Грунтовка для стекла и металла
Грунт для декупажа: виды, свойства, особенности применения
Декоративно-прикладное искусство – это та сфера деятельности, в которой важная роль отводится материалам: лакам, краске и грунтовке. Одним из интереснейших популярных направлений, где требуется использование данных составов, является декупаж. С помощью этой техники оформляются различные предметы домашнего обихода, начиная от посуды и заканчивая мебелью. Как будет выглядеть в итоге декорированное изделие и сколько уйдет времени на этот кропотливый процесс, будет зависеть от качества рабочей поверхности. Для этой цели магазины для творчества предлагают специальные грунты для декупажа от разных производителей. Проведем обзор наиболее популярных, а также рассмотрим, как можно приготовить такие самостоятельно.
Чем грунтовать стекло, металл, пластик для декупажа?
Вы уже знаете, что грунты (краски) бывают как художественные, так и строительные. Кстати, в последнее время художественных появляется все больше и больше, и не только для дерева, но и даже для металла.
Поэтому мы можем выбирать из следующих средств:
— строительные грунты по стеклу и металлу;
— строительные эмали для радиаторов, эмали по ржавчине;
— аэрозольные грунты, лаки и краски;
— художественные грунты, на которых написано, что их можно использовать для грунтовки стекла и металла.
Особенности декупажа на стекле
Несмотря на доступность декупажа на стекле, он имеет особенности, которые обязательно необходимо учесть при работе. Залогом качественной работы является подготовка поверхности – стекло надо хорошенько отмыть от загрязнений и обезжирить ацетоном или спиртом. Грунтовать можно и простым простым акриловым грунтом, и так называемым «составом для сложных поверхностей». Опытные мастера используют для этого грунтовки на основе алкидного растворителя. Один из самых удобных вариантов – аэрозольный грунт по металлу.
При использовании обычного акрилового грунта, перед обезжириванием поверхности стоит немного пройтись по ней наждачной бумагой. Тогда на стекле образуются мельчайшие царапины, которые усилят сцепление грунта с поверхностью.
Если первый слой подготовлен грамотно, дальнейшая работа со стеклом не отличается от работы с другими поверхностями. Стандартный набор для классического декупажа – картинка, акриловые краски и лаки. Из инструментов – синтетические кисти и поролоновые спонжи. Поскольку декупаж достаточно мокрое занятие, стоит заранее запастись бумажными полотенцами или чем-то, что хорошо впитывает воду.
Основные правила в декупаже
Не повторяйте моих ошибок, соблюдайте нижеописанные правила и можете не смоневаться, результат первых эспериментов вас не разочарует, как меня, когда я делала свои первые шаги в декупаже. Итак, золоты правила для начинающих в декупаже.
Любую поверхность нужно зашлифовать наждачной бумагой (кроме стекла) и/или обезжирить (стекло, пластик)
Пластик шлифуется для придания ему шероховатости и хорошего сцепления с ним грунта и акрила. Вообще-то пластик – самый сложный материал для декорирования, с него часто «сползает» краска во время эксплуатации предметов.
Деревянные поверхности обрабатываются наждаком строго вдоль волокон дерева, чтобы их «пригладить». Если будете тереть наждаком поперёк, сделаете ещё больше неровностей и заусениц. Стекло нужно обезжирить спиртом, средством для мытья окон или ацетоном.
Металлические поверхности нужно обрабатывать наждаком, чтобы счистить с них предыдущий слой краски или ржавчину.
Обязательно загрунтовать поверхность перед нанесением краски
Например, дерево – пористый материал, хорошо впитывает водную основу из акриловой краски. В результате акрил может «лечь» неравномерно и потребуется много слоёв. При использовании грунта на деревянной поверхности – как бы заклеиваются естественные поры дерева, и последующие слои краски ложатся очень ровно. На любой поверхности всегда заметно хорошо ли она прогрунтована.
Перед декупажем покрыть рабочую поверхность белой краской
Пока нет большого опыта – обязательно на белое приклеивать фрагменты и только потом закрашивать вокруг любым другим фоном. Не зря ведь салфетки делают трёхслойными с двумя слоями белого цвета. На белом фоне ярче смотрится рисунок, вырезанный из салфетки. Если белый слой нанесён неравномерно, пятнами – они потом будут проступать через приклеенную салфетку. При приклеивании даже самой яркой салфетки на цветной фон – рисунок может просто «потеряться». На фото заметна разница в яркости приклеенных фрагментов просто на стекло (слева) и на загрунтованное стекло (справа).
Грунт и краски наносить только тонкими слоями
Лучше нанести 3-4 тонких слоя краски, чтобы равномерно покрыть поверхность (они будут гораздо прочнее держаться), чем 1-2 толстых (и есть большая вероятность, что они отвалятся).
Начинать практиковаться в декупаже с мелких фрагментов
Когда научитесь клеить их без складок – постепенно увеличивайте размер приклеиваемых кусочков салфетки. Приклеивание фрагментов следует всегда начинать, проводя кисточкой от середины к краям, чтобы равномерно растянуть рисунок в разные стороны и тщательно выгнать из-под него пузырьки воздуха.
Складочки и неровности рисунка нужно зашкуривать или камуфлировать
Для этих целей используется объёмный контур, если, конечно, позволяет идея рисунка. Даже самая красивая и грандиозная работа будет смотреться не аккуратно, если на салфетке будут видны заломы и складки.
Чем больше слоёв лака – тем лучше
Если вы уже довольны получившимся результатом – закрепите его несколькими слоями лака. Некоторые, особо талантливые специалисты в области декупажа наносят от 50 до 100 слоёв лака! Тогда работа становится похожа на фабричную.
Уход за инструментом для декупажа
Не забывать мыть кисти, мочалочки, тампончики, и вообще всё, что вы используете в работе, и ваши инструменты прослужат долго. Во время работы нужно иметь на столе стакан с водой и сразу же ставить в него кисточки, а потом вымыть в проточной воде с мылом.
Хорошо просушивать каждый слой
Каждый этап работы: нанесение грунта, красок, приклеивание рисунка и т.д. нужно достаточно просушивать и приступать к следующему этапу только по абсолютно сухой поверхности (если обратное не указано в инструкциях к специальным средствам, таким как кракелюр, золочение поталью).
Не бойтесь экспериментов
И самое главное – творите, экспериментируйте! У вас обязательно получатся настоящие шедевры. Подходите к любому начинанию с энтузиазмом и решительностью. И пусть ваши изделия, преображенные с помощью декупажа, радуют своей красотой и вас, и окружающих.
автор мастер-класса «Новогодний декупаж елочного шарика»
статья подготовлена специально для МирСовет.ру —
Этап 3: декупаж салфетками пошаговая инструкция
Пошаговая техника декупажа конечно включает в себя и основной этап – декорирование поверхности вырезанными элементами салфетки или декупажной карты.
Клей на водной основе – средство на водной основе белого цвета. По мере высыхания становится прозрачным. Очистка кистей производится водой с нейтральным мылом.
Для чего:
Вырезав бумажную картинку и смочив ее водой, нанесите клей на обратную сторону картинки и приложите ее к декорируемой поверхности. У вас есть несколько секунд для перемены положения картинки, пока клей не застыл.
Для приклеивания
Для приклеивания декупажных мотивов используют специальный клей для декупажа, более дешевым аналогом которого выступает обычный клей ПВА (не дающий, впрочем, того же эффекта выравнивания мотива и не скрывающий при повторном нанесении разницу между наклеенным фрагментом и поверхностью).
Кроме того, приклеивают фрагменты и с помощью клеевого карандаша (объемные — пистолета), яичного белка, канцелярского клея и т.д.
Для декупажа на ткани можно использовать только специальный текстильный клей, хотя опытные мастерицы научились работать и с акриловым лаком.
Грунтовка для стекла
Зачем необходим декупажный грунт для стекла? Если Вы хотите сделать декупаж основы с гладкой поверхностью, то Вам следует ее предварительно обработать. Грунт для декупажа на водной основе, обладает отличными водоотталкивающими свойствами, поэтому обеспечивает надёжное сцепление бумаги и красок со:
- стеклом;
- фарфором;
- жестью;
- эмалированной керамикой.
Для стекла лучше всего применять специальные синтетические праймеры, которые накладываются на поверхность (предварительно обезжиренную).
Грунтовка для стекла и металла
13 Октябрь 2014
Часть 1. Как выбрать грунт для декупажа — здесь.
Декупаж на стекле, металле и пластике и других невпитывающих поверхностях (кожзам, глазурованная керамика и т.д.) требует грунтов с высокой адгезией (сцеплением с поверхностью), а также некоторых дополнительных этапов подготовки поверхности.
Давайте разберемся подробнее.
Начнем с грунта.
Аэрозоль + строительная краска (художественный грунт)
Я предпочитаю работать с бесцветными аэрозольными лаками: во-первых, они не на водной основе и поэтому обеспечивают прекрасное сцепление с поверхностью и с последующими слоями краски. Во-вторых, стоят они совсем недорого, а хватает их надолго (чего не скажешь о художественных грунтах). И в третьих, бесцветные лаки можно использовать в качестве финишных покрытий (особенно это удобно на рельефных поверхностях).
Как я это делаю:
1. Наношу 1-2 тонких или средних слоев лака, просушиваю;
2. Дальше грунтую обычной строительной краской до получения белой поверхности.
Аэрозольная краска хорошо сцепляется с невпитывающей поверхностью, а сверху хорошо ложится акрил. Далее идет декор, лакировка — и мы получаем долговечное устойчивое покрытие.
Если мы возьмем аэрозольную белую краску и попробуем загрунтовать работу только этой краской, то увидим, что:
- Расход аэрозоли при этом будет больше;
- Ровную белую поверхность получить будет довольно сложно, особенно на темно-зеленой поверхности бутылки с шампанским;
- Избежать подтеков вряд ли удастся.
Поэтому попробуйте сочетание аэрозоль+обычный грунт – я уверена, что вы будете довольны. Со стекла такой грунт сдирается с трудом, его нужно сцарапывать. С пластиковых новогодних шаров еле-еле соскребла ножом…
Почему не следует грунтовать стекло, металл, пластик обычными грунтами или красками?
Потому, что обычные грунты и краски не обеспечивают хорошее сцепление с невпитывающей поверхностью, и при попадании влаги могут отойти, или даже сползти, оставив на поверхности трудноудалимые складочки. Особенно это вероятно при плохой просушке (например, феном). Да и вообще, чем крепче сядет наш декор, тем прочнее он впоследствии будет держаться.
Помните это фото? Недосушенный худ. грунт Сонет на стекле при нанесении влажной салфетки
Мои любимые аэрозоли – Bosny и Alpina, в линейке есть бесцветные краски (они же лаки), как матовые, так и глянцевые, белые и другие цвета, металлики. Многие также рекомендуют грунт Kudo, но, думаю, поскольку любая аэрозольная краска – не на водной основе, то любая должна ложиться хорошо и держаться крепко.
Другие грунты с высокой адгезией
Аэрозольные краски и грунты пахнут, и работать с ними в квартире нельзя, только на улице или на балконе, в подъезде. Зато нанести нужно только 1-2 слоя, затем можно использовать обычные акриловые краски. Но если у вас нет аэрозольных красок можно использовать жидкие грунты с высокой адгезией, т.е. те, которые наносятся кистью. Самый известный – Tikkurila Otex, подходит для стекла, металла, пластика, керамики и т.д. Он тоже на неводной основе (алкидный), и, скорее всего, пахнет. Кисть нужно мыть уайт-спиритом – еще одно пахучее занятие.
Можно выбирать и другие грунты по стеклу и металлу, антикоррозионные грунты, эмали для радиаторов и т.д., но все они будут на неводной основе (и, следовательно, будут пахнуть и кисть придется мыть растворителем). Будьте к этому готовы.
В то же время сейчас стали появляться художественные грунты, на которых написано, что они подходят для стекла и металла. Я сама их не пробовала, но вы можете попробовать. Их преимущество — малый объем, но по цене, как всегда, строительные средства предпочтительнее (а по качеству одинаково).
Теперь подробнее остановимся на подготовке невпитывающих поверхностей к декупажу.
Декупаж на стекле: как грунтовать стекло и керамику
Если мы работаем со стеклом, то у нас есть два варианта декора: прямой декупаж и обратный декупаж. Прямой декупаж – это декор с лицевой стороны стекла, обратный – соответственно с обратной стороны, т.е. за стеклом (подробнее про обратный декупаж смотрите здесь).
В любом случае первый этап – хорошенько вымыть стеклянное изделие, удалить все наклейки, этикетки, ценники и акцизные марки (некоторые хорошо смываются водой, а некоторые удаляются только ацетоном). Дальше необходимо обезжирить декорируемую поверхность (первый вариант– протираем стекло ацетоном или спиртом, второй вариант – моем не просто в воде, а со средством для мытья посуды: как правило, этого бывает достаточно).
Для обратного декупажа это все, а вот для прямого нам, конечно, еще нужно изделие загрунтовать (как именно это делать, сколько слоев наносить — в следующей статье). Я это делаю по своему методу (1-2 слоя аэрозольного лака, затем 2-3 слоя обычной белой строительной краски). Естественно, все нужно хорошенько просушить, а вот шкурить с осторожностью, только самой мелкозернистой шкуркой без сильного нажима (лучше вообще не шкурить, а просто грунтовать очень ровно). Если будете пользоваться жидкими грунтами или красками – попробуйте предварительно слегка пошкурить стекло, тогда краска будет ложиться лучше.
Точно так же мы обрабатываем глазурованную керамику (глазурь – это стекловидная масса, которая не пропускает воду и, естественно, ничего не впитывает). Декорировать глазурованные цветочные кашпо вполне можно, а вот с горшками возникает проблема: наш декор будет соприкасаться с вылившейся на подставку водой и постепенно начнет отслаиваться и желтеть. Что делать? Наверное, только следить, чтобы воды в подставке не было…
Декупаж на металле: чем грунтовать
Металлические поверхности – это различные фляжки, ведерки, лейки и другие предметы, которые так любят декорировать декупажницы.
Металлические заготовки можно разделить на новые и старые, со следами ржавчины. Новые поверхности требуется просто обезжирить и слегка прошкурить перед грунтовкой, а со старых еще придется счистить всю грязь и обязательно удалить ржавчину специальным средством – преобразователем ржавчины (продаются в хозяйственных и автомобильных магазинах). При этом мы сначала наждачкой счищаем всю ржавчину, сколько возможно, и затем уже наносим преобразователь. Если не вычистить ржавчину до конца, то впоследствии она может проявиться под декором в виде некрасивых пятен. Однако, к сожалению, даже с преобразователем никто не гарантирует долговечности декора…
Кстати, если поверхность сильно проржавевшая, то после удаления ржавчины желательно ее грунтовать антикоррозийным грунтом, а не обычными грунтами по металлу. И обращаю ваше внимание, что любые средства против ржавчины предназначены для того, чтобы замедлить образование ржавчины, а не остановить его. Поэтому рисковать или нет – это вы выбираете сами :)
Итак, после обработки поверхности преобразователем ржавчины мы должны этот самый преобразователь смыть (если это необходимо по инструкции), а затем обезжирить поверхность (обязательно!) После этого можно ее немного пошкурить для лучшего сцепления грунта с поверхностью, и обработать антикоррозийным грунтом. А дальше – обычный прямой декупаж.
Также, если изделие у вас расписное, то желательно удалить всю старую краску – сошкурить или воспользоваться смывкой для старой краски (это тоже химия, которая продается в хозяйственных или строительных магазинах).
Новые металлические заготовки, как я уже писала, мы обезжириваем и слегка подшкуриваем, а затем грунтуем грунтами по металлу, эмалями по ржавчине, эмалями для радиаторов и т.д. Или, опять же, аэрозолью и затем обычным акрилом.
Важно! Если на изделии есть какие-то дефекты, то замазывать их шпатлевкой лучше только после грунтовки – иначе шпатлевке просто не за что будет зацепиться.
Чем грунтовать пластик, пластмассу и полимерную глину в декупаже
Перед декорированием мы, как обычно, моем изделие и обезжириваем его. После этого подшкуриваем мелкой шкуркой для лучшего сцепления с поверхностью. Дальше – грунт с высокой адгезией и декор. Кстати, если пластик белый, то можно по ошкуренной поверхности пройтись аэрозольным лаком и больше не грунтовать (конечно, если основной фон вы будете создавать красками).
Еще пару слов про кожзам. В отличие от натуральной кожи, кожезаменитель представляет собой ткань, склеенную с тонким пластиком, и грунт, естественно, он не впитывает. Заготовки из кожзама нужно обезжирить, причем очень тщательно, ацетоном, – чтобы стереть еще и краску, которой нередко окрашивают кожезаменитель. Если при обработке ацетоном вы видите, что ватный диск слегка окрашивается – не поленитесь и уберите максимум краски, иначе она может проникнуть сквозь грунт и даже окрасить салфетку. Дальше можно подшкурить поверхность тонкой шкуркой и затем грунтовать. Грунты выбирайте эластичные и с хорошей адгезией, аэрозольный лак плюс акриловая художественная краска – отличный вариант, декор держится крепко и на сгибе не трескается и не отслаивается. Строительная не подойдет, она неэластичная!
Немного про эксплуатацию таких изделий.
Вода – главный враг невпитывающих поверхностей, поэтому, если вы декорируете вазы, лейки, горшки или салатники, например, и собираетесь использовать их по назначению, то имейте в виду: замачивать эти изделия в воде категорически запрещается, и даже мыть под струей воды нежелательно. Оптимальный вариант – протирать влажной тряпочкой как можно реже. И даже хорошая лакировка эту проблему не решит. Дело вот в чем: эти предметы состоят из двух поверхностей: внешней и внутренней. Одну из них мы декорируем, а вторая остается открытой, и самое опасное – это попадание воды на стык между ними. Именно на стыке вода может коснуться нашего декора и начать его отслаивать. Поэтому стык особенно важно качественно грунтовать и лакировать. Если вы лакируете неводными лаками (особенно яхтным), то при лакировке лучше зайти за линию грунта и декора, тогда меньше вероятность того, что вода попадет под грунт и краску. А если водным – то за эту линию лучше не заходить, и вообще вся надежда только на грунт, ведь акриловый лак без грунта при попадании воды отслаивается от невпитывающей поверхности, как и любая акриловая краска.
12 Октябрь 2014
Выбор грунта для декупажа и вообще, обработка поверхности под декупаж, – это та тема, которые волнуют декупажниц с самого начала их увлечения.
В этой и последующих статьях попробуем разобраться в этой теме подробно и углубленно – так, чтобы у начинающих не осталось вопросов, а у продолжающих все разложилось по полочкам :)
Зачем вообще нужен грунт для декупажа? Какие функции он выполняет?
- Грунт обеспечивает сцепление последующих слоев краски с поверхностью. Это особенно важно для невпитывающих поверхностей (стекло, металл, пластик и т.д. – о них позже);
- Грунт уменьшает расход последующих слоев краски;
- Грунт выбеливает поверхность под мотивом;
- Грунт немного выравнивает поверхность.
Какие вообще грунты бывают? Чем их можно заменить?
В декупаже мы привыкли к слову «грунт», «грунтовать», однако чаще всего вместо грунта декупажницы используют обычную строительную белую акриловую краску. Почему – об этом я напишу позже, а пока просто уточняю, что под словом «грунт» я имею в виду не только грунт как таковой, но и белую краску, и пусть это не вводит вас в заблуждение.
Многие материалы в декупаже можно выбрать как в художественных магазинах и магазинах для хобби, так и в строительных магазинах. Это касается и грунтов. Когда мы выбираем грунт, прежде всего нужно определиться с объемом, который нам нужен. Новичкам можно брать небольшие объемы (100 мл, 250 мл — это объемы художественных грунтов), чтобы просто попробовать себя в декупаже, понять, что это такое и с чем его едят, но если вы уже настроены на то, чтобы декупажить днем и ночью – подумайте, может, стоит купить 1 литр строительной краски?
Специальные художественные грунты для декупажа: недостатки и преимущества.
Самый главный недостаток художественных грунтов – цена. Как правило, 1л самого дешевого худ. грунта будет стоить дороже, чем 1л хорошей, очень качественной строительной акриловой краски. Если вспомнить стоимость заготовок, медиумов и других материалов – экономия будет очень ощутимой. Кстати, это же правило действует и для лаков :)
Преимущество же специальных грунтов – в том, что они создавались специально для подготовки декорируемой поверхности под окрашивание акриловыми (и не только) красками и наклеивание мотива. Однако не все специальные худ. грунты удовлетворяют требованиям именно декупажниц. Самый яркий пример – художественный грунт Сонет. У меня сложилось ощущение, что декупажницы делятся на две группы: одна его очень сильно любит, другая – терпеть не может. Сама я отношусь ко второй категории и, выбирая между строительной краской и Сонетом, всегда выбираю краску. Почему?
Грунт Сонет: за и против
Сонет при нанесении на дерево, холст, картон, образует устойчивую эластичную пленку, обладает высокой адгезией (сцеплением с поверхностью). Однако:
1. Он очень плохо шкурится – и именно из-за того, что он эластичный. При грунтовке часто остаются следы кисти, образуются подтеки, особенно у начинающих, и вышкурить эти подтеки у Сонета потребует очень много физических сил и времени. Конечно, не всегда требуется тщательное вышкуривание: например, если мы декорируем деревянную заготовку под окрашенное дерево – следы кисти нам особо мешать не будут, если они идут вдоль волокон, а не поперек)))
Но если мы делаем поверхность в любой из техник имитации: имитацию камня, чеканки, фарфора, слоновой кости и т.д., то наша имитируемая поверхность не должна иметь фактуру дерева с ее характерными продольными полосами и, следовательно, все слои грунта придется вышкуривать до получения гладкой поверхности.
А вот строительная акриловая (и латексная) краска (обратите внимание – именно краска, не эмаль, насчет эмали нужно уточнять) имеет структуру, более близкую к шпатлевке. Она, как правило, образует не эластичную пленку, а пористую поверхность, которая прекрасно шкурится мелкой пылью. В вышкуренном состоянии – идеально гладкая, даже поблескивает.
2. Существует мнение, что у специальных грунтов более высокая адгезия, чем у строительных красок. Возможно, это действительно так, но для впитывающих поверхностей (дерево, керамика, МДФ) опыт тысяч декупажниц показывает отличные результаты и со строительными красками, а для невпитывающих (стекло, металл, пластик) в любом случае желательно пользоваться специальными грунтами или красками по стеклу и металлу.
Итак, прежде всего нужно знать, какую поверхность мы будем декорировать.
Виды поверхностей для декупажа
Думаю, вы уже знаете, что декорировать можно практически любые поверхности: дерево, стекло, металл, пластик, МДФ, пластик и полимерную глину, керамику, картон, камень, кожу и текстиль, и даже свечи и камень, ракушки…
Все эти поверхности можно разделить на впитывающие и не впитывающие. Это ключевое отличие, которое влияет на выбор грунта. Если поверхность впитывающая, то практически любая краска и любой грунт будут ложиться хорошо и крепко сцепляться с поверхностью. Если поверхность не впитывающая – обычные универсальные грунты и краски при попадании на них влаги (например, из влажной салфетки или акриловой краски, лака) могут отслаиваться, съеживаться или образовывать складочки. А еще они будут очень легко сцарапываться ногтем.
Вот так выглядит обычный универсальный грунт при нанесении его на стеклянную поверхность, быстрой сушке феном и последующем попадании влаги от салфетки — очень распространенная ошибка новичков:
Недосушенный Сонет на стекле при нанесении салфетки
Если уж нет возможности использовать специальные грунты, то просушивайте обычные очень тщательно. Как вариант – для защиты грунта некоторые используют акриловый лак в 3 слоя, но тоже после хорошей просушки (и каждый слой лака, естественно, тоже нужно сушить).
Грунты для впитывающих поверхностей
Для большинства впитывающих поверхностей подходит любой универсальный художественный грунт или строительная белая акриловая краска.
Я пользуюсь акриловой или латексной Снежкой, нареканий нет никаких. Однако часто бывает, что в линейке строительных красок есть несколько вариантов по цене и качеству. Рекомендую не покупать самую дешевую краску, лучше выбирайте среднюю и дороже. К примеру, акриловая краска Снежка Energy White дешевле, чем Снежка Eco, и при этом она более жидкая и имеет легкий запах, который при высыхании исчезает. Разница в цене – почти 2 раза, но у более жидких красок и грунтов, естественно, расход будет больше за счет меньшей укрывистости (более жидкие краски – более прозрачные). Поэтому, выбирая между Снежкой Energy White и Eco, я не экономлю и беру последнюю.
Ваша задача – выбрать для себя удобный вариант из имеющихся в наличии красок. Если вы вдруг купите краску, которая вам не очень нравится, — не расстраивайтесь, в декупаже все идет в ход :) В следующий раз купите другую краску, главное – запомните фирму и название краски, которую больше покупать не собираетесь.
Одна из последних удачных моих находок – белая краска белорусской марки Splendor. Всем белорусским декупажницам рекомендую, очень приятная в работе. В линейке 5 или 6 видов этой краски, я покупаю моющуюся, среднюю по цене.
При покупке краски (да и удожественного грунта) обращайте внимание на следующие факторы:
- Консистенция. Краска должна быть однородной по составу, без всяких сгустков и комков. Их, конечно, можно потом вышкурить, но зачем, если можно обойтись без них? Тем более, когда банка будет подходить к концу, они сами появятся — комки из подсохшей краски со стенок банки.
- Густота и укрывистость. Разбавлять грунт водой или нет – это дело привычки. Мне удобнее работать густой краской, поэтому я ничего никогда не разбавляю. Густая краска всегда более укрывистая, и, соответственно, у нее меньше расход, и слоев требуется меньше, т.е. это еще и экономия времени.
- Способность легко шкуриться. Тут без комментариев – и так все понятно. Если хорошо просушенная краска сдирается кусочками и шкурится плохо – с ней работать будет неудобно.
- Отсутствие запаха. Акриловые материалы вообще, как правило, сильного запаха не имеют, но иногда легкий запах присутствует, и, конечно, удобнее без него.
РЕКОМЕНДАЦИЯ: при покупке большой банки строительной краски перемешайте ее и отлейте часть в небольшую герметичную емкость (я пользуюсь баночками от детского питания). При декоре работайте с маленькой баночкой, и никогда не лазьте кистью в большую банку – краска может начать портиться.
Строительные краски отлично подходят для работы с деревом, необработанной керамикой, МДФ (и папье-маше, если грунт густой). При работе со стеклом, металлом и пластиком я также пользуюсь строительными красками, но уже для выбеливания поверхности, а сцепление обеспечивает аэрозольная краска или лак (про грунты для невпитывающих поверхностей будет отдельная статья).
Однако мы не всегда можем пользоваться строительными красками и обычными универсальными грунтами при декупаже на ткани, коже и картоне (и рыхлом папье-маше).
Грунты для декупажа по ткани, коже, керамике
Для ткани и натуральной кожи очень важное свойство – эластичность, поэтому весь декор должен быть эластичным, начиная с грунта и заканчивая финишным лаком. Поэтому ткань и кожу я предпочитаю грунтовать белой художественной акриловой краской (с художественными грунтами я вообще не работаю – не те объемы). Художественная акриловая краска образует эластичную пленку, и это позволяет ей сгибаться и разгибаться без проблем. Если взять вместо художественной строительную краску, то на сгибах она треснет. Можно также воспользоваться грунтом Сонет, если его наложить очень ровно, тонко и аккуратно (вы помните, что шкурится он плохо). Но зато в этом случае его эластичность играет нам на руку.
Однако при декоре ткани обратите внимание, что пользоваться обычными акриловыми красками и грунтами нежелательно, если вы собираетесь эту ткань стирать. В этом случае нужны специальные краски и клеи-лаки по ткани, которые закрепляются утюгом и после этого выдерживают стирку до 40 градусов.
Что касается картона, то его можно грунтовать обычными грунтами и красками, однако при этом картон впитывает воду и начинает деформироваться. Если вам необходимо грунтовать картон, то существует очень хороший грунт, который называется левкас (ударение на «а»). Он сделан на основе мела или гипса, и при грунтовке левкасом картон почти не «ведет». У него есть еще одно свойство, полезное при работе с деревом, но о нем позже. Также можно предварительно обработать картон и папье-маше неводным лаком.
Я видела грунт левкас у фирм «Таир» и «Maimeri». У Таира он идет как грунт для дерева и картона, у Maimeri — как грунт для золочения, но для дерева и картона он тоже вполне подходит, главное — очень тщательно перемешать (но он намного дороже Таира).
Керамика (неглазурованная) – еще одна поверхность, которая требует к себе особого подхода. Если вы декорируете неглазурованные цветочные горшки или вазы, то имейте в виду: наливать в них воду или сажать цветы нельзя! Поскольку керамика пористая, то влага изнутри свободно проникает наружу, отклеивая ваш декор. Поэтому неглазурованную керамику можно использовать только в качестве кашпо, при этом грунтовать можно любым универсальным грунтом или строительной краской.
Что касается грунтов для не впитывающих поверхностей, таких как стекло, металл, пластик и др., то о них здесь: Грунты для декупажа на стекле, металле, пластике. Часть 2
Что такое автомобильный праймер, для чего он нужен и как им пользоваться
Практически каждый автомобилист знает о том, что такое грунтовка. Именно разновидностью грунта является такое средство как праймер. Но всё равно порой сложно разобраться, зачем эти праймеры нужны, что они дают и какое отношение имеют к автомобильным стёклам и самоклеящимся плёнкам, применяемых для стайлинга транспортного средства.
Хотя уже достаточно давно при установке новых стёкол на машину применяют именно праймерную технологию, в последнее время широкую популярность начал завоёвывать беспраймерный способ. Потому следует изучить особенности праймеров, а также понять, чем без беспраймерный метод превосходит превосходно себя зарекомендовавший способ с использованием этого вещества.
Зачем используются праймеры
В основном рассматриваются праймеры для стёкол автомобилей, хотя также существуют специальные средства, необходимые при оклеивании транспортного средства разными плёнками.
Primer можно охарактеризовать как средство для повышения адгезии. В этом и заключается основная суть всех грунтовок. Они способны увеличивать качество сцепления между склеиваемыми поверхностями. Ярким примером, когда праймер может стать незаменимым, является установка автостёкол, а также оклеивание автомобиля плёнками.
Определившись с тем, что же такое этот праймер для автомобиля и почему их называют грунтовками, можно изучить нюансы и сферы их применения.
Всевозможные плёнки на виниловой основе имеют самоклеящуюся поверхность. Но важно понимать, что свойств этого клея не всегда достаточно для получения действительно качественного сцепления на некоторых участках. К таковым можно отнести подвороты, элементы со сложной геометрией, а также зоны, где плёнка растягивается. Чтобы сделать нанесение плёнки максимально качественной, перед самим оклеиванием обязательно наносится праймер.
В этом компоненте праймеры, предназначенные для стёкол, несколько отличаются от плёночных средств. Они используются с той же целью, то есть повышают качество сцепления между самим стеклом и кузовом, когда монтируется ветровое стекло на машину.
Праймерная технология установки считается самой старой, но при этом она совершенно не теряет своей актуальности. Да, беспраймерый метод сейчас активно развивается, но полноценно заменить применение праймеров он пока не способен.
Суть применения средства заключается в том, что на кромку стекла сначала наносят специальную грунтовку в виде праймера. Это вещество чёрного цвета. Поверх средства для повышения адгезии обязательно наносится активатор, а затем уже сам клеящий состав. После проведённых процедур стекло устанавливается на свои посадочные места в раме и фиксируется.
Чёрная грунтовка или просто праймер наносятся для создания дополнительной чёрной полосы. Но она нужна вовсе не для того, чтобы защищать глаза водителя от солнечного света. Функции праймера касались защиты самого стекла от возможного выпадения.
Тёмная полоса, создаваемая грунтовкой, позволяла защитить клеевой слой от постепенного растрескивания и разрушения. Ведь при прямом воздействии на эти зоны контакта стекла и рамы со стороны ультрафиолетовых излучений начинается постепенный процесс деструкции. То есть клей теряет свои сцепные свойства, пересыхает, трескается и разрушается. Он буквально перестаёт удерживать стекло в раме. В итоге при резком торможении или даже незначительном надавливании изнутри на лобовое стекло оно с лёгкостью вылетало.
Праймер позволяет удерживать стекло на своём месте, и защищает автомобиль он подобных непредсказуемых ситуаций.
Если же говорить снова применительно к плёнкам, то для них также используются праймеры, но несколько иного типа. Они предотвращают разрушение клея, а также увеличивают сцепные свойства при нанесении виниловых плёнок. Тем самым удаётся добиться изначально более высокого качества оклеивания автомобиля декоративными материалами.
Стоит отдельно рассмотреть, как праймеры используются при нанесении плёнок и при установке автомобильных стёкол.
Применение плёночного праймера
Если вы решили приклеить декоративные плёнки, настоятельно рекомендуется дополнительно воспользоваться специальным праймером типа ЗМ 94. Это во многом уникальный продукт, аналогов которому не существует.
Но чтобы добиться максимальной эффективности, требуется грамотно распорядиться возможностями автопраймера. Для этого требуется выполнить несколько действий:
- всё начинается с подготовки поверхности, на которую будет наноситься праймер, а затем уже сама плёнка. Её обязательно очищают и высушивают, чтобы не оставалось никаких загрязнений;
- оптимальным средство для очистки можно считать изопропиловый спирт, смешанный в равных пропорциях с обычной чистой водой;
- прежде чем открыть банку с праймеров, ёмкость следует тщательно встряхнуть;
- на поверхность аккуратно наносится однородный, тонкий и равномерный слой средства для повышения адгезии, то есть сцепных свойств;
- старайтесь использовать небольшое количество праймера. Здесь нет необходимости задействовать полный объём ёмкости;
- подождите, пока грунтовка-праймер полностью высохнет. Только потом можно наносить плёнку;
- если работа проводится в условиях комнатной температуры, на высыхание уходит буквально 5-10 минут;
- прежде чем наносить плёнку, обязательно убедитесь, что на поверхности не появились никакие новые загрязнения;
- при оклеивании пористых поверхностей рекомендуется нанести ещё один слой праймера, чтобы получить однородное покрытие и повысить адгезию;
- перед нанесением второго слоя дождитесь полного высыхания предыдущего;
- обработка поверхностей осуществляется с использованием тампона или кисточки.
Теперь уже смело можно наносить непосредственно саму плёнку. При грамотном использовании праймера удаётся существенно улучшить адгезию и гарантировать превосходное сцепление плёнки с кузовом или иной оклеиваемой поверхности.
Праймер и автостёкла
Хотя саму процедуру замены стекла на автотранспортном средстве нельзя назвать очень сложной, праймер может сыграть здесь чуть ли не ключевую роль. Причём отражается это в виде обеспечения высокого уровня надёжности и качества выполненной установки в будущем.
Грубо говоря, праймер не даёт стеклу вылететь со временем, поскольку этот материал защищает клей от разрушения и растрескивания, что происходило раньше с полностью прозрачными стёклами.
- Первым делом нужно демонтировать старое стекло. В основном замене подлежат лобовые стёкла, но иногда аналогичным методом меняют задние, если на них возникли какие-то повреждения.
- На следующем этапе нужно очистить раму от всех загрязнений. К этой работе следует подойти предельно внимательно, чтобы избавиться от остатков старого клея, накопившейся грязи и пыли. В противном случае они могут помешать качественному монтажу нового стекла.
- После очистки требуется обезжирить поверхности кузова, контактирующие со стеклом. Тут рекомендуется использовать специальный спиртовой раствор.
- По кромке нового стекла наносится слой праймера-грунта. Согласно инструкции производителя, нужно выждать время, необходимое для полного высыхания средства.
- Когда праймер высох, поверх него наносится слой специального активатора для грунтовки, который позволит в полной мере проявить качественное сцепление стекла с клеем и с самим кузовом автомобиля.
- Используя соответствующий клей, стекло монтируется в раме транспортного средства. После полного высыхания можно приступать к полноценной эксплуатации.
Можно сказать, что праймер ранее был просто необходим для вклейки автостёкол. Но сейчас часто вклеивают и без этой специальной грунтовки.
Дело всё в том, что нанесение грунтовок предусмотрено ещё на этапе их производства. Если раньше все стёкла были полностью прозрачными, то праймер для авто применяли в обязательном порядке. Современные стёкла уже с завода имеют специальное покрытие для усиления адгезии, из-за чего автомобильный праймер в виде грунтовой для стекла постепенно теряет свою актуальность. Наличие защитной полосы избавляет от этого этапа в процессе установки конструкции в раму.
Современные стёкла со специальной защитной полосой, которые наносятся методом шелкографии, более удобные в применении, поскольку требуют меньше этапов для установки. Мастеру остаётся только нанести активатор на уже имеющуюся чёрную полосу, а затем использовать клей и завершить монтаж.
От праймера вовсе не отказались, как некоторые могли подумать. Просто его стали наносить на заводе. Тем самым беспраймерный метод не совсем справедливо называть таковым. Ничего существенно не поменялось, кроме того факт, что чёрный грунт-праймер теперь наносит не мастер, а специальное оборудование на этапе производства автостёкол.
Праймеры являются важной составляющей в вопросе ремонта и обслуживания транспортных средств. Их свойства дают возможность повышать адгезию и улучшать сцепные свойства. Тем самым удаётся более качественно установить то же стекло или наклеить декоративную плёнку. Только для каждой из процедур предусмотрен свой тип праймера. Использовать грунтовку для стёкол при нанесении плёнки не стоит. И наоборот.
Акриловый грунт для стекла
меня попросили сделать подарочные тарелки. в общем, пока все выясняли, оказалось, что купили тарелки стеклянные. а я по стеклу еще не работала. приступила к делу. и тут понеслось. тарелки не грунтуются. грунт слазит, акриловая краска топорщится. я обезжиривала! чем только не пробовала. водка-ацетон-уайт-спирит. итог один. что делать?
Комментарии пока нету–>
Ольга, доброй ночи! Не знаю почему у вас не ложится грунт, но могу поделиться свои небольшим опытом по работе с тарелочками. Я промывала тарелки с Фейри, оказалось что это лучший обезживариватель.))) А в качестве грунта использовала белую акриловую краску, правда у меня это строительная краска Тикурилла Евро 12. Но я с тарелками работаю достаточно редко, так что с удовольствием буду следить за комментариями девочек с бОльшим опытом по декупажу тарелочек.
в качестве грунта попробовала три различных покрытия:
грунт "сонет", акриловая краска "ладога", интерьерная краска "эксперт"
итог один – все слазит при наклеивании
Ольга, а вы шкурили? Стекло поддается шкурению. Его нужно хорошенько поцарапать и все будет ок!
Когда нанесете грунт, покройте работу акриловым лаком в 2-3 слоя, просушите, только потом приступайте к наклеиванию мотивов
в качестве одного из вариантов при прямом декупаже можно сделать так: побрызгать аэрозолем каким-нибудь, я использую для тарелок и бутылок только Bosny, а для новогодних тарелочек (они прозрачные) я брызгала перламутровой Bosny, потом на ней губкой делала красивый фон, красила все белым, а потом клеила распечатку, в итоге на обратной стороне красиво и поблескиввает)))
Грунт для стекла взять, например у фирмы Феррарио есть замечательный грунт-клей. И все будет хорошо)) успехов!)
Я пользуюсь грунтом "otex" Тиккурилла. Он замечательно ложится даже на неошкуренное стекло. Еще вариант сначала загрунтовать акриловым лаком или ПВА, я так раньше бутылочки делала. Только пользоваться по назначению этими тарелками нельзя будет . Чисто интерьерные вещи получатся.
Я тоже отекс рекомендую. я стеклянные тарелки грунтовала просто лаком.
Вопрос. Вы будете делать прямой или обратный декупаж? Советы будут разными. Я люблю работать на стекле, проблем нет. Если прямой декупаж, грунтую белой акриловой краской (несколько слоев 2-3), но все остальные действия надо делать как можно быстрее, чтобы не успел грунт сильно размокнуть, подняться и сползти. если не возиться на одном месте слишком долго, всё получается прекрасно. В обратном всё еще проще. По моему опыту, если пользоваться простыми материалами, просто после грунтования работать быстро. Успеха!
Как для меня, идеальная грунтовка по стеклу вот такая.
Ольга Яркая, заказчик хочет прямой декупаж. чтобы имитация песка была. попробую все делать быстрее. потому что грунт очень быстро отслаивается. спасибо
Оля, я много делала тарелочек , на стекле на обычных. Да бывает плохо ложится грунт, но я стала грунтовать акриловой краской купленной в строительном магазине. И даже не Тикуриллой . конечно если замочить такую тарелку все слезет "шубой". Думаю лучше пройтись нождачной бумагой перед грунтовкой.
Все самодельные составы, которые я пробовала на стекле, облезают. Я считаю, что Отекс Тиккурила, однозначно! И поспешать медленно. Лучше на час дольше сушить, чем потом переделывать.
Оля,может мой совет пригодится.Я с бутылками работаю постоянно и проблем не было никогда.Сначала промыть с Ферри.как уже советовали,а грунт-смесь акриловой строительной краски и пва в равных пропорциях.Наносить кистью.не стараясь особо, тонким слоем,а после высыхания(феном можно ускорить) пару слоёв просто акриловой краской и просушить хорошо! Ничего никогда не слезало!
бутылки у меня хорошо получается. ничего никогда не слазит. может это просто покрытие такое тарелки?
Для прямого декупажа на гладкой поверхности однозначно Тиккурила Отекс или аэрозольный алкидный грунт.
Думаю, прямому декупажу не помешает и легкое пошкуривание для надежности. :)
Оля… а я вот неандерталец в этом смысле… в смысле здесь столько всяких грунтов по стеклу перечислили, и надо полагать, как раз все это грамотно, то есть именно так и надо делать… а вот у меня такой грунтовки нет, но… со стеклом много работала… не с тарелками, правда, но бутылочек, баночек всяческих под кофе и т.п. много переделала…и все, что сделала и мне, и тем, кому подарила служит уже долго верой и правдой… к чему такое долгое вступление. )) Я пользуюсь акриловой краской для радиаторов – эмаль-профи фирмы ВГТ. Ложится хорошо, но торопится не надо… дать хорошо просохнуть первому слою (ну с часок, а если феном помочь, то и того быстрее – минуты), а потом так же тоненькими слоями равномерно прокрасить всю пов-сть… я ей очень довольна – просто идеальна. Не желтеет, быстросохнущая, без запаха, стойкая к мытью…
спасибо всем за помощь! надеюсь, дело пойдет на лад с ошкуриванием и грунтом "отекс"
Декупаж по стеклу для начинающих
Среди современных видов рукоделия декупаж занимает одно из первых мест. Поскольку спрос рождает предложение, магазины для творчества полны всевозможными заготовками и материалами для декупажа на любой вкус и кошелек. Чаще всего начинающие мастерицы начинают свой путь в этом хобби со стеклянных заготовок. Почему? Все просто – заготовки для декупажа на стекле найдутся в любом доме – банки, тарелки, бутылки или вазы есть у каждой, уважающей себя, хозяйки, а в интернете часто можно найти пошаговые мастер-классы по декупажу стекла с фото.
Прямой декупаж на стекле
Декупаж на стекле делится на два вида: прямой и обратный. Деление это возможно благодаря самой яркой особенности стекла — его прозрачности. Прямой декупаж на стекле — истинная классика, именно его в первую очередь пробуют начинающие мастера.
В целом прямой декупаж на стекле пошагово выглядит следующим образом:
1. Очищаем поверхность от загрязнений, обезжириваем. Далее не прикасаемся руками к чистому стеклу, либо надеваем перчатки, чтобы не испачкать заготовку.
2. Грунтуем стекло специальным грунтом для сложных поверхностей. Если такого нет, используем универсальный акриловый грунт и дополнительно покрываем всю заготовку слоем матового акрилового лака — он послужит дополнительной защитой грунта от дальнейшего намокания. Хорошо просушиваем работу.
3. Приклеиваем выбранный мотив к подготовленной поверхности клеем для декупажа. Если вы выбрали для работы салфетку, лучше всего подойдет метод файла. Во всех остальных случаях можно просто приложить мотив к промазанной клеем поверхности и разровнять бумагу кистью с клеем, выгоняя пузырьки воздуха. Снова сушим заготовку до полного высыхания клея.
4. В зависимости от задумки окрашиваем работу акриловыми красками, с помощью трафаретов и структурной пасты наносим объемные элементы. И вновь оставляем всё на время, давая материалам высохнуть.
5. Покрываем работу защитным слоем акрилового лака, воплощаем все задумки по декорированию (различные способы старения, золочение или что-то другое), покрываем работу тремя слоями финишного лака. Разумеется, с просушкой каждого слоя.
6. Наслаждаемся результатом.
Обратный декупаж на стекле
Еще более интересный вид декупажа – обратный. Своё название он получил из-за специфики в нанесении слоёв. Большинство из них наносятся в обратном порядке. Для такого вида декора подходят только прозрачные заготовки без рисунка. Грунтовать поверхность при обратном декупаже не надо, а мотив клеится «наизнанку». Очень важно в этом случае закрепить декор с помощью качественного лакового покрытия – ведь других способов надежно удержать слои краски и лака при обратном декупаже нет.
Порядок работы при обратном декупаже следующий:
1. Отмываем изделие от различных загрязнений, обезжириваем спиртом или ацетоном.
2. Приклеиваем рисунок, обязательно красочным слоем вниз. Салфетку клеим методом файла, другие виды бумаги прикладываем к промазанному клеем стеклу, сверху прижимаем кистью, смоченной в клее, выгоняя воздух из-под бумаги. Сушим.
3. Если выбрали салфеточный мотив, после просушки его необходимо прокрасить сверху белой акриловой краской (можно использовать универсальный грунт), чтобы обеспечить яркость изображению.
Далее окрашиваем работу акриловыми красками. После просушки покрываем заготовку защитным слоем лака.
Для придания работе законченного вида и эстетичности, сверху стоит нанести ещё один ровный слой краски и два-три слоя защитного лака. Сушим и любуемся готовой работой.
Очень интересные результаты дает совмещение прямого и обратного декупажа на одном изделии, например, на бутылках, имеющих плоские грани.
Декупаж на стекле, как прямой, так и обратный, кроме всего прочего, ещё и очень практичен. В стеклянных банках и бутылках, украшенных этим способом, можно хранить различные продукты, а тарелки с обратным декупажем станут украшением праздничного стола — на них можно положить фрукты или сладости. Единственное ограничение для такой посуды — аккуратное мытьё без замачивания и применения абразивных моющих средств. При соблюдении этого правила, задекорированные вами изделия прослужат долгие годы.
–Музыка
Четверг, 16 Октября 2014 г. 05:07 + в цитатник
Часть 1. Как выбрать грунт для декупажа — здесь.
Поэтому мы можем выбирать из следующих средств:
– строительные грунты по стеклу и металлу;
– строительные эмали для радиаторов, эмали по ржавчине;
– аэрозольные грунты, лаки и краски;
– художественные грунты, на которых написано, что их можно использовать для грунтовки стекла и металла.
Читайте также: