План кирпичного дома 19 века
Проекты дореволюционных домов и дач. Исторические проекты деревянных домов
Жизненные условия настоящего времени создали особый вид собственников, которые стремятся с минимальными затратами устроить себе «собственное гнездо».
Как всегда спрос вызвал предложение, и явились предприниматели по продаже мелких участков земли в ближайших окрестностях столицы. Покупателями таких земельных участков являются в большинстве случаев люди труда, не обладающие большими денежными средствами и потому стремящиеся построить себе дачу или дом возможно экономическим способом.
Идя на встречу такому стремлению большинства, я предлагаю вниманию почтенной публике настоящий сборник проектов недорогих дачных построек. Каждый из предлагаемых в этом выпуске проектов следует рассматривать, как схему, которую можно изменять по желанию, не вызывая тем излишних расходов.
Практикуемый ныне в громадном большинстве случаев способ постройки дач сводится к простой сделке с подрядчиком, часто человеком малограмотным, который ведет постройку на свой страх и вкус, унаследованный им от такого же предшественника, и в результате получается никуда негодная дача казарменно-сундучного вида в лучшем случае отделанная разными украшениями в ложнорусском стиле с петушками и лошадками. Задачей настоящего сборника архитектурных проектов дачных построек и является попытка упорядочить дело постройки дач, познакомив публику с элементарными требованиями изящества в архитектуре, и основами строительного искусства, дать вместе с тем несколько типичных планов удобных для жилья построек, планов, которые могут быть по желанию каждого изменены согласно его требованиям и стремлениям.
Вл. Стори. Январь 1914г
Мы взяли на себя смелость несколько изменить проекты, добавив помещения для размещения санузлов, сообразно современным требованиям.
Дореволюционные кирпичные дома. Часть № 2.
Таких домов дореволюционной постройки значительно меньше. В них выше потолки, чем в деревянных домах обложенных кирпичом. Вот, например, этот дом, в нем жило четыре семьи. Это дом богатого человека. Дом построен в начале 20 века.
У него красивый внешний фасад. Сбоку видно на фотографии обычный кирпич, и во дворе тоже.
Внутри раньше было очень дорогое убранство. Отделка в таких домах была в разы дороже, чем сам дом.
Сейчас в этом доме находится на 2 этаже детский садик и живет множество людей. В отличии от деревянных домов тут все сделано из кирпича. Лестницы металлические.
Кирпич красный глиняный обожженный, очень крепкий, люди, которые сверлили дырки в таких домах, рассказывали, что тут как попадешь, иногда даже сверла с «победитом» могли сразу сгореть. Сверлили специальным сверлом, которое спокойно сверлит железобетонные плиты и только после 100 отверстий тупится. На второй дырке при сверлении кирпича в похожем доме, сверло сгорело.
При разборе таких домов находили в качестве утепления пробковое дерево.
Как мне рассказывал старый прораб, ему приходилось пробивать метровую кирпичную кладку в похожем старом доме, и что его удивило, дома такие сделаны не на цементе, а на, если я правильно помню, известковом растворе, так чтобы пробить эту кладку ушло несколько дней. И раствор, которому было больше 100 лет, еще не до конца схватился, с него еще текла белая жидкость.
Во дворах домов, кирпичных или деревянных, обложенных кирпичом, обычно были дворы и конюшни, которые сейчас переделаны под сараи.
На основании всего, что я знаю про эти дома: кирпичные или деревянные обложенные кирпичом, могу сказать, что если за этими домами следить, они могут простоять еще по 100 лет.
Вам может быть интересно:
Если вам интересны мои публикации, поставьте палец вверх, напишите комментарий и подпишитесь на канал.
Спасибо за внимание!
Проекты типовых сельских домов в России 19 века
Предлагаем несколько проектов деревянных сельских домов, крестьянского дома и домиков для садовника в России второй половины XIX века из книги " Сельская архитектура: Планы и фасады церквей, сельских и дачных домов, хозяйственных строений, сельско-фабричных зданий, ледников, беседок, купален, резьбы из дерева и проч., и проч., представленные в 150 рисунках на 60 таблицах, составленных К. Леве и К. Шульцом. — Санктпетербург : Издание книгопродавца-типографа М. О. Вольфа, б. г. — [60] л. ил."
Издание представляет собой собрание планов, фасадов и детальных чертежей проектов, созданных во второй половине XIX для застройки пригородных и дачных поселков. В книге представлены церкви (на 150—600 человек), жилые дома, дачи, объекты благоустройства, а также общественные и хозяйственные сельские постройки. Ниже мы публикуем несколько страниц издания, посвящённых дачным домам. Книга оцифрована РГБ. В конце этой статьи есть ссылка на полную версию этой замечательной книги.
8. Сельский дом для одного семейства с каменным нижним и полукаменным верхним этажом, и детали к нему.
8. Сельский дом для одного семейства с каменным нижним и полукаменным верхним этажом, и детали к нему
План кирпичного дома 19 века
Просматривал большое количество цокольных этажей старинных зданий по всей России, опять обнаружились документы по архитектуре 19 века в РИ. Бедные альтернативщики постоянно ссылаются или на их отсутствие, или на то, что все эти Агромаднейшие массивы информации хто-то подделывал. Ну, что с них возьмешь? Искать им трудновато.
Художественный сборник работ русских архитекторов и инженеров. 1890-1893гг.
Описание : Вып. №1 за 1890 г.
Приложение к атласу
1890. Художественно-строительный отдел
Отвердевание гидравлических растворов
Описание устройства центральной прачечной и дезинфекции для больниц в г. Москве
Проволочно-бетонные настилы
Новейший способ для определения соотношения между высотою и шириною ступенек в лестницах
Новые книги
Новые привиллегии
Объяснения приведенных в сборнике рисунков
Иллюстрации и планы
Надо же, уже в 1890-х - немецкие гигиеническе обои сушествовали.
Вып. №1 за 1891 г.
Содержание 1-го выпуска на 1891 год
Приложение к атласу
От редакции
Отвердевание гидравлических растворов
Расчет устойчивости и прочности арок
Сооружения, возводимые на улицах и под землею
Вестник изящных искусств
Новейшие способы для определения соотношения между высотою и шириною ступенек в лестницах
Новые книги
Новые привиллегии 1890 г.
От редакции
Иллюстрации и планы
Вып. №2 за 1891 г.
Содержание 2-го выпуска на 1891 год
Сравнение различных мер
Приложение к журналу
Практические заметки о черчении
Сооружения, возводимые на улицах и под землею (продолжение)
Ксилолит или дерево-камень
Библиография
Смесь
От редакции
Новые книги
Иллюстрации и планы
Вып. №3 за 1891 г.
Содержание 3-го выпуска на 1891 год
Сравнение различных мер
Приложение к журналу
От редакции
Укрепление штукатурки потолков при сгнивших балках и накате
Сооружения, возводимые на улицах и под землею
Проект московского водоснабжения
Техническое черчение
Новые книги
Иллюстрации и планы
Вып. №4 за 1891 г.
Содержание 4-го выпуска на 1891 год
Сравнение различных мер
Приложение к журналу
Круговая линейка академика Чебышева
Вып. №3 за 1892-1893гг.
Содержание 3-го выпуска на 1892-1893 подписной год
Краткий отчет о 1-м съезде Русских Зодчих в С.-Петербурге в 1892 году
Приложение. Статьи и описание рис.
Архитектура в России
Акустические свойства Трокадеро (париж. выст.)
Разборный цирк в Марселе
Об ответственности Архитекторов и Подрядчиков по французскому законодательству
Верненский детский приют с церковью
Главные двери Эчмиадзинского храма
Иллюстрации и планы
Вып. №4 за 1892-1893гг.
Содержание 4-го выпуска на 1892/93 подписной год
Краткий отчет о 1-м съезде Русских Зодчих в С.-Петербурге в 1892 году (продолжение)
Приложение. Статьи и описание рис.
Архитектура в России (продолжение)
Флюгарки или дефлекторы
Об ответственности Архитекторов и Подрядчиков по французскому законодательству (продолжение)
Проект постройки здания для Верненской женской гимназии
Библиография
Иллюстрации и планы
Вып. №5 за 1892-1893гг.
Содержание 5-го выпуска на 1892/93 подписной год
Краткий отчет о 1-м съезде Русских Зодчих в С.-Петербурге в 1892 году (окончание)
Приложение. Статьи и описание рис.
Архитектура в России (продолжение)
Специальные постройки, возводимые в больших городах на улицах,площадях, в парках и пр.
Об ответственности Архитекторов и Подрядчиков по французскому законодательству (продолжение)
Иллюстрации и планы
Год выпуска : 2004
Автор : Государственная Публичная Историческая библиотека России
Жанр : электронная книга
Издательство : АО КОДИС, Государственная Публичная Историческая библиотека России
Серия : электронный запасник ГПИБ России
Формат : PDF
Качество : Отсканированные страницы
Описание : Вып. №1 за 1890 г.
Дом А.И. Уланова
Дом В.В. Храпова кон. XIX в.из деревни Бор Космаревского сельского совета Нюксенского района.
Размеры дома в осях плана составляют 9,4 х 20,8 м. Характерная особенность оформления дома - гульбище. Это протяженный балкон-галерея, опо¬ясывающий жилую часть дома. В те времена гульбище предназначалось для того, чтобы снаружи закрывать ставни окон.
Вдоль стен, во всю их длину, располагаются широкие лавки, над ними — полки-надлавочницы, служившие местом хранения многих предметов обихода. От надлавочниц к печному столбу сходятся под прямым углом еще две полки — воронцы. Они условно разделяют избу на три части: прихожую (у дверей), собственно избу и «бабий угол»—возле устья печи.
* * * * *
Разумеется, вы скажете - это ведь исключительно дома с деревянной крышей, а нам надо с соломенной, таких якобы было большинство в Российской империи XIX века. Но в приведенном по верхним ссылкам соломенные крыши домов и на фото Каррика от 1860 г. показаны не только дома с соломенной крышей, как исключительные для Симбирской
губернии, но и деревянные крыши, а также резные крылечки, окна, разумеется, имелись, всё зависело от момента съемки того времени, это же вам не современные смартфоны или зеркалки
В 1876 году Каррик получил звание «Фотограф Императорской Академии художеств». А в 1878 году его фотографии были представлены на Международной фотографической выставке в Лондоне. Там работы фотографа-этнографа произвели настоящую сенсацию. В газетах и специальных журналах о работах Каррика отзывались как о замечательных произведениях. «Русская галерея» Каррика насчитывала более 1000 снимков.
За время первой экспедиции Каррик и Мак-Грегор сделали более 200 фотографий отражавших жизнь русских и мордовских крестьян, татар и чувашей.
К тому же не считаете же вы, что соломенные крыши использовались исключительно в "отсталой" царской России? Смотрим старушку Англию и Германию
* * * * *
География типов крестьянских домов в разных регионах Германии в XIX веке
приблизительно нанесены обозначения номеров этих типов домов на карте страны:
Фотолитографии сельской местности Германии и культурно близкого австрийского Тироля в конце XIX века
Крестьянский дом в Шварцвальде, Баден (Юго-Западная Германия)
Альпийский пейзаж в Тироле (Австрия)
В мире соломенную крышу считают самой инновационной, потому что натуральная основа крыши – это растения, которые могут гнуться как только угодно, и поэтому такая крыша может быть любых форм. Соломенные крыши относят к уникальным покрытиям натурального происхождения.
Купеческий стиль
Особенности проектирования
Исторически дома в купеческом стиле представляли собой квадратное или прямоугольное здание высотой 1-2 этажа, но современные проекты позволяют возводить более высокие здания. Другими характерными особенностями купеческих частных особняков выступают:
Комбинирование используемых при строительстве материалов. Нижний этаж обычно возводился из кирпича, а верхний – из древесины.
Применение простой (по сравнению с многоуровневой крышей русской усадьбы) двух- или четырехскатной кровли.
Использование в интерьерах натуральных материалов.
Наличие на верхнем этаже светелки. Она представляла собой хорошо освещенное помещение, чем-то напоминающее современную мансарду.
Подшив карнизных свесов. Обязательный элемент, отделка которого выполняется тщательно и из качественных материалов.
Использование на фасаде разнообразных декоративных элементов (резные наличники и ставни, ограждения лестниц, крыльца или балкона и т.д.), хотя их число намного меньше, чем при строительстве усадьбы. Это показывает основное отличие между ними – русский купеческий стиль показывает достаток владельца здания, будучи не таким броским и выпячивающим его, как в случае русской усадьбы.
Умение удержаться в рамках стиля – главная и очень характерная черта лучших представителей отечественного купечества, обладавших огромным состоянием, но не кичившихся собственным богатством.
Примеры проектов домов в купеческом стиле
Яркий пример современного здания рассматриваемого стиля – проект №10-40. Цокольный этаж выполнен из классического кирпича, а выше размещен трехэтажный сруб с обязательной светелкой не только на 3-м, но и на 2-м этаже. Высоко расположенное крыльцо с богато декорированными стойками и перилами дополняется балконом на втором этаже, выполненном в том же стиле.
Здание обладает большим количеством карнизных свесов, благодаря фонарям в светелках и козырьку над крыльцом. Все они отделаны тщательно и качественно, что придает постройке стильный и дорогой облик.
Еще один пример подобного коттеджа – проект №11-72. Оно не является комбинированным, так как стены выполнены из древесины. Однако, благодаря отделке цокольного этажа декоративным камнем, постройка полностью соответствует купеческому стилю. Другие характерные черты:
- простая двухскатная кровля с подшитым карнизом;
- высоко расположенное крыльцо;
- балкон, выполненный с ним в едином стиле;
- обязательная светелка на втором этаже.
Наиболее простой вариант купеческого особняка представляет проект №10-46. Он состоит из двух срубов, поставленных рядом. Цоколь отделан искусственным камнем, карнизы подшиты, а помещения второго этажа освещены, благодаря наличию трех больших окон. Все это – черты, присущие купеческим частным постройкам.
План кирпичного дома 19 века
Андрей гуру --> Автор поста 6 лет назад
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Мурашов Максим гуру --> 6 лет назад
Под Великим Новгородом есть похожий музей. Медовуха там замечательная )))
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Artas гуру --> 6 лет назад
Чтоб так жить люди пахали как нам и не снилось . Это всё делалось своими руками , инструментами которые тоже делались своими руками .
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Ув. Алексей Николаевич гуру --> 6 лет назад
Прям, Простоквашино! )))
Тишина и безмятежность. без мобильников. без ТВ. в идеале, вообще, без электричества. Еще бы и в огороде с утра и до вечера не ковыряться.
А какая зимой красота. Ближе к вечеру в безветренную погоду слышен лай собаки, которая гавкает за несколько км от тебя. Легкое чувство грусти и блаженства одновременно.
Чем старше становишься, тем сильнее начинаешь ценить это.
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
andy v гуру --> 6 лет назад
Наверное до 70 лет жизни ипотеку выплачивали?
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Шамсуддин гуру --> 6 лет назад
очень хочу
Утро в таком доме
ветерок колышет занавески
во дворе крик петуха и кудахтанье куриц
за забором баб Нюра ругает козу
дед Мазай проехал на телеге
телевизор передёт три канала
два из которых не показывают
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Георгий гуру --> Шамсуддин 6 лет назад
можно и без телевизора. Но с книгами.
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
RUSH гуру --> Шамсуддин 6 лет назад
Кто мешает?
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Егор гуру --> 6 лет назад
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Владимирыч гуру --> 6 лет назад
мой отец с Вологодчины.. он родился в доме похожем на один из этих..
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
пёс гуру --> 6 лет назад
спасибо за пост!
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Сергей гуру --> 6 лет назад
Вот она живая история Российская! Автору спасибо.
Замечал такую вещь: на Урале в зависимости от того наверное откуда народ прибыл (или пригнали) в одном посёлке все дворы крытые, а в другом нет. И постройки эти не 19века , а как минимум 17века.
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Aheron гуру --> 6 лет назад
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
сильва кальман гуру --> 6 лет назад
п. ц! как-то ленина спросили:
- на что вы расчитываете?
- на сволочь,
скромно ответил добрый дедушка ленин.
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Андрей гуру --> Автор поста сильва кальман 6 лет назад
Тоже когда смотрел на эти дома, была такая мысль Что человек имеющий такое хозяйство, живущий в таких домах . зарабатывающий на жизнь своим трудом ну ни как не мог поддержать октябрскую революцию 1917 год
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Вениамин гуру --> 6 лет назад
Спасибо, познавательно, по фото со схемами можно представить, как расположены жилые и хозяйственные части. В музее деревянного творчества в Суздале есть подобные совмещенные" строения типа "Дом зажиточного крестьянина". Но дома из поста ощутимо внушительнее и просторнее.
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Фobosgrunt гуру --> Вениамин 6 лет назад
Как привезли и поставили, так и стоят, они ж из других мест изначально. Т.е дворов в обычном понимании я там не увидел. В основном это здоровенные избы, но есть и поменьше и поновее-их можно снять под праздник, можно и баню устроить.
Заповедник стоит рядом с трассой, речки нет, поле и лес, улицы с мощением.
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Alleksander гуру --> 6 лет назад
живу рядом, а не был ни разу. хотя повидал немало изб в деревнях разных по северному краю.
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Сергей гуру --> 6 лет назад
Познавательно, красиво.
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Иван Иванов гуру --> 6 лет назад
Жаль, нельзя 100 "+" поставить!
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Корнелий гуру --> 6 лет назад
Пост хороший, автор любознательный .
. одного не могу понять и принять - зачем свозить такие дома со всей округи за чертову уйму км. что бы в одном месте их разместить.
Такие дома должны стоять там где их построили, тогда у них есть история, тогда каждый из них будет являться достопримечательностью конкретного поселка или деревни.
Невозможно представить, что бы во Франции например, или в Англии, или в Голландии кому то взбрело в голову собрать со всех окрестностей их архитектурные достопримечательности и разместить в одном месте. Аборигены просто головы поотрывали бы таким энтузиастам
. смотрится музей как будто 100 летние дубы вырвали с корнем и понатыкали на одной поляне без всякой мысли :)
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Андрей гуру --> Автор поста Корнелий 6 лет назад
Если б дома не свезли в одно место, они бы были навсегда потеряны для нас.
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Фobosgrunt гуру --> Корнелий 6 лет назад
Во Франции, Англии и Голландии инфраструктура и туризм лучше нашего развиты..в..десятки раз. И территории меньше, особенно в Голландии-нет смысла куда-то тащить.
А тут из моего Питера в это Семенково доехать-как Германию пересечь расстояние по неудобной двухполосной дороге, а каково было бы до самих мест добраться!
Ну и избы-то ладно. Никто ж не собирается Старую Ладогу перетаскивать)
А про не самое удачное место-соглашусь. Можно было бы поинтереснее ландшафт найти с речкой и холмами, чтобы поинтереснее избы расположить с задумкой насчет дальнейшего расширения (прирост дворами) итд.
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Yegress гуру --> 6 лет назад
Очень похоже на "Малые Корелы" в Архангельской области. Музей деревянного зодчества
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Dragon1976 гуру --> 6 лет назад
Интересно как они строили без цоколя
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Фobosgrunt гуру --> Dragon1976 6 лет назад
Вроде как регулярно меняли то, что сгнило, нижние венцы.
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Alex гуру --> 6 лет назад
Красота. Дома очень похожи на те, что строили в Карелии и Архангельске
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Роман гуру --> 6 лет назад
Видел амбары на сваях, чтоб зерно не отсырело и мыши не залезли. В нижней части свай даже обратный конус сделан от мышей. Жаль фото не могу найти.
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Показать ещё 14 комментариев
Показать все
Показать ещё (из _ )
16 татуировок поверх шрамов, с помощью которых люди превратили свои изъяны в изюминку
Удивительные снимки уличной жизни Нью-Йорка в 1930-х - 1940-х годах
Авария недели. Пять автомобилей столкнулись в тоннеле
Как выглядели первые вертикальные парковки, 1920-1960 годы
Нетрезвый судья устроил шоу на турнире по детскому хоккею
Mohs SafariKar — самая странная машина для охоты
В Благовещенске полуголая модель снялась в фотосессии на фоне храма и разозлила россиян
Женщина оказала рабочим медвежью услугу
15 интересных вещей из прошлого
Доброта делает мир лучше
"Плевать им на ваши сантиметры": откровения мужчин и женщин, которые состоят в отношениях
Появилось видео ликвидации стрелка из Перми
Авария дня. В Свердловской области женщина при обгоне столкнулась с фурой
Простые, но гениальные лайфхаки, которые действительно работают
Котенок вылез из унитаза в одной из квартир в Ленинградской области
Под Калининградом пожилой велосипедист не спешился на зебре и поплатился
Ряженые, вбросы, неожиданные итоги: коротко и с юмором о выборах 2021 в РФ
Самодельный "суперкар" сделанный писателем-фантастом: уникальную машину выставили на аукцион
Как в разных регионах России играют в «Камень, ножницы, бумагу»?
При попытке выселить его из дома казахстанец расстрелял пятерых человек
Швейцарцы заворачивают ледники в "одеяла", чтобы они не таяли
15 дизайнеров и архитекторов, которые создали уникальные объекты
30 кратких фактов для разминки мозга
Сосунок, писта и голый землекоп : 25 названий животных, которые можно превратить в мемы
15 поразительных вещей, которые не встретишь каждый день
15 удивительных и забавных привычек домашних животных
Сентябрьская подборка демотиваторов на разные темы
Взгляните на 27-летнюю капсулу времени Chrysler, которую хранили в помещении с микроклиматом
Жириновский рассказал, как ходил смотреть на "мужской секс"
Украинские пограничники поймали афганского подростка, ехавшего под грузовиком
Проекты домов из кирпича
Кирпич – древнейший строительный материал, востребованный до сих пор. Его популярность связана с совершенствованием технологии производства. С помощью него можно создавать здания в различных стилях: классическом английском, хай-тек и даже модерн. Поэтому проекты домов из кирпича пользуются стабильным спросом в нашем архитектурном бюро для возведения загородных коттеджей и других видов построек.
Преимущества домов из кирпича:
- Прочность и долговечность;
- Возможность возвести большой дом или маленькое сооружение;
- Пожаробезопасность;
- Многообразие вариантов внешнего вида и архитектурных элементов;
- Сочетаемость с другими строительными материалами, как внешняя, так и по эксплуатационным параметрам.
Часто возводятся дома из кирпича и дерева разнообразные по размерам и конструктивным решениям: второй свет, мансарда и другие особенности. Сочетание этих материалов популярней, чем монолитный и сборный бетон.
Преимущества готового проекта:
- Точность расчетов строительного материала;
- Проработанность планов и схем;
- Экономия финансовых средств и времени;
- Определение стоимости строительства на этапе подготовки.
Экономить на проекте нежелательно. В случае нехватки средств на строительство дома из кирпича, оптимально купить простой проект и построить коттедж по небольшой цене.
Особенности предлагаемых на продажу проектов в каталоге
Готовые проекты кирпичных домов и коттеджей включают в себя типовую проектную документацию, фото и генеральный план загородного участка.
В каталоге представлены типовые проекты частных домов из красного кирпича, проекты, предусматривающие штукатурку, облицовку камнем и индивидуальную террасу. Клиентам с амбициями мы готовы предложить проекты кирпичных жилых особняков, например № 35-79. А если вам не подошёл ни один проект, воспользуйтесь услугой индивидуального проектирования или доработки типового проекта.
Архитектурная Энциклопедия Барановского
Барановский Гавриил Васильевич – архитектор и издатель. В его энциклопедии содержатся чертежи и фотографии лучших и достойнейших, на взгляд автора, архитектурных объектов конца XIX века как Росии, так и Европы.
Богатство и количество представленного материала поможет архитекторам, художникам, застройщикам, а также всем, кто интересуется архитектурой, получить вдохновение и массу идей для своей работы. Ведь как известно, новое ? это хорошо забытое старое :-)
Предисловие автора
В настоящем издании мы имели в виду дать возможно полное собрание лучших образцов художественно-архитектурного творчества второй половины XIX века: несомненно, что именно за этот период ясно обнаружилось в искусстве стремление освободиться от вековых традиций подражательности и условности и стать непосредственным выражением идей и требований своего времени.
Сравнительно несложная задача обязывала нас лишь к строгому выбору материала, но не ставила нам никаких определенных рамок; однако скоро возникли сомнения, которые и привели к неожиданным последствиям.
Во-первых, в самом начале дела пришлось убедиться, что, руководясь личным вкусом, мы рисковали придать нашему труду слишком субъективный характер и тем сузить его значение. Во-вторых, полная свобода выбора и отсутствие определенных границ естественным образом увлекали нас все дальше и дальше, побуждали захватить круг предметов, возможно широкий и – в конец концов – привели к мысли дать, вместо простого сборника лучших произведений, труд не менее практический, но более идейный: явилось неотразимое желание осуществить опыт – не то, что истории, но хотя бы прагматической характеристики новейшего зодчества в его последовательном развитии и подготовить материал для всесторонней оценки совершающейся на наших глазах эволюции данной отрасли искусства.
Такая постановка вопроса налагала обязанности чрезвычайно трудные и во многих случаях почти невыполнимые. Однако захватывающих интерес задачи решили дело бесповоротно.
С этой точки зрения и всякая художественная лепта, вложенная в общую сокровищницу, должна быть добросовестно причислена к итогу, которым измеряются приобретения человеческого духа.
Руководясь этим принципом, мы так определили свои намерения: собрать по возможности все то, что могло бы служить к характеристике современного зодчества во всех его применениях и направлениях; систематизировать весь материал по содержанию композиций; установить точнейшим образом авторство и провести – насколько возможно – хронологический порядок, полагая, что этот последний до некоторой степени обнаружит преемственность идей и объяснит то или иное явление…
Насколько удачно решим мы задачу, покажет будущее. Теперь же считаем не лишним заметить одно: все подготовленное до настоящего времени, а в особенности опыт первой части нашего труда, приводит к заключению, что до полного осуществления цели очень далеко и – что оно не под силу одному человеку.
Это обстоятельство заранее оправдывает все те недочеты, которые в изобилии будут указаны критикой и которые мы сами вполне сознаем и могли бы перечислить, если бы представилась надобность. Тем не менее мы все таки успели набросать довольно широкую программу и дадим по крайней мере общую картину архитектуры конца XIX века; обрисуем, что возможно, полнее; многое наметим в общих чертах; а очень многое предоставим закончить другим. (…)
(…) Наконец, еще одно замечание. Мы имеем в виду, главным образом, художественную сторону предмета; если же сторона утилитарная также не оставлена без внимания, то лишь настолько, насколько это требовалось для выяснения архитектурной физиономии данного произведения. Поэтому не следует в нашей книге искать того, что не входит в ее программу.
О хронологии
Если при некоторых проектах не поставлены точные даты, то это сделано во избежание ошибок. Тем не менее мы старались во всех таких сомнительных случаях сохранить последовательность размещения, соответствующую действительности, чем восполняется до некоторой степени указанный недостаток.
Читайте также: