Дом из кремлевского кирпича
Строительство домов из кирпича: новая жизнь старой технологии
«Пришел к выводу, что строить буду из кирпича. Не знаю, почему – где-то внутри меня сидит тот еще консерватор». «Сделал себе наружные стены из керамического кирпича толщиной в 64 см. В таком доме тепло зимой и прохладно летом». «Лет десять назад у тещи в деревне увидел купеческий дом с метровыми стенами из полнотелого кирпича. Прямо зацепил он меня, как строитель просто восторгался им, чувствуется в нем такая монументальность»… Кирпичный дом – строительная классика, и, какие бы новые материалы не появились, люди все равно будут строить кирпичные дома: основательные, надежные, очень красивые, хоть смета иной раз и пугает. В этой статье мы поговорим о строительстве кирпичного дома, особенностях, недостатках и преимуществах этой технологии.
Однослойная стена, колодезная кладка, полтора кирпича плюс утепление и другие способы построить кирпичный дом«Пришел к выводу, что строить буду из кирпича. Не знаю, почему – где-то внутри меня сидит тот еще консерватор». «Сделал себе наружные стены из керамического кирпича толщиной в 64 см. В таком доме тепло зимой и прохладно летом». «Лет десять назад у тещи в деревне увидел купеческий дом с метровыми стенами из полнотелого кирпича. Прямо зацепил он меня, как строитель просто восторгался им, чувствуется в нем такая монументальность»… Кирпичный дом – строительная классика, и, какие бы новые материалы не появились, люди все равно будут строить кирпичные дома: основательные, надежные, очень красивые, хоть смета иной раз и пугает. В этой статье мы поговорим о строительстве кирпичного дома, особенностях, недостатках и преимуществах этой технологии.
Кирпич в малоэтажном строительстве
По материалу и способу производства весь кирпич делят на несколько групп:
- Керамический - его делают из глины методом обжига при температуре до 1050 градусов.
- Клинкерный – разновидность керамического кирпича из особой разновидности глины, обожженной при высоких температурах (1250 градусов) до полного запекания. Клинкерный кирпич очень прочный и очень дорогой.
- Силикатный кирпич получают путем автоклавной обработки смеси песка и негашеной извести в соотношении 10:1 с добавлением различных присадок.
Силикатный влагу лучше впитывает, поэтому и разрушается быстрей. Хотя дома из хорошей марки кирпича стоят дома уже не один десяток лет.
- Гиперпрессованный – вид кирпича из цемента, известняка и промышленных отходов. В большинстве случаев применяется для облицовки.
- Шамотный – вид материала из огнеупорной глины и шамота, из него делают печи и камины.
Из рядового кирпича возводят фундаменты, цоколи, несущие стены и другие конструкции, которые испытывают высокую нагрузку. Лицевой применяют для облицовки стен: кроме декоративной функции он выполняет еще защитную, поэтому тоже должен быть прочным, стойким и обладать низким влагопоглощением. Кирпич не подлежит обязательной сертификации, но продавец не должен показывать только прайс – у всех больших производителей есть сертификаты соответствия на добровольной основе. При покупке материала такой сертификат будет большим плюсом, но самый важный документ – это паспорт, где должны указываться все параметры партии, что кирпич является облицовочным, а главное, там должен быть указан ГОСТ 530-2007. Если кирпич выпускается не по ГОСТу, а по ТУ, то его покупать не надо – как пишут наши пользователи, профессионально занимающиеся торговлей кирпичом, «я бы себе такой брать не стал».
Гарантия от этого - наличие паспорта, накладной и счета-фактуры со словом «облицовочный», «лицевой» или «фасадный». ГОСТ 530-2007 достаточно жесткий по всем параметрам, и если кирпич действительно в ГОСТе, то он прослужит вам – нельзя сказать точно, сколько – но очень долго.
Размеры кирпича регулируются ГОСТ 530-2012. Есть основные форматы:
- одинарный 1НФ – 250x120x65 мм;
- полуторный 1,4 НФ – 250x120x88 мм;
- двойной 2,1 НФ – 250x120x138 мм.
Вес кирпича зависит не столько от габаритов, от разновидности изделий и сырья, сколько от пустости. Пустотелый кирпич содержит от 13 до 45% пустот; у полнотелого количество пустот меньше 13%. Полнотелые кирпичи тяжелее, но зато и гораздо прочнее. Как следует из ГОСТ 530-2007, «в фундаментах и цоколе стен зданий, дымовых трубах, вентиляционных каналах следует применять только полнотелый кирпич». А внешние стены из полнотелого кирпича специалисты строить не рекомендуют из-за его избыточной теплопроводности. Лучшим кирпичом для строительства внешних стен дома будет пустотелый.
Зато у полнотелого высокая теплоемкость, а это большое преимущество при строительстве внутренних перегородок: стены нагреваются и потом долго не остывают.
Главная характеристика кирпича – прочность, она зависит от марки и обозначается буквой «М» с индексом, показывающим, сколько нагрузки на квадратный сантиметр выдерживает кирпич.
- М100 означает, что кирпич выдерживает нагрузку 100 килограммов на 1 кв.см,
- М150 - 150 кг на кв.см,
- М200 – 200 кг на кв.см.
В малоэтажном строительстве используют кирпич М-100 или М-150, для несущих конструкций одно-или двухэтажного дома такой прочности достаточно. Цоколь могут выкладывать из М-150, а полотно стен из М-100.
Второй важный показатель – морозостойкость, она обозначается как Мрз или F, ее показатели могут составлять от F-15 до F-300. В Москве и Центральной России с ее климатическими условиями не рекомендуется возведение стен из кирпичей с морозостойкостью меньше F-50.
Однослойные кирпичные стены
Стены выполняют две важных функции в доме – это ограждающие конструкции, которые одновременно воспринимают нагрузки от перекрытий и крыш и передают их фундаменту. Поэтому их толщина стен определяется и прочностными, и теплотехническими расчетами: учитывают и конструкцию стен, и расчетную зимнюю температуру.
- Кирпич глиняный полнотелый: плотность 1700 кг/м3, теплопроводность 0,81 Вт/(м·K), водопоглащение по массе 12%, толщина стены при R=3,15 - 2,5 м, вес 1 м2 стены - 4250;
- Кирпич глиняный с пустотностью до 20%: плотность 1400 кг/м3, теплопроводность 0,43 Вт/(м·K), водопоглащение по массе 12%, толщина стены при R=3,15 - 1,35 м, вес 1 м2 стены - 1900;
- Кирпич силикатный: плотность 1800 кг/м3, теплопроводность 0,87 Вт/(м·K), водопоглащение по массе 16%, толщина стены при R=3,15 - 2,7 м, вес 1 м2 стены - 4860 кг;
- Кирпич глиняный поризованный: плотность 800 кг/м3, теплопроводность 0,87 Вт/(м·K), водопоглащение по массе 18%, толщина стены при R=3,15 - 0,55м, вес 1 м2 стены - 450 кг.
А внутренние стены рассчитывают, исходя из прочности материала, звукоизоляционных свойств и пр. Очень важна и стоимость строительства.
Кирпичные стены в 1,5- 2 раза дороже легкобетонных.До конца восьмидесятых - 90-х годов прошлого века (к этому времени до СССР докатился мировой энергетический кризис) дома из кирпича в нашей стране строили с традиционными однослойными стенами.
Но чем дороже становились электричество, дрова и уголь, тем сильнее ужесточались нормы теплоэффективности зданий. Чтобы соответствовать современным нормативам, кирпичные стены должны быть очень толстыми:
- из керамического полнотелого кирпича – от 1,1 до 4,5 м;
- из силикатного кирпича – от 1,2 до 4,8 м;
- из керамического пустотного – от 0,7 до 2,9 м;
Такая толщина стен избыточна, она гораздо больше, чем нужно для прочности дома – выходит лишняя трата материалов и денег. Цена строительства такого дома из кирпича будет крайне негуманной. Но адептов однослойных стен экологичность и долговечность кирпича привлекает вопреки всем доводам разума, настолько, что и смета не страшит: таким и должен быть «дом на 100+ лет», гнездо, ключ от которого будет торжественно передан внукам.
Испытываю абсолютное недоумение по поводу «пирогов». Лично в моем понимании кирпичный дом – это дом из однородный стены кирпича в 50 + см, никак не нынешние «кирпичные» дома из 1,5 кирпича кладки, утеплителя и полкирпича облицовки. В Европе на эти утеплители никто гарантию больше 15 лет не дает.
Известный на FORUMHOUSE пример малоэтажного жилого здания с однослойными кирпичными стенами – дом, который построил наш пользователь с ником Baston1981. Это прямо-таки купеческий особняк, только современный. Стены в 2.5 полнотелых кирпича толщиной 64 см, без внешнего утепления.
Но будут ли внуки рады такому наследству, еще вопрос, а деньги на строительство и обогрев дома придется потратить сейчас (в нашей стране не у всех есть возможность отапливаться магистральным газом). Также домам из полнотелого кирпича необходим мощный фундамент с подготовленным грунтовым основанием с хорошей несущей способностью.
Стоимость самой стены это одно, но такая стена требует надежного фундамента! Представьте толщину ростверка под стену в три кирпича, минимум 65 см, а если это полнозаглубленная лента в 1,6 в грунт + 0,3 над ним!
И каменщики для такой работы нужны квалифицированные, с большим опытом, готовые на сложную, почти ювелирную работу. Судя по отзывам на нашем портале, сейчас таких найти сложно. Обычно такие дома строят люди, которые могут не особо задумываться о бюджете стройки, оплате работы квалифицированных специалистов и расходах на отопление. Зато и выглядят эти здания просто прекрасно, и стоят веками.
Варианты кирпичных стен
Есть несколько способов уменьшить толщину кирпичных стен и одновременно увеличить их теплозащитные свойства. На схеме – варианты конструкции кирпичных стен.
Рассмотрим некоторые популярные современные способы строительства дома под ключ из кирпича.
Полтора кирпича, утеплитель, штукатурка или облицовка
Частные застройщики в качестве стенового материала для каменного дома до сих пор используют классический кирпич не реже, а то и чаще, чем крупные поризованные керамоблоки. Кирпич удобный материал, из него ставят стены любой толщины в сочетании с разными утеплителями. Один из самых популярных способов строительства кирпичного дома: стена в полтора полнотелого или пустотелого кирпича (ее толщины 380 мм), утепленная снаружи 100-150 мм пенополистирола. Многим нашим пользователем в этом пироге больше нравится другой утеплитель, минеральная плита повышенной жесткости, которая позволяет стенам «дышать». На теплоизоляцию или наносят штукатурный слой, или монтируют лицевой кирпич, или делают навесной фасад.
Я не считаю кирпич вчерашним днем. Можно выложить стены с утеплением пенопластом в середине – будет гораздо теплее, чем пеноблок.
Один кирпич с усиление
Даже в популярной среди самостройщиков книге «Жилой дом для индивидуального застройщика», выпущенной издательством Стройиздат подчеркивается, что стены в один кирпич (толщиной 25 см) достаточно, чтобы нести любую равномерно распределённую нагрузку от ж/б перекрытий и других расположенных выше конструкций в одно- и двухэтажных домах.
Но понадобится утеплитель, а на углах и в местах, где наружные стены пересекаются с внутренними, необходимо армирование кладочной сеткой.
Стены в один кирпич по прочности в большинстве случаев хватит, но есть шанс перегрузить какой то простенок и в итоге получить большой геммор! И, кроме прочности, стена должна проходить по устойчивости. Поэтому если строите НА ГЛАЗ, ваш выбор стена в полтора кирпича. А если рассчитываете, во многих местах можно обойтись и в полкирпича.
Из-за усилений в углах поверхность стены станет сложной, крепить к стене такой формы утеплитель и штукатурить будет труднее. Здесь можно сделать другой вариант: выложить наружные стены в один кирпич без усиления, а внутренние – в полтора кирпича, они и будут нести нагрузку.
Колодцевая кладка
Один из самых популярных способов снизить теплопроводность стен и удешевить строительство стен кирпичного дома – колодцевая (или колодезная) кладка, когда из кирпича выкладываются только внутренняя и наружная часть стены, а колодец, который образуется между ними, заполняют утеплителем. Первый дом под ключ по этой технологии построен в 1829 году российскими каменщиками под руководством инженера А.И. Герарда в 1829 г. Многие другие варианты трехслойной конструкции стены были созданы на основе этой разработки.
Это страница из книги профессора В.Д.Мачинской «Крестьянское строительство в России», изданной в 1924 году.
Вместо шлаков и гари в современном малоэтажном строительстве для заполнения колодца используют плиты из минеральной ваты или пенополистирола, керамзит и другие сыпучие материалы, разные виды легкого бетона. Внутреннюю и наружную стену обычно делают в один кирпич и в полкирпича; иногда в полкирпича выполняют обе части стены. Чтобы добиться нужной прочности, их соединяют поперечной кладкой на расстоянии в 2-4 кирпича друг от друга, в большинстве случаев не широкой, в полкирпича (она и образует колодцы, из которых состоит стена). Кладка вертикальной перемычки через каждые 5-6 рядов армируется сварной сеткой. Особенность этой технологии в том, что наружную часть стены кладут из обычного кирпича, не облицовочного, а фасад потом дополнительно отделывают. Но здесь обе части стены несут нагрузку вышерасположенных конструкций, а облицовочный кирпич несет только себя.
Московский кирпич XV века
Каким же был первый московский кирпич? Несмотря на отсутствие ранних кирпичных построек, имеющиеся находки все же позволяют говорить о московском кирпиче того времени. Но прежде напомним, что привычный современный кирпич имеет, как правило, размеры 25 х 12 х 6,5 см.
Об облике раннего московского кирпича может свидетельствовать пол, раскрытый в 1967-1968 годах на большой глубине в Успенском соборе Московского Кремля: он выстлан кирпичом размером 30,2-32,5 х 15,1-16,4 х 3,5-4,3 см. В.П. Выголов назвал этот кирпич плинфообразным, хотя с домонгольской плинфой его связывает лишь незначительная толщина. На территории Кремля в слоях второй половины XV века были найдены и иные кирпичи, несколько отличающиеся пропорциями от первого 27(28) x 16(17) x 5(6) см.
Соотношение ширины и длины этого типа кирпичей ближе к домонгольской плинфе, но вот толщина по сравнению с плинфой значительно больше. Такие кирпичи в виде отдельных находок и в составе кладок были найдены: в 1960-х годах — в выстилке пола, перекрывавшей остатки разобранной стены «первоначального» Успенского собора (1472-1474 гг.) и примыкавшей к северной стене ныне существующего здания, и в 1997 году — в кладке сохранившейся в земле стены середины XV века в нынешнем Большом Кремлевском дворце.
Аналогичные кирпичи обнаружены в кладке в подклете сеней Грановитой палаты, где они соседствовали с другими, более поздними. Видимо, в ход пошли кирпичи из старых запасов, использованные в 1487 году, когда началось строительство (что было не редкостью). Это подтвердила совсем недавняя находка: в 2004 году в кладке Патриарших палат XVII века были найдены плинфообразные кирпичи (27x17x5 см) из разобранных стен построек Митрополичьего двора, взятые и использованные повторно.
Кирпич ранних московских построек можно представить и по кладке сохранившихся кирпичных сооружений Центральной России, относящихся к последней четверти XV века, — Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры (147б год), собора Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере (1481 год), Спасо-Преображенской церкви в Угличе (1480-е годы). В этих памятниках использовался кирпич схожих размеров: в Духовской церкви — 30 x 20 x 6 см, в Спасо-Каменном монастыре — 2б(28) х 15,5(17) x 5,5 см, в Спасо-Преображенской церкви — 29 х 19,5 х 6 см. Как видим, они близки ранним московским кирпичам.
Миниатюра «Возведение каменной постройки»
из рукописи XV века «Житие Александра Свирского»
с изображением строительства кирпичной постройки
Новый материал — кирпич — все настойчивее вытеснял из архитектурной практики столицы белый камень, но мастерство возведения кирпичной кладки крупных сооружений приходило не сразу. Это показала строительная катастрофа 1474 года: рухнул возводившийся в Кремле Успенский собор. Возможно, виной тому было землетрясение, о котором пишут летописи. Но приехавший в Москву для строительства нового собора итальянский зодчий Аристотель Фиораванти (Fiorovanti) считал, что ошибка московских мастеров была в жидком растворе: «известь жидко растворяху, ино не клеевито».
В это время в русскую столицу приезжает немало иноземных мастеров. Среди них были известные «своим мастерством и работишкой» зодчие-итальянцы: Марко Фрязин, Пьетро Антонио Соляри, Иван Фрязин, — у которых начали учиться русские мастера. Итальянцы, и в первую очередь Аристотель Фиораванти, знакомят москвичей с европейскими строительными приемами. Тексты летописей содержат сведения о новых технологиях, внедренных Фиораванти: «Они известь. как тесто густое растворяша, а мазаша лопатками железными, а камень ровный внутри класти повеле».
Миниатюра летописного свода XVI века
«Городское строительство в Москве в конце XVI века»
с изображением Аристотеля Фиораванти (в правом нижнем углу)
Итальянцы же научили применять в строительстве железные скрепы: «. и межу столбов, идеже брусие дубовое в наших церквах, то все железо сковав положи». Они продемонстрировали непривычное москвичам искусство сноса старых зданий: «. ту же церковь розби сицевым образом: три древа постави и концы их верхние совокупи воедино, и брус дубовый обесив на ужищи, посреди их поперег, и конец его обручем железным снова и раскачиваючи разби. А иные стены с исподи подобра и поление поставлял и всю на поление поставии и зазже поления, и стены падошася. И чудно видети, еже три года делали во едину неделю и меншу розвали, еже не поспеваху износити каменная». Немало было и других новшеств.
Итальянские инженеры той эпохи в строительстве умели буквально все. Фиораванти ввел в практику новый, более качественный кирпич. При его участии за Спасо-Андрониковым монастырем, где в районе нынешнего Калитниковского кладбища находились залежи глины, построили кирпичный завод. Уже в 1474 году начали делать кирпич: «И кирпичную печь доспе за Ондроньевым монастырем в Калитникове, в чем ожигати, и как делати, нашего Рускаго уже да продолговатые и тверже. » «Аристотелев» кирпич действительно был более продолговатым: 28 х 12 х 6,5 см; тем самым подтверждается, что бытовавший до этого кирпич московский был шире.
Как видим, теперь летописи со всей определенностью пишут о кирпиче, отделяя его от естественного камня. Более того, при описании строительства Успенского собора уточняется, что кладка одних столбов была из камня, других — из кирпича.
Столь же определенны тексты летописей под 1482-1483 годами, где сообщается о закладке кирпичной церкви Спаса и «полаты кирпичной с казнами» около церкви Благовещения; а также под 1485 годом — о возведении Василием Образцом и Головой Володимеровым кирпичной палаты, а Дмитрием Володимеровым сыном Ховриным — кирпичной палаты и ворот. Уточняется материал кладки и в летописи под 1499 годом, где речь идет о строительстве великокняжеского дворца в Кремле, когда князь великий Иван III «велел заложить двор свой, полаты каменные и кирпичные. », куда, как сообщает летопись, его сын князь Василий III «вшел. в новый двор кирпичной жити. ».
Кирпичная Москва XVII-XIX века
Средневековые зодчие в полной мере оценили возможности кирпича как нового строительного материала, позволяющие при меньших затратах и использовании стандартного, не требующего «доводки» кирпича сократить время, средства и количество занятых на строительстве рук. А главное, они могли сооружать из этого материала постройки на любой вкус — от церквей и царских дворцов до палат для знати и богатых московских гостей — купцов. Кирпичное строительство изменило и географию каменного зодчества, выведя его за пределы Москвы и ее окрестностей.
Кирпич как основной строительный материал во многом сформировал особый характер русской архитектуры XVII-XVIII веков. Строившиеся из него многообразные, сложные по композиции и декору сооружения формировали художественные вкусы нескольких эпох. Мастера буквально плели «кирпичные кружева».
Кирпичный, белокаменный и изразцовый декор
церкви Живоначальной Троицы в Останкине
1677-1692 гг.
К концу XVII века система управления строительством через Приказ каменных дел стала чрезмерно громоздкой. Кроме того, произошла обычная российская история, о которой известный историк В.Н. Татищев писал: «Некоторые каменные великие дома построили, но казну оную, почитай, всю расхитили, ибо многие написали, что брали припасы, но подлинно брали деньги и, в иные пользы употребя, просили, чтоб для учинившегося ему какого несчастия на нем не взыскивать, что по щедрости того государя и жаловано. Тако едва пятая часть в казну возвратилась».
К 1701 году здание упраздненного Петром Каменного приказа было разобрано: «В Мoскве в Китай-городе дворы боярские Одоевского и Салтыкова и церкви и Каменный приказ и судный дворцовый и все каменные строения сломаны».
Затем последовали многочисленные указы, способствовавшие развитию кирпичного производства. Так, в 1713 году было разрешено казенные кирпичные заводы «продавать охочим людям» и в дальнейшем «кирпич делать и продавать всяких чинов людям довольною ценою», что привело к росту частных заводов. Эта политика была продолжена в XVIII столетии Комиссией для строения городов Санкт-Петербурга и Москвы, считавшей «собственное хозяйство всегда . лучшим средством в правлении заводском и экономическом противу всякого учреждения, основанного на командном управлении».
И всё же заводов было явно недостаточно. Не случайно указы, регламентирующие застройку Первопрестольной, строго запрещали строить без специальных разрешений какие-либо здания, кроме кирпичных и черепичных заводов.
Строительная политика Петра I не только поощряла каменное — кирпичное строительство, но и регулировала городскую застройку. Указ 1704 года запретил «строить палаты каменные, как и прежде сего строили» и предписал «возводить дома по большим улицам и по переулкам, а не посредь дворов своих». В 1718 году он был подкреплен указом «О строении в Москве в Китае каменных зданий по улицам, а не во дворах», а в 1720-м — указом «Об исправлении каменного строения в Москве».
Указание строить «по улицам» в первую очередь касалось Москвы. Еще в 1700 году в одном из подметных писем, подкинутом всесильному Меншикову для передачи Петру I, говорилось, что в Москве «каменного строения множитца, а от пожаров мало в них сохранения, потому что каменное строение строят как кто соизволит». Поэтому повелевалось «быть каменному строению стенами по улицам, чтобы от пожаров была защита».
Кирпичный и белокаменный декор
церкви Живоначальной Троицы в Останкине
1677-1692 гг.
Дальнейшая история производства кирпича — это особый, увлекательный рассказ о создании в России обширной сети заводов, о многочисленных указах, направленных на увеличение производства кирпича, улучшение его сортности, регламентацию размеров, о ценах и технологических новшествах. Раннюю историю отечественного кирпича можно заключить словами того же В.Н. Татищева, который призывал: «А всего лутче, где можно, старатьца иметь строение все каменное и для этого делать кирпичные заводы».
Если же говорить о нашем городе Х1Х — начала XX века, то можно использовать хотя и не очень поэтичное, но безусловно точное определение — «Москва кирпичная». Сделав выбор в пользу этого строительного материала, москвичи уже не изменяли ему. Увлечения другими строительными материалами были вызваны скорее экономическими причинами, но вновь и вновь горожане признавали, что кирпичное жилье остается самым комфортабельным. И это несмотря на то, что кладка кирпичных стен, как и несколько веков назад, остается ручной работой. Экскаваторы, бульдозеры, подьемные краны во многом ускорили и облегчили строительство, но так и не заменили руки каменщика.
Московский старожил Ю.А. Федосюк в своих «Воспоминаниях о Москве 1920-x — 1930-х годов» пишет о строительстве дома по Подсосенскому переулку, 13 — первой увиденной им в детстве стройке: «Я внимательно следил за ходом строительства, рисовал на картоне различные его стадии, не ленясь вырисовывать каждый кирпичик. Строили вручную: сначала землекопы вырыли котлован, затем каменщики заполнили его глыбами белого (бутового) камня и залили цементом. Потом бородатые мужики в парусиновых передниках ловко клали ряды кирпичей, промазывая промежутки раствором. Каменщики вели себя как аристократы, это все же были мастера; они покрикивали на чернорабочих, таскавших «на горбу», с помощью особого устройства — «козы», кирпичи по шатким мосткам и трапам. Никаких строительных кранов, одна лишь физическая сила. Кажется, только бочки с раствором поднимались к местам кладки на блоках». А о качестве кладки могут судить современные москвичи.
Для современных архитекторов-реставраторов старый кирпич является в некотором смысле эталоном — в первую очередь качества, которое прошло проверку временем и до сих пор поражает специалистов; Когда в 1947 году лаборатория Керамики АН СССР под руководством крупнейшего исследователя в данной области А.В. Филиппова по предложению Комендатуры Московского Кремля приступила к работам по реставрации кремлевских стен и башен, к реставрационным материалам, главным образом к кирпичу, предъявлялись строжайшие требования. Так, размер его был задан со следующими допусками: +1 см по длине, +0,5 см по ширине и +0,5 см по толщине. Из других требований можно отметить категорическое недопущение недожога кирпича - сквозных трещин ни на одной его стороне. Особо оговаривались нормы: водопоглощение, морозостойкость, вес с допусками +5 %. Цвет кирпича, как говорилось в документе, «должен соответствовать эталонам старого кремлевского кирпича, представленного Стройотделом Комендатуры Московского Кремля. Приемка по цвету производится на образцах в количестве не менее 15 штук, отобранных от выработанной партии и выложенных насухо в виде стенки на открытом воздухе с добавлением к ней эталонных кирпичей. Осмотр производится на расстоянии 10 м от выложенной стенки». И еще одно непреложное требование: «Каждый кирпич должен иметь нательное клеймо с наименованием завода и года изготовления».
Невольно вспоминаются слова старых потомственных каменщиков, которые на вопрос: «Почему же в кладке такие ровные швы и безупречные углы?» — отвечали: «Так ведь плохо работать никак нельзя, от Бога совестно, а от хозяина боязно, да и сами мы из той же глины по образу и подобию Божьему».
Кирпич с клеймом Двуглавый орел. Московский Кремль
Кирпич найден на территории Московского Кремля во время реставрационных работ. Подарок московских реставраторов.
Башни и ворота Кремля
Главный вход в Кремль — Спасские ворота — находится с восточной стороны, обращенной к Красной площади, напротив храма Василия Блаженного. Спасская башня была построена в XV в. В 1625 было сооружено ее шатровое завершение, на котором установлены часы. Современные часы действуют с 1851 года. На юго-западной стороне Кремля, у реки, расположены Боровицкие ворота, через которые в 1812 году Наполеон вошел в Кремль. С запада, со стороны Александровского сада, в Кремль ведут Троицкие ворота, в одноименной башне раньше хранились ценные императорские архивы. В северной части Кремля расположены Никольские ворота, выходящие к северной оконечности Красной площади. Они используются для прохода в государственные учреждения. Старейшими из башен Кремлевской стены являются Беклемишевская, возведенная в 1487-1488, и Водовзводная, в которой были установлены механизмы для подачи речной воды в Кремль и посад.
Дворцы и палаты Кремля
Грановитая палата, расположенная в восточном крыле Большого Кремлевского дворца, была сооружена итальянскими архитекторами в 1487-1491 и предназначалась для банкетов и царских приемов. Теремной дворец, в северном крыле Большого Кремлевского дворца, был построен в 1635-1636 царем Михаилом Федоровичем для своих сыновей, а впоследствии служил резиденцией царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Западное крыло дворца занимает Оружейная палата (1844-1851). Это один из самых больших московских музеев, в котором собраны золотые и серебряные изделия, одежда, доспехи, оружие, дары, царские регалии, кареты и другие ценности, представляющие исторический интерес.
Бывшее здание Судебных установлений, первоначально Сенат, возведенное в 1776-1790 и дважды реконструированное в 19 в., занимало правительство СССР. В настоящее время это резиденция президента России. До революции 1917 здание было увенчано короной, которую сменил красный советский флаг, в 1991 замененный российским триколором.
Кремлевские соборы
Среди многочисленных культовых сооружений Кремля выделяются Успенский собор, Архангельский собор и Благовещенский собор. Успенский собор с пятью золочеными куполами построен в 1475-1479, неоднократно подвергался разграблениям и горел, но неизменно восстанавливался в первозданном виде, с XVI в. стал местом коронации царей. Архангельский собор, также с пятью куполами, сооруженный на месте храма XIV в. в 1505-1508 и последний раз отреставрированный в 1921, был усыпальницей великих князей и царей династии Рюриковичей и первых Романовых. Напротив Архангельского собора расположен Благовещенский собор с девятью золочеными куполами, домовая церковь русских царей. Он был построен в 1481-1489, перестроен в XVI в. и впоследствии неоднократно реставрировался.
Колокольня Ивана Великого
Для строительства Московского Кремля потребовалось двести миллионов кирпичей. Ярким примером использования кирпичного строительства на Руси времен Иоанна III стало возведение стены и храма Московского Кремля, которым заведовали итальянские мастера.
Кирпич без клейма, крупноразмерный, трапециевидный, кремлевский Тульский кремль.
. Кирпич из Наугольной башни Тульского Кремля.
Кирпичные стены и башни построены в 1514 — 1520 г.г. в качестве оборонительной крепости на южных рубежах страны. Кремль выдержал оса-ду крымского хана Девлет-Гирея в 1552 г., в 1608 г. в кремле четыре месяца выдерживали осаду царских войск повстанцы И. Болотникова. В кремле находятся пятиглавый Успенский собор, построенный в 1762 — 1764 г.г., Богоявленский собор (1855 — 1863 гг.), памятник Петру I.
Тульский кремль является одним из выдающихся памятников русского оборонного зодчества. Крепость продолжительное время защищала юж-ные рубежи государства.
В плане кремль представляет собой прямоугольник с периметром стен около 1 км и площадью 6 га. Мощный каменный фундамент лежит на дубовой свайной решетке. Стены возводились из двух видов материала — белый известняк и большемерный красный кирпич. Архитектура сочетает в себе традиционное русское зодчество и элементы прогрессивного западноевропейского фортификационного искусства.
Строительство городской крепости на левобережье реки Упы в Туле нача-лось по указу великого князя Василия III в 1507 году. На территории дубовой крепости построили каменный град, все работы завершены к 1520 году.
Во второй половине XVI века вокруг каменного кремля возвели деревянный острог, тем самым охраняемая крепостная площадь увеличилась более чем в 10 раз.
Свое оборонительное значение Тульский кремль утратил уже в середине XVII века, в частности даже не был включен в реестр крепостей, состав-ленный при Петре I. Однако исторический образ каменного града и крепостные сооружения старались поддерживать в изначальном виде: в последующие годы неоднократно производился ремонт, а первая комплексная научная реставрация была проведена в 1960-е годы.
Современная реставрация 2012–2014 годов проводилась при участии благотворительного фонда «Тульский кремль». В ходе работ были восстановлены стены, отремонтированы башни и торговые ряды, заново построена с сохранением исторического облика разрушенная в 1930-е годы ко-локольня Успенского собора.
Башни Тульского кремля
Повседневная практика показывает, что сложившаяся структура организации обеспечивает широкому кругу (специалистов) участие в формировании позиций, занимаемых участниками в отношении поставленных задач.
Почему Кремль из белого стал красным?
Многим, наверняка, встречалось выражение «Кремль белокаменный». Да и на полотнах русских художников часто можно увидеть белые кремлевские стены и башни.
Ходит множество мифов о нынешнем – красном – цвете. Согласно одному из них, Кремль выкрасили такой краской после прихода к власти большевиков, якобы, по образу кумачового стяга. Другие же называют 1947-й год и связывают это с тогдашней советской идеологией.
Многие удивятся, но нынешние кремлёвские стены были красными … всегда!
Возвели их как военное фортификационное сооружение с узнаваемыми зубцами итальянские зодчие. Было это еще в XV веке и для кладки стен использовали … обожженный кирпич с присущим ему красноватым оттенком.
Кремлёвские стены стали белыми в 1680-м году, во времена правления самодержца Федора Алексеевича.
На его имя поступила записка, в которой испрашивалось дозволение … побелить Кремль, на что был получен положительный ответ. С того времени стены и начали белить перед большими праздниками, т.к. побелка смывалась дождями.
Вот и ответ, почему на картинах художников той поры Кремль предстаёт перед нами белоснежным.
Рассматривая старые фотографии конца XIX столетия, уже можно заметить неряшливый, пятнистый вид кремлевских стен.
Их просто стали очень редко белить, а потому по всей поверхности начала оголяться кирпичная кладка. К 1940-му году от белого цвета практически ничего не осталось.
После начала Великой Отечественной войны часть кремлевских стен разрисовали для маскировки под жилые кварталы. Своеобразное «граффити» дезориентировало немецких лётчиков, бомбивших Москву.
В 1947-м году в городе провели большую реконструкцию. Тогда же отмыли стены, где надо подкрасили и с тех пор они и приобрели свой нынешний красный цвет.
Кстати, кремлёвские стены и сейчас периодически красят «под кирпич».
Коттеджи из 1990-х. Какими были и что стало с домами из красного кирпича
Эти дома в Подмосковье видно сразу — краснокирпичный особняк в три-четыре этажа с арочными окнами, высоким глухим забором и массивными воротами. В 1990-х у такого коттеджа был бы припаркован 600-й «Мерседес», БМВ 7-й серии или джип «Чероки», а в гардеробе владельца обязательно имелся бы малиновый пиджак. Внутри особняка непременно сауна (лучше — с бассейном) и бильярдная, много лепнины и позолоты в интерьере.
Все это — представление из 1990-х об элитной загородной жизни. Особняки строили большими, надежными, на века, предполагая передать по наследству. Прошло 30 лет, и сейчас такие дома считаются неликвидом, главная их ценность — в земельном участке.
Типичный дом из 1990-х
Типичный дом из 1990-х представляет собой строение из красного кирпича площадью 0,6–1 тыс. кв. м с башенками и ремонтом в «жесткой классике», говорит глава московского агентства недвижимости AIM Realty Илья Менжунов. Он занимается риелторским бизнесом с 2005 года, однако через него прошло несколько ярких домов той эпохи. «Например, коттедж с толщиной стен, со слов собственника, способной выдержать прямое артиллерийское попадание, а также с бронированными стеклами, с небольшими оборудованными отсеками для размещения оружия», — вспоминает Менжунов.
Дачный отдел в Penny Lane Realty, одной из старейших московских риелторских компаний, специализирующейся на элитной недвижимости, открылся в 1998 году. Клиентов, которым был нужен загородный дом, в компании тогда называли «дачниками», рассказывает Сергей Колосницын.
Он не берется однозначно оценить планировки и дома из 1990-х: «Нельзя описать планировки — это был совершенно полный бардак. Из требований: покупатели 1990-х хотели огромных площадей, львов, колонн, трехметровых заборов по периметру, и чем вычурнее архитектура и дом больше похож на замок — тем лучше».
«У меня дом с огроменной маССандрой»
Рассказывает директор департамента жилой недвижимости Penny Lane Realty Сергей Колосницын:
— Люди встречались разные — и не всегда по цвету пиджака (на которые была тогда мода) можно было определить род занятий. Скажем, у нас были клиентами первые бизнесмены, с точки зрения успешности взлетевшие потом до небес, и таможенники, и да, те, кто наверняка имели отношение к группировкам, но выглядеть при этом могли одинаково. Конечно, забавные случаи были. Однажды к нам обратился собственник дома с просьбой то ли сдать его, то ли продать и на полном серьезе так охарактеризовал свой объект: «У меня дом с огроменной маССандрой, а в маССандре — отличный бильярд». Вроде сдали мы тогда и его «массандру», и бильярд, но между собой до сих пор смеемся при слове «мансарда».
На ущербность архитектурных решений в 1990-х обращала внимание и пресса. Вот как этот вопрос в 1995 году освещался на страницах газеты «Коммерсантъ»: «Многие предприниматели, начиная строительство таких коттеджей, сделали непростительную ошибку в выборе архитектурного решения. Большинство построенных в Подмосковье коттеджей, претендующих на высший класс, выглядят достаточно убого, больше напоминая дома раннего средневековья, нежели современный коттедж».
В этой же публикации «Коммерсантъ» цитирует другую газету — американскую The Washington Post, где в 1993 году вышла заметка о загородных домах российских предпринимателей. «На протяжении 25 миль по дороге к деревне Раздоры вы встретите одно и то же архитектурное решение коттеджей. Большинство домов трехэтажные, построены из кирпича <…>. Из импортных материалов представлена только сантехника, остальное русское и не очень качественное».
Российские риелторы из XXI века не согласны с такими формулировками и оценками. «Справедливости ради — в 1990-х не было другого доступного материала, кроме красного кирпича, и строили из него не только «братки», но и депутаты, и дипломаты, а те же «братки» вполне могли построить приличный дом и из дерева, и из кирпича», — уточнил Колосницын из Penny Lane Realty.
«Эра краснокирпичных замков»
Рассказывает директор департамента жилой недвижимости Penny Lane Realty Сергей Колосницын:
— Что касается «люберецких», «солнцевских» и т. п., то это явное проявление определенного времени, где бизнес, криминал и антикриминал переплетались в немыслимых комбинациях с присущим той эпохе гротеском. Тогда еще не было градации престижности направлений (поселки на Новорижском шоссе, кстати, появились только в начале 2000-х), а на Рублевке еще со времен СССР жила элита. Поэтому локация не играла особенной роли в ценообразовании. Люди строили сами, где кому удобнее и с присущим времени апломбом. Это «эра краснокирпичных замков», когда так важно было померяться толщиной стен или размером бильярдного стола. Все это строилось в частном порядке, какая-то система не прослеживалась: что в архитектуре, что в выборе места под строительство.
«Сейчас такие дома выглядят безвкусно, а раньше это был wow-эффект, потому что ничего подобного не строилось вообще, и они произвели фурор на рынке», — заступается за дома из красного кирпича руководитель департамента загородной недвижимости Point Estate Сергей Горяинов. По его словам, таких домов много в стародачных местах, в том числе и на престижных шоссе. «На Рублевке таких домов достаточно много, особенно в Жуковке. А еще в Апрелевке и Новоглаголеве», — уточнил эксперт.
Впрочем, и после 1990-х годов в Подмосковье продолжали массово строить дома, которые быстро вышли из моды. «Также на Рублево-Успенском шоссе много неликвида, но построенного уже в 2000-х (около 90%). У них большая площадь, а выполнены они в тяжелом классическом, дворцовом стиле — «дорого-богато», с лепниной, золотом и так далее», — рассказал руководитель отдела загородной недвижимости Kalinka Group Михаил Долгов.
У поселков с домами из 1990-х — начала 2000-х позднее появилось собственное название — «Шанхай», — связанное с представлением о неблагополучных и густонаселенных районах. «Если эти поселки [со старыми коттеджами] рассматривать с визуальной точки зрения, то за те годы, которые они простояли, внешний вид многих домов достаточно сильно изменился и общий вид стал напоминать Шанхай», — объяснил Менжунов.
Стоит ли покупать такие дома сегодня?
Продажа старых коттеджей — весьма тяжелая история, лишь единицы подобного рода домовладений возможно реконструировать и адаптировать под современные форматы жизни. Чаще всего такие дома покупают по цене участка либо с небольшой наценкой (на Рублевке земля стоит огромных денег), рассказал Михаил Долгов из Kalinka Group.
В отдельную категорию риелторы выделяют продавцов, которые построили свой дом самостоятельно. В этих случаях коттеджи будут стоить выше рынка, «потому что их владельцы до сих пор считают, что за них можно просить миллионы долларов», уточнил Сергей Горяинов из Point Estate.
При этом старый коттедж, расположенный в престижной локации, проще снести, а не перестраивать. «В подобных случаях решающим фактором является место. В среднем стоимость снесения 500–700-метрового дома составляет от 1,5 млн до 2 млн руб., поэтому при торге покупатели просят учитывать этот фактор. Также бывали случаи, когда сами продавцы предлагали снос как опцию», — уточнил глава AIM Realty.
Читайте также: