Какой металл можно носить мусульманам мужчинам
Использование того, что внешне украшает мусульманина, является поощряемым:
«Скажи, кто запретил украшения Аллаха (Бога, Господа) [все, радующее глаз и сердце, добротное, изящное, изысканное], которые Он вывел для людей, и хорошее из благ (из пищи)?!» (см. Св. Коран, 7:32).
Однако есть две вещи, которые разрешены женщинам-мусульманкам, но запрещены мужчинам-мусульманам. Это — золотые украшения и одежда из чистого шелка.
Сподвижник пророка Мухаммада имам ‘Али передал: «Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) взял в левую руку [ткань из натурального] шелка, а в правую — золото. Поднял обе руки и воскликнул: «Эти две вещи для мужчин из числа моих последователей запретны, а для женщин — разрешены»[1].
Известен следующий случай времен пророка Мухаммада: «Увидев золотое кольцо (перстень с печатью) на руке одного из сподвижников, посланник Господа снял кольцо с руки этого человека, отбросил его в сторону и промолвил: «Некоторые из вас опираются на уголек Ада и помещают его на руке своей». После того как пророк Мухаммад удалился, присутствовавшие сказали этому мужчине: «Возьми (подбери) свое кольцо, извлеки из него [иную] пользу!» Тот ответил: «Нет, клянусь Богом! Я никогда не возьму его [в руки], ведь его выбросил [сам] посланник Божий (да благословит его Всевышний и приветствует)»[2]. Прямой запрет на ношение золотого кольца (перстня с печатью) мужчинами присутствует также, например, в своде хадисов имама аль-Бухари[3].
Золотые запонки, ручки, часы и другие подобные вещи определены исламскими богословами как подпадающие под данный запрет.
Запрет на ношение золотых украшений и одежды из чистого натурального шелка для мужчин-мусульман по степени важности соответствует каноническому запрету на спиртное. И этот запрет касается любого времени, особенно времени совершения молитвы.
Что же касается обручальных колец для мужчин, то им рекомендованы серебряные кольца.
Ответы на вопросы по теме
Можно ли мусульманину носить серебряный полумесяц в качестве украшения?
Лучше не носить. Пусть олицетворением вашей веры будут ваши поступки.
Можно ли носить мужчинам кольца из платины? Какие камни разрешены?
Кольцо из платины — можно[4]. Камни — по вашему желанию и усмотрению.
Нужно ли мусульманину после брака носить кольцо и можно ли носить белое золото? Фаик.
Каноническая обязательность или желательность ношения обручального кольца отсутствует. Но в реалиях нашего времени крайне желательно для мужчины ношение обручального кольца, которое защищает его от внимания посторонних женщин, являясь явным и всем понятным признаком его семейного положения. Обручальное кольцо защищает от того, что приближает к прелюбодеянию[5]. Украшения из любого золота мужчине носить запрещено.
Можно ли носить позолоченные часы? Эти часы мне подарили.
Можно ли носить солнечные очки с элементами позолоченного металла?
Позолота — это не золото, а потому такое допустимо. Следует упомянуть, что есть мнение о запрете позолоты. Но мне импонирует следующее богословское мнение по этому вопросу: если на часы или ручку, например, нанесена краска золотого цвета, которая самостоятельной ценности не имеет, тогда запрета нет; но если это подобно сусальному золоту, нанесенному на металл, которое можно отделить от него и оно будет иметь ценность, тогда запрет очевиден.
Родители жены (христиане, мало знающие о наших законах и запретах) подарили нам набор посуды, сделанный из фарфора и позолоченный внутри. Допустимо ли использовать его? Ведь мы на него не тратились, а родителей обижать не хотелось (отказаться его принять). Ринат.
Если хотите, то передарите его людям немусульманской культуры[6].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 388, хадис № 3595, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 444, хадис № 4057, «сахих»; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская пгравовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 17. С. 206.
[2] Св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 867, хадис № 52 –(2090); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 563, хадис № 9463, «сахих».
[3] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 371, хадис № 1239; там же. Т. 4. С. 1962, хадис № 6235; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 4. С. 145, хадис № 1239; там же. Т. 14. С. 21, хадис № 6235.
[4] См., например: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Беседы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 64.
[5] В Коране сказано: «И [даже] не приближайтесь к совершению прелюбодеяния! Поистине, это развратно и является плохим путем [ведущим прямиком в Ад]» (Св. Коран, 17:32).
[6] «Фарфор расписывают матовой или блестящей позолотой. В обоих случаях это вязкая черная или коричневая жидкость, содержащая 8–12% золота для блестящей позолоты фарфора или 18–52% мелкой золотой пыли и химически растворенного золота для матовой позолоты фарфора. Во время обжига фарфора блестящая позолота начинает сверкать и в дальнейшем не требует дополнительной обработки. Матовая позолота после обжига фарфора остается матовой и полируется стекловолокном из пластика или морского песка, агатовым «карандашом». Толщина матовой позолоты фарфора в 6 раз больше, чем толщина блестящей позолоты фарфора, и, таким образом, матовая позолота фарфора более декоративна и устойчива. Кроме золота, матовая золотая краска содержит и другие благородные металлы, которые добавляют оттенок краске».
Почему мусульманам нельзя носить золото
Исламом предписаны каждому мусульманину чистота и аккуратность. По этим соображениям есть два вида украшений, которые Аллах разрешает для женщин и запрещает для мужчин. Нельзя носить одежду из натуральной шелковой ткани и украшения из золота.
Хадисы и доводы
По свидетельству Умара ибн аль-Хаттаба, сам Мухаммад ﷺ говорил ему, что тот, кто будет носить шелк в этой жизни, не будет носить его в следующей, поэтому завещал не носить шелка. Есть также хадис, в котором Пророк ﷺ называет шелк «одеждой безнравственных мужчин».
Рассказывается, что Мухаммад ﷺ, увидев на руке мусульманина золотое кольцо, снял и выбросил это кольцо со словами, что носить его на руках нельзя, и это подобно тому, как держать в руках раскаленный уголь. Этот запрет касается и всего, сделанного из золота, в том числе часы или ручки, портсигары или коронки. Мусульманам Аллахом разрешено носить кольца из серебра, но не из золота, сам пророк ﷺ носил кольцо из серебра. Серебряные кольца были и у Абу Бакра ас-Сыддика, и у Умара ибн аль-Хаттаба, и у Усмана ибн Аффана, который уронил это кольцо в колодец Арис.
Ношение других металлов
Запретов относительно других металлов в хадисах нет, а в некоторых из них Посланник Аллаха ﷺ даже советует одному из мусульман подарить невесте железное кольцо в качестве подарка.
Социальные и нравственные аспекты
Часто у мусульманских мужчин возникает вопрос, почему мусульманам нельзя носить золото и шелк. Смысл подобных запретов в том, что Ислам таким образом реализует нравственные и воспитательные цели, будучи религией доблести и борьбы, обязана оградить мусульман от любых проявлений слабости, формируя в них мужественные качества. Поскольку изначально мужчина был сотворен Аллахом отличным от женщины своей внешностью, то и соревноваться с женщинами в дороговизне украшений и изысканности своих одежд он не должен. Но не только это является причиной такого запрета – есть и социальный аспект того, что мужчинам нельзя носить золота и шелка.
Ислам не поощряет роскошь, которая ведет к низменным желаниям и прихотям, критически разделяет людей по уровню жизни. Во главу угла ислам ставит обеспечение для бедных права на имущество в соответствие с их нуждами и интересами общества, выступая гарантом равноправия внутри общества, равенства и возможностей для развития. Ни одна из сторон жизни человека не остается без внимания ислама: ни религиозная, ни светская, ни чувственная, ни материальная. Только так общество станет единым целым, внутри которого все смогут на равных взаимодействовать в гармонии.
Запретить ношение золота имеет смысл, ведь чрезмерная роскошь зачастую не становится источником блага, а ведет к греховным и низменным желаниям, ведь пользующееся роскошью меньшинство живет за счет большинства, а это противоречит Истинным Посланиям Аллаха и понятиям благочестия.
Пророк Мухаммад ﷺ, следуя духу Корана, завещал мусульманам не стремиться к роскоши, то есть ввел запрет на ношение золота и шелка для мужчин. Использовать золотую утварь женщинам тоже в быту нельзя. Последний момент во многом связан и с экономическими соображениями: золото является универсальным платежным средством, а это значит, что нехорошо применять его в быту как домашнюю утварь или мужские украшения. Женщинам разрешается использование этих вещей только потому, что любовь к украшениям и роскоши – часть женской натуры, а потому для женщин это вполне естественно – такими их создал Аллах. Но для привлечения внимания посторонних представителей мужского пола носить золота и шелка женщине нельзя, поскольку это может пробудить влечение мужское и будет считаться прелюбодейным поступком с обеих сторон, даже если это всего лишь взгляд, брошенный мужчиной в женскую сторону.
Ношение обручальных колец из золота
Часто вопрос о ношении мужчиной золотых украшений, колец, задают молодые мусульмане, молодожены, перед которым встает вопрос о приобретении обручальных колец. На такие вопросы авторитетные ученые и религиозные деятели отвечают, что для мусульман ношение обручальных колец не является установленным шариатом, так что это необязательно. А если речь идет, о золотых обручальных кольцах, то для мужчин-мусульман такие кольца запрещены (смотрите хадисы приводимые выше). К тому же мусульманину по исламу считается грехом украшать себя для того, чтобы продемонстрировать свою состоятельность окружающим, не нужно роскошно одеваться и носить украшения. О мужской состоятельности окружающие будут судить по словам и поступкам человека, по его почитанию Аллаха, по его заботе о своей жене и детях, о своих родителях и близких.
Какие кольца можно носить?
Если же мусульманин хочет носить кольцо, то ему лучше выбрать кольцо из платины или серебра.
Ношение же обручального золотого кольца помимо красивой традиции имеет ряд серьезных недостатков. Ученые во всем мире подтверждают, что ношение золотого кольца может повлиять на мужское здоровье не самым лучшим образом. В отличие от организма женщины, даже малые доли миллиграмма оксидов золота, если их носить на себе постоянно, могут оказать губительное воздействие на организм мужчины, а для женщины оставаясь совершенно безвредным.
Учитывая негативное влияние золота на организм, а также негативное отношение ислама к стремлению мужчины украсить себя с помощью золота, истинному мусульманину следует стремиться украшать себя своим мужественным поведением и добрыми поступками, поскольку если у человека красива душа, то в иных украшениях он не нуждается. Носить же золотые украшения для мусульманина нельзя, потому что это подобно уподоблению женщине, а это крайне неприемлемо с точки зрения шариата.
Разрешение носить золотые украшения женщинам во многом связано со снисходительным отношением к женским слабостям, но во многом еще и с тем, что женского лица и украшений все равно не видно окружающим, так что мусульманка может надеть на себя золото для своего собственного мужа, то ничего предосудительного в этом нет и запретить это нецелесообразно.
Когда разрешено носить золото и шелк
Существуют примеры, когда ношение шелка было разрешено некоторым мусульманам: так, Посланник ﷺ позволил носить шелк аз-Зубайру ибн аль-Авваму и Абдуррахману ибн Ауфу, да будет доволен ими Аллах обоими, страдающим чесоткой, поскольку это было необходимо в лечебных целях.
Если же речь идет о вещах, которые не выполнены из золота, но имеют в своем составе или украшении золотые нити, то нет запретов на их использование, и можно даже пользоваться такими предметами, которые покрыты слоем золота или серебра гальваническим способом.
То же самое касается запрета одевать одежды из шелка: если одежда изготовлена целиком из натурального шелка, то носить ее нельзя. Если же из шелка выполнена только отделка, то запретов надевать такую одежду нет, но лучше, если эта отделка не будет занимать слишком большую поверхность изделия. Это не относится к одежде, выполненном из искусственного шелка: на ношение таких вещей нет запрета.
Что носят мусульмане на шее
Что носят мусульмане на шее? Дозволено ли мусульманам носить на шее всевозможные украшения, амулеты, в том числе и те, на которые нанесены тексты аятов из Корана? Что вообще подразумевается под понятием «амулеты»? Как относится Ислам к тому, что некоторые мусульмане носят на шее полумесяц подобно тому, как христианин носит на шее крест. Эти и другие вопросы касательно того, что носят мусульмане на шее и что им дозволено носить, возникают довольно часто и являются актуальными на сегодняшний день. Есть ли необходимость мусульманину подобно христианину, носящему крест на шее, постоянно носить на шее нечто в виде талисмана или кулона в виде полумесяца или других исламских атрибутов.
Амулеты и ношение амулетов в исламе
Для начала следует разобраться в том, что подразумевается под понятием амулет, и является ли ношение мусульманином его дозволенным Шариатом? Об амулетах аль-Хальхали сказал, что это то, что родители вешают детям на шею, и обычно имеет вид костей или бус. Вешается это женщинами и детьми, иногда мужчинами, на шею обычно для того, чтобы оградить их от сглаза. Аль-Хальхали называет это «Тамима», что переводится как «талисманы» или «амулеты». Поскольку мусульманин находится под защитой Аллаха, то ношение подобных вещей не имеет смысла, поэтому является запрещенным. Это касается всего того, что называют тамимой или талисманом, что вешается на шею для того, чтобы защитить человека от сглаза, неважно, из чего это изготовлено.
По поводу вопроса о запретности ношения по исламским законам таких талисманов приводят слова ибн Мас ‘ уда, который сообщил, что слышал, как Пророк Мухаммад ﷺ причислял амулеты, запрещенные виды заклинаний и привораживание к проявлениям многобожия. Достоверность этого хадиса была подтверждена шейхом Абдуль-Кадир аль-Арнаутом, шейхом аль-Альбани и имамом аз-Захаби.
По словам Укба ибн Амира, когда к Пророку Мухаммаду ﷺ явилась делегация, он принял девять человек, а одного из них не принял. На вопрос, почему он оставил этого мусульманина и не принял у него присягу в вере, Пророк ﷺ ответил: «Поистине, на нем амулет!» и сорвал с его шеи украшение, пояснив, что тот мусульманин, кто на шею надевает амулет, впал в многобожие.
Приведенные примеры говорят о том, что запрещенными для ношения на шее женщинами и мужчинами являются любые талисманы, которые не с именем Аллаха, не со словами поминания Всевышнего и не из аятов Священного Корана, их следует считать проявлением многобожия, а это значит, что они запрещены.
Большим грехом будет для мусульманина вешать себе на одежду, на шею или на другие части тела талисманы в виде бусин или веревок, нанесенных на бумагу иероглифов, помещенных в кожаные чехлы или мешочки. К такому же греху будет относиться нанесение на лоб точки, которая призвана защитить детей от дурного глаза. Ни в Сунне, ни в Коране не узаконены подобные способы защиты от неприятностей и бед. Женщина или мужчина могут надевать на шею такие амулеты, но уповать на помощь Аллаха – это по Исламу можно отнести к малому многобожию. Путь же в большое неверие начинается тогда, когда человек, надевая на шею такой талисман, действительно считает, что эта вещь избавит от беды сама по себе, либо способна эту беду предотвратить.
Люди впадают в подобное неверие, отворачиваясь от Аллаха и Ислама и доверяя жизнь своих детей изделиям из веревочек или бусинок, по разным причинам. Как говорит Аллах, «О люди! … Воистину, те, к кому вы взываете помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого. Если же муха заберет у них что-нибудь, они не смогут отобрать у нее это. Слаб тот, кто добивается, и тот, от кого он добивается!» (сура Аль-Хаджж / Паломничество, 73-й аят).
По словам шейха Абдур-Рахмана ас-Са ‘ ди, то, что человек носит кольцо, шнурок или амулет на шее для того, чтобы предотвратить беду или избавиться от ее последствий, является «многобожием в отношении господства Аллаха, Единственного Творца и Управителя», потому что тем самым человек приписывает Всевышнему, Единственному Творцу некоего соучастника в деле сотворения мира и управления им, тем самым обожествляя не Аллаха, а кого-то или что-то еще.
Люди часто считают, что, если они будут носить такие амулеты на шее, это каким-то образом избавит их от несчастий и бед. Ислам считает, что это лишь наносит вред им и их вере. Рассказывается случай, когда Пророк Мухаммад ﷺ встретил человека, у которого на руке было желтое кольцо. На вопрос Пророка о том, что это за кольцо, человек ответил, что носит его для того, чтобы избежать слабости. В ответ на это Пророк Мухаммад ﷺ посоветовал ему снять это кольцо, потомку что «оно лишь увеличивает твою слабость. Если ты умрешь с этим кольцом на руке, то никогда не достигнешь счастья!», имея в виду, что даже малое многобожие многократно увеличивается слабость человека.
А ведь с малого многобожия начинается путь к многобожию.
Носят ли мусульмане на шее что-либо вместо креста, как у христиан?
Мусульмане не носят на шее никаких предметов, амулетов или атрибутов исламской веры, как это принято у христиан. В исламе не узаконены предметы одеваемые на шею как символ веры и не является это из Сунны Пророка Мухаммада ﷺ, который не носил на шее какой-либо атрибутики.
Тексты с аятами Корана или именами Всевышнего Аллаха
Нет единого мнения среди мусульманских ученых относительно того, как относится Ислам к ношению мусульманами таавизов в виде нанесенных на бумагу или другие поверхности текста из аятов Корана, имен Всевышнего, а также текстов всевозможных молитв, дуа, слов поминания Аллаха или зи кр а. Такие тексты, нанесенные на бумагу или прочие поверхности, могут быть завернуты в чехлы из кожи. Ряд мусульманских ученых придерживаются мнения, что такие таавизы по Исламу должны подвергаться полному запрету, и среди них Укба ибн Амир, Ахмад, ибн Мас ‘ уд, Ибрахим ан-Наха ‘ и и ибн ‘ Аббас. Это мнение разделяют также современные ученые шейх аль-Альбани и шейх и бн Баз.
Другая часть ученых в Исламе считает ношение таких таавизов дозволенными, и к таким ученым принадлежат Аиша, ‘ Ата, ибн Абдуль-Барр, аль-Байхаки, и бн Таймия, ибн Сирин, Са ‘ ид ибн аль-Мусайиб, Малик и аль-Куртуби. Но даже те, кто считает, что ношение на шее подобных амулетов должно быть дозволенным, между собой не могут прийти к единому мнению в этом вопросе, поскольку среди них нет согласия по вопросу касательно того, следует ли считать дозволенным ношение на шее такого таавиза постоянно или же его следует носить только в том случае, когда для этого есть необходимая причина: человека настигла неприятная болезнь или в его жизнь придет какая-то беда, а до этого носить подобные амулеты не рекомендуется.
Среди доводов сторонников дозволенности приводят хадис, в котором приводятся такие слова Пророка Мухаммада ﷺ : «Тот, кто повесил на себя что-то, вверяется этому». По мнению ученых, если человек носит на себе амулет с выдержками из текста Корана, вверяется Аллаху, поскольку верит в исцеление именно посредством Корана.
Сторонники того, что ношение подобных украшений следует запретить, в качестве аргумента приводят тот факт, что Шариат установил способ исцеления с помощью Корана только посредством чтения Священной Книги и чтения заклинаний (рукъи), а также с помощью обращения ко Всевышнему с дуа. Поскольку Шариат не устанавливал способ исцеления Кораном с помощью ношения цитат из аятов или дуа в амулете, помещенных в мешочек, то и использовать такой способ не стоит. По их мнению, если было бы достаточно просто повесить на шею цитату из Корана и носить такой таавиз, то читать установленные Сунной слова поминания Аллаха не было бы нужды, как это предписано, по утрам и по вечерам в определенные периоды, установленные Сунной. Точно также как не было бы нужды читать заклинания из Корана, если бы можно было просто носить таавиз с аятами из Корана на шее.
Относительно приведенного хадиса сторонники запрета ношения таавизов говорят, что этот хадис был приведен Абдуллахом ибн Укаймом в тот период времени, когда его подкосила какая-то болезнь, и тогда он услышал совет надеть что-то на себя. В тот момент и был им передан этот хадис.
Еще один довод, который приводят сторонники дозволенности таавизов, опирается на хадис от Аиши, в котором приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ , который сказал: «Нет ничего страшного в том, чтобы вешать на себя защитные аяты Корана до или после постижения беды», но этот хадис признан слабым.
Если оба эти мнения принимать во внимание, то все равно остаётся опасность, что мусульманин, носящий амулет, со временем станет все более полагаться на него, на его чудодейственную силу, думая, что в нем самом заключена основная сила, дарующая чудо исцеления, а не Аллах и Его Всемогущество. И как только человек начинает придерживаться такого мнения, он погружается в мир неверия и встает на путь многобожия, и этого нельзя допускать.
Проанализировав возникшие у исламских ученых по этому вопросу разногласия, Шейх Абдур-Рахман ибн Хасан Али Шейх пришел к выводу, что правильным в данном случае будет мнение сторонников запретить ношение таавизов. Среди причин такого решения он назвал то, что амулеты следует запрещать обобщенно, не делая каких-либо исключений, что, как следствие из первого, таким образом будет возможность пресечь путь, ведущий мусульманина к искушению запретным желанием носить на себе такие украшения, которые не содержат текстов аятов. По опасениям Шейха Абдур-Рахмана ибн Хасана Али Шейха, мусульманин, повесивший себе на шею таавиз с текстом аятов из Корана, может отнестись пренебрежительно к этому, пойти, не снимая его, в отхожее место и даже справлять нужду.
Ученые Постоянного комитета, возглавляемого шейхом и бн Базом, придерживаются мнения, что мнение тех, кто против ношения таавизов следует учитывать, поскольку они в своем мнении опираются на общий смысл хадисов, которые таавизы запрещают, да и это мнение «закрывает двери, ведущие к запретному».
Если же ношение таавизов все-таки допустить, то мусульманин, который носит таавиз, должен понимать, что он сам по себе не оказывает какое-то влияние на здоровье, поэтому человек носит его лишь как свидетельство своей веры в помощь Аллаха.
Ук б а бин Амир приводит такие слова Пророка Мухаммада ﷺ : «Тому, кто повесил на себя амулет, пусть Аллах не даст благого конца, а тому, кто повесил на себя раковину, пусть Аллах не даст покоя».
Ширком же следует считать ношение тех украшений, которые напоминают по форме и способу изготовления, по нанесенным на них символам те украшения, что носили людьми во времена невежества, джахилийи, а также в тех случаях, когда мусульманин или мусульманка, которые носят таавиз, уверены в том, что само украшение защищает его от болезни и зла. Также запрет касается таких украшений, которые содержат в себе запрещенные молитвы и заклинания либо неизвестные заклинания на неизвестном языке, которые могут содержать в себе заговоры и заклинания черной магии.
Одежда из чистого шелка (запретна для мужчин)
Можно ли носить шелковые галстуки? Расскажите, пожалуйста, подробнее о запрете ношения мужчинами шелковой одежды.
Мы живем в светском государстве, и ношение галстука — это норма делового стиля. Для меня галстук — это также часть моего стиля, но некоторые братья говорят, что галстуки нельзя носить, так как они из шелка, а мужчинам запрещено носить шелк! Как быть в данной ситуации? Абдуррахман.
По вопросу ношения шелковой одежды в Сунне пророка Мухаммада присутствуют четкие и достоверные пояснения, на основе которых практически все исламские богословы давали категоричные заключения.
Пророк (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Золото и шелк [натуральный шелк] разрешены для женщин из числа моих последователей и запрещены для мужчин»[1]. Сподвижник пророка Мухаммада имам ‘Али передал: «Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) взял в левую руку [ткань из натурального] шелка, а в правую — золото. Поднял обе руки и воскликнул: «Эти две вещи для мужчин из числа моих последователей запретны, а для женщин — разрешены»[2].
«Посланник Всевышнего запрещал носить шелк, кроме как в ширину двух пальцев, среднего и указательного»[3], а также «запрещал [надевать] шелк, кроме как в ширину двух, трех или четырех пальцев»[4]. В сводах хадисов Ахмада и Абу Дауда добавлено: «…и показал (да благословит его Творец и приветствует) свою кисть»[5].
В сводах хадисов Муслима, Ахмада и других передается, что Асма’ однажды показала накидку Пророка, сшитую из грубой ткани, на которой был узор из шелка в одну пядь (22,5 см), а передняя часть накидки была прошита им (шелком). Она сказала: «Когда ‘Аиша умерла, накидка была передана мне. Пророк надевал эту накидку»[6].
Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас, считающийся одним из самых грамотных в вопросах богословия, говорил: «Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) запретил нам [мужчинам-мусульманам] одежду из чистого шелка. Что же касается той одежды, основой ткани[7] или фрагментом которой является шелк, то она не запретна»[8].
Мнение исламских богословов едино относительно разрешенности применения в мужской одежде фрагментов тканей из чистого шелка не шире четырех пальцев. Также большая часть ученых[9] допускала ношение одежды, в состав ткани которой входит шелк наряду с другим материалом, например, хлопком или льном, и где шелк составляет менее пятидесяти процентов[10].
Были и другие мнения по поводу ношения мужской одежды, в ткани которой присутствует чистый шелк и составляет менее пятидесяти процентов, так как прямого пророческого указания на это нет. Однако большинство авторитетных богословов допускали использование такой ткани для шитья мужской одежды, обосновывая это тем, что «достоверно известно о ношении сподвижниками Пророка и праведниками первого поколения одежды из ткани хазз[11], которая состояла из шерсти и натурального шелка», а также приведенными словами Ибн ‘Аббаса[12].
Итак, можно сделать вывод: что явно запретно для мужчин-мусульман в одежде — так это элементы гардероба из чистого натурального шелка, где шелк шире четырех пальцев, а также то, что сшито из ткани, на пятьдесят и более процентов состоящей из натурального шелка[13].
Такого рода допущение относится только к шелку и не распространяется, например, на ношение ювелирных изделий с небольшим содержанием золота или употребление слабоалкогольных напитков. Как ношение мужчинами золотых украшений, так и употребление спиртного категорически запретно (харам).
И только Всевышнему ведомо все.
Можно ли носить одежду, если знаешь, что какая-то часть ее из шелка, но не знаешь сколько процентов? Как можно определить, есть ли шелк в одежде, если одежда без этикетки?
Натуральный шелк в сегодняшней текстильной индустрии применяется редко. А если и применяется, то одежда из него очень дорога, на ней обязательно присутствует бирка, где сказано о наличии в одежде натурального шелка.
Если вы не одеваетесь в дорогих бутиках, а тем более когда и этикетки нет, то беспокоиться не стоит.
[1] Хадис от Абу Мусы; св. х. Ахмада, ан-Насаи, ат-Тирмизи и др. См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 526, хадис № 5148, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 85, хадис № 546; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 23, хадис № 272, «сахих»; С. 266, хадис № 4357, «сахих»; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 17. С. 206.
[2] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 388, хадис № 3595, «сахих»; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 17. С. 206.
[3] Св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1859, хадисы № 5828 и 5829; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 13. С. 349, хадисы № 5828, 5829; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 860, хадис № 12–(2069); аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 403, хадис № 1338; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 88, хадис № 551.
[4] Св. х. Муслима, Абу Дауда и др. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 860, хадис № 15–(2069); аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 403, хадис № 1339; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 443, хадис № 4042, «сахих».
[5] В св. х. Ахмада упоминается, что ‘Умар, давая пояснения людям о запрете в одежде чистого шелка, сказал: «…кроме двух, трех или четырех пальцев, и показал кисть». См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 274, 275, хадис № 139 и пояснение к нему; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 88, хадис № 551.
[6] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 860, хадис № 10–(2069); аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 404, хадис № 1342; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 275, 276, хадис № 142 и пояснение к нему; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 88, хадис № 552.
Также см.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 387, хадисы № 3593 и 3594, оба «сахих».
[7] «Основой ткани» — то есть сама ткань не является шелком, но в ее основе присутствуют шелковые нити.
[8] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, Хакима и ат-Табарани. См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 92, хадис № 556; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 275, хадис № 140.
[9] Некоторые богословы говорили, что и по данному вопросу имеется иджма‘, то есть единое согласие мусульманских ученых начальных веков.
[10] См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 90, 91, хадис № 555 и комментарий к нему; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 442, хадисы № 4038 и 4039; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 923, хадис № 3333.
[11] См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 195.
[12] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 442, хадис № 4039, «сахих»; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 274, 275.
[13] См. об этом: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1859, хадисы № 5828, 5829; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 18. С. 33, 34; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 85, 88, 90, 91, 92, хадисы № 546, 551, 552, 555, 556; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 14. С. 43, 44, 46–48; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 3. С. 549, 550; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2637–2640; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 274–276.
Одежда и внешний вид
«О дети Адама [и Евы]! Будьте красивы, заходя в любую из мечетей. [Вся земля — это также мечеть, то есть место, где можно молиться, поэтому будьте по возможности красивы всегда, везде и во всем.] Ешьте, пейте и не расточительствуйте [употребляйте еду в меру; не тратьтесь на то, что бесполезно, а тем более вредно; старайтесь придерживаться во всем «золотой середины»]. Воистину, Он [Господь миров] не любит расточительных. [Нелюбовь Бога может вылиться для человека в проблемы со здоровьем, в быту, на работе. Люди порой удивляются нежданно-негаданно появляющимся сложностям, хотя часто сами в этом повинны.]
Скажи, кто запретил украшения Аллаха (Бога, Господа) [все, радующее глаз и сердце, добротное, изящное, изысканное], которые Он вывел для людей, и хорошее из благ (из пищи)?! Скажи, это [умение пользоваться красотами жизни в меру и без расточительства] дозволено для людей верующих [как и для всех остальных, хотя некоторые необоснованно выдумывают для себя запреты] в этой жизни, а вот в Судный День [и после него райские красота, благодать] — только лишь для верующих.
Подобным образом Мы [говорит Господь миров] разъясняем знамения для людей грамотных [чтобы извлекли уроки, помогающие им стать счастливыми в обоих мирах].
Скажи: «Господь [предоставил вам временную земную жизнь с изобилием благ в ней, но] запретил (1) все скверное (непристойные поступки, разврат), как являющееся явным, так и скрытым [что выявляется, к примеру, в результате исследований, экспертиз, опытов][1], [запретил] (2) все греховное [что является очевидным грехом для любого здравомыслящего] и (3) покушение [на честь, имущество, кровь, жизнь другого человека или людей, общества; притеснение, проявление несправедливости], не имея на то права. Также [запретил] (4) все формы язычества (поклонения земному; обожествление чего-либо помимо Бога) и (5) высказывание в адрес Аллаха (Бога, Господа) того, о чем вы [люди] не знаете» (Св. Коран, 7:31–33).
Пророк Мухаммад говорил: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями [перед людьми]! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей [подобающей месту и времени] ваша одежда, чтобы вы стали примером для других (достигните же в этом такого уровня, когда вы станете родинкой) [украшением общества, в котором живете]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) не любит непристойность, неприличие, неряшливость»[2].
Разрешена ли операция по пересадке собственных волос с затылка на остальные области головы в случае облысения? Не знаю, интересно ли вам, но на одном из англоязычных мусульманских сайтов нашел ответ, что разрешена. Муслим.
Маловероятно, что данное действие может быть отнесено к запрещенному в Исламе, тем более что пересадка органов от одного человека другому возможна, и на этот счет среди ученых нет разногласий (при условии, что передача органа происходит бесплатно). Хоть мои познания в вопросах здоровья человека и скромны, замечу, что такая операция может быть очень дорогостоящей и при этом малоэффективной, недолгосрочной.
Какими должны быть шорты? Выше колен или ниже? Каково мнение ученых?
Богословы-ханафиты говорят, что шорты у мужчин должны быть ниже колен. Богословы-шафииты — до колен, но, так как при движении они задираются, лучше, если будут закрывать колени. Поэтому прикрытие колен более верное решение.
‘Аурат (та часть тела, которая подлежит обязательному прикрытию) у мужчин: от пупка (ниже пупка, сам пупок не входит) и до колена включительно. Таково на этот счет мнение богословов-ханафитов.
Богословы-шафииты считают: ‘аурат мужчины — это та часть тела, которая между пупком и коленом. Пупок и колени к ‘аурату не относятся, но желательно их прикрывать во избежание случайного оголения ‘аурата[3].
Мне неоднократно говорили, что по маликитскому мазхабу можно носить короткие шорты, которые значительно выше колен. Есть ли такое положение?
Большинство ученых так не считают, ну так зачем вам это?
Я живу в Ингушетии, и наши соседи, односельчане, родственники, друзья ездят на море семьями, да и мы сами собирались туда. Вопрос в том, можно ли семьям ездить на море, где всем все видно как на ладони? Расул, 34 года.
Семьям ездить на море можно и полезно. Однако важно соблюдать нормы мусульманкой одежды: мужчинам следует надевать плавки от пупка до колен, а женщинам — купальники, закрывающие все тело, кроме лица и кистей рук. Таких купальников на сегодняшний день огромное разнообразие, любые цвета и модели. Для детей-подростков также имеются соответствующие мусульманские купальники.
А на то, что видно как на ладони, можно и не смотреть.
Море и солнце — это хорошо и полезно, когда есть такая возможность[4].
Нарушается ли молитва-намаз, если во время ее совершения у мужчины случайно оголилась поясница?
Если ‘аурат во время совершения молитвы случайно и непреднамеренно оголится (например, из-за ветра), то молящийся должен сразу прикрыть оголившуюся часть тела. Если это произошло из-за неряшливости верующего, а тем более повторилось в одном намазе несколько раз, то молитва нарушается, становится недействительной и ее необходимо совершить повторно[5].
Можно, конечно, предположить, что оголилась та часть тела, которая выше пупка или на его уровне, но лучше, дабы быть уверенным в полноценности молитвы-намаза, заправлять рубашки и майки в брюки так, чтобы поясница не оголялась.
Можно ли совершать намаз в форме от «Манчестер Юнайтед», где изображен Дьявол. И есть надписи. Или в другой одежде с изображениями людей, животных?
Нежелательно, но можно, если другой одежды нет.Что касается «изображения Дьявола», то никто из ныне живущих не знает его истинного облика.
Как Ислам смотрит на ношение мужчиной серьги в ухе? Малик.
Можно ли мусульманину проколоть ухо? Азиз, 18 лет.
Запретно, когда мужчины стараются походить на женщин, а женщины — на мужчин. Это противоречит как религиозным, так и природным канонам, которые, в общем-то, едины и четко взаимосвязаны.
Мой друг спросил меня про ношение ушных серег мужчинами. Насколько я знаю, мужчинам носить серьги не только с точки зрения Ислама, но и с культурной точки зрения нельзя. Другу моему сказали, что имам Бухари носил серьги в носу. Правда ли это?
Если посмотреть на подобное с точки зрения нашего российского менталитета и современной культуры, то это выглядит вызывающе, а где-то и неуместно. Верующему человеку не к лицу привлекать таким «крутым» атрибутом внимание других. Что касается имама аль-Бухари, то я не знаю, не встречал информации об этом, но если бы он жил в наше время, то точно не стал бы носить серег.
Я стал мусульманином, но до принятия Ислама сделал татуировки. На плече написано «Аллах», а на спине — «Мухаммад» (да простит меня Всевышний). Что теперь с ними делать? Можно ли их свести или это будет причинением вреда телу? Ильдар, 32 года.
Делать татуировки с точки зрения исламских канонов запретно (харам)[6]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) упомянул тех, кто занимается этим ремеслом, а также тех, кто делает себе татуировки, в числе проклятых[7]. Это действие относится к «изменению человеком своего настоящего облика, данного ему Самим Творцом». Запрет на такого рода действия также оговорен в Священном Коране[8].
Лучше будет их свести. Но если это сложно и есть опасность для здоровья, тогда оставьте как есть.
[1] Или: «Как публичное, так и тайное, скрываемое».
[2] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 337, хадис № 4089, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220.
[3] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 738, 743, 748.
[5] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 742.
[6] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 467.
[7] Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Аллах (Бог, Господь) проклял (1) тех женщин, которые делают татуировки другим (наколки), и тех, кому делают татуировку [как мужчин, так и женщин], (2) тех женщин, которые удаляют волосы на лице себе или другим либо просят об этом других (выщипывают брови) [изменяя их форму, делая более тонкими], и (3) тех женщин, которые подпиливают свои зубы (делает искусственные расщелины между зубов), прихорашиваясь тем самым. Они изменяют данное им Богом творение».
См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1881, хадис № 5931; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 461, 462, хадис № 5939 и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 446, хадис № 7272, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 467; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 347, хадис № 4/1647 и пояснение к нему.
Также см., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 7. Ч. 14. С. 102-107, хадисы № 115 (2122) –120 (2125) и пояснения к ним.
Читайте также: