чиновники ханской канцелярии. Эта канцелярия располагалась на террасе с колоннадой перед самым входом в Зал Дивана. В прежние времена это была не открытая терраса, как сейчас, а помещение наподобие застекленной веранды, со шкафами и лавками внутри.
Вид на северо-восточный угол Зала Дивана с зарешеченным балконом и витражами
Ханский Диван собирался регулярно: как правило, еженедельно. Однако следует заметить, что проведение судебных заседаний было лишь одной из функций ханского тронного зала – причем даже не самой главной. Ведь, помимо суда, совещаний в узком кругу по текущим вопросам и приемов иностранных посланцев (в том числе и османских, с распоряжениями от султана), в этих стенах регулярно проводилось еще одно, гораздо более масштабное мероприятие: встреча («кёрюнюш») хана с представителями крымских знатных родов. Эти многолюдные ассамблеи были, по сути, главным предназначением зала – именно потому он настолько и превосходит и по площади, и по высоте, и по роскоши ту скромную палату Дивана, что существует в стамбульском дворце Топ-Капы. Такие всеобщие собрания крымской знати во дворце происходили не очень часто, обставлялись с немалой пышностью и решения на них принимались наиважнейшие: на них беи четырех знатнейших родов формально избирали новых ханов, принимали совместно с ханами решения о войне и мире, а порой случалось и так, что ханы во время таких собраний узнавали о своем низложении и отставке.
Потому в ханские времена здание тронного зала очень часто называли не Залом Дивана, а Кёрюнюшем. Помещений для подобных собраний в Хансарае было несколько: Эвлия-челеби перечисляет во дворце кёрюнюши Бахадыра Герая, Исляма Герая и Эски-Кёрюнюш (ни один из них не дошел до нашего времени), а тот зал, который можно осмотреть ныне, у Эвлии назван кёрюнюшем Сахиба Герая – по имени основателя Бахчисарайского дворца. Это был самый старый и самый главный из парадных залов ханской резиденции.
Войдя сегодня в его двери, мы окажемся в просторном помещении с хрустальной электрической люстрой и блестящим мраморным полом, на котором ясным утром затейливо переливаются цветные лучи, падающие сверху через витражи. Стены и потолок зала украшены яркими росписями, а прямо напротив входа сверкает позолоченный макет трона. Большая часть этого декора – результат реставрации 2000-х годов, выполненной в соответствии со старыми описаниями Зала Дивана. В этих описаниях упоминается и мраморный пол (снятый и вывезенный куда-то еще в 19 столетии), и «три прекрасные люстры» (видимо, венецианской или французской работы, что считалось особой роскошью в Крымском ханстве), и бассейн с фонтаном посередине (его реконструировать не стали, ибо стены здания и без того сильно повреждены излишней сыростью).
Над входом в зал изнутри нависает балкон, закрытый плотной деревянной решеткой: так называемые «хоры». Экскурсоводы обычно рассказывают, что ханы тайно подсматривали оттуда за ходом заседаний Дивана, члены которого, таким образом, никогда не знали наверняка, слушает ли их хан или нет, и потому на всякий случай не позволяли себе лишних высказываний. Поводом к возникновению этой басни, без сомнения, послужил пример зала Дивана в стамбульском дворце Топ-Капы. Там, в самом центре стены, прямо над местом, где сидел главный везирь, проделано небольшое окошко с позолоченной решеткой. С обратной стороны этого окошка расположен нижний этаж «Башни справедливости», зайдя в которую из своих личных покоев, султан мог, по желанию, либо тайно наблюдать через решетку за совещаниями придворных советников, либо, поднявшись по ступеням, осматривать свой дворец с вершины башни.
В прошлом очерке я уже подробно рассказывал о том чрезвычайно закрытом образе жизни, который, храня свое недосягаемое величие, вели турецкие султаны. Случаи, когда падишахи лично являлись на заседания своего Дивана, были настолько редки, что всякий раз бурно обсуждались в столице и были предвестниками серьезных политических перемен. Обычай, при котором правитель тайно наблюдает за совещаниями своих сановников, возник не в Стамбуле: он бытовал во многих странах и культурах задолго до возникновения Османской империи. К примеру, во дворце фатимидских халифов в Каире тоже было устроено решетчатое окошко («шуббак») в главном парадном зале: халиф, скрытый для глаз, наблюдал из него за происходящим, а везирь, сидя под этим окошком, вел заседание.
Представить, чтобы тот же обычай мог соблюдаться и в Крыму, трудно для всякого, кто знаком с государственной системой Крымского ханства. Ведь если стамбульский Диван был всего лишь советом высокопоставленных придворных служителей, каждого из которых, невзирая на чины, султан мог в любой момент казнить или заменить на посту, то кёрюнюш крымских ханов – это, своего рода, наследственная «палата лордов», где беи занимали места не по милости хана, а по праву своего знатного происхождения, и наследовали их из рода в род. Хан не был вправе ни смещать, ни казнить беев по собственному произволению. По этой-то причине беи (в отличие от османских везирей, холодевших при звуках падишахских шагов по ту сторону решетки) не боялись ханов и издавна привыкли выражать свое мнение вслух и без всякой опаски. Известен не один случай, когда предводители крымской знати открыто и совершенно безнаказанно бросали в лицо хану самые суровые слова, вплоть до угрозы свергнуть его и избрать себе другого правителя. Учитывая всё это, «хоры» в Зале Дивана правильнее считать либо помещением для присутствующих на кёрюнюше женщин (а ханские матери и старшие жёны имели право посещать такие собрания, хотя и не у всех на глазах), либо – что мне кажется более вероятным – пристройкой уже русского времени.
Центральное место в зале было зарезервировано не за везирем, как в Топ-Капы, а за самим ханом (и это еще раз подчеркивает, что ханы, в отличие от султанов, присутствовали на заседаниях лично, а не скрывались в тени потайных комнат). Впрочем, везирь (в Крыму эта должность называлась хан-агасы) был и здесь ключевым участником собрания: хан-агасы не сидел на месте, а ходил по залу и распоряжался ходом заседания.
Вплоть до середины 19 века в Зале Дивана сохранялся настоящий ханский трон. Очевидцы писали, что он обладал немалой ценностью и был покрыт оранжевым сукном с вышитым золотой нитью полумесяцем. К сожалению, никто тогда не зарисовал его, и теперь мы не имеем понятия, как именно выглядело ханское кресло – ведь на Востоке существовало немало разнообразных типов парадных сидений правителя. И когда в свое время перед нами встал вопрос, чем заменить прежний музейный «трон» (который представлял собой обычный ящик, накрытый коврами и подушками, и не имел ни малейшего отношения к истории ханства), было решено изготовить деревянный макет знаменитого Багдадского трона османских султанов – временно, до тех пор, пока не будет выяснен истинный облик тронного места крымских ханов. Рядом с троном, по словам тех же очевидцев, стояло еще несколько сидений («табуретов») поменьше, а дальше вдоль обеих стен тянулись длинные мягкие лавки – все они были обиты тем же оранжевым сукном, что и ханский трон.
Эти места занимали придворные сановники, рассаживаясь на них согласно своему рангу. По левую руку от хана сидел калга-султан – первый наследник и распорядитель левой (восточной) части страны, а по правую – нурэддин-султан, командир правого (западного) крыла Крыма. Далее на стороне нурэддина располагался ханский муфтий, а напротив него, на стороне калги, сидели кадиаскеры, имамы и кадии крымских судебных округов, после которых следовал дефтердар – главный придворный секретарь, который и вел реестр судебных решений. На заседания являлись также главный казначей, распорядитель дворцового хозяйства и прочие придворные чины. Когда в столице пребывали беи знатных родов либо высшие военачальники как, например, командир гарнзиона Ор-Капы и ханские наместники в заперекопских ногайских ордах, они тоже принимали участие в заседаниях Дивана – хотя и не были обязаны посещать их регулярно (в отличие от калги, который, правя суд в своем собственном диване в Ак-Месджиде, раз в неделю был обязан являться в Бахчисарай к хану). На входе дежурил с серебряным жезлом в руках капыджи-кяхьяси – начальник придворной стражи, который и проводил в зал посетителей, допущенных к правителю.
Вид на южную стену Зала Дивана с макетом трона
Сейчас уже не так просто в деталях представить, как проходила эта церемония, ибо описания ее скудны, а сам Зал Дивана существенно переменился с ханских времен. Тот вид, в котором он отреставрирован, примерно отражает состояние зала на середину 19 века; восстановить же его изначальный облик уже невозможно по той причине, что декор ханской эпохи навсегда утрачен. К примеру, росписи на стенах – это творчество русских художников позапрошлого столетия; их недавно обновили свежими красками, но выяснить, какие крымскотатарские или османские узоры были прежде на их месте, не удалось, поскольку первоначальный слой счищен практически начисто. Сильно изменилась и сама структура помещения.
Насколько можно судить, окна с цветными витражами изначально находились во всех четырех стенах (а не в одной, как сейчас) и в зале было значительно больше света. Нижний ряд окон уже в царское время переделан в двери, убран ряд лавок под ними, разобраны камины в углах помещения и фонтан посередине, и список подобных переделок можно продолжать долго. Не вызывает сомнений и то, что уже при последних ханах Зал Дивана мало походил на прежний кёрюнюш Сахиба Герая – ведь недаром Селямет II Герай оставил над его входом надпись, напоминающую о ремонте здания после разрушительного пожара.
Тем не менее, главный зал Хансарая уцелел и сохранился. И те, кто небезразличен к прошлому ханского Крыма, по-прежнему имеют возможность прийти сюда и попытаться услышать голоса людей, что когда-то раздавались под этими сводами и направляли Крым на его пути по бурным волнам истории.
Султанша, которая имела право прогнать даже султана с Совета Дивана
Самым главным и великим человеком в империи всегда был именно султан. Никто не имел столько власти, сколько имел он. Его приказы должны были выполняться без раздумий и лишний размышлений. Все, кто входил в Совет Дивана, считали честью свое присутствие на нем.
Совет Дивана – не что иное, как собрание самых высших чинов. На Совете обсуждали предстоящие военные походы, кадровые перестановки, ситуацию в империи. В особых случаях именно на этом заседании выслушивали жалобы, принимали послов, выносили вердикты и приговоры. Проводить заседание советы изначально имел право лишь один человек – правящий падишах.
Однако в «Великолепном веке» мы прекрасно видели, как султан Сулейман наградил этим правом самого Ибрагима-пашу. Повелитель порой лично не присутствовал на совете – но сидел в соседней комнате, где все видел и слышал. Совет Дивана – был крайне важным мероприятием, и нарушать его заседание не имел право никто, тем более женщина. И было абсолютно неважно, какой титул она имела и кем приходилась правящему падишаху.
Достаточно вспомнить, что первая Валиде – мать Сулеймана и даже Хюррем, несмотря на всю имеющуюся у них власть никогда даже не пытались нарушить заседание совета, не говоря уже о том, чтобы выгнать с него султана. А вот среди их потомков, такая женщина была, и власть ее была безгранична, ведь не зря за время своей жизни она была несколько раз регентом султана и стала единственной Валиде, которая носила титул бюйюк Валиде-султан.
Этой женщиной была никто иная, как Махпейкер-султан или как она сама себя назвал – Кесем. Кстати, имя это женщина выбрала себе не случайно – оно означает единственная любимая. Власть Кесем-султан была тиранией, жесткой, коварной и опасной. Султанше пришлось многое пережить, перед тем как стать Валиде. Ее изгоняли из дворца, но всякий раз она возвращалась обратно – с гордо поднятой головой.
Именно Кесем Валиде-султан, будучи бабушкой правящего султана, имела власть сама проводить Совет Дивана. А начиналось все очень просто – в любой момент заседания она могла прийти на него. И если с самого начала султанша просто слушала, то потом стала вести дебаты, отправлять султана среди заседания в его покои и сама выносила необходимые решения.
Противиться воле Кесем-султан не мог никто – ни дети, ни внуки, ни султаны, ни паши. Все прекрасно знали что, несмотря на титулы, управление империей фактически осуществляет она сама. Кесем была так могущественна – что стала единственной за всю историю Османской империи женщиной, способной не просто проводить Совет самостоятельно, но и имеющей власть – выгнать с него правящего повелителя.
Читайте также: