Ковровская глиняная игрушка баба яга
Они имеют внешнее сходство, просты и незатейливы, поэтому я собрал их в одной публикации. Именно эти игрушки, на мой взгляд, сохранили большую часть первобытного, элементов, приемов ранней человеческой истории.
4. Каргопольская игрушка
Каргопольская глиняная игрушка — традиционный промысел в Архангельской области. Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове — деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения.
Гончары работали в районе Каргополя еще в XI–XIII веках. Как выглядели средневековые каргопольские игрушки, неизвестно. Археологам удалось найти только одну фигурку коня, которую сделали примерно в XV–XVI веках. Это обломок пустотелой фигурки коня, вылепленного из отдельных комочков глины и покрытого ангобом - раствором жидкой глины с примесью извести. По ней можно судить лишь о том, что тогда «бобки» (так здесь называют игрушки) не раскрашивались, отличались простой формой и условностью деталей.
В течение веков многими поколениями гончаров выверялись навыки и приемы лепки, а с ними рождались наиболее выразительные и обобщенные формы игрушки. Так возникло изображение женской фигуры на устойчивом полом конусе - юбке , обтекаемая компактная форма птички-свистульки, более сложные по силуэту изображения коня и всадника.
Изменялась со временем и техника обработки поверхности ( ангоб, обварка, полива ), которая повторяет по сути дела технологию изготовления глиняной посуды.
Обварка - технология, когда вынутое из печи раскаленное изделие окунали в мучную "болтушку" из овсяной или гороховой муки, которая вскипала на нем темными фантастическими разводами.
Полива - технология создания глазури. Готовое изделие обмазывали дегтем и посыпали его толченой свинцовой "мучкой". Во время обжига окись свинца плавилась и посуда покрывалась красивой зеленоватой глазурью.
В конце XIX — начале XX века каргопольские игрушки стали лепить иначе. Теперь их нередко создавали по частям, добавляли мелкие налепные детали . В то же время мастера начали украшать игрушки росписью — мелом, цветной глиной, сажей, охрой . Всю фигурку целиком белили, чтобы создать фон, затем намечали лицо или морду, расписывали одежду людей или туловище животных красными, зелеными, синими, черными узорами . Сохраняя традиционные формы, современные мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали , щедро расписывают маслом и темперой , избегая, однако, излишней пестроты.
Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин . Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс ) с окладистой бородой, при орденах и эполетах.
Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах (Тянитолкай). Одну голову ему красили в черный цвет, другую — в белый , а между ними сажали глиняного всадника. В такую игрушку вкладывали глубокий смысл: белая сторона Тянитолкая олицетворяла свет, добро и жизнь; черная — зло, тьму и смерть.
В 30-е гг. 20 века гончарный промысел в районе Каргополя сошел на нет, ещё раньше прекратилось изготовление игрушек. Одним из немногих каргопольских мастеров, которые не бросили ремесло в 1930-х годах, был Иван Васильевич Дружинин (1887 - 1949г.г.) из деревни Гринево.
И.В. и Е. И. Дружинины. Удод с птенцом. Удод – свистулька. 1936 - 1937 гг. Архангельская обл., г. Каргополь
И.В. и Е. И. Дружинины. Удод с птенцом. Удод – свистулька. 1936 - 1937 гг. Архангельская обл., г. Каргополь
Его игрушки сейчас считаются классическими: манера их изготовления больше всего приближена к старинным фигуркам.
Среди каргопольских игрушечников особое место отведено Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977 гг.), единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у неё забытому ремеслу. Благодаря интересу к работам Ульяны Бабкиной в 60-х годах ХХ века началось возрождение каргопольского промысла.
В 1967 году по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе открылся гончарный цех, который вскоре стал филиалом архангельского предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры» . Возглавил новое предприятие Александр Шевелёв — потомственный гончар из деревни Токарево.
Очень подробно о Каргопольской игрушке здесь.
5. Кожлянская (Курская) игрушка
Глиняная игрушка из села Кожля относится к народному достоянию Курского края. Есть в современной Курской области город Курчатов, а неподалёку от него село Кожля. Когда-то в XVII веке в Курской губернии был развит гончарный промысел. В этих местах были богатые залежи хорошей глины. Игрушками занимались исключительно женщины, а мужчины добывали глину и лепили серьёзные гончарные изделия.
Игрушки развозились далеко за пределы Курской земли, даже в Персию и в Турцию. Перевозили в бочках. Кстати, отсутствие лишних деталей и налепов обусловлено как раз удобством перевозки, чтобы не откалывались мелкие детали.
Точной даты возникновения промысла уже наверно никто не назовёт. Известно, что промысел по изготовлению кожлянской игрушки активно развивался примерно до 1930-х годов и стал быстро исчезать. Возрождаться она начала только в начале 1980-х. Директор школы соседнего с Кожлей села, Дроняева, Светлана Гасникова, стала расказывать детям о том, чем жили их предки, в школе стали преподавать лепку и гончарство. Учить детей взялась Валентина Венедиктовна Ковкина. Она была одной из трёх оставшихся на тот момент мастериц, в совершенстве владевших знанием основ промысла. Сейчас кожлянскую игрушку продолжают делать на уровне промысла Валентин и Лилия Тимофеевы. В Курчатовском районе проходит ежегодный фестиваль гончарного мастерства «Батюшка Егорий».
Внешне это фигурки из светлой, почти белой глины. Изначально кожлянская глина сероватого цвета, даже немного голубая. После обжига изделие становится белым или слегка бежевым.
Все игрушки, не зависимо от образа, изготавливают без лишних налепов, только важные для передачи образов детали: шляпки у барынь, колокольцы под дугой упряжки. Глаза, рот, нос выполнены проколами. Иногда глаза выделяют кружком вналеп и в центре накалывают точку.
Кожлянская игрушка — обычно свистулька, хотя бывают и исключения в виде скульптуры: «чудо-всадников» на трёхглавых конях, и фантастических животных, деревья и птиц. Особый сюжет кожлянской игрушки — фантастические животные, такие, как и 200 лет назад.
Один из наиболее интересных сюжетов — всадник на трехглавом коне — своеобразный вариант русской тройки. Он был заимствован русской игрушкой из украинской пластики, появился в начале 1900-х годов.
Жемчужиной Золотого кольца считается златоглавый Владимир. В знаменитую столицу Древнерусского государства стремятся попасть многочисленные потоки туристов. Знакомство с историей родной страны сложно представить без путешествия в город, созданный Владимиром Мономахом в 1108 году. На протяжении своей жизни он был стольным градом Владимира – Суздальского княжества, резиденцией митрополитов, духовным центром Руси.
Веками формировалась уникальная архитектура города. Величественные соборы, храмы сверкают необычными элементами зданий, стоящих вдоль берегов реки Клязьмы. Уникальные росписи внутреннего и внешнего убранства церквей, творения многочисленных народных промыслов поражают оригинальностью, красотой. Что привезти из Владимира в подарок поможет информация статьи.
Владимирская гладь
Археологические находки Древней Руси включают фрагменты одежды IX-X столетий, содержащие узоры, вышитые золотыми нитями. История искусства вышивки интересно представлена в музее Троицкого храма города. В ней отражаются этапы появления новых типов вышивки, ставших достоянием одежды не только богатых людей, но и обычных крестьян.
Дорогостоящие золотые нити, ткань (первые вышивки выполнялись на тканях из шерсти) заменились на мулине, нити для вышивания, лен в качестве основы. Создателями «экономной» вышивки или цветной глади «владимирский шов» стали мастера поселка Мстера Владимирской области. Верхошов представляет собой одностороннюю гладь с застилом только на лицевой стороне. На изнаночной части образуются мелкие стежки, идущие по контуру рисунка.
Во время создания крупных элементов стало возможным сэкономить большое количество расходных материалов. Среди них мулине (в несколько сложений), шерсть, синтетика, ирис. Основным цветом нитей является красный разных оттенков и растительный орнамент. Отличным подарком будут изделия «подушка», «панно птица». Они яркие, красивые, легкие, не занимают много места, что удобно во время поездки.
Платки
Читая русские сказки, знакомясь с жизнью Древней Руси, нельзя не восхититься удивительным элементом одежды: разноцветной шалью, ярким платком. Их использовали мужчины, женщины. Популярность красивых платков нельзя истребить никакими новшествами современных стилей одежды. Опытные дизайнеры всегда найдут способ использовать платок для модного украшения.
Сейчас из платков шьют оригинальную одежду: юбки, джемперы, кардиганы. Удивительное творение – Павлапосадский платок доставит огромную радость в качестве подарка. Он давно стал символом России, произведением искусств, выросшим из древнего крестьянского промысла. Ручное ткачество изделий создавалось из тонких шерстяных нитей с ярким, богатым узором с двух сторон. В 1795 году индивидуальный труд превратился в артель платочной мануфактуры.
Мастерицы на современной фабрике, которой в 2020 году исполнилось 225 лет, работают по рисункам (крокам). Их создают художники на листе ватмана. На готовую ткань рисунок наносят после изготовления шаблонов для красок каждого оттенка. В качестве основы служит шелк, шерсть, хлопок. Расписные платки имеют традиционный растительный орнамент, интересные тематические композиции. Например, из спортивных элементов.
Платок давно стал «протокольным подарком» на самых высоких мероприятиях. Для гостей предлагается выбор ярких, красочных изделий любого оттенка, размера, вида ткани: «Подкова», «Белые розы», «Женское счастье», «Богатая невеста», «Роза и рябина» и многие другие из 800 типов платков. Они такие же драгоценные, особенные, как и те, которые хранятся в сундуках наших бабушек.
Украшения из натуральных камней
Из поездки в древний город можно привезти уникальные украшения, созданные по древним мотивам русского искусства. Это серьги, бусы, браслеты, пуговицы и т. д. Они порадуют людей любого возраста. Красивые натуральные камни стали использоваться не только как нарядное дополнение, но всё чаще с тали использовать волшебные свойства природных материалов в роли оберегов, талисманов, приносящих удачу.
Их магические свойства помогают укрепить здоровье, изменить в лучшую сторону многие сферы жизни человека. При этом люди стремятся иметь украшения из камней, соответствующих своему знаку рождения. Изделия мастеров Владимирского края отличаются красотой, самобытностью, высоким качеством. Не растеряться от многообразия предложений магазинов, салонов города поможет посещение музея, выставок, рассказывающих об интересных исторических моментах изготовления изделий из натуральных камней на Руси.
И тогда в багаже появятся редкие серьги, бусы любой длины, кокошник, расшитый не только золотом, серебром, но и натуральными камнями. Особым подарком станет знаменитый браслет Шамбала, обладающий уникальными магическими свойствами. Купить подарок можно, например, на проспекте Ленина, 40.
Мстёрская лаковая миниатюра
Среди народных промыслов древних жителей Владимирской земли особое место занимает миниатюрная живопись, выполненная на предметах небольшого размера: шкатулках, пудреницах, коробках, декоративных сундучках для хранения украшений. Самобытный стиль лаковой миниатюры зародился в поселении Мстёра.
Это был центр иконописи XVIII столетия, создавший стиль «Мелочные письма». С его помощью на иконах вырисовывались мелкие сценки из жизни святых. Гораздо позже такие маленькие элементы появились в изделиях декоративно-прикладного назначения.
Кропотливым трудом рук умельцев с помощью темперной краски, многослойного покрытия лаком создаются красочные сюжеты из русских сказок, древнерусского быта. Изделия с яркими картинками украсят любое современное жилище, повседневные предметы в виде футляров для очков, часов, шкатулок. Узнать полную информацию об уникальном направлении русского творчества, купить сувенир просто в Музее знаменитой Троицкой церкви по адресу Дворянская, 2.
Изделия из бересты
Особое место у жителей древней Руси занимал уникальный дар природы – береста. На ней писали, использовали в роли строительного материала, стойкого при воздействии влаги. Из бересты делали обувь (лапти), посуду, применяли в качестве целебных средств. В состав известной мази Вишневского входят компоненты бересты и в настоящее время.
В экспозициях некоторых музеев находятся уникальные картины, выполненные на бересте. В народных промыслах береста стала незаменимым поделочным материалом. Из него созданы многочисленные сувенирные изделия: шкатулки, туески, панно. Хорошим подарком охотникам, рыболовам, туристам станет нож с наборной рукояткой из бересты. Им можно пользоваться в мороз, дождь, жару.
Уникальное заплечное приспособление (кошель в форме конверта) из бересты порадует грибников. Сложно отказаться от легкого, удобного лукошка для ягод (кужовка с квадратным дном и круглым верхом), лопатошника (поясной сумки для небольших инструментов). Или от красивого туеска с орешками, знаменитыми Владимирскими вишнями.
Множество интересных историй из жизни русских поселений можно вспомнить, рассказать детям, глядя на старинные лапти с острой, двойной пяткой или, созданных по «московскому» варианту с толстыми бортами и круглой головкой. Выбрать сувенир из бересты предлагается в сувенирных лавках на улице Большая Московская.
Глиняная посуда
Среди археологических раскопок древних поселений Руси огромное место занимают останки глиняной посуды разной формы, назначения. На некоторых найдены клейма с указанием времени, имени изготовителя. Гончарное дело было масштабным из-за наличия многочисленных видов глины. Оно передавалось по наследству, сохраняя особенности обжига, декора, элементов формы предметов, тайн создания надежных гончарных кругов.
На Владимирской земле находится известная домашняя гончарная мастерская села Коровино. Старинный промысел открыл новый этап своей жизни среди цехов фабрики. Здесь изготавливается разные варианты посуды, игрушек, предметов быта современной жизни. Достойным украшением самой модной кухни станет посуда, созданная из глины по авторским предложениям художников.
Приятно выпить чай из глиняного сервиза, попробовать вкусные блюда их керамических, а не пластмассовых тарелок, любоваться величественных кувшином, стоящим на деревянном столе. Подарок для домашнего уюта в виде глиняной посуды можно купить во многих магазинах города, например, на улице Тракторной, 45.
Изделия мастеров-игрушечников отображали многообразные сценки русского быта, а также персонажи русских сказок. Нарядная барыня встречает гостей хлебом-солью. Весёлый скоморох что-то наигрывает на балалайке. Девушки в ярких сарафанах водят хороводы. Бабушка и дедушка стоят у расписной печи и любуются на озорного колобка. Другое семейство занято важной работой – надо вытянуть репку. Этот удивительный мир наполнен солнечным светом и добрым юмором.
Ковровские игрушки возвращают нас к истокам, к природе, к национальным корням.
Ковров – районный центр Владимирской области. Согласно преданию возник в XII веке как деревня Елифановка, называвшаяся по имени её основателя зверолова Елифана. В XVI веке село принадлежало князьям Ковровым, от чего и получило название «Коврово». В 1778 году село получило статус уездного города.
Берега реки Клязьмы богаты месторождениями уникального природного материала – красной и голубой глины. Наличие глины способствовало развитию «глиняного промысла».
Об этом свидетельствуют результаты предпринятых в 1925 году археологических исследований в Ковровском районе. При раскопках городища Кляземский городок, на месте которого находился древний город Стародуб-Кляземский, было обнаружено 135 черепков гончарной и лепной посуды XII-XVI веков.
Наряду с глиняной посудой, местные мастера изготавливали игрушки – свистульки и фигурки, изображавшие людей, животных и птиц.
Краеведам удалось выяснить, чем ковровские игрушки отличались от дымковских и филимоновских. Оказалось, что ковровские мастера создавали не только фигурки животных и сказочных героев, но и бытовые сценки из русской жизни и с предельной четкостью выписывали все детали. У глиняного сарафана всегда были глиняные завязочки, у глиняной барышни – глиняные сережки, а в глиняной печке – глиняные пирожки.
Во II-й половине XIX века гончарный промысел на территории Ковровского уезда получил новое развитие. Этому способствовало расширение торговли и обновление технологического процесса. Изделия начали изготавливать из голубой глины, затем обливать их суриком; а красная глина использовалась для выделки дна посуды или в качестве связующего вещества.
В этот период, как и в прежние времена, в дополнение к производству посуды небольшими партиями лепились игрушки. Предназначались игрушки для крестьян или городских мещан. На протяжении XIX – начала XX веков игрушки продавались только во Владимирской губернии. Постепенно промысел пришёл в упадок.
Возрождаться традиционный промысел в новом качестве на Ковровской земле начал лишь спустя столетие,в конце XX века. Красочность, самобытность, тщательная проработка деталей и утонченная роспись ковровских игрушек дала им новую жизнь. В настоящее время она заслуженно встала в один ряд с лучшими художественными промыслами России.
Современная история ковровской глиняной игрушки ведётся с 1993 года.
«Глиняный промысел» сегодня представляет ООО «Фабрика «Ковровская глиняная игрушка»».
Ковровская глиняная игрушка является «визитной карточкой» города Ковров. А теперь -немного о технологии изготовления этой игрушки.
Изготавливается игрушка из голубой глины, добываемой на территории Ковровского района. Знание о том, где находится месторождение глины, передается мастерами из поколения в поколение. Говорят, что у каждого мастера есть своя заветная копанка. Глина вручную выбирается из копанки, тут же вычищается и собирается в мешки, в которых хранится в течение года. В таком виде она уже готова к применению.
Каждый лепщик доводит глину до определённой степени вязкости в зависимости от того, какие именно изделия собирается лепить. Мастер формует глину, раскатывая её скалкой на плоскости. Маленькие фрагменты раскатываются пальцем на ладони.
Вышедшие из рук лепщика изделия выдерживаются при комнатной температуре в течение 3-5 дней. За это время они затвердевают. В процессе естественной сушки происходит диффузия. Как говорят мастера «глина в глину входит». Далее изделия подсушиваются в течение 2 суток при более высокой температуре – до 30°С (игрушки ставятся на батарею или помещаются в полуостывшую печь). И только после этого абсолютно сухое изделие подвергается обжигу в печи в течение 8 часов. Затем остывшие изделия вынимаются из печи и поступают в цех росписи.
Художественный образ игрушки создается совместным трудом мастера, вылепившего игрушку, и художника, расписавшего её.
Для росписи применяются масляные художественные и темперные краски. Стилистические особенности ковровской игрушки – яркая, сочная цветовая гамма, сюжетное многообразие, тщательная тонкая проработка деталей.
Основные образы ковровской игрушки – мать, кормящая или купающая младенца, персонажи русских сказок, жанровые сценки русского быта (печка, русское подворье, русская баня , парочка у плетня, ярмарка, чаепитие ).
Лепят на фабрике и шкатулки-игрушки – масленица, дровосек, барышня с сундучком, купец с баранками, купчиха, коробейник и др. Множество сюжетных композиций способны многое рассказать о жизни наших древних предков: об их обрядах и быте.
В Ковровском историко-мемориальном музее с декабря 2006 года действует интерактивная экспозиция «Мир глиняной игрушки». Экспозиция включает в себя просмотр видеофильма, запечатлевшего все стадии создания глиняной игрушки.
В завершении экскурсии специалистами народного промысла проводится мастер-класс – мастером-лепщиком и художником. Каждый посетитель может сам слепить игрушку либо расписать уже готовую заготовку.
Нарядная барыня встречает гостей хлебом-солью. Весёлый скоморох что-то наигрывает на балалайке. Девушки в ярких сарафанах водят хороводы. Бабушка и дедушка стоят у расписной печи и любуются на озорного колобка. Другое семейство занято важной работой – надо вытянуть репку. Этот удивительный мир наполнен солнечным светом и добрым юмором. Ковровская игрушка – достаточно молодой промысел, но его корни очень глубоки.
Глиняная легенда
На территории нынешней Владимирской области издавна производились гончарные изделия. Побережье реки Клязьмы славилось месторождениями уникальной глины – красной и голубой. Однако изготовление игрушек не было основным занятием мастеров. Лишь иногда, в часы досуга, они создавали забавные фигурки, которые доставляли много радости детям. Главным же делом было производство посуды. В XIX веке она пользовалась особенно большим спросом.
В XX столетии наступил упадок гончарного производства, и только в 1993 году началось его возрождение в новом качестве. Была открыта фабрика «Ковровская глиняная игрушка», где мастера стали создавать уникальные изделия. Так начал формироваться самобытный промысел, стиль которого сейчас очень узнаваем. Глиняные игрушки стали визитной карточкой не только Коврова, но и всей Владимирской области.
Яркость и утончённость
Фигурки производят впечатление лёгкости и непринуждённости. Однако технология их создания достаточно сложна. Для изготовления игрушек берётся глина высокого качества, которая проходит несколько этапов обработки. Только после этого лепщик может приступить к формированию фигурок, для чего используются различные инструменты. Перед обжигом игрушки длительное время высушиваются при комнатной температуре.
Мастер-лепщик работает в сотрудничестве с художником. Роспись игрушек производится масляными красками, в последние годы стали также применяться и темперные. Цвета используются яркие, жизнерадостные – нередко они заимствуются у окружающей природы. Росписи свойственна особая утончённость, каждая деталь тщательно прорисовывается.
Бесконечный поиск
Среди фигурок можно узнать персонажей любимых с детства сказок. Композиции часто состоят из нескольких фигур, что помогает изобразить развёрнутые сюжеты. Очень колоритны бытовые сценки – чаепития, катания в ладье. Влюблённые у плетня выглядят поэтично и трогательно. Завораживают игрушки-перевёртыши – если смотреть на них с разных сторон, то одно изображение превращается в другое.
В Ковровском историко-мемориальном музее действует интерактивная экспозиция «Мир глиняной игрушки». Там можно подробно ознакомиться с историей и особенностями промысла. Желающим предлагается попробовать самостоятельно сделать игрушку. Тем временем мастера не останавливаются на достигнутом и часто решаются на смелые творческие эксперименты. Поэтому можно ждать новых откровений, которые станут ярким вкладом в дело развития прекрасного.
В нашем каталоге представлен образ Бабы Яги как текстильная кукла с которой с удовольствием играют взрослые и дети.
Здесь Вы купите колоритную куклу Бабы Яги! - в каталоге представлены авторские куклы и произведённые в мастерских народных промыслов
В сказках, часто бабушка помогала и направляла, давала мудрые советы, решала сложные ситуации. Благодаря этим проявленным качествам, она считается знахаркой, доброй волшебницей.
Также, кроме самой куклы, у нас Вы купите избушку Бабы Яги деревянную, расписную, из керамики, копилку, статуэтку. Получится настоящий сказочный комплект.
Яга в ступе из дерева или на помеле - самый загадочный персонаж из русских, народных сказок. У нее множество лиц и ролей. Прекрасный подарок для вашего ребенка.
Немного истории
Почему она называется «Ягой» до сих пор спорят, у старушки находят финно-угорские корни, полагают, что она была языческой богиней отвечала за переход в иной мир и врачевание.
Ростовая кукла Баба Яга на подставке приобретается для огородов и приусадебных хозяйств, она не только украшает, но и отгоняет птиц.
Кукла поможет создать сказочную атмосферу в детской, она не занимает много места, легкая и совершенно безопасная.
Современные ремесленники создают расписные матрешки в виде Бабки Ёжки. Кукла сопровождается другими персонажами из народных преданий — леший, кот, сова, водяной. Такой оберег можно подарить на любой праздник - Новый год, новоселье, день рождения.
В каталоге есть разные виды игрушек, высотой от 12 - 24 см до больших кукол 40 - 60 см, различной формы и цветов. Для кукол Баба яга художники создают оригинальную одежду из натуральных тканях в приглушенных тонах - серый, коричневый. Если вы приобретаете игрушку как интересный предмет интерьера, выбирайте ярких персонажей, их можно поставить на полку в спальне, в новогодние праздники поместить под ёлку.
Постоянно появляются новинки, авторские сувениры, обновляются скидки. Бесплатная доставка по Москве и Санкт-Петербургу при заказе от 3000 рублей.
➽ Смотрите видео-обзор Кукла Баба Яга
Читайте также: