Промыслы связанные с металлом
В донесении Вятского наместничества во второй половине XVШ века сообщалось , что количество мастеров-серебряников (мастеров, изготовляющих изделия из серебра) в губернии насчитывалось: в Вятке - 27, в Орлове - 6, в Слободском - 2, в Котельниче - 1, в Уржуме - 2. Пробирный мастер из Казани А. Рукавишников в 1781 году доносил в Вятское наместническое правление о мастерах-серебряниках, работающих в уездах, отошедших в Вятскую губернию после реорганизации в 1780 году. Списки мастеров из Казани в Вятку были направлены для того, чтобы мастера уплачивали пошлину в Вятку.
Среди мастеров, работающих с серебром упоминались и уржумские серебряники Денис и Ефим Матвеевы, Фока Бронников. К средине XIX века это ремесло в уезде совсем исчезло.
Мастеров-медников (бронников), работающих с медью в уезде к 1876 году насчитывалось немного. В основном, медники изготовляли тогда серьги и кольца, различные украшения на костюмы марийских женщин. Эти мастера приобретали материал для своих изделий в Казани. Изделия медники изготовляли из листовой меди (латуни), белой жести, олова, польского серебра.
Работали бронники в своих избах, а иногда в специальных помещениях. К 1885 году в уезде было 23 медника. Занимались они, как и раньше, серег, колец, блях, крестиков. Выделывали медники проволоку и рыболовные крючки. Сбывали свою продукцию на базарах. Некоторые из мастеров лудили самовары, изготовляли медные сита.
Письменные источники второй половины XVII века называют среди ремесленников, жителей города Уржума - кузнецов. Кузнечное ремесло было распространено в уезде и на протяжении XVIII, первой половины XIX веков. С появлением большого количества изделий из металла, в том числе и орудий труда, кузнечное ремесло стало распространяться шире.
В 1876 году в Уржумском уезде насчитывалось более 400 кузнецов. Кузнецы имелись тогда во всех 20 волостях уезда. В некоторых волостях постоянно работали кузнецы, которые приходили на заработки из города Козмодемьянска Казанской губернии.
Железо для изготовления новых изделий кузнецы покупали в Уржуме, Казани, Кукарке, Нолинском уезде и на заводе в Шурме. Много железа поступало на перековку в виде старых изделий. Если кузнец работал по частному заказу, то железо предоставлял заказчик.
Уголь для кузниц закупался на месте у углежогов и смолокуров. Хорошими считались местные кузнецы умевшие выделывать новые изделия. В 1876 году такими мастерами славилась Мазарская волость (Буйский завод). В Пилинской волости хорошие кузнецы жили в деревнях Нусе, Колмасе и Вичмари.
Отличные мастера работали и в Теребиловской волости. Они могли не только выковать новые орудия труда, но и тарантас оковать, изготовить железный ход под экипаж. Два лучших кузнеца этой волости жили в деревнях Русский Турек и Теребиловка.
Обычно кузнечным промыслом крестьяне занимались в свободное от сельскохозяйственных работ время. Лишь в Буйском и Шурминском заводах постоянно работающие кузницы принадлежали мастерам, не имеющим полевых наделов.
К 1885 году кузнецов в Уржумском уезде насчитывалось 1029 человек. Столько же по данным уездной статистики за 1893 год. Кузниц в уезде было в 1880-е годы до 740. Распространено кузнечное ремесло было повсеместно. Больше других кузнецов было в Пилинской и Шурминских волостях.
Обычные кузнецы изготовляли серпы, косы, ножи, вилы, подковы, ральники для сох, железные ходы для тарантасов. Были и такие, которые выполняли работу попроще: ковали лошадей, шинили колеса, исправляли стертые сошники у сох, железные решетки у церковных оград.
В крупных кузницах уезда имелись наемные рабочие, которые обязаны были приводить в движение кузнечные мехи (приспособления, с помощью которых подавался воздух для поддержания высокой температуры в горне). На некоторых кузницах мехи были соединены с шестерней, которая сцеплялась с большим горизонтальным колесом. Колесо это приводилось в движение лошадьми.
В начале XX века в уезде насчитывалось 904 кузнеца (к 1901 году), а в 1912 году кузнецов уже было 1627 человек.
К 1876 году в Уржумском уезде насчитывалось 11 человек, занимающихся слесарным ремеслом. Из этого числа 7 человек работали на Буйском заводе, 1 - в Шурминском. Занимались тогда слесари ремонтом медных и железных изделий. Работали в основном в жилых помещениях, без применения наемной рабочей силы.
К 1885 году слесарей в уезде числится уже 31 человек. Занимались они также, в основном, починкой старых железных изделий.
В начале XX столетия в уезде было уже 84 мастера: медников и слесарей. Кроме того, в уезде работали 7 человек замочников (умевших изготовить, починить замки), были и мастера "холодные кузнецы" - 21 человек.
Холодные кузнецы изготовляли ведра, тазы, подойники, противни, рукомойники, железные печки с трубами, трубы самоварные, стиральные корыта и другие изделия, необходимые в крестьянском быту.
1. В. А. Ветлужских. "Очерки истории Уржумского района”. Учебное пособие. Глава 14, "Промыслы и ремёсла”.
Художественная обработка металла
История материальной культуры зафиксировала удивительные изделия из металла, выполненные мастерами прошлого: литые колокола и скульптурные монументы, кованые ограды и оружие, сосуды и светильники и многое другое. В каждый такой предмет вложен труд мастера-ремесленника, знающего приемы обработки золота и серебра, бронзы и железа, умеющего подчеркнуть в изделии особенности материала, необходимые для решения художественной задачи.
Современная технология заменила многие ручные приемы обработки металла промышленными способами. Но для изготовления уникальных и малосерийных изделий ручные способы обработки сохраняются и передаются новым поколениям мастеров и художников.
Промыслы художественной обработки металла начали формироваться в России в XVII в. Многие из них существуют и сегодня. Основные способы обработки металла следующие.
Литье — древний и очень распространенный способ изготовления изделий путем заливки расплавленного металла в специальные формы. Остывшую отливку зачищают и дорабатывают.
Ковка — один из способов обработки металлов давлением, связанный с кузнечным ремеслом. В отличие от драгоценных металлов, которые поддаются холодной ковке, железо требует нагревания до температуры более 1000 °С, когда его можно гнуть, деформировать, чтобы получить конструкцию или элементы орнамента заданных формы и размеров.
Ковке близка техника просечки, когда из тонкого листового металла (жести) вырубают ажурные орнаменты.
Чеканка — выбивание рельефа в тонком металлическом листе или пластине. Чеканку выполняют ударами молотка по специальному стальному стержню, получая необходимый объем на пластине или объемный предмет.
Скань (от др. -рус. скать — сучить, свивать) — оригинальная ювелирная техника создания узоров из гладкой или крученой проволоки (свитой в веревочки). Такой орнамент может стать накладным украшением предмета из металла, дерева, камня или из него можно изготовить ажурные вазочки, шкатулки, ювелирные украшения. Скань часто дополняют металлическими шариками (зернью), которые обогащают поверхность орнамента. Напаянная на поверхность предмета из металла скань образует контурный рисунок для перегородчатой эмали или вставки цветного камня.
Финифть, или живописная эмаль, — уникальная роспись металлических изделий эмалевыми красками по белому эмалевому грунту. Уникальность и сложность этой техники декорирования изделий определили ее ограниченное использование в центрах художественной обработки металлов. Стеклообразное покрытие, составляющее основу эмали, обеспечивает тонкий, блестящий слой поверхности расписных и обожженных пластин, закрепляемых в оправу из скани. Прозрачность, чистота и звучность эмалевых красок придают изделиям с финифтью нарядность и декоративность.
Чернение — один из традиционных видов декорирования серебра и золота — основано на вплавлении в резной, гравированный рисунок черни — сплава из серебра, меди, свинца или олова и серы. После обжига излишки черни снимают напильниками, поверхность изделия шлифуют и полируют. Сплав остается в гравюре, контрастно выделяясь на фоне светлого металла.
Великоустюгское черненое серебро. В Великом Устюге уже в XVI в. начали появляться различные ремесла, в том числе по обработке серебра, меди, железа. Славу Великого Устюга на долгое время составило черненое серебро, которое не только приобрело свой художественный почерк, но и оказало влияние на развитие черненого дела в Москве. Великоустюгские изделия XVIII в. — это гравюры на металле, штрихи которой заполнены черным металлическим сплавом. Покрытый позолотой углубленный матовый фон подчеркивал глубину черненого рисунка на коробочках, табакерках, флаконах для духов. Тема оформления соответствовала назначению веши. Так, на табакерках изображали сцены охоты, военные баталии, на шкатулках для женских украшений — мотивы прогулок, торжественных выездов.
К началу XIX в. с переходом искусства к стилю «классицизм» формы изделий становятся проще, рисунок приобретает больше ясности. Мастера редко применяют позолоту, а на свободном поле светлого серебра черненую гравюру выполняют почти как рисунок на бумаге. На табакерки переносят вполне реалистические портреты, планы городов с большим числом надписей.
Современные мастера создают в основном черненые ювелирные украшения. На пластинах разной формы они гравируют розетку, развертывающийся бутон цветка или спиралевидный завиток орнамента, оставляя небольшое свободное поле серебра. Благодаря этому приему даже маленькие серьги приобретают декоративную выразительность, которая подчеркивается позолотой орнамента или обрамлением пластин.
Ростовская финифть. Мастера г. Ростова Ярославской области первоначально расписывали эмалью иконки, кресты, пластины для украшения церковных книг и сосудов (потиров). На эмалевых пластинах изображали фигуры святых, библейские сцены, монастыри.
В XIX в. наблюдается переход к реалистическим изображениям. Большое место в творчестве мастеров занимает портрет, иногда написанный в одной тональности: эмалью коричневого или черного цвета.
Дальнейшее развитие искусства ростовской финифти пошло по пути активного восстановления цветочных и растительных композиций в декоре брошей, пудрениц, маленьких зеркал, туалетных коробочек. Мастера продолжали совершенствовать и сюжетную живопись. Пейзажи Москвы и своего родного города, архитектурные памятники, а затем и композиции тематического содержания все больше закрепляются в творчестве художников.
Совершенствование эмалевой живописи связано с использованием в композиции изделий скани (филиграни). Она стала полноправной и неотъемлемой частью ювелирных украшений. Подвески из скани дополняют серьги и кулоны, скань образует выразительную оправу брошей.
Красносельский ювелирный промысел. Этот промысел в Костромской области — наиболее крупный центр производства ювелирных изделий из цветных металлов разных видов обработки. Промысел получил развитие в конце XIX в.
Современное творчество красносельских ювелиров традиционно ориентировано на изготовление ювелирных изделий, а также посуды: кувшинов, стопок, чашечек. Среди многих работ наибольшей оригинальностью и многообразием орнамента выделяется филигрань. Ее используют для создания крупных кубков и ваз, декоративных тарелок и ювелирных украшений.
Казаковская филигрань. Казаковская филигрань сложилась в середине 1930-х гг. как самобытное направление обработки металла в с. Казаково Нижегородской области. В этой технике создают объемные предметы: подстаканники, конфетницы, тарелки для фруктов. Их конструкцию и орнаментальное убранство составляет ажурная филигрань. В орнаменте казаковской филиграни прослеживаются изменение и развитие рисунка от геометрических зигзагообразных лент к мотивам растительного характера, умело переведенным в декоративные формы. Некоторое подражание кружевоплетению перешло в металлический узор, для которого типична упругость завитков и сочленений, связанная конструктивными тягами. Орнамент отличается чистотой и тщательностью отделки, что позволило дополнить ассортимент изделий коробочками, шкатулками, вазочками, которые украшает также растительный орнамент.
Мстёрский промысел. Мстёрский промысел развился в XIX в. Сначала из металла изготовляли чеканные оклады для икон.
В советское время мастера переключились на изготовление посуды из цветных металлов с последующим ее серебрением и золочением. Для украшения на подносах, подстаканниках, вазочках-конфетницах гравировали орнамент в виде скромных букетиков, веточек, розеток. Участки гравированного рисунка, как правило, золотили и полировали, остальная поверхность металла оставалась матовой.
Промыслы по металлу
Царь-колокол, Царь-пушка. Помните эти символы русского государства из школьных учебников? Наша история буквально отлита в металле. Золото царских регалий и сталь русского оружия. Драгоценные оклады икон и луковки куполов. Тончайшие ювелирные украшения и сокровища Кремля.
Без художественной обработки металлов нельзя представить наши города и храмы, шедевры архитектуры и интерьеры домов — историю нашей страны и ее наследие.
Народные промыслы по металлу в России
История развития
Работать с металлами человечество начало на самой заре своего существования. Именно обработка металла когда-то в древности стала первым отдельно выделившимся ремеслом.
Так, обрабатывать металлы умели еще скифские племена в VII–IV веках до н. э. Древние славяне также знали секреты ковки, а в Киевской Руси кузнецы владели почти всеми основными видами обработки металла, включая литье, чеканку, скань и зернь. Причем к XI веку русские кузнецы в своем мастерстве могли не просто тягаться — но и опережали мастеров Западной Европы.
Традиции
В конце XV века в Москве был создан Пушечный двор, ставший центром пушечно-литейного и колокольного производства на ближайшие пару столетий.
Следующим важным витком в развитии металлических промыслов стало открытие Уральских заводов. Именно здесь отливается чугунное кружево оград, решеток, ворот новой столицы империи — Санкт-Петербурга. А в XIX веке на фабриках по всей стране налаживается промышленное производство изделий в большинстве традиционных техник работы по металлу.
Особое место среди промыслов по металлу на Руси всегда занимало мастерство литья колоколов. Они появились на Руси одновременно с принятием христианства — еще в конце X века. Звон колоколов созывал русских людей не только на церковные службы, но и на вече, поднимал на оборону от захватчиков, встречал победителей. На российской земле сформировалась своя, неповторимая традиция литья колоколов. Если в западноевропейских церквях звон раздается с помощью расшатывания самого колокола, то в русских — раскачивается язык. Именно это позволило создавать на нашей земле удивительные и не превзойденные больше нигде в мире колокола-«тысячники».
Виды промыслов по металлу в России
В советские годы некоторые традиционные исторические виды промыслов по металлу, к сожалению, забылись. Но до наших времен удалось сохранить многие другие художественные ремесла. Традиции каслинского литья, ростовской финифти, великоустюжской черни не просто живы, эти направления активно развиваются, следуют меняющейся моде, вкусам, сохраняя многовековое наследие русских мастеров.
Виды промысла | Описание | Регионы |
---|---|---|
Художественная ковка | Способ механической обработки металлов при высокой температуре, при которой заготовка деформируется под ударами кузнечного молота | Москва, Тула |
Литье | Способ изготовления изделий с помощью заливки расплавленного металла в специальные формы | Касли Челябинской области |
Финифть | Роспись яркими эмалевыми красками по металлической основе | Ростов Великий, Вологда |
Чернение, или чернь | Создание на серебряных и золотых изделиях узоров с помощью смеси сульфидов серебра, свинца и меди | Великий Устюг |
Чеканка, гравировка | Выбивание рельефа на металле, нанесение рисунка методом вырезания или выжигания | Златоуст Челябинской области |
Скань (филигрань) | Плетение ювелирных ажурных узоров из тонкой золотой, серебряной, медной проволоки | Казаково Нижегородской области, Красное-на-Волге Костромской области, Павлово Нижегородской области |
Литье
Художественное литье — один из тех древнейших художественных промыслов, которые и сейчас окружают нас буквально повсеместно. Бронзовые памятники и чугунные ограды наших городов, статуэтки, посуда, предметы мебели и архитектурные детали.
Очень рано человек начал получать сложные металлические изделия, заливая жидкий металл в формы. И сейчас литейное производство — очень важная отрасль машиностроения. А параллельно с промышленным продолжает существовать и художественное литье.
Особое место в России заняло искусство чугунного литья. Оно расцвело на Урале с XVIII века. Настоящий центр чугунного литья в России — небольшой город Касли в Челябинской области. Именно здесь уже веками сохраняется и развивается особая техника литья художественных изделий из чугуна. Каслинское литье отличает тонкость деталей, графичность силуэтов, особая игра бликов на металле.
Скань
Вспомните шапку Мономаха: соболиная опушка, жемчуг, драгоценные камни, крест — и тонкие, сложные, витые узоры на золоте. Это и есть скань. Так называется ювелирная техника, столетиями развивавшаяся на Руси. Ажурные узоры, сплетенные мастером из золотой, серебряной или медной проволоки. Изделия из скани — это настоящие металлические кружева.
В технике скани исполняются самые разные предметы. Ювелирные украшения, посуда, вазы, скульптуры, шкатулки, церковная утварь. Скань позволяет сочетать благородные металлы с эмалью, стеклом, драгоценными и полудрагоценными камнями.
Само слово «скань» пошло от древнерусского «съкати», то есть «свивать» или «скручивать». Есть еще латинское название техники — «филигрань». В Древней Руси скань появилась в IX–X веках, а ее расцветом считаются XVIII–XIX века. Во времена СССР мастерство скани не только не забылось, но и было объявлено народным историческим промыслом и дошло до наших дней.
Интересные факты
о промыслах по металлу
Безвозвратно утерян секрет «мороза по жести» — уникальной техники мастеров Великого Устюга, с помощью которой на тонких металлических пластинах расцветали удивительные узоры.
Прославленный Царь-колокол весом 208 тонн так и не прозвонил ни разу А вот 64-тонный Успенский до сих пор действует на колокольне Ивана Великого в Москве.
Словарь
А А --> Б А --> В А --> Г А --> Д А --> Е Ё Ж А --> З А --> И А --> Й К А --> Л А --> М А --> Н А --> О А --> П А --> Р А --> С А --> Т А --> У А --> Ф А --> Х А --> Ц А --> Ч А --> Ш А --> Щ А --> Э А --> Ю Я
Аба́шевская игру́шка — русский художественный промысел, глиняная игрушка, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области.
Изготовление абашевской игрушки зародилось в XIX веке в Спасском уезде. Особую известность промысел приобрёл в конце 1920-х годов, связано это было с работой Лариона Зоткина, талантливого мастера из села Абашево, вылепившего многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей.
Абашевская игрушка — это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф.
Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками — синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.
Абрамцево-кудринская резьба — художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.
Возникновение промысла тесно связано с художниками абрамцевского кружка и в первую очередь Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 году столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырка, Кудрино, Мутовки.
Ага́шка — старинная русская манера ручной живописной росписи. Также агашкой называют цветок - самый любимый узор в росписи: роза с закругленными лепестками. Ее выполняют кистью с особой раскладкой крупными, но не размашистыми мазками.
Анго́б — жидкая белая или цветная глина, предназначенная для росписи керамики и наносимая до обжига, а также само декоративное покрытие из такой глины.
Арте́ль — добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности, часто с участием в общих доходах и общей ответственностью на основе круговой поруки.
Атталинская вышивка — альтернативное название золотного шитья, термин отсылает ко II веку до н. э., времени правления Атталу в Пергамском царстве.
Аука — в славянских преданиях и поверьях лесной дух (леший). Один из традиционных персонажей богородской игрушки.
Баклу́ши — грубые бруски-заготовки из дерева.
Балахнинское кружево — особый тип сцепного кружева, сложившийся в городе Балахна (Нижегородская область).
Бели́ть (дымковскую игрушку) — покрывать глиняную фигурку смесью из растертого мела и молока.
Бисквит — белые матовые не покрытые глазурью керамические изделия.
Бисквитная керамика, за исключением фарфора, имеет пористую структуру на изломе и легко впитывает жидкость.
Би́ть — узкая тонкая полоска золота или другого драгоценного металла.
Богородская игрушка — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России.
Богородская резьба — русский народный промысел, резные игрушки и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины), сформировавшийся в поселке Богородское Сергиево-Посадского района Московской области.
Зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков. Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков и изготавливая, в основном, так называемый «серый» товар, который окончательно отделывали и раскрашивали в Сергиевом Посаде.
Именно на первоначальном этапе становления богородского промысла стали появляться произведения, считающиеся шедеврами народного искусства, среди которых: «Пастушок», ставшая своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками.
Промысел возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным влиянием ремесленного производства с иным типом культуры — посадским. Этот тип культуры представляет собой симбиоз городских и крестьянских традиций, испытавший на себе влияние фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных художников — живописцев.
Болтушка — густой мучной раствор, которым покрывают каргопольскую игрушку.
Борецкая роспись — русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Существует с XVIII века.
Сначала существовал один центр росписи — село Борок (Шенкурский уезд) в среднем течении реки Северная Двина (возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в XI—XII веках). Впоследствии отпочковались ещё два центра: с «пучужской росписью» (центр — в бывшем селе Пучуга, в 25 километрах выше от пристани Борок) и «тоемской росписью» (ещё выше по течению Двины — деревня Жерлигинская).
Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зелёный, коричневый, оранжевый, жёлтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся чёрным контуром. Символ борецкой росписи — Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепития, гуляния.
Среди легенд и преданий, бытующих на двинской земле, живёт легенда о возникновении борецкой росписи: «Московский царь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, подчинил себе земли русские. Дань платили ему даже Псков и вольный Новгород. Однако группа бояр новгородских во главе с властной и сильной женщиной боярыней Марфой Борецкой, женой бывшего новгородского посадника, не могла смириться с этим. Иван III направил туда войско, покорил Великий Новгород, а Марфа Борецкая якобы вместе с боярами сбежала на Северную Двину. Здесь она поселилась на высоком берегу реки, оградив это место высоким валом. Отсюда и название Городок (огороженное место), а Борок — от фамилии владельцев. Владения Борецких простирались на сотни вёрст». Сейчас Борок — пристань в Борецком сельском поселении Виноградовского района Архангельской области в 7 км от Городка и несколько близлежащих деревень.
Бура́к — сосуд из бересты цилиндрической формы для хранения жидких и сыпучих продуктов.
В прикреп — способ шитья, при котором золотная нить не пропускается сквозь ткань.
В прокол — способ шитья, при котором ткань пронизывают насквозь.
Вавило́ны — особая техника сцепного плетения, возникшая в городе Михайлове (Рязанская область), позволяющая обрисовывать, украшать традиционные сюжеты кружевоплетения – деревья, птиц, зверей.
Варка — процесс восстановления железа.
Великоустюжская роспись — роспись по бересте, возникшая в XVII веке в Великом Устюге. В ней используется растительный и геометрический орнамент.
В любой росписи растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток. Наиболее часто встречается мотив «Древо жизни». Это единое целое, это ведущая линия в орнаменте, к которой прикрепляются все остальные элементы. «Древо жизни» (древо – дерево) старше человека и животных, оно пришло из глубокой древности. Его считают причастным к сотворению мира.
Великоустюгская роспись делится на три вида. Это – сундучная, наносилась на сундуки; кробеечная – ею расписывали наружные стенки берестяных коробов, хлебниц и так далее; царская, заливная (по-другому - сложно-орнаментальна) – в данной росписи помимо основного рисунка заливался фон, что придавало изделию богатый вид.
В XVII веке живописное искусство было тесно связано с иконописью. Поэтому, в народном изобразительном искусстве нашли отражение и техника иконописания, и ее стилистические приемы, и ее терминология.
Среди живописцев русских северных городов добрую славу имели художники Великого Устюга. В XVII веке в городе было более тридцати пяти человек – живописцев-травщиков. Они писали иконы по заказу церквей и монастырей, они же украшали росписью бытовые вещи для горожан. Это стало толчком для образования великоустюжской росписи. В отличие от иконописных заказов, где художники должны были точно следовать установленным церковью правилам – канонам, в росписях бытовых предметов они писали все, что хотели, что видели вокруг себя и что поражало их воображение. Все, что относилось к окружающей природе – деревья, холмики, цветы – называли травами, а художников, рисовавших их, – травщиками. Поскольку травщики специализировались и на писании орнамента, именно им в первую очередь поручали работы по украшению бытовых вещей. Но, несмотря на то, что все живописцы Великого Устюга были потомственными живописцами, унаследовавшими от своих предков мастерство рисунка, творчество устюжан нашло отражение и в искусстве древних художников. Упрощая технические рисунки устюжских росписей, они по–своему перевоплощали и содержание их. Поэтому если образы городских художников близки церковной книге, то у деревенских они родственны былине или сказке.
Авторы живописных творений хорошо знали и любили художественные произведения своего времени. Одни из них были грамотными и могли читать сами (об этом свидетельствуют включенные в роспись надписи на коробах и сундуках, хранящиеся в Великоустюгском краеведческом музее), другие слышали их у деревенских сказителей – ведь большая часть древнерусских произведений дошла до нас в устной передаче.
Очень часто устюжские художники XVII века изображали героев Древней Руси: это и легендарные богатыри (человек-конь Полкан, Бова-Королевич, царь Александр Македонский), звери (лев, единорог, грифон), птицы (Стратим-птица, птица Сирин, попугай), невиданные растения. Но наряду со сказочно-фантастическими сюжетами художники отражали в своих росписях и темы, заимствованные из окружающей жизни. Кроме того, даже сюжеты, навеянные сказкой или легендой, приобретали порой под рукой живописца реальные черты.
Верховажская роспись относится к числу свободно-кистевых росписей, когда мастер наносит рисунок свободными живописными мазками. Если для написания элемента необходимы два или три цвета одновременно, то используют белильную оживку – белильные блики, моделирующие форму изображения. Мотивы рисунка могут быть как растительными (розан, ягодка, тюльпан, листок), так и животными (лев или птицы). Верховажская роспись имеет свои особенности: изображение выполняется без предварительной прорисовки, наблюдается визуальное смешение техник «оживки».
Верховая роспись — в хохломской росписи нанесение рисунка по закрашенному серебристому фону.
Вилю́шка — непрерывно изгибающаяся тесемка, может быть любого типа плетения, чаще всего полотняного. Посредством вилюшки выкладывается основной узор сцепного кружева.
Витые изделия — веревки и рыболовные канаты для невода.
Власяни́ца — длинная рубашка из простой ткани, часть православного монашеского одеяния, которая надевается монахом во время монашеского пострига.
В прошлом власяница ткалась из верблюжьего волоса или овечьей шерсти и надевалась на голое тело, причем жесткая шерсть постоянно кололась, напоминая монаху о терпении и смирении.
Вологодские росписи — росписи по дереву, которые изестн на Русском Севере с XVII века, широкое распространение получили в конце XIX – начале XX вв.
Строго следуя традициям, народный мастер в силу художественного дара преображал материал, вкладывая в произведения своё представление о красоте и гармонии природного мира. Росписи служили декором предметов крестьянской утвари, деревенского интерьера: изделие при этом «оживало», дарило радость. В каждой местности сложились свои приемы, техника, своеобразный язык росписи. Сегодня на Вологодчине насчитывается около 20 видов росписи.
Волочёное золото — тончайшая нить из золота, полученная путем протягивания более толстой нити через ряды последовательно уменьшающихся отверстий в волочильной доске.
Волоченым золотом называют тонкую золотую нить, полученную путем протягивания более толстой нити через ряды последовательно уменьшающихся отверстий в волочильной доске. Проволоку тянут, протаскивая ее клещами через отверстие волочильной доски или перематывая с одной катушки на другую. Техника волочения известна очень давно, самые древние образцы волоченого золота датируются рубежом II. Волоченым золотом называют тонкую золотую нить, полученную путем протягивания более толстой нити через ряды последовательно уменьшающихся отверстий в волочильной доске. Проволоку тянут, протаскивая ее клещами через отверстие волочильной доски или перематывая с одной катушки на другую. Техника волочения известна очень давно, самые древние образцы волоченого золота датируются рубежом II и I тысячелетия до нашей эры. Золотую нить обычно используют при золотном шитье и в технике скани – тонкого паяного узора из золотой, серебряной и медной проволоки. Использовалась золотая волоченная нить и для нанизывания жемчуга.
Волховская роспись — художественная роспись по дереву, бытовавшая на территории современного Волховского района Ленинградской области, в поселениях на берегах р. Волхов. Является одним из возрождённых в наши дни народных художественных промыслов Ленинградской области.
Росписью в основном занимались в деревнях на правобережье р. Волхов в местности под названием Спасовщина. Центрами по производству прялок были деревни Сырецкое, Славково, Верховина. Известны имена наиболее известных мастеров-живописцев: Василий Дмитриевич Кораблев-Шустов (д. Сырецкое, 1834-1939), Василий Иванович Хайдуков и Иван Федоров Гаврилов (д. Славково). Наиболее ранние изделия, сохранившиеся в музейных коллекциях, датируются 1880 годами. Главная особенность волховской росписи — градиентный мазок с тонкими переходами от одного цвета к другому: на кисть наносится не один, а сразу два цвета и более. При нанесении один цвет «переходит» в другой, создавая эффект игры солнечного света на растительных элементах (листьях и лепестках). Для волховской росписи характерен яркий орнамент с центральным элементом — розаном, окружённом листьями. Волховский розан хорошо узнаваем благодаря градиентному мазку и насыщенным цветам.
Вятская роспись — роспись по дереву, традиционна для Вятской земли.
Каждый элемент росписи очень символичен и несёт определенную смысловую нагрузку. Прежде всего, такая роспись была призвана оберегать дом, хозяев и детей, все домашнее хозяйство. Со временем многие значения традиционных элементов забылись, и изначальный смысл росписи уже иногда трудно понять. Современная роспись выполняет больше декоративную функцию.
На Вятской земле такую обережную роспись делали раньше на многих предметах домашнего быта: расписывали прялки, сундуки, шкафы и т.д.
После того, как крестьяне перешли к «белому» отоплению избы, расписывать начали самые почитаемые части дома: пространство около печи, матицы, входную дверь, божницу. Традиция расписывать дома пришла на Вятку из северных губерний. И прижилась. Расцвет домовой крестьянской живописи пришелся на конец 19 – начало 20 века. Частым элементом домовой росписи стал лев – мощный оберег дома. Сундуки получили большую популярность в этих краях в 20-х годах XIX века. Чтобы придать им декоративный вид, их начали красить и разрисовывать традиционным орнаментом. Традиционно в вятской росписи люди изображались редко. Чаще рисовали цветы, животных. Цветы и деревья символизировали жизненный цикл. Цветы обычно соединяются в букеты или гирлянды.
Вятская свистунья — самобытный вятский народный праздник, весенняя ярмарка.
Ремесло обработка металла
С самых давних времен люди обрабатывали железо. Самым древним методом обработки считается ковка. В самом начале били «холодное» железо с целью выбить из него все примеси. Позже люди догадались использовать высокие температуры, чтобы было легче формировать необходимые фигуры из металла. На рубеже 10—11 веков благодаря началу развития и распространения металлургии у славян появились плуг и соха с железным лемехом.
Ковка металла
Уже к 11 веку металлургия широко распространилась как в городе, так и в деревне. Селения, в основном, располагались поблизости с месторождениями руды, поэтому сырья у кузнецов было достаточно. Огонь раздували по началу с помощью обычного очага и небольшого полумеханизированного мельничного привода. Ранние печи называли «волчьи ямы», они вырывались в земле. К 10 веку начали появляться печи наземные, где использовались кожаные меха, которые раздувались вручную. По завершению «варки» горячая крица хорошенько проковывалась. Этот цикл несколько раз повторяли.
Не смотря на тот факт, что сырье было широко распространено, ковкой металла занимались далеко не в каждом городе. За счет трудоемкости процесса не каждый был способен на это, поэтому ремесленники, которые справлялись с задачей, отличались от других умельцев и выделялись из общины. Техника ручной обработки металла была неизменна практически до 19 века и основными инструментами, используемыми в работе, оставались горн (печь для плавления), кочерга, лом, наковальня с молотом, железная лопата, различные клещи.
Сложнейшие техники дела кузнеца
Железо нагревалось до полутора тысячи градусов. Зубилами пробивали отверстия необходимых размеров. Эти манипуляции требовали помощи, поэтому подмастерий был необходим даже опытному кузнецу. Сложным было изготовление копий, топоров, молотков и замков. Также необычной техникой являлось кручение железа, благодаря которому создавались винты из четырехгранных стержней. Таким образом, кузнецами изготовлялись все инструменты, которые могут понадобиться при постройке дома, в бытовых работах, в хозяйстве, охоте, а также обороне.
Кузнецы уже в 10 столетии владели всеми основными способами работы с железом и на долгие годы определили технологии кузниц. Городские умельцы были профессиональнее деревенских. При раскопках археологи заметили, что практически каждое городское жилище являлось домом ремесленника. С самого образования Киевского государства русские умельцы отличались первоклассным мастерством ковки железа. Их руками ковались самые различные изделия. Начиная от тончайших игл и колец и заканчивая тяжелыми шлемами с железными кружевами. Также им было под силу слесарное и оружейное дело.
Кузницы, зачастую, были расположены на окраинах городов, они имели значительно совершенные технологии и оборудование, по сравнению с деревенскими. Так, наковальня в городе, например, позволяла делать изделия, полые внутри, а также использовать фигурные подкладки, которые активно используются и в настоящее время. Городские ремесленники даже имели больший ассортимент необходимых инструментов. Современные приспособления мало чем отличаются от своих предшественников и, в основном, сохранили свои черты и назначение. К ним относятся орудия для сельского хозяйства, ремесленные приспособления, бытовые предметы, различные оружия.
Разнообразие направлений металлообработки
Особо распространено было производство доспехов и оружия. Этим занимались мастера-оружейники, так как материал для этого требовал особой обработки и умелых рук.
Тяжелым делом было производство кольчуги. Она являлась обязательным атрибутом доспехов русских воинов.
Немаловажное место в деле кузнецов-ремесленников занимала закалка изделий из стали. Особо отличались лезвия, одновременно обладавшие и твердостью, и гибкостью, и легкой свариваемостью. Самым тяжелым трудом в этом деле являлась наварка, так как сварочная температура металла и стали различаются. С закалкой предмета, то есть стремительным охлаждением в воде, русские ремесленники также были знакомы.
Вообще, городские ремесленники делились на кузнецов по железу, домников, оружейников, бронников, мастеров по шлемам, щитников, замочников, мастеров по стрелам, гвоздочников. Со временем ремесло только развивается и расширяется. Товары начинают производиться на продажу. В начале 13 века образуются несколько ремесленных центров, имеющих уже свои особенности в стиле и технике. Происходит рост культуры, она охватывает все новые области, появляются новые техники. Как раз на начало 13 века и приходится наиболее полный технический расцвет.
Читайте также: