История укладки керамической плитки
История керамической плитки
Керамическая плитка имеет долгую историю, предположительно начинающуюся с конца 4 тысячелетия до н.э. в Египте, - именно этим временем датирован возраст ближневосточных археологических находок - глазурованных глиняных плиток с рельефными рисунками в виде иероглифов и пучков папируса.
Без преувеличения можно сказать, что история человечества была написана благодаря глине. Ведь глина, из-за своих физико-химических свойств, не может быть повторно обработана и переплавлена как металл или, например, изъедена термитами как древесина. Благодаря своей низкой стоимости и простоте использования сырцовую глину в утилитарных или декоративных целях стали применять еще в доисторические времена, начиная с 24000 лет до рождения Христа – об этом свидетельствует находка керамической статуэтки Венеры - на территории современной Чехословакии. «Керамический след», оставленный 13000 лет назад, был найден и на востоке России, на реке Амур, а более «молодые» находки, отражающие образ жизни цивилизаций и датированные 8 – 10 тысячелетиями – в Китае, Японии, Центральных Андах, Ближнем Востоке, Европе и Африке.
Слово «керамика» (греч. «керамос» - глина) произошло от названия предместья Керамик – пригорода Афин, к северо-западу от Акрополя, где жили и работали преимущественно гончары, использовавшие вначале необработанную, а позднее обожженную глину для изготовления кухонной утвари, украшений, водопровода, а также архитектурных элементов и кирпичей для строительства. С течением времени техника обжига глины и получения первого искусственного материала – керамики - совершенствовалась, что позволило производить цветные глазурованные керамические изделия, в том числе керамические печи и плитку. География и область применения плитки было достаточно широки - дорогими плиточными образцами, инкрустированными бирюзой и другими драгоценными камнями облицовывали дворцы и религиозные церемониальные центры Древнего Египта; разноцветной керамической плиткой покрывали стены и полы домов богатых горожан Греции и Римской империи; отделывали стены мечетей и минаретов; в качестве кровельного материала использовали в средневековом Китае, особенно в местах с частыми муссонными дождями.
Родиной современной керамической плитки считается Персия (древний Иран) – именно там был изобретен метод двойного обжига глины при невысоком температурном режиме, что позволяло создавать на поверхности плитки сначала одноцветные, а позднее многоцветные геометрические и растительные узоры. Расписные глазурованные керамические плитки украшали обычно внутренние покои дворцов, преимущественно стены женской половины. Цвет глазурованной плитки определялся цветом глазури, в которую плитки опускались, в отличие от неглазурованной, цвет которой зависел от сорта используемой глины и добавляемых к ней красителей и пигментов. Основой глазури служили свинцовые белила, в которую добавляли измельченные компоненты оксидов металлов для широкой цветовой гаммы: кобальт для получения синего цвета, медь – для зеленого, сурьму и свинец – для желтого, а марганец для пурпурного цвета. Первые керамические плитки были похожи скорее на кирпичи, с сантиметровым слоем глазури, которая придавала им необыкновенную прочность и позволила ранним плиточным образцам дойти до наших дней практически неповрежденными. Персидская керамическая плитка внешне очень напоминала мозаику, но, в отличие от последней, рисунок не собирался в шаблоне из множества мелких деталей, а сразу наносился на поверхность плитки, которая являлась самостоятельным элементом дизайна. Секреты персидского керамического производства строжайшим образом охранялись, устно передаваясь в гончарных династиях от отца к сыну, и до восьмого века нашей эры не были известны за пределами древнего Ирана. В дальнейшем, технология изготовления керамических плит получила распространение в Европе, особенно в богатом Испанском королевстве, где монополией на тайны керамического производства обладала католическая церковь.
Особую славу заслужили испано-мавританские фаянсовые золотистые плитки, а наиболее впечатляющими примерами применения керамики в качестве облицовки стали дворец Альгамбра в Гранаде и Великая мечеть в Кордове. Только в 11-14 веках керамические технологии просочились через испанские границы и стали известны средневековой Европе. Как стандартизованные единицы, керамические плитки легко вписывались в пространства любой геометрии, но из-за дороговизны и трудоемкости производства не были доступны широким слоям населения и использовались преимущественно для мощения полов и отделки стеновых панелей престижных зданий и религиозных сооружений.
В 17 веке одним из важных центров в развитии европейского производства керамической плитки стала Голландия. В это время на европейский рынок стал поступать высококачественный бело-голубой китайский фарфор, быстро завоевавший фантастическую популярность у населения, и который голландские производители керамики попытались копировать. Их усилия не увенчались успехом, но привели к производству высококачественной фаянсовой посуды синего цвета и расписных бело-синих глазурованных плиток, которыми стали облицовывать стены столовых, кухонь, каминов и печей. Голландские плитки экспортировались во многие страны, в том числе и Россию, где некоторые образцы их применения сохранились до нашего времени («Голландский домик» в усадьбе-музее Кусково, облицованный изнутри расписными керамическими плитками).
В 19 веке, в период промышленной революции, был сделан следующий шаг в развитии керамического производства. Это произошло в Великобритании, где в результате найденных технических решений было налажено массовое механизированное производство керамических плиток, что значительно снизило их стоимость и сделало доступным для всех слоев населения. Керамическими плитками стали облицовывать камины, которые дошли до наших дней в первозданном виде из-за бережного отношения англичан к своей истории.
На Руси керамическая плитка была известна еще в раннем средневековье – в 10-12 веках н.э., когда глазурованные (поливные) плитки использовали для вымостки полов и облицовки стен киевских князей. В 15 веке н.э. керамические фасадные плиты были применены во фризах Ризположенской церкви Московского Кремля и Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры. Позднее, начиная с 16 века, керамику стали применять при изготовлении черепицы разных форм, которая до 17 века делалась чернолощеной, а позднее - покрытой разноцветной глазурью. Для мощения полов использовались терракотовые красные и лощеные черные плитки, уложенные в шахматном порядке.
Особое место в русской керамике занимают изразцы или кафли (от нем. Kachel) – керамические глазурованные плитки, изготовленные из умеренно пластичных гончарных или фаянсовых глин. Сформованные изразцовые плитки высушивали, а затем обжигали в печах при температуре выше 1000°С. Различали изразцы плоские, угловые и карнизные, которыми покрывали внутренние и внешние стены зданий, как например, дворцов в Угличе и Волоколамске. Первые изразцы были рельефными, изготавливались с применением глиняных или деревянных форм и затем густо, чтобы скрыть небезупречные формы, покрывались зеленой поливой («муравой»), в других же случаях орнамент наносился с помощью комбинаций глиняных штампов. В дальнейшем, рельефные изразцы постепенно были вытеснены гладкими, покрытыми разноцветной росписью и пейзажами. Русские изразцы, первоначально применяемые в качестве фасадного облицовочного материала, в 17 веке нашли новое применение – в Москве ими стали украшать печи. Желание просто декорировать печи изразцами быстро сменилось пониманием того, что керамическая облицовка хорошо аккумулирует тепло и медленно отдает его в окружающее пространство. Кроме того, были оценены и уже известные свойства керамической плитки – легкость в уходе, а также модульность и возможность быстрой замены.
В наше время плитка для каминов переживает второе рождение и занимает видное место в ассортименте производителей облицовочной керамики, который включает печной кафель прямого, вогнутого, закругленного и углового вида. И это неудивительно, учитывая настоящий каминный бум последнего десятилетия, а также то, что тепловое излучение керамической каминной облицовки приравнивают к солнечному, считая очень полезным, особенно для людей, страдающих аллергией и астмой. Следует отметить, что печной кафель отличается от обычного кафеля, которым покрывают полы и внутренние стены помещений: он производится по особой рецептуре и выдерживает высокотемпературный режим. Кроме кафеля существует еще одна разновидность керамической плитки для каминов и печей – шамот, предназначенный для внутренней облицовки топочной камеры, что улучшает характеристики горения и позволяет в течение длительного времени поддерживать высокую температуру в зажженной топке. Для производства шамота используют специальные сорта огнеупорной глины с минимальным содержанием щелочных окислов, а также каолин.
Современные керамические плитки могут быть изготовлены методом пластического формирования и полусухого прессования из тщательно измельченного сырьевого материала. Наиболее распространен метод пластического формирования или экструзии, когда влажная сырцовая глиняная масса выдавливается из мундштука пресса, разрезается на плитки заданного размера, а затем при высоких температурах обжигается в специальных печах, где приобретает финишные физико-химические свойства – плотность и устойчивость к механическим и химическим воздействиям. Второй метод получения керамических плиток предполагает использование глиняного порошка с добавлением недостающего количества воды для дальнейшего прессования под высоким давлением на прессах различного типа. Метод прессования, в отличие от экструзивного метода, позволяет жестче контролировать размеры керамической плитки и получать керамику более высокого качества. При необходимости, керамические плитки с помощью конвейерных автоматов покрываются глазурью разных цветов и подвергаются повторному обжигу, который не только закрепляет цвет и декоративный рисунок плиток, но и улучшает такие характеристики плиток как непроницаемость и твердость.
Сегодня керамические плитки занимают лидирующие позиции среди облицовочных отделочных материалов: применяются в градостроительстве, мощении улиц и площадей и встречаются почти в каждом жилом или производственном помещении. Высокие водоотталкивающие характеристики делают их незаменимыми для покрытия крыш, стен, душевых, ванных комнат, а также кухонных рабочих зон и столешниц. Стойкость керамической поверхности к размножению микроорганизмов привела к повсеместному использованию плиток в госпиталях. Формы современных керамических плиток различны: начиная от простого квадрата до восьмиугольника, а виды и цветовая гамма просто поражают воображение. Такие характеристики плиток как термостойкость; жесткость и способность выдерживать большое давление; стойкость к химическим средам и солнечному свету, диэлектрические характеристики, а также высокая декоративность, позволяют им с легкостью выдерживать конкуренцию с новыми отделочными материалами и не терять популярности, завоеванной у человечества в течение тысячелетий.
Обладая хорошими теплоаккумулирующими свойствами, огнеупорные керамические плитки нашли широкое применение в производстве кафельных печей – одного из самых популярных каминных продуктов. Наш магазин предлагает кафельные печи одного из самых известных чешских производителей - фирмы «АВХ». Широкий ассортимент производимой фирмой «АВХ» продукции объединяет кафельные печи разной мощности и ценовой категории, с плоскими и призматическими стеклами топочной камеры, разных стилей и цветовых решений. Печи и камины «АВХ» заслужили высокие оценки россиян, в течение многих лет даря мягкое тепло любому покупателю печной продукции этой фирмы.
Укладка керамической плитки
В наше время современных технологий, а в частности, интернета, найти мастера по укладке плитки проще простого. Другой вопрос – найти хорошего мастера. Если среди ваших родственников, друзей, знакомых и знакомых знакомых такого человека нет, то время самостоятельно вникать в процесс и начинать контролировать работу нанятого человека. Для этого и существует эта статья – укладывать по ней плитку, как по руководству, все же не стоит, так как в этом деле слишком много нюансов, а вот контролировать и «сувать нос не в свое дело» можно смело.
Для укладки понадобятся:
- зубчатый шпатель
- алмазный надфиль для распила
- крестики для швов.
Укладку следует осуществлять при выключенном подогреве пола!
1) Перед началом укладки тщательно проверьте упаковку и маркировку плитки, а также качество самой плитки. У плитки, предназначенной для одной поверхности должны быть одинаковый калибр и тон. Во время укладки чередуйте плитку из разных упаковок: тогда плитки разного оттенка создадут интересную композицию.
2) Проверьте пол. На нем не должно быть трещин и неровностей. Бесшовное утепление пола также должен быть выполнен качественно.
3) Очистите пол, проверьте, ровный и сухой ли он. Если неровности присутствуют, выровняйте их с помощью самовыравнивающегося раствора. Если неровности очень большие, то следует выровнять весь пол.
4) Следующий этап – грунтовка поверхности. Проследите, чтобы грунтовочная жидкость хорошо впиталась. Существуют такие грунтовочные жидкости: для укрепления основания, для снижения впитывания основания и грунтовка, усиливающая силу сцепления с поверхностью.
5) Материалы для утепления пола используйте в соответствии с инструкцией.
6) Процесс укладки следует начать с планирования и раскладки плитки на полу «всухую». Есть разные способы укладки: из угла, от стены и из центра комнаты. Учтите различия в оттенках (особенно если плитка имитирует дерево или камень). Плитки (особенно длинные и узкие) могут иметь небольшую кривизну. Чтобы избежать трудностей, связанных с кривизной, укладывайте плитку со смещением на 1/3 длины соседней. Это обеспечит ровную поверхность пола. Не укладывайте плитку «в половину длины»!
7) После того, как все спланировано и рассчитано, соберите плитки, равномерно нанесите клеевой раствор. Поэтапно укладывайте плитки, разделив пространство на 4 части и поочередно укладывая плитку (заполнили весь первый сектор, переходите ко второму и т.д.). Клей наносите на пол и выравниваете зубчатым шпателем. Наносить клей на нижнюю поверхность плитки не рекомендуется. Желательно не заполнять клеем пространство больше 1 м 2. После укладки каждого ряда используйте крестики для плитки. Технический паспорт клея должен содержать информацию о том, подходит ли этот клей для пола с подогревом. Толщина слоя клея должна соответствовать толщине, которую рекомендует производитель. Чтобы нанести клей, воспользуйтесь зубчатым шпателем. Минимальная ширина шва – 1,5 мм. Помните, что возле стены шов следует увеличить! В местах, где возможна деформация из-за температуры или каких-либо других факторов (на террасах, улице, порогах, в комнате, где пол с подогревом и т.д. и т.п.) ширина шва должна быть больше (а также, чем больше плитка – тем больше шов).
8) После того, как клей засохнет, очистите плитку от грязи и пыли. Лучше всего для этого подходит влажная губка. Швы можно очистить пылесосом. Для начала сделайте пробную затирку в незаметном месте. Так вы поймете, не портит ли плитку затирочный раствор. Затирку делают с помощью резинового шпателя. Остатки убираются с помощью губки.
9) Обычно, через примерно 24 часа клей «схватывается». Для более быстрого результата надо использовать специальные растворы. На упаковке скорее всего вы сможете найти срок «схватывания». Полную нагрузку пол готов принимать через 2-3 дня.
История керамической плитки
Пещера. Горячо от костра. Надо заточить ветку и насадить на нее кусок мяса – пожарить. Чья-то тень в темноте мелькает у стены, шаря по камню руками. Видно как пальцы, которые сквозь тысячелетия переродятся в пальцы пианистов, скульпторов и художников, выводят какие-то странные и непонятные линии. Вместо масла пока еще глина, а вместо «Рождения Венеры» пока что волнующий автора насущный сюжет охоты на мамонта.
Глина всегда шла бок о бок с царем природы, как верный друг всегда готовая прийти на помощь. Она служила сначала красками, потом украшением, заживляла раны и помогала обращаться к богам, позже из нее начали делать посуду, и, в конце концов, строили с её помощью свои жилища.
У керамической плитки огромная история. Естественно, имя её изобретателя, как и точное место её происхождения, нам не известны.
Первыми считают трипольские племена. Они, построив свои хижины из деревянного каркаса, облепляли их глиной, разжигали вокруг костры и таким образом обжигали материал. Главной целью было защитить постройки от гниения и природных ненастий. Но благодаря свойствам глины племена могли еще и украшать свои дома – перед обжигом они вырисовывали на глине узоры, которые закреплялись огнем и были долговечны.
А плитку, отдаленно напоминающую современную, нашли в Междуречье. По внешнему виду и функциям она больше похожа на мозаику, хоть и размером с кирпич, а каждый элемент вмещает в себя целостный рисунок, а не деталь, как в случае с более поздними мозаиками.
Можете ли вы вообразить, что если бы не керамика, то вы не смогли бы читать этот текст? Где связь? Дело в том, что письменность не появилась бы без помощи и бумаги, и керамики. Образцы первой письменности, а именно, клинописи, были обнаружены на в Междуречье. И, скорее всего, вы уже догадались, на чем они были сделаны. Да, именно на обожженных глиняных дощечках!
Великие древние цивилизации активно пользовались керамической плиткой. Одними из первых техникой изготовления этого материала овладели в Древней Греции, Древнем Египте и Вавилоне. Римляне переняли опыт изготовления керамической плитки у греков. Опыт древних государств неоценим.
В древности керамической плиткой украшали в основном храмы и дворцы, реже – дома очень богатых людей, знати. Так сложилось не только потому что керамическая плитка по тем временам была очень дорогим облицовочным материалом, но и из-за того, что в сравнении с другими покрытиями плитка безоговорочно выигрывает по всем позициям: она и практична, и удобна, и безумно красива. Особую роль, конечно, при выборе облицовки храма или дворца, играл внешний вид материала. Он должен был быть не просто «нормальным» или «симпатичным», и даже не «красивым». Материал должен был быть ярким, прекрасным, он должен был впечатлять, ошеломлять. Древняя керамическая плитка с этой задачей справлялась отлично – у нее просто не было достойных соперников. А, собственно, есть ли сейчас?
Керамическая плитка – это первый материал, который был и прочен, и поразителен по своей красоте. Глазурь, которую наносили на кирпичи, была толще 1 см. Благодаря этому толстому защитному слою образцы прародителей современной керамической плитки и сохранились до наших дней.
В одной из египетских гробнице при раскопках была найдена кладка из фаянса. Фаянс больше напоминает современную плитку. Он намного тоньше кирпича, прост в использовании. На нем нет цельного рисунка – лишь цвет.
Но местом рождения современной керамической плитки считаются Сузы. Именно там была найдена прабабушка современной керамической плитки - тонкая плиточка толщиной всего один сантиметр и размером пятнадцать на пятнадцать сантиметров. Это намного ближе к современной керамической плитке, не правда ли?
Из-за того, что технология производства керамической плитки еще не была отточена до автоматизма, да и вообще обычно считалась тайной, в разных точках на карте древнего мира рождаются очень разные технологии производства керамической плитки. Прародителями керамической плитки в современном понимании можно считать и глазурованный кирпич, и мозаику, и терракотовую плитку.
НАПОЛЬНАЯ ПЛИТКА СОКОЛ «ФИВЫ» (РОССИЯ)
В Древнем Китае есть легенда, рассказывающая о появлении мозаики. Она гласит, что когда-то, в одной из мастерских творил гончар. Он достал из печи вазу небывалой красоты и, засмотревшись на нее, разбил. Законы предполагали строгое наказание для ученика за уничтоженную работу. Гончар собрал все осколки, захватил немного глазури и ушел в лес. Выпилив из дерева основу, он выложил на ней мозаику из осколков вазы. Учитель и не подумал наказывать неловкого ученика, увидев шедевр. Так по легенде и была создана первая мозаика из керамической плитки. В наше время, Китай занимает первое место по производству керамической плитки. Почетное второе место занимает Испания.
В Европу, а именно, в жаркую Испанию, керамическую плитку завезли мавры. Испанские мастера начинали работать с уже готовым материалом.
Только в период Реконкисты (освобождения Испании от иноземцев) испанцам удается разузнать секрет изготовления арабской керамической плитки. В темной келье, при свете свечи монах из католического ордена записывает эту информацию на латыни – так католическая церковь становится владельцем монополии на изготовление керамической плитки до конца XIX века.
Испанская керамическая плитка считается эталоном качества. В ней соединяются и эстетичность, и прочность. Десятки лет испанская керамическая плитка вдохновляет дизайнеров на создание удивительных интерьеров. В Испании чтят традиции производства, которые передавались на веков от мастера к подмастерью.
Из Испании керамическая плитка попала в знойную Италию. Это произошло примерно в XI веке. В Италии изготовители керамической плитки начали делать упор на эстетику изделия. Нельзя сказать, что до сих пор эта традиция сохранилась – испанские производители уделяют достаточное внимание и прочности керамической плитки, и её изящности.
GOA SKY / OKEAN
Когда историки заводят разговор о керамической плитке классического образца, производимой в Италии с конца IX века, подразумевают образцы майолики. Именно в Италии, виду плитки, изобретенному в Египте, перевезенному маврами в Испанию, где его начали покрывать прозрачной глазурью, было суждено стать декоративным материалом.
Итальянская керамическая плитка родилась в начале X века: Лука де ла Робиа изобретает майолику. На Майорке появляются первые «фабрики» - ремесленные мастерские. Мастерские Луки работали на католическую церковь, плитку использовали для отделки храмов, центральных площадей городов и колоколен. Чуть позже майолику стала заказывать знать для отделки своих дворцов.
Лука де ла Робиа первый стал использовать искусственные красители в глазури. Его ученики уже стали обжигать плитку два раза – так материал становился прочнее.
Тосканские мастера изобрели фаянс – он производится из особого вида итальянской глины. Он как раз и лег в основу глазурованного фаянса. Город Фаэнцы стал центром производства изделий из этого материала.
В XV веке в Италии появляется "Цех пяти городов" - общество, которое объединило мастеров из Флоренции, Кафаджало, Урбины, Кастельдуранте и Сиены. Появилось это общество из-за низкого уровня производства и падения спроса на итальянскую плитку. Члены цеха решили сделать керамическую плитку доступной не только для церкви и аристократии, но и для обычных граждан. К сожалению, на плитке это сказалось плохо: чтобы снизить цену материала, мастера использовали меньше красителей, и в результате получалась очень невзрачная плитка.
Но в XVII-XVIII веках итальянская плитка снова стала популярна. Это произошло из-за обнаружения давно забытых всеми образцов более хорошей плитки Лука де ла Робиа. Город Кастелии становится новым центром производства. Материал, получивший вторую яркую жизнь, покоряет сердца богатых аристократов, которые советуют его своим зарубежным друзьям.
LINK VERO / ZENIC / TREND / MOOD
Вдохновившись первопроходцами-итальянцами, иностранные купцы начинают активно использовать керамическую плитку на территориях своих стран: Афганистана, Турции, Великобритании, Сирийского государства. Вы спросите, почему купцы не могли закупить у итальянцев большую партию и продать её у себя на родине? Ответ прост: и для своих соотечественников итальянская плитка была очень дорогостоящим материалом, а если прибавить к цене плитки по умолчанию дорогую транспортировку, то получалась баснословная сумма. Поэтому и экспериментировали, и создавали свою технологию изготовления керамической плитки.
Керамическая плитка, как письменность, живопись и многое другое, пришла на Русь вместе с христианством. До этого в строительстве использовали древесину, а из глины делали только посуду и другие бытовые предметы.
Первую русскую плитку производили по греческой технологии. Украшали ей также в основном храмы и дворцы. Привнеся свое в греческую технологию производства керамической плитки, русские мастера начали использовать поливную керамическую плитку в качестве напольного покрытия. До этого плитка была лишь украшением.
С тринадцатого века купола храмов украшают муравьиной черепицей. Ну и к пятнадцатому веку мастерам наконец-то удается произвести плитку, устойчивую к суровым русским холодам. Так и родились изразцы. Плитка получает всё большее распространение, украшает теперь не только храмы, а и дома богатых горожан и знати.
Изразцы сменяет дельфтская роспись. Она намного упрощает производство плитки и делает её дешевле, но и одновременно с этим понижает её эстетическую ценность.
В двадцатом веке решают возродить технологию изразцов, но приходит революция.
В СССР керамическая плитка становится доступна всем. Выбор цветов и размеров был минимальный, но, несмотря на это, благодаря удобству в эксплуатации керамическая плитка становится популярным облицовочным материалом и остается таковым и по сей день.
Технология изготовления керамической плитки
Керамическая плитка — это отделочный материал, представляющий собой керамическое изделие состоящие из каолиновой глины, кварцевого песка и полевого шпата с добавлением различных минералов, и обожжённое в печи при высоких температурах. Керамическую плитку традиционно разделяют на настенную и напольную.
Напольное керамическое покрытие отличается от настенной большей износостойкости и меньшей степенью влагопоглощения.
Наиболее универсальным материалом является керамогранит. Производственные технологии, которые применяются при изготовлении керамогранита, позволяют его сделать максимально прочной и плотной структурой, что и делает его универсальным материалом для облицовки как внутренних так наружных плоскостей.
Технология изготовления керамических изделий такова:
Рассмотрим подробнее, каждый этап.
Отбор сырья
Процесс изготовления начинается со складирования сырья, которое бывает трёх видов: глинистые, неглинистые и инертные материалы.
Глинистое сырьё составляют каолиновые глины, придающие сырьевой основе связывающие свойства и пластичность, что впоследствии, после прессования, позволяет плитке сохранять свою форму.
Смешивание материалов
Сырьевые материалы, строго дозированные на весовых конвейерах, перемешиваются по заданной рецептуре, в результате чего получается основная сырьевая смесь. Эта смесь подвергается последующей обработке, призванной обеспечить абсолютную однородность массы по размеру и по влажности частиц материалов. Достижение гранулометрической однородности, происходит в результате мокрого помолам материалов в мельницах. Результат – водная суспензия, частицы которой обладают достаточно мелкой и однородной величиной. Эта суспензия называется шликером.
Полученный шликер поступает в огромные подземные бассейны, где, во избежание отстаивания (т.е. оседания составных частей), непрерывно перемешивается.
Затем сырьевая смесь окрашивается, и получаются те тона, которые впоследствии составят смесь пресспоршка. Окрашивание осуществляется путём добавления в шликер приготовленных ранее красителей, система дозирования которых полностью компьютеризована.
Формовка
Далее производится формовка методом прессования или экструзии.
Метод экструдирования. Технология заключается в проведении тестообразной массы с содержанием влаги от 15% до 20% через клинкер – агрегат, который придает массе форму, выводя ее в виде ленты. После высыхания эту ленту разрезают на элементы необходимых размеров. Такая плитка имеет шероховатую поверхность, которая улучшает сцепление с клеящим материалом, и тем самым повышает прочность плитки. Именно благодаря тому, что вязкая масса выдавливается из аппарата и обрезается, есть возможность производить изделия разной формы.
Прессование. Порошковую смесь с содержанием влаги около 6% выкладывают в специальные пресс-формы, а затем уплотняют посредством высокого давления (550кг/см2) – прессуют. Постепенно плитка набирает необходимую твёрдость по всему своему объёму. Пористость плитки, произведенной методом прессования, значительно меньше, чем у экструдированной.
Сушка
На этом этапе формованная плитка пока ещё не готова к обжигу, так как её остаточная степень влажности слишком высока. Если подвергнуть сырец обжигу, минуя стадию сушки, то он растрескается. Поэтому плитка перемещается в сушилку. Функция сушилки – довести степень влажности плитки до значения, близкого к нулю. Условия сушки играют важнейшую роль в обеспечении целостности и прочности будущего изделия. На заключительных стадиях сушки и в процессе обжига происходит усадка плитки, то есть пропорциональное уменьшение ее линейных размеров. Этим и объясняется необходимость в калибровке готовых изделий. Далее, сохраняя температуру 80-100°C, плитка возвращается на линию для последующей обработки.
Нанесение глазури
Глазурь (эмаль) – стекловидное покрытие, которое наносится на лицевую сторону плитки и закрепляется в процессе обжига. Глазуровка выполняется с целью декорирования и укрепления изделия. В состав глазури могут входить различные материалы и соединения (песок, окислы, фритты, красящие пигменты и прочее). Она может быть глянцевой и матовой, цветной и одноцветной. Цвет глазури достигается за счет добавления солей и оксидов металлов, например, кобальт дает синий цвет, хром - зеленый, железо – красный.
У глазурованной плитки верхний тонкий слой имеет стекловидную структуру, то есть поверхность плитки отличается от ее основания и обеспечивает зрительный эффект (цвет, глянец, орнамент и т.д.), а также ряд свойств, таких как водонепроницаемость, твердость и т.д., которые не может обеспечить основание плитки. Таким образом, в составе глазурованной плитки имеется два слоя с различной структурой: глазурь на поверхности и основание, расположенное ниже (бисквит).
Существует несколько способов нанесения глазурей на поверхность керамической плитки. Глазурь может наносится в виде распыленной суспензии, пасты или гранул. Нанесение может производиться до или после обжига.
Глазурь позволяет не только получать гладкоокрашенную плитку (моноколор), но и добиваться различных эффектов:
- поверхность с глянцевой или матовой фактурой
- рельефный рисунок
- люстрирование (создание блестящего металлического узора на глазури)
Для придания плитке более эстетичного вида в процессе глазурирования могут наносится различные декоративные рисунки
Основные методы нанесения рисунка:
Сериография (шелкография) -Рисунок наносится на плитку путем продавливания мастик через сетки-трафареты.
Ротоколор (Барабанный метод) - Технология позволяет выпускать плитку с неповторяющимся рисунком, имитирующим природный камень, дерево, текстиль. Эффект натуральности достигается путем переноса на плитку рисунка гравировки силиконового покрытия специального барабана.
Цифровая печать – Технология такая же, как и фотопечать на принтере. Она дала возможность производить плитку с неповторяющимся рисунком, что очень важно для производства плитки «под мрамор» или «под дерево». Рисунок без повтора делает плитку почти неотличимой от натурального.
Обжиг
Для каждого типа плитки разрабатывается индивидуальный температурный режим. Отличается и максимальная температура обжига для разных материалов. У плитки двойного обжига - около 950°С, у однократного обжига - до 1180°С, у керамогранита - до 1250°С.
Однократный обжиг (monocottura), когда глазурь и основание обжигаются вместе - используется, как правило, для производства напольной глазурованной плитки. Высокая температура обжига позволяет получить хорошо спеченный прочный бисквит, и обеспечивает значительную устойчивость глазури к истиранию. При данном способе производства невозможно получить изделия ярких, насыщенных цветов, поскольку при высоких температурах красящие пигменты выгорают и тускнеют. Замечено, что менее яркие глазурованные плитки более устойчивы к истиранию поверхности.
Двойной обжиг (bicottura) используется для производства настенной глазурованной плитки. Он состоит из двух этапов. На первом - обжигается только основание плитки. Обжиг производится при достаточно невысоких температурах. В результате получается высокопористый (более 10%) черепок, не подвергнувшийся усадке и не требующий в дальнейшем сортировки плитки по размерам (калибровки). Далее на основание наносится глазурь и происходит вторичный обжиг, характеризующийся еще более низкой температурой (700-900 градусов). Общий смысл поэтапного обжига - обеспечение необходимых прочностных характеристик бисквита (необходимы высокие температуры), и сохранение цвета желаемой яркости и насыщенности (при низких температурах красящие пигменты практически не выгорают).
Декор производится при помощи 3-его обжига. Сперва на уже готовую плитку наносят необходимый рисунок. После изделие обжигается при еще более низкой температуре (до 700 градусов). При этом порошок глазури расплавляется, образуя рельефный рисунок. Затем, если декоры производятся на фоновой плитке, осуществляется их нарезка. Поскольку процесс производства декоративных элементов наиболее длительный и сложный, декоры имеют большую стоимость по сравнению с фоновой плиткой.
Керамогранит. Обжиг плиток производится в несколько стадий, каждой из которых соответствует определённая зона печи.
Первая стадия, предварительный обжиг, имеет место во входной секции, в которой нет горелок, и которая нагревается до 400°C газами, подаваемыми вентилятором из зон обжига. Цель данной секции – полностью обезводить сырой материал во избежание образования впоследствии трещин или разрывов. Следует зона предварительного нагрева, где, при температуре 900°C, испаряется вода от кристаллизации материалов, содержащихся в глинах, сгорают органические вещества и разлагаются карбонаты.
После этого плитка попадает в зону обжига как такового, где температура достигает 1250°C. Здесь объем плиток сокращается на 6%, и завершается процесс спекания. Тут изделия приобретают свои характеристики огромной прочности и стойкости; их уровень водопоглощения составляет менее 0,05%, что делает весь керамический гранит абсолютно морозостойким. Следующая зона – зона охлаждения, в которой удерживается низкий температурный градиент, чтобы предотвратить раскалывание изделий.
После выхода из печи плитки укладываются на специальные стальные рамы (называемые также контейнерами для хранения обожжённых изделий), которые в зависимости от формата могут содержать более 200 кв. метров плитки. Отсюда “полотна” плитки переносятся на линии ректификации и полирования.
Ректификация- это механический метод обработки краев изделия, что позволяет получить плитку одного калибра с абсолютно ровными краями, и возможностью укладки с минимальным швом в 1 мм.
Результатом полирования являются поверхности, характеризуемые особым зеркальным блеском.
Сортировка
На этом этапе решаются две основные задачи.
Первая – сгруппировать изделия по калибру, т.е. по размерам граней, и по тону, т.е. по цветовым признакам поверхности.
Определение калибра каждой плитки – автоматизированный процесс.
Отбор изделий по тону выполняется либо квалифицированным персоналом, либо автоматически.
Вторая задача при сортировке – обнаружение и классификация дефектных плиток.
В этом случае продукция первого сорта отделяется от продукции других сортов, отмеченной некоторыми недостатками.
Отсортированные плитки укладываются в коробки (при этом они сгруппированы по сорту, по тону и по калибру).
Упакованные в коробки плитки размещаются на складе готовой продукции, откуда и попадают к потребителям.
История керамической плитки
Кафель или керамическая плитка – пластина, чаще всего прямоугольной или квадратной формы, сделанная из обожженной глины, одна сторона которой покрыта глазурью. Первые в истории керамические плитки для облицовки строительных поверхностей были придуманы еще древними египтянами.
Их во II-III тысячелетии до н. э. использовали для отделки дворцов и храмов. Правда, тогда по размерам плитки были похожи на мозаику, однако отличались полноценным рисунком на каждом экземпляре. Их делали прямоугольной формы из глины и обжигали огнем, причем они оказались настолько прочными, что некоторые образцы сохранились до наших дней. Зачастую глиняные плитки изготавливались с рельефным рисунком либо расписывались разнообразными узорами. В знакомом нам виде плитка появилась лишь в I тысячелетии до нашей эры.
Как и несколько тысяч лет назад, плитка остается одним из основных и часто используемых облицовочных материалов. И для этого есть свои основания. Керамическая плитка очень крепкая. Для повышения прочности ее покрывают специальной глазурью, которая защищает керамику от проникновения влаги.
Современные производители предлагают сегодня огромный выбор керамической плитки. Причем сейчас она имеет довольно широкую классификацию и соответственно маркируется. Существуют международные стандарты маркировки керамической плитки в зависимости от ее сорта. 1-й сорт отмечают красным цветом, 2-й – синим, а 3-й – зеленым. Плитка, предназначенная для наружных робот имеет на упаковке обозначения АI или ВI, которые указывают на то, что такая плитка отлично переносит влагу, и ее можно использовать даже для облицовки гидросооружений: бассейнов, фонтанов и т. д.
Если на упаковке проставлен так же символ в виде снежинки, то это означает, что плитка отличается повышенной морозостойкостью. Маркировка АII и ВII говорит нам о том, что плитку можно использовать для наружных робот, однако она не обладает такой водостойкостью, как АI и ВI. Плитка категории АIII и ВIII предназначена исключительно для внутренних робот.
Кроме этого, плитку классифицируют и соответственно маркируют в зависимости от поверхностей, на которых она будет применяться. К примеру, значок в виде ступни указывает на то, что плитка предназначена для укладки на пол. Причем, если этот значок не на темном фоне, а на светлом либо заштрихованном, то это говорит о ее повышенной износостойкости. Плитка, предназначенная только для стен, маркируется значком в виде руки. Ее нельзя использовать для пола так как, несмотря на высокую прочность, она может не выдержать нагрузок.
Плитку лучше выбирать, строго придерживаясь рекомендаций производителей. Чтобы плитка прослужила долго, необходимо не только правильно ее подобрать, но еще и грамотно уложить на предварительно выровненную поверхность.
Сейчас производятся плитки самых разнообразных размеров и форм, однако наиболее распространенными являются квадратные и прямоугольные. Специалисты по укладке предпочитают работать с плиткой больших размеров, так как маленькая требует значительно больших временных затрат, а значит и цена за ее укладку будет выше. Однако в любом случае важен результат.
История керамической плитки
Согласитесь, редкий человек задумывается об истории керамической плитки и ее роли в истории человечества. Но тем больше будет ваше удивление, когда вы узнаете, насколько древнюю связь и какое огромное значение она сыграла в нашей общей культуре и развитие!
Самым ранним предшественником керамической плитки был покрытый глазурью кирпич. С его помощью производилась отделка древних вавилонских храмов. Толщина глазури на таких кирпичах превышала 10 миллиметров, что обеспечивало ее невероятную прочность и долговечность. Именно благодаря этим уникальным качествам внутреннее убранство древних храмов и осталось доступным современности.
А вот первые образцы керамической плитки были обнаружены на территории древней Месопотамии. Они датируются III тысячелетием до нашей эры! Плитка того времени напоминала мозаику, однако в силу высокой стоимости ее изготовления она также использовалась только для отделки дворцов и храмов. Кроме того, она также отличалась от мозаики тем, что на каждую плитку наносился целостный и завершенный рисунок, который обладал своим собственным символическим значением.
Вавилонская плитка Вавилонская плиткаНо в привычном для нас виде, который сейчас встречается чуть ли не в каждой кухне и ванной комнате, керамическая плитка появилась в Персии в период с VIII по IV век до нашей эры. Именно этим периодом датируется керамическая плитка, найденная в древнеиранских городах Сузе и Персеполе. Сколь ни удивительно, найденная плитка имела размеры 15 на 15 сантиметров и была примерно 10 миллиметров толщиной. С тех пор базовые качества плитки не изменились, что нагляднейшим образом демонстрирует ее выдающиеся и совершенные качества.
Вплоть до VIII века нашей эры мусульмане продолжали украшать свои храмы и дворцы при помощи плитки. Но после того как последние из них были изгнаны из Испании, все секреты изготовления керамической плитки перешли к католическим священникам, которые применяли плитку для украшения соборов и храмов. На протяжении многих и многих лет средневековые ученые совершенствовали технологию производства керамической плитки, пока не добились невероятного ее качества, яркости и износостойкости.
Испанская плитка Испанская плиткаНо, разумеется, вслед за украшением храмов и дворцов представители знати и богатые горожане захотели украсить и свои жилища столь оригинальным и изысканным образом. Благодаря этому, в скором времени керамическая плитка получила буквально повсеместное распространение. И хотя бытовая плитка того времени не могла сравниться с храмовой ни своей роскошью, ни прочностью, взамен она получила широкую популярность и распространение во многих европейских странах того времени.
Попросту колоссальный вклад в производство керамической плитки привнести итальянцы, которые и по сей день считаются ведущими производителями этого отделочного материала. Секрет производства керамической плитки попал в Италии по «католическому каналу» и на рубеже IX–X веков воплотился в своей наиболее совершенной форме – майолике, названной так по наименованию острова Майорка, на котором она производилась.
Печь для обжига плитки Печь для обжига плиткиВыбор места производства плитки связан с тем, что на острове были обнаружены большие залежи уникальной глины, которая идеально подходила для производства керамической плитки. В короткие сроки на нем было построено множество цехов по обжигу и глазурованию плитку. А выдающийся итальянский мастер Лука де ля Робия разработал новейшие технологии покраски и обработки керамической плитки, благодаря чему вывел ее на совершенно новый уровень качества и стал считаться родоначальником итальянской школы плиточного производства.
Некоторые древние особенности изготовления керамической плитки успешно сохраняются и по сей день, а выдающиеся европейские мастера тщательно их берегут и следуют им. При этом технологии производства и совершенствования керамической плитки никогда не стоят на месте. Из года в год лучшие итальянские и испанские фабрики создают совершенствуют свои технологии, чтобы добиться не только большей крепости своего материала, но и его большей эстетической яркости.
Читайте также: