Клеймо на металлической посуде европа

Обновлено: 07.01.2025

История изделий фирмы Фраже началась в первой четверти XIX века, когда два предприимчивых ювелира из Франции, братья Иосиф и Альфонс Фраже перебрались в ту часть Польши, которая входила в состав Российской империи. Царство Польское (именно так называлась территория Польши, принадлежавшая русскому государю) в те годы было регионом, в развитии и лояльности которого была очень заинтересована российская правящая элита. По этой причине те предприятия, которые создавались в этой части империи, получали от государства субсидии, а товары, производимые ими, освобождались от взимания пошлин. Именно эти условия и обеспечили приток в Царство Польское большого количества коммерсантов и производителей.

Братья Фраже пришли на рынок с инновационной для тех лет идеей – они начали производить медные посеребрённые столовые приборы, которые выглядели ничуть не хуже дорогостоящего столового серебра, а стоили значительно дешевле, что обеспечило изделиям братьев Фраже бешеную популярность.

В 40-х годах один из братьев – Альфонс, возвращается во Францию, где начинает заниматься дагеротипией (ранний фотографический процесс), в которой также используется медь и серебро. У компании остаётся один глава – Иосиф.

В первые 2 десятилетия деятельности компании серебрение продукции производилось термомеханическим способом, когда на нагретые медные изделия наносились тончайшие серебряные листы (по аналогии с сусальным золотом), в конце же сороковых годов, после того как Иосиф посетил ведущие европейские производства, фирма начала использовать революционную для тех лет электрохимическую технологию серебрения – гальванику. Производство существенно преобразовывается, для изготовления продукции начинает использоваться не только медь, но и другие металлы и сплавы, появляются автоматические линии, ассортимент и количество выпускаемой продукции неуклонно растёт.

Изделия фирмы Фраже были столь популярны, а их распространение так велико, что само наименование «Фраже» со временем стало не только брендом, но и обозначением любых посеребрённых предметов. Чтобы понять насколько Фраже стал известным брендом, достаточно отметить, что в наши дни аналогичными нарицательными словами являются Ксерокс, Памперс, Джип и др. В среде антикваров, кстати, и до сих пор можно услышать слово «фраже», применяемое к посеребрённой посуде – настолько прочно и надолго вошло в обиход это обозначение!

После смерти Иосифа Фраже в 1867 году, главой предприятия, к тому времени торгующего уже не только в Российской империи, но во многих других странах мира, становится его сын – Юлиан. Фирма завоёвывает престижные награды на выставках и получает право использовать на своих изделиях изображение государственного герба Российской империи (в те годы это было сродни знаку качества – далеко не вся продукция удостаивалась такой привилегии).

В 1906 году главами фирмы становятся Мария Святополк-Мирская (дочь Юлиана Фраже) и её муж. Вплоть до распада Российской империи предприятие процветает, на производстве трудится около 800 человек. После получения Польшей независимости дела резко ухудшаются: российский рынок, на который приходилась львиная доля выпускаемой продукции, потерян, в самой Польше дела складываются не лучшим образом. Тем не менее фирма свою деятельность не прекращает, хоть и в несколько раз снижает объёмы своего производства.

Последним собственником из семейства Фраже стал правнук основателя фирмы – Иосиф, который был главой вплоть до остановки деятельности предприятия после оккупации Польши Германией в 1939 году.

Деятельность фирмы возобновилась уже после окончания Второй мировой войны, однако компания стала государственной. В 1965 же году предприятие было объединено с другой аналогичной компанией и получило новое название – Hefra, под которым оно функционирует и по сей день.

Изображения клейм Фраже приведены согласно статье «Варшавские ювелирные фабрики посеребренных изделий, их история и клейма»

Клейма Wmf

1880—1885 ГОДА

Клеймо состоит из букв, стоящих в ряд W, М и F, иногда буквы M и F соединены вместе. Все надписи выполнены шрифтом без засечек. В некоторых случаях присутствуют точки внутри надписи и после нее. Длина WMF надписи изменяется в диапазоне 3.1-4.0 мм. Некоторые знаки из этой группы очень редки.

Знак «I/O» означает среднюю толщину серебра, нанесенного на поверхность основного металла, обычно латуни. Знак «as» — искусственное затемнение поверхности серебра почти черного цвета так называемая антикварная серебряная отделка.

Буквы без засечек изображены без точек, с точками между букв и после них. В конце аббревиатуры находится одна из букв «M», «N» или «B», которые обозначают вид основного металла изделия: «М» — латунь; «N» — Neusilber или Alpacca, сплав меди, никеля, цинка); «В» — металл Britannia, оловосодержащий сплав. Длина четырех буквенной надписи — 3.9-5.5 мм. Есть группы клейм, не приведенные здесь, но на них есть ссылки в литературе: WMF, соединенные с «М», «N» или «F» (WMFМ); WMF с точкой, соединенные с «М», «N» или «F» (WMF.М). Некоторые штампы этого периода крайне редки.

Знак «OX» (окисляется, oxydiert) означает искусственное затемнение поверхности серебра серого цвета.

Разница с предыдущей группой состоит в том, что у букв появились засечки, а надписи помещены в прямоугольные картуши.

Среди знаков появились новые маркировки. «О» в ромбе означает удвоенную толщину серебряного покрытия.

«NS» в картуше — использование мельхиора в качестве основного металла.

«ЕР» в картуше — гальваническое серебрение. Такое сокращение было использовано на предметах, экспортируемых в Великобританию или США.

"GG" — аббревиатура от немецкого выражения «Ganz vergoldet», что означает «полностью позолоченное».

Олений рог — знак, взятый из Вюртембергского герба, используется в основном на мельхиоровых столовых приборах. Размер картуша рога — 1,1 мм х 2,7 мм и 1,4 мм х 3,1 мм.

Буквы без засечек, появились надписи шрифтом «Sans Serif», длина трехбуквенных надписей — 4.5-4.8 мм. Длина надписей из четырех букв — 3.4–5.4 мм. Есть другие варианты, которые не показаны здесь, но упомянуты в литературе, например, «WMFN.», «WMF.N», «WMFN». Эти знаки широко распространены.

В 1901—1903 годах используется на протяжении короткого времени очень редкое клеймо, оно содержит одно слово "Geislingen", в картуше длиной 6,7 мм.

Знаменитое клеймо состоит из образа, бегущего страуса внутри ромба, с надписями в две линии WMF / G (G для Geislingen), которые, в свою очередь, помещены, в заштрихованный прямоугольник. Размер прямоугольника варьируется между 3,6 мм х 4,2 мм и 3,9 мм х 4,7 мм. Широко распространенное клеймо, хотя довольно трудно найти хотя бы одно в хорошем состоянии.

«МB» означает комбинацию двух сплавов латуни (M) и металла Britannia (B) в качестве базовых металлов.

1903—1910 ГОДА

Малогабаритное клеймо использовано в случае нехватки свободного пространства для маркировки. Этот знак сочетал изображение страуса в гладком ромбе и надпись «WMF» в картуше с правой стороны. Размер ромба: 1,3 мм х 2,5 мм и 1,8 мм х 3,1 мм. Встречается редко.

"IG" — аббревиатура от немецкого выражения «INNEN vergoldet» (позолоченный интерьер).

Это клеймо было разработано для экспортных товаров, отправленных во Францию. Ромб со страусом помещен внутри полностью заштрихованной арки. Размер арки варьирует между 1,3 мм х 2,2 мм и 3,7 мм х 5,2 мм. Встречается редко.

Клеймо такое же, как предыдущее, но фон арки заштрихован частично. Размер арки колеблется между 1,2 мм х 1,8 мм и 2,2 мм х 3,5 мм. Клеймо встречается часто. Существует редкое клеймо, где страус делает больший шаг.

«Alpacca», относятся к использованию мельхиора (Alpacca) в качестве базового металла. Однобуквенное надпись «g», вероятно, означает «vergoldet» (позолоченный). Розетка из шести лепестков, означает «Специальный заказ» или «Специальный выпуск».

Клеймо WMF содержит комбинацию из двухрядной аббревиатуры, расположенной в прямоугольнике. Размер прямоугольника 2,1 мм х 2,4 мм. Встречается нечасто.

Прямоугольник с аббревиатурой помещен в заштрихованную сверху арку. Размер арки варьирует между 2,3 мм х 3,9 мм и 2,2 мм х 4,0 мм. Встречается редко.

Клеймо для ар-деко WMF, с изображением страуса в гладком ромбе, существует в двух версиях. В первой версии у страуса изображен закругленный хвост, размер ромба около 4,7 мм х 5,6 мм. Во второй версии у страуса хвост обычный, ромб крупнее: 7,3 мм х 9,0 мм. Никаких вторичных маркировок не было отмечено для этого клейма.

Тогда же появилось клеймо для изделий марки IKORA, который применялся до 1950 г. и за это время менялся дважды. Стилизованное изображение башни происходит от герба Geislingen, где оборонная башня стала местной достопримечательностью.

Аббревиатура в прямоугольнике помещена в пустую арку. Размер арки варьирует между 1,7 мм х 2,5 мм и 2,2 мм х 3,3 мм. Никакие вторичные маркировки не были упомянуты для этого клейма.

Это клеймо похоже на предыдущее, но значительно меньшего размера, около 1,4 мм х 2,1 мм, и всегда используется в комбинации с надписью в две строки «Württ. METALLW. FABRIK» / «Geislingen-Steige», где последние два слова обозначают местоположение завода.

Это клеймо отличается от предыдущего тем, что аббревиатура размещается в прямоугольнике. Размер прямоугольника варьируется между 1,3 мм х 1,4 мм и 1,4 мм х 1,6 мм.

ПОСЛЕ 1965 ГОДА

Отсутствует рамка вокруг двухрядной аббревиатуры. Размер по периметру этого изображения составляет около 2,1 мм х 2,3 мм.

(Данная информация носит исключительно справочный и пояснительный характер и используется в качестве подтверждения указанной мною информации о выставляемых лотах производства WMF)

WMF (Вюртембергская фабрика металлических изделий)

История фабрики насчитывает более полутора веков. Предприятие процветало благодаря постоянному совершенствованию технологий, внедрению новых стилей и материалов. Продукция славилась функциональностью, высоким качеством, оригинальным дизайном. Вюртембергская фабрика металлоизделий выпускала товары для дома, общепита, отелей, пищевой промышленности.

Коллекционеры особенно ценят посуду и предметы домашнего обихода 1900-1910 годов, покрытые серебром. В это время выпустили лучшие образцы в стиле модерн. Цены на некоторые лоты WMF достигают тысяч евро. Путеводителем для коллекционеров является переизданный каталог 1906 года на 400 страниц. В нем даны цены и описания более 2 тысяч наименований посеребренных изделий.

Молочник лаконичной формы, латунь, серебрение, Вюртембергская фабрика металлических изделий (

Молочник лаконичной формы, латунь, серебрение, Вюртембергская фабрика металлических изделий ("WMF"), Германия, 1925-1930 гг.

Württembergische Metallwarenfabrik в 19 веке

Хозяин мастерской по ремонту металлических изделий Даниэль Штрауб в 1850 году открыл сталелитейную фабрику. На предприятии «Maschinenfabrik Geislingen» изготавливали металлоконструкции и турбины. Он получил крупный заказ на детали для строительства железной дороги. В 1953 году Штрауб объединился с братьями Швейзер, они начали производство посеребренных изделий (этот год считается датой основания компании). Подсвечники, емкости для охлаждения вина, подносы участвовали во всемирной выставке 1862 года в Лондоне, компанию наградили золотой медалью.

Половник для соуса, украшенный монограммой, металл, серебрение, Вюртембергская фабрика металлических изделий (WMF), Германия, 1910-1925 гг.

Половник для соуса, украшенный монограммой, металл, серебрение, Вюртембергская фабрика металлических изделий (WMF), Германия, 1910-1925 гг.

В середине 1860-х годов бизнес полностью перешел к семье Штрауб, им управляли Даниэль и его сын Генрих. Они открыли фирменный салон в Берлине, за 10 лет расширили ассортимент до 960 моделей, количество работников доходило до 2 сотен. После смерти Генриха процветающее семейное дело пошатнулось. Даниэль Штрауб был вынужден объединить Вюртембергский завод «Straub & Sohn» с главным конкурентом — «Ritter & Co», где применяли новый метод гальванического серебрения. Метод позволял покрывать металлические изделия ровным слоем серебра, позволял использовать дорогостоящие материалы чрезвычайно экономично, изготавливать сложные формы. В результате объединения появилась компания «Württembergische Metallwarenfabrik». Также акционером компании стал Württembergische Vereinsbank.

Сливочник объемом 50мл, нержавеющая сталь, фабрика Württembergische Metallwarenfabrik (WMF), Германия, 1930-1960 гг.

Сливочник объемом 50мл, нержавеющая сталь, фабрика Württembergische Metallwarenfabrik (WMF), Германия, 1930-1960 гг.

В последующие 3 десятка лет WMF (1882-1905 гг.) успешно развивалась и поглотила еще несколько предприятий. Выпускали интерьерную, столовую, кухонную продукцию. Фирма выстроила собственный стекольный завод, производство запускали специалисты, приглашенные из Богемии. В начале 1890-х годов изобрели и запатентовали особый метод серебрения кухонной утвари, который позволял перераспределять слой серебра, делать его более толстым и прочным в местах наибольшего износа.

WMF в 20 и 21 веке

Важной вехой в истории компании стало приобретение в 1905 году кельнской фирмы «ORIVIT AG», которая славилась художественными изделиями из сплавов на основе олова. Работы в стиле модерн, созданные на этой фабрике в составе WMF, высоко ценятся коллекционерами. Для декорирования использовали растительные элементы, изображения животных, женские образы, созданные по мотивам плакатов художника А. Мухи.

В начале 20 века параллельно с модерном развивался и модернизм. Для изделий «ORIVIT», созданных в этом стиле, характерны простые формы, лаконичный декор, линейность. В 1925 году открыли производственную линию IKORA, которая была ориентирована на ценителей современного искусства. Предметы массового производства дополняли декором, выполненным вручную. В ассортименте были мельхиоровые, латунные, никелированные образцы, а также вещи, изготовленные с использованием стекла и хрусталя. У коллекционеров пользуются спросом изделия, при создании которых металл сочетали с эмалью.

С 1927 года компания наладила серийный выпуск продукции из пищевой нержавеющей стали класса V2A. В 1930-х годах начали делать кофе-машины для пищевой промышленности, изготовили первую скороварку. В 1935 году открыли цех по производству художественной керамики.

Ваза миниатюрная с прорезным бортом, латунь, серебрение, 1909-1914 гг.

Ваза миниатюрная с прорезным бортом, латунь, серебрение, 1909-1914 гг.

В годы Второй мировой войны WMF выпускала продукцию для нужд фронта. Структура сбыта, пострадавшая во время войны, была восстановлена к началу 1950-х годов, возобновили экспорт в другие европейские страны, США, Канаду.

В 2003 году компания отметила свой 150-летний юбилей. Правда, с 2016 года она утратила самостоятельность и теперь входит в состав французской Groupe SEB. Около 11 000 отдельных предметов WMF вошло в список памятников Германии (Denkmalliste).

Клейма WMF по годам

Если проанализировать хронологию маркировки, то можно убедиться, что у WMF существует два основных логотипа. Первый собирается из трёх букв – аббревиатуры «Württembergische MetallwarenFabrik». Второй представляет фигурку бегущего страуса. Кроме того, на клеймах встречаются дополнительные обозначения, позволяющие детально понять материал изделия и характер его покрытия.

Период с 1880 и до середины десятилетия (около 1886 года) клеймо WMF состоит из трёх букв «W», «M» и «F», где две последние иногда соединены вместе. Шрифт без засечек. Порой присутствуют точки. Длина клейма «WMF» этого периода от 3,1 до 4 мм. На предмете присутствует обозначение объёма в литрах. «I/O» означает, что толщина нанесённого серебра соответствует стандарту. Сокращение «as» информирует, что предмет был подвергнут искусственному затемнению, которое придаёт античный вид («состаренное серебро»).

С 1886 по 1903 год к названию фирмы прибавляют ещё и литеру, обозначающую сплав, на который наносится серебро: M – Messing (латунь), В - Britannia metall (оловосодержащий сплав) и N – Neusilber (нейзильбер). Буквы могут быть и с засечками, и без них. Иногда они помещены в рамку. Длина клейма из четырёх букв от 3,2 до 5,6 мм.

Появляются новые обозначения. «OX» - это немецкое «oxydiert» или английское «oxidized», информирующее об искусственном затемнении нанесённого слоя серебра. Литера «О» в ромбе сообщает, что слой серебра в полтора раза превышает стандарт. Сокращение «gg» происходит от немецкого «ganz vergoldet» («целиком позолоченный»)

С 1890 по 1903 год встречаются также наклонные буквы в клейме. Остальные элементы маркировки остаются прежними.

Маркировкой «Рога», созданной на основе исторического герба королевства Вюртемберг, могли помечать изделия, созданные в период, когда фирма отмечала 20-летний юбилей.

Клейма изделий на экспорт. Вариант слева проставлялся с 1886 по 1903 год. Вариантами справа маркировали посуду с 1895 по 1903 гг.

Клеймо бегущего страуса в ромбе с двухстрочной надписью WMF/G, где «G» - это сокращение от «Geislingen», появляется в 1903 году. Ромб вписан в разлинованный прямоугольник размерами от 3,6х4,2 мм до 3,9х4,7 мм. Такой вариант клейма используется до 1910 года включительно. Ранее неразобранное «MB» - это комбинированное использование как латуни (M), так и Britannia metall (B). На одном из клейм имеется знак в виде цветка с шестью лепестками, означающий «Особый заказ» или «Особый выпуск».

При недостатке места клеймо делали меньшим размером и вытягивали строкой, так как «WMF» приходилось выносить из ромба. Длина надписи «WMF» от 3,2 до 3,6 мм.

С 1909 до 1920 года товары, отправляемые во Францию, маркировались знаком, где ромб со страусом находился не в прямоугольнике, а в разлинованной арке.

С 1910 по 1925 год и в основную маркировку решили привнести арку, но выделить прямоугольник, оставив именно его разлинованным. На большинстве изделий стоит клеймо, размещённое справа. Считается, что им маркируют изделия с 1 июня 1910 года. Слева приведён редкий вариант клейма, где страус бежит иначе, делая широкие шаги. Это клеймо появилось позднее основного.

Дополнительные обозначения остаются всё теми же. «BM» - это комбинированное использование как Britannia metall (B), так и латуни (M). А одиночная N – это «Neusilber» (нейзильбер). Однако вместо неё может и стоять «ALPACCA».

С 1920 по 1930 год страуса сменяет фирменное клеймо «WMF», где буквы располагаются в две строки и вписаны в квадрат или прямоугольник. Причём, первые две обретают собственный стиль.

Экспортные изделия из нейзильбера, поставляемые в этот же период в США или Великобританию, можно отличить по специфическому обозначению «NS»: сокращение от «New Silber» (англ.) или «Neu Silber» (нем.).

Однако страус вовсе не потерялся бесследно. Клеймо с ним используется для изделий в стиле Art Deco в период с 1925 по 1930 год. Клеймо различается не только по хвосту страуса (поднятый или опущенный), но и по размеру. Ромб, где страус с круглым опущенным хвостом имеет размер 4,7х5,6 мм, а с загнутым вверх хвостом ромб заметно больше - 7,3х9 мм.

Для столовых приборов клейма периода 1903-1930 гг. имеют следующие варианты. Причём, страусом в вертикально вытянутом ромбе маркировалась экспортная продукция.

Арка тоже возвращается. Только теперь в ней не бегущий страус, а то самое двустрочное стилизованное «WMF». Фирменная разлиновка здесь тоже присутствует, однако теперь она захватывает верхнюю часть арки. Таким клеймом маркируют изделия в период с 1930 по 1935 год.

Предвоенные годы и весь период Второй мировой войны используется клеймо без разлиновки. То есть и арка, и прямоугольник (квадрат) внутри себя линий не имеют.

С середины 1920-х гг. и до 1950 года используется также специализированное клеймо «IKORA», которое многие называют «Башня». Указание «WMF» на нём выполнено уже в фирменном стиле. На клейме изображена Эдемская башня (Ödenturm), являющаяся одной из основных достопримечательностей города.

Клеймо 1945-1950 гг. напоминает маркировку предвоенных и военных лет. Но оно меньше размером и имеет дополнительные указания в две строки: «Württ. METALLW. FABRIK» и «Geislingen-Steige». Нижняя строка обозначает место производства.

Следующие полтора десятилетия (1950-1965 гг.) клеймо упрощается. Стилизованные три буквы в две строки заключаются в прямоугольник размером от 1,3х1,4 мм до 1,4х1,6 мм.

И, наконец, после 1965 года клеймо минимизируется. Теперь исчезает и обрамление, оставив три стилизованные буквы, как закрепившийся всемирно известный бренд.

Christofle (Кристофль)

История французского бренда Christofle началась в 1830-м году, когда молодой и предприимчивый ювелир Чарльз Кристофль, сын торговца шелком, начал управлять собственной ювелирной мастерской. Его предприятие находилось в Париже на улице Мориас. Больше двенадцати лет Чарльз упорно развивал свое дело, за это время ему удалось получить лицензию на использование гальванопластики – особой технологии, позволяющей покрывать заготовки золотом и серебром. Это событие стало важной вехой в истории бренда Кристофль. Менее чем через два года хозяин предприятия уже наладил большое производство столовых приборов с серебряным покрытием. Важную роль в успешном развитии компании сыграли и ее мастера – выдающиеся художники, скульпторы, ювелиры. Благодаря их труду мастерская Кристофль получила почетный титул государственного поставщика при дворе императора Наполеона III. Продукция компании, в первую очередь столовое серебро, стала официально поставляться в королевские дома Европы.

Набор из двух вилок с рельефным растительным декором, латунь, серебрение, фабрика «Christofle», Франция, 1862-1935 гг.

Набор из двух вилок с рельефным растительным декором, латунь, серебрение, фабрика «Christofle», Франция, 1862-1935 гг.

Еще одной заслугой Чарльза Кристофля принято считать – внедрением фирменного клейма в виде стилизованного герба. Благодаря данной товарной марке, которой помечались все изделия, они стали узнаваемыми повсюду. С помощью покровительства императора Наполеона III, Чарльз также сумел наладить сбыт своей продукции и за пределы Европы: он стал поставщиком османского султана Абдель Азиза и правителя Мексики Максимилиана.

В это время в художественном оформлении товаров Кристофль произошли изменения, вызванные запросами потребителей. Основной стиль оставался классическим, но

к нему все чаще стали добавлять различные декоративные элементы из японского искусства, ориентализма, а также других художественных стилей: рококо, ар-нуво и ар-деко. Художники бренда постоянно адаптировали его к меняющимся общественным вкусам.

Кофейник антикварный, латунь с глубоким серебрением, дерево, фабрика «Christofle», Франция, 1862-1935 гг.

Кофейник антикварный, латунь с глубоким серебрением, дерево, фабрика «Christofle», Франция, 1862-1935 гг.

С 1850-х годов компания Кристофль стала ведущей на европейском рынке продукции для сервировки, выполняя крупнейшие заказа высокопоставленных лиц со всей Европы.

В ХХ веке существование предприятия находилось под ударом. Военные конфликты и революции обрушили экономику Европы, а вместе с ней и спроса на столовое серебро. Компания Кристофль начала экспортировать продукцию в Америку, но не смогла достичь в этом большого успеха. Новый свет затронул экономический кризис 1930-х годов. Владельцам Кристофль ничего не оставалось, как объявить о банкротстве и закрыть предприятие.

Серебряная металлическая чаша Сокровища Хильдешейма, фабрика «Christofle», Франция, 1870 год

Серебряная металлическая чаша Сокровища Хильдешейма, фабрика «Christofle», Франция, 1870 год

Новые хозяева – супружеская пара Тони Буйе и Карла Борлетти были дальними родственниками Чарльза Кристофля. Они мечтали возродить его знаменитую компанию и для этого пригласили на работу лучших мастеров своего времени – дизайнеров и ювелиров. Новая продукция стала не только безупречной в художественном отношении, но и практичной. На фабрике Кристофль начали создавать долговечные бытовые предметы, которые даже разрешалось мыть в посудомоечной машине. В результате у бренда значительно расширился круг заказчиков, теперь в него вошли новые железнодорожные и авиакомпании.

Сегодня брендом Кристофль управляет представитель пятого поколения семьи - Маурицио Борлетти. Основные производственные мощности компании (фабрика и мастерские) расположены в Яинвиле (Нормандия, Франция). Компания активно сотрудничает с известными дизайнерами и студиями, в их числе Марсель Вандерс (коллекция Jardin d'Eden), студия Nendo (коллекция Constellation), Эрик Шмитт (коллекция Céleste), Сара Эспеут (Sarah Espeute для Christofle) или художник Ричард Орлински (скульптуры животных).

Ассортимент Кристофль в последние годы значительно расширился. Помимо столовых приборов из серебра, в него вошли элитные фарфоровые изделия, текстиль, декор для дома. Последние годы принесли бренду новый успех за счет производства уникальных украшений. Кристофль начал сотрудничество с ведущими мировыми ювелирными компаниями. В итоге на рынок были выпущены коллекции элегантных украшений.

Клейма Кристофль

Для изделий с позолотой или посеребрением используют иную маркировку. Которая гарантирует нанесение определённого количества золота или серебра (толщину слоя покрытия сплава драгоценным металлом). С 1935 года выбор «Кристофль» пал на шахматную фигурку коня. С 1983 года в клеймо добавляют знак качества – римскую цифру I или II. Изделия Haute Orfèvrerie имеют дополнительную маркировку, по которой можно узнать год изготовления. Век обозначен буквой («А» для 19-го, «В» для 20-го и «С» для 21-го века), а цифры вокруг неё указывают остальную часть даты.

Клейма Christofle на столовых приборах

До 1855 года фирма Christofle наносила серебрение на латунь, но позже был подписан договор с фирмой «Альфана», по которому начались поставки сплава Alfénide на основе меди, цинка и никеля (в России его звали не только «альфенид», но и «христофлевый металл», так как почему-то посчитали, что фирмой «Кристофль» он и был изобретён).

В 1844–1859 гг. маркировка включала три элемента. Знак ювелира здесь представлял овал с весами и пчелой меж парой пальмовых ветвей и четвёркой звёзд. Число «72» показывало меру использованного серебра для дюжины эталонных приборов. В ромбе проставляли двузначный год выпуска. В прямоугольнике со скошенными углами располагалась надпись «CHRISTOFLE». Отличительной особенностью некоторых изделий 1847 года является четвёртый элемент - мужской профиль, обращённый влево.

На изделиях 1855-1862 гг. указание «CHRISTOFLE» заменили надписью в две строки «ALFÉNIDE», заключённой в ромб.

А вот для изделий из альфенида в 1877-1888 гг. маркировка была изменена. Основной фигурой остались квадраты, но вместо овала с весами появляется ромб, в котором уместились козлиная голова, буквы «C» и «H» (Charles Halphen) и указание на количество затраченного серебра. В прямоугольнике теперь значится «HALPHEN». Собственно, это уже маркировка фирмы Шарля Альфена, но в данном случае разобрать, где заканчивается Кристофль и начинается Альфен, достаточно сложно. Поэтому изделия с данной маркировкой часто тоже причисляют к продукции «Кристофль».

С 1888 по 1931 гг. используется усложнённый разлинованный квадрат, а из ромба с козлиной головой убрали буквы «C» и «H».

С 1935 года кроме наименования фирмы «CHRISTOFLE» присутствует ещё клеймо с фигуркой шахматного коня и буквами «О» и «С». В данном случае есть и указание на страну производителя.

Клейма Christofle на посуде

Посуда маркируется немного иначе. Количество использованного серебра проставляется не между чаш весов в овале, а отдельно – набором из двух цифр в ромбах. Маркировке сопутствует указание «CHRISTOFLE» в прямоугольнике. Многозначное число – это порядковый номер изделия. Такая маркировка характерна для 1844-1862 гг.

С 1862 по 1935 год практически ничего не меняется, только указание «CHRISTOFLE» обрамлено прямоугольником, а цифры, образующие указание на затраченное серебро, помещены в квадраты. Для сплава «Métal Blanc» добавляется клеймо с пчелой, буквами «СС» и названием материала, подвергнутого посеребрению. С 1935 года появляется клеймо с фигуркой шахматного коня, показанное в начале блока о клеймах.

Клейма Christofle на сплаве Gallia

Отличительной чертой коллекции Gallia, созданной компанией «Кристофль» в 1898 году, является петух в гербовом щите с надписями «Gallia metal», «Orfèvrerie Gallia» или «Gallia» до 1942 года. С 1942 по 1974 год петух был вписан в квадрат с надписью «GALLIA», а затем «COLL. GALLIA».

Другими особенностями маркировки можно считать смену козлиной головы буквами «СС», расположенными по углам квадрата с кошачьей головой. В 1935 году появляется клеймо с фигуркой шахматного коня.

Осталось привести лишь некоторые варианты «длинного» клейма фирмы, включающего её полное название - «CHRISTOFLE».

Читайте также: