Шеллачный лак для металла
Технология нанесения шеллачных лаков включает ряд трудоемких операций, выполняемых только вручную. Так, вследствие очень низкой вязкости шеллачных лаков , приближающейся фактически к вязкости этилового спирта, приходится наносить 6 - 7 слоев лака вручную, тампоном с промежуточной выдержкой на воздухе до 10 мин. Образуется полуглянцевое покрытие, которое затем полируют, вручную для придания блеска. Мутный шеллачный лак перед нанесением взбалтывают, при этом содержащийся в нем воск частично заполняет поры материала. [16]
За последнее десятилетие достигнуты значительные успехи как в области разработки рецептур лакокрасочных материалов, так и в области технологии их нанесения. До 1914 - 1918 гг. для отделки дерева применяли исключительно шеллачные лаки , большое число слоев лака наносили вручную, тампоном. [17]
Применяется для спиртовых лаков и политур. Пленки на свету темнеют и покрываются пятнами, высыхают медленнее шеллачных лаков . [18]
Применяется для спиртовых лаков и политур. Пленки на свету темнеют и покрываются пятнами, высыхают медленнее шеллачных лаков . [19]
В целях сокращения сроков сушки в состав масляных лаков вводят специальные вещества - сиккативы, представляющие собой смесь солей ( кобальта, свинца и марганца), жирных, смоляных или нафтеновых кислот; сиккативы вводятся в состав лака в количестве не более 7 - 10 % от веса масел. Но и при введении сиккативов сроки сушки масляных лаков во много раз превышают сроки сушки нитро - или шеллачных лаков , что в основном и ограничивает их применение при лакировании древесины. [20]
На основе шеллака и гуммилака получаются наиболее высококачественные лаки для отделки дерева и металла. Шеллачные лаки образуют быстросохнущие, твердые и в то же время эластичные покрытия, отличающиеся после ( полировки высоким блеском. Недостатком шеллачных лаков является очень низкая водостойкость образуемых ими пленок. В качестве заменителя этих смол применяют спирторастворимую искусственную фено-ло-альдегидную смолу идитол. Однако эта смола не дает лака, полностью заменяющего шеллачный. Пленка лака, изготовленного на идитоле, менее твердая, чем шеллачная; от влаги она разрушается быстрее, плохо полируется, темнеет на свету. [21]
Шеллачные лаки изготовляют растворением шеллака в 95 % - ном этиловом спирте до получения раствора 30 - 40 % - ной концентрации. Для отделения примеси воска лак фильтруют через шинельное сукно. В отдельных случаях для отделки дерева применяют так называемые мутные шеллачные лаки , при получении которых воск не отфильтровывают. Такие лаки образуют более эластичные покрытия, но с меньшим блеском по сравнению с прозрачными лаками. Для изготовления цветных шеллачных лаков в их состав вводят спирторастворимые органические красители. [22]
Особенно широко применяли шеллачные лаки черного цвета, подкрашенные спирторастворимым нигрозином, при отделке пианино и роялей. Шеллачные лаки сейчас используют только при ремонте мебели. [23]
Шеллачные лаки изготовляют растворением шеллака в 95 % - ном этиловом спирте до получения раствора 30 - 40 % - ной концентрации. Для отделения примеси воска лак фильтруют через шинельное сукно. В отдельных случаях для отделки дерева применяют так называемые мутные шеллачные лаки, при получении которых воск не отфильтровывают. Такие лаки образуют более эластичные покрытия, но с меньшим блеском по сравнению с прозрачными лаками. Для изготовления цветных шеллачных лаков в их состав вводят спирторастворимые органические красители. [24]
Шеллак получается, из гуммилака, который образуется в результате жизнедеятельности насекомых, перерабатывающих сок лакового дерева, произрастающего в Индии и прилегающих к ней островах. Гуммилак выпускают в продажу в виде зерен или палочек. Его применяют в производстве спиртовых лаков, но в основном перерабатывают в шеллак. Переработка заключается в том, что гуммилак кипятят в горячей воде; при этом вещество, окрашивающее гуммилак, отмывается. Смола отливается в виде тонких пластинок желтого цвета. Пленки шеллачных лаков отличаются хорошей механической прочностью, водостойкостью и способностью полироваться до высокого глянца. [25]
Шеллак получается из гуммилака, который образуется в результате жизнедеятельности насекомых, перерабатывающих сок лакового дерева, произрастающего в Индии и прилегающих к ней островах. Гуммилак, выпускают в продажу в виде зерен или палочек. Гуммилак применяется в производстве спиртовых лаков, но в основном он перерабатывается на шеллак. Переработка заключается в том, что гуммилак кипятят в горячей воде. При этом вещество, окрашивающее гуммилак, отмывается. Смола отливается в виде тонких пластинок желтого цвета. Шеллак применяется для приготовления спиртовых лаков и политур, сургучей и граммофонных пластинок. Пленки шеллачных лаков отличаются хорошей механической прочностью, водостойкостью и способностью полироваться до высокого глянца. Шеллак обладает электроизоляционными свойствами, вследствие чего нашел большое применение в изготовлении изоляционных лаков. [26]
Шеллачный лак для металла
Доброго времени суток! Приобрел шеллачный лак. В описании, потенциально подходит для обработки рукояток ножа. У кого есть опыт по использованию данного лака, стоит ли его пробовать на финише? Спасибо.
шеллаком пользуюсь постоянно, но только собственного приготовления, настоянном на спирту.
С готовыми шеллачными лаками не угадаешь, раз купил готовый, так он водой смывался после высыхания, после такой подставы, готовые не беру.
Вобщем мой совет такофф, намажьте кусок дерева, в несколько слоёв с промежуточнной сушкой оных, потом идите к раковине и потрите полученную плёнку лака с бытовыми моющими средствами, если не будет смываться, то можно использовать для финиша рукоятей, в противном случае только всякие декорации деревянные покрывать.
Судя по составу, в лаке есть один лишний компонент-скипидар, вот он то и может сыграть злую шутку, и спирт не чистый, это тоже плохо, сивушные масла сворачивают шеллак, может быть скипидар как раз это компенсирует. практика критерий истины, так что только опытным путём описанным выше, покрывать и смывать водой. Если не подходит, он под водой будет как бы мыльный.
Изопропиловый это не этиловый, но чистый спирт. Я хлопья шеллака растворял в нём, нормально. Только по совету Алексея - "охотника на лягушек" , нужно внутрь тампона капнуть льняного масла.
Только по совету Алексея - "охотника на лягушек" , нужно внутрь тампона капнуть льняного масла.
а можно про годный спирт и разбадяживание шеллака поподробнее ?
я просто не в курсе как спирты отличать .
взял как-то у товарища "питьевой" (он настойки разные на нём делает) и залил целак, он у меня растворялся на батарее наверно с неделю, и цвет какой-то мутно-коричневый
попробовал на деревяху нанести, вроде плёнка появилась, но на ощупь гладкая и скользкая, вопщем плюнул тогда и забросил .
Originally posted by bodigard:а можно про годный спирт и разбадяживание шеллака поподробнее ?
я просто не в курсе как спирты отличать .
взял как-то у товарища "питьевой" (он настойки разные на нём делает) и залил целак, он у меня растворялся на батарее наверно с неделю, и цвет какой-то мутно-коричневый
попробовал на деревяху нанести, вроде плёнка появилась, но на ощупь гладкая и скользкая, вопщем плюнул тогда и забросил .
"Питьевого" спирта не знаю.))))Использую этиловый 95%.
Если шеллак не свернулся, значит спирт был нормальный.))))
Такой он и получается мутный раствор, после высыхания глянцевый и скользкий, просто надо бы ещё было скотчбрайтом пройтись по поверхности, убрав излишнюю скользкость и глянцевость.
Растворяются хлопья, именно так как вы и описали, в зависимости от чистоты шеллака, от 2 дней, до недели в тепле.
Задача шеллака прежде всего, это закупоривание пор дерева от перепада влаги и температур.
Да нет, сохнет не долго. А бодяжить - не знаю, на глазок. Залил хлопья спиртом и подождал пару дней, постоянно помешивая. Спирт покупал в магазине "Моби плюс", литр рублей за 150, с год назад.
а про спирты, я 2 вида знаю, технический, тот что на заводе в мою бытность там выдавали платы протирать, и питьевой, тот что на ликёроводочных заводах мужики таскают. А уж какие они там, этиловые ли, изопропилевовые или ещё какие мне не ведомо
Изначально написано Vinsent Vega:
[B]Доброго времени суток! Приобрел шеллачный лак. В описании, потенциально подходит для обработки рукояток ножа. У кого есть опыт по использованию данного лака, стоит ли его пробовать на финише?
Прекрасный лак! Вполне подходит, и для финишного укрытия рукоятей, и для укрытия скримов!
Один минус: необходимо большое количество слоёв (10-15) с промежуточной сушкой под УФ. Долго это и хлопотно. Зато структура покрытия напоминает "ламинат": стойкое к механическим воздействиям (истеранию, царапинам, сколам).
----------
. Смотри, не обломай перо об это каменное сердце.
Нашёл в закромах, может пригодится:
1. Шеллак (гуммилак) в сухом виде представляет собой чешуйки прозрачного, желтого, бежевого, коричневого цветов. Цвет ему придают примеси воска. Очищенный от воска шеллак - прозрачный.
2. Шеллак продается в художественных и реставраторских салонах и дефицитом не является.
3. Шеллак растворяется теплым винным спиртом, в идеале - безводным. В чистом медицинском - прекрасно растворяется в течении суток. Раствор готовить из расчета 300г сухого шеллака на 1л спирта. Полностью без осадка растворяется только очищенный шеллак. Шеллак, содержащий воск, образует раствор + каллоид.
4. Хранить готовый раствор надо в темном месте и герметично закупоренным. Я встречал мнение, что срок его хранения ограничен, но на практике я до сих пор пользуюсь раствором шеллака, приготовленным более года назад и ухудшения его качества не заметил.
5. Наносить шеллак надо в несколько (3-5 и более) слоев тампоном. Тампон для нанесения шеллака - одноразовый и изготавливается следующим образом:
- взять кусок ЧИСТОЙ (!) НЕКРАШЕННОЙ (!) х/б ткани размером примерно 15 на 15 см;
- расстелить на чистую поверхность и смочить середину льняным маслом;
- в середину положить кусок ваты;
- в эту вату лить раствор шеллака (в разумных количествах - чтобы вата пропитывалась, но лишний шеллак не стекал);
- собрать края получившегося тампона и им работать.
ВАЖНО! шеллак должен фильтроваться через тампон, поэтому окунать тампон в лак НЕ НАДО! При необходимости - разложить тампон на поверхность, влить в середину еще шеллака и опять собрать.
----------
С уважением, Игорь, обращайтесь на ТЫ.
Зато структура покрытия напоминает "ламинат": стойкое к механическим воздействиям (истеранию, царапинам, сколам).
Вот ЭТО новость!
Изначально написано ybccfy:4. Хранить готовый раствор надо в темном месте и герметично закупоренным. Я встречал мнение, что срок его хранения ограничен, но на практике я до сих пор пользуюсь раствором шеллака, приготовленным более года назад и ухудшения его качества не заметил.
До сих пор почему-то не выкинул бутылочку PIBESHELLAK фирмы ROC, переставший сохнуть, могу поделиться
Для Вас. может быть и новость.
А для мастеров-краснодеревщиков уже три века секретом не является. для тех кто полетуру не пил, а по назначению пользовал.)))))
И для меня новость.
Лакированная поверхность стойкая к царапинам, это что за броня? Вполне себе царапается любой шеллак.
Зато структура покрытия напоминает "ламинат": стойкое к механическим воздействиям (истеранию, царапинам, сколам).
Изначально написано Сэмэн:
Для Вас. может быть и новость.
А для мастеров-краснодеревщиков уже три века секретом не является. для тех кто полетуру не пил, а по назначению пользовал.)))))
ЗначитЦа надать срочно покрыть им все наши танки! Тогда они станут СОВЕРШЕННО НЕУЯЗВИМЫМИ.
На самом деле Шеллаком пользуются не три века, а чуть побольше, и крыли им не только мебель, но и паркет (кажется даже в Зимнем).
К неоспоримым достоинствам шеллака относится его уникальный блеск. ну и то, что не ядовит, можно им покрывать то что в рот - курительная трубка, и то что контачит с пищей.
К недостаткам - его слабая механическая и водостойкость, которая в свою очередь тем выше, чем шеллак чище, меньше в нем примесей воска, светлее.
Но и это тоже преодалимо, поскольку покрытие шеллаком можно восстанавливать локально.
Изначально написано МухАН:Ну как бы условия эксплуатации мебели и рукояти ножа совсем не одинаковы.
Ага! Расскажите это тем кто пользует для рукоятий тик-оил предназначенный для укрытия садовой мебели ))))
Имитируем ржавчину с помощью шеллачного лака, талька и морилки
Этот мастер-класс по имитации ржавчины я сделала уже достаточно давно и точно знаю, что многие декораторы различных направлений успешно используют этот способ в своих работах, чему я безусловно очень рада! Так как я экспериментатор еще тот и настойчивости у меня не отнимать, то в результате проб и ошибок нашла идеальный (во всяком случае для себя ) и достаточно простой способ имитации ржавчины, более того, результат очень сложно отличить от настоящей ржавчины и покрытие получается достаточно прочным!
До сих пор этот мастер-класс я не опубликовала на Ярмарке Мастеров, исправляюсь :)
1. Для работы нам понадобится сам предмет декорирования (это может быть любая металлическая поверхность или какая-либо другая, но предварительно загрунтованная и покрытая краской цвета металлик), шеллачный лак (я использую готовый шеллак фирмы Таир), художественный тальк либо детская присыпка, морилки цвета «Дуб» и «Мокко», ацетон ( я использую строительный), кисти для нанесения шеллака и морилок (у меня плоские синтетические, но подойдут и другие), ватные диски, наждачная бумага, маленькое сито.
2. Для начала необходимо подготовить поверхность нашего предмета. Для этого обрабатываем ее наждачной бумагой, проще говоря, царапаем поверхность наждачкой для получения хорошей адгезии, а затем обезжириваем ацетоном (можно использовать любой обезжириватель).
3. Далее покрываем поверхность слоем шеллачного лака и, не дожидаясь высыхания (!), посыпаем поверх тальком (для удобства я использую маленькое ситечко), посыпаем обильно, тальк не жалеем! Не забудьте после опустить кисточку в емкость с ацетоном!
В моем случае я делала небольшой «островок» ржавчины, поэтому наносила шеллак неким пятном (кляксой). Если вы хотите полностью покрыть поверхность ржавчиной, то, соответственно, наносите шеллак на всю поверхность.
4. Минуты через 3-5 удаляем лишний тальк (аккуратно сдуваем, руками не трогаем!). Затем снова покрываем слоем шеллака и посыпаем тальком. Такую процедуру надо повторить 3 раза, но на третий раз ситечко не используем, а посыпаем тальком только в некоторых местах.
5. Снова через 3-5 минут удаляем лишний тальк. После наносим кистью морилку цвета «Дуб» на всю поверхность так, чтобы весь тальк пропитался и не осталось белых следов. Затем сушим, можно использовать фен, а далее наносим морилку цвета мокко не на всю поверхность, а только в некоторых местах пятнами, сделав их тем самым чуть темнее. Снова сушим.
6. И, наконец, покрываем всю поверхность шеллачным лаком в 2-3 слоя с промежуточной просушкой каждого слоя не менее 30 мин. После этого работу необходимо оставить на сутки до полного «отвердевания».
Благодарю за внимание! Буду рада ответить на интересующие вас вопросы по данному мастер-классу!
Материалы и заготовки
Расскажу-ка я вам сказку:) Про краски, лаки и заготовки. Чем я покрываю свои изделия, что от этого покрытия они приобретают, что теряют и как с этим всем жить и радоваться. Вероятно, обладателям деревянных украшений эта информация может быть интересна.
Начну я с шеллачного лака. Для себя я его обнаружила сравнительно недавно и пользоваться начала также недавно. Но уже очень довольна. Раньше покрывала браслеты, кулончики и прочее мебельным лаком. Конечно, износостойкость у него хорошая. Но запах. Да и загустевает он, и кисточки потом отмывать в ацетоне или уайт спирите. В общем, ничего хорошего и приятного нет.
Итак, шеллачный лак - это относительно натуральный лак на спиртовой основе. Вообще-то шеллак - это продукт жизнедеятельности (правда, изящный оборот?) неких червячков, живущих на деревьях в тёплых странах, в Индии, например. Они копошатся на деревьях, едят его кору, а потом оставляют после себя как бы плёночку, похожую на смолу. Эту "смолку" собирают и начинают с ней играться. Процесс подготовки этой смолки достаточно трудоемкий, в итоге её преобразуют в пластинки-чешуйки, которые и растворяют в спирте. Сам по себе шеллак тёмный, но его можно осветлять.
Продаётся шеллак как в чешуйках для самостоятельного приготовления раствора, так и уже разведённым.
Преимущества шеллачного лака:
- Запах лёгкий, спиртовой, быстро выветривается. На основе не остаётся вообще. Не заглушает запах выжженного дерева, что очень приятно.
- Легко наносится, жидкий.
- Быстро сохнет.
- Не оставляет навязчивого стекловидного блеска, скромно поблёскивает в бороздках, придавая глубину и выразительность рельефу.
- Подчёркивает структуру дерева.
- Защищает от негативного воздействия света.
Недостатки не очень глобальны.
- Он не водостойкий. Т.е. лёгкие брызги, он, конечно, выдержит. Но купаться в украшениях, покрытых шеллаком нельзя. Мыть посуду тоже не рекомендуется:). Откровенно говоря, я нашла противоречивую информацию по поводу влагостойкости. Видимо, это зависит от марки лака, количества воска в его составе и прочих тайн природы.
- Я бы не назвала его ударопрочным. Опять же, лёгкие толчки/удары/царапины он выдержит, вмятин не останется. Но сильно проводить по украшениям стержнем, прижимать их дверью или царапать изящным ноготком не надо.
- Дерево - материал пористый, поэтому лак быстро впитывается и нужно не зевать при покрытии, а то остануться некрасивые засохшие разводы и границы.
Цвета шеллачного лака.
- Неосветлённый лак оранжевый. Натурально рыжий, я очень удивилась, когда увидела этот цвет. Для моих украшений не очень подходит, как мне кажется. А так вполне хорош, даже жизнерадостен:)
- Осветлённый лак почти не даёт тона. Слегка желтоват. Максимально приближен к естественному цвету дерева.
- Есть ещё лак водно-спиртовой. Он даёт красновато-коричневый оттенок. Но я таким не пользуюсь. Мне смысла нет такими тёмными лаками покрывать украшения, т.к. всю красоту выжженного узора закрашу. Поэтому и фото из собственных закромов предоставить не могу. Но верю в силу вашего воображения:)
На данный момент это вся сказка, придумаю ещё, конечно, расскажу:) Про воск, например, про типы дерева.
Читайте также: